Эссе создает человека природа но развивает его общество. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (ЕГЭ обществознание)

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Для начала я дам определения понятиям общество и природа, установим связь между ними. Природа – это весь окружающий мир. А общество – отдаление от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их организации. Само определение указывает на такую взаимосвязь между обществом и природой, что первое ранее было включено во второе. В то же время человек неотделим от природы и общества, а является лишь их частью.
Поэтому трудно не согласиться с высказыванием В.Г.Белинского по этому поводу.
Ведь Действительно, человек как существо создан природой, а его сознание и мышление формируется в обществе. В этом высказывании автор ставит проблему двойственной природы человека: его биологической и социальной сущности.

Биологическая сущность человека заключается в том, что он обладает инстинктами (самосохранения и др.), рефлексами, ему необходимо удовлетворять свои естественные потребности (сон, еда). Социальная же природа человека может "раскрыться" лишь в процессе жизни в обществе, который не возможен без социализации - усвоения общественный норм и правил, получения социального опыта при помощи различных агентов социализации - семьи, школы, ближайшего окружения. Именно в процессе социализации человек становится личностью, т.е субъектом социокультурных отношений. Важные социальные черты человека - интеллект, способность к сложным эмоциям, речь.

Социальную сущность мы можем разделить на первичную и вторичную. Первичная социальная сущность происходит на самых ранних этапах жизни человека: в раннем детстве. Агентами первичной социальной сущности могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т.д.) В ходе первичной социальной сущности человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социальную сущность, когда идет в школу. То есть, по мнению ученых-обществоведов, школа – основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т.д. К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».
В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются. Даже такой простой и естественный процесс как прием пищи люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.
С самого рождения я была окружена родителями, которые передали мне основные навыки, знания и умения, необходимые для жизни.
Спустя некоторое время я попадала в другое общество – детский сад, где получала навыки общения со сверстниками. Потом меня ждала школа, колледж, а в дальнейшем и институт, работа.
С каждым годом я обретала все больше и больше знаний и опыта, развивалась, развиваюсь и буду развивтаься становясь индивидуальностью и личностью. В дальнейшем я буду помогать детям развиваться и становится индивидульной личностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, рождаясь на свет не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть, лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

Все сущности вместив в себе природы,
Я был ее устами и умом;
Я в ней читал все символы, все буквы,
И за нее я с Богом говорил...
Она, немая, чувствовала только,
А я один владел двумя дарами:
В устах носил алмаз живого слова,
А в голове луч вечный истин, мысль!..
Я постигал непостижимость время
И проникал все сущности вещей,
И обнимал сознанием пространство...
Я утопал в гармонии вселенной
И отражал вселенную в себе.

Природа! Человек - твое творенье,
и этой чести у тебя не отберут,
но на ноги поставил с четверенек
и человеком предка сделал труд.
Труд... Есть ли что упорней и крылатей!
Покорны людям горы, ярость рек.
Кто в наш рабочий век с трудом в разладе,
тот и сейчас для нас не человек.

Для начала дадим определения понятиям общество и природа, установим связь между ними. Природа – весь окружающий мир. А общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их организации. Само определение указывает на такую взаимосвязь между обществом и природой, что первое ранее было включено во второе. В то же время человек неотделим от природы и общества, а является лишь их частью. А именно он – био психосоц иальное существо. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием В.Г.Белинского по этому поводу.

Принадлежность человека к природе подметил еще древнегреческий философ Платон: «Человек – двуногое животное без перьев». Ведь первоначально человек мыслится как часть природы, ее «сын», индивид, а именно единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психофизических черт человечества – разума, воли, потребностей, интересов. Но человек становится личностью, формируется его характер, мировоззрение только в процессе социализации (от лат. socialis – общественный). Социализация – это освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества. Осуществляется данный процесс в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности. К примеру, первые элементарные сведения ребенок получает в семье, закладывающей основы сознания, поведения. Эти сведения легко он воспринимает через игры, чтение книг, увлечения. В последующем эстафету социализации принимает школа. Процесс социализации начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Истинности высказывания противоречит герой Р.Киплинга Маугли, который не в процессе социализации, а в ходе изучения окружающего мира научился говорить, мыслить, использовать орудия труда для приготовления пищи, разжигания огня. По моему мнению, это больше исключение из правил. Ведь человек, или, как его называют «Маугли», оторванный с ранних лет от общения, изолирован, не сможет приобрести социальные черты, совершенствовать себя и стать, в конце концов, личностью. К признакам «Маугли» относятся неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализация, страх перед людьми (люди воспринимаются как чужие, не «члены стаи», существа другой породы). В истории много похожих примеров. Известен случай, когда девочка, воспитанная собаками, отождествляла себя с собакой даже тогда, когда научилась говорить. С ее точки зрения, она не принадлежала к человечеству, а была именно собакой. Случается, что абсолютно здоровые в привычной звериной среде «Маугли» умирают, попав в человеческое общество – для них это не только физиологический, но и глубокий культурный шок.

Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой - социальная. Однако настоящий человек, а не существо, имеющее его физиологию – может быть воспитан только в социуме, в обществе, в группе людей. Недаром сказал Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

Эссе на тему “«Создает человека природа, но образует и развивает его общество» В.Г.Белинский” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Эссе по обществознанию

Эссе на тему:
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Белинский

Эссе на тему:
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Белинский


Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В.Г. Белинский)
Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.
Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой - социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Эссе «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»

Пример написания эссе по обществознанию по высказыванию Белинского

Если рассматривать человека как биологический вид, то можно согласиться с утверждением В. Г. Белинского о том, что его создает природа. Природой мы называем все процессы в мире, зарождающиеся и протекающие без вмешательства человека. Нет, конечно, человек активно использует дары природы, а часто портит их и уничтожает, но если гипотетически человека и его технологические достижения изъять из окружающего мира, то все, что останется, мы и называем природой.

Вторая часть высказывания, где утверждается, что развивает и образует человека общество, не так однозначна, как кажется. С ним можно согласиться, только если допустить, что эти глаголы означают как положительное, как и отрицательное воздействие на человека. Ведь в одном и том же городе живут и честные труженики, и воры.

Именно окружение человека, начиная с первых дней жизни, оказывает огромное влияние на его рост и развитие - физическое, психологическое и духовное. Для маленького человечка его родители и есть для него целый мир. Однако сами родители, уже социализированные в «родном» окружении, начинают прививать ребенку его нормы. Ребенок растет, знакомится с новыми людьми, новыми формами социальных отношений (в садике, школе), осваивает новые социальные роли. Не только благодаря приобретенным навыкам и знаниям, а еще на основе врожденных качеств и наклонностей формируется личность человека. Не воспитанием единым, ведь случается, что из хороших семей выходят люди, что ведут асоциальный образ жизни. Врожденные склонности развиваются или подавляются обществом. Иногда это идет на пользу и самому человеку, в случае если ему прививаются хорошие привычки и взгляды. А бывает наоборот, например, когда родители заставляют ребенка отказаться от творческой деятельности в пользу образования и работы, обещающих материальный достаток.

По моему мнению, общество подгоняет личность под свои требования. По форме общества бывают очень разные – многолюдные и нет, открытые и закрытые, развитые и первобытные, демократичные и тоталитарные. Те качества личности, которые соответствуют общественно одобряемым нормам, поощряются, остальные осуждаются. Например, в тоталитарных обществах, как в армии, поощряется беспрекословное повиновение, а в демократических – свободомыслие, активность и креативность.

Жить в обществе и не быть его продуктом невозможно. Можно соглашаться с тем, что диктуют общественные стандарты, можно противостоять им, но не получится остаться «нетронутым». Не каждый уйдет отшельником в горы или попробует выжить без теплого дома и продуктового магазина за углом, хотя иногда конфликт общественных и личных потребностей приводит человека к этому. Ведь за налагаемые ограничения общество платит нам определенным комфортом. Или наоборот. В любом случае, каждый из нас имеет голову на плечах, чтобы как-то контролировать этот процесс, хотя бы по отношению к себе самому.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»

В. Г. Белинский

Выбранное мною высказывание связано с проблемой формированием человеческой личности, ролью и значением природных и биологических качеств, а также воздействием общества на личность. Значимость проблемы связана с тем, что для человека всегда было важно понять, что задается в нем природой, а что дается как результат воздействия общества.

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». То есть, с его точки зрения, изначально человек – такое же творение природы, как и любое из животных и лишь в процессе взаимодействия с обществом он становится «полноценным» человеком. Иными словами, именно общество превращает человека в личность. Я не могу не согласиться с мнением автора, так как я тоже считаю, что именно в процессе взаимодействия с обществом человек приобретает те социальные качества, которые и отличают его от животных, становится личностью в полном смысле этого слова; именно общество «развивает и образует» его.

