Милетские философы были. Милетская школа философии (кратко)

Милетская школа философии является самой первой философской школой Греции; кроме того, милетцев называют родоначальниками европейской философии и науки вообще.

Образование милетской школы связывают с именем Фалеса – милетского «мудреца», который впоследствии обзавёлся учениками – Анаксимандром и Анаксименом.

Милетская школа появилась в VII веке до нашей эры. В сферу её интересов входили явления природы, весь материальный мир.

Фалес и его последователи пытались выяснить следующие вопросы:

  • Каковы причины существования вещей и природных явлений?
  • Что является первопричиной всего сущего?
  • Каковы законы существования мира?

Сам термин «закон» ввёл в науку о природе Анаксимандр, уподобив мироздание общественному устройству. Он же исследовал некоторые такие законы; в частности, первым сформулировал закон сохранения материи: вещество, из которых состоят предметы, никуда не исчезает при их разрушении.

Поиск первоэлемента

Милетцы первыми начали поиск первичного элемента, из которого состоят другие элементы и, в конечном итоге, все предметы в мире. Фалес полагал, что всё состоит из воды. Анаксимен считал, что всё состоит из воздуха.

Гераклит, живший несколько позже и формально не относящийся к милетской школе, предполагал, что первоначало всему – огонь. А вот Анаксимандр, второй по старшинству представитель милетцев, вводил понятие «апейрон», которое является чисто умозрительным элементом.

Апейрон не имеет качества, и всё сущее возникло из него посредством выделения противоположностей (свет – тьма, горячее – холодное и т. д.). Вместе с тем апейрон находится в вечном движении.

Земля и космос

Милетцы положили начало практически всем наукам, и в первую очередь это касается астрономии и географии. Изучением Земли и планет усиленно занимался Анаксимандр. По его мнению, Земля представляет собой плоский цилиндр, на одном из его круглых оснований живут люди.

Земля парит в центре мира, ни за что не держась, и окружена огромными кольцами, наполненными огнём. В самом близком кольце огня немного, люди наблюдают его в виде звёзд.

Во втором кольце находится одно большое отверстие – Луна, которое может перекрываться частично или полностью; этим Анаксимандр объяснял лунные затмения. В третьем, самом дальнем кольце находится самое большое отверстие, по величине равное Земле; это Солнце. Четвёртое кольцо наполнено вселенским огнём.

Анаксимандр оставил нам и первые представления о географии Земли. По его мнению, край плоской планеты омывает огромная река Океан. Суша находится внутри этого круга и состоит из трёх континентов – Европы, Азии и Ливии, которые разделяются проливами, соединёнными с Океаном.

Другие идеи Анаксимандра

  • Мироздание подобно живому существу: оно рождается, растёт, стареет и умирает, чтобы вновь возродиться;
  • Состояния вещества паритетны: влажное может высохнуть, сухое – увлажниться. В этом он предвосхитил последующих философов, которые ввели понятие единства и борьбы противоположностей;
  • Самозарождение жизни: живые существа возникли, когда солнце высушило моря; из увлажнённого и нагретого солнцем морского дна появились животные и растения.

Жизнь, согласно Анаксимандру, является высшим этапом развития мироздания, поэтому её существование подчинено общим космическим законам. Анаксимандр, как считается, изобрёл гномон – первые солнечные часы, представлявшие собой высокий вертикальный предмет (колонну), дающий тень. Он же является изобретателем небесного глобуса.

Финикийские истоки милетской школы

Интересно, что первая в Европе (и, как считается, в мире) философская школа, возможно, не «самозародилась» в Греции, а пришла в неё с востока. Это связано с тем, что её основатель, Фалес Милетский, считается выходцем из Финикии; в Милете он был пришельцем. Он происходил из знатной семьи и был торговцем.

Фалес много путешествовал и некоторое время жил в Египте, где учился у жрецов. Там он интересовался многими вещами, в том числе актуальными для египетского общества: изучал причины наводнений, исследовал египетскую мифологию. Согласно мифам, Солнце и Луна путешествуют по небу на кораблях, появляясь утром из воды и спускаясь вечером опять же в воду.

