Линией маннергейма на карте. Маннергейма линия

Многие знают что незадолго до ВОВ Советский союз участвовал в короткой, но тяжёлой войне, которую в последствии назвали "зимней". Прежде о зимней войне я знал лишь то, что там победили наши и СССР в итоге отошла часть Финляндии и что после неё советских солдат переодели в ушанки потому, что там они поотмораживали себе уши в будёновках. С той войны в лесах Ленинградской области от берега Ладожского озера до берега Финского залива осталось много разрушенных сооружений, которые когда-то образовывали линию Маннергейма. Я не собираюсь расписывать во всех подробностях историю войны и данного комплекса. Это можно в книжках прочитать. Я лишь расскажу о местах, которые посетил немного опираясь на их историю. Линия состояла из укрепрайонов, в которых находились ДОТы, бункеры, форты. В промежутках между укрепрайонами находились километры противотанковых надолбов колючей проволоки, рвов и окопов, а также минные поля и прочие ништяки. На приложенной ниже карте я обвёл красным места, где ещё что-то осталось. Где обведена большая территория-там укрепрайон с несколькими строениями. Маленькие кружки-это единичные строения. К сожалению некоторые укрепрайоны находятся в таких дебрях, что туда без трактора не добраться. Поэтому расскажу только про те, до которых смог добраться на своей легковушке.



История линии Маннергейма берет свое начало в 1918 году, когда Финляндия получила независимость от России. Как только образовался СССР, в Финляндии начали думать как защититься от них. Строить начали в 1920-ом и продолжали с перерывами вплоть до начала войны в 1939 году. К Началу войны финны отгрохали аж три линии: главную ближе всех к границе, затем шла линия поменьше - промежуточная и ещё одна на подступах к Выборгу. Оба государства давно готовились к агрессии друг друга, но первый удар всё-таки нанесла Финляндия артобстрелом 26 ноября 1939 года, и СССР "запустил свою боевую машину".



Сначала я добрался до УР "Мялкеля(Салменкайта)". Он находится в центре Карельского перешейка. Там я лишь нашёл четыре взорванных ДОТа - ma32, ma21, ma11, ma22. В ходе боёв артиллерия Красной армии обстреливала все укреплённые точки, а после прорыва линии большинство строений подорвали к чертям. Всё что можно обнаружить там - это остатки стен в окружении разбросанных взрывом кусков из бетона и железа. Кое-где можно увидеть остатки крыши, пулемётные амбразуры и вентиляционные решётки.








Где-то говорят можно найти уцелевшие ДОТы, но я в этом районе таковых не нашёл. Сначала я пошёл по грунтовке до ближайших дотов, которые показал навигатор. После осмотра первых трёх ДОТов я решил, что до остальных лучше доехать на машине, так как грунтовка вполне для этого годная, а пешком пилить до них ещё не один километр. Но дорога была годной не везде и в одном месте меня ждала огромная лужа, в которую я заехал, а выехать сам не смог. К счастью недалеко находился дачный поселок, где я нашёл людей, которые помогли мне выехать. Они поинтересовались - что я там у них забыл. Я объяснил, что хотел доехать до ДОТов, может целый где-нибудь найду. Они мне сказали, что там везде одни руины и смотреть там нечего.

Гораздо больше мне повезло, когда я оказался в УР Суурниеми. Находится он между озером "Глубоким" и дорогой А181 "Спб-Выборг". Там я обнаружил более-менее сохранившиеся ДОТы и бункеры. Укрепрайон был из поздних, то есть сооружён в 1938-1939 годах и вероятно был более технически оснащён, более вооружён, и более неприступен.


В декабре 1939 года этот район несколько раз штурмовала 24 стрелковая дивизия, но УР выстоял. В этих боях погиб командир этой дивизии комбриг Вещев П.Е. В последствии его именем был назван бывший финский поселок "Хейнъиоки" и железнодорожная станция. После неудач 24-ой дивизии атаки на УР ограничивались лишь артобстрелами. В феврале 1940г после прорыва ЛМ командование финской армии приказало солдатам оставить район.

Бункер SU3. Конечно он тоже не сохранился в идеальном состоянии, но по его виду уже можно представить что из себя представляло это сооружение. Использовался он в качестве батальонного командного пункта.
Внутри под потолком уже наросло много маленьких сталактитов. Думаю лет через сто эти сталактиты отрастут на порядок и будут выглядеть как сталактиты в известных пещерах.


Колодец водоснабжения.


Амбразура.


Кстати сложно не обратить внимание на то, что во всех строениях ЛМ на стенах видны горизонтальные полосы на равном между собой расстоянии, будто это стыки между блоками. Я ничего не понимаю в военном строительстве, но могу предположить, что конструкция собиралась на месте без использования заранее приготовленных блоков, и стены наращивали(заливали бетоном) на железную арматуру слой за слоем.



