Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию

Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз

Как древние люди представляли себе землю презентация. Конспект и презентация урока географии «Как древние люди представляли себе Вселенную

«Развитие древних людей» - Древние люди (неандертальцы). Дальше. Первые современные люди (кроманьонцы). В меню. Древние люди возникли около 200 тыс. лет назад. Для разделывания убитых животных пользовались отесанным камнем. Древнейшие люди. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. Одна линия шла в направлении мощного физического развития.

«Игра Вселенная» - Небесные тела. Мир звёзд. Обобщающий урок по теме: «Вселенная» «Большая игра». Кроссворд «солнечная система». Древние люди о вселенной, небесные тела, соседи солнца, планеты-гиганты. Какой народ представлял так Вселенную? Соседи солнца. Галактики. Кроссворд. Древние о Вселенной.

«Вселенная 5 класс природоведение» - Корабль «Союз» приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. Млечный Путь. Внимание, внимание! Автор: Бурлакова Н.Н. Галактика 205. На кораблях обнаружены неисправности. Андромеда. Галактика (от греческого слова «галактикос» - млечный, молочный.). Схема внешнего вида галактик. Туманность Конская голова.

«Вселенная» - Планеты. Чем отличается метеор от метеорита? самая маленькая - Плутон. Представления о строении Вселенной. Задания: Птолемей. Солнечная система. Назовите известные вам созвездия. Что такое Вселенная? Земной группы Меркурий Венера Земля Марс. Уран. Планеты -гиганты Юпитер Сатурн Уран Нептун. Планеты Звезды Астероиды Кометы Метеоры и метеориты Солнце – центр Солнечной системы.

«Эволюция Вселенной» - Для существования жизни небезразлично и то, что Метагалактика расширяется. Именно с такими цивилизациями землянам интересно установить контакт. Эволюция Вселенной включает в себя эволюцию вещества и эволюцию структуры. И поэтому трудно смириться с мыслью о том, что мы одиноки в беспредельной Вселенной.

«Вселенная» - Солнце. Мир глазами астронома. 4) Специалистов, изучающих астрономию называют астронавтами. 5) Земля движется вокруг Солнца. 6) Наблюдать за Солнцем можно глядя в бинокль, подзорную трубу. Вселенная.








Долгое время центром Вселенной считалась Земля. 4) Система мира по Аристотелю (философ). Центр – неподвижная Земля, вокруг – 8 вращающихся сфер (они твердые и прозрачные). На сферах неподвижно закреплены небесные тела. 9-ая сфера обеспечивает движение остальных сфер – двигатель Вселенной. Ограничивает Вселенную неподвижная сфера звезд.






Много веков господствовало учение Птолемея, но в средние века начали активно развиваться наука и торговля… В 14 – 16 вв. были открыты Португалия и Испания – это изменило географическую карту мира. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.


Система мира по Копернику 7) Система мира по Н. Копернику. Николай Коперник создал новую модель Вселенной. Он наблюдал за небесными телами, изучал труды, производил математические расчеты. 1) Земля вращается вокруг Солнца 2) Центр мира – Солнце 3) Планеты вращаются вокруг Солнца и вокруг совей оси 4) Звезды неподвижны, они находятся на огромных расстояниях от Земли и образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.


Нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" class="link_thumb"> 11 Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) Продолжил учение Коперника Джордано Бруно нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П"> нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) Продолжил учение Коперника Джордано Бруно"> нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П"> title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П">


Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" class="link_thumb"> 12 10) Галилео Галилей () В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли могут вращаться небесные тела Галилео Галилей - первый человек, который увидел звездное небо в телескоп, который изготовил самостоятельно (увеличение в 30 раз). Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо"> Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли могут вращаться небесные тела Галилео Галилей - первый человек, который увидел звездное небо в телескоп, который изготовил самостоятельно (увеличение в 30 раз)."> Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо"> title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо">



На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

Тема: Вселенная

Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

Определение. Вселенная - это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия, солнечные системы, Луну - все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов - телескопов (рис. 1).

