Виды спп примеры предложений. Тема

Виды придаточных в русском языке выделяются в зависимости от смысловых связей между частями Но для начала следует разобраться в том, что же представляет собой само (или СПП), и чем оно отличается от сложносочиненного (ССП) своего собрата.

Главное их отличие заключается в определяющей отношения между частями данных Если в ССП мы имеем дело с сочинительной связью (как нетрудно догадаться, исходя из одного названия), то в СПП - с подчинительной.

Предполагает изначальное «равенство» между частями, т.е. каждая отдельная предикативная единица в составе сложного) может функционировать отдельно без потери смысла: Ласковое майское солнце светило приветливо и ясно, и каждая веточка тянулась к нему своими еще молодыми листьями.

Легко догадаться, что части предложения в СПП находятся в иного вида отношениях. Главное предложение в нем «управляет» придаточным. В зависимости от того, каким образом происходит это самое управление, существуют следующие виды придаточных:

Виды придаточных

Значения

Вопросы

Союзы, союзные слова

Образец предложения

определительные

Определяют существительное в главном предложении

Кто, что, где, куда, откуда, который, какой

Я случайно наткнулась на письмо (какое?), которое было написано задолго до моего рождения.

Изъяснительные

Относятся к глаголам

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто и пр.

Я до сих пор не понимаю (что именно?), как это могло случиться.

обстоятельственные

Указывают на место действия

Где? Откуда? Куда?

Где, откуда, куда

Он поехал туда (куда?), где цветы цветут круглый год.

Указывают на время действия

Когда? Как долго? С каких пор? До какого времени?

Когда, как только, с тех пор и пр.

Я понял это тогда (когда?), когда было уже поздно.

При каком условии?

Если, если…то

Я помогу тебе решить задачу (при каком условии?), если успею.

Уточняют причину совершения действия

По какой причине? Почему?

Так как, оттого что, ибо

Петя не смог ответить на вопрос (по какой причине?), так как не был к нему готов.

Указывают на то, с какой целью совершается действие

Для чего? Зачем? С какой целью?

Чтобы лично убедиться в этом, он лично пришел к директору (зачем?).

следствия

Показывают нам результат того или иного действия

В следствии чего?

Она выглядела так шикарно, так что глаз было не оторвать.

образа действия

Каким образом? Как?

Как, словно, точно, будто, как будто

Мальчишки неслись так (как?), словно за ними гналась свора голодных собак.

меры и степени

В какой степени? В какой мере? До какой степени?

Насколько, сколько, что, как

Все случилось так быстро (в какой степени?), что никто и опомниться не успел.

сравнения

Как кто? Как что? Чем кто? Чем что?

Как, словно, будто, чем

Этот парень оказался намного умнее (чем кто?), чем его сверстники.

Несмотря на что?

Хоть, несмотря на, даром что, сколько…ни, пусть

Пусть это кажется неправдой, но я верю в это (несмотря на что?).

Чтобы точнее определять виды придаточных, достаточно лишь правильно задать вопрос от главного предложения (или слова в нем) к зависимому (придаточному).

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

    Придаточная изъяснительная . Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли .

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

    Придаточная определительная . Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как .

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ ... ], (чей …).

    Придаточная присоединительная . Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем , всех падежных форм слова что .

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

    Придаточная обстоятельственная . Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ ... ], (когда …), а (…).

Обстоятельственные значения:

      места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда );

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ ... ], (откуда …).

      времени когда, пока, лишь, только );

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

      условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

      причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как );

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

      цели чтобы );

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

      следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что );

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ ... ], (так что…).

      уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя );

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

    сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем );

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

    меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько );

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

    образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как ).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

    Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

    Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

    Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда , подчинительный союз что .

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.



План:

    Введение
  • 1 Концепции сущности сложного предложения
  • 2 Виды сложных предложений
    • 2.1 Сложносочинённое предложение
    • 2.2 Сложноподчинённое предложение
    • 2.3 Бессоюзное сложное предложение
    • 2.4 Сложное предложение с разными видами связи
  • Примечания
    Литература

Введение

Сложное предложение - предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.


1. Концепции сущности сложного предложения

В лингвистике были выдвинуты две основные концепции сущности сложного предложения.

