Сообщение об одном ребенке антифашиста. Классный час "день юного героя антифашиста"

С 1964 года во всём мире отмечается День юного героя-антифашиста. Он был утверждён Международной Ассамблеей ООН в честь погибших на антифашистском митинге в 1962 г. парней: пятнадцатилетнего парижанина Даниэля Фери и иракского борца против насилия в своей стране Фадыла Джамаля, который скончался от пыток в одной из тюрем Багдада в 1963 году.

Леонид Голиков, разведчик партизанского отряда, который действовал на территории Псковской и Новгородской областей, участвовал более чем в 20 боях, за мужество и отвагу награждался многими орденами и медалями. Высший знак отличия Лёня получил уже посмертно, ему было присвоено звание

Маленькие герои большой войны

Невозможно перечислить всех наших рано повзрослевших солдат Второй Мировой. Но при одной мысли о том, что они совершили во имя победы в свои 12-17 лет, захлёстывает гордость за страну, воспитавшую таких «орлят».

Горечь сжигает наши сердца от сознания того, как коротки были их жизни, как нелепо умирать в 14 лет, так и не успев повзрослеть. Кажется, нигде в мировой истории не зафиксировано такого массового героизма детей и подростков, как в Советской России во время Великой Отечественной войны.

В День памяти юного героя-антифашиста 8 февраля весь мир замрёт в едином вздохе о героически погибших мальчиках и девочках. Они жили в разных странах, говорили на разных языках, но совершали один и тот же подвиг - боролись за освобождение своей земли.

Чтобы помнили…

Для того чтобы новые дети, не знающие ужасов войны, не забывали о великих подвигах своих ровесников, в школах широко освещают этот день. В любви и гордости за свой народ, учителя в этот день стараются донести до детей всю правду о давно минувших событиях. Они стремятся предоставить как можно больше исторических сведений о днях великих сражений и беспримерном мужестве маленьких героев большой войны.

В школах учителя проводят по теме «День памяти юного героя-антифашиста», заранее составляют и продумывают план занятия, подготавливают необходимый материал. Дети узнают о том, как жили, боролись и погибали во имя свободы и независимости те, кто уходил на борьбу с врагом, не закончив и 5-го класса.

Школьники узнают имена и фамилии их ровесников, погибших на полях сражений. Узнают о замученных в оккупации юных разведчиках-партизанах, которые даже на казнь шли с гордо поднятой головой.

В оспитание чувств

Такие мероприятия способствуют у подрастающего поколения, знакомят с историей страны и с событиями минувшей войны, а также взращивают у детей сострадание, чувство справедливости, ответственности за всё, что происходит в мире. На примере юных героев дети учатся тому, что надо суметь пожертвовать своими интересами, а порой и жизнью ради того, чтобы спасти того, кто рядом.

Пробиться сквозь равнодушие и заставить детей сопереживать юным героям, восхищаться их подвигом - вот главная задача для проведения таких мероприятий, как День памяти юного героя-антифашиста. В библиотеке школы организовываются различные тематические выставки, приуроченные к памятным датам. Библиотека со своей атмосферой тишины дисциплинирует ребят, заставляет их с интересом слушать о событиях и переломных моментах в истории нашей страны.

Уроки, которые надо знать наизусть

День памяти юного героя-антифашиста должен оставаться одним из самых главных и в то же время самых печальных дней в истории нашей страны. Хорошо знать свою историю - это значит не допустить в будущем ошибок прошлого.

Каждый человек, взрослый или ребёнок, должен обязательно знать, когда День памяти юного героя-антифашиста стали чтить всем миром. Нельзя забывать эту дату - 8 февраля. в прошлое всем известным и неизвестным героям, это колокол по трагически погибшим мальчикам и девочкам из разных стран.

Наша память - это дань, которую мы должны принести всем детям «войны», взвалившим на себя недетскую ношу. Тем, кто до конца выполнил свой долг по защите страны от смертельной фашистской заразы. Тем, кто не сдался, не отступил, не выпустил из рук автомат. Это день памяти о героях и жертвах чудовищного преступления, имя которому - война.

М узыка забытых голосов и незабытых имён

Мы живём в мирное время, поглощённые своими мелочными ежедневными заботами и проблемами. Мы никогда всерьёз не допускаем мысли о возможности повторения катастрофы 40-х годов.

Нам кажется, что мир повзрослел за эти десятилетия и поумнел, что не допустит новых военных потрясений. Хотя, как знать… Кажется, люди склонны забывать историю, а это всегда чревато повторениями. Такое правило у истории - пока не запомнишь урок наизусть, будешь повторять его снова и снова.

День памяти юного героя-антифашиста - это постоянное напоминание всем живущим о том, что когда-то произошло, а также предостережение о том, что больше никогда такого не должно повториться. Это тот урок, который мы все должны знать наизусть.

Погибли и шагнули в бессмертие тысячи мальчишек и девчонок во имя мира на земле. В День памяти юного героя-антифашиста мальчиков и девочек, отдавших жизни для общей победы, почтим светлой памятью. Где-то в беспредельной вышине давно утихли звуки детских голосов, но на земле остались их имена. Они тихой музыкой минувших дней звучат в сердцах тех, кто помнит…

Не забывайте эти имена: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Зина Портнова, Марат Казей, Володя Дубинин, Леонид Голиков, Валентин Котик, Любовь Шевцова, Юта Бондаровская и ещё тысячи и тысячи имён. И каждое из них - напоминание и наказ для всех ныне живущих.

