Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Основные виды многогранников и их свойства

Основные понятия валеологии. Что такое валеология: описание, характеристика

ВАЛЕОЛОГИЯ (valeo, латинск. - здравствовать, быть здоровым, logos, греч. - ученье, наука) - наука о здоровье здоровых. Впервые этот термин был введен И.И.Брехманом в 1981-82 году. Несколько позже другие авторы (Ю.П.Лисицин, В.П.Петленко и др., 1987) предложили еще один термин для названия этой науки - САНОЛОГИЯ (от лат. sanus - здоровый). В настоящее время этот термин используется при рассмотрении медицинских аспектов валеологии, т.е. санология - это учение о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью, учение о выздоровлении.

Чем вызвано появление еще одной новой науки о человеке и все более и более возрастающая необходимость ее изучения?

Кто-то подсчитал, что человека как комплексную систему ныне всесторонне изучает около 800 научных дисциплин, причем из них почти 500 естественно-научного цикла, остальные - гуманитарные, общественные, технические. При этом, если принять за 100% все знания, накопленные человечеством за всю историю его развития, то около 90% составят сведения о неживой природе и лишь 10% сведений имеют отношение к живой природе, в том числе о человеке - менее 1%. Мы знаем больше про мир, который нас окружает, чем про самих себя, про свой организм.

К тому же в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). Эти части почти не стыкуются, т.к. представители каждой науки видят в человеке только свой предмет. С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии - науки, которая как ни одна другая впитала и впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук.

Непосредственно здоровьем человека занимается медицина, имеющая многовековую историю и достигшая немалых успехов. Количество врачей в нашем государстве в 2 раза превышает эту цифру во многих развитых странах мира. Но никакая масса врачей не делает наш народ здоровым - статистика безжалостно подчеркивает ухудшение состояния здоровья всего населения Украины:

Наблюдается отрицательный прирост населения (смертность превышает рождаемость, ежегодно численность населения уменьшается на 0,8-1%); к концу 2005 года нас стало менее 47 млн.

За последние 10 лет средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 4,5 г., женщин - на 2 года и составляет примерно 62 года (для сравнения - в Японии люди живут на 15 лет дольше),т.е. можно говорить о депопуляции и вымирании украинского народа. 50% мужчин и 40% женщин не доживают до пенсионного возраста.

Количество родов уменьшилось примерно на 40% (за последние 10 лет), относительно чаще, чем ранее, наблюдаются роды у матерей в возрасте до 14-18 лет (при этом дети рождаются, как правило, с нарушениями здоровья).

Детская смертность - на одном из первых мест в мире.

Материнская смертность при родах возросла в 2 раза за последние 10 лет.

Из 4-х беременностей лишь одна протекает без осложнений, мертворождений - в 2-3 раза больше, чем в Европе, количество недоношенных детей за последние 10 лет увеличилось в 5 раз

Из 10 новорожденных 7 - рождаются с пороками развития.

За 5 лет в 1,4 раза увеличилась заболеваемость девочек-подростков (а это будующие мамы).

Среди школьников здоровым признан только каждый 9-ый (по г.Николаеву)

Растет количество детей-инвалидов (по г.Николаеву -на 9% за год().

Каждая 17-ая женщина продуктивного возраста имеет психо-неврологические нарушения, каждый 6-ой мужчина - хронический алкоголик.

Заболеваемость населения Украины за последние годы (по данным официальной статистики) увеличилась на 27,3%.Основными заболеваниями являются:

1. Сердечно-сосудистые (инфаркт миокарда и др.)

2. Опухоли (80% из них связаны с химическими канцерогенами в окружающей среде)

3. Заболевания пищеварительной системы.

Кроме того, с 1995 года отмечается рост инфекционных заболеваний, в настоящее время на Украине эпидемия туберкулеза, ВИЧ/СПИДа и др.

Возросла заболеваемость эндокринных органов (например, сахарный диабет встречается в 1,6 раза чаще), растет детский травматизм и др.

Современная медицина, являясь преимущественно наукой о болезнях, не отвечает на вопрос: что делать здоровому человеку, чтобы остаться здоровым?

Все это и явилось предпосылками появления самостоятельной науки о здоровье - валеологии.

Валеология возникла на стыке многих наук (медицина, психология, педагогика, гигиена, генетика и др.) и является интегративной науко.

Валеология - это целостная система знаний о формировании, сохранении, укреплении, обновлении и передаче здоровья другим поколениям.