Согласно первой из них (восходящей к трудам А. М. Пешковского и А. А. Шахматова) сложное предложение понимается как соединение, сочетание, сцепление предложений, каждое из которых сохраняет свою смысловую и структурную самостоятельность. Считая, что простое предложение, входящее в состав сложного, не утрачивает своих существенных признаков, сторонники данной точки зрения приходят, в частности, к отрицанию существования сложносочинённого предложения как синтаксической единицы.

Согласно второй концепции сущности сложного предложения (обоснованной в трудах В. А. Богородицкого, H. С. Поспелова, В. В. Виноградова) его компоненты, составляя единую синтаксическую единицу, теряют свою самостоятельность. Эта точка зрения получила наибольшее распространение. Однако перед её сторонниками встаёт вопрос о том, в чём состоит отличие сложного предложения от простого. По этому вопросу между лингвистами наметились определённые разногласия.

Ряд авторов полагает, что сложное предложение представляет собой объединение предикативных единиц на основе синтаксической связи, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве единого коммуникативного целого. Компоненты сложного предложения при этом обладают формальной и смысловой организацией, свойственной простым предложениям, но лишены коммуникативной самостоятельности. Иную позицию занимает по данному вопросу другие авторы, считая, что для того, чтобы создать сложное предложение, его компоненты не просто должны быть лишены коммуникативной самостоятельности, но должны отличаться от соответствующих простых независимых предложений по структуре и по функции.

Третьи полагают, что простые предложения становятся компонентами сложного предложения, претерпевая определённые изменения под влиянием синтаксической связи, однако компоненты сложного предложения характеризуются различной степенью подобия простым предложениям. Одни могут отличаться и по структуре, и по функциям, других может отличать только отсутствие коммуникативной самостоятельности.


2. Виды сложных предложений

Сложные предложения бывают четырёх видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.

2.1. Сложносочинённое предложение

Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.

2.2. Сложноподчинённое предложение

Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.

2.3. Бессоюзное сложное предложение

В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.

2.4. Сложное предложение с разными видами связи

Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа).

В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания:

  • сочинительной и подчинительной связи,
  • сочинительной и бессоюзной,
  • подчинительной и бессоюзной,
  • сочинительной, подчинительной и бессоюзной

В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи. Например:

В сущности, довольно часто 1/, когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется 2/, что 3/ и как нам следует думать по тому или иному поводу 4/ или что, к примеру, думает сам Толстой о войне, мире и сельском хозяйстве 5/, чары его слабеют 1/, и начинает казаться 6/, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни, вдруг отняты у нас 7/, дверь заперта и не откроется до тех пор 8/, пока величавый автор не завершит утомительного периода и не изложит нам свою точку зрения на брак, на Наполеона, на сельское хозяйство или не растолкует своих этических и религиозных воззрений 9/ (В. Набоков).

Здесь сложное предложение с союзной и бессоюзной связью состоит из двух блоков, соединенных сочинительным союзом «и».

Первый блок состоит из 5 частей и представляет собой по форме СПП с последовательным и однородным подчинением.

Второй блок состоит из 4 частей и представляет собой СПП с однородным и последовательным подчинением.


Примечания

  1. См. Джепко Л. П. (1993).
  2. Бархударов Л. С., Колшанский Г. В. (1958), Ванников Ю. В., Котляр Т. Р. (1960), Иофик Л. Л. (1958).
  3. Золотова Г. А. (1973), Ильенко С. Г. (1964), Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. (1977).
  4. Васильева Н. М. (1967), Максимов Л. Ю. (1971).
  5. Грамматика современного русского литературного языка (1970); Гулыга Е. В. (1971), Иванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. (1981), Колосова Т. А. (1972), Русская грамматика (1981).

Министерство образования Российской Федерации

Городская научно - практическая конференция


Научно - практическое исследование

на тему: "Сложноподчинённые предложения"


Выполнил:

ученик МОУ СОШ №73

Кокора М. Н.

Руководитель:

Иванова А. С.


Краснодар 2011


Введение

3. Сложноподчинённые предложения, их виды

4. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

6. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

7. Типичные ошибки в построении сложноподчинённых предложений


Введение


Цель работы: изучить виды сложноподчинённых предложений.