Сценарий № 1

классный час, посвященный Дню юного

героя-антифашиста «Огонёк памяти»

Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Содержание мероприятия.

Вступительное слово: Друзья, мы собрались сегодня в этом зале на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в феврале – этот месяц полон памятных дат: 8 февраля – День юного героя-антифашиста, 15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, 23 февраля – День Защитника Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война», беспощадным и жестоким. Война – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы больше выстрелы. Нашу сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить детям на войне, тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной.

Презентация «Дети на войне»

Чтец: Остановлюсь.

И вздрогнет солнце,

Когда почудится в глазах

Двухгодовалого младенца

Печаль, похожая на страх.

Как будто он такое слышит,

Что не могу представить я.

Земля огнем смертельным дышит.

Ни человека. Ни зверья.

И некому утрат измерить.

Слепые окна. Едкий дым…

Глазам детей нельзя не верить,

Еще больнее – верить им.

Они глядят и словно судят.

На дне бездонных этих глаз –

И правда тех, кто после будет,

И горечь тех, кто был до нас.

(В. Молодяков)

Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».

Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

Ведущий 2. Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

    «… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

    «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел…»

    «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.

Стихотворение «Варварство»

Ведущий 1. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое хлеб.

Чтец 1 . А мы не станем памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Чтец 2. Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Звучит фонограмма «Перезвон колоколов».

Ведущий 1. Все человечество слышит колокольный звон Хатыни!

Ведущий 2. Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора . (Музыка замолкает)

Ведущий 2. Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор.

Ведущий 1. За то, что они белорусы, за то, что хотели жить в своем Отечестве без фашистского «нового порядка».

Ведущий 2. Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырвался из огня, расстреливали в упор.

Ведущий 1. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.

Ведущий 2. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминуемую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.

Чтец. Ах, горюшко, горе, сыночек родной!

Сухими губами шептала, -

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишня весенней порой,

Как груша в саду расцветала;

Не слышал, как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запахов талой земли

И теплой коры на опушке;

Ни разу еще не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром,

Печеной картошки с золою.

Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,

Прочел ба хоть первую книжку …

Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!

Спаси не меня – так сынишку. (Пауза).

Ведущий 2. Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.

Звучит фонограмма.

Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук фашистов мы зажигаем эту свечу.

Ведущий 2. Многие из детей военной поры добавляли себе годы и уходили на фронт, где сражались с врагом наравне со взрослыми, не жалея себя.

Ведущий 1. Мы не можем не вспомнить, что первый бой приняла на себя Брестская крепость, и среди ее защитников тоже были детьми и подростками: Петр Котельников, Валя Зенкина, Нюра Кижеватова, Коля Новиков, Петр Васильев. Они ходили в разведку, ползли к реке за водой, старались помочь раненным и детям.

. Ведущий 1. К сожалению, сегодня невозможно рассказать обо всех юных героях, сражавшихся с фашистами. О них написаны книги, слагаются стихи и песни.

Ведущий 2. Каждый год 8 февраля пионеры отмечают День юного героя-антифашиста. В этот день в 1962 году в Париже был убит полицейскими юный борец за свободу Даниэль Фери. Ровно через год в тюрьме умер под пытками юный иракский подпольщик Фадыл Джамал. Обоим была по15 лет.

Ведущий 1. С 1964 г. по предложению юных интернационалистов Москвы ежегодно 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, борца за мир и свободу. Юные борцы остаются в строю. Они всегда рядом с нами. Они бессмертны…

Презентация «Юные герои»

Рассказ о пионерах – героях

Валя Котик Слайд

Чтец : Валя Котик.

Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4 г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд.

Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет…

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова Слайд

Чтец: Зина Портнова.

Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Лёня Голиков Слайд

Чтец: Леня Голиков.

Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.

А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

Марат Казей Слайд

Ведущий 1: Марат Казей.

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Вместе с опытными взрослыми Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою .

Витя Коробков Слайд

ВЕДУЩИЙ: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных, близких, просто за людей, когда слышишь слово “терроризм”. Слово, несущее беду.

БЕСЛАН Слайд

Чтец 2: Беда случилась. Осень 2004 года началась со страшных событий в Беслане. 1 сентября, когда многие из вас, присутствующих в этом зале, с букетами цветов шли в первый раз в школу, в маленьком городе Беслан в Осетии террористы захватили школу. В заложниках оказались сотни детей, школьные учителя и родители, пришедшие проводить детей в школу с младшими детьми на руках. Всего около 1тысячи 200 человек

(Слайды “Беслан”).

Детей и взрослых террористы загнали в спортивный зал школы, никому не разрешалось вставать. Не давали воды. По всему залу террористы развесили взрывчатку, которая при каждом неосторожном движении могла взорваться. За любое неповиновение грозили расстрелять, даже тогда, когда плакали маленькие дети. Учителя и родители, оказавшиеся вместе с детьми, успокаивали их, ободряли. Одна из девочек начала молиться: “Отче наш! Иже еси на небесех…” Многие подхватили ее молитву. Террорист закричал: “Замолчать!”, а потом разрешил, ухмыльнувшись: “Молитесь, вместе встретимся в раю”. Эти негодяи думали, что, убив не в чем неповинных детей, они окажутся на небесах.