ДОТ SU2. Это был железобетонный капонир с казармой на 30 человек. У обоих входов имеются амбразуры для ручных пулемётов. Раньше имелся бронеколпак.



Тогда он выглядел примерно так, как показано на схеме.


От казармы остались только стены.



Входная амбразура.


Дыра на месте амбразуры в пулемётном каземате.



ДОТ SU6 - полу-капонир с казармой на 24 человека с амбразурами на один станковый и один ручной пулемёты. Во время боёв повреждений не получил, по был подорван позже.


Да и взрыв только нёс крышу в середине оставив остальное почти целым.




Между ДОТами тянутся уже слабо заметные, но ещё заметные траншеи. По такой траншее я прошёл от ДОТа SU6 до ДОТа SU7.



ДОТ SU7 - тоже полу-капонир, но отличается по конструкции от SU6. Его довольно сильно потрепало взрывом. Целым пожалуй остался только вход.





В в первой половине этого дня я тусил на заброшенном военном аэродроме при посёлке "Вещево" и до "Суурниеми" добрался только к 6 вечера и потому из семи объектов я обошёл лишь четыре, а когда добрался до SU7, то было уже 8 и начало темнеть. В местах их нахождения уже нет дорог и идти приходилось напрямик по навигатору через дебри, что довольно утомительно.

На следующий день я посетил районы "Сумма–Хотинен" и "Суммаярви–Ляхде". Через УР "Сумма–Хотинен(Суммакюля)"проходит региональная дорога 41К-083 "Молодёжное-Черкасово" и первые разрушенные до основания ДОТы sk5, sk6, sk15 и памятный крест можно найти прямо у дороги. Всего тут было 18 сооружений построенных в 20-ых и 30-ых годах. Район пытались штурмовать два раза - в декабре 1939 и в феврале 1940, после чего финны оставили район. Когда я пошёл искать другие ДОТы, то упёрся в КПП с табличкой "проезд запрещён". Оказалось что на месте УР и близлежащих местах расположились полигоны мотострелковой В/Ч из Каменки и тут периодически летают снаряды. Я уже было смирился и хотел ехать отсюда, но вдруг на машине подъехали дед с бабкой по экипировке похожие на грибников. Дед вышел из машины и поднял шлагбаум. Я поинтересовался - неужели гражданским можно проезжать за шлагбаум? Дед сказал, что когда стрельбы не проводят, то можно, а сегодня не проводят.


Поначалу всё также: разрушенные ДОТы, братские захоронения.




Но это только до определенного места на дороге, где на дереве висит эта табличка.


Тут я начала слегка испытал "жим-жим". Там за табличкой вроде как опасно, но там находится УР "Суммаярви–Ляхде" и вся вкуснота. Суммаярви-Ляхде - это место, где и произошел прорыв Линии Маннергейма и самые тяжёлые бои. Машину я оставил на обочине около таблички и пошел дальше пешком. Дорога сначала приближала, а потом вела меня вокруг озера "Желанного". Там я прошел вдоль берега, где было оборудовано место под лагерь и куда на внедорожнике прикатила семья с палатками. И тут я подумал, что либо они психи либо местные и пользуются тем, что сегодня не стреляют. После озера дорога превратилась в тропинку и чуть дальше стала идти параллельно с линией противотанковых надолбов. Они именовались "зубами дракона" и стояли на всём протяжении ЛМ, но сохранились неплохо только в этом районе.


И вот я подошел к высоте "язык(палец)", где находится ДОТ-миллионник SJ5. Он пожалуй самый мощный из всех ДОТов ЛМ. Его назвали "миллионный" из-за высокой стоимости постройки.





На картинке показано как он выглядел раньше. Он был погружен в землю, а на поверхность выходили казематы с бронеколпаками. Толщина стен полтора метра выдержала многочисленные удары артиллерии. Казематы держали под прицелом территорию до озера "Желанного" на востоке и территорию до ДОТа SJ4 на западе. На каждом каземате было два станковых пулемёта и противотанковое орудие, а также амбразуры для ручного оружия. Территория к югу от ДОТа являлась лощиной полностью открытой для прострела, где в боях погибло около 2 тысяч советских солдат позже получила название "долина смерти".


Он слегка подразвален, но крыша не обвалилась. Я залез внутрь через почти засыпанный вход.



Внутри тьма, холод, и сырость. Воздух там настолько влажный, что на большинстве снимков, которые я сделал запечатлелись капельки в воздухе. А при свете фонаря видно как они отлетают целым потоком от взмаха руки.


Я прошел через довольно длинный коридор с ответвлениями и уровнями и нашел в конце дыру, через которую вылез наружу.







Пошел дальше по тропинке вдоль "зубов дракона".



Лес менялся с хвойного в лиственный и наоборот. Я шел себе спокойно, чернику собирал, и вдруг увидел торчащий из земли снаряд. Не знаю боевой он или учебный, проверять как-то не хотелось.



