Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Курсовая работа: Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы. Формы и особенности освободительного движения городов

сах наиболее богатых горожан (Аугсбург и др.).

§2. Городское право "вольностей"

Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства жителей от личной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там "год и один день", становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что "городской воздух делает свободным".

Приведём примеры из документов городского права, в которых зафиксировано это правило.

В Хартии города Сент. - Омера (1168 г.) записано:

"32. Если крепостной какого - либо сеньора станет горожанином, его нельзя будет схватить в городе, и если какой - либо сеньор захотел бы взять его к себе в качестве собственного крепостного, то пусть приведёт его ближайших наследников, его дядей и тёток по матери для разбора этого дела; если же этого не сделает, должен отпустить его на волю".1

Статьи 1 и 2 из Городского права, дарованного императором Фридрихом Вторым городу Гослару 13 июля 1219г., гласят:

"1. Если кто-либо проживал в городе Госларе и при жизни своей никем не был уличён в рабском состоянии, то после смерти его никто да не посмеет называть его рабом или низводить в рабское состояние.

2. Если же какой - либо чужак пришёл жить в названный город и так оставался в течение года и дня, причём ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом и сам он в этом не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом".

"Если какой - либо мужчина и женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в простонародье называется Weichbild (городская черта), в течение года и дня и если кто - либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то, наложив молчание на жалобщика, пусть будет представлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок".

Город, таким образом, стал в средние века символом независимости, и сюда, спасаясь от феодального гнёта, устремлялись тысячи крепостных. Ни один феодал не имел права схватить в городе бывшего своего крепостного, теперь уже свободного горожанина, и вновь превратить его в подневольного человека.

Права и вольности, получаемые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитетными привилегиями, носили феодальный характер.

Таким образом, в результате освободительной борьбы население городов заняло особое место в жизни феодального общества, стало играть заметную роль в сословно-представительских собраниях.

Не составляя социально монолитного слоя, жители средневековых городов конституировались как особое сословие. Их разобщённость усиливалась господством корпоративного строя внутри городов.

Важнейшим результатом борьбы городов с сеньорами явилось освобождение горожан от личной зависимости, закреплённое в городском праве.

Заключение

Рассмотрев теории происхождения средневековых городов, пути их возникновения, особенности взаимоотношений горожан с сеньорами, приводившие к коммунальным движениям, особенности, формы и результаты освободительной борьбы средневековых городов, мы пришли к следующим выводам.

Города нового, феодального типа бурно росли в Западной Европе в Х - ХШ вв. в результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян. Они являлись центром ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Конкретно-исторические пути возникновения городов были разнообразны. При всем различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города он всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда.

Средневековый город возникал на земле феодала и должен был ему подчиняться. Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов неизбежно вело к коммунальному движению - борьбе между городами и сеньорами. Сначала горожане боролись за освобождение от наиболее тяжких форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Затем встали и политические задачи: обретение городского самоуправления и прав. Исход этой борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Борьба городов велась отнюдь не против сеньоров, за то, чтобы обеспечить существование и развитие городов в рамках этого строя.

Формы коммунального движения были различны. Некоторым городам удавалось за деньги получить от сеньора вольности и привилегии. Другие эти права, особенно право самоуправления, завоевывали в результате длинной вооруженной борьбы.

Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам. Многие города стали самоуправляющими городами-коммунами. Но многие не могли добиться полного самоуправления. Немало городов, особенно мелких, принадлежавших духовным сеньорам, оставалось целиком под властью сеньора.

Важнейшим результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение от личной зависимости большинства горожан Западной Европы.

Список источников и литературы

Источники;

1. Городское право города Гослара // Средневековое городское право XII - XIII вв. / Под ред.С.М. Стама. Саратов, 1989. С.154-157.

2 . Городское право города Страсбурга // История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч.1 М., 1988. С.173-174.

3 . Ножанский Гвиберт. Рассказ о собственной жизни // История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч.1.М., 1988. С.176-179.

4. Хартия города Сент-Омера // Средневековое городское право XII - XIII вв. /Под ред.С.М. Стама. Саратов, 1989. С.146-148.

Литература;

1 . Город средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред.А. А. Сванидзе М., 1999-2000. Т.1-4.

2 . Карпачёва Е.С. Ранний этап коммунального движения в средневековом Каркассе // Средневековый город. Вып.4 1978 С.3-20.

3 . Котельникова Л.А. Феодализм и города в Италии в VIII - XV вв.М., 1987.

4 . Левицкий Я.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987

5. Негуляева Т.М. Формирование городского патрициата в средневековом Страсбурге // Средневековый город. Вып.4 1978. С 81-110.

6. Рогачевский А.Л. Немецкое бюргерство в XII - XV вв. СПб., 1995.

7 . Сванидзе А.А. Генезис феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология // Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

8. Стам С.М. Экономическое и социальное развитие раннего города. (Тулуза Х1 - ХШ вв.) Саратов, 1969.

9. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х - XV вв.М., 1960.

10. Тушина Г.М. Города в феодальном обществе Южной Франции. М., 1985.

Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

цехи – самоуправляющееся объединения ремесленников, которые отстаивали права своих членов, но одновременно регулировали качество и количество производимой продукции, технологию производства, правила получения звания мастера и другие стороны внутренней жизни;

гильдии – объединение торговцев, которое отстаивало права своих членов, но одновременно регулировало правила торговли;

коммунальное движение – борьба средневековых городов за частичное или полное освобождение от феодальной зависимости и самоуправление;

бюргерство – граждане вольных городов, городская часть работающего сословия;

схоластика – средневековая наука, основанная на синтезе достижений античности и средневекового христианства, опиралась главным образом на Священное Писание, а также труды Платона и Аристотеля, основную часть знаний об античности получала из трудов арабских учёных, через призму их восприятия.

1. Почему в Раннее Средневековье в Европе было очень мало городов? Когда и в связи с чем города стали возрождаться?

В начале Раннего Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство. Крестьяне почти всё необходимое производили сами, немногое покупали у сельских ремесленников. В экономике не было места для отдельных поселений ремесленников и торговцев. Потому разорённые в ходе нашествия варваров города не возрождались, а наоборот пустели всё больше.