3-го сентября наши десантники начали штурм школы… От взрывных устройств, заложенных террористами в здании школы, в спортивном зале, где содержали большинство заложников, с 1 по 3 сентября погибли и позднее скончались от ранений 333 человека, в том числе 186 детей.

Презентация о Беслане

Чтец. Я думала – война прошла.

Ну пару дырочек прожгла

В шинели моего отца …

А ей все нет и нет конца.

Пускай воюет не отец –

Другой старик, другой юнец.

Другая девочка в слезах –

А всё война в моих глазах!

И по земле идет война –

И по весне идет война.

По сентябрю, по январю –

И по всему, что я люблю.

Устали люди воевать.

Устали люди горевать.

Но по-пластунски словно взвод,

Но будет день – и тих и синь,

Паучья свастика ползет.

И я оружие беру,

И будет мир, и скажет сын,

Спокойно стоя у окна:

«Ну, вот и кончилась война…»

Ведущий 2. «Ну, вот и кончилась война», - если бы каждый человек в мире смог произнести такую фразу, и с открытым сердцем, наполненным любовью, смог бы протянуть руку другому человеку, может быть, в мире стало бы чуточку теплее, а души снова научились бы радоваться прекрасному.

Ведущий 1. А слово «Война» навсегда стерлось из нашей памяти!

Звучит стук метронома. Минута молчания.

Павшим героям и годам страданья

Памятью будет минута молчанья.

1-чтец:

2-чтец:

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

3-чтец: Юные безусые герои,

Юными остались вы навек,

Дорогами, которым нет конца.

Наши беспокойные сердца.

4-чтец: И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём.

Юные безусые герои,

Мы сегодня мысленно идем.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Слайды

Сценарий № 2 «День юного героя-антифашиста»

1 Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Пять десятилетий минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей, которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать, что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами, забывается и оскверняется молодёжью.

2. Объявление темы.(фон музыки «Вставай страна огромная»)

Сегодня вечер «Юные герои антифашисты» мы посвящаем детям, которые сражались на войне вместе со взрослыми.

1.Беседа по вопросам.

Как вы понимаете слово «фашист»?

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время на улицах Москвы и других городов можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые боролись против фашизма.

Как вы понимаете слово «антифашист»?

На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы… Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящён день 8 февраля.

2. Чтение стихотворения.

1. Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

2. Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами,

В наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

3. Слово ведущего.

Много юных погибло в борьбе, имена у них разные, но взрослые дали им общее имя - Орлята. Орлята - это значит отважные, смелые.

8 февраля 1962 года рабочий Париж вышел под красным флагом на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. В Демонстрации принимал участие юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера газет. Он был своим в этой среде, его любили.

Демонстрантов подстерегали фашисты - оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль.

Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев - наших сверстников. Пусть в этот день все де5ти во всех уголках Земли, вспоминая о бесстрашных подвигах юных героев, ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир на всём Земном шаре.

4. Чтение стихотворения.

Я никогда не была в Париже.

Ни в этот день, ни раньше,

Но я сегодня так ясно вижу

Его бульвары, мосты и башни.

Молчалив и суров Париж!

Плачут безлюдные улицы,

Роняя тяжелые капли с крыш,

От боли дома сутулятся.

Цветы и снова цветы,

Черные ленты горя,

Франция, это сегодня ты

Провожаешь своих героев.

По виллам, дворцам

Расползается страх,

Как перед боем, Тревожная тишь.

Вдруг, как набат, Миллионный шаг.

Это идет рабочий Париж.

Кровью спаянные ряды,

Все ниже каштаны склоняются. Франция, их не забудешь ты-

Кровь с мостовой не смывается,

Пусть она вечно алеет В розах родной земли,

Чтоб дети в твоих аллеях Спокойно играть могли

И в восемнадцатом,

И в сорок первом

Шли в бой они, А рядышком порой

Шагал парнишка, Сверстник нам, наверное,

Но уже герой.

В 1941 г, когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, тысячи ребят в красных галстуках встали вместе со взрослыми на защиту Родины.

Ребята, давайте по очереди назовем известных героев.

Володя Дубинин

Валера Волков

Леня Голиков

Нина Сагайдах

Валя Котик

Марат Казей

Зина Портнова

5. Слово учителя.

Ребята, почтим минутой молчания память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете.

6.Чтение стихотворений.

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там стоящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

7. Рассказ о герое.

Когда фашисты заняли родную деревню лени, он ушел в партизаны. Леня не раз ходил в разведку, приносил сведения о расположении фашистских частей. 13 августа 1942 г Леня с партизанами отправился в разведку к шоссе. Выполнив задание, партизаны уходили в лес, Леня шел последним. В это время вдали показалась немецкая штабная машина. Леня швырнул гранату. Машину подбросило. Из кабины выскочил гитлеровец с портфелем и побежал. Около 1 км. Леня бежал за ним, наконец, он сразил врага последним патроном. Это был немецкий генерал. Портфель с важными документами Леня доставил в партизанский штаб. И они немедленно были отправлены в Москву. Из Москвы пришла радиограмма - предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных документов. Но мальчику не удалось узнать о своем награждении. Он погиб 24 февраля 1943 г.

