Социальная структура средневекового общества. Население и социальная структура города Особенности социальной структуры средневекового общества

Структура феодального общества.

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным.

Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старшим») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.

Средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий.

На каждое сословие средневекового общества возлагались не только общественные функции, но и священные обязанности.

1. 2. 3.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и собственное представление о христианских идеалах.

Первое сословие – Духовенство.

Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом. Согласно «Правилам» Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия. В условиях раннего средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

Священник и монах XI-XII вв. – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

Но христианский образ человека не был реализован у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Второе сословие – Рыцарство.

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло рас-цвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в.


Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей:

верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, древнее происхождение

мужество, большая физическая сила

благородное поведение в бою

бережное отношение к своему коню и оружию

забота о славе

щедрость,

учтивость, внешняя привлекательность

преданность и влюбленность в прекрасную даму.

· Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя:

· обучение религии

· придворному этикету

· верховой езде

· фехтованию

· владению копьем

· плаванию

· игре в шашки

· сочинению стихов и пению в честь дамы сердца

· рыцарский турнир - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей.

При внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Третье сословие – крестьянство. Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых. Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
- оratores (молящиеся), то есть духовенство;
- bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
- laboratores (работающие), то есть горожане.
Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое крестьянство находилось вне сословий. Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить младшие сыновья в рыцарских семьях, не имевшие права на наследование имущества. Духовенство поглощало также избыточную часть горожан и крестьян. Сословие рыцарства пополнялось за счет аноблировавшегося слоя горожан, приобретавшего рыцарское звание за службу или за деньги, а также за счет свободного крестьянства, привлекавшегося для военной службы. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Во главе духовенства стоял римский папа, избиравшийся пожизненно на конклаве кардиналов. Ниже его стояли архиепископы и епископы, возглавлявшие монашество в церковных округах – диоцезах, и городах; они назначались римским папой. Ниже архиепископов и епископов стояли аббаты и приоры, возглавлявшие монашество в монастырях и приоратствах. Наконец, нижнюю ступень составляли рядовые монахи, клирики и приходские священники.

Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.

Сословная структура горожан была также иерархизирована. В городах, обладавших статусом civitas, выделялись три уровня гражданства: cives, burgenses, habitatores. Всей полнотой прав обладали cives; они входили в городские советы, занимали выборные должности, имели право заниматься международной торговлей, обладали налоговыми иммунитетами и другими привилегиями. Burgenses могли избираться, заниматься предпринимательством и торговлей, кроме международной, не имели налоговых иммунитетов. Habitatores могли только избирать, обладали правом голоса, могли заниматься ремеслом и розничной торговлей. Кроме этого, купечество городов объединялось в гильдии, а ремесленники – в цехи. Полными правами в цехе обладали только мастера: они участвовали в собраниях цеха, избирали его руководящие органы, суды, вырабатывали цеховые регламенты – статуты. Подмастерья и ученики не обладали этими правами. Подмастерье становился мастером только после длительного совершенствования в ремесле; окончанием подготовки считалось изготовление изделия, которое мастера на своем собрании признавали шедевром; после этого подмастерье должен был устроить угощение, пир и признавался равноправным мастером. Каждый цех имел свой герб, штандарт, церковь, особые праздники, церемонии.

Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии – фригольдерами, в Германии – мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии – копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог – шеваж, подымный налог – фокаж, налог за право вступления в брак – формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству – мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60–70-е годы XII века. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат – бразо:
1) рикос омброс;
2) идальго;
3) духовенство;
4) горожане.
Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: «Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!» Кортесы принимали законы, утверждали налоги.