Объект валеологии - здоровый человек и человек в «третьем» состоянии.

Предмет валеологии - индивидуальное здоровье.

Основная цель -максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды.

Основные задачи и содержание валеологии:

Разработка теоретических представлений о сущности здоровья, о возрастный и адаптационных возможностях организма;

Разработка методик количественной оценки здоровья;

Изучение факторов здоровья, определяющих состояние человека и его активное долголетие;

Восстановление и оптимизация отношения человека с природой;

Усовершенствование методов лечения пограничных состояний, использование для этого естественных средств;

Разработка методов всеобщего обучения здоровью, воспитание культуры здоровья;

Формирование действенного общественного идеала, в соответствии с которым здоровье есть наивысшая ценность, а здоровый образ жизни - естественная форма поведения.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека, т.к. в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной человек, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Как самостоятельная наука валеология заняла определенное место среди других наук Теснее всего она связана с:

Биологией, которая формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира;

Экологией, которая формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды;

Медициной (физиология, гигиена, санология и др.), разрабатывающей нормативы обеспечения здоровья, систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья;

Физической культурой, которая определяет закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья;

Психологией, изуча.щей психологические аспекты обеспечения здоровья;

Педагогикой, разрабатывающей цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания;

Социологией выявляющей социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья;

Политологией, которая определяет роль, стратегию и тактику государства в оьеспечении и формировании здоровья своих граждан;

Экономикой, обосновывающей экономические аспекты обеспечения здоровья и экономичческой ценности здоровья в обеспечении благосостояния и безопасности государства;

Философией, формирующей диалектическое мировоззрение, что важно в пракильной оценке роли здоровья в человеческом битии;

Культурологией, т.к. существенной частью культуры человека является валеологическая культура;

Историей, которая прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе;

Географией, которая устанавливает климато-географическую и социально-экономическую специфику региона, взаимоотношения человека сосредой обитания в аспекте обеспечения здорового образа жизни, и др.

Связь валеологии с другими науками имеет двусторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

Несмотря на молодость, валеология сегодня развивается довольно динамично. Принято выделять общую и специальную валеологию. Каждая из них включает в себя две части - теоретическую (научные аспекты валеологии) и практическую (технологии диагностики здоровья и оздоровления организма).

В настоящее время можно выделить следующие основные направления валеологии:

Общая валеология - представляет собой основу, методологию валеологии как науки, ее место в системе наук о человеке, предмет, задачи, историю ее становления и т.д. Ее можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, методы оценки состояния здоровья населений и др.

Педагогическая валеология-изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптации к условиям жизнедеятельности.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессиональной ориентации (с учетом индивидуальных типологических свойств личности), рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации.

Семейная валеология изучает роль и место семьи, каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает пути и средства обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будующее, т.к. формирование здоровья (от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью) наиболее последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние на здоровье природный факторов и последствий антропогенных изменений в природе, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных отношениях социального характера с людьми и обществом.

Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии как науки.

Как учебная дисциплина валеология представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни. Она может быть дошкольной, школьной, вузовской, поствузовской.

Чем вызвана необходимость изучения этой дисциплины студентами педагогических специальностей? Прежде всего обстоятельствами, определяющими профессинальную деятельность учителя:

Во-первых, учитель должен уметь сохранить здоровье своих будущих воспитанников. Существующая система образования сама по себе является фактором риска здоровья учащихся. Сегодня известно, что за период обучения в средней школе число здоровых детей снижается в 4 раза, число детей с близорукостью увеличивается в 10 раз, с нервно-психическими расстройствами - в 2,5 раза, в 16 раз увеличивается число учеников с вегето-сосудистой дистонией, в 2 раза - с кишечными заболеваниями. Давно пришло время сделать медицинский принцип Гиппократа «Ne noceas - Не вреди» нормой в работе каждого, кто имеет отношение к воспитанию и обучению детей. Возникает настоятельная необходимость развития школьной валеологии, что возможно только после освоения основополагающих положений общей валелогии.

Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества.

Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них содержат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.