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

Бог земли - Геб и богиня неба - Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца - Ра и позвал бога ветра - Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6) первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая - обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

Рис. 7

На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. - М.: Мнемозина.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5.- М.: Астрель.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 3.

2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. * Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?

Конспект урока по географии в 5 классе (ФГОС)

1. ФИО учителя : Телепенина Татьяна Федоровна, учитель географии МКОУ «Брединская СОШ № 1»

2. Класс: 5

3. Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную

4. Цель урока: изучить первые представления о строении Вселенной

5. Задачи урока:

Обучающие - дать понятие, что такое Вселенная; познакомить с представлениями о Вселенной древних народов и древнегреческих ученых.

Развивающие - продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные - воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

6. Планируемые результаты:

Предметные - научатся объяснять представления о Вселенной; получат возможность сформулировать понятие «Вселенная»; познакомятся с представлениями древних людей о Вселенной и форме Земли.

Метапредметные

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию,

Регулятивные: оценивают достигнутый результат,

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

10. Форма урока: урок с использованием ИКТ

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Ход урока:

Начало урока

Организационный момент (1-2 минуты).

Мотивация к учебной деятельности: подготовить учащихся к работе на уроке.

Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке. Формулировка цели и задач урока.

Начнем урок с интересных загадок (изображения отгадок вывешиваю на магнитную доску)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолеты обгоняет. (Спутник)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический... (метеорит)

С хвостом из яркого света
Несется по небу … (Комета)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной. (Луна)

В безднах космоса шары,

Водят хороводы,

И у каждого из них,

Цвет лишь свой особый! (Планеты)

Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Как назвать эти объекты? (ответы детей)

Из всех названных нами небесных тел никакой объект не вызвал сомнение? Если вызвал то почему? (спутник - искусственное небесное тело, созданное человеком)

В каком пространстве перемещаются все эти небесные тела?

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Что представляет собой Вселенная, что в неё входит)

А также мы познакомимся с тем, какой себе представляли люди в древности Вселенную.

Какие задачи мы должны поставить перед собой? (ответы детей)

Что же такое Вселенная? (ответы детей)

Обратитесь к учебнику с. 41 пар. 8.

О откройте раб. тетради на с. 23 и выполните задание 1. Запись под диктовку.

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Послушайте стихотворение и определите с помощью учебника с. 41 в какой стране в древности так представляли землю?

По просторам вод глубоких

Черепаха все плывет,

На своей спине широкой

Трех слонов вперед везет

На хребте у них Земля,

Окружила их змея. (Древние индейцы)

Какие еще представления о Вселенной имели люди в древности?

Физминутка «Космос» - отдельно презентация (источник интернет)

Слайд 11-14

Но эти представления изменили древнегреческие ученые Пифагор, Аристотель и Птолемей

Какие небесные тела были известны древним грекам, как вы думаете?

Раб. тетрадь вопрос № 2, 3, 4

3. Первичное закрепление.

Слайд 15-16

А теперь из предложенных ниже высказываний определим, какие являются верными, а какие нет. Самостоятельно, затем вместе.

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

Все ли нам удалось сделать?

4. Домашнее задание. 1. п. 8, отвечать на вопросы к параграфу

2. РТ стр. 23 выполнить не законченные задания

3. Сообщение (презентация)о наиболее интересных на ваш взгляд моментах по теме нашего урока

Если вам было интересно и все понятно на уроке нарисуйте в тетради мордашку


Интересно, но совсем понятно


Вам также будет интересно:

Строение и функции молекул ДНК и РНК
Мономерными звеньями которого являются нуклиатиды. Что такое ДНК? Вся информация о...
Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора
Городская научно-практическая конференция «Старт в науку» Знаменитые теоремы (теорема...
Самые знаменитые русские в мире
Русские ученые изобрели телевизор, а русские режиссеры научили весь мир театру. Кто же из...
Примерное расписание логопедических занятий
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет...
Презентация на тему: «Всё о Лондоне»
London Hello! Today I’m your guide. I want to tell you about London. London is the capital...