Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Человек познает мир изображение земли. Урок окружающего мира


Как человек познает окружающий мир.
Для чего люди путешествуют.
Что изучает наука археология

Цели :

– систематизировать знания, полученные в 1–3 классах;

– сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии;

– повторить понятия: исторические источники, краеведческий и исторический музеи;

– продолжить развитие мышления, любознательности, умений добывать знания из иллюстративного материала;

– воспитывать уважение к трудной и интересной профессии археолога.

Оборудование: предметы, необходимые путешественникам; письменные и вещественные исторические источники, обнаруженные археологами; предметы, необходимые археологам (кисточки, скребки, лопатки, скальпели); репродукция К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Ход урока

I. Организационный момент.

Окружающая среда

Все – от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя – навсегда! –

Окружающая среда!

Л. Фадеева

II. Повторение и систематизация полученных учащимися в 1–3 классах знаний о живой и неживой природе, о человеке.

Учитель демонстрирует на доске рисунки: солнце, гора, озеро, медведь, бабочка, воробей, кувшин, дом, книга и т. д.

– Перед вами предметы окружающего мира.

– На какие три группы можно разделить все предметы окружающего мира? (Неживая, живая природа и изделия человека.)

На доске появляется схема 1.

– Что относится к неживой природе?

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске схему 2.

– Назовите небесные тела.

– Назовите формы рельефа суши.

– Назовите водоемы.

– На какие группы можно разделить водоемы? (Естественные и искусственные.)

– Какие природные явления связаны с неживой природой? (Облака, ветер, осадки, гроза, радуга, цунами, наводнения, смерч и др.)

– Какие правила безопасности следует соблюдать, бывая на природе?

– Что мы относим к живой природе?

Учитель обобщает ответы учащихся и демонстрирует на доске схему 3.

– Какие группы растений мы узнали?

– Какие явления происходят с растениями в связи со сменой сезонов? (Листопад, цветение, созревание плодов, образование семян, прорастание и др.)

– Чем важны растения для всего живого на Земле? (Они производят питательные вещества, образуют кислород.)

– Что надо знать о растениях, чтобы соблюдать меры безопасности?

– С какими группами животных мы познакомились?

– Какие явления происходят с животными при смене сезонов? (Спячка, линька, перелеты, смена стадий развития.)

– Какие меры безопасности надо соблюдать при встрече с разными животными?

– Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)

– Что мы узнали о человеке?

Учитель демонстрирует схему 4.

– Что мы узнали об организме человека?

– Какие органы информируют человека о состоянии окружающей среды? (Это органы чувств: орган зрения, орган слуха и т. д.)

– Назовите важные внутренние органы человека. (Сердце, легкие, почки, желудок и т. д.)

– Что такое здоровый образ жизни?

III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

1. Для чего люди путешествуют?

– Как человек познает окружающий мир?

Учитель демонстрирует на доске схему 5.

– Как человек использует наблюдения? (Человек анализирует, обобщает свои наблюдения и делает выводы об объектах окружающего мира.)

– Как человек использует эксперимент? (Экспериментируя, проводя опыты, человек изучает свойства веществ, течение разных процессов и природных явлений, объясняет их.)

– Как человек использует полученные знания? (Для своих нужд и для научных открытий.)

– А для чего люди путешествуют?

– Какие задачи ставит перед собой путешественник? (Открытие новых земель, описание географического положения новых стран, описание земной поверхности, водоемов, растительного и животного мира и др.)

– Значит, цель путешествия зависит от задач, которые ставит перед собой путешественник.

– Какое же снаряжение необходимо для путешествий по суше? По воде? В космос?

– Выполните задание 1 в рабочей тетради.

– Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов:

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

– О каких путешествиях рассказывают древнегреческие мифы? (Путешествия аргонавтов, плавание царя Одиссея.)

– Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. А что такое золотое руно? Руно – это обыкновенная баранья шкура. Золотой же она становится потому, что жители Колхиды – Кавказского побережья Черного моря – использовали шкуры при добыче золота. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое.

– О каких путешествиях вы читали книги, смотрели телепередачи?

– Что ищут в своих профессиональных путешествиях охотники, рыбаки, геологи, географы, ботаники, зоологи, экологи? (Историки путешествуют в поисках живых свидетелей или документов, связанных с важными событиями, с деятельностью знаменитых людей и т. д.)

– Какова цель путешествия обычных туристов? (Расширить свои представления о природных и рукотворных богатствах, о своеобразии населяющих ее народов.)

– Как вы думаете, при всех трудностях все же где легче путешествовать – по морю (океану) или по суше?

– Что являлось в Древней Руси основными дорогами путешествий? (Реки. Летом – по воде на кораблях – ладьях, а зимой – по льду на санях люди путешествовали.)

– А сейчас пофантазируйте. Расскажите о возможных путешествиях в будущем. (Путешествие к новым планетам, к затонувшей стране Атлантиде и др.)

– О каких будущих путешествиях вы мечтаете? Что хотите узнать, где хотите побывать?

– А как можно путешествовать в прошлое?

– Какая наука изучает прошлое, древний мир?

2. Что изучает наука археология.

– Науку, которая изучает прошлое человечества, называют археологией. Что же изучает наука археология?