Пустели они и потому, что сельская округа не могла их прокормить. В рамках Римской империи значительная часть продовольствия доставлялась в Галлию, Британию и т.д. из Средиземноморья, с образованием отдельных варварских королевств и общим упадком торговли эти поставки прекратились. В то же время европейские земледельцы продолжали выращивать зерновые культуры средиземноморскими методами, которые просто не подходили для более холодного климата, к примеру, Франции, тем более Саксонии. Несколько веков до распространения бобовых и начала широко использования естественных удобрений у сельских жителей просто не было достаточных излишков продукции, чтобы могли существовать крупные города.

Постепенное возрождение городов началось в X-XI веках. Тогда новые бобовые культуры и естественные удобрения повысили урожаи, усилился обмен, также и с Востоком.

Значительный толчок развитию городов дала торговля с Востоком после I крестового похода: в результате него восточные товары европейцы покупали не у мусульман и византийцев, а в своих же факториях на территории новых государств крестоносцев.

2. Дайте характеристику сословия горожан. Какое место оно занимало в структуре средневекового общества?

Сословие бюргеров (формально горожанами являлись и епископы) не было однородным: туда входили и ученики ремесленников, находившиеся во многом на положении слуг, если дело их мастера не процветало, часто голодавшие, и богатейшие банкиры, от которых финансово зависели некоторые монархи. Внутри него существовала своя иерархия.

Изначально ремесленники и торговцы играли в обществе почти ту же роль, что и крестьяне. Но постепенно с развитием коммунального движения и ростом самих городов их значение росло. Во многих странах они сыграли большую роль в процессе централизации государств, в Священной Римской империи стали самостоятельной политической и военной силой. К примеру, Ганзейский союз городов в 1367-1370 годах противостоял целому королевству (Датскому) и смог полностью разгромить его войска. В Северной Италии существовали мощные городские республики, такие как Венеция, Генуя и др., с которыми приходилось считаться всем странам региона.

3. Объясните причины коммунального движения. Какие формы оно приобрело?

Рост городов и их усиление;

Нежелание городской верхушки платить феодалам, а также делать экстренные выплаты по их требованию;

Периодическое вмешательство феодалов в дела торговли (что затрагивало и ремесло) в ущерб городу;

Отсутствие централизованных государств: в условиях феодальной раздробленности прав могла добиться та корпорация, у которой хватало сил их отстоять.

Способы освобождения городов от феодальной зависимости:

Некоторые города выкупали у феодалов свою независимость;

Порой города покупали заступничество короля перед феодалом;

Другие вели ради неё вооружённую борьбу;

Порой вооружённая борьба городов происходило в союзе с монархами, которые также боролись против крупных феодалов.

4. Подготовьте сообщение и электронную презентацию о европейских купцах, совершавших путешествия в далёкие страны.

Примерный план сообщения/презентации:

1) обозначение времени, о котором пойдёт речь (потому что на протяжении Средневековья ситуация неоднократно менялась);

2) рассказ о гильдиях и их месте в европейском обществе;

3) рассказ о городах, где купцы закупали товары для далёких путешествий;

4) рассказ о взаимоотношениях купцов с феодалами, границы многочисленных владений которых приходилось пересекать во время путешествия;

5) рассказ о других опасностях на дорогах, включая разбойников;

6) описание предполагаемого маршрута (наиболее активная торговля шла с Востоком);

7) рассказ о кораблях и мореплавании описываемого времени;

8) описание торговых факторий на Востоке (если речь идёт о временах, когда они существовали);

9) описание продажи товара в стране назначения (в случае восточной торговли – византийским или арабским купцам).

5. Что являлось основой мировоззрения средневековой Европы? По карте (с. 109) определите, какая религия распространилась на территории Европы. Когда это произошло?

Основой мировоззрения было христианство, именно оно в Раннем Средневековье вытеснило античное наследие и даже после его частичного возвращения продолжало играть ключевую роль и в Средние века, и далее вплоть до эпохи Просвещения и секуляризации XIX века.

Именно христианство католического толка распространилось по всей Европе. Территория Римской империи приняла крещение до её падение (правда, территория современной Англии в ходе завоевания англов, саксов и ютов снова стала языческой и повторно христианизировалась позже). Также до наступления Средних веков приняла христианство Ирландия (правда, толковала его весьма своеобразно). Многие другие народы крестились на протяжении Раннего Средневековья. Большую роль в этом сыграло созданием империи Карла Великого (в частности, долгую и упорную борьбу против племён Саксонии он вёл также и за их христианизацию). Позже всех (в X-XI веках) крестились Скандинавия и Русь. Пиренейский полуостров, принявший христианство ещё в составе Римской империи, по большей части стал мусульманским после арабского завоевания 711-718 годов (причём исламизация была добровольной). Снова господствующей христианская церковь на этой территории становилась в ходе Реконкисты, которая завершилась в 1492 году.

7. Продолжите заполнение таблицы «Этапы Средневековья».

см. предыдущий параграф

1. Охарактеризуйте средневековую европейскую цивилизацию с точки зрении исторической (культурной) антропологии.

Эта культура до конца Средневековья была аграрной (несмотря на развитие городов) и христианской. И то, и другое делало её довольно консервативной. Значительный отпечаток накладывали также постоянные войны и бедность людей (голод был относительно частым гостем), в конце периода значительную роль сыграли и эпидемии.

2. Подготовьте сообщение о трёх истоках западноевропейской культуры Средневековья: античном наследии, христианстве и культуре варварских народов.

Основной план сообщения сформулирован в самом вопросе.

3. Перечислите отличительные черты средневекового города. Поразмышляйте, нет ли противоречий между описанием города в параграфе и словами историка Ж. Лe Гоффа: «Силуэт величественных городских зданий, инструмент и символ господства богачей в городе, рождал у городского люда смешанные чувства, в коих преобладали гордость и восхищение. Городское общество сумело создать... ценности эстетические, культурные, духовные».

Отличительные черты:

Корпоративность его жителей (гильдии и цехи);

Ремесло и торговля как основные занятия жителей;

Наличие самоуправления или борьба за него;

Защищённость городскими стенами;

Небольшие размеры по сравнению с предшествующей и последующей эпохами;

Большая скученность жизни;

Значительная по современным меркам антисанитария.

Противоречия между высказыванием великого историка и текстом параграфа нет. В цитате наверняка имеется ввиду величие зданий богачей по сравнению с домами более скромных горожан, в основном фахверковыми, то есть со стенами, состоящими из деревянного каркаса и наполнителя в виде соломы и глины. Бедность городской застройки в параграфе упоминается. Гордость была связан с коммунальным движением: благодаря богатству городская верхушка не уступала в могуществе многим феодалам. О данном движении речь в параграфе также идёт.

