«Сравнительная характеристика Ларры и Данко. «Сравнительная характеристика Ларры и Данко Сопоставить характеры ларры и данко

Сочинение

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, - беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий герой - мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение - вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет «негативный» образ Ларры - гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. «В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого - сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа - резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.

Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека - дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! - выше! все - вперед! и - выше - вот кредо настоящего Человека».

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль»

Герои ранних произведений Максима Горького - люди гордые, красивые, сильные и смелые, они всегда в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений это рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ знакомит нас с двумя романтическими легендами, действие в которых происходит многие тысячи лет назад.
Данко был представителем одного из древних племён, Лappa - сыном женщины и орла. Сходство героев - в их красивой внешности, смелости и силе, в остальном же они являются полной противоположностью друг другу, то есть антиподами. Однако и во внешности героев есть серьёзное различив. Взор Ларры был холоден и горд, как у царя птиц. Во взгляде Данко, напротив, «светилось много сипы и живого огня». Люди племени Ларры ненавидели его за чрезмерную гордость. «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как! с равными себе». Ларра фал и убивал, нисколько не жалея об этом, и за это люди ненавидели его ещё в больше. «...А он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу». Люди племени также понимали, что Ларра ничем не лучше их, хотя он считал, что таких, как Я он больше, нет, то есть был индивидуалистом. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает. «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и нога, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим».
Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени! осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыраэимой тоски. «В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным и сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который,! будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде! всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.
Люди же племени, в котором жил Данко, наоборот, «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех» за его высокую силу духа, мужество и способность повести за собой людей. Ведь именно Данко не побоялся провести своё племя через лесную чащу, и на всём протяжении пути он сохранял веру в лучшее. Люди, глядя на него, верили в своё спасение. Даже когда люди племени озлобились на него, «стали, как звери», из-за своей усталости и бессилия, хотели убить его, Данко был неспособен! ответить им тем же. Его любовь к людям погасила в нём раздражение и злобу. И ради этих людей Данко пожертвовал своей жизнью, вырвав из груди своё се

(«Старуха Изергиль»)

Карточка-информатор.

В чём сходство и различие Ларры, старухи Изергиль и Данко?

(«Старуха Изергиль»)

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ размышление над смыслом жизни. Это произведение относится к раннему периоду творчества писателя. В нём Горький – романтик, влюблённый в красивых, гордых, смелых людей, которым «воля ведома», «ширь степная понятна», а «говор морской волны веселит сердце». Поэтому-то Горький и делает своих героев людьми исключительными, заостряя в характере каждого из них какую-то одну, ведущую черту: Ларра, например, живёт только для себя; Данко, наоборот, всё отдаёт другим.

Композиционно рассказ строится таким образом, что повествование старухи Изергиль о своей жизни оказывается между двух легенд, рассказанных ею. Словно два полюса, две противоположности возникают перед нами образы Данко и Ларры.

Ларра, «красивый и сильный», - сын орла и земной женщины. У этого человека «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»; он не похож на окружающих его людей: он не хочет жить, как они, он хочет быть свободным. Но свободу Ларра понимает по-своему: делай, что хочешь, бери, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен: «Он хочет сохранить себя целым».

Данко, как и Ларра, красив и смел, «но в очах его светилось много силы и живого огня». Он тоже мечтает о свободе, но о свободе не только для себя, но, прежде всего, для людей. Поэтому-то он и ведёт их, жертвуя счобой из тёмного леса, из смрада страшных болот на простор степей, к «золотой сияющей» реке.

Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего, и это, по его представлениям, даёт ему право презирать остальных и властвовать над ними.

Данко – «лучший из всех», и именно поэтому он берёт ответственность за жизнь соплеменников. («Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»)

Но, как бы ни были различны герои, результат одинаков – одиночество. Ларра, противопоставив себя окружающим людям, считая себя выше всех, этим-то себя на одиночество о обрекает. Не случайно мудрейший говорит: «наказание ему в нём самом!» Но отверженный, «выкинутый вон» Ларра только смеётся вслед людям, приговорившим его к самому страшному на свете наказанию, - наказанию одиночеством и .

