Зарубежный подход к стрессу в труде. Психология и педагогика Вид стресса связанный с реальными коммуникативными проблемами


Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством. Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Динамика профессионального стресса

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

1) нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);

2) собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

3) снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СО)

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняются на «противоположный знак». Японцы оценивают человека, попавшего в стресс: «Он потерял свое лицо». Это выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам(а) - такой (такая)».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет спо собность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна - от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал(а)!»), и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Стрессовые сценарии

Проходит какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого работника своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состоянии. И так же у каждого - свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими). Другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, существенно снижая самоконтроль в общении: они могут неожиданно «взорваться» и накричать на сотрудников или подчиненных, подать заявление об уходе, разорвать отчет о проделанной работе и т. п.

Стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека. Важной является такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека: на самого себя или на окружающих: коллег, подчиненных. Один винит во всем себя и стремится проанализировать прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.

Стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий профессиональной деятельности - как будто против воли самого человека «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться» как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по какой-то мелкой, незначительной причине. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.

Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса

Может ли работник научиться регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий?

Безусловно да! В профессиональной деятельности более успешны люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так.

«Что толку обвинять себя или других? Нет смысла мучаться укорами совести. Но и "сбрасывать" свою стрессовую агрессию на окружающих - негуманно и невыгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая!»

«Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!» Один ведущий специалист крупной фирмы выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!»

«Вывод один: надо хорошо знать самого себя. Надо вовремя почувствовать изменение своего внутреннего состояния, когда "закипает" раздражение и появляется еле сдерживаемая агрессия».

Специалисты, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорят о своих ощущениях, однако главное - они хорошо осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».

Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании стресса. Профессиональный стресс у них развивается медленнее, и есть «время в запасе». Люди с холеричным темпераментом, «с лету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознаваиие. Тем не менее успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики.

Необходимо запомнить следующие правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.

Правило 1 . Полезно наблюдать за самим собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия вашего стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота», или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с вами происходит, когда вы теряете самообладание (в точке «В»)?

Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно вы научитесь замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.

Правило 2. Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

♦ сделать паузу в общении с сотрудниками (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

♦ выйти из комнаты;

♦ переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Правило 3 . Необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение.

Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим:

♦ перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

♦ выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);

♦ подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;

♦ обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

ф зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.

Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.

Правило 4. Следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.



Профессиональный стресс - напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Можно выделить несколько видов профессионального стресса:

  • 1) информационный стресс - стресс, возникающий в связи с информационными перегрузками, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения времени.
  • 2) эмоциональный стресс - острые переживания в связи с разрушением глубинных установок и ценностей работника, связанных с его профессией; возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева, обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.
  • 3) коммуникативный стресс - стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляющийся в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.
  • 4) стресс достижения, возникающий тогда, когда у работника нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует, в результате чего он впадает в депрессию. Допустим, он хочет быть известным композитором или писателем, но не имеет музыкальных или литературных способностей. Могут быть и внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни.
  • 5) стресс конкуренции, основанный на страхе оказаться несостоятельным и проиграть в конкурентной борьбе. Человек начинает в окружающий его людях видеть прежде всего конкурентов, даже в друзьях и близких, ревнует к успеху даже незнакомых людей; боится быть естественным и, чтобы считаться успешным, приукрашивает свои достижения, начинает жить не своей жизнью; он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится «топ-модель»,внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любая женщина; в конце концов он попадает в «ловушку конкуренции»: годы напряженного труда,а в результате - разочарование, зависть людей и одиночество.
  • 6)стресс успеха - стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха; выражается в том, что после свершения значимого события у него наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось: развиваются апатия, безразличие, человеку кажется, что он не получил того, что заслужил своим тяжелым трудом, и он впадает в депрессию, уныние или заболевает; исцеление достигается новыми активными действиями и направлением энергии личности на достижение новых целей.

Следует также отметить, что кроме стрессоопасных профессий, подразумевающий стрессы изначально, стрессовые ситуации встречаются практически в любой работе. Наиболее распространенные из них:

  • 1) конфликт с начальником или коллегами, отсутствие поддержки со стороны руководства
  • 2) неорганизованность и как следствие - неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-либо дел, спешка
  • 3) недостаточная квалификация или неумение применять свои навыки
  • 4) скука или наоборот, чувство перегруженности работой, переутомление
  • 5) слишком высокая или слишком низкая ответственность-несоответствие темпераменту, самоощущению, способностям и честолюбию.
  • 6) неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе.

Часто возникает стрессовая ситуация, когда человек вынужден менять работу - даже если он по своей воле перешел на другое место, получил повышение и т. д.

Как только выявляются реалии новой работы и связанные с ними трудности, энтузиазм и желание выкладываться разом пропадают. И если ожидания, которые, как выяснилось, во многом превосходили реальность, с течением времени не приходят в соответствие с действительностью, люди начинают испытывать стресс завышенных ожиданий.