– Археолог ставит перед собой другие задачи. Ему интересно, какие вещественные исторические источники можно обнаружить при раскопках. Археолог ищет остатки древних поселений, наскальные рисунки первобытных людей и др. Поэтому он путешествует по местам древних поселений. Тщательно их обследует, бережно собирая даже маленькие кусочки разбитых глиняных сосудов, чтобы восстановить их первоначальную форму, увидеть орнаменты, которые использовали наши предки для их украшения. По таким вещественным источникам историки узнают, какие народы населяли этот край, какова была их культура, какими предметами быта и орудиями труда они пользовались в повседневной своей жизни.

– Что же может оказаться в рюкзаке археолога?

– Нарисуйте предметы, необходимые археологу для раскопок (задание 2 в тетради).

– Что называют «историческими источниками»? (Исторические источники помогают узнать, как изменилось человеческое общество, чем занимались люди.)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 8. Назовите письменные и вещественные исторические источники.

– Запишите в тетради (задание 3) письменные и вещественные источники.

– Где бы вы проводили археологические раскопки в своей местности, если бы были археологами? Что бы вы смогли найти?

– Где хранятся памятники древности? (В историческом, краеведческом музеях.)

– О каких важных археологических раскопках вам известно?

– В 1748 г. в Италии начались раскопки античного города Помпеи, засыпанного вулканическим пеплом в 79 году во время извержения вулкана Везувия.

В Русском музее в Санкт-Петербурге находится картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».

(Учитель демонстрирует репродукцию.)

Извержение вулкана Везувий в окрестностях Неаполя погребло под потоками лавы и пепла города Помпеи и Геркуланум, а их жители, застигнутые врасплох, были заживо похоронены. Археологические раскопки Помпеи, письма Плиния Младшего к Тациту рассказали о катастрофе, опера Джакомо Пучини «Последний день Помпеи», искусство античности и Высокого Возрождения послужило материалом для картины К. Брюллова, в которой он в 1833 году изобразил это историческое событие. В этой картине на ступенях храма с коробкой кистей художник изобразил самого себя.

А. С. Пушкин посвятил этой картине такие строки:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным крахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

V. Итог урока.

– Чем занимаются археологи?

– Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания 2, стихотворение); учебник (с. 5–11).

  • В чем богатство мира знаний?
  • Что движет человеком в стремлении к истине?
  • Существуют ли вечные истины?
  • Как познать самого себя?

Знание о мире и мир знаний . Человек - существо любознательное. Его поведение сначала определяется ориентировочным рефлексом: «Что такое?» Постепенно любознательность в нем не затухает, а, напротив, приобретает устойчивое стремление к познанию. Тем более что мир вокруг столь разнообразен, интересен и привлекателен.

Маленький ребенок не устает повторять свои «почему?» и «зачем?». Его любознательность направлена на все, что попадается в поле его внимания. Постепенно эти вопросы становятся более редкими, но зато желание получить ответы - более насущным. Познавательные возможности человека весьма велики. Да и объект познания человека - весь мир.

Мы часто говорим «мир знаний», но часто ли действительно задумываемся, каков этот мир? А в нем есть разные уровни знаний. Часть сведений о мире человек получает через свои органы чувств посредством ощущений. Мир видим, полон звуков и запахов, он оказывает воздействие на органы осязания. Можно ли полагать, что наши органы чувств дают нам верную информацию? Вы сразу возразите, что, мол, не у всех зрение и слух совершенны, да и запахи люди различают по-разному. Со временем человек вообще утратил тонкость многих ощущений. Приходится с этим соглашаться. Тем не менее тот их объем, который мы получаем как непосредственную реакцию на раздражения, вызванные воздействием окружающей действительности на наши рецепторы,- важный канал информации. Мозг эту информацию воспринимает, перерабатывает, запоминает. Из множества непосредственных ощущений рождается восприятие - целостный образ мира или его части. У человека мир ощущений дополнительно окрашен с помощью языка. Стоит нам услышать слово «цветок», и перед мысленным взором одного человека встает благоухающая роза в капельках росы. Другому видится скромный полевой цветок или экзотическое дерево в цвету.

Образы, которые создают наши воспоминания, опираются на прежние ощущения и дополняются всей суммой информации, полученной нами с помощью различных органов чувств, порождают комплексное восприятие. Органы чувств помогают человеку познавать мир непосредственно, но они не дают многих важных сведений, без которых знания не являются полными.

Важную роль в познании мира играет язык, речь. С их помощью человек называет окружающие предметы, описывает их свойства и признаки. На основе этих описаний он определяет, что общего у этих предметов, и составляет обобщенные понятия, а также устанавливает, в чем их отличия. С помощью суждений и умозаключений человек формулирует вопросы, выводы, теории. И все это - ради познания истины.

Истина - стремление к ней движет человеком со времени его появления на Земле. Путь к истине часто бывает весьма трудным и даже опасным. Ради истины люди шли на испытания и даже смерть. Истиной принято называть знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно. Существуют истины общеизвестные: «Не суйся в воду, не зная броду». Чтобы убедиться в справедливости этого совета, не обязательно самому проверять его на практике, тем более если не умеешь плавать. Многие истины приходят к нам с народной мудростью, выработанной поколениями.