Методы: наблюдение, анализ, синтез, работа с научной литературой.

Русский язык-это национальный язык русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков.

Высшей формой русского языка является язык литературный, обладающий целой системой норм, в становлении и укреплении которых, их обработке и шлифовке выдающуюся роль сыграли русские писатели, учёные, публицисты, общественные деятели.

Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в русском литературном языке не принято говорить "облегчить", "средства", "инструмент" (надо: облегчить, средства, инструмент).

Синтаксис сложных предложений тоже подчинен определенным литературным нормам языка. Каждый культурный человек должен хорошо владеть ими, уметь грамотно строить свою речь.

Правописание и построение сложных предложений всегда вызывало у меня трудности. Я узнал, что эта тема сложна не только для меня.

Среди моих одноклассников я провёл опрос по теме "Сложноподчинённое предложение". На вопрос, что такое предложение правильно ответили лишь 17,6% опрошенных. Не точную формулировку определения предложения дали 41,2%, не ответили на вопрос - 41,2%. Чёткое определение сложного предложения дали 29,4%. имеют какое-то понятие об этой теме 29,4%, а совсем не ответили на вопрос 41,2%. Все особенности сложноподчинённых предложений не смог выделить ни один ученик, совсем не ответили на этот вопрос 35,3%. Виды сложноподчинённых предложений правильно указали 35,3%, не все виды выделили 23,5%, подвиды указали 23,5% ответивших на этот вопрос, из которых ни один ученик не обнаружил все случаи, не справились с этим заданием 41,2% опрошенных.

Таким образом, мы видим, что тема "Сложноподчинённое предложение" вызывает затруднение не только у меня. А ведь известно, что очень важно уметь правильно строить сложные предложения и грамотно расставлять в них знаки препинания.

Именно для того, чтобы допускать меньше ошибок в родном языке и разобраться в тонкостях построения сложных предложений, я решил работать над данной темой.


1. Понятие сложных предложений, их виды


Сложным называется предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

По способу соединения простых предложений в сложные различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (см. приложение, табл.1).

Различие между последними двумя типами сложных предложений основано в первую очередь на различной синтаксической функции сочинительных и подчинительных союзов. Кроме того, при сочинении предложения могут сохранять свою смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, тогда как при подчинении предложений одно из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинено другому. Сравните: Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Чехов); Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое произвела на него сестра (Фадеев). Первое предложение сложносочинённое; каждая из его частей носит характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. Второе предложения сложноподчинённое; вторая часть в нём носит характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с первой частью сложного целого.

Часто в одном предложении встречается несколько типов связи, что вызывает у учеников повышенное затруднение при постановке знаков препинания. Следующая глава моего реферата именно о таких предложениях.


2. Сложные синтаксические конструкции, способы их образования


Способы образования сложных синтаксических конструкций.

Сложными синтаксическими конструкциями называются сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Сюда относятся:

)сочинение и подчинение;

)сочинение и бессоюзная связь;

)подчинение и бессоюзная связь;

)сочинение, подчинение и бессоюзная связь одновременно.

Примеры таких предложений смешанного типа с подчинительной связью:

1. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (Пушкин).



3. Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие (Пантелеев).



4. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом всё уже было залито водой, и для того чтобы попасть в деревню, надо было идти по узкой полосе в несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.

синтаксический препинание сложноподчинённый предложение


Сложноподчинённые предложения, их виды


Сложноподчиненным называется предложение , части которого связаны между собой подчинительными союзами или относительными словами.

Подчинительная связь между частями сложноподчинённого предложения выражается в синтаксической зависимости одной части слова от другой.

Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, которой подчинено придаточное, называется главным предложением.

Подчинительная связь выражается в определённых формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах.

Союзы служат только средством синтаксической связи между частями сложноподчинённого предложения, относительные (союзные) слова наряду с этим выполняют функцию одного из членов предложения. Сравните: Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Короленко); Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Чехов).

В первом предложении что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения.

Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет своей семантической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточном предложении.

Существуют следующие виды придаточных предложений:

)определительное; 2)изъяснительное; 3)времени; 4)места; 5)образа действия; 6)причины; 7)цели; 8)сравнительное; 9)условное; 10)уступительное; 11)следствия (см. приложение табл.2).


Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях


Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного.

Иногда, при интонационном подчёркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире: Кто весел -тот смеётся (Лебедев - Кумач); Как рассказывал учитель - долго слушал у окна я (Плещеев); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут - кто знает (М. Горький); Пахарь ли песню вдали запоёт - долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся - сосна да осина (Некрасов) (в последнем примере во второй части - неполное предложение).

В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова): а именно: Хаджи - Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских… (Л. Толстой).

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), то запятая ставится один раз:

) перед союзом, если придаточное предложение следует за главным: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Лермонтов);

) после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному: По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Горький).

Примечание . В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдёт в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза: Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Толстой); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся (Аксаков).

Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточным предложением запятая в подобных случаях ставится).

Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.

Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

Также необходимо учитывать постановку знаков препинания в простом предложении в составе сложного (однородные члены предложения, вводные конструкции, обращения, причастные и деепричастные обороты и т. п.).

Но существуют такие виды сложноподчинённых предложений, для которых эти правила применить нельзя, и о таких предложения следующая глава реферата.


5. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными


В таких предложениях возможны два типа отношений между объединёнными предложениями.

Все придаточные предложения относятся непосредственно к главному предложению.

В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному они могут быть однородными подчинёнными предложениями и неоднородными.

Однородными называются одноимённые придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной связью и потому называются придаточными соподчинёнными.

В предложении Она, Аночка, пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Федин) два придаточных изъяснительных, соединённых между собой сочинительным союзом и, относятся к одному члену главного предложения довольная.

Неоднородными называются придаточные предложения разноимённые, т. е. относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения. Такое подчинение называется параллельным.

В предложении В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и йогурт (Федин) два придаточных определительных, но они не однородны, так как относятся к разным членам главного предложения.

Придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточное - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т. д.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Панова) придаточное изъяснительное, относясь к главному, имеет при себе придаточное определительное.


6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными


Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены союзами: Мне всё ещё не верилось, что это был наш родной степной певун, что слышалось пенье жаворонка; если придаточные части сложноподчинённого предложения сильно распространены, особенно когда внутри них уже имеются запятые, вместо запятой ставится точка с запятой: Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк; чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый (Пушкин).

Если придаточные части сложноподчинённого предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через неё потянулись обозы (Аксаков).

Примечание . Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании: Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Короленко).

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза - то, так, но; в противном случае запятая не ставится. Например: Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Фадеев) - придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится; Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии времени мне будет трудно освободится от его опеки (Пушкин) - придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить, так как рядом окажется что…то, поэтому запятая между двумя союзами не ставится.

Запятая и тире ставятся в следующих случаях:

)перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных, если подчёркивается распадение единого целого на две части: Делал ли что-нибудь для этого Шпольц, что делал и как делал, - мы того не знаем (Добролюбов);

)перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения: Я знала очень хорошо, что это был муж: мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, - муж мой, которого я знала, как самое себя (Л. Толстой);

)в периоде (значительном по объёму сложном предложении, которое делится паузой на две части- повышение и понижение) между его частями: О, если правда, что в ночи, когда покоятся живые и с неба лунные лучи скользят на камни гробовые, о, если правда, что тогда пустеют тихие могилы, - я тень зову, я жду Лейлы: ко мне, друг мой, сюда, сюда! (Пушкин).


Типичные ошибки в построении сложноподчинённых предложений


Не только ученики, но и абитуриенты при сдаче экзаменов часто делают ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Основные такие ошибки указаны в этой таблице.