Следующий найденный мной ДОТ SJ4(поппиус). Ему даже табличку поставили, которая сообщает, что ЛМ была прорвана в этом месте 10 февраля 1940 года.


На входе кто-то изобразил трафарет с Пикачу.

Главная линия обороны на её наиболее ответственном западном участке проходила приблизительно по границе несогласного расположения геологических морфоструктур: к северо-западу это были граниты рапакиви и гнейсы , к юго-востоку - глины с прослойками песчаников, что было характерно для доледникового времени. После окончания эпох оледенения всё это было погребено под толщей моренных отложений, принесённых многократно отступающими ледниками. Образовался характерный для этой местности холмисто-котловинный камовый рельеф , сложенный ледниковыми песчаными отложениями.

Основой обороны являлся рельеф местности: всю территорию Карельского перешейка покрывают крупные лесные массивы, десятки средних и малых озёр и рек. Озёра и реки имеют болотистые или каменистые крутые берега. В лесах повсюду встречаются каменистые гряды и многочисленные валуны крупных размеров. При рациональном размещении узлов сопротивления и огневых позиций каждого из них рельеф местности позволял относительно малыми силами организовать эффективную оборону. Это было отмечено Маннергеймом во время его инспекции существовавшей тогда «Линии Энкеля» в 1931 году. Одновременно он отметил существенный её недостаток, заключавшийся в отсутствии скального основания, что значительно удорожало строительство современных ДОТов , требуя создания под ними бетонной «подушки », предотвращавшей погружение сооружения в грунт. Было решено принять за основу существующие сооружения «Линии Энкеля» и изыскать средства для их модернизации и строительства современных ДОТов.

Название

Название «линия Маннергейма» появилось уже после создания комплекса, в начале зимней советско-финской войны в декабре 1939 года, когда финские войска начали упорную оборону. Незадолго до этого, осенью, прибыла группа иностранных журналистов, чтобы ознакомиться с фортификационными работами на комплексе. В то время много писалось о французской линии Мажино и о германской линии Зигфрида . Сын бывшего адъютанта Маннергейма Аксели Гален-Каллела - Йорма Гален-Каллела, сопровождавший журналистов, в беседе назвал комплекс оборонительных сооружений «линией Маннергейма». С началом Зимней войны это название появилось в статьях газет, журналисты которых осматривали сооружения осенью 1939 года .

История создания

Подготовка к строительству линии была начата сразу же после провозглашения независимости Финляндии в 1918 году . Строительство продолжалось с перерывами вплоть до начала советско-финской войны в 1939 году .

Первый план линии был разработан подполковником А. Раппе в 1918 году .

Работу над планом обороны продолжил немецкий полковник барон фон Бранденштайн (O. von Brandenstein). План был утверждён в августе. В октябре 1918 года финское правительство выделило на строительные работы 300 000 марок. Работы выполняли немецкие и финские сапёры (один батальон) и русские военнопленные. С уходом немецкой армии работы были значительно сокращены и всё свелось к работам финского учебного сапёрного батальона .

В октябре 1919 года разработан новый план оборонительной линии. Им руководил начальник генерального штаба генерал-майор Оскар Энкель . Основные проектировочные работы выполнял член французской военной комиссии майор Ж. Гро-Куасси (J. Gros-Coissy ).

Новый план разрабатывал В. Карикоски. Однако к самим работам приступили только в 1930 году. Наибольший размах они приняли в 1932 году, когда под руководством подполковника Фабрициуса было построено шесть двухамбразурных ДОТов .

Укрепления

Главная оборонительная полоса состояла из вытянутой в линию системы узлов обороны, в каждый из которых входило несколько дерево-земляных полевых укреплений (ДЗОТ) и долговременных каменно-бетонных сооружений , а также противотанковые и противопехотные заграждения. Сами узлы обороны были размещены на главной оборонительной линии крайне неравномерно: промежутки между отдельными узлами сопротивления иногда достигали 6-8 км. Каждый узел обороны имел свой индекс, начинавшийся обычно первыми буквами близлежащего населённого пункта. Если вести счёт от берега Финского залива , то обозначения узлов последуют в таком порядке :

  • «Н» - Хумалъйоки [ныне Ермилово ]
  • «К» - Колккала [ныне Малышево ]
  • «N» - Няюкки [ныне не существ.]
  • «Ко» - Колмикееяля [не существ.]
  • «Ну» - Хюлкеяля [не существ.]
  • «Ка» - Кархула [ныне Дятлово ]
  • «Sk» - Суммакюля [не существ.]
  • «La» - Ляхде [не существ,]
  • «А» - Эюряпяа (Лейпясуо)
  • «Ми» - Муолаанкюля [ныне Грибное ]
  • «Ма» - Сикниеми [не существ.]
  • «Ма» - Мялкеля [ныне Зверево ]
  • «La» - Лауттаниеми [не существ.]
  • «No» - Нойсниеми [ныне Мыс]
  • «Ki» - Кивиниеми [ныне Лосево ]
  • «Sa» - Саккола [ныне Громово ]
  • «Ке» - Келья [ныне Портовое]
  • «Tai» - Тайпале (ныне Соловьёво)