Существуют истины, которые проверяются непосредственной практикой ежедневно: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». За подобными истинами стоит здравый смысл. Они также опираются на опыт и не требуют для своего доказательства сложных аргументов. Тут все очевидно. Но существуют истины и неочевидные, для постижения которых мало личного опыта или опыта своих близких. Чем сложнее явление, которое постигается, тем иногда сложнее за очевидным увидеть невероятное. В детской книжке про Незнайку и его друзей незадачливый герой рассуждает о том, что раз во время полета на воздушном шаре под ногами у путешественников оказались облака, то значит, что летят они вниз головой. На первый взгляд так оно и есть: облака внизу, значит, и голова внизу. На самом деле наука давно установила, что облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте, значит, меняя высоту полета, можно оказаться и над облаками, и в толще их, и под ними.

Наука, исследуя мир, прибегает к специальным средствам и методам: наблюдениям, опытам и экспериментам, моделированию, измерениям, расчетам, построению теории. Знакомясь с основами наук на разных уроках, вы тоже проходите этот путь познания. Разница между учеником и ученым только в том, что ученик постигает истины, пока незнакомые ему лично, а ученый открывает новое знание.

Особым образом познает человек общественную жизнь. Науки об обществе отличаются от наук о природе хотя бы тем, что невозможно повторить многие исторические события или социальные явления. Однако общественные науки выработали свои способы сбора и обработки информации. Они широко опираются на свои источники, обобщая и объясняя полученные данные. Когда-то отец истории Геродот назвал свой труд «История», что переводится как повествование, рассказ. Он поставил перед собой цель поведать людям обо всем, что узнал сам во время путешествий или о чем ему рассказывали другие люди. А уж дело читателя - отделить истину от вымысла. С тех пор история заметно изменила свой способ познания мира. Она уже не ограничивается ссылкой на упомянутые факты, она сравнивает версии одних и тех же событий, сопоставляет и перепроверяет данные с помощью вещественных и письменных источников. На помощь историку приходят точные науки, компьютеры, радиоактивные вещества и многое другое. Наука сегодня гораздо ближе к истине, чем во времена Геродота.

Значит ли это, что науке известно все, что она владеет универсальным знанием? Конечно, нет. Многие теории науки сменяются более совершенными и точными. Проникновение в глубь тайн природа - процесс бесконечный, как и сам этот мир. Обретая знания, человек движется дальше, дальше, дальше. Многие прежние представления заменяются новыми. Классический пример - открытие теории относительности Эйнштейном, доказавшим, что ньютоновская механика лишь частный случай, и действуют законы, открытые Ньютоном, лишь в земных условиях. Космические полеты практически дали возможность изучать невесомость, постигать новые закономерности, которые существуют в открытом космосе.

Наше представление о мире значительно обогащает искусство. Оно не только черпает в окружающем мире сюжеты, ситуации, проблемы, впечатления, но и создает различные художественные средства, раскрывая многогранные стороны жизненной действительности. Фантазии деятелей искусства не только служат средством самовыражения, они помогают человеку понять в мире что-то важное, почувствовать и узнать о самом себе и других то, что не дает ни наука, ни личный опыт, ни здравый смысл. Однако это происходит только в том случае, когда удается постичь глубину художественного образа, порой достаточно сложного.

Сколько «я» в каждом «я»? Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Человеку нужно знать: каков он? Кто он? Знает ли он себя?

Прежде всего уясним, что понятие «я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое я» - каким человек хочет стать; «фантастическое я» - каким он видит себя в мечтах, каким бы хотел стать; «идеальное я» - каким человеку приятно было бы себя видеть; целый ряд воображаемых, «представляемых я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «реального я».

Знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств называется самосознанием. В результате у человека формируется «образ Я» - неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе.

«Образ Я» - это отношение к самому себе, которое возникает из многих компонентов. Во-первых, важное место в этом образе принадлежит внешности. Мало кто может сказать, что полностью собой доволен. Чаще мы ворчим, что хотелось бы иметь иной рост, цвет глаз или волос, хоть чуть-чуть быть похожим внешне на идеал. Увы... Внешность можно изменить, но нужно ли? С годами все меньше претензий к ней, все более привычным кажется собственный облик. Да и народная мудрость справедливо учит: «Не с лица воду пить...»

Еще один компонент - представление о своих внутренних качествах и свойствах: «умный», «честолюбивый», «романтичная» и т. д. Для человека важна оценка того, что он о себе знает, эмоциональное отношение к образу самого себя.

Как же обычно человек узнает сам о себе? Чаще всего он узнает о себе от других людей: сначала от взрослых, потом все чаще сравнивая себя с другими людьми. И он не только смотрится в «зеркало» - другого человека, констатируя те или иные человеческие свойства: доброту, ум, дисциплину, умение работать, хвастливость или тому подобное. Он как бы «примеряет» эти качества на себя, определяет, есть ли они у него или нет.

Зная свое «я реальное», человек зачастую стремится приблизиться к «я идеальному».

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка испытывает на себе влияние множества внешних и внутренних обстоятельств. «Рядом с ним я чувствовал себя бездарным». «После успеха на экзамене я мгновенно вырос в своих глазах». Эти фразы подчеркивают, как быстро все меняется в наших представлениях о себе.