Стресс, в том числе стресс в профессиональной деятельности изучается в различных областях и знание стрессовых механизмов приобретает все большую практическую и научную ценность. Технический прогресс неразрывно связан с ростом экстремальности профессиональных деятельностей, с существенным изменением условий и содержания труда в различных областях.

Коренным образом изменился характер труда и возрос темп работы, повысилась профессиональная ответственность за последствия деятельности и ее результаты. Все это привело к развитию характерных психических состояний — профессиональных стрессов.

Профессиональный стресс — это состояние напряжения, возникающее при экстремальных воздействиях факторов, связанных с выполнением трудовой деятельности. Профессиональный стресс оказывает сильное положительное или отрицательное влияние на деятельность и профессиональное здоровье.

Разновидности профессионального стресса:

  • информационный профессиональный стресс — возникает в случае информационных перегрузок, когда специалист не может справиться со стоящей перед ним задачей, не успевает принять важное решение в условиях жесткого дефицита времени
  • эмоциональный стресс в профессиональной деятельности — задевает глубинные ценности и установки работника, возникает при переживании чувства вины или обиды в условиях противоречий в отношениях с коллегами или в случае конфликта с начальством
  • коммуникативный профессиональный стресс — связан с реальными проблемами общения в трудовой деятельности, проявляется в неумении защищаться от коммуникативных нападок и агрессии, незнании приемов защиты от манипуляций, неспособности отказать там, где это необходимо.

Причины возникновения стресса на работе:

  • физические условия труда: недостаточная освещенность, вентиляция, неудобство рабочего места, слишком тесное помещение, некомфортная температура и др.
  • расположение места работы: поездки на работу и с работы, отнимающие много сил и времени
  • экономические условия: отсутствие перспектив роста, недостаточная или несправедливая оплата труда, отсутствие финансовой заинтересованности и т.д.
  • технические условия: внедрение новых технологий, темп работы, не совпадающий с личным темпом работника (слишком быстрый или медленный), рутинная работа, выполнение трудно совместимых функций и обязанностей и др.
  • напряженные взаимоотношения с коллективом и начальством
  • личные качества работника: низкая стрессовая сопротивляемость, неадекватное поведение в проблемных ситуациях, неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.
  • угроза увольнения
  • конфликт работы с внутренними установками и ценностями, с личной жизнью
  • высокий уровень ответственности, неопределенность границ ответственности и т.д.

Стрессовый сценарий

У каждого работника своя форма поведения в стрессовом состоянии. У каждого свои виды стрессовых сценариев, частота и форма проявления реакций на профессиональный стресс. Одни «стрессуют» почти каждый день, но в минимальных дозах: не слишком агрессивно, не нарушая сложившихся взаимоотношений с окружающими.

Другие погружаются в состояние стресса один раз в год, но чрезвычайно глубоко: могут неожиданно «взорваться», сорваться на сотрудниках или подчиненных, подать заявление на увольнение, порвать подготовленный отчет и т.д.

Стрессовые сценарии различаются и по направленности агрессии: на самого себя или на окружающих. Один работник склонен обвинять самого себя и искать причины трудностей в себе, анализировать собственные ошибки. Другой склонен обвинять свое окружение в собственных проблемах и неудачах.

Запускается сценарий стрессов автоматически. Достаточно незначительного толчка — нарушения привычных условий трудовой деятельности и стрессовый механизм включается и начинает раскручиваться, против воли самого человека и в отсутствии контроля за его протеканием. Человек начинает ярко эмоционально реагировать на любые незначительные воздействия, у него искажается восприятие ситуации и коллег, он вступает в конфликты и придает негативное значение таким моментам, на которые не обратил бы внимания в спокойном состоянии.

Сопротивляемость и устойчивость к стрессу

Некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, справляются со стрессом лучше. Другим не удается противостоять его разрушительному воздействию. Существует несколько факторов, смягчающих воздействие профессиональных стрессов на здоровье. Один из них — это социальная поддержка. Социальная поддержка, в свою очередь, подразделяется на виды помощи:

  • эмоциональная помощь — выражение заинтересованности, участия, внимательное выслушивание проблем, уважительное отношение к личности
  • оценочная помощь — помощь в осмыслении и оценке проблем, попытки прояснения сути проблемы и ее значимости
  • информационная помощь или совет о том, как справиться с проблемой. Может состоять в обсуждении вариантов решения проблемы, в рассмотрении различных стратегий действий
  • инструментальная поддержка — помощь материальная или конкретными действиями.

Исследователи, оценивая степень социальной помощи, выявили, что у людей, которым оказывались различные виды социальной поддержки со стороны близких людей, друзей и родственников обнаруживалось меньше проблем с психическим и физическим здоровьем, меньшая выраженность эмоциональных и психологических нарушений на воздействие стрессов.

Поддержка со стороны близких является эффективным лекарством от стрессов. В тяжелые периоды она является как бы буфером, смягчающим негативное, разрушительное влияние стрессов.