На главной оборонительной полосе было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. В систему укреплений входила и тыловая оборонительная полоса, прикрывавшая подступы к Выборгу. В неё входило 10 узлов обороны:

  • «R» - Ремпетти [ныне Ключевое ]
  • «Nr» - Нярья [ныне не существует]
  • «Kai» - Кайпиала [не существ.]
  • «Nu» - Нуораа [ныне Соколинское ]
  • «Kak» - Каккола [ныне Соколинское]
  • «Le» - Левияйнен [не существ.]
  • «A.-Sa» - Ала-Сяйние [ныне Черкасово ]
  • «Y.-Sa» - Юля-Сяйние [ныне В.-Черкасово]
  • «Не» - Хейнъйоки [ныне Вещево ]
  • «Ly» - Лююкюля [ныне Озерное]

Узел сопротивления оборонялся одним-двумя стрелковыми батальонами, усиленными артиллерией. По фронту узел занимал 3-4,5 километра и в глубину 1,5-2 километра. Он состоял из 4-6 опорных пунктов, каждый опорный пункт имел по 3-5 долговременных огневых точек , преимущественно пулемётных и много реже - артиллерийских, составлявших скелет обороны.

Каждое долговременное сооружение было окружено траншеями, которые связывали между собой сооружения узла, а при необходимости могли быть превращены в окопы . Между узлами сопротивления траншей не было. Траншеи в большинстве случаев состояли из хода сообщения с вынесенными вперёд пулемётными гнёздами и стрелковыми ячейками на одного-трёх стрелков. Встречались и стрелковые ячейки, прикрытые броневыми щитами с козырьками. Это защищало голову стрелка от шрапнельного огня.

Фланги линии упирались в Финский залив и в Ладожское озеро . Берег Финского залива прикрывали береговые батареи крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера были созданы железобетонные форты с восемью 120-мм и 152-мм береговыми орудиями.

Железобетонные сооружения «линии Маннергейма» делятся на постройки первого (1920-1937 годы) и второго поколения (1938-1939 годы).

Инженерные заграждения

Основными типами противопехотных препятствий были проволочные сети и мины. Дополнительно устанавливались рогатки , которые несколько отличались от советских рогаток или спирали Бруно . Эти противопехотные препятствия дополнялись противотанковыми .

Во время войны линия удерживала наступление Красной Армии около двух месяцев. Со стороны СССР на всём советско-финском фронте от Балтийского моря до Северного Ледовитого океана первоначально (на 30 ноября 1939 года) участвовали: , 8, 9, 13, 14 армии, 2900 танков, 3000 самолётов, 24 дивизии общей численностью 425 000 человек.

Всего за период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в войне со стороны СССР приняли участие 40 стрелковых дивизий, 11 мотострелковых дивизии, 1 горнострелковая дивизия, 2 кавалерийских дивизии, 2 мотокавалерийских дивизии, 1 запасная стрелковая бригада, 1 мотострелково-пулеметная бригада, 1 бригада запасных войск, 8 танковых бригад , 3 авиадесантные бригады, а также 4 стрелковые дивизии Финской народной армии. Итого - 67 расчётных дивизий. [ ]

В декабре 1939 года на три финские дивизии в долговременных укреплениях на Карельском перешейке было направлено пять советских стрелковых дивизий 7-й армии. Позднее соотношение стало 6:9, но это всё равно далеко от нормального соотношения между обороняющимся и наступающим на направлении главного удара, 1:3.

С финской стороны на Карельском перешейке было 6 пехотных дивизий (4-я, 5-я, 11-я пд II армейского корпуса, 8-я и 10-я пд III армейского корпуса, 6-я пд в резерве), 4 пехотные бригады, одна кавалерийская бригада и 10 батальонов (отдельных, егерских, подвижных, береговой обороны). Всего 80 расчётных батальонов. С советской стороны на Карельский перешеек наступали 9 стрелковых дивизий (24, 90, 138, 49, 150, 142, 43, 70, 100-я сд), 1 стрелково-пулемётная бригада (в составе 10-го танкового корпуса) и 6 танковых бригад. Итого 84 расчётных стрелковых батальона. Численность финских войск на Карельском перешейке составляла 130 тыс. человек, 360 орудий и миномётов и 25 танков. Советское командование располагало живой силой в количестве 400 000 человек (вводимых в боевые действия по частям - в начале их было 169 тыс.), 1500 орудиями, 1000 танками и 700 самолётами

На линии Маннергейма было 150 пулемётных бункеров (из них 13 - двухпулемётных и 7 - трёхпулемётных, остальные - с одним пулемётом), 8 артиллерийских бункеров, 9 командных бункеров и 41 убежище (укрытие). В основном для обороны использовались особенности местности. Количество бетона, потраченное на всю 135-километровую линию (14 520 куб. м.), меньше, чем было потрачено на здание Финской национальной оперы в Хельсинки [ ] .