Для теоретического обоснования точки зрения рассмотрим понимание человека в общественных науках. Человек – биопсихосоциальное существо. То есть в человеке соединяются биологическая (природная), социальная и психологическая составляющие. Но в данном контексте нас будут интересовать его биологические и социальные части человеческой сущности. Соответственно этому в общественных науках введено несколько терминов для определения общественной сущности. Человек рождается носителем исключительно биологических особенностей, индивидом (единичным или типичным представителем вида Homo Sapiens). Так как человек является частью природы, ее творением, то ему от рождения присущи те же качества, что и другим ее представителям.

Рассмотрим процесс, в ходе которого человек становится личностью – так называемую социализацию. В процессе социализации человек становится личностью, то есть приобретает социально значимые и социально обусловленные качества, то есть, говоря словами В.Г.Белинского, «развивается и образуется». Но, рассмотрим подробнее понятие социализации. Сам по себе этот процесс и есть процесс становления личности: человек из индивида, биологического существа превращается в человека в широком смысле этого слова. Это происходит посредством освоения знаний, умений и опыта в жизни общества, освоения различных социальных ролей. Иными словами, социализация – это вхождение человека в мир социальных связей и взаимодействий.

Социализацию мы можем разделить на первичную и вторичную. Первичная социализация происходит на самых ранних этапах жизни человека: в раннем детстве. Агентами первичной социализации могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т.д.) В ходе первичной социализации человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социализацию, когда идет в школу. То есть, по мнению ученых-обществоведов, школа – основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т.д. К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд конкретных, фактических примеров. Приведем пример из истории русской литературы, показывающий влияние общества на становление личности человека. Рассмотрим это на примере двух титанов русской поэзии: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. И если лирика первого наполнена философским оптимизмом и доверием к жизни, то лирика второго объята трагическим пафосом, между строк сквозит трагическое, пессимистичное мировосприятие. Литературоведы объясняют этот феномен очень просто. Основные этапы становления личности А.С.Пушкина пришлись на период приподнятого общественного настроения в связи с победой в войне 1812 года. А мировосприятие и личность М.Ю.Лермонтова формировались под влиянием разгрома восстания Декабристов 1825 года, то есть в то время, когда общество находилось в подавленном состоянии.

Другим не менее красноречивым примером мы можем считать известного всем персонажа Редьярда Киплинга – Маугли. Маугли – мальчик, воспитанный животными, а значит, лишенный влияния общества. Мы можем наблюдать за развитием в нем биологически заложенных качеств: инстинктов, примитивных навыков, направленных на удовлетворение естественных потребностей. Но о развитии социальной составляющей его сущности не могло быть и речи. Примечательно, что это не только литературный, выдуманный писателем пример. История знает немало примеров людей, воспитанных животными. Лишенные влияния общества, они были абсолютно не социализированы. Не пройдя процесс социализации они оказывались лишены даже базовых социальных навыков, не обладали элементарными знаниями и опытом.

Не стоит забывать, что процесс социализации начинается в семье, а значит, этот социальный институт имеет особое влияние на становление и формирование личности. Так, американская статистика показывает, что у детей, в раннем детстве столкнувшихся с насилием со стороны матери или отца, шанс впоследствии оказаться в тюрьме в 8 раз больше, чем у детей из благополучных семей. То есть общество может и негативно сказываться на социализации личности.

Помимо фактических примеров можно привести пример из повседневной жизни. В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются. Даже такой простой и естественный процесс как прием пищи люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.

Таким образом, проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод, что человек, рождаясь не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть, лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

Вам также будет интересно:

А вы знаете, почему Герасим утопил Муму?
Почему Герасим утопил Муму? Наверняка этот вопрос интересует многих людей, особенно тем,...
Как человек разрушает окружающую среду
В соответствии со ст. 86 Закона РФ вред окружающей среде может быть причинен юридическими...
Так говорит война: безмолвные архивы Первой мировой
В.В. Бибиков Вспомнить поименно.Электронная база «Алфавитные списки потерь нижних чинов...
Развитие медицинской психологии, ее предмет, задачи и методы
Задания в тестовой форме. Методом медико-психологического исследования является а)...
Распорядок дня на английском языке
Кратко о статье: Он самый известный супергерой всех времен и народов. Его биографию можно...