Последствия стресса на работе

К первичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности относятся различные виды психических состояний:

  • состояние утомления и переутомления
  • эмоциональный стресс
  • острое стрессовое расстройство
  • дезорганизация деятельности
  • нарушение психической адаптации и др.

Вторичные состояния возникают при отсутствии или несвоевременности реабилитационных и восстановительных процедур, при отсутствии или недостаточной поддержке со стороны значимых людей. К вторичным последствиям профессиональных стрессов относятся:

  • состояние профессионального «выгорания»
  • значительное снижение работоспособности
  • злоупотребление алкоголем и сильнодействующими лекарствами
  • депрессии
  • повышенная агрессивность
  • посттравматические расстройства нервной системы
  • профессиональная деформация личности.

И, наконец, к третичным последствиям стрессов в трудовой деятельности относятся следующие виды социально-психологических феноменов:

  • ухудшение атмосферы в коллективе
  • нарушение дисциплины
  • проблемы внутри семьи
  • апатия и пессимизм
  • повышенная конфликтность
  • увольнение с работы
  • психосоматические заболевания
  • суицидальное поведение.

Профессиональное выгорание персонала

Является одним из самых распространенных видов профессиональных деформаций личности и относится ко вторичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности.

Обнаружение этого феномена произошло довольно неожиданно: в 70-ых годах 20 века работники американской психологической службы поддержки заметили, что при определенных условиях они теряют необходимый профессиональный и психический тонус, становятся раздражительными и вспыльчивыми, легко вступают в конфликты и в результате не могут дальше полноценно выполнять свои профессиональные обязанности.

Организаторы этой службы увидели причину явления в эмоциональном и психическом переутомлении работников. С точки зрения энергоинформационной теории у персонала обнаруживалась достаточно заметная потеря энергии.

Основной функцией работника службы поддержки являлось, по сути, общение, оперативно обеспечивающее клиента необходимым количеством психической энергии, производимое по принципу скорой помощи. Любой разговор — это уже потеря энергии. Общение же, являющее профессиональной функцией, приводило к излишней потери энергетики у персонала, не подготовленному эмоционально, технически, психически и методически к этому обстоятельству.

Организаторы службы не учли этого момента и столкнулись с проблемой массового восстановления и сохранения здоровья работников. В дальнейшем, при изучении этого вопроса выяснилось, что действительно, более всего подвержены такому проявлению стрессов, как эмоциональное выгорание, люди, работающие в сферах, предполагающих человеческое общение. Особенно когда общение проявляется в форме помощи, участия, внимания, душевного тепла.

Поэтому жертвами профессиональных выгораний чаще всего становятся учителя, врачи, психологи и психотерапевты, сотрудники правоохранительных и социальных органов.

Методы предупреждения и управления

Профессиональный стресс и его возникновение может научиться предупреждать и контролировать любой работник, а также научиться регулировать и контролировать свое состояние в стрессовых условиях, свой стрессовый сценарий.

Профессиональная деятельность людей, которые овладели техникой личной психической регуляции, становится более успешной и эффективной. Знание своих сильных и слабых сторон, умение вовремя сдержаться, затормозить свои внутренние порывы, позволяет не только сохранять в целости собственное психическое и физическое здоровье, но также и не испортить отношения со своим окружением.

Правила саморегуляции:

  • полезно наблюдать за самим собой, а лучше фиксировать свои наблюдения в специальном дневнике. Вы испытываете стресс в профессиональной деятельности? Что вы чувствуете при этом? Как меняется ваши настроение и ощущения? Сколько времени длится эта стадия? Как и что происходит, когда вы теряете самообладание? Когда вы сможете точно и своевременно замечать, что теряете контроль и вступаете в стадию стресса, вы сможете самостоятельно построить ваши личные успешные программы и виды защиты от стресса
  • ищите способы и виды остановки своей стрессовой реакции: возьмите перерыв, прервите свои действия усилием воли, сделайте паузу, помолчите несколько минут, выйдите из комнаты и т.д.
  • переведите свою энергию в другое русло, чтобы снять возникшее напряжение: полейте цветы, переберите бумаги, заварите чай, посмотрите в окно и т.д.
  • подумайте над тем, что помогает вам снять напряжение в работе. Что приносит вам большее удовлетворение и радует? Старайтесь каждый день находить время для маленьких приятных занятий, это будет приносить вам удовлетворение, радость и сохранит стабильность вашего эмоционального фона
  • позаботьтесь о создании группы поддержки, о регулярных встречах с друзьями и коллегами, близкими по духу
  • начните заботиться о своем физическом здоровье: о питании, физической активности, борьбе с вредными привычками
  • позаботьтесь о своем психическом здоровье: регулярные релаксации, посещения различных тренингов — эффективного распределения времени, формирование стрессоустойчивости, позволит вам научиться противостоять разрушительным воздействиям стрессов
  • обязательно регулярно находите время для своих увлечений и хобби
  • начните более оптимистично смотреть на жизнь. Улыбнитесь, расслабьтесь и перестаньте воспринимать себя и других слишком серьезно.

Можно выделить три физиологических механизма стресса.