Первый штурм

К началу войны и в ходе неё инженерная разведка 7-й армии так и не была оформлена организационно. Специальных разведывательных групп или подразделений инженерные войска не имели. По штатам военного времени в составе взводов управления сапёрных батальонов предусматривались отделения разведки, но они не были готовы к выполнению сложных и многообразных задач специальной инженерной разведки. Поэтому инженерные войска не имели конкретных данных о характере инженерной подготовки финских войск к войне. Описание укрепрайона на Карельском перешейке было дано общими штрихами, чертежи железобетонных точек в большинстве оказались неверными, а конструкции противотанковых мин явились неожиданностью. Не было достаточных сведений о видах противотанковых заграждений .

Проведённый с хода лобовой удар не дал результата. Не удалось даже установить расположение точек обороны противника. Вместе со слабой подготовкой наступательной операции, недостатком сил и средств пришло понимание невозможности овладения с ходу главной полосой обороны. Стало ясным, что для преодоления линии Маннергейма требовались совершенно другой порядок действий и основательная специальная подготовка.

Подготовка войск для прорыва линии Маннергейма

Для отработки действий на местности был приспособлен захваченный финский учебный полигон в Бобочине (Каменка). Начальник инженерных войск 7-й армии А. Ф. Хренов разработал проект инструкции для прорыва линии обороны. Командующий фронтом утвердил её, внеся несколько дополнений и уточнений.

Инструкция предусматривала проведение основательной артиллерийской подготовки , ведущейся не по площадям, а по конкретным целям. Запрещалось бросать в наступление пехоту до того, как будут разрушены ДОТы на переднем крае обороны противника. Для блокировки и уничтожения ДОТов предписывалось создание штурмовых групп из расчёта трёх на стрелковый батальон. В состав группы включались один стрелковый и один пулемётный взводы, два-три танка, одно-два 45-мм орудия, от отделения до взвода сапёров, два-три химика. Сапёрам надлежало иметь по 150-200 кг взрывчатки на каждый ДОТ, а также миноискатели, ножницы для резки проволоки, фашины для преодоления танками рвов. Кроме штурмовых групп, создавались ещё группы разграждения и восстановления.

Организацию занятий и наблюдение за их ходом поручили А. Ф. Хренову. Учёба и тренировки велись днём и, что особенно важно, ночью. Начиналось занятие с имитации артподготовки. Затем под прикрытием стрелков и пулемётчиков вперёд выдвигались сапёры с миноискателями. На их пути встречались «мины», которые нужно было обнаружить и обезвредить, чтобы открыть путь пехоте и танкам. После этого сапёры резали колючую проволоку и подрывали надолбы .

Затем вперёд выдвигалась пехота и танки, выводилась на прямую наводку артиллерия. Предполагалось, что ДОТ ещё не подавлен, но боевая мощь его ослаблена. Действия пехоты, артиллеристов и танкистов должны были облегчить сапёрам выполнение главной задачи: выйти в тыл ДОТа с необходимым количеством взрывчатого вещества и подорвать сооружение. Тем самым штурмовая группа выполняла своё назначение, и в атаку поднимался весь батальон. Через полигон проходили батальон за батальоном, полк за полком. Его не миновала ни одна из частей, которой предстояло действовать на любом из участков 110-километрового фронта. На отработку инструкции ушло около месяца.

Помимо этого, были разработаны и направлены в войска руководства, памятки, инструкции по инженерному делу. Они помогали личному составу инженерных войск лучше изучить инженерное вооружение финнов, различного рода препятствия, освоить новое инженерное вооружение Красной Армии и научиться его эффективному применению. Проведённые мероприятия дали возможность обеспечить потребность инженерных войск фронта подготовленными командными кадрами и красноармейским составом.

Прорыв линии Маннергейма

В ближнем бою сопротивление опорных пунктов Суммского узла обороны было сломлено. Развивая успех, 245-й стрелковый полк начал наступление в направлении рощи «Фигурная». К исходу дня 123-я дивизия, уничтожив 8 железобетонных ДОТов и около 20 ДЗОТов , продвинулась в глубину финской обороны на полтора километра. Части 24-й стрелковой дивизии в районе Вяйсянен вышли к опушке рощи «Редкая» и в рукопашном бою овладели ключевой позицией - господствующей над рощей высотой .