8. Чтение стихотворения.

Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми,

Детей своих в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

9. Сообщения учащихся.

Мать белорусского мальчика Марата Казея помогала партизанам. За это ее фашисты повесили. Марат поклялся отомстить врагам. Он стал партизанским разведчиком. Он хорошо запоминал расположение немецких постов, помнил, где замаскированы вражеские пушки, где расставлены пулеметы. Наряжаясь пастухам или нищим, он отправлялся во вражеский гарнизон, всегда возвращался с ценными сведениями. Однажды в разведке фашисты окружили его и хотели взять в плен живым, но Марат понял это. Он отстреливался до последних патронов, когда же фашисты подошли совсем близко, он взорвал около себя гранату. Марат погиб сам, но вокруг него полегло немало врагов. Он был награжден посмертно орденом В.О.В.1-й степени и удостоен звания героя Советского Союза.

10. Чтение стихотворения

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца.

11. Сообщения учащихся.

« В начале В.О.В. Валя Котик вместе с друзьями организовал тайный склад оружия, куда они прятали найденное оружие. Подпольщики доверили Вале быть их связным. Она доставляла в партизанский отряд оружие, собранное пионерами. Он распространял листовки против фашистов и совершал много подвигов. Он узнавал о расположении постов, следил за сменой караулов. У складов был разведчиком. Погиб в бою. За проявленную храбрость был награжден орденом Ленина, орденом В.О.В.

11. Чтение стихотворения.

фашизм партизанский патриотизм

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившем строен

Мы сегодня мысленно идем.

Рассказ о героях.

Ребята, вы знаете имя героя Советского Союза Зины Портновой!

З. Портнова В.О.в. застала в Белоруссии. По заданию подпольной партийной организации она выполняла важные поручения: распространяла сводки сов. Информбюро, собирала и прятала оружие.

В январе 1944 г, возвращаясь с задания, Зина неожиданно натолкнулась на вражескую засаду. Ее схватили, долго и жестоко пытали, а затем расстреляли. Но фашисты не услышали не единого слова признания. Посмертно присвоено звание героя Советского союза.

12. Чтение стихотворения.

1. И в руках у нас не автоматы,

А цветы, весенний дар земли,

Той земли, которую когда-то

Защищали, сберегли солдаты,

Чтоб весной Цветы по ней цвели.

2. Янтарные рассветы и закаты

И свежесть леса, и речная гладь...

Чтоб радовались этому ребята,

Отцы и деды, бывшие солдаты

Умели за отчизну постоять.

IV Итог.

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, посвященное героям - антифашистам. Мы надеемся, что эти имена героев останутся в вашей памяти навсегда. Чтите тех, кто умер за наше счастье, пролил кровь за ясное небо над головой.

Помните, никогда не забывайте, какой ценой досталась нам победа.


День юного героя-антифашиста был учрежден Ассамблеей ООН в 1964 году по предложению Клуба интернациональной дружбы Московского городского дворца пионеров. Он был приурочен ко дню гибели участников антифашистских акций 1962 и 1963 года французского школьника Д. Фери, иракского мальчика Ф. Джамаля, а также пятерых юных парижан – учащихся лицея «Бюффон».

В то же время на деньги, собранные московскими пионерами, у павильона №8 на ВДНХ были установлены четыре бронзовых бюста юных Героев Советского Союза: Лёни Голикова, Вали Котика, Зины Портновой и Марата Козея.

Из года в год, 8 февраля в любую погоду здесь проводится торжественная линейка, посвященная этому памятному для всего человечества дню. Каждый год почтить память детей, погибших от рук озверевших фашистов, к павильону приходят неравнодушные люди, которые дорожат честью Родины и ценят героические подвиги пионеров.

Генерал-майор ВВС Е.И.Копышев подчеркнул в свойм выступлении, что «Патриотизм – это такое качество души, когда человек любит Родину до самозабвения. Для того чтобы стать патриотом, не нужно ждать войны. Если ты хорошо учишься – ты патриот, если ты слушаешь своих учителей – ты патриот, если ты протягиваешь товарищу руку в трудную минуту – это твое патриотическое качество, которое потом выльется в героизм ».

На линейке пионеры прочитали стихотворение А.Молчанова:


Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без нних Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней
- Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»


Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!

Для пионеров была проведена экскурсия на тему «Обыкновенный фашизм». Сотрудники музея рассказали ребятам «Что такое фашизм». На наглядных примерах показали детям, как кормили, лечили, содержали немецких военнопленных и как морили голодом, мучили, убивали, ставили медицинские опыты, сжигали в печах советских солдат, попавших в плен к фашистам.

Экскурсовод отметил высокое внимание ребят и заинтересованность аудитории. «Не часто приходится проводить экскурсии для такой внимательной группы» — высказал в завершении экскурсии.

В финале состоялась встреча сотрудников музея, ветеранов Клуба интернациональной дружбы г. Москвы и пионеров МГПО в зале музея. Ветераны пионерии рассказали ребятам об интернациональной работе, проводимой с ребятами других стран, об угрозе современного неофашизма, и выразили свои слова благодарности за продолжение славных интернациональных традиций современными представителями пионерского движения. Под дружеские аплодисменты зал с вдохновением исполнил «Гимн демократической молодёжи мира».