4. В чём состояли причины кризиса XIV-XV вв.? Можно ли считать эту эпоху окончанием поступательного развития европейской цивилизации?

Европейская цивилизация и до, и после этих веков знала как резкие потрясения (падение Западной Римской империи, начало крестовых походов, Великие географические открытия, целый ряд революций, включая промышленную), так и постепенное развитие в большинстве областей человеческой деятельности. Потому данные два века нельзя считать рубежом в этом отношении.

Причины кризиса того времени следующие:

Образование централизованных государств при сохранении феодального мировоззрения общества;

Передел земель между централизованными государствами;

Ожесточение политической борьбы между монархами и церковью в ходе создания централизованных государств;

Кризис католической церкви в результате поражения в борьбе с монархами (Авиньонский плен, раскол церкви и соборное движение);

Масштабные эпидемии;

Развитие протокапиталистических отношений, которые вступали в противоречия с феодальными порядками;

Потеря для христианского мира Святой земли и Византии;

Расширение Османской империи, которое нарушило традиционные торговые связи Европы с Востоком.

5. Подберите в учебнике аргументы, доказывающие наличие кризиса XIV-XV вв. Изучите дополнительную литературу и приводите факты, свидетельствующие о позитивных тенденциях в этот период. Обсудите правомерность утверждения учёных о кризисе.

Аргументы в пользу наличия кризиса:

Войны централизованных государств были куда масштабнее феодальных;

Эпидемии унесли по некоторым данным до трети жителей Западной Европы;

Духовный кризис проявился в невиданной до того борьбе против ереси и магии;

Развитие денежных отношений, а также сокращение населения из-за эпидемий приводило к падению феодальной ренты.

Исходя из этих аргументов видно, что кризис действительно наблюдался. Кризисы как правило характерны для времени перехода между историческими эпохами.

Однако были и положительные тенденции:

В Италии развивалось Возрождения, которое готовилось к расцвету начала XVI века;

Централизованные государства, несмотря на масштабные войны, позволили значительной части населения чувствовать себя в безопасности, в отличии от эпохи феодальных усобиц;

Централизованные государства подстегнули развитие торговли, убрав часть таможен между владениями феодалов и сделав дороги безопаснее;

Развитие кораблестроения и навигации вплотную подвело европейцев в эпохе Великих географических открытий и т.д.

в Зап. Европе X-XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феод, гнета и сокращению поборов. Затем возникли полит, задачи - обретение гор. самоуправления и прав. Борьба велась не против феод, системы, а против сеньоров тех или иных городов.

В Юж. Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX-XII вв.). Города Сев. Франции (Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Лилль) стали самоуправляющимися в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и др. должностных лиц, имели собственный суд, воен. ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой воен. отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий. Коммунальная борьба могла носить длительный характер (напр., северофр. г. Лан боролся за свою независимость от сеньора более 200 лет).

Города Сев. и Сред. Италии (Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья и др.) стали коммунами в IX-XII вв.; в Германии в XII-XIII вв. появились т.наз. имперские города - они формально подчинялись императору, но на деле были независимыми гор. республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.).

Города, расположенные на королев, земле, в странах с относительно сильной центр, властью, не могли добиться полного самоуправления; под властью сеньоров оставалось и большинство мелких городов, особенно принадлежавших духовным сеньорам. Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства их жителей от личной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там «год и один день», становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что «городской воздух делает свободным».