12-13 февраля прошли в упорных контратаках финских войск, пытавшихся вернуть утраченные позиции. Но клин советского наступления медленно расширял брешь прорыва. К исходу 13 февраля, на третий день наступления, 123-я стрелковая дивизия с приданными ей танками - 112-м танковым батальоном 35-й легкотанковой бригады и 90-м батальоном 20-й танковой бригады - прорвала главную оборонительную полосу на всю её глубину (6-7 км), расширив прорыв до 6 км. Суммский узел сопротивления с его 12 ДОТами и 39 ДЗОТами был полностью разгромлен. 14 февраля Президиум Верховного Совета СССР наградил 123-ю стрелковую дивизию полковника Ф. Ф. Алябушева орденом Ленина .

Успешным действиям в полосе наступления дивизии во многом способствовал эффективный обстрел артиллерией. Немаловажную роль сыграли и два опытных образца танка КВ-1 , которые в значительной степени разрушили боевые позиции и заграждения Суммского узла сопротивления, но застряли в гуще противотанковых заграждений.

14 февраля, закрепляя успех 123-й стрелковой дивизии, командование Северо-Западного фронта ввело в бой дополнительные силы. Развивая прорыв вглубь, 84-я стрелковая дивизия ударила в направлении Лейпясуо. Наступление 7-й стрелковой дивизии было нацелено на северо-запад в обход Хотиненского узла сопротивления. Выход в тыл финских позиций 7-й дивизии приковал к себе значительную часть 11-го финского корпуса, тем самым 15 февраля позволив 100-й стрелковой дивизии фронтальной атакой взять Хотинен. 16 февраля наступление 138-й и 113-й стрелковых дивизий создало угрозу обхода Кархульского узла (Дятлово) сопротивления.

Боевые действия на участке прорыва 13-й армии также развивались успешно. 11-го февраля наибольшего результата добились левофланговые части армии, 136-я стрелковая дивизия при поддержке 39-й танковой бригады прорвалась в глубину финской обороны в направлении перешейка между озёрами Муолаанъярви (Глубокое) и Яюряпяанъярви (Большое Раковое). Наступление на правом фланге несколько приотстало. В районе озёр Пуннусъярви и Кирккоярви продвижение советских войск сдерживал мощный оборонительный узел противника. Упорные бои развернулись за высоты «Круглая», «Дыня», «Петух».

К середине февраля части 13-й армии, преодолевая ожесточенное сопротивление финнов, вышли на рубеж Муолаа - Ильвес - Салменкайта - Ритасари.

После войны финские оборонительные рубежи на Карельском перешейке подверглись разрушению. Специальные команды сапёров демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских ДОТов - осколки бетона и бронеколпаков - в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвящённых советско-финской войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной Армии . Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы. [ ]

Оценки оборонительного значения линии

На протяжении всей войны как советская, так и финская пропаганда существенно преувеличивали значение «Линии Маннергейма». Первая - чтобы оправдать длительную задержку в наступлении, а вторая - для укрепления морального духа армии и населения.

Вот мнение об укреплённой линии одного из официальных участников и руководителей вооружённого конфликта - Маннергейма :

…русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»…Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «Линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений.

- Карл Густав Маннергейм. Мемуары. Изд-во «ВАГРИУС». 1999. стр. 319: строка 17 снизу; стр. 320: строки 1 и 2 сверху. ISBN 5-264-00049-2

Старший инструктор бельгийской «линии Мажино » генерал Баду, работавший техническим советником Маннергейма, писал :

Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укреплённых линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами - Ладожским озером и Финским заливом - имеются непроходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно - и из бетона, построена знаменитая линия Маннергейма. Величайшую крепость линии Маннергейма придают сделанные в граните противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулемётные и орудийные гнёзда, которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где не хватало гранита, финны не пожалели бетона.

Старший инструктор бельгийской «линии Мажино» генерал Баду

Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.

Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась "ближней Финляндией" - городом Терийоки.
Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой - очень престижное направление.

Пока мы едем - расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа - в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.

Фото с сайта glebychevo.narod.ru

Первая остановка - дот Sk6. От него мало что осталось, т.к он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.

ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

Sk6 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки нового железобетонного полукапонира, рассчитанного на два станковых пулемета с перекрещивающимися секторами огня. Бункер был оснащен вентиляционной системой и прожектором. В советских разведданных числится под №36.

24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.

Мемориальная плита около ДОТа:

Через дорогу от sk6 находится ДОТ sk5, который я ошибочно принял за отброшенную взрывом плиту.
Sk5 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки бокового железобетонного капонира с амбразурой для станкового пулемета, амбразурой для ручного пулемета, бронеколпаком и прожектором. В советских разведданных числится под №31.

19 декабря 1939 года прорвавшиеся в тыл советские танки расстреляли амбразуру ДОТа, уничтожив пулемет. 24 декабря (по другим данным - 29 декабря) в результате мощного артобстрела полностью разрушена старая часть бункера. Бронеколпак, получивший механические повреждения, разбит 22-23 января (по другим данным - 16 декабря)пятью прямыми попаданиями 152-мм снарядов. Тогда же была разрушена фронтальная стена и часть бокового крыла. Бункер удалось расчистить от обломков, сохранив боеспособность. 9 февраля 1940 года ДОТ выдержал 8-часовой обстрел прямой наводкой, но на следующий день снаряды пробили крышу, и гарнизон был вынужден оставить его.

Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон:

Можно увидеть сохранившуюся амбразуру:

Остаток металлического ящика тех лет (кто-нибудь знает что них хранилось?):

За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили.
В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.

ДОТ Sk10 относится к ДОТам "Миллионникам", названным так из-за высоких затрат на строительство - более 1 миллиона финских марок.
Схематически ДОТ выглядит так:

Sk10 - Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом, их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера - "Кюмппи" - "Червонец". В советских разведданных числится под №40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.

Вход в западный каземат выглядит вот так:

Колодец в центральном каземате бункера, именно в нем перемещался лафет:

Пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):

Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено

Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев:

Маркировка на гильзе - 39 год:

Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.

Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

Первый ряд надолб обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).

Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно (во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.

Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов - высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим (и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты (или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.

Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.

Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 - один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.

В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.

Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):

Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.

К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.

Координаты точек:
Бункер Sk5 - 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 - 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов - 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 - 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 - 60.512214, 29.009698

Когда я собрала информацию про ДЗОТы Линии Маннергейма и было собралась рассказать о них,то чуть у меня не вышел смачный постоляп.Из школьных уроков знала,что фортификационные сооружения проходили по линии от Финского залива до Ладожского озера.Стоп,стоп!А я же была в ДЗОТах намного севернее,недалеко от Белого моря,в районе Медвежьегорска.Несостыковочка,однако...Н у тогда надо разбираться.


Начнём с ноября 1939 года,когда Красная Армия переходит границы Финляндии и начинается печально известная Советско-финская война.Одна из самых катастрофических операций Советского Союза в его истории.За 4 месяца Советская армия потеряет 450 тысяч человек.Это огромные потери,учитывая,что противником была небольшая страна,особо не замеченная в военных конфликтах.

В планах Советского командования был захват Хельсинки за 2 недели.И он бы удался,если бы не финская оборонительная линия защиты - Линия Маннергейма.
Строительство защитной линии велось с 1931 по 1939 годы,во время возглавления Государственного Комитета Финляндии маршалом Маннергеймом.Строительство линии было закончено за неделю до начала войны.Линия покрывала 130 км от Финского залива до Ладожского озера.

Интересно,что Карл Густав Маннергейм закончил военное училище в Санкт-Петербурге.И в 1906 году получает команду Российского генштаба совершить ознакомительную поездку из Ташкента в Китай.Азиатская экспедиция длилась около 2-х лет.Маннергейм привёз оттуда планы более 20 городов-крепостей Китая.Он изучал фортификационные объекты.Шедевры,которые взять штурмом невозможно!
Маннергейм применял свои знания 8 лет при строительстве оборонительной линии на Карельском перешейке.

В 1941 году Советский Союз отправил на эту линию огромные дополнительные силы,которым удалось прорвать оборону.Но гордиться такой победой командование не могло.

А в июне 41-го началась Великая Отечественная война.И Маннергейм отдаёт приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельгском перешейке.К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозером и Повенецким заливом Онежского озера.

Таким образом,создаётся вторая Линия Маннергейма,под Медвежьегорском.Мы исследовали её возле деревни Вичка.

2.

О близости ДЗОТов (ДЗОТ-долговременная забетонированная огневая точка)указывают огромные камни,выложенные рядами - противотанковые заграждения.Камни остроконечные,имеют форму пирамид

3.

4.

5.

Заграждения комбинированные.До сих пор можно запутаться в колючей проволоке

6.

Сейчас здесь мир,растут грибы и ягоды

7.

8.

Мы не поняли,какое это сооружение,скорее всего тоже защитное

8.

ДЗОТы хорошо замаскированы,а зимой практически не видны.А ведь из этой амбразуры мог смотреть на нас пулеметчик

9.

Подойдём поближе

10.

Наверху сидел пулеметчик,взору которого открывался большой сектор обстрела

11.

Толщина бронеколпака 10 см.Вандалы с помощью сварки хотели его распилить,но не удалось.Вот,в 41-ом сделали,а в 2013-ом управиться не могут!

12.

На поверхность земли выведены вентиляционные отверстия

13.

14.

15.

А теперь заходим в ДЗОТ.Сооружение немыслимое!

16.

17.

Мы спускаемся под землю.Абсолютная темнота.Иногда,даже несмотря на подсветку фонарей,камера не могла найти точку фокусировки.

18.

Настоящая подземная крепость!

19.

Здесь располагались каземат или казарма

20.

Все стены ДЗОТа вертикальные железобетонные толщиной 70-90см.Толщина внутренних стен от 40 до 60см. Внутренняя высота помещений около 2 метров.
Вентиляция вытяжная с помощью труб, выходящих на покрытие ДЗОТа из каждого помещения кроме тамбуров и коридора.