Проходят десятилетия, и Ларра возвращается к людям, надеясь принять от них смерть, но теперь они смеются над ним, радуясь, что он не может умереть. Ларре « нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

За что был наказан Ларра, - понятно. Но почему же и Данко, пожертвовавший жизнью своей во имя свободы других людей, тоже наказан? Его «гордое сердце» растоптано ногой «осторожного» человека, испугавшегося «чего-то». Дело в том, что толпа никогда не прощает превосходства над собой. Слабые и ничтожные всегда жаждут одного: найти виновного в том, что они таковыми оказались, ведь легче быть рабом и идти со всеми вместе, «как стадо овец». А если тебе прямо в лицо осмеливаются бросить упрёк в слабости и трусости, то плохо придётся этому человеку: его разорвут на куски, не будет ему жалости и пощады. Это и произошло с Данко. Его, как и Ларру, «поразили за гордость».

Но перед тем, как умереть, Данко смеётся «гордо»; Ларра же перед тем, как уйти от людей навсегда, смеётся 2громко». От Ларры осталась лишь тень, бродящая по степи; от «гордого сердца Данко» остались искры, появляющиеся перед грозой.

Судьба старухи Изергиль во многом сходна с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, так же, как и они, она прожила «мятежную» жизнь и «не была никогда рабой, ничьей». Подобно Ларре, она жила «жадно», беря от людей всё, что они могли ей дать, но, в отличие от него, она платила за это собой, «тратила» себя, не жалея, отдавая себя без остатка. А это уже делает её жизнь похожей на жизнь Данко.

Кроме того, итог её жизни – одиночество, она «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век. Но всё-таки жизнь её не прошла бесследно: она приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать жизнью (вспомните, как она спасает от гибели Аркадэка).

Люди, среди которых живёт в старости Изергиль, любят её, им нужны её рассказы; ведь в их сегодняшней жизнинет той силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди «не живут, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!» - говорит Изергиль.

И она, и Ларра, и Данко свои судьбы творили сами, и, каким бы горестным ни был итог их жизни, они всё-таки жили, а «не примерялись».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Дайте краткую характеристику раннего периода творчества М. Горького.

2.Какое место занимает в творчестве Горького рассказ «Старуха Изергиль»?

3. Заполните сопоставительную таблицу.

5. Чем теперешнее поколение отличается от Ларры, Данко, Изергиль?

6. Сделайте вывод о том в чём сходство и различие Данко, Ларры, Изергиль.

Карточка-информатор.

Есть ли в пьесе основания для веры Сатина в огромные возможности человека?

(«На дне»)

Трудно говорить об огромных возможностях человека в применении к людям, являющимися героями пьесы М. Горького «На дне». Сама обстановка ночлежки, похожей на пещеру, с низкими потолками, нехваткой воздуха и света, словно давит на людей, не даёт им возможности жить по-человечески. Перед нами не столько люди, сколько то, что от них осталось. Не случайна одна из ремарок, сопровождающих слова Сатина в первом действии, - «рычит». Люди дошли до предела, многие потеряли даже имена, остались лишь клички (Актёр, Татарин, Барон). Практически все герои пьесы, за редким исключением, ничего не делают. Они только пьют, играют в карты, дерутся, ругаются. Уж какие тут огромные возможности человека!

И всё-таки даже в этих опустившихся людях осталось что-то человеческое, что даёт основание для веры в их возрождение. Вот умирает Анна, жена Клеща. Своим постоянным кашлем она давно мешает всем, но всё-таки некоторые из ночлежников заботятся о ней: Квашня угощает пельменями, Актёр выводит её подышать свежим воздухом. Значит, сердца этих людей ещё не совсем зачерствели, остались в них доброта и сострадание. А у Актёра есть мечта: он хочет вылечиться от алкогализма. Согласитесь, когда человек способен о чём-то мечтать, это уже немало.