Другие материалы по теме:

4 комментария

Ваше имя 11.02.2013 16:59

spassiba!kommunist français!

Алеся Ясногорцева 12.02.2013 21:04

А интересно, смогут ли вырасти герои из большинства современных ребят? сомневаюсь. Им всё время внушают все буржуазные СМИ — от газет до спецагентов — что жить надо для себя, что нет такой идеи, за которую можно умереть. А иммунитета у нашего народа к пропаганде власти нет.

Ваше имя 12.02.2013 22:35

В Москве отметили День юного героя-антифашиста

В Москве, у павильона №8 (бывший Юный Натуралист) на ВДНХ, где установлены четыре бронзовых бюста юным Героем Советского Союза, почтили память всех павших в борьбе с фашизмом мальчишек и девчонок.

День юного героя-антифашиста был учрежден Ассамблеей ООН в 1964 году по предложению Клуба интернациональной дружбы Московского городского дворца пионеров. Дело в том, что 8 февраля в разные годы от рук фашистов погибали юные герои.

В 1962 году на демонстрации в Париже, которая была направлена против войны в Алжире, ультраправый стрелок из организации OAS убил 15-летнего мальчика Даниэля Фери, французского комсомольца и активиста коммунистической партии Франции. В 1963 в иракской тюрьме был замучен до смерти молодой коммунист Фадыл Джемаль, которого мучители хотели заставить сказать где находятся его родители. Мальчик умер ни сказав ни слова!

В годы Великой Отечественной войны от рук фашистов погибло много советских людей, в том числе и совсем ещё юных. В февральские дни 1943 от фашистских пуль погибли советские молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Семён Остапенко, Виктор Субботин.

На ВДНХ установлены четыре бюста пионерам-партизанам: Лёне Голикову, Вале Котику, Зине Портновой и Марату Козею. Именно здесь ежегодно проводят линейку пионеры Москвы. В постсоветское время 8 февраля было предано забвению, но не долго. В 1998 году на Втором международном сборе пионеров в Минске по предложению делегации Белоруссии было решено наряду с памятными для всей пионерии датами (9 мая - День Победы и 19 мая - День рождения Пионерской организации) отмечать и 8 февраля - День юного героя-антифашиста.

На мероприятие приехали представители разных организаций и люди, которые пришли по зову сердца. Под бой барабана, пионеры построились на торжественную линейку, знамённая группа вынесла знамя Тимирязевской пионерской республики, чтецы встали напротив участников: торжественное мероприятие началось.

К ребятам обратились пионеры-инструкторы, чтецы рассказали о героях-пионерах и прочитали стихотворение А. Молчанова. Также у микрофона побывали: депутат Московской городской думы четвертого созыва от КПРФ В. И. Лакеев и Генерал-майор ВВС Е. И. Копышев. Владимир Иванович сказал, что самыми главными врагами фашизма были и есть коммунисты, так как они выступают за такое общество, в котором нет угнетателей и рабов, бедных и богатых, и все народы живут в мире и согласии. Е. И. Копышев заметил, что героями становятся не только на войне, но и в быту и каждодневном труде и поэтому призвал ребят начать совершать добрые дела уже сейчас. Пионеры-партизаны были настоящими патриотами своей советской Родины, а быть патриотом - это значит любить свою страну, прилежно учиться, протягивать товарищу руку помощи в трудную минуту - всё это и есть патриотические качества!

По завершении выступлений была объявлена минута молчания. затем все участники мероприятия возложили красные гвоздики к бюстам юных героев. В самом конце линейки в ряды пионеров было принято 4 человека. Они дали торжественную клятву, и под барабанную дробь им повязали пионерские галстуки.

По окончании мероприятия его участники отправились в Мемориальный музей немецких антифашистов в г. Красногорске.

Иван Волохов, МГО ДК
фото: Елена Комолова

Илья Евгеньевич 13.02.2013 09:30

Алесе Ясногорцевой хочется ответить словами из знакомой песни:
Надо только выучится ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы…

Классный час «День юного героя антифашиста»

Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Ход занятия

Учитель:

Каждое утро над Землей встает солнце, и каждый вечер оно заходит. Кажется, так было и будет вечно. Каждый день на Земле рождаются тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное.

Каждый день, прожив большую, полную побед и неудач жизнь, уходят из нее люди. И никто и ничто не вправе менять эти законы, установленные самой природой.

Плакат на доске

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"

8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных стран отметят День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно с 1964 года. Одним из инициаторов этого дня является Мария Михайловна Солдатова.

А вы знаете, почему?

Ученик: («Я никогда не была в Париже» )- стихотворение

Я никогда не была в Париже

Ни в этот день, ни раньше,

Но я сегодня так ярко вижу

Его бульвары, мосты и башни.

Молчалив и суров Париж!

Плачут безлюдные улицы

Роняя тяжёлые капли воды

От боли дома сутулятся.

Цветы и снова цветы

Чёрные ленты горя

Франция, это сегодня ты

Провожаешь своих героев.

Учитель: Это стихотворение посвящено памяти 15-ти летнего борца за мир - французского мальчишки Даниэля Фери.(фото выводится на экран проектора)

Ученик:

8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Это трудящиеся вышли на демонстрацию в знак протеста против фашизма, с требованиями прекратить кровавую войну против алжирского народа. «Мир Алжиру!», «Нет - войне!» - было начертано на лозунгах. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера «Юманите», от него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили.

Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире.

Демонстранты запели «Интернационал». Раздался выстрел. Даниэль не слышал его, он упал на мостовую сражённый пулей. От их предательских выстрелов и погиб Даниэль. Его хоронили с почестями на кладбище Пер- ла –шез.

Ученик:

8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции....

Учитель:

Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Ученик:

А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран: «Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников, борцов против фашизма и империализма. Пусть в этот день все дети во всех уголках Земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всём земном шаре

Рождение новой традиции поддержал Международный комитет детских и юношеских организаций. С тех пор 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма.

Как вы понимаете слово «фашист»?
Фашист - сторонник и последователь фашизма, член фашистской партии.

А что такое "фашизм"?

Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. Это форма открытой террористической диктатуры, направленная на уничтожение и подавление других рас и национальностей и национальностей, на подготовку агрессивных войн.

Как вы понимаете слово «антифашист»?

Враг фашизма, борец против фашизма. Противник фашизма, борец с фашизмом.

Ученик:

Весь под ногами шар земной

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они? (С. Щипачев)

Учитель:

В 1941 г, когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. 1418 дней и ночей бушевала война. Это были дни и месяцы, и годы всенародного подвига. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Тысячи мальчишек и девчонок в красных галстуках встали в шеренги бойцов - вместе с отцами и старшими братьями, со взрослыми на защиту Родины. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. И ни на миг не дрогнули юные сердца.

Ученик:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: "Все для фронта - все для победы".

Учитель:

Им, юным мальчишкам и девчонкам всех стран мира, детям, которые боролись и умирали за свободу, демократию, равенство и счастье людей, за светлые идеалы, посвящается этот день 8 февраля - День юного героя-антифашиста.

Они ушли из жизни, когда им еще не было 18. Они любили эту жизнь и это солнце. Им хотелось видеть свой дом - Землю под чистым небом, не испачканным взрывами.

Ученик:

Более 68 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, наши ровесники и младше. Дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

Учитель:

Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советских людей. Она прошла через судьбы каждой семьи, коснулась своим дыханием всех - от мала до велика.

Ученик:

В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, помогали раненным в госпиталях, были партизанами в тылу врага, занимались выпусками информационных бюллетеней, стенгазет, которые рассказывали о борьбе молодежи в разных странах мира против неравенства и несправедливости, против фашистских режимов.

Жертвой ВОВ стала ленинградская девочка Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Ее судьба стала символом страданий и героической стойкости ленинградцев в годы ВОВ. Умирая от голода, она отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. «Савичевы умерли все»- писала Таня в своем дневнике. Но Танечка не умерла. Ее, полуживую, не смогшую даже передвигаться, нашли и отправили после прорыва блокады в село Красный бор Горьковской области. Врачи и местные жители боролись за жизнь девочки, но Таня умерла, она угасла как жертва страшной войны. Последняя страничка дневника осталась недописанной.

Ученик:

-Марат Казей родился в деревне Станьково Дзержинского района в 1929 году. Сельский паренек в годы Великой Отечественной войны проявил лучшие человеческие качества, жизнью и смертью своей доказал преданность Родине.

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Неуловимый маленький партизан проникал во вражеские гарнизоны, участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Марат поднялся во весь рост. Слетела с головы шапка. Он не нагнулся, чтобы её поднять. Со всех сторон наступали фашисты. Последний раз огрызнулся автомат Марата и замолчал. А круг фашистов всё сужался и сужался. Марат бросил гранату, потом другую и бросился вперёд в надежде прорваться в лес. Но перед ним опять стальные каски. Марат упал на одно колено, поднял последнюю гранату высоко над головою и как будто застыл. Солдаты отошли назад, а потом вновь бросились к нему. В этот момент послышалось, как в лесу заржали кони. Высоко в небе запел жаворонок. Марат взглянул на зелёную травку, на синие глазки подснежников…. Он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Взрыв. Послышались стоны. А на горке остался лежать Марат Казей. С затылка текла кровь, а большие синие глаза, казалось, смотрели на близкий лес, где ржали кони, цвели цветы, пели свои песни птицы.

Он не сдался живым.За мужество и бесстрашие, проявленные в борьбе с фашистами Марату Казею посмертно присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Ученик :

Ленинградская школьница Зина Портнова , вместе с младшей сестренкой Галей, в июне 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». В 1943 году стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала.

Морозным декабрьским днем пробиралась партизанская разведчица из леса в Оболь. Командование отряда поручило ей выяснить причину провала подпольной комсомольской организации, установить новые связи. Когда Зина, выполнив задание, спешила обратно в отряд, ее выследили и схватили. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. Выдержка и бесстрашие девушки приводили гитлеровцев в ярость. Ни льстивые уговоры, ни пытки не сломили воли советской патриотки. Ее били сапогами и прикладами, выламывали руки, морили голодом, но она не проронила ни слова, не выдала товарищей. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее снова схватили. Январским утром 1944 года после ужасных пыток Зину казнили..