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

от позднелат. communa, communia - община) - в Зап. Европе в 10-13 вв. освободит. движение горожан против сеньориального режима, первый этап клас. борьбы в ср.-век. городе. В условиях господства крупного землевладения города возникали на земле феодалов и потому оказались под их властью. Нередко городом владели одновременно неск. сеньоров, напр.: Амьеном - 4, Марселем, Бове - 3, Суассоном, Арлем, Нарбонном, Монпелье - 2 и т.д. С момента своего возникновения города сделались объектом эксплуатации со стороны феод. владельцев. Вначале она осуществлялась посредством взимания оброков и барщинных повинностей с горожан, значит. часть к-рых оставалась еще на положении крепостных. По мере развития городов как центров ремесла и торговли важнейшим орудием феод. эксплуатации стали вводившиеся сеньорами всевозможные пошлины: провозные, проходные, въездные, выездные, судопрогонные, мостовые, подорожные, рыночные, торговые (с продавца и покупателя при каждой сделке), береговое право, право произвольной реквизиции и т.д., пошлины на соль, вино и др. Закреплению этой эксплуататорской системы, бывшей стержнем сеньориального режима в городе, служила сеньориальная система мер и весов, сеньориальная монета, полицейско-адм. аппарат сеньора, его суд., воен. и политич. власть. Опорой сеньориального режима была собственность феодалов на землю, на к-рой располагались город, дома горожан, а также их подсобные держательские зем. участки, их общинные выпасы и т.д. Заинтересованные в извлечении гор. доходов, феодалы нередко сами основывали города, старались привлечь в них население путем предоставления ему различных льгот: личной свободы, отмены барщин, замены всевозможных позем. поборов фиксир. ден. чиншем (городское свободное держание) и т.д. При этом горожане все более эксплуатировались именно как товаропроизводители и товаровладельцы. Но по мере развития ремесла и торговли реальная почва все более ускользала из-под сеньориального режима в городе. Развитие товарного произ-ва и обращения требовало свободы личности и имущества ремесленника и купца. Действовавший в сфере пром. труда гор. ремесленник, в отличие от феод.-зависимого крестьянина, был собственником средств произ-ва и готового продукта и в процессе произ-ва не зависел (или почти не зависел) от сеньора - землевладельца. Эта экономич. независимость (или почти полная экономич. независимость) гор. товарного произ-ва и обращения от феод. крупного землевладения находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации в городе, тормозившей экономич. развитие последнего и становившейся нетерпимой для горожан, явилась реальной основой К. д., в итоге к-рого была обретена гор. муниципальная независимость. В этом же коренились причины того, что именно в средневековых городах возникли крупнейшие антифеод. еретич. движения, передовые политич. идеи, оппозиц. гор. лит-ра. К. д. было призвано разрешить в сущности не конституц. и юридич., а экономич. и социальные задачи: ликвидировать систему феод. эксплуатации ремесла и торговли, обеспечить условия свободного функционирования товарного произ-ва и обращения. Введение гор. права, гор. войска, суда, наконец, городского самоуправления должно было юридически и политически обеспечить экономические и социальные завоевания горожан. Формы К. д. были различны в зависимости от местных условий и конкретного соотношения клас. сил. Феодалы нигде добровольно не отказывались от своих привилегий, они "даровали" горожанам вольности, либо потерпев открытое воен. или политич. поражение, либо будучи вынуждены к этому экономич. необходимостью; отказываясь от старых методов, сеньор стремился найти новые способы эксплуатации горожан. Очень часто К. д. принимало характер открытых вооруж. восстаний горожан против сеньоров под лозунгом коммуны - гор. независимости (Милан - 980, Камбре - 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове - 1099, Лан - 1109, 1128, 1191, Вормс - 1071, Кельн - 1074 и т.д.). Нередко (особенно в Сев. Франции и Сев. Италии) ядром восстания был тайный союз (conjuratio, conspiratio) горожан - "коммуна". Коммуны вызывали лютую ненависть феодалов, видевших в них бунт мятежных сервов. Важным оружием горожан в борьбе с сеньорами служили деньги. Открытая борьба почти всюду сочеталась с выкупом у сеньоров отдельных повинностей, прав и муниципальной независимости в целом. В нек-рых городах, напр. на Ю. Франции, выкуп являлся преобладающим средством освобождения городов, хотя и здесь он сочетался с более или менее острыми открытыми столкновениями. Горожане повсюду использовали в своих интересах политич. затруднения и борьбу внутри класса феодалов (напр., фландрские города Гент, Брюгге, Сент-Омер и др.), борьбу между неск. сеньорами города (Амьен, Арль, Марсель и др.), соперничество королей (Руан) или короля и его вассалов (б.ч. городов Сев. Франции), длит. борьбу между герм. императорами и папством (города Сев. и Ср. Италии). Формы и степени коммунальной свободы городов также были различны в зависимости от степени экономич. развития города, соотношения сил горожан и сеньоров, общих политич. условий в стране, варьируясь от сравнительно ограниченных "вольностей" при сохранении зависимости от сеньора (франц. т.н. "новые города" и "города буржуазии") до более или менее полного самоуправления (сев. франц. и фландр. коммуны, южно-франц. консулаты и нем. т.н. "вольные города", сохранявшие еще нек-рую зависимость от короля (а порою и от сеньора)). Только наиболее развитые города Сев. и Ср. Италии (напр., Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа и др.) смогли стать совершенно независимыми городами-республиками. Городская независимость обычно приобретала формы, уже выработанные предшествующими К. д., - отсюда распространение определ. типов муниципальной орг-ции (коммуна, консулат) и гор. хартий (Руанская, Лорисская, Бомонская и др.). В связи с развитием товарно-ден. отношений в деревне и под влиянием К. д. в городах в 12-13 вв. коммуны возникали и в деревнях (гл. обр. в Италии, также во Франции), но степень их независимости в большинстве случаев была значительно ниже, и довольно скоро они снова подпадали под власть либо сеньоров, либо соседних крупных городов. К. д. имело огромное прогрессивное значение. Оно открывало широкие возможности развития ремесла и торговли, обеспечивало личную свободу горожан и бежавших в город крепостных, способствовало подрыву монополии экономич. и политич. могущества феодалов, содействовало росту самосознания горожан. Успехи К. д. послужили одной из осн. предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономич., идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых итал. городах, чье развитие Маркс считал явлением исключительным, их полная политич. независимость и прекращение феод. эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в 14-15 вв. в очаги раннекапиталистич. развития. Подрывая могущество крупнейших феод. сеньоров, К. д. там, где складывался союз городов с королевской властью, было важнейшим фактором политич. объединения страны. Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии как более прогрессивной формы феод. гос-ва. Антифеод. борьба ср.-век. горожан обычно не выходила за пределы городских стен и, как правило, не посягала на феод.-крепостнич. строй деревни. Ограниченность К. д. (как и самого ср.-век. бюргерства) коренилась в ограниченности его экономич. основ - свободного простого товарного произ-ва (ремесла), к-рое охватывало только пром., т.е. при феодализме - неглавную, подчиненную сферу труда, и, хотя стояло в противоречии к натур.-хозяйственному феод.-эксплуататорскому строю, вместе с тем не было ему абсолютно антагонистично, поскольку не требовало отрыва производителя от средств произ-ва. К. д. не было однородно. Гл. роль в К. д. играли трудовые массы, но власть в коммуне захватывали наиболее богатые и влият. горожане: гор. землевладельцы и домовладельцы, ростовщики, частью - богатейшие купцы (т.н. патрициат). Они перенимали многие поборы прежнего сеньора, вводили в свою пользу всевозможные монополии, своекорыстно пользовались гор. доходами и полуфеод. методами эксплуатировали не только крестьян округи, но и массу горожан. Это вызывало в 13-15 вв. восстания цеховых ремесленников против господства патрициата, что означало новый этап клас. борьбы в городе. В 14-15 вв. в городах Франции патрициат пытался превратить коммуны в оплот сопротивления объединит. политике королей, при таких обстоятельствах ликвидация изжившей себя коммунальной независимости была необходимым шагом, диктовавшимся интересами нац. развития. В отдельных случаях (напр., в Италии) гипертрофия муниципальной независимости городов (наряду с сепаратизмом мелких феод. государей) превращалась в серьезное препятствие политич. централизации. Изучение К. д. начал франц. историк О. Тьерри. Опровергнув легенду дворянских историков о коммунальных вольностях как милостивом даре королей, он доказал, что эти вольности были завоеваны самими горожанами в упорной борьбе с феодалами ("коммунальная революция"). Хотя Тьерри не раскрыл экономич. обусловленности К. д. и не смог увидеть внутригор. противоречий, его взгляд на К. д. является самым смелым и глубоким в бурж. историографии. Тьерри оказал огромное влияние на последующих бурж. исследователей К. д. Во 2-й пол. 19 в. либерально-бурж. историография отступает от смелого раскрытия клас. борьбы и все чаще изображает процесс освобождения коммун как постепенную и мирную эволюцию гор. учреждений. К. д. как гл. стержень политич. и социального развития ср.-век. города все более отодвигается на задний план (напр., у франц. историков А. Жири и А. Люшера). Бурж. историки все большее внимание начинают уделять юридич. проблеме филиации гор. конституции и права (особенно нем. историки К. Нич, Р. Зом, Г. Белов, Ф. Койтген, Ритшель и др.). Либерально-позитивистская историография кон. 19 - нач. 20 вв. (бельг. ист. А. Пиренн и его школа), оставаясь в целом на идеалистич. позициях, стремилась приблизиться к пониманию социально-экономич. обусловленности ср.-век. городской свободы (здесь сказалось и известное влияние марксизма). Но и в работах, проникнутых бурж.-объективистской методологией, К. д. заслонялось эволюцией политич. и юридич. учреждений и форм. В бурж. историографии 20 в. широкое распространение получили сугубо юридич. истолкование К. д. (франц. историк Ш. Пти-Дютайи) и отрицание К. д. (рус. ученый эмигрант Н. П. Оттокар, дат. ученый И. Плеснер, франц. ученый Ж. Летокуа). Историки последнего направления отрицают существование к.-л. противоречия между городом и феод. строем и приписывают решающую роль в возвышении и освобождении городов феод., землевладельч. элементам, патрициату; они решительно отвергают ист. закономерность К. д. и определяющее значение клас. борьбы в развитии ср.-век. городов вообще. Сов. историография К. д. опирается на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о ср.-век. городе как центре ремесла и торговли, о гор. ремесле как самостоят. мелком товарном произ-ве, стоявшем в противоречии к феод.-поместной системе эксплуатации, о прогрессивной роли ср.-век. городов, о революц. характере К. д. В исследование К. д. большой вклад внесла сов. историк В. В. Стоклицкая-Терешкович. Появились и первые работы историков-марксистов в др. социалистич. странах (напр., в ГДР - Э. Энгельман). Лит.: Маркс К., Письмо Ф. Энгельсу. 27 июля 1854, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, М.-Л., 1931; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., О разложении феодализма и возникновении нац. гос-ва, там же, т. 21; Маркс К., Хронологич. выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, (М.), 1938; Энгельс Ф., О Франции в эпоху феодализма, там же, т. 10, (М.), 1948; Смирнов А., Коммуна средневековой Франции, Каз., 1873; Дживелегов А. К., Городская община в ср. века, М., 1901; его же, Средневековые города в Зап. Европе, СПБ, 1902; Тьерри О., Городские коммуны во Франции в ср. века, пер. с франц., СПБ, 1901; его же, Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, Избр. соч., пер. с франц., М., 1937; Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937; его же, Средневековые города и возрождение торговли, Горький, 1941; Стоклицкая-Терешкович В. В., Классовая борьба в Милане в XI в. и зарождение Миланской коммуны, в сб.: Ср. века, в. 5, М., 1954; ее же, Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв., М., 1960; Брагина Л. М., Сельские коммуны Сев.-Вост. Италии и подчинение их городу в XIII-XIV вв., в сб.: Ср. века, в. 7, М., 1955; Котельникова Л. A., Политика городов по отношению к сельским коммунам Сев. и Ср. Италии в XII в., в сб.: Ср. века, в. 16, М., 1959; Thierry Aug., Lettres sur l´histoire de France, P., 1827; Hegel K., Geschichte der St?dteverfassung von Italien seit der Zeit der r?mischen Herrschaft bis zum Ausgang des zw?lften Jahrhunderts, Bd 1-2, Lpz., 1847; его же, Die Entstehung des deutschen St?dtewesens, Lpz., 1898; Haulleville P. de, Histoire des communes lombardes depuis leur origine Jusqu´а la fin du XIII si?cle, v. 1-2, P., 1857-58; Giry A., Histoire de la ville de Saint-Omer et de ses institutions.... P., 1877; Pirenne H., Origine des constitutions urbaines au moyen ?ge, "RH", v. 53, 1893, v. 57, 1895; Viollet P., Les communes fran?aises au moyen ?ge, P., 1900; Kiener F., Verfassungsgeschichte der Provence seit der Ostgothenherrschaft bis zur Errichtung der Konsulate (510-1200), Lpz., 1900; Caggese R., Classi e comuni rurali nel medio evo italiano, v. 1-2, Firenze, 1907-09; Luchaire A., Les communes fran?aises ? l´?poque des Cap?tien directs, P., 1890, nouv. ?d., P., 1911; Luchaire J., Les d?mocraties italiennes, P., 1915; Retit-Dutaillis Ch., Les communes fran?aises, P., 1947; Engelmann E., Zur st?dtischen Volksbewegung in S?dfrankreich. Kommunefreiheit und Gesellschaft, В., 1959. С. М. Стам. Саратов.