21.

22.

23.

Отверстие для стока воды или,наоборот,её подводка?

24.

ДЗОТ вполне себе жизнеспособен)

25.

Отверстия изолированы материалом похожим на стекловату

26.

Подъем к амбразуре

27.

28.

Костя занял место пулеметчика

29.

И сфотографировал для нас место обстрела

30.

ДЗОТы имеют несколько входов-выходов

31.

32.

Внутренние стены побелены известью.


15 февраля 1940 года советские войска окончательно прорвали «линию Маннергейма» – мощный комплекс финских оборонительных сооружений, считавшийся неприступным. Это стало поворотным моментом в Зимней войне 1939-1940 годов и в военной истории как таковой. Сегодня мы напомним, что представлял собой этот легендарный финский оборонительный рубеж и расскажем про шесть самых интересных фактов , связанных с «линией Маннергейма» - историей ее строительства и функционирования.

Линия Маннергейма или линия Энкеля?

Имя Маннергейма, финского главнокомандующего, а затем и Президента Финляндии, линия оборонительных сооружений на карельском перешейке получила лишь в конце 1939 года, когда группа иностранных журналистов побывала на ее строительстве. Журналисты вернулись домой и написали серию репортажей об увиденном, в которых и упомянули ставший затем официальным термин.



В самой же Финляндии этот оборонный комплекс долгое время называли «линией Энкеля» в честь начальника Генерального штаба молодой республики, уделившего в начале 20-х годов 20 века большое внимание строительству оборонительных сооружений на южных рубежах свой Родины. Возведение линии началось в 1920 году и было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста.



Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм, ставший за год до этого главой Государственного комитета обороны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить ее, укрепить и модернизировать.

Что такое линия Маннергейма?

С этого, на самом деле, нужно было начать. «Линия Маннергейма» – это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.



Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке – в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».



Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.



Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают – иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.



Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Почему советские войска штурмовали Линию Маннергейма более двух месяцев?

Война с Финляндией задумывалась советским руководством как быстрый вооруженный конфликт на чужой территории, который в короткие сроки завершится победой нашей армии. Боевые действия начались 30 ноября, а уже 12 декабря Красная Армия достигла переднего края главной полосы обороны «линии Маннергейма». Однако тут они завязли на два месяца.

Причина тому – отсутствие точных данных о структуре «линии Маннергейма», а также недостаточность личной силы и соответствующего задаче вооружения. У советской армии не хватало крупнокалиберной артиллерии для уничтожения бетонных огневых точек противника и военного опыта в прорыве подобных заграждений. Да и командование далеко не всегда вело себя компетентно.



В силу этих и множества других причин бои за «линию Маннергейма» длились более двух месяцев. А прорвать ее удалось лишь в феврале 1940 года. Генеральное наступление началось 11 февраля. Первый прорыв оборонительного вала произошел 13 числа, а 15 падение «линии Маннергейма» стало необратимым – 7-я армия зашла в тыл финским войскам, чем заставила их отступить на новый рубеж обороны. Так была решена судьба Зимней войны.



Боевые действия подлились до 12 марта, после чего был заключен Московский мирный договор, зафиксировавший аннексию Советским Союзом ряда приграничных финских территорий. В том числе, русским стали города Выборг и Сортвалла, а также полуостров Ханка в глубине Финляндии, где была построена советская военно-морская база.

Что такое «карельский скульптор»?

Советско-финская война 1939-1940 годов подарила миру несколько новых терминов. К примеру, «коктейль Молотова» и «карельский скульптор». Последним называли советскую гаубицу большой мощности калибра Б-4, снаряд которой после попадания в доты и дзоты превращал эти сооружения в бесформенную мешанину бетона и арматуры. Эти причудливых форм конструкции были видны издалека, благодаря чему получили прозвище «карельские монументы». Финны же называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».

Что сейчас на месте линии Маннергейма?

Сразу после окончания Зимней войны советские саперы приложили немалые усилия для того, чтобы уничтожить остатки «линии Маннергейма». Большинство огневых точек было взорвано, остались целыми лишь те инженерные сооружения, которые было невозможно демонтировать.



Во времена Советско-финской войны 1941-1944 годов занявшие снова эти территории финны не захотели восстанавливать «линию Маннергейма», посчитав это дело бесперспективным.



Сейчас от некогда масштабной линии финской обороны остались лишь разрозненные объекты, раскиданные по всему Карельскому перешейку. Они являются объектом паломничества любителей военной истории и немногочисленных туристов. Каких-либо попыток привести в порядок этот памятник со стороны российских или финских властей не предпринимается. Впрочем, мощные железобетонные укрепления могут стоять веками даже под открытым небом в суровых северных природных условиях.

Вам также будет интересно:

Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...
Психология и педагогика Вид стресса связанный с реальными коммуникативными проблемами
Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при...