Мечтает и Настя, мечтает о любви. По её представлениям, любовь непременно должна быть роковой, как в книгах, которые она читала. Настя отстаивает своё право на то, чтобы у неё было прошлое, а в этом прошлом – любовь к Раулю или Гастону. И когда озлобленный Барон бросает ей в лицо: «Не было! Не было у тебя никакой любви!», она кричит: «Была!». В этой готовности бороться за своё выдуманное прошлое, за свою мечту, ощущается сила, а сильные многое могут.

Васька Пепел, «вор и воров сын», искренне любит Наташу. Он ещё способен чувствовать. Клещ, уверен, что вырвется со дна, что для этого нужно только работать, и он постоянно твердит о себе: «Я – рабочий человек!» Как видно, во многих обитателях ночлежки ещё не утеряно до конца то, что должно быть присуще людям.

И вот в ночлежку приходит удивительный человек – Лука. Он странник, много ходил по земле, много видел. Лука искренне любит людей, желает им добра, для него важен каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко их отогрел. После первого разговора со стариком Актёр, например, чувствует, что в его душе пробуждается что-то забытое. Горький показывает это скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», смеётся», говорит «как бы проснувшись». Актёр вспоминает своё имя, потом своё любимое стихотворение, а ведь «в любимом – вся душа». И, может быть то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нём Человек ужаснулся тому, как живёт Актёр, и не захотел больше жить так.

Сатин, в уста которого Горький вкладывает знаменитые слова о Человеке, говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, - говорит Сатин. – Он для вас же всё делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету.» Вера Сатина в огромные возможности человека была взращена Лукой, который утверждал: «Человек может добру научить очень просто».

1. Дайте общую характеристику обитателей ночлежки.

2. Что в них осталось человеческого и как это проявляется?

3. Каковы мечты ночлежников?

4. Чем в своих мечтах отличается Настя от остальных?

Данко и Ларра — два героя известного рассказа Горького «Старуха Изергиль». Старуха, повествуя о своей жизни, вплетает в это повествование две красивые старинные легенды о сыне орла Ларре и о сыне людей Данко.

Сначала старуха рассказывает о Ларре. Это красивый, гордый и сильный человек. Обычно физическая красота у Горького уже символизирует человека с высокими нравственными идеалами. Но, как оказывается, это не всегда справедливо. Изергиль говорит: «красивые — всегда смелы». Это утверждение верно, судя по ранним рассказам Горького. Ларра смел и решителен. Но все в нем чрезмерно: и гордость, и сила. Он слишком эгоистичен. Сколько пользы мог бы принести Ларра людям, если бы использовал сокровища своей души во благо им! Но он не желает отдавать. Он хочет только брать, и брать самое лучшее.

Ларра, будучи сыном орла, не ценит человеческое общество. Он предпочитает одиночество и свободу. Стремясь к этому, он часто проявляет жестокосердие. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания. Он мечтает лишь об одиночестве, поскольку не видит в жизни среди людей ничего привлекательного. Иногда для нас худшим наказанием является то, что сбываются наши желания. Так было и в случае с Ларрой. Он получил вечное одиночество и вечную свободу блуждать по земле. Но разве может вынести это душа человека, даже если он — сын орла? Нет. Поэтому и страдает душа Ларры. Только в своих вечных скитаниях по земле он понимает, как невыносимо быть одному. Каждому человеку по его природе необходимо общество себе подобных.

В чем же состоит счастье? Горький в рассказе «Старуха Изергиль» так отвечает на этот вопрос: счастье возможно только в любви, а наивысшее счастье — в самопожертвовании. Об этом старуха Изергиль рассказывает в легенде о Данко.

Данко в чем-то похож на Ларру. Он столь же красив, смел, свободолюбив. Но это совсем другой человек. Силы своей души, горение своего сердца он направляет на служение людям.