Средневековый город возникал на земле феодалов и должен был подчинятся. Бывшие крестьяне переселившиеся в город, оказывались в личной зависимости от феодала, они приносили с собой свои обычаи и навыки общинного устройства. Феодал стремились извлечь из города как можно больше доходов, городск. промысла торговля этому способствовали.

Коммунальное движение – это борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Зап. Европе в X-XIIIв.в. Первоначальный этап борьбы за освобождение от тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии.

Последующий этап – политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исход борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, но эта борьба велась не против феод. системы в целом, а против конкретных сеньоров.

Способы борьбы: 1) выкуп отдельных волостей и привилегий (фиксировался в хартиях),

2) длительная (иногда вооруженная) борьба в которой вмешивались короли, императ. и крупные феод. При этом коммун. борьба сливалась с др. конфликтами и была важной составной частью политич. жизни. Зап. Европы. Коммунальные движения в разных странах происходили по разному и приводили к разным результатам. Города Южн. Франции обрели независимость без кровопролития в IX-XII в. Марсель в течение столетия был независимой аристократич. республикой до конца XIII в., когда его взял граф. Прованса Карл Анжуйский. Верховные государи не желали полной независимости городов. Многие города сред. Италии (Венеция, Генуя, Флоренция и др.) в XI-XII вв. становились городами-государствами. В Милане – центре ремесла и торговли, который управлялся епископом, в серед. 50-х годов XI в. коммун. движение вылилось в гражд. войну против епископа и перемешалось с еретическими движениями вальденцев и катаров. В конце XI в. город получил статус коммуны, но борьба продолжалась и в последующее время.

Императорские города – аналоги коммун в Германии XII – XIII вв. Формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг и др.). Управлялись городскими советами могли объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.