За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Зинаиде Мартыновне Портновой присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Ученик:

А этот мальчик из украинского города Шепетовки. Валя Котик. Можно подумать. Что мальчик с такой фамилией должен быть мягким, слабым. Котик… Но фамилия обманчива.Он стал разведчиком в партизанском отряде, бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железно-дорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. А кто расклеивал листовки в городе под носом немецкого часового? Кто перевозил в корзине, привязанной к велосипеду, оружия? Кто перерезал спрятанный в земле телефонный кабель? Кто взрывал вражеские поезда? Все он – Валя Котик. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик .

-Лёня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик:

Саша Бородулин. Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку. Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Ученик:

Витя Хоменко. Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Учитель:

В годы войны одна шестилетняя девочка, эвакуированная в Сибирь, написала письмо а газету «Омская правда»:

«Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой…»

Это письмо девочки вызвало горячий отклик у тысяч ребят. Дети Сибири прислали небольшие переводы на танк. Удалось собрать 179 тысяч рублей. На эти средства и был построен танк «Малютка». На нём сражалась Катя Петлюк.

Героями в годы ВОВ стали многие девочки и мальчики.

Давайте еще раз по очереди назовем имена некоторых из них:

Марат Казей Зина Портнова Валя Котик Леня Голиков Тихон Баран

Витя Кучерявый Володя Дубинин Лара Михеенко Миша Куприн
Зоя Космодемьянская
Надя Богданова Галя Комлева Юта Бондаровская Саша Бородулин Витя Коробков Витя Хоменко Валя Дончик Витя Пашкевич Валя Зенкина Лида Матвеева Саша Колесников (Сан Саныч) Олег Кошевой Любовь Шевцова Дмитрий Огурцов Виктор Субботин Семен Остапенко Валера Волков Нина Сагайдах.

Учитель:

Сегодня мы учимся у них верности, беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

И сейчас на нашей планете неспокойно. Вспомним Ирак,Донбасс, Бислан, когда 1 сентября школьники оказались в заложниках у бандитов… Дети продолжают гибнуть.

Ученик:

Ученик:

Пускай сердца, волнуясь, замирают,

Когда в дорогу горны позовут.

Герои никогда не умирают

Герои в нашей памяти живут.

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придёт Никогда

День памяти юного героя-антифашиста

Цель : познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны;

прививать стремление изучать историю родной страны;

воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям.

Ход мероприятия

Слайд 1

Вед. Памяти юных мальчиков и девочек, которые боролись и умирали за свободу и счастье своей Родины, своего народа, мы посвящаем наше торжественное мероприятие.

Слайд 2

Вед. 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, который утвержден был Ассамблеей ООН в 1964 г. Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно.

В РАЗНЫЕ ГОДЫ и в РАЗНЫХ СТРАНАХ мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев, участвующих в борьбе против фашистов. Вспомним сегодня их имена, скажем им слова любви и благодарности.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить!

Не сочтёшь, а впрочем – всё равно.

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Слайд 3

Вед. 22 июня 1941 года. Над европейской частью самого большого государства планеты Советского Союза поднимается утренняя заря.

На фоне «Довоенного вальса».

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Слайд 4

Вед. Через пять минут немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись на территорию Союза Советских Социалистических Республик – началась Великая Отечественная война.

Разве погибнуть

Ты нам завещала,

Жизнь обещала,

Любовь обещала,

Разве для смерти

Рождаются дети,

Разве хотела ты

Нашей смерти,

Ударило в небо! –

Ты помнишь,

Родина тихо сказала:

«Вставайте

На помощь…»

Славы никто

У тебя не выпрашивал,

Просто был выбор у каждого…

Хором:

Я или Родина.

Слайды о пионерах-героях.

Слайд 5

Вед. Юные герои не только помогали в тылу, наравне со взрослыми они ходили в разведку и приносили важные сведения в партизанские отряды, совершали легендарные подвиги. Это Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик и многие многие другие. Эти мальчишки и девчонки были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза, но Родина помнит о них, им воздвигнуты памятники, и многие школы борются за честь носить имя этих отважных пионеров-героев.

Слайд 6

Лёня Голиков.

Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Однажды Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь.

В апреле 1944 года небольшую группу партизан настигли фашисты. Надо было пробраться к лесу через поле. Но фашистские пулемётчики сеяли по полю смерть. Командир партизан полз первым, в руке у него был вещевой мешок с важными документами. Вдруг Лёня увидел, что командир ранен. Он схватил мешок и пополз дальше, чтобы спасти документы. Совсем немного оставалось до леса, когда что-то кольнуло мальчика в грудь. Шевелиться он уже не мог. Документы подхватил другой партизан. Лёне Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 7

Марат Казей.

Марат проснулся от громкого голоса командира: «Скорее к лесу! Фашисты!» Вражеский пулемётчик трещал и трещал – люди падали под свист пуль. Марат отстреливался до последнего снаряда. А затем он встал в полный рост и пошёл прямо на врагов, зажав в руке последнюю гранату. Вместе с фашистами взорвался и Марат Казей. Юному белорусскому пионеру посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 8

Валя Котик.

Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры.

Валик ходил по городу, и слезы душили его. Немцы сожгли домик-музей Николая Островского, превратили школу в конюшню.

Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами.

Он прожил 14 лет и еще неделю. В одном из боёв мальчик был смертельно ранен. Посмертно пионеру Вале Котику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Стоит теперь в городе Москве памятник Вале Котику. И в селе Шепетовка, где жил Валя, тоже установлен памятник. А по морям и океанам плавает корабль «Валя Котик».

Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин.

Слайд 9

Зина Портнова.

Ленинградскую школьницу Зину Портнову война застала на белорусской земле, куда она вместе со своей сестрой Галей приехала погостить на каникулы. Зина пришла к партизанам и вместе с ними ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки. Однажды Зина отправилась на боевое задание, но по дороге была схвачена немцами. На допросе, схватив пистолет со стола, она убила фашиста-гестаповца. Вторым выстрелом Зина уничтожила офицера, вбежавшего в кабинет. Девочка выскочила через окно в сад и побежала к реке. Но вражеская пуля настигла её. Посмертно Зине Портновой, 14-летней школьнице, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 10

Витя Коробков

Родился в семье рабочего, вырос в Феодосии. За отличную учёбу дважды был награждён путёвкой в пионерский лагерь «Артек». Во время немецкой оккупации Крыма он помогал своему отцу, члену городской подпольной организации. Через Витю Коробкова поддерживалась связь между членами партизанских групп, скрывавшихся в старокрымском лесу. Собирал сведения о враге, принимал участие в печати и распространении листовок. Позже стал разведчиком 3-ей бригады Восточного объединения партизан Крыма. В феврале 1944 года отец и сын Коробковы пришли в Феодосию с очередным заданием, но через 2 дня были арестованы гестаповцами. Более двух недель их допрашивали и пытали в гестапо, потом расстреляли. За пять дней до казни Вите Коробкову исполнилось пятнадцать лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Витя Коробков посмертно был награждён медалью «За отвагу».

Слайд 11

Лара Михеенко.
В начале войны Лариса была у бабушки. Деревню заняли фашисты. Однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни девочки ушли к партизанам. В штабе вначале отказались принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

Слайд 12

Вед. Ребята, мы не можем сегодня назвать имена всех юных героев, сражавшихся в годы войны с фашистами. Здесь, на нашей выставке, вы видите книги о подвигах молодых патриотов. Спрашивайте эти книги в библиотеках города. Читайте их. Мы должны знать имена тех, кто отдал свои жизни за наше счастливое будущее.

Песня «Орленок»

Слайд 13

Вед. И в зимнюю стужу, и в жаркое лето – всегда здесь живые цветы.

Слайды: возложение цветов.

Они согревают холодный мрамор.

Пусть на минуту, пусть на мгновение.

Эта благодарная память согревает и нас, живых, даёт нам веру в свои силы.

Как горько нам стоять у обелиска

И видеть там стоящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Слайд 14

Вед. 8 февраля 1962 года. Трудящиеся города Парижа во Франции вышли на демонстрацию в знак протеста против кровавой войны, против фашистов. Рабочие несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!», «Нет войне!» В первом ряду демонстрантов шёл невысокий паренёк – Даниэль Фери, французский мальчик, который каждое утро продавал на улицах Парижа газеты. Его все знали и любили. Но демонстрантов поджидали фашисты. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей.

В Париже мальчишка, обычный жилец,

Мальчишка обычных 15-ти лет.

Ярче факел, ярче гори!

Помнит весь мир Даниэля Фери!

Вед. А ровно через год - 8 февраля 1963 года, в другой стране – Ираке – в тюрьме от нечеловеческих пыток умер другой мальчик – Фадыл Джамаль.

Он отказался выдать фашистам товарищей своего отца. Фадылу было только 15 лет.

Снова зима, и снова февраль,

Стал героем Фадыл Джамаль!

Люди помнят, никто не забыл, вместе с другими боролся Фадыл.

И вот решётка, пытки, сталь –

Погиб героем Фадыл Джамаль!

Звучит «1941»В.Лебедева-Кумача.

Слайд «Враг не пройдет».

Вед. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, советский народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Герои минувших немеркнущих лет,

Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,

Чья жизнь молодая за нас отдана.

Мы в сердце своём, как на знамени, пишем

Простые и гордые их имена.

Вед. В этот же день, 8 февраля 1943 года во французском городе Бефоне нацисты расстреляли пятерых лицеистов, участников Сопротивления.

Слайд 15

Вед. А в нашей стране рядом с отцами и старшими братьями в шеренги бойцов стали совсем юные мальчишки и девчонки. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, они взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: «Все – для фронта, всё – для победы».

Слайд 16

Слайды: детские испуганные лица;

девочки у станка;

юный партизан.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать девчонки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь.

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Вед. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее захватчикам

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.

Вед. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее, Имена у них разные, но часто их взрослые называли «орлятами». Орлята – значит отважные, смелые. Им, орлятам, нашей огромной страны, сынам и дочерям полков, детям из партизанских отрядов наш низкий поклон и слова благодарности.

Слайд 17

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём.

Юные, безусые герои,

Перед вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идём.

И в руках у нас не автоматы,

А цветы – весенний дар земли.

Той земли, которую когда-то

Защищали, сберегли солдаты,

Чтоб весной цветы на ней цвели.

Вед. Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран в фашистских застенках. Почтим и память всех погибших минутой молчания.

Пускай сердца волнуясь замирают,

На мирные дела пускай зовут,

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!

Слайд 18

А мы заявляем: войны нам не надо!

Пусть на планете слышится смех!

Мамы и радость пусть будут у всех!

Песня «Несовместимы- дети и война».

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...