не правильноправильнопричина1.Который человек бережёт свою честь, он не сделает подлости.Человек, который бережёт свою честь, не сделает подлости.Определительное придаточное должно следовать за определяемым словом.2.К числу достижений преподавательского коллектива гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся. во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок словБез должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчинённых придаточных предложениях.3.Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественная сторона произведения.Смешение конструкции, главное предложение "перебивается" находящимся внутри его придаточным.4.Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.1)…в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2)…в одном из цехов завода, недавно реконструированного.Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания.5.1.Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы.Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы.Неправильное употребление союзов и союзных слов. Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которое не подходит для данного контекста.5.2.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.Постановка рядом однозначных союзов.5.3.Докладчик привёл новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы.союз что лишний Союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимают за часть главного предложения.5.4.Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.Если предложения западных держав были приняты, ничего не изменилось бы, разве что бала бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.Повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено в форме условно-сослагательного наклонения.5.5.Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного. Врачи считают: болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного. Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений. 5.6.В современной Венгрии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной.…в такой же мере отличается …в какой вся экономика страны…(не существует парного союза настолько - как)Неудачное построение с парным сопоставительным союзом.6.Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же он мог не заметить того нового, что имеется в книге.Смешение прямой и косвенной речи. Придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов). 7.Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Неправильное совмещение придаточного предложения и причастного оборота.

Список используемой литературы


Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. М.: Махаон, 2005.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1988.

Фёдорова М. В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. СПб.: "Валерии СПД", 1998.

Василенко М. В., Денисова М. А., Лагутина Е. В. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. М.: "Издат-школа 2000".

Воителева Т. М., Войлова К. А., Герасименко Н. А. и др. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2001.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Рольф, 1996.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь - справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.


Теги: Сложноподчинённые предложения Реферат Английский

1. Сложноподчинённые предложения (СПП) - это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

перед главным предложением :

С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).

(С тех пор как ), .

Придаточные могут стоять после главного предложения :

что ведёт через рощу (Гончаров).

, (что )

Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения :

И вечерком, когда все кошки серы , князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).

[ , (когда ), ]

2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению .

К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные подлежащные;
  • сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо-определительным);
  • определительные;
  • дополнительные (по другой классификации - изъяснительные);
  • образа действия и степени.

Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).

Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.

3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:

  • в придаточном предложении - подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
  • в главном предложении - указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).

Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении.

Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.

Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.

Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения. Обратите на это внимание!

Разграничение союзов и союзных слов

Союзы Союзные слова
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что - союз, не является членом предложения).

1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что - подлежащее).

2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. - Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2. Поскольку союзное слово - член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

3. На союз не может падать логическое ударение. 3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра.
4. После союза нельзя поставить частицы же , именно . 4. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. 5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. - Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. - Я знаю: там он был вчера.

Обратите внимание!

1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными. Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее.

Когда является союзом в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков) и в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

Когда является союзным словом в придаточном дополнительном (Я знаю, когда он вернётся ) и в придаточном определительном (Тот день, когда ; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда ).

Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) - придаточное сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) - придаточное условия; можно заменить: если душа черна . - Делай так, как тебя учили - придаточное образа действия и степени).

Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами.

Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что - союз). - Я знаю, что он будет делать завтра (что - союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как - союз). - Я знаю, как она любит сына (как - союзное слово).

В придаточном дополнительном союз как можно заменить союзом что , ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. - Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.

2) Чем является союзом в двух случаях:

а) в составе двойного союза чем... тем :

б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе .

Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей - союзные слова и не могут быть союзами.

Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.

При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является.

Ср.: Я знаю, где он прячется. - Там он прячется.

Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное.

Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). - Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич - такой управитель, какого и на свете нет. - Такого управителя и на свете нет.

Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному.

Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был - придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда - придаточные определительные.

Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который .

Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. - Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. - Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

4. Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:

Он вернулся в тот город, где провёл юность (тот - определение; придаточное определительное); Он остался с тем , чтобы доказать свою невиновность (с тем - обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так , чтобы никто не видел записки (так - обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).

Способ выражения указательных слов

Разряд Перечень слов Примеры
1. Указательные местоимения и местоимённые наречия Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский).
Прочтите так , чтобы никто не видел (Лесков).
Нет величия там , где нет простоты, добра и правды (Л. Толстой).
2. Определительные местоимения и местоимённые наречия Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (Федосеев).
Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (Солоухин).
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия Никто, ничто, нигде, никогда и др. Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа (Лесков).
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др. По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно (Лесков).
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (Маршак).
Я решил обедать один по той причине , что обед приходился на вахтенные часы Бутлера (Грин).

Вам также будет интересно:

Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...
Психология и педагогика Вид стресса связанный с реальными коммуникативными проблемами
Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при...