Многие города Сев. Франции и Фландрии стали самоуправляющимися городами – коммунами в результате упорной и вооруж. борьбы с сеньорами. Они выбирали из своей среды совет и его главу – мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, ополчение, финансы, устанавливали налоги. Города-коммуны освобождались от выполнения сеньориальных повинностей (взамен этого они выплачивали сеньору небольшой ежегодный денежную ренту). Города-коммуны нередко сами выступали в качестве коллективного сеньора по отношению к жившим на близлежащей территории крестьянам

Иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях . Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять городам статус самоуправляющихся коммун. На город король смотрел как на свою собственную казну. Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана. О коммунальном движении в Лане, Амьене и Суассоне интересные сведения оставил «первый средневековый историк» Гвиберт Ножанский . Лан был богатый торговый центр Северо-восточной Франции, который в числе первых вступил в начале XII в. в борьбу за коммунальные свободы. Апофеозом этой борьбы стало восстание 1112 г. Гвиберт Ножанский относился к коммунальным движениям резко отрицательно: «Коммуна – это новое и отвратительное слово заключается в том, что все, обязанные выплачивать господам поголовный побор в качестве обычной сервильной повинности, вносят его раз в год, а совершившие какое-либо правонарушение уплачивают штраф. Все же прочие цензуальные поборы, налагаемые на сервов, полностью отменяются». В результате восстания 1112 г. Лан, находившийся на королевской земле, получает коммунальные свободы, самоуправление, независимость, но не надолго. Король эдиктом отменяет коммунальные свободы, и Лан вновь возвращается под юрисдикцию королевской администрации. В такой постоянной борьбе между королем и городом проходят годы и века. Коммунальные свободы (или часть их) то возвращались городу, то снова отменялись. Наконец в XIV в. король Людовик XII полностью лишает Лан коммунальных свобод, и город становится королевским. Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального движения остались в зависимости от сеньоров. При всей разнице результатов коммунального движения для городов Западной Европы их объединяло одно общее достижение – жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Однако немало значительных и богатых городов не могли добиться полного самоуправления (Скандинав. страны, города Германии, Венгрии, Византия никогда не имела самоуправ. городов. Права и вольности средневекового города были схожи с иммунитетными привилегиями и носили феод. характер. Города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили собственные интересы.

Важнейший итог коммунальной борьбы – освобождение от личной зависимости бежавших в город зависимый крестьянин. В процессе развития городов в феодальной Европе сложилась сословие горожан – бюргеров, от слова Burg – город. Это сословие не было единым, внутри него существовал патрициат, слой состоят торговцев, ремесленников, домовладельцев, рядовые труженики и городские плебство XII-XIII вв. Усиливалось сопротивление крестьян феодальному гнету, в XIV-XV вв. – пик расцвета феод. системы города и горожане держали ведущую роль в области средневековой торговли и ремесел, создании связей и общеностей нового типа. Они влияли на аграрный строй и развитие феод. гос. Велика была роль города в развитии средневековой культуры.

Цехи. Городское ре­месло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономичес­кое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы была кор­поративная организация: объединение лиц определенных профес­сий в пределах каждого города в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с са­мими городами во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII в. Конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэто­му главной функцией цехов стало утверждение монополии на дан­ный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху яв­лялась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой глав­ной функцией цехов являлось установление контроля над произ­водством и продажей ремесленных изделий. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работни­ком и одновременно собственником средств производства, ремесло передавалось по наследству. Одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с под­мастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохож­дение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избран­ных должностных лиц строго регламентировал производство: вида и качества. Нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мас­терской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д. До конца 14 в. цехи в западной Европе охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов. Каждый цех имел своего святого покровителя, цасовню или церковь. Расслоение горожан привело к появлению городской «аристократии» - по финансовому цензу, ремесленники и мелкие торговцы со временем вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе, к ним присоединялись наемные работники и беднота. В 13-14 в. – цеховые революции. В 14-15 в. низшие слои городов поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне.

КОММУНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

(от позднелат. communa, communia - община) - в Зап. Европе в 10-13 вв. освободит. движение горожан против сеньориального режима, первый этап клас. борьбы в ср.-век. городе. В условиях господства крупного землевладения города возникали на земле феодалов и потому оказались под их властью. Нередко городом владели одновременно неск. сеньоров, напр.: Амьеном - 4, Марселем, Бове - 3, Суассоном, Арлем, Нарбонном, Монпелье - 2 и т.д. С момента своего возникновения города сделались объектом эксплуатации со стороны феод. владельцев. Вначале она осуществлялась посредством взимания оброков и барщинных повинностей с горожан, значит. часть к-рых оставалась еще на положении крепостных. По мере развития городов как центров ремесла и торговли важнейшим орудием феод. эксплуатации стали вводившиеся сеньорами всевозможные пошлины: провозные, проходные, въездные, выездные, судопрогонные, мостовые, подорожные, рыночные, торговые (с продавца и покупателя при каждой сделке), береговое право, право произвольной реквизиции и т.д., пошлины на соль, вино и др. Закреплению этой эксплуататорской системы, бывшей стержнем сеньориального режима в городе, служила сеньориальная система мер и весов, сеньориальная монета, полицейско-адм. аппарат сеньора, его суд., воен. и политич. власть. Опорой сеньориального режима была собственность феодалов на землю, на к-рой располагались город, дома горожан, а также их подсобные держательские зем. участки, их общинные выпасы и т.д.

Заинтересованные в извлечении гор. доходов, феодалы нередко сами основывали города, старались привлечь в них население путем предоставления ему различных льгот: личной свободы, отмены барщин, замены всевозможных позем. поборов фиксир. ден. чиншем (городское свободное держание) и т.д. При этом горожане все более эксплуатировались именно как товаропроизводители и товаровладельцы.

Но по мере развития ремесла и торговли реальная почва все более ускользала из-под сеньориального режима в городе. Развитие товарного произ-ва и обращения требовало свободы личности и имущества ремесленника и купца. Действовавший в сфере пром. труда гор. ремесленник, в отличие от феод.-зависимого крестьянина, был собственником средств произ-ва и готового продукта и в процессе произ-ва не зависел (или почти не зависел) от сеньора - землевладельца. Эта экономич. независимость (или почти полная экономич. независимость) гор. товарного произ-ва и обращения от феод. крупного землевладения находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации в городе, тормозившей экономич. развитие последнего и становившейся нетерпимой для горожан, явилась реальной основой К. д., в итоге к-рого была обретена гор. муниципальная независимость. В этом же коренились причины того, что именно в средневековых городах возникли крупнейшие антифеод. еретич. движения, передовые политич. идеи, оппозиц. гор. лит-ра.