Вспомним ту часть предания, когда люди начинают разочаровываться в Данко. Их одолевает безверие. В конце концов они даже решаются убить Данко. Но разве это останавливает его, разве ослабляет желание вывести свой народ к свету? Нет. Ларра жил среди людей, не замышлявших против него ничего дурного. Казалось бы, у Данко было гораздо больше причин, чтобы озлобиться и даже возненавидеть людей. Но в нем живет готовность к самопожертвованию и жажда подвига. Он ни одного мгновения не колеблется, когда нужно вырвать из груди сердце! Я думаю, Данко понимал, что подвиг его не оценят, что те люди, которым он осветил дорогу своим сердцем, тут же забудут о нем. Так и вышло. Люди, рванувшись к своей цели, растоптали упавшее на землю горячее сердце Данко. Но он не думал о себе, вырывая сердце. Человек, совершающий подвиг, никогда не думает о себе и о том, как отнесутся к этому люди. Он действует во имя высокой цели. Так и Данко действовал только во имя спасения людей.

В образе Данко Горький воплотил свой идеал революционера. В представлении Горького это человек с горящим сердцем, ведущий людей к свету ценой собственной гибели. Данко готов погибнуть ради своего дела, он освсщает светом темное сознание людей. Так же и революционеры: они борются, невзирая на опасность гибели. Они точно знают, что, погибнув сами, они оставят свои идеи, которые будут освещать людям путь.

Горький утверждает, что в существовании Даико есть смысл, ибо оно было направлено на то, чтобы принести пользу людям. Ларра же стремился только к собственной пользе. Горький, поведав нам судьбу Ларры, утверждает мысль о том, что существование, подобное этому, не может дать ничего, кроме пустоты и одиночества. Даже судьба старухи Изергиль, внешне столь неудавшаяся, на самом деле имеет смысл. И этот смысл заключается в том, что она не жалела сил своей души. Она любила людей, а они, в свою очередь, отвечали ей тем же. Па фоне даже этой жизни существование Ларры кажется жалким.

Сравнивая судьбы Ларры и Данко, Горький делает один важный вывод: лучше короткая, но яркая жизнь, посвященная служению людям, чем вечное эгоистическое существование ради себя самого. Нельзя замыкаться в своем эгоизме. Желая получить как можно больше для себя, ты, скорее всего, потеряешь гораздо больше, чем хочешь приобрести. И наоборот, ты приобретаешь тем больше, чем больше душевных сил потратишь на благо людям. Гораздо живее вырвавший свое сердце Данко, чем получивший вечное существование Ларра. Высокая цель оправдывает любую жизнь, поэтому каждый человек по мере возможности должен стремиться пусть не к подвигу, но к тому, чтобы помогать людям, жить для них.

Необходима сравнительная таблица этих героев, причём в каждой строке - отдельный критерий сравнения. Я пониманию, что таблицей не ответите, но приветствуются ссылки, сплошной текст (Ваш личный) . Буду благодарен.

2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ-размышление о смысле жизни

Главный герой - исключительная личность
Особенности композиции:
1состоит из трех самостоятельных частей
2сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
3первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию
4центральная часть - рассказ о старухе Изергиль

Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения
Ларра
Данко

Внешность
«красивый и сильный» , «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция
♦ он не похож на других людей - не хочет жить, «как они» , хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым» ;

♦ «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего» , это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом»
♦ «лучший из всех» , «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» , мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке» ;

♦ «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугав­шимся «чего-то» . Люди не прощают превосходства над собой. Сопле­менники «наказывают» Данко за гор­дость

Итог жизни
одиночество

Послесловие
от Ларры осталась только тень, бродящая по степи
от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой

Вывод
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

Антиидеал
романтический идеал

Старуха Изергиль
Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко) .
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
1
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.

2
Данко
Старуха Изергиль

Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.

3
Ларра
Старуха Изергиль

Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно» , беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры) , она платила за это, «тратила» себя, не жалея.

4
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.

5
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...