Самооценка тесно связана с целями, которые человек ставит перед собой: чем цель труднее, тем требовательнее он к себе.

Один человек ставит себе высокие цели и упорно стремится к их достижению. Другой живет по принципу «я - человек маленький», многого не предпринимает, лишь бы избежать неудач. Психологи обнаружили, что, чем менее выражен интерес к самому себе и самоуважение у человека, тем острее он реагирует на возможное расхождение между задуманной целью и полученным результатом. Иногда такое отношение к себе связано с нежеланием участвовать в напряженной деятельности, а также противопоставлением себя окружающим.

Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего часто люди склонны переоценивать свои возможности. В этом случае говорят о завышенной самооценке. Такие люди вызывают к себе скептическое отношение окружающих. «Он много о себе мнит»,- говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко (заниженная самооценка), то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе. Оказывается, для самооценки личности очень важно, что о тебе говорят за глаза.

Для того чтобы самооценка и отношение к человеку окружающих совпадали, нужно почаще анализировать свои поступки.

Так уж получается, что к самоанализу нас обычно побуждают какие-то особенные, критические события: трудности, конфликты, противоречия. Бывает, мы укоряем себя, что поступили так, а не иначе, не сказали и не сделали по-другому. Такой анализ полезен. Он будет еще более эффективным, если в похожих ситуациях мы найдем в себе силы повести себя так, как следовало бы, учесть свои прошлые ошибки.

    Основные понятия

  • Познание человеком мира и себя.

    Термины

  • Ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я».

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль в познании играют ощущения?
  2. Что такое восприятие, как оно связано с ощущениями?
  3. Чем истина отличается от правдоподобного знания?
  4. Чем познание природы отличается от познания общества?
  5. Охарактеризуйте особенности основных видов познания.
  6. Какую роль играет язык в процессе познания человеком мира?
  7. Из чего слагается «образ Я»?
  8. Как можно повысить самооценку? Какое значение она имеет в жизни человека?

Задания

  1. Далеко не все ученые признают, что мир познаваем. Тех, кто отрицает саму возможность знать истину, называют агностиками. Выскажите ваши представления об агностиках: в чем они правы, в чем с ними трудно согласиться.
  2. Приведите примеры, которые опровергают истины, очевидные с точки зрения здравого смысла.
  3. Составьте сравнительную таблицу «Познание природы, общества, самого себя», наметьте линии сравнения, сформулируйте выводы об особенностях познания этих трех объектов.
  4. Известный древнегреческий философ Фалес на вопрос: «Что трудно?» - отвечал: «Познать самого себя». Определите свое отношение к мнению мудреца древности. Приведите необходимые аргументы.

Беспощадный, постоянно повторяющийся звонок будильника бесцеремонно вытаскивает из колыбели сна, заставляя возвращаться в реальность покидая мягкую, теплую и уютную постель. Он настойчив и невыносим. Приоткрывшиеся глаза видят корпус часов, цифры на дисплее. Утро. Пора вставать и включаться в режим бодрствования, впереди рабочий день. Работу пропускать нельзя. За окном морозное утро, так хочется пойти в парк на лыжах или просто прогуляться, или остаться дома под теплым пледом с чашкой чая и интересной книгой, и чтобы никто не мешал. Ну да ладно, впереди выходные, а сейчас пора приступать к утренним ритуалам.

Обычная жизненная ситуации, какое отношение имеет к ней психология. Дело в том, что в любой ситуации, даже в самой обычной проявляются свойства человеческой психики сначала воспринимать и перерабатывать информацию, а потом переходить к действию.

Как человек познает окружающий мир.

Получаемую из окружающего мира информацию человек воспринимает при помощи органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. В приведенном выше примере получаемая информация при первичном восприятии разбита на детали (звук, корпус часов, цифры на дисплее).

Затем начинают работать ощущения, которые разрозненные детали информации собирают и доводят до сознания сведения о внешнем мире: о цвете, о форме, о звуке и запахе, о тактильных свойствах предметов и т.п... Поставляемая ощущениями информация отражает отдельные свойства явлений и процессов и не является полной.

Объединяясь в единое целое ощущения, порождают , результатом которого становится завершенный образ, имеющий смысл. Переработкой информации помимо ощущения и восприятия занимаются память, внимание и мышление. При помощи внимания выделяется тот конкретный объект или процесс, который воспринимается человеком в данный момент или о котором он думает, вспоминает, размышляет.

От ощущений и восприятия информация передается мышлению, способному обобщить полученное и сделать соответствующий вывод (за окном мороз, зонт можно оставить дома, но на работу идти придется). К процессу подключается память, сохраняя нужную информацию или освобождаясь от ненужной. Тесно связанное со всеми перечисленными процессами воображение позволяет представить то, что еще не случилось, например выходной день, теплый плед, горячий чай и интересную книгу.

Не все поступаемые к нам из внешней среды сигналы осознаются и замечаются. Внимание выделяет только то, что доходит до сознания. Более слабые сигналы воспринимаются, но не осознаются до тех пор, пока на них не будет направлено наше внимание. К примеру, когда мы сосредоточены на звуке будильника, мы ощущаем воздействие на кожу имеющейся на нас одежды, но не осознаем это до тех пор, пока специально не обратим внимание на возникающие у нас ощущения.