К. д. было призвано разрешить в сущности не конституц. и юридич., а экономич. и социальные задачи: ликвидировать систему феод. эксплуатации ремесла и торговли, обеспечить условия свободного функционирования товарного произ-ва и обращения. Введение гор. права, гор. войска, суда, наконец, городского самоуправления должно было юридически и политически обеспечить экономические и социальные завоевания горожан.

Формы К. д. были различны в зависимости от местных условий и конкретного соотношения клас. сил. Феодалы нигде добровольно не отказывались от своих привилегий, они "даровали" горожанам вольности, либо потерпев открытое воен. или политич. поражение, либо будучи вынуждены к этому экономич. необходимостью; отказываясь от старых методов, сеньор стремился найти новые способы эксплуатации горожан. Очень часто К. д. принимало характер открытых вооруж. восстаний горожан против сеньоров под лозунгом коммуны - гор. независимости (Милан - 980, Камбре - 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове - 1099, Лан - 1109, 1128, 1191, Вормс - 1071, Кёльн - 1074 и т.д.). Нередко (особенно в Сев. Франции и Сев. Италии) ядром восстания был тайный союз (conjuratio, conspiratio) горожан - "коммуна". Коммуны вызывали лютую ненависть феодалов, видевших в них бунт мятежных сервов. Важным оружием горожан в борьбе с сеньорами служили деньги. Открытая борьба почти всюду сочеталась с выкупом у сеньоров отдельных повинностей, прав и муниципальной независимости в целом. В нек-рых городах, напр. на Ю. Франции, выкуп являлся преобладающим средством освобождения городов, хотя и здесь он сочетался с более или менее острыми открытыми столкновениями. Горожане повсюду использовали в своих интересах политич. затруднения и борьбу внутри класса феодалов (напр., фландрские города Гент, Брюгге, Сент-Омер и др.), борьбу между неск. сеньорами города (Амьен, Арль, Марсель и др.), соперничество королей (Руан) или короля и его вассалов (б.ч. городов Сев. Франции), длит. борьбу между герм. императорами и папством (города Сев. и Ср. Италии).

Формы и степени коммунальной свободы городов также были различны в зависимости от степени экономич. развития города, соотношения сил горожан и сеньоров, общих политич. условий в стране, варьируясь от сравнительно ограниченных "вольностей" при сохранении зависимости от сеньора (франц. т.н. "новые города" и "города буржуазии") до более или менее полного самоуправления (сев. франц. и фландр. коммуны, южно-франц. консулаты и нем. т.н. "вольные города", сохранявшие еще нек-рую зависимость от короля (а порою и от сеньора)). Только наиболее развитые города Сев. и Ср. Италии (напр., Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа и др.) смогли стать совершенно независимыми городами-республиками. Городская независимость обычно приобретала формы, уже выработанные предшествующими К. д., - отсюда распространение определ. типов муниципальной орг-ции (коммуна, консулат) и гор. хартий (Руанская, Лорисская, Бомонская и др.).

В связи с развитием товарно-ден. отношений в деревне и под влиянием К. д. в городах в 12-13 вв. коммуны возникали и в деревнях (гл. обр. в Италии, также во Франции), но степень их независимости в большинстве случаев была значительно ниже, и довольно скоро они снова подпадали под власть либо сеньоров, либо соседних крупных городов.

К. д. имело огромное прогрессивное значение. Оно открывало широкие возможности развития ремесла и торговли, обеспечивало личную свободу горожан и бежавших в город крепостных, способствовало подрыву монополии экономич. и политич. могущества феодалов, содействовало росту самосознания горожан. Успехи К. д. послужили одной из осн. предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономич., идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых итал. городах, чье развитие Маркс считал явлением исключительным, их полная политич. независимость и прекращение феод. эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в 14-15 вв. в очаги раннекапиталистич. развития.

Подрывая могущество крупнейших феод. сеньоров, К. д. там, где складывался союз городов с королевской властью, было важнейшим фактором политич. объединения страны. Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии как более прогрессивной формы феод. гос-ва.

Антифеод. борьба ср.-век. горожан обычно не выходила за пределы городских стен и, как правило, не посягала на феод.-крепостнич. строй деревни. Ограниченность К. д. (как и самого ср.-век. бюргерства) коренилась в ограниченности его экономич. основ - свободного простого товарного произ-ва (ремесла), к-рое охватывало только пром., т.е. при феодализме - неглавную, подчиненную сферу труда, и, хотя стояло в противоречии к натур.-хозяйственному феод.-эксплуататорскому строю, вместе с тем не было ему абсолютно антагонистично, поскольку не требовало отрыва производителя от средств произ-ва.

К. д. не было однородно. Гл. роль в К. д. играли трудовые массы, но власть в коммуне захватывали наиболее богатые и влият. горожане: гор. землевладельцы и домовладельцы, ростовщики, частью - богатейшие купцы (т.н. патрициат). Они перенимали многие поборы прежнего сеньора, вводили в свою пользу всевозможные монополии, своекорыстно пользовались гор. доходами и полуфеод. методами эксплуатировали не только крестьян округи, но и массу горожан. Это вызывало в 13-15 вв. восстания цеховых ремесленников против господства патрициата, что означало новый этап клас. борьбы в городе. В 14-15 вв. в городах Франции патрициат пытался превратить коммуны в оплот сопротивления объединит. политике королей, при таких обстоятельствах ликвидация изжившей себя коммунальной независимости была необходимым шагом, диктовавшимся интересами нац. развития. В отдельных случаях (напр., в Италии) гипертрофия муниципальной независимости городов (наряду с сепаратизмом мелких феод. государей) превращалась в серьезное препятствие политич. централизации.

Изучение К. д. начал франц. историк О. Тьерри. Опровергнув легенду дворянских историков о коммунальных вольностях как милостивом даре королей, он доказал, что эти вольности были завоеваны самими горожанами в упорной борьбе с феодалами ("коммунальная революция"). Хотя Тьерри не раскрыл экономич. обусловленности К. д. и не смог увидеть внутригор. противоречий, его взгляд на К. д. является самым смелым и глубоким в бурж. историографии. Тьерри оказал огромное влияние на последующих бурж. исследователей К. д. Во 2-й пол. 19 в. либерально-бурж. историография отступает от смелого раскрытия клас. борьбы и все чаще изображает процесс освобождения коммун как постепенную и мирную эволюцию гор. учреждений. К. д. как гл. стержень политич. и социального развития ср.-век. города все более отодвигается на задний план (напр., у франц. историков А. Жири и А. Люшера). Бурж. историки все большее внимание начинают уделять юридич. проблеме филиации гор. конституции и права (особенно нем. историки К. Нич, Р. Зом, Г. Белов, Ф. Койтген, Ритшель и др.). Либерально-позитивистская историография кон. 19 - нач. 20 вв. (бельг. ист. А. Пиренн и его школа), оставаясь в целом на идеалистич. позициях, стремилась приблизиться к пониманию социально-экономич. обусловленности ср.-век. городской свободы (здесь сказалось и известное влияние марксизма). Но и в работах, проникнутых бурж.-объективистской методологией, К. д. заслонялось эволюцией политич. и юридич. учреждений и форм.