1. Формирование в коре головного мозга интенсивного стойкого очага возбуждения - доминанты, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма - переключение на занятие любимым делом) направлены на формирование конкурирующей доминанты.

2. Развитие особой цепной реакции, возбуждение одной из глубинных структур мозга - гипоталамуса, который заставляет близлежащую особую железу - гипофиз выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона. Под его влиянием надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается, становится чаще дыхание. Во время этой фазы подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Современный человек вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, однако необходимо нейтрализовать гормоны стресса с помощью интенсивной мышечной нагрузки.

3. Поступление импульсов, поддерживающих активность доминанты, в кору головного мозга. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта.

2. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Можно выделить несколько видов профессионального стресса (Самоукина Н.В., 2000):

информационный стресс - стресс, возникающий в связи с информационными перегрузками, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени;

эмоциональный стресс - острые переживания в связи с разрушением глубинных установок и ценностей работника, связанных с его профессией; возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством;

коммуникативный стресс - стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляющийся в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения;



стресс достижения, возникающий тогда, когда у работника нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует, в результате чего он впадает в депрессию. Например, он хочет быть известным композитором или писателем, но не имеет музыкальных или литературных способностей. Могут быть и внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни;

стресс конкуренции, основанный на страхе оказаться несостоятельным и проиграть в конкурентной борьбе. Человек начинает в окружающих людях видеть прежде всего конкурентов, даже в друзьях и близких; ревнует к успеху даже незнакомых людей; боится быть естественным и, чтобы считаться успешным, приукрашивает свои достижения, начинает жить не своей жизнью: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина; в конце концов он попадает в «ловушку конкуренции»: годы напряженного труда, а в результате - разочарование, зависть людей и одиночество;

стресс успеха - стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха; выражается в том, что после свершения значимого события у него наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось: развивается апатия, безразличие, человеку кажется, что он не получил того, что заслужил своим тяжелым трудом, и он впадает в депрессию, уныние или заболевает; исцеление достигается новыми активными действиями и направлением энергии личности на достижение новых целей.

Следует отметить, что кроме стрессоопасных профессий, подразумевающих стрессы изначально, стрессовые ситуации встречаются практически в любой работе. Вот наиболее распространенные из них:

■ конфликт с начальником или коллегами, отсутствие поддержки со стороны руководства;

■ неорганизованность и как следствие - неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких- то дел, спешка;

■ недостаточная квалификация или неумение применять свои навыки;

■ скука или, наоборот, чувство перегруженности работой, переутомление;

■ слишком высокая или слишком низкая ответственность - несоответствие темпераменту, самоощущению, способностям и честолюбию;

■ неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе.

Часто возникает стрессовая ситуация, когда человек вынужден менять работу - даже если он по своей воле перешел на другое место, получил повышение и т.д.

Как только выявляются реалии новой работы и связанные с ними трудности, энтузиазм и желание выкладываться разом пропадают. И если ожидания, которые, как выяснилось, во многом превосходили реальность, с течением времени не приходят в соответствие с действительностью, люди начинают испытывать стресс завышенных ожиданий.

3. СИНДРОМ ОПУСТОШЕНИЯ

Если человек не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, человек приучает себя воспринимать все в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства.

Ее последствием является синдром опустошения - состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение - это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми, а также те, чья работа связана с повторяющимися или монотонными действиями, кто испытывает слишком большую ответственность и не в силах выносить этот груз или не получает обратной положительной связи. Группу риска составляют три профессиональные сферы - это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Опустошению наиболее подвержены трудоголики, педанты, идеалисты.

Опустошение не предоставляет возможность воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле, все окрашивается в мрачные, темные тона. Апатия, неприязнь способны за довольно короткое время сделать невыносимым наше собственное существование, не говоря уже о том, как это подействует на окружающих. Надо стараться сдерживать собственные эмоции и не позволять им управлять собой.

Опустошенность может возникнуть в результате любого стресса на работе. Если вы чувствуете себя обманутым или внезапно решили, что не способны урегулировать возникающую проблему или конфликт, осознание собственной беспомощности вызовет чувство беспокойства, отчаяния и ощущение бессилия. Эти эмоции могут захлестнуть вас с головой и не позволить взглянуть на ситуацию иными глазами, если не принять мер и не пресечь вовремя все усиливающееся желание пожалеть себя.

Опустошение легко распознается и выявляется на ранних стадиях, их четыре:

" 1-я стадия - завышенные ожидания. Признаки: восторжен-

ное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая рабочая активность, позитивная конструктивная позиция, желание узнать много нового, связанного с профессией, чтобы применить знания на деле.

2-я стадия - пессимизм и первые разочарования в работе. Признаки: физическая и моральная усталость, отчаяние и разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.

3-я стадия - самоотстранение. Признаки: уклонение от контактов с сослуживцами, гнев и враждебность, на первый взгляд необъяснимые; сильный негативизм ко всему, связанному с работой, депрессия, другие эмоциональные нарушения, неспособность думать и концентрировать свое внимание, сильная моральная и физическая усталость и множественные признаки стресса.