Таким образом, заключил Фалес, первоосновой всего сущего является именно вода: она даёт жизнь и она же её отнимает (наводнения). В Египте же он продемонстрировал способ измерять высоту пирамид. Фалес считается отцом геометрии; судя по всему, эту науку он также «привёз» с собой из Египта.

В 7 веке до н.э. происходит становление греческой философии. Это столетие было ознаменовано важными переменами и революционными процессами. Появляются выдающиеся законодатели, мыслители, художники, в своей деятельности выражавшие интересы всего общества. Они известны как семь мудрецов.

Основные черты философии Милетской школы

Один из семи мудрецов, Фалес, стал отцом нового направления в философии. Он - основатель школы, которую называют Милетской. Милетская школа философии, кратко о которой мы расскажем в этой статье, отделилась от прочих направлений первой. Именно в ней был поставлен сознательно вопрос о первоосновах сущего. Философия в данный период представляет собой совокупность всех форм и видов познания (как практического, так и теоретического). Но, несмотря на это, основной интерес всех представителей данной школы охватывает вполне определенный круг проблем. Вопрос о сущности мира стоит на первом месте. Его решали по-разному отдельные представители такого направления, как Милетская школа философии. Краткое содержание их трудов, однако, сводится к общему знаменателю. Эти мыслители видят основу мира в определенном материальном принципе.

Материализм в Милетской школе

Милетская школа философии кратко может быть охарактеризована следующим образом: она стихийно тяготеет к материализму. Ее представители понимали мир интуитивно как материальный, однако в то же время вопрос о взаимодействии духовного и вещественного принципов еще не ставился. Наивная диалектика проявляется также в этот период. То есть развитие предстает во всей его сложности, противоречивости и многообразии форм. Милетские представители при помощи диалектики хотят постичь мир в динамике перемен и развития. Они преодолевали с помощью материализма религиозно-мифологические взгляды иных мыслителей. Вполне материалистический ответ они давали на вопрос о первооснове мира, хотя такие представления были еще наивными.

Фалес

Мы уже отмечали, что Фалес - основатель такого направления, как Милетская школа философии. Кратко расскажем о его жизни и учении.

Примерно в 640-562 годах до н. э. жил Фалес из Милета. Он происходил из зажиточной семьи и занимался, кроме теоретических исследований, политической деятельностью и торговлей. Фалес приобрел хорошие знания в различных областях деятельности. Ему удалось это сделать благодаря высокому развитию его родины - города Милета. Фалес много путешествовал. Он собирал все доступные знания и сведения. Благодаря вавилонскому образованию он познакомился с трудами халдейских ученых.

Считается, что Фалес даже предсказал затмение солнца, произошедшее 28 мая 585 года до н. э. В философии Древней Греции его мысль о разделении "небесной сферы" весьма любопытна. Она делится, согласно Фалесу, на 5 полос: Антарктическую (невидимую постоянно), Зимнюю тропическую, Равноденствия, Летнюю тропическую и постоянно видимую Арктическую.

Геометрия в учении Фалеса

Фалес знакомится во время путешествия в Египет и Вавилон с земледелием, которое было в этих краях довольно развито. Это способствовало формированию у него геометрических знаний. Мыслитель этот, как считает большинство авторов Античности, не только принимал знания, но и пытался их упорядочить и сложить в определенную систему. Ряд положений был сформулирован им, например, касательно треугольника. Фалес отметил, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны. Также этот мыслитель, представитель философии Древней Греции, определил условия, при которых треугольники подобны.

Определенное влияние на дальнейшее развитие его учения имели разносторонние интересы Фалеса. Например, в это время геометрия была настолько развита, что она считалась основой научной абстракции. Это нашло отражение во взглядах Фалеса, которые были направлены на постижение самой сущности мира.

Основа мира, согласно Фалесу

Мыслитель считал основой всего воду. Он ее понимал при этом не как персонификацию мифологической силы или конкретную форму, а как текущее, аморфное сосредоточение мысли. В "бесконечной воде", согласно Фалесу, содержится потенциал дальнейшего развития. Путем "разрежения" или "сгущения" этой первоматерии возникает все остальное.

