Более всего любовь родному краю. Сергей Есенин

«Девять раз от моего рождения, Небо Света возвращалось почти к той же самой точке своего круговращения, когда явилась мне впервые... облеченная в одежду сиренного и благородного цвета, как бы крови, опоясанная и венчанная так...

В Древней Греции мир познавался скорее чувственно, чем рационально. В VII - VI веках зарождается греческая лирика, отвечающая запросам современности: происходит переход от родового сознания к индивидуальному...

Концепт "любовь" в рассказе А.П. Чехова "Дама с собачкой"

Любовная тема -- вечный хлеб литературы. В данном случае Чехов не стремится быть оригинальным: «Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое: он и она...» Причем он пишет, как и положено современному Нестору...

Лирика Лермонтова

Большое место ранней поэзии Лермонтова занимает любовная лирика. Однако и она предоставлена не в жанрах любовных элегий, посланий, признаний, а в стихотворениях более емкого жанрово-тематического наполнения - даже в циклах стихотворений...

Лицейские годы и их отражение в творчестве А.С. Пушкина

Вообще последние строчки стихотворений Пушкин уже теперь приобретают особую полноту мысли, рельефность и звучность. Крупный факт внутренней жизни поэта за это время -- юношеская, поэтическая любовь к сестре товарища, К. П. Бакуниной...

Любовная тематика в прозе А.П. Чехова

Юная героиня рассказа «После театра» полна еще не любовью, а предчувствием любви, светлой радостью, вызванной взволновавшей ее музыкой П. И. Чайковского, поэтичным письмом Татьяны. Иная, трагическая нота окрашивает рассказ «Володя»...

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

История падения молодого аристократа Дориана Грея, развращенного великосветским циником лордом Генри, развертывается в изысканной обстановке богатых комнат, затянутых старинными гобеленами, оранжереей с цветущими орхидеями...

Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова

«Люблю, люблю» - постоянный рефрен лермонтовской лирики. «Никто не мог тебя любить, как я, так пламенно и так чистосердечно» , - скажет он в элегии «Смерть», чтобы вновь и вновь повторять: «Я не могу другой любить» ...

Оценка книги В. Балязина "Петр Великий и его наследники"

О событиях и лицах, которым посвящена эта книга, повествование ведется в хронологическом порядке, материал логически связан, последователен и построен так...

Тема любви в лирике Анны Ахматовой

Тема любви в лирике Анны Ахматовой

«Великая земная любовь» - вот движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по - иному увидеть мир. В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого - то необычного, пятого...

Тема любви в лирике Анны Ахматовой

Стихи Ахматовой - не фрагментарные зарисовки, не разрозненные этюды: острота взгляда сопровождена остротой мысли. Велика их обобщающая сила. Стихотворение может начаться как песенка: «Я на солнечном восходе Про любовь пою...

Тема любви в произведениях Чехова

Шекспиру принадлежит образная модель мира в виде театральных подмостков с идеей-концептом о том, что человеческая жизнь представляет собой неисчерпаемую возможность творить собственную судьбу по своему усмотрению, играя многочисленные роли...

Художній світ кіноповістей О. Довженка

Як захоплений живописець малює О. Довженко у кіноповісті неповторну красу української природи, пейзажі промовляють до читача своїми барвами, створюють ілюзію безпосереднього споглядання...

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

С. Есенин

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее рустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны.

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут, вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза- "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении "Русь" Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного "железного гостя".

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин "разлюбил нищую Родину". Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся "стальной" Руси, потому что за ней будущее.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь.

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. "Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам",- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

1 апреля исполняется 95 лет со дня рождения талантливого живописца, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, члена Союза художников СССР Льва Габышева .

Лев Михайлович родился 1 апреля 1923 г. в Якутске в семье известного олёкминского мецената, «якутского Третьякова» в области изобразительного искусства, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева . Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, живописном факультете Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.

Творческая биография Л.М.Габышева началась в годы Великой Отечественной войны. Его сатирические плакаты, рисунки, карикатуры, агитплакаты на страницах газет «Кыым» и «Социалистическая Якутия» являлись орудием борьбы юного художника против фашизма. В 1944 г. состоялась первая персональная выставка работ Льва Габышева, где земляки узнали его и как автора пейзажной живописи.

Постепенно его занятия живописью начали сочетаться с искусствоведческими интересами. С 1952 по 1975 гг. становится директором Якутского республиканского музея изобразительных искусств, является активным организатором художественной жизни республики. При его содействии в 1962 году в собрание музея поступил безвозмездный дар – коллекция отца, профессора М.Ф.Габышева. Это собрание, в составе которого более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков, послужило основой для открытия Музея западноевропейского искусства в столице республики.

Лев Михайлович был пропагандистом изобразительного искусства, выступал в печати, на радио и телевидении. Ему принадлежит исследование о малоизвестных якутских косторезах XIX-начала XX веков; совместно с сотрудниками центральных художественно-реставрационных мастерских он установил авторство нескольких работ, благодаря чему возникновение живописи Якутии было отодвинуто на целое столетие назад.

Сегодня Национальный художественный музей – бесценная национальная сокровищница Республики Саха (Якутия), где имеются шедевры мирового и отечественного искусства. В этом огромная заслуга Льва Габышева, замечательного художника и подвижника музейного дела.

Среди известных работ Льва Михайловича вы могли видеть «Ленские дали», «Старая деревня на берегу Лены», «Осень в Юнкюре» и другие. В фондах Олекминского музея бережно хранятся картины «Таёжная краса», «Якутский всадник», «Портрет мужчины», в которых он передал любовь к родному краю и красоту якутской природы.

В скором времени работы Льва Михайловича и работы других якутских художников займут достойное место и будут представлены посетителям в новом здании Олёкминского музея истории земледелия.

Юлия ЕРКО ,

хранитель Олёкминского музея истории земледелия.

На фото: Л.М.Габышев; в кругу семьи; работы художника: портрет мужчины; Таёжная краса: Якутский всадник.

Поэтический час, посвященный жизни и творчеству Сергея Есенина, собрал в Воровской библиотеке октябрьским днем юных читателей. Старшеклассники пришли в этот день в библиотеку подготовленными: читали стихи, рассказывали интересные факты из жизни поэта, дискутировали о его судьбе, о его отношении к революции, России, женщине и матери. Лирика Есенина мелодична и проникновенна. Стихи легко ложатся на музыку. Молодому поколению были представлены песни на стихи Сергея Есенина в необычной обработке и аранжировке. Такое прочтение поэзии приблизило поэта к читателям XXI века, открыло «нового» Есенина – понятного и современного, чувственного и до боли родного. Вниманию ценителей творчества «поэта страны березового ситца» были представлены одноименная выставка-рекомендация и фотовыставка, а по окончании поэтического часа вручены буклеты со стихами, яркими высказываниями и рекомендательным списком книг, которые можно прочитать в нашей библиотеке.

«Я о своем таланте знаю, много знаю.

Стихи – не очень трудные дела,

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла…»

Сочинение

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей в реку, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвешивает лес.

Есенину сродни необозримые просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках.

Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны.

Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота.

Зеленый и голубой традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину возвышенной и прекрасной. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый месяц Гуляет в голубой траве.

Позже появится серый, вместо золотистого лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями скелетами, улицами каменными пещерами. Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: визжат дроги, стонет коровий рев теней…

Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багровокрасные и золотисто-оранжевые тона.

Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны России.

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...