4-я стадия - необратимая отчужденность и утрата интереса. Признаки: очень низкая самооценка, хронический абсентеизм, устойчивое негативное отношение к работе, цинизм, неспособность к общению, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.

На начальных стадиях опустошения процесс можно повернуть вспять - путем изменения целей в работе, взглядов и поведения.

Ниже приводятся приемы, помогающие прервать процесс опустошения, захватив его в самом начале и не дав развиться до болезни.

1. Прием выражения эмоций и чувств. Не надо все держать в себе - это отрицательно сказывается на душевном состоянии. Облечение стресса в слова предотвращает самоизоляцию. Обмен мнениями с коллегами часто играет роль буфера, поскольку общение и разделение чувств с окружающими - уникальный способ избавления от стресса.

2. Прием отвлечения. Обязательно старайтесь находить в течение дня время на занятие, никак не связанное с работой. Отвлечение крайне необходимо для сохранения свежего восприятия рабочей обстановки.

3. Прием учета биоритмов. У каждого из нас в течение рабочего дня есть определенные часы прилива энергии. Зная свои часы прилива, планируйте дела, неизбежно связанные со стрессом, на это время.

4. Прием ограничения и контроля. Научитесь говорить «нет». Не позволяйте излишне нагружать себя дополнительными заданиями, не являющимися обязательными. Оставляя за собой право выбора, заставляя считаться с собой, вы обретете ощущение контроля над ситуацией, что необходимо для устойчивости к стрессам.

4. САМОРЕГУЛЯЦИЯ РАБОТНИКА

Очень важно знать следующие правила саморегуляции в условиях профессионального стресса:

наблюдать за самим собой. Успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно человек умеет замечать, что он вступает в зону стресса и теряет самоконтроль;

искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия: сделать паузу в общении с сотрудниками, помолчать несколько минут, вместо того чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание; выйти из комнаты; переместиться в другую, отдаленную часть помещения;

заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение: перебрать деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай; выйти в коридор и поговорить с сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.); подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу; обратить внимание на идущих по улице людей; попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди; зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду. Такой перерыв можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку;

серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

Бороться со стрессовыми ситуациями на работе не только можно, но и нужно. Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь надо помнить, что не бывает идеальной работы. Проблемы существуют везде - под каждой крышей свои мыши.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности. Это можно сделать, если принять три существующих непреложных закона трудовой жизни (Амиргамзаева О.А. и др., 2001):

1. Во всех областях жизни, а не только на работе, ожидания (почти всегда) - искажение действительности. Поначалу реальность всегда разочаровывает, до тех пор, пока человек не принимает вызова и не старается найти во всей ситуации что-то позитивное для себя или не пытается изменить саму ситуацию.

2. В свою работу необходимо «вписаться», а не находиться где- то рядом с ней, ее надо научиться воспринимать как дело, зависящее от тебя. Если нет возможности сменить место работы сразу же, как только выяснится, что она не оправдывает ожиданий - а это случается не так часто, - положительный настрой и гибкость, умение воспринимать неприятности как нечто временное позволят быстрее освоиться практически в любой ситуации.

3. Осознав, что мечты не имеют ничего общего с реальностью, ставьте перед собой лишь задачи, соответствующие вашим возможностям и существующему положению. От их выполнения вы постепенно придете к согласию с самим собой и окружающей действительностью,

Развитые навыки саморегуляции очень часто позволяют специалисту сферы сервиса избегать разного рода конфликтов.

5. ПРАКТИКУМ СНЯТИЯ СТРЕССА

Правила поведения в острой стрессовой ситуации сводятся к следующему.

1. Не пытайтесь принимать никаких решений (исключение составляют экстремальные ситуации).

2. Сосчитайте до десяти.

3. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

4. Если вы в помещении, выйдите из него в какое-нибудь другое место, где вы сможете некоторое время побыть наедине с собой.

5. Постарайтесь смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

6. Осмотритесь по сторонам даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!

8. Набрав воды в стакан (или ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова). Для первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности: постирайте белье, приберите в квартире, вымойте окно или, скажем, возьмите калькулятор и подсчитайте, сколько у вас денег, сколько часов, минут и секунд вы живете на свете.