Учение Фалеса о Земле

С астрономическими и философскими взглядами Фалеса связаны тесным образом его мысли, которые называют в настоящее время географическими и геологическими. Мыслитель считал, что Земля имеет форму диска. С рассмотрением воды как первоосновы было связано его мнение о том, что в бесконечной воде плавает Земля, которая имеет отверстия и поры. Он объяснял землетрясения колебаниями на взволнованной воде. Материалистические взгляды этого мыслителя, как видно, связаны были с развитием науки Античности, в частности астрономии и математики. Однако Фалес не избегал и практики.

Анаксимандр

Какие еще имена может предложить нам античная философия (Милетская школа)? Анаксимандр (годы жизни - с 610 по 545 г. до н. э.) был еще одним выдающимся милетским философом. Подобно Фалесу этот мыслитель тяготел стихийно к материализму. Он являлся учеником знаменитого основателя Милетской школы. Можно судить по сохранившимся свидетельствам, что он, подобно своему учителю, изучал прежде всего природу. У Анаксимандра есть мысли, которые развивают и углубляют взгляды Фалеса, например, в области астрономии. Однако, в отличие от своего учителя, он не уделял геометрии большого внимания.

Вопрос о Земле и о начале мира

Самой интересной из астрономических взглядов Анаксимандра является мысль, что наша планета свободно возносится, что она не связана ничем и не удерживается, поскольку одинаково отовсюду отдалена. В этом заключается прообраз геоцентрического взгляда на Вселенную. Также Анаксимандр говорит, что наша планета находится в постоянном вращательном движении, служащем источником холода и тепла. Этот мыслитель, подобно Фалесу, затрагивает вопрос о начале мира. По его мнению, основой и первоначалом его является что-то беспредельное. Анаксимандр не определял его как воду или что-либо другое. Он учил, что целое остается неизменным, тогда как части его изменяются. Анаксимандр, таким образом, предложил свое архэ. Он ушел в своей философии от материальной определенности. Архэ характеризуется как что-то неопределенное, безграничное.

Как возникли жизнь на Земле и человек, по мнению Анаксимандра?

У Анаксимандра мы находим проблематику, которую его учитель обозначает лишь абстрактно. Это вопрос о том, как возникла и оформилась жизнь. Анаксимандр пишет о том, что первые животные нашей планеты зародились "во влажном". У них был покров с шипами. После того, как они вырастали, животные выходили на сушу. Когда ломался покров, они жили еще непродолжительное время. Таким образом, способность к жизни Анаксимандр приписывает определенному виду материи. Данное воззрение было характерно для различных представителей Милетской школы. Его можно определить термином "гилозоизм" (от греческого слова, обозначающего "жизнь", "материя"). Согласно Анаксимандру, вся материя живая.

Другим проявлением материализма можно считать то, что этот мыслитель относит к ряду животных и человека. Человек, по его мнению, родился вначале от животного, принадлежащего к другому виду. Таким образом, мысли Анаксимандра углубляют материализм, которым характеризуется философия представителей Милетской школы.

Анаксимен

Анаксимен (годы жизни - с 585 по 524 г. до н. э.) был третьим выдающимся философом этой школы. Это последователь и ученик Анаксимандра. Так же как Анаксимандр и Фалес, он изучал различные астрономические явления. Он стремился объяснить их естественным образом. Можно сказать, что он в некотором смысле завершил и укрепил тенденцию материализма, которой отмечена древнегреческая философия (Милетская школа). Она заключалась в поиске естественных причин вещей и явлений. Это мировоззрение было новым, возникшим в процессе борьбы со старыми, религиозно-мифологическими, устоями. Представители Милетской школы в античной философии именно поэтому считают важной задачей объяснение природных явлений. Они прилагают много усилий в этом направлении.

Первооснова мира, по мнению Анаксимена

Анаксимен с этой точки зрения, как ранее Анаксимандр и Фалес, выдвигает вопрос о первопричине действия и бытия, об основе мира. Подобно своим предшественникам он полагает первоосновой всего определенный вид материи, а именно воздух. Заметим, что это не просто воздух, а бесконечный, неограниченный, обладающий неопределенной формой. Из него возникает все остальное. Его разрежение приводит к тому, что появляется огонь. Наоборот, сгущение воздуха вызывает ветры, затем тучи, воду, землю и наконец камни. Анаксимен распространяет объяснение того, как возник и развивался мир, и на появление богов. Он отмечает, что воздух является началом всего. Все из него возникает, все божественные и божьи вещи. По его мнению, воздух постоянно колеблется. Анаксимен - это последний представитель Милетской школы. В его трудах можно найти важные особенности, которыми отмечена ранняя греческая философия.