Основными факторами риска труда учителя являются:

1 высокая плотность межличностных контактов и возможность конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени, что требует определенного, под час значительного напряжения многих систем организма и вызывает повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля, внимания, эмоционального возбуждения;

3 статическая нагрузка при незначительной общей мышечсной и двигательной нагрузке;

4 большой объем интенсивной зрительной работы;

5 высокая плотность эпидемических контактов;

6 отсутствие стабильного режима дня;

7 нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий, резкое перераспределение мозгового кровотока, приводят к резкому перераспределению мозгового кровотока, отсюда - частая бессонница (первый признак переутомления); отмечаются изменения и электроэнцефалограммы (ЭЭГ), и электрокардиограммы (ЭКГ).

Каждый из перечисленных факторов риска педагогического труда может стать причиной профессионального или профессионально обусловленного заболевания нервной системы (неврозоподобные состояния и неврозы), голосоречевых органов (острый и хронический фарингит, ларингит, парез голосовых складок, певческие узелки и пр.), опорнодвигательного аппарата (остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника, радикулит), сосудистой системы (варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой), инфекционных заболеваний. Кроме того, профессиональное происхождение могут иметь такие виды патологии, как контактный дерматит в области кистей рук из-за воздействия мела, аллергические формы ринита (насморка) и бронхиальная астма у учителей химии, когда аллергеном являются реактивы, применяемые при проведении опытов, хроническая интоксикация ртутью у учителей физики при длительном использовании в учебном процессе приборов, содержащих ртуть.

В-третьих, учитель обязательно должен владеть культурой здоровья, чтобы научить этому и школьников.

Культура здоровья (валеологическая культура) - это часть общей культуры человека, представляет собой сознательную систему действий и отношений к своему здоровью и здоровью других людей, т.е. умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу (важно помнить, что культура здоровья предполагает не простое «собирательство» полезных рекомендаций и знаний, а активное их использование в каждодневной практике).

Валеологическая культура предполагает и умение распространять валеологические знания. Педагоги должны воспитывать у школьников стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни (через программный учебный материал, педагогическую работу с родителями, а также личным примером при постоянном общении).

Таким образом становится очевидной необходимость взаимосвязи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного направлений в школах. Обеспечить такую взаимосвязь может валеологическая служба школы.

Валеологическая служба - это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу, не является альтернативной ей.

Организация деятельности валеологической службы в школьном учреждении представлена следующими направлениями:

Создание валеологической среды в школе с учетом педагогических, психологических, гигиенических и социальных факторов;

Диагностический скрининг - обследование значительного количества детей экспресс-методами и получение соответствующего заключения о сосоянии здоровья; выделение «групп риска» и дальнейшая забота о них;

Мониторинг здоровья учащихся - длительное наблюдение с первого до выпускного класса;

Коррекция образа жизни - формирование у учащихся мотивации на здоровый образ жизни, валеологическое просвещение родителей, помощь им в создании оптимальных условий в семье;

Подбор валеогенных технологий (индивидуально для учащихся), создание физкультурных секций, групп психологического тренинга, массажных кабинетов, фитокабинета, занятий в бассейне и т.п.

Деятельность валеологической службы ориентирована преимущественно на детей, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам воспитательного процесса.

Основное ядро валеологической службы в школе составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, работающие совместно с врачем, психологом, юристом, социальным педагогом, однако в работе службы участвует весь коллектив школы при условии его валеограмотности.

За рубежом аналогом валеологии является направление «health promotion» и «health education».

Таким образом, валеология - это самостоятельная молодая наука (воспринимаемая не всеми однозначно), для которой эра «великих открытий» только начинается.

Билет № 1

1. Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии.

2. Память и ее тренировка

Основные понятия валеологии

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечении, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Имея дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

Основная цель валеологии- максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и влешней среды.

Основные задачи валеологии:

1.Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2.Формирование установки на здоровый образ жизни.

3.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Основные понятия.

Жизнь - высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движении, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д.

Гомеостаз - свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Гомеостаз зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойствах крови, стабильности клеточного состава и т.д.

Адаптация - приспособление к изменениям внешней среды таким образом, что человек не теряет трудоспособности.

Приспособительный характер жизни - одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.

Различают три вида адаптивных изменений - срочные, кумулятивные и эволюционные.

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.

Характерные свойства срочной адаптации:

· возникновение только при непосредственном внешнем
воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;

· характер и интенсивность срочной адаптативной реакции
точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;

· срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своей силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия.

Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений), то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.

Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры - адаптация к физическим нагрузкам в тренировке, невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости, обшей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды.

Генотип и фенотип. Под генотипо м понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма.

Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями сре­ды, в которых протекает его развитие.

Принадлежность к виду Ноmo Sapiens совсем не означает, что все его представители генотипически идентичны. В этом отношении все люди отличаются рядом гено- и фенотипическими особенностями:

· адаптивного характера, детерминированного климато-географическими факторами; поэтому адаптация эскимоса кусловиям Центральной Африки (как и эфиопа - к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;

· историко-эволюционного характера в виде этноса, отличающегося религиозным, национальным развитием;

· культурологическими и т.д. особенностями, поэтому, например, скандинавский этнос отличается от монголоидного;

· социального характера, ведущего к различиям в образе жизни, культуре, социальных притязаниях и др., между интеллигентом и крестьянином, горожанином и жителем деревни;

· экономического характера, обусловленного принадлежностью к той или иной социально-экономической группировке (банкир и рабочий, бизнесмен и клерк).

Память – способность нервной системы воспринимать и хранить информацию и извлекать ее для решения разнообразных задач и построения своего поведения. Благодаря этой сложной и важной функции мозга человек может накапливать опыт и использовать его в будущем.

Информационные сигналы вначале воздействуют на анализаторы, вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды. Эти изменения называют сенсорной памятью – она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать кинофильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры. В процессе тренировки продолжительность действия этого вида памяти может удлиняться до десятков минут – в этом случае говорят об эйдетической памяти, когда ее характер становится подконтрольным сознанию (по крайней мере, частично). Следующей за сенсорной памятью по длительности хранения информации выделяют краткосрочную память, которая позволяет оперировать информацией десятки секунд. Наиболее же важная, наиболее значимая часть информации храниться в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия.

Лежащее в основе памяти запоминание может происходить неосознанно и сознательно. В первом случае воспроизвести информацию обычными способами сложно, во втором – легче. Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки: потребность (или интерес) – мотивация – выполнение – концентрация внимания – организация информации – запоминание. При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память. Тем не менее люди часто жалуются на плохую память, имея в виду трудности фиксации необходимой информации и главное – извлечения ее из кладовых долговременной и иногда краткосрочной.

Хотя часто люди жалуются на плохую память, как правило, дело не в ней, а в низком уровне внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д. Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.

Запоминается лучше всего интересная информация.

Разные люди неодинаково запоминают информацию разной модальности: одни лучше фиксируют информацию зрительную, другие – словесную. Кроме того, в связи с функциональной асимметрией мозга можно выделить вербальную форму памяти и образную, поэтому в младших классах, например, большее значение имеет иллюстративная и эмоциональная подача информации, а в старших – логическая.

Огромную роль в запоминании играет мотивация. Человек должен осознавать, для чего нужна эта информация, – если уровень мотивации высок, то запоминание идет успешно. Исходя из этого, само запоминание должно носить не характер механического процесса, а мотивационно–эмоционального, или с заранее определенной целью. Проблема упрощается, если использовать в качестве механизма формирования мотивировки самовнушение. Последнее может реализоваться не только через аутотренинг, но и помощью дополнительных приемов психотренинга, которые развивают возможности человека в этом направлении. Важный резерв тренировки самовнушения – развитие образно-чувственного мышления, которое само по себе расширяет возможности запоминания в виде образов. В этом отношении эффективным оказывается перевод в чувственные образы различной вербальной информации (слова, предложения, мысли) у людей правополушарного типа.

Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. Главная основополагающая полноценной жизнедеятельности – . До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.

Что такое валеология – общая информация

Сегодня существует несколько определений понятия валеология.

  1. Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
  2. Совокупность знаний о здоровом образе жизни.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.

Особенности формирования здорового образа жизни

Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.

Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии. Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни. Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.

Научная концепция

В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек. Для наука использует теоретические и практические инструменты. Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, правильным питанием, отказом от вредных привычек.

Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.

Наука подразделяется на две большие категории:

  • общая;
  • отраслевая.

Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.

Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:

  • психологическая;
  • семейная;
  • педагогическая;
  • спортивная.

Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.

Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.

Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.

Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.

Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.

Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:

  • увеличить резервы здоровья;
  • предупредить развитие патологии;
  • активизировать процессы самооздоровления.

Методологические валеологические принципы

  1. Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
  2. Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
  3. Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.

Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский. Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.

Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:

  • работать над ;
  • работать над улучшением собственного уровня жизни;
  • стремиться к адаптации в обществе;
  • исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.

О валеологии и гигиене

Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.

Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.

Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.

Домыслы и мифы

Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, уровень культурного развития, . Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.

Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.

Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:

  • экология;
  • анатомия;
  • социология;
  • физическое воспитание;
  • гигиена;
  • педагогика.

Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.

Мифы о здоровом образе жизни:

  • болезни даются за грехи;
  • все болезни наследственные;
  • причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
  • болезни из-за с родителями;
  • все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.

Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.

Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая книга о Валеологии пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.

Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.

С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа - здоровье. Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава. Именно поэтому профессия врача - одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология - это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Что такое валеология?

Так что же это за наука такая - валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: "valeo" или "valere" - и общеизвестного "logos" - учение, изучать.

Вот и получается, что валеология - это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Предмет и объект изучения

Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:

  • физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
  • человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться

То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.

Цели этой науки

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

  1. Обучить людей
  2. Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
  3. Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.

Задачи валеологии

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:

  • исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
  • оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
  • стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.

Методы валеологии

Валеология - это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?

  1. и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
  2. Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель - в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
  3. Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
  4. Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
  5. Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
  6. идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался "модой на здоровье". То есть теперь вести ЗОЖ - это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием "Здравствуй, наука валеология!"

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология - наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.

Межпредметные связи

Мы уже упоминали, что валеология - наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.


Очевидно, что валеология - очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология - наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Обобщение

Итак, подведем итог. Валеология - это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.

Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья. Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.

Основы валеологии были заложены в лечебных трактатах еще в глубокой древности. Такие дисциплины, как биология, гигиена и экология, способствовали возникновению науки о здоровье. Совокупность физического и духовного здоровья – вот составляющие истинного здоровья. И. Брехман ввел термин «валеология» в конце прошлого века. Он создал общую теорию и присоединил к валеологии философскую составляющую.

Какие науки способствовали созданию валеологии

Гигиена и биология.

Нетрадиционная медицина.

Философско-религиозные учения.

Цель валеологии - восстановить утраченное здоровье отдельного человека и нации в целом путем внедрения закаливания, рационального питания и спортивных нагрузок. Чем человек более сильный физически, тем более сильным иммунитетом он обладает.

Гигиена и правильный режим труда и отдыха также влияет на укрепление здоровья. Любое заболевание в рамках науки валеологии расценивается не как нарушение деятельности отдельного органа или системы, а как неправильное функционирование всего организма.

Виды валеологии

1. Гомеопатия. Охватывает все возрастные категории, устраняет причины заболевания, восстанавливает организм как единое целое.

2. Гомеомезотерапия. Метод снижения веса и омоложения кожи. Включает в себя иглоукалывание и гомеопатию .

Направления валеологии

К основным направлениям валеологии стоит относить:

  • Необходимо научить человека вдумчиво относится к своему здоровью. Гораздо проще предупредить болезнь, ведя здоровый, активный образ жизни, чем потом лечить заболевание, когда оно возникает.
  • Приспосабливаемость организма к стрессам. Стресс – это составляющая жизни каждого человека. Он дает необходимый толчок для развития творческих способностей. Важно уметь активно сопротивляться в момент опасности: уметь убежать, отразить атаку, научиться не сдаваться в самых тяжелых ситуациях.
  • Изучение средств, методик, технологий по сохранению и укреплению здоровья. Потенциал физического и психического здоровья высокий у каждого индивидуума. Но не каждый знает, как правильно им воспользоваться, как оставаться в тонусе и быть жизнерадостным.
  • Понимание своего тела. Отрицательные эмоции и страхи могут способствовать развитию различных заболеваний . Научившись понимать сигналы своего тела, доверившись интуиции, можно избавиться от многих болезней и обрести гармонию. Очень важно быть самим собой. Не стоит слишком беспокоиться о том, что подумают окружающие.
  • Валеология фиксирует изменения в здоровье конкретного человека под влиянием окружающей среды и предлагает эффективные способы защиты.

Валеология. Питание

Питанию в валеологии отводится существенная роль. Полноценное питание должно осуществляться с учетом возраста, массы человека, пола и энергетических затрат каждого индивидуума. В различные периоды жизни питание человека меняется. Правильное питание должно быть разнообразным, это гарантирует доставку организму необходимых витаминов и микроэлементов.

Вам также будет интересно:

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...
Строение и функции молекул ДНК и РНК
Мономерными звеньями которого являются нуклиатиды. Что такое ДНК? Вся информация о...