Помочь снять стресс также могут:

■ полное устранение конфликта, устранение разногласий, примирение; создание условий для интенсивной мышечной нагрузки, занятия физкультурой (лыжи, коньки, бег, аэробика, городки, теннис, бадминтон); можно устроить также совместный ремонт, помыть окна, переставить мебель; посетить бассейн, сауну, принять солнечные ванны; сделать массаж, дыхательные упражнения; применить методы релаксации и аутогенной тренировки; посетить парную баню;

■ общение с близким человеком, позволяющее «излитьдушу», переключиться на интересную тему, совместно отыскать благополучное разрешение конфликта или снизить его значимость;

■ применение успокоительных средств или алкогольных напитков;

■ логические приемы успокоения (снижение значимости конфликтной ситуации, поиски путей оправдания обидчика методом «зато», т.е. извлечением пользы из неудачи, методом «могло быть и хуже», т.е. сравнением собственных невзгод с чужими, методом «виноград еще зеленый», «не очень-то и хотелось»);

■ отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма), танцы, прослушивание классической музыки; чувство юмора, поиск комичного в сложившейся ситуации; агрессивные действия и брань, слезы;

■ переключение на занятие любимым делом (кино, театр, музыка, дружеские разговоры (интимные, шутливые, повествовательные), газеты, журналы, романы, садоводство, поделки, охота и рыбалка, лото, шахматы, домино, экскурсии, письма, SMS, прогулки с собакой, дружеские визиты к соседям в гости, катание на качелях, походы по магазинам, в парикмахерскую, мастерскую, кружки и клубы общения по интересам, загородные прогулки, пикники, купание в реке, поцелуи, объятия, секс, фотографирование, собственные съемки на видеокамеру, осмотр достопримечательностей; посещение церкви, храма, поход на концерты, дискотеки, аттракционы, музеи, выставки; рукоделие, декламация стихов; шумные или тихие дружеские вечеринки, ужин при свечах; новые знакомства, встречи с новыми людьми; рассказы друг другу анекдотов, смешных историй, курьезных случаев; увеселительные игры для гостей, розыгрыши, викторины; можно пойти в зал игровых автоматов, казино, бильярдный зал, заняться игрой в боулинг или совместным приготовлением пищи («фирменных» блюд); начать вместе что-то изготовлять и зарабатывать на этом совместные деньги; вместе играть в компьютерные игры для двух участников; пойти на курсы (иностранного языка, йоги, психологии, игры на гитаре).

Если же человек по каким-то причинам не смог воспользоваться данными средствами снятия стресса, то возможны серьезные негативные последствия.


ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особенно сложных условиях, - это:

б) депрессия;

в) стресс;

г) нервное перенапряжение.

2. К физическим признакам стресса не относится:

а) бессонница;

в) головокружение;

г) опухание суставов.

3. Булимия - это:

а) постоянное чувство голода;

б) затрудненное глотание;

в) потеря аппетита;

г) резкая потеря веса.

4. Депрессия, импульсивное поведение, раздражительность, ночные кошмары - признаки стресса:

а) физические;

б) поведенческие;

в) мыслительные;

г) эмоциональные.

5. Интенсивный стойкий очаг возбуждения, формирующийся в коре головного мозга, - это:

а) цепная реакция;

б) доминанта;

в) гормон стресса;

г) импульс.

6. Лучший способ успокоения при поступлении импульсов, поддерживающих активность доминанты, в кору головного мозга:

а) чтение романа;

б) занятия спортом;

в) снижение значимости несбывшегося желания;

г) занятие любимым делом.

7. Поиски путей оправдания обидчика методом «зато», методом «могло быть и хуже», методом «виноград еще зеленый» относятся:

а) к логическим приемам успокоения;

б) приемам устранения конфликта;

в) отвлекающим приемам;

г) приемам успокоительных средств.

8. Болезненное психологическое состояние, проявляющееся расстройствами на двух уровнях (психическом и физическом), обо значается как:

а) стресс;

б) перенапряжение;

г) депрессия.

9. Вид стресса у работника, не имеющего внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, на который от рассчитывает:

а) конкуренции;

б) достижения;

в) успеха;

г) информационный.

10. Состояние обессмысливания того, что осуществилось значимое для человека событие, означает стресс:

а) эмоциональный;

б) достижения;

в) успеха;

г) информационный.

11. Состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе, - это:

а) профессиональный стресс;

б) синдром опустошения;

в) умственное помешательство;

г) коммуникативный стресс.

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - а; 8 - г; 9 - 6; 10 -в; 11 -б.


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

1. ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

4. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

5. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

6. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ

1. ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Дж. Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть основных принципов делового общения:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведениечеловека, делающего все вовремя, является нормативным.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранитьтак же бережно, как тайны личного характера.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе) . Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других,старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов.Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут" восприняты как часть вашего собственноголексикона.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ НА ПАРТНЕРА

Психологические приемы, о которых пойдет речь, направлены не столько на то, чтобы кого-то в чем-то убедить или доказать что-либо, сколько на то, чтобы расположить к себе собеседника.

Прием «имя собственное». Основан на произнесении вслух имени (или имени и отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Д. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека - самая приятная мелодия.

Некоторым трудно запоминать имена других людей. Существует несколько рецептов запоминания имен людей:

■ как только вы услышали имя, найдите повод, чтобы тотчасже произнести его вслух («Очень приятно познакомиться...);

■ быстро переберите в памяти имена знакомых вам людей(или имена великих людей) для установления ассоциативных связей;

■ во время беседы старайтесь ассоциировать имя человекас его чертами, выражением лица и всей внешностью:

■ если имя необычное, спросите, как оно пишется, почемутак назвали;

■ можно записать имя человека на листке бумаги, сосредоточить на нем свое внимание и запечатлеть в памяти, а затем разорвать листок. Вы добиваетесь этим не только слухового восприятия, но и зрительного;

■ если имя трудное для запоминания, то постарайтесь написать его мысленно на белой стене огненными буквами.