Значение Милетской школы

Эта школа, как видно, стремилась объяснить мир материалистически. Также она пыталась истолковать и отдельные его явления, и его основу, или принцип. Она заложила основы науки, поскольку предложила (впервые) понимание первоосновы мира как чего-то материального.

Другие философские школы Античности

В Древней Греции первые философские школы возникли в ранних полисах в 7-5 вв. до н. э. Самые известные из них следующие:

  • Милетская школа;
  • атомисты;
  • Элейская школа;
  • школа Гераклита Эфесского;
  • пифагорейцы.

Их воззрения имеют общие черты:

  • космоцентризм;
  • недискуссионный (доктринерский) характер их философских учений;
  • одушевление неживой природы (гилозоизм);
  • поиск породившего все сущее первоначала;
  • повышенное внимание философов к объяснению различных явлений окружающей среды.

Милетская и Элейская школы философии сыграли свою роль в развитии этой науки. К трудам их представителей впоследствии обращались многие мыслители, развивая их взгляды или полемизируя с ними. Элеаты, в частности, изучали проблемы познания, считали материальным выражением идей все сущее (то есть являлись предвестниками идеализма), разделяли высшее духовное и чувственное познание.

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) - философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (в связи с этим правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” (περί φύσεως Ιστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (должна быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само мыслится как высшее и абсолютное “божество” .

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

‣‣‣ выступали с материалистических позиций;

‣‣‣ занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;

‣‣‣ пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

‣‣‣ искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гᴦ. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

‣‣‣ первоначалом всœего сущего считал воду ("архэ");

‣‣‣ представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

‣‣‣ считал, что неживая природа, всœе вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял всœе сущее);

‣‣‣ допускал наличие множества богов;

‣‣‣ считал центром всœелœенной Землю;

‣‣‣ точно определил продолжительность года - 365 дней;

‣‣‣ сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гᴦ. до н. э.), ученик Фалеса:

‣‣‣ первоначалом всœего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всœе возникло, всœе состоит и в которую всœе превратится;

‣‣‣ вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всœе живое, всœе вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

‣‣‣ первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гᴦ. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

‣‣‣ первопричиной всœего сущего считал воздух;

‣‣‣ выдвинул идею о том, что всœе вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

‣‣‣ проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

‣‣‣ отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

‣‣‣ первоначалом всœего сущего считал огонь;

‣‣‣ вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

‣‣‣ считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

‣‣‣ был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

‣‣‣ признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека должна быть и хорошим, и плохим);

‣‣‣ всœеобъемлющим, всœепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;

‣‣‣ выступал за материальность человеческой и мировой души;

‣‣‣ был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

‣‣‣ движущей силой всœех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всœему и мать всœему".

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

‣‣‣ первопричиной всœего сущего считали число (всю окружающую действительность, всœе происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

‣‣‣ выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

‣‣‣ считали единицу мельчайшей частицей всœего;

‣‣‣ пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.).

Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

‣‣‣ изучали проблемы познания;

‣‣‣ жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

‣‣‣ были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

‣‣‣ считали всœе сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всœего сущего считали микроскопические частицы - "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" - противоположность "линии Платона" - идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

‣‣‣ весь материальный мир состоит из атомов;

‣‣‣ атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всœего сущего;

‣‣‣ атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

‣‣‣ атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

‣‣‣ между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

‣‣‣ атомы находятся в вечном движении;

‣‣‣ существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

‣‣‣ атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

Фалес (Сафонова)

Фале́с

Фале́с (640/624 - 548/545 до н. э.) - древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) - он неизменно открывал список "семи мудрецов", заложивших основы греческой культуры и государственности.

Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. ʼʼОтцом философииʼʼ Фалеса называли уже в его время.