Примерно такой же механизм у процесса познания окружающей действительности. На нас постоянно что-то воздействует, при этом часть мы воспринимаем и осознаем, часть воспринимаем и не осознаем, а часть вообще не воспринимаем. Это первый этап отбора информации. Затем фильтрацией и обработкой информации начинает заниматься память, мышление и воображение. Они воспринимают сигналы не из внешнего источника, а из человеческой психики, работая с отражениями сигналов - образами.

В дальнейшем переработанная информация применяется человеком на практике, уточняясь, дополняясь, углубляясь и пополняясь новыми данными.

Восприятие человеком сигналов из внешнего мира зависит от мышления, мышление связано с деятельностью. Человек с первых дней своей жизни познает мир. Ребенок старается все пощупать, понюхать, попробовать, одним словом получить информацию об окружающем мире. Становясь старше, он продолжает стремиться к получению информации о мире вокруг него.

Все что имеется в сознании человека связано с его собственным опытом. Опыт - эта та информация, которую он получил из внешнего мира при помощи источников восприятия. Он не удовлетворяется полученной информацией, а находится в постоянном поиске чего то нового, занимаясь изменением и преобразованием фактов и процессов окружающей его действительности.

Человек неспособен удерживать в сознании неизменяющуюся информацию, поэтому он постоянно преобразует её при помощи органов чувств.

Постоянно и ритмично повторяющиеся звуки приводят к изменению сознания и погружают человека в состояние транса.

Мозг человека испытывает потребность в получении информации из внешнего мира и обращается за ней к своим органам чувств. Скорость получения информации зависит от пропускной способности органов чувств, имеющих свои пределы. Этот процесс называется чувствительностью.

Поступающие в наш внутренний мир потоки информации образуют океан, в котором отражается окружающий мир. Это созданный нашей психикой образ мира, который имеет цвет, звук, запах, объем и эмоциональный отклик. Образ мира у каждого свой, ведь и не похож на других.

Открытый урок
Как изображают Землю.
Представление о Земле
древних народов. Модель земли

Цели :

познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли;

формировать представления о глобусе как модели Земли;

развивать воображение, познавательный интерес к истории развития знаний о форме Земли, умение рассуждать;

воспитывать желание узнавать новое.

Оборудование : иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять.

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку “5. ”

2.. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос .

Чем карта отличается от плана?

Что можно узнать по географической карте?

Что и как изображают на исторической карте?

2. Показ по физической карте России природных и географических объектов (реки, озера, равнины, горы и т. д.)

3. Работа по карточкам.

Карточка 1. Соедините линиями понятия и слова, поясняющие их.

Карточка 2. Соедините линиями возможный масштаб.

4. Проверка домашней работы в рабочих тетрадях (задания № 24, 25).

III. Тест - опрос

Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу. Она является темой нашего урока.

1. Местность, которую мы видим вокруг себя.

2. Изображение вида предмета сверху.

3Число, показывающее во сколько раз размеры предметовуменьшены при изображении их на чертеже.

4. Система счёта суток, недель, месяцев, лет.

5. Единица измерения времени.

Ответы . 1. Горизонт. 2. Чертёж. 3. Масштаб. 4. Календарь. 5. Месяц.

Ключевая фраза : Земля.

Сегодня на уроке мы узнаем, как древние народы представляли Землю. Узнаем, как изобразить не участок земной поверхности, а всю Землю.

Древние люди часто задумывались над тем, на чём держится наша земля. По этому поводу они вели примерно такие разговоры.

Инсценирование.

Знаешь ли ты, что держит Землю?

Вода высокая

Что держит воду?

Камень

Что держит камень?

Четыре золотых кита

Что держит золотых китов?

Река огненная

Что держит огонь?

Дуб железный…

А что вы знаете о форме нашей Земли?

А кто из вас знает, какая наука изучает Землю более подробно? (география)

Географию вы будете изучать в старших классах. Но сегодня у нас в гостях учитель географии Коновалова Ирина Алексеевна. Она подробнее расскажет о том, как раньше представляли нашу Землю и как представляют теперь.

Но перед этим отдохнём

Физкультминутка

Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки.

(Махать руками, словно крыльями.)

Мы летать устали что-то, Приземлились на болото.

(Несколько глубоких приседаний.)

IV. Изучение нового материала.

Слайд 1: Окружающий мир – это лишь первая ступенька в изучении естественных наук. На следующий год, когда вы будете пятиклассниками, вы поднимитесь ещё на одну ступень изучения – это предмет природоведение. В 6 классе этой ступенькой будет изучение предметов география и биология, а в 7 и 8 классах вы познакомитесь с науками физикой и химией.

Слайд 2: А, знаете ли вы, ребята что изучает наука география? В переводе с греческого Ге – это Земля, а графо – пишу, значит география – это землеописание или описание Земли.

Слайд 3: На уроках «Окружающий мир» вы уже познакомились с понятиями карта, план местности, горизонт, ориентиры, компас, масштаб, параллели и меридианы. Эти понятия неразрывно связаны с географией. Карта – это обязательный атрибут каждого настоящего географа, а набор карт называют атласом. У каждого на парте есть такой атлас.

Слайд 4: Со сторонами горизонта связан один из первых дошедших до нас споров в истории географии. Каждый шаг в развитии географии, как и любой другой науки, сопровождается спорами. Далеко не все они уже разрешены.