Прием «зеркало отношения». Доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают людей. Умеете ли вы улыбаться, когда это необходимо? Подобная необходимость возникает в случае, если у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе, чтобы он принял вашу позицию, выполнил ваше распоряжение или просьбу не под давлением, а добровольно.

Прием «комплименты». Предполагает небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. Существуют правила применения «золотых слов»:

«один смысл». В комплименте следует избегать двойногосмысла, например: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!»;

«без гипербол». Отражаемое в комплименте позитивноекачество должно иметь лишь небольшое преувеличение;

«высокое мнение». Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человекаоб уровне отраженных в комплименте качеств. Предположим, человек твердо знает, что уровень этого качествау него значительно выше, чем сказано в комплименте.Пример: человек, у которого действительно феноменальная память (и это мнение прочно укрепилось у него в сознании), вдруг слышит в свой адрес такие слова: «Я поражаюсь тому, как вы сразу запомнили номер телефона!У вас блестящая память!» Последствия могут быть негативными, так как нарушено правило, условно названноенами «высокое мнение»;

«без дидактики». Комплимент должен констатировать наличие той или иной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. Вот некоторые образцы таких«комплиментов»: «Тебе следует быть активнее!»; «Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать своипозиции!» Здесь явно нарушено правило, условно названное нами «без дидактики»;

«без претензий». Например, если кто-то считает, что способность к комплиментам - вовсе не достоинство, а вы,будучи убежденным в обратном, попытаетесь сделать емукомплимент типа: «Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты!», то он, пожалуй, обидится;

«без приправ». Делая комплимент, удержитесь от ложкидегтя, т.е. дополнений, например: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой - враг твой».

Прием «личная жизнь». У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что разговор с человеком в русле его выраженного личного интереса вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождающуюся положительными эмоциями.

Прием «терпеливый слушатель». Все мы с детства помним привычные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать его до конца, быть внимательным к нему.

Комплименты, похвалы и поддержку можно, считать тремя формами проявления знаков внимания. Знак внимания - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие.

Комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно нет. Это просто значит, что их недостаточно, иногда они бывают не к месту, и, видимо, потому мы немного недоверчиво относимся к людям, которые расточают комплименты направо и налево.

Похвала - оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Хвалят обычно человека всегда «к месту». Но бывает, вас хвалят, а вам от этого становится тошно. Как правило, такие неадекватные эмоции возникают в двух случаях: либо когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оценивать вас, либо вас хвалят, сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, но возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого.

Под поддержкой понимают знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в виде прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо. Если похвала, положительная оценка обращены не к самому человеку, а к результатам его деятельности, то поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности, независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки определяющим становится безусловное принятие другого человека. Поддержать можно каждого человека, для этого надо всего лишь видеть его сильные стороны. Только безусловное принятие другого как конструктивной личности и безусловное принятие себя самого дают человеку возможность искренне реагировать на самые разные поступки.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: МЕХАНИЗМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

В современной жизни люди все чаще подвержены стрессам. Нужно знать виды профессионального стресса заранее, чтобы уберечься от их тяжелых последствий.

Что такое стресс?

Стрессом называют эмоционально напряженное состояние человека, возникающее как ответная реакция организма на чрезмерные нагрузки, давление, переутомление. Стресс — это не причина болезненного напряжения, он сам является болезнью.

Существует положительный стресс — эустресс, когда небольшая встряска при негативных факторах влияет на организм положительно. При этом вырабатывается адреналин, повышается внимание, концентрация и сообразительность. При положительном стрессе человек правильно и быстро принимает решения, он как бы заряжается силой и энергией.

Дистресс имеет отрицательное воздействие: он разрушает организм человека, вызывает сильное эмоциональное напряжение, бьет по нервной системе, ослабляет иммунитет, вследствие чего прогрессируют простудные и другие заболевания.

Могут быть как отрицательные воздействия — разорение, развод, тяжелая физическая травма или резкое ухудшение здоровья, так и положительные — неожиданное везение в лотерее, внезапное счастье или нежданное наследство.

Находясь в стрессе, человек проходит три его стадии:

  1. Тревога. Это нормальная реакция психики, предупреждающая о возможной опасности для человека. Она мобилизирует все защитные функции организма. Признаками являются повышение давления, учащенное сердцебиение, беспокойство.
  2. Сопротивляемость. Организм приспосабливается к напряжению. При долгом давлении или агрессии появляется привыкание, что позволяет организму стать более устойчивым к стрессу. Физически проявляется усталостью, забывчивостью и беспокойством.
  3. Третья стадия — истощение. Когда организм не может больше сопротивляться, а психологические и физические силы на исходе, тогда и наступает эта стадия. При этой стадии можно легко заболеть серьезными болезнями.