Фалес был знатного рода и получил на родинœе хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем.

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он ʼʼпривезʼʼ геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователœей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также ʼʼтонким дипломатом и мудрым политикомʼʼ; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие - что был женат, имел сына Кибиста; третьи - что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают [источник не указан 724 дня] , что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752-749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640-624 по 548-545 до н. э., т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всœего, давки. Считается, что есть одна точная дата͵ связанная с его жизнью, -585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. - по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; по крайней мере сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от ᴦ. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса данный факт имеет эпизодический и, скорее всœего, ʼʼдидактическийʼʼ характер.

Фалес был сторонником некоего объединœения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира(царя Персии).

Милетская школа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Милетская школа" 2017, 2018.

Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) - родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Он - автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте 10 .

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о “первосущности” представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении “все из воды” была дана “отставка” олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников... Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма 11 - воззрения, по которому жизнь - имманентное свойство материи, сущее - само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. По сообщению Аристотеля, Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610-540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее. части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли - ее конкретные массивы.

Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мыслящего как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемосги вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти, как кажется сейчас, “наивные” идеи милетцев, напомним, что великий И. Кант в совсем иной период истории науки (после И. Ньютона!) утверждал, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы.

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: “Из чего все?” Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.


Философия кратко: ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС. Все основное и самое главное по предмету философии: в краткой и понятной форме: ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII-V вв. до н. э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты: поиски первоначала; само первоначало мыслится монистически; оно представлено как первичное вещество; первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности материи).

Философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоцентрической. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.

Фалес (640-545 гг. до н. э.) являлся первым ионийским и вместе с тем первым европейским философом. Он был также математиком, физиком, астрономом. Фалес определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; он открыл Полярную звезду и ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается вода. Она во всем и подо всем. Все, что есть в мире, производно от воды и основывается на этом первоначале. Она отличается от простой воды; это вода божественная, одушевленная. Земля, как и все предметы, пронизана этой водой; она окружена со всех сторон водой в ее исходной форме и плавает, как дерево, в безбрежной воде. Одушевленность воды связана с населенностью мира богами. К этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, есть начало всего). Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы, земля во время землетрясения «носится» в разные стороны. Так как в мире в изобилии имеется жидкость, а земля пропитана ею, то из земли «выходят» реки и моря.

Божественность, одушевленность воды выражается и в такой форме, как душевная жизнь человека. Сама душа есть тонкое (эфирное) вещество, позволяющее человеку чувствовать; она является носителем разумности и справедливости и причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Душевная жизнь человека отличается от процессов природы - она ближе всех стоит к богам. Итак, и природное, и духовное основываются на едином первоначале; не мифология способна объяснить мир, а знание, направленное на первоначало, изнутри присущее самому миру.

Фалес считал, что все знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека. «Познай самого себя» - одно из важнейших положений, связываемых с его именем.

ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII-V вв. до н. э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) - Фалес, Анакси-мандр, Анаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты:

Поиски первоначала;

Само первоначало мыслится монистически;

Оно представлено как первичное вещество;

Первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности материи).

Анаксимандр (ок. 610 - после 547 гг. до н. э.) - преемник Фалеса, усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе - апейроне (что значит «беспредельное»). Иначе говоря, это неопределенная материя - апейрон - вещественное начало, лишенное границ, т. е. без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное. На вопрос «Как из него возникают вещи?» Анаксимандр отвечает: «Путем выделения». Апейрон соединяет в себе противоположности: горячее - холодное, сухое - влажное. Путем различных комбинаций противоположностей происходит выделение конкретных вещей, их развитие в различных формах. На этом построена и его космогония.

Как же происходит процесс развития? Анаксимандр считал, что через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания.

Еще один яркий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585 - ок. 525 гг. до н. э.) - началом всего сущего считал воздух. Огонь - это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и наконец камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха: «…При разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее».

Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, - утверждал Анаксимен, - совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем».

Таким образом, суммируя взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоцентрической. Милетцы были гилозоистами, т. е. говорили об одушевлении материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (пантеизм - учение, отождествляющее Бога и мир), в соответствии с чем пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.
......................................................

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...