Древнегреческого учёного Геродота потомки назвали «отцом истории», потому что мы многое узнали о событиях древнего мира. Но Геродота можно назвать и «отцом географии». Он донёс до нас следующее предание. Речь пойдёт об Африке. Найдите её на карте в ваших атласах. А кто покажет Африку на карте у доски?

Примерно 2700 лет назад египетский фараон (царь) Нехо отправил из Красного моря на юг корабль, поставив морякам задачу обогнуть Африку (тогда её называли Ливией). Три года о корабле не было ни слуху ни духу. Но вот неожиданно по Средиземному морю с запада в гавань вошёл корабль. Это и были те моряки. Они всё-таки выполнили приказ фараона.

После Геродот напишет: «Говорят, по-моему, неправду, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что, плывя вокруг Ливии, они имели солнце справа».

Как вы думаете, кто прав: Геродот или моряки?

Учитель объясняет по карте полушарий: - Если плывёшь из Красного моря вокруг Африки, путь вначале идёт на юг, затем поворачивает на запад. Значит, когда моряки плыли с востока на запад, они видели солнце справа, то есть на севере. Ясно, что Геродот этому не поверил, так как это противоречило его наблюдениям.

Почему Геродот усомнился в правоте моряков? (Мало было сведений о Земле, её форме).

Что необходимо знать, чтобы изобразить всю Землю? Что необходимо использовать для этого? (Размеры Земли, карту, необходимо использовать масштаб).

Необходимо ли нам знать форму Земли? (Необходимо, так как небольшой участок земной поверхности можно считать плоским и перенести его в определённом масштабе на лист бумаги (плоскость), а в случае с Землёй так не получится).

Какой же представляли Землю древние народы и как её изображали? (Учащиеся дают ответы).

Сценка: Сейчас мои помощники покажут вам отрывок из повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч», как шестиклассник Волька Костыльков по подсказке джинна Хоттабыча, которого он извлёк из бутылки, доказывал, что Земля имеет форму диска:

«Если бы Земля была шаром, воды стекали бы с неё вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница».

Волька сам понимал, что несёт околесицу, но остановиться не мог. От беспомощности у него слёзы на глазах выступили. Учитель решил помочь ему и задал ещё вопрос.

Ну, Костыльков, вытри слёзы, не нервничай. Расскажи-ка, что такое горизонт?

Горизонт? – обрадовался Волька. – Это просто. Горизонтом называется воображаемая линия, которая…- Но за стеной снова закопошился Хоттабыч, и Костыльков снова пал жертвой его подсказки.

Горизонтом, о высокочтимая,- поправился он, горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли».

Какие ошибки допустил Волька? Как представлял Землю, её форму джинн Хоттабыч?

Слайд 5: Всё правильно. Именно так и думали.

Слайд 6, 7: Почему именно так они изображали Землю? Знания человека в древности о мире по существу сводились к знакомству с ближайшей округой. Вы можете судить об этом и по старым картам.

Слайд 8 – 12: Во время путешествий, а тем более в обыденной жизни, эта округа разворачивалась перед человеком как свиток бумаги, на которой один ландшафт сменял другой. В каждом данном месте земная поверхность на взгляд выглядела плоской. Значит, сумма таких поверхностей тоже должна быть плоской. Отсюда естественно вытекало представление о плоской Земле.

А как, вы думаете, представляли Землю наши предки славяне? Ответ на этот вопрос я предлагаю вам найти в ваших учебниках на странице 52-53. (Зачитывают найденные ответы).

Но тогда же, в древности, возникло несколько «почему», на которые представления по плоской Земле не давали ответа:

Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из вида?

Почему наш взгляд наталкивается на какую-то преграду, на линию горизонта?

Почему с подъёмом на высокую точку горизонт расширяется?

Почему моряки, плывшие вокруг Африки с востока на запад, видели солнце справа от себя?

Почему во время лунных затмений тень Земли, надвигающаяся на Луну, имеет круглые очертания?

Эти вопросы породили ряд предположений о форме Земли. В науке такие предположения, ещё не доказанные, называются гипотезами. Землю считали и плоской, и цилиндрической, и кубической.

Слайд 13: Греческий математик Пифагор, живший в V веке до новой эры, считал её шарообразной, но доказать правильность своей точки зрения не мог.

Так завязался «великий спор» в географии. Сначала он касался только вопроса о форме Земли. Затем его рамки расширились и главным стал уже вопрос о месте Земли во Вселенной. Спор растянулся более чем на две тысячи лет, вовлёк в свою орбиту не только учёных, но и людей далёких от науки, но обладавших властью. В нём были прорывы вперёд и откаты назад, торжество одной точки зрения и преследования сторонников других. Завершился спор по историческим масштабам совсем недавно – на рубеже XIX столетия.

Слайд 14: Великий греческий учёный и мыслитель Аристотель жил в IV веке до новой эры. Он рассмотрел разные гипотезы и пришёл к выводу, что Земля может быть только шарообразной. При этом он опирался на два из приведённых выше вопроса – о горизонте и о наблюдении за тенью Земли во время затмений.