Средневековье - эпоха классификации. В эпоху Высокого Средневековья страсть определять всякому явлению его место в Божьем мире достигла вершины, но и до того, уже в каролингскую эпоху, когда феодальное общество только формировалось, люди стремились упорядочить окружавший их мир. Теологи составляли описания небесной иерархии, во главе которой стоял Бог, а ниже располагались различные категории ангелов (каждая категория получала при этом точное описание). Разумеется, подобной участи не избежали и сами люди. Всевозможные учебники, наставления, грамматики средневековых учителей донесли до наших дней самые разнообразные описания современного им общества. Роднит эти описания в первую очередь страсть разложить все и вся по полочкам. Рассмотрим в общих чертах, по каким именно признакам средневековый человек определял свое место в мире.
Во-первых, человечество делилось на христиан и язычников. Это основная разграничительная линия, которую западноевропейская цивилизация неукоснительно проводила с тех пор, как христианство стало единственной религией. Это разделение человек Средневековья ощущал особенно остро. С одной стороны, язычники, не чтящие закона Христова, были обречены на муки ада. Так что к язычникам можно было относиться как к животным, и убийство их не только не считалось грехом, но иногда и открыто поощрялось. С другой стороны, всякий христианин обязан был следовать заветам Господа и нести язычникам свет истинной веры. Одни становились миссионерами и проповедовали
христианство словом. Другие - их было большинство - уповали на меч и огонь. В Скандинавии ревнители новой веры нередко прибегали к страшным пыткам, заставляя язычников принимать христианство. Грех, который они совершали, пытая человека, был в глазах этих миссионеров ничтожен: во-первых, язычник не человек, во-вторых, крещение есть величайшее благо, позволяющее язычнику стать членом христианского мира и обрести надежду на спасение.
Христиане также делились на католиков («правильных» христиан) и на «греков», чья вера в глазах западноевропейской цивилизации недалеко ушла от язычества. Страшный разгром, учиненный крестоносцами в Константинополе в 1204 году, - наглядное тому подтверждение.
Но и внутри себя мир христианского Запада не переставал делиться. Первая граница отделяла светских лиц от духовных. К духовенству относилось все священство, монашество и церковная знать - от епископов, правящих паствой в городах, до римской курии, верхушки церковной организации.
В светском обществе средневековой Европы выделялось три основных сословия: дворянство, свободные и сервы. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в первую очередь происхождением человека, причем наследование сословия шло в разных случаях по-разному. Если дворянином мог считаться тот, чей отец принадлежал к дворянству, то в двух других сословиях положение человека определялось по сословной принадлежности его матери. Переход в благородное сословие был возможен, как видим, почти исключительно для женщин - если они выходили замуж за дворян (впрочем, это случалось нечасто).

Рис. 233 [Илл. - Три сословия. Книжная миниатюра. (История Европы, стр. 126 рис. 2)]
Дошедшие до нашего времени тексты средневековых законов определяют меру ответственности человека за те или иные проступки, также основываясь на его происхождении. И было бы по меньшей мере неверно утверждать, будто к дворянам законы были во всем снисходительны. Во Франции, например, дворянин, присужденный к выплате штрафа, платил в двадцать раз больше, чем заставили бы заплатить за такое же преступление простолюдина. Дворянин мог лично наказать обидчика из неблагородного сословия - но если во время военного похода его подчиненный из неблагородного сословия совершал какой-либо проступок, ответственность за этот проступок нес сам дворянин. Разумеется, дворяне в средневековом обществе пользовались огромным количеством привилегий. Например, только они (да еще церковь) в эпоху Раннего Средневековья имели право покупать земельные наделы. Выплачивать долг дворянин мог в два-три раза дольше, чем неблагородный, на суд он мог прислать вместо себя представителя. Но короли, еще со времен Меровингов понимавшие необходимость держать дворян в узде и обеспечивать себе поддержку и среди неблагородных, стремились по возможности ограничивать юридические свободы дворянства.

Городское население было очень пестрым по составу как в социальном, так и в этническом плане. Число горожан увеличивалось в большей степени за счет миграции, а не путем естественного прироста, что объясняется плохими гигиеническими условиями и высоким уровнем смертности. Города привлекали амбициозных людей, поскольку статус даже простого горожанина был намного выше статуса крестьянина. Постепенно доступ в городскую общину в качестве полноценных граждан (имеющих право на городские привилегии) стал более сложным.

В средневековом городе были представлены все слои общества. Здесь проживали представители светских и духовных феодалов, но основную массу составляли купцы; ремесленники, как свободные, так и несвободные; вассалы городского сеньора, которые выполняли административные обязанности (вершили суд, собирали подати). Со временем различия между социальными группами сглаживаются, а освобождение от сеньориальной зависимости приводит к сплочению городской общины через приобретение определенных прав и обязанностей.

В средневековом городе сложилось три основных слоя: патрициат, бюргерство (не вошедшие в патрициат ремесленники и торговцы), городской плебс (подмастерья, ученики, мелкие ремесленники, нищие).