В бурж. историографии 20 в. широкое распространение получили сугубо юридич. истолкование К. д. (франц. историк Ш. Пти-Дютайи) и отрицание К. д. (рус. ученый эмигрант Н. П. Оттокар, дат. ученый И. Плеснер, франц. ученый Ж. Летокуа). Историки последнего направления отрицают существование к.-л. противоречия между городом и феод. строем и приписывают решающую роль в возвышении и освобождении городов феод., землевладельч. элементам, патрициату; они решительно отвергают ист. закономерность К. д. и определяющее значение клас. борьбы в развитии ср.-век. городов вообще.

Сов. историография К. д. опирается на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о ср.-век. городе как центре ремесла и торговли, о гор. ремесле как самостоят. мелком товарном произ-ве, стоявшем в противоречии к феод.-поместной системе эксплуатации, о прогрессивной роли ср.-век. городов, о революц. характере К. д. В исследование К. д. большой вклад внесла сов. историк В. В. Стоклицкая-Терешкович. Появились и первые работы историков-марксистов в др. социалистич. странах (напр., в ГДР - Э. Энгельман).

Лит.: Маркс К., Письмо Ф. Энгельсу. 27 июля 1854, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, М.-Л., 1931; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., О разложении феодализма и возникновении нац. гос-ва, там же, т. 21; Маркс К., Хронологич. выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, (М.), 1938; Энгельс Ф., О Франции в эпоху феодализма, там же, т. 10, (М.), 1948; Смирнов А., Коммуна средневековой Франции, Каз., 1873; Дживелегов А. К., Городская община в ср. века, М., 1901; его же, Средневековые города в Зап. Европе, СПБ, 1902; Тьерри О., Городские коммуны во Франции в ср. века, пер. с франц., СПБ, 1901; его же, Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, Избр. соч., пер. с франц., М., 1937; Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937; его же, Средневековые города и возрождение торговли, Горький, 1941; Стоклицкая-Терешкович В. В., Классовая борьба в Милане в XI в. и зарождение Миланской коммуны, в сб.: Ср. века, в. 5, М., 1954; ее же, Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв., М., 1960; Брагина Л. М., Сельские коммуны Сев.-Вост. Италии и подчинение их городу в XIII-XIV вв., в сб.: Ср. века, в. 7, М., 1955; Котельникова Л. A., Политика городов по отношению к сельским коммунам Сев. и Ср. Италии в XII в., в сб.: Ср. века, в. 16, М., 1959; Thierry Aug., Lettres sur l"histoire de France, P., 1827; Hegel K., Geschichte der Städteverfassung von Italien seit der Zeit der römischen Herrschaft bis zum Ausgang des zwölften Jahrhunderts, Bd 1-2, Lpz., 1847; его же, Die Entstehung des deutschen Städtewesens, Lpz., 1898; Haulleville P. de, Histoire des communes lombardes depuis leur origine Jusqu"а la fin du XIII siècle, v. 1-2, P., 1857-58; Giry A., Histoire de la ville de Saint-Omer et de ses institutions.... P., 1877; Pirenne H., Origine des constitutions urbaines au moyen âge, "RH", v. 53, 1893, v. 57, 1895; Viollet P., Les communes françaises au moyen âge, P., 1900; Kiener F., Verfassungsgeschichte der Provence seit der Ostgothenherrschaft bis zur Errichtung der Konsulate (510-1200), Lpz., 1900; Caggese R., Classi e comuni rurali nel medio evo italiano, v. 1-2, Firenze, 1907-09; Luchaire A., Les communes françaises à l"époque des Capétien directs, P., 1890, nouv. éd., P., 1911; Luchaire J., Les démocraties italiennes, P., 1915; Retit-Dutaillis Ch., Les communes françaises, P., 1947; Engelmann E., Zur städtischen Volksbewegung in Südfrankreich. Kommunefreiheit und Gesellschaft, В., 1959.

С. М. Стам. Саратов.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "КОММУНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ" в других словарях:

    В Западной Европе X XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи обретение городского… … Википедия

    - (от позднелат. communa община) в Западной Европе конца 10 13 вв. освободительное движение горожан против сеньориального режима, первый этап классовой борьбы в средневековом городе. Города, возникавшие в средние века на земле феодалов,… …

    Коммунальное движение - в Зап. Европе X XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феод, гнета и сокращению поборов. Затем возникли полит, задачи обретение гор. самоуправления и прав.… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Коммунальное движение в Западной Европе X XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи… … Википедия

    Развитое феодальное общество во Франции в XI-XIII вв. - C появлением и развитием городов, которые стали складываться как центры ремесла и торговли ещё в X в., а с конца XI в. начали борьбу с их феодальными сеньорами, Франция, как и другие страны Западной Европы, вступила в новый период своей истории… … Всемирная история. Энциклопедия

    - (tertius status, tiers état) обозначало во Франции, с конца средних веков до 1789 г., всю нацию, за исключением привилегированных, так как официально население Франции делилось в 1789 г. на три сословия: духовенство, дворянство и Т. сословие. Но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Сословие (terlius status, tiers etat) обозначало во Франции,с конца средних веков до 1789 г., всю нацию, за исключениемпривилегированных, так как официально население Франции делилось в 1789г. на три сословия: духовенство, дворянство и Т.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - «Я из третьего сословия!» (1790) Третье сословие (лат. tertius status, фр. tiers état) во Франции старого порядка (с конца Средних веков до 1789 года) все группы населения за исключением привилегированных, а именно … Википедия

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    - (France) гос во в Зап. Европе. Площ. 551 601 км2. Нас. 52 300 тыс. чел. (на 1 янв. 1974). Св. 90% населения французы. Столица г. Париж. Подавляющее большинство верующих католики. По конституции 1958 в состав Ф., кроме метрополии, входят:… … Советская историческая энциклопедия

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...