Слайд 15: В самом деле, лишь признав шарообразность Земли, можно объяснить появление горизонта. Правда, в некотором роде подобный эффект может быть и при цилиндрической форме Земли, но при цилиндре горизонт был бы виден только в двух из четырёх сторон света, в двух других наш глаз видел бы бесконечно далеко.

Слайд 16 : Особенно ясно указывали на шарообразность Земли лунные затмения. Ни цилиндр, ни куб, ни какая-либо иная форма не могут дать круглую тень, а плоский круг не может иметь горизонта.

Слайд 17: Так, соединённые вместе, два рассуждения приводят к однозначному выводу: Земля имеет форму шара.

Точка зрения Аристотеля была воспринята большинством учёных того времени, да и последующих времён. Опираясь на неё, Эратосфен, тот самый, который дал название нашей науке – географии, хитроумным методом, основанным на разнице в длине теней в полдень в разных точках Земли, сумел впервые вычислить величину окружности земного шара. Это было во II в. до н.э.. По расчётам Эратосфена, она равна 39 500 киллометров.

Это очень близко с нашими современными данными, которые получены спустя более чем две тысячи лет при помощи самых точных приборов – 40 008 киллометров.

Как вы думаете, какая модель более соответствует реальной форме Земли? (Круглая, а это модель – глобус).

Шарообразной форме Земли соответствует модель в виде шара.

Поняв, что Земля не плоская, а шарообразная, люди стали создавать её модели, многократно уменьшенные копии, своего рода игрушечные земли – глобусы. Да и слово «глобус» по латыни – это шар.

Слайд 18: Самый древний глобус, который дошёл до нас, был создан в 1492 году немецким учёным Мартином Бехаймом. Это был год открытия Колумбом Америки, что, однако никак не отразилось на содержании глобуса. На нём отсутствует пол мира. Почему? Да и не могло быть иначе, если даже сам Колумб до конца жизни был убеждён, что он побывал в Азии, а не в Америке. Глобус Бехайма даёт нам представление об уровне географических знаний накануне эпохи Великих географических открытий в XVI XVIII вв. На глобусе Бехайма нет таких материков как Австралия и Антарктида, т.к. они были открыты гораздо позже. И об этих открытиях мы с вами поговорим на уроках географии в 6 классе.

Слайд 19: Практическим доказательством шарообразности Земли стало первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. В 1519 году флотилия из пяти кораблей вышла из Испании, прошла вдоль восточного берега Южной Америки, обогнула её через пролив и вышла в океан. В 1522 году экспедиция вернулась в Испанию, обогнув земной шар. Это и было доказательство шарообразности Земли. Правда, сам Магеллан погиб в стычке с туземцами на Филлипинских островах, а из пяти кораблей осталась одна «Виктория». Но это уже совсем другая история.

А сейчас, Вера Константиновна, познакомит вас с понятием синквейн.

6. Закрепление.

а)выборочное чтение текста стр.53

Как было написано о Земле в учебнике географии 600 лет тому назад.

7.Проверка усвоения знаний.

(синквейн)

V. Итог урока.

Кому урок понравился?

Что особенно запомнилось?

8.Рефлексия.

Наша земля – это очень красивая планета, но мы постараемся её ещё украсить. Я предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению, и поместить его на карту нашей страны.

(музыка)

Домашнее задание: учебник (с. 52–54).

Нарисовать нашу Землю в будущемю

Как человек познает окружающий мир. Для чего люди путешествуют. Что изучает наука археология. Окружающий мир Программа «Гармония» 4 класс Все – от тополя у забора Все – от тополя у забора До большого темного бора И от озера до пруда – Окружающая среда. А еще и медведь, и лось, И котенок Васька, небось? Даже муха – вот это да! – Окружающая среда. Я люблю на озере тишь И в пруду отраженья крыш, Брать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису. Я люблю тебя – навсегда! – Окружающая среда! Л. Фадеева Перед вами предметы окружающего мира. Перед вами предметы окружающего мира. На какие три группы можно разделить все предметы окружающего мира?

Окружающий мир

Неживая природа

Живая природа

Изделия человека

Что относится к неживой природе?

Неживая природа

Небесные тела

Назовите небесные тела.

Назовите формы рельефа суши.

Назовите водоемы.

Вспомните! – На какие группы можно разделить водоемы? – Какие природные явления связаны с неживой природой? – Какие правила безопасности следует соблюдать, бывая на природе?

Естественные и искусственные

Облака, ветер, осадки, гроза, радуга, цунами, наводнения, смерч и другие.

Что относится к живой природе?

Живая природа

Растения

Животные

безпозвоночные

позвоночные

Низшие

  • водоросли
Высшие
  • Хвойные
  • Папоротники
  • Цветковые
Беспозвоночные
  • Черви
  • Моллюски
  • Ракообразные
  • Паукообразные
  • Насекомые
Позвоночные
  • Земноводные
  • Пресмыкающиеся
  • Птицы
  • Млекопитающие
Что мы узнали о человеке?

Часть живой природы

Член общества

Преобразователь мира

Что мы узнали об организме человека?

Какие органы информируют человека о состоянии окружающей среды?

Органы чувств:

орган зрения

орган слуха

обоняние

осязание

вкус

Что мы узнали о человеке?