Слой бюргерства (от нем. burg - ‘крепость, город’) в XI в. составляли жители западноевропейского города, горожане. В XII-XIII вв. это были полноправные горожане, обладавшие достаточным имущественным цензом, чтобы платить налоги и пошлины, выставлять при необходимости вооруженное ополчение. Кроме того, бюргер должен был владеть определенным земельным наделом, позднее - домом или его частью. В XIV-XV вв. к сословию бюргеров относятся наиболее богатые горожане. Во Франции получил распространение синонимичный термин - буржуа, в Италии - пополаны.

Городская верхушка, патрициат, возглавила управление. Она представляла собой замкнутую наследственную группу, состоящую из крупных землевладельцев и купцов, которая пополнялась за счет разбогатевших ремесленников. Совет города, бургомистр или мэр, судебная коллегия (эшевены) выбирались только из среды патрициата; они же были представителями города во внешних сношениях. В быту патриции стремились подражать рыцарству: они поддерживали родовую солидарность, заводили гербы и строили замки, старались породниться с феодальной знатью и получить посвящение в рыцари. Однако городской патрициат принципиально отличался от подлинных феодалов, так как основу его благосостояния составляли торговля, ростовщичество, откуп прав на сбор пошлин. В элиту города можно было попасть, не обладая большим состоянием, а имея лишь громкое имя и хорошую репутацию. Городская иерархия учитывала древность рода, поэтому именитые горожане тщательно хранили свои родословные. Высокую репутацию и уважение сограждан давали и определенные профессии, например юриста.

Различия между патрициями и ремесленниками были достаточно четкими, и если в борьбе с городскими сеньорами ремесленники поддерживали патрициев, то уже в XIV в. между ними начинаются столкновения: мастера из богатых цехов выступают за право участвовать в политической жизни города.

Еще одной важной социальной группой являлись чужестранцы. Как правило, это были богатые купцы и высококвалифицированные ремесленники, которые формировали обособленные этнические и земляческие общины. В предместьях Лондона осели большие группы ремесленников из Франции, Фландрии, Италии, Германии, а в скандинавских, восточно-балтийских, западнославянских и венгерских городах - выходцы из Германии.

Другую социальную группу представляли интеллектуалы.

Уже с XII в. усилиями бюргерства в городах открываются школы и университеты. Само понятие университет появилось в 1221 г. в Париже для обозначения общины парижских преподавателей и студентов. С 1154 г. ведет свою историю университет Болоньи, специализировавшийся на подготовке юристов. В XIII в. создаются университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Монпелье, Неаполе, Лиссабоне.

Многочисленную прослойку в средневековом городе составляли маргиналы: люди иного вероисповедания, чужаки, проститутки, палачи, живодеры, очистители городских клоак, нищие. Одни из них придавали городу некий колорит, другие были необходимы, но проживали в изоляции. Как правило, эти люди обозначали себя определенным знаком.

Средневековье различало такие понятия, как бедняк и нищий. Первое состояние стремились преодолеть, второе было профессиональным выбором. Сбором милостыни занимались продолжительное время, приобретая специальные навыки. Нищие настолько прочно вошли в социальную структуру города, что создавали свои корпорации и даже облагались налогом. Власти издавали специальные уставы, которые регламентировали жизнь и деятельность этой группы горожан.

Еще один маргинальный слой составляли публичные женщины; они содержались в специальных домах под надзором палача, которому вносили плату за защиту. Постепенно отношение к проституции становилось все более терпимым. Этим ремеслом разрешалось заниматься по причине бедности, но не ради удовольствия. Проститутки должны были покрывать голову платком или вуалью обычно красного или желтого цвета либо носить особое платье, но им запрещалось носить пояса и украшения, как у других горожанок.

Палач, представитель самой презренной профессии в городе, не имел имени, жил изолированно, рядом с площадью, на которой происходили казни. В число маргиналов также попадали банщики, брадобреи, лекари и знахари. Именно в бане, которая подчас оказывалась и увеселительным заведением, можно было получить медицинскую помощь. Поскольку в Средневековье все то, что было связано с больным телом, кровью, трупами, считалось нечистым, профессии банщика и знахаря гоже признавались нечистыми.

Но, конечно, лицо средневекового города определяли ремесленники и торговцы.

Вам также будет интересно:

Восстания Жакерия: причины, события и последствия
ервоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над...
Механическое движение: равномерное и неравномерное
Раздел 1 МЕХАНИКА Глава 1: О с н о в ы к и н е м а т и к и Механическое движение....
Система мышления эдварда де боно
), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в...
Бедная лиза
В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты,...
Краткое содержание повести гроза островского
Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только...