Вернуться к оглавлению

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — это напряжение и давление, возникающее вследствие отрицательных эмоциональных факторов, которые связаны с профессиональной деятельностью. Он является реакцией человека на трудную, неразрешимую проблему.

Специалисты выделяют шесть причин, способных вызвать профессиональный стресс:

  1. Режим трудового дня. Очень интенсивная рабочая деятельность, чрезмерная моральная нагрузка, неподходящие условия труда.
  2. Роль работника в фирме. Конфликты на работе, неопределенность, повышенная ответственность.
  3. Фактор коммуникативности работника. Это взаимоотношения с коллегами, подчиненными или руководством, проблемы в разделении полномочий.
  4. Трудности в деловом развитии. Неуспешность в карьере, несоответствие уровня личных притязаний требованиям фирмы, неожиданный карьерный рост или же страх увольнения.
  5. Психологический климат, окружение или организационные моменты работы. Ожидания работника расходятся с установками предприятия, интриги на работе, сильное ограничение личной свободы.
  6. Из-за сверхурочной работы могут появиться проблемы в личной жизни, невозможность разделить рабочее и свободное время, конфликты в семье, особенно если оба супруга стремятся к карьерному продвижению.

Если рассмотреть все причины, вызывающие стресс, то их можно разделить на объективные и субъективные

К первым относятся вредные и тяжелые условия труда, непредвиденные, чрезвычайные ситуации. Длительность рабочего дня, высокий темп работы, высокая ответственность и т.д. — все это объективные причины возникновения профессиональных стрессов.

Межличностные и внутриличностные — это субъективные факторы, влияющие на появление стресса. Межличностные возникают при общении работника с руководством, коллегами по работе, из-за чрезмерного контроля начальства или грубого отношения к себе других сотрудников.

Внутриличностные факторы возникают, когда приходит осознание, что не хватает знаний, умений и навыков, или оплата труда не соответствует нагрузке и выполненной работе.

Состояние здоровья (хронические болезни или острые заболевания) может быть также причиной стрессов.

Вернуться к оглавлению

Виды профессиональных стрессов

Каждый из трех видов стресса опасен по-своему:

  1. Информационный.
  2. Эмоциональный.
  3. Коммуникативный.

Информационный стресс. Источником его развития являются внешняя информация о реальных или предполагаемых неприятных событиях. Развивается чувство тревоги, человек в стрессовой ситуации заранее воображает и предрекает негативные последствия конфликта.

При этом виде невозможно справиться с поставленной задачей, если время ограничено и невозможно вовремя принять решение.

Эмоциональный стресс. Чрезмерные эмоциональные переживания человека, связанные с конфликтными ситуациями, которые не удовлетворяют или ограничивают свободу действий, характеризуют этот вид.

При экстремальных происшествиях самым чувствительным является эмоциональный аппарат — он первым реагирует на стрессовую ситуацию. Даже при нормальных ситуациях (если он затяжной) приводит к серьезным нарушениям работы внутренних органов и к расстройству иммунной, сердечно-сосудистой систем.

Этот вид профессионального стресса социален. С развитием научного прогресса и увеличением перегрузок информационными технологиями, а также ускорением жизни с каждым годом частота этого стресса увеличивается.

Коммуникативный стресс. Его можно охарактеризовать как психологический стресс с социальными проблемами. Когда на личность негативно влияет коммуникативный барьер, возникают серьезные проблемы при общении в деловой сфере. Человек не может ответить отказом там, где нужно; не в состоянии защититься от манипулирования другими людьми. Эта проблема появляется, когда человек не соответствует темпу общества и не умеет дать отпор коммуникативной агрессии.

В результате стресса у работников появляется неудовлетворенность местом труда, апатия, тревога. Это все ведет к снижению работоспособности, пропадает желание качественно выполнять свои обязанности. Резко ухудшается состояние здоровья.

Данные виды профессионального стресса могут распространиться среди всего коллектива предприятия. Это связано с тем, что люди, подверженные стрессам, пессимистично настроены и, взаимодействуя с другими сотрудниками, они невольно способствуют распространению этой проблемы.

Симптомы, при которых развивается стресс на работе:

  1. Текучесть кадров.
  2. Снижается мотивация труда. Частые «чаепития» и «перекуры».
  3. Повышенная зависимость от руководства. Выражается в недовольстве, критике, или в невозможности принятий решений без помощи и указаний руководства.
  4. Интриги и конфликты среди работников.
  5. Недовольство рабочим местом.
  6. Сотрудники не стремятся к инициативе.

Чтобы всего этого избежать, нужна профилактика.

Вам также будет интересно:

Восстания Жакерия: причины, события и последствия
ервоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над...
Механическое движение: равномерное и неравномерное
Раздел 1 МЕХАНИКА Глава 1: О с н о в ы к и н е м а т и к и Механическое движение....
Система мышления эдварда де боно
), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в...
Бедная лиза
В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты,...
Краткое содержание повести гроза островского
Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только...