Часть живой природы

Член общества

Преобразователь мира

Назовите важные внутренние органы человека.

Что такое здоровый образ жизни?

Для чего люди путешествуют? Как человек познает окружающий мир?

Способы познания

эксперимент

наблюдения

Чтение книг

путешествия

Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов: Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов: Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Сначала человек обследовал все вокруг своего жилища: пещеры, хижины и чума. Он изучал растущие деревья, кустарники, травы и постепенно научился выращивать культурные растения. Сначала человек обследовал все вокруг своего жилища: пещеры, хижины и чума. Он изучал растущие деревья, кустарники, травы и постепенно научился выращивать культурные растения. Охотился на животных и учился приручать их. Охотился на животных и учился приручать их. Уходя от своего жилища все дальше и дальше, человек узнавал, что есть края, где растут другие растения, живут другие животные. Уходя от своего жилища все дальше и дальше, человек узнавал, что есть края, где растут другие растения, живут другие животные. Где царствует вечный холод или всегда тепло; что есть места, где много воды и где ее не бывает годами. Где царствует вечный холод или всегда тепло; что есть места, где много воды и где ее не бывает годами. Узнавал человек, что на Земле очень много разных народов, которые говорят на разных языках, разные у них одежда и пища, обычаи и традиции. Узнавал человек, что на Земле очень много разных народов, которые говорят на разных языках, разные у них одежда и пища, обычаи и традиции. Если почитать легенды и сказки любого народа, там обязательно будут путешествия, которые проникли туда из реальной жизни. Если почитать легенды и сказки любого народа, там обязательно будут путешествия, которые проникли туда из реальной жизни. О каких путешествиях рассказывают древнегреческие мифы? Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. А что такое золотое руно? Руно – это обыкновенная баранья шкура. Золотой же она становится потому, что жители Колхиды – Кавказского побережья Черного моря – использовали шкуры при добыче золота. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое. Что изучает наука – археология? Путешествуя по просторам нашей Земли, интересно узнать какие были в прошлом растения и животные; как выглядели, во что одевались народы, населяющие нашу Землю. Путешествуя по просторам нашей Земли, интересно узнать какие были в прошлом растения и животные; как выглядели, во что одевались народы, населяющие нашу Землю. Археология – наука, которая изучает прошлое человечества, быт и культур древних народов по вещественным и письменным источникам (с греч. «наука о древности »). Археология – наука, которая изучает прошлое человечества, быт и культур древних народов по вещественным и письменным источникам (с греч. «наука о древности »). Исследователей древности называют археологами. Они исследуют старинные постройки, могильные курганы, предметы домашнего обихода и военное снаряжение, изделия ремесел и произведения искусства. Исследователей древности называют археологами. Они исследуют старинные постройки, могильные курганы, предметы домашнего обихода и военное снаряжение, изделия ремесел и произведения искусства. В рюкзаке археолога могут оказаться старинные монеты, печати, медали, обрывки бересты с непонятными знаками, черепки глинной посуды и многое другое. В рюкзаке археолога могут оказаться старинные монеты, печати, медали, обрывки бересты с непонятными знаками, черепки глинной посуды и многое другое. Найдя предметы старины, археологи очищают их скребками, ножами или щетками и кисточками. Найдя предметы старины, археологи очищают их скребками, ножами или щетками и кисточками. Затем все тщательно упаковывают и везут в лабораторию для исследований. Затем все тщательно упаковывают и везут в лабораторию для исследований. В письменных источниках знаний о прошлом находят сведения о знаменательных событиях народов, о природных катастрофах, о законах, по которым жили наши предки. В письменных источниках знаний о прошлом находят сведения о знаменательных событиях народов, о природных катастрофах, о законах, по которым жили наши предки. Это интересно: Каждый государь считал необходимым иметь собрание древностей при своем дворе. Собирались коллекции вещей, имевших художественную ценность, природные диковинки. Коллекционировались редкие предметы, имеющие отношение к знаменательным историческим событиям. Такое собрание «Кунсткамера» сохранилось в Санкт –Петербурге со времен Петра I. Это интересно: В 1748 году в Италии был отрыт город Помпеи, засыпанный в 79 году вулканическим пеплом во врем извержения вулкана Везувий. Раскопки помогли представить это трагическое событие. Русский художник Карл Иванович Брюллов изобразил его на своей картине «Последний день Помпеи» Это интересно: В 1951 году в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Сейчас их насчитывается уже более 800. Это интересно: Найдены останки исчезнувших животных: в Сибири – пещерного медведя, носорога, в вечной мерзлоте Якутии – мамонтенка. Вопросы для закрепления:

  • Как бы ты объяснил значение слова «Путешественник»?
  • Как можно путешествовать в прошлое?
  • Что изучает археология?
  • Какие инструменты используют в своей работе археологи?
Автор Аксенова Нина Вадимовна

Вам также будет интересно:

Самые знаменитые русские в мире
Русские ученые изобрели телевизор, а русские режиссеры научили весь мир театру. Кто же из...
Примерное расписание логопедических занятий
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет...
Презентация на тему: «Всё о Лондоне»
London Hello! Today I’m your guide. I want to tell you about London. London is the capital...
Урок географии
Урок географии по теме «Географическое положение и история открытия Австралии» Цели...
Практическое руководство по магии
Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15...