С помощью светового микроскопа в растительной клетке. Микроскоп и микроскопические методы исследования

Задание 1.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Объяснение: пропущенным направлением биологического прогресса является идиоадаптация. Идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.).

Правильный ответ - идиоадаптация.

Задание 2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

С помощью световой микроскопии в растительной клетке можно различить.

1. Эндоплазматическую сеть

2. Микротрубочки

3. Вакуоль

4. Клеточную стенку

5. Рибосомы

Объяснение: при помощи световой микроскопии можно различить только большие части клетки, такие как клеточная стенка и вакуоль (в старых клетках вакуоль занимает почти все внутриклеточное пространство). Более мелкие органоиды (микротрубочки, эндоплазматическая сеть и рибосомы) можно увидеть только в электронный микроскоп.

Правильный ответ - 34.

Задание 3.

Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: репликация - удвоение молекул ДНК, значит 46 молекул после удвоения превращаются в 92 молекулы.

Правильный ответ - 92.

Задание 4.

Все перечисленный ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения и функций эндоплазматической сети. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка.

1. Расщепление белков

2. Транспорт веществ

3. Окислительное фосфорилирование

4. Синтез белка на рибосомах

5. Разделение цитоплазмы на отсеки

Объяснение: эндоплазматическая сеть окружает ядро, тем самым разделяя цитоплазму на отсеки и осуществляя внутриклеточный транспорт веществ. ЭПС бывает гладко и шероховатой. Шероховатая ЭПС осуществляет синтез белков при помощи рибосом, которые находятся на мембранах сети.

Правильный ответ - 13.

Задание 5.

Установите соответствие между процессами и фазами митоза.

Процессы

А. Образуется ядерная мембрана

Б. Сестринские хромосомы расходятся

В. Веретено деления окончательно исчезает

Г. Хромосомы деспирализуются

Д. Центромеры хромосом разъединяются

Фазы митоза

1. Анафаза

2. Телофаза

Объяснение: анафаза - самая быстрая фаза деления, так как происходит расхождение хромосом к полюсам клетки (и разъединение центромер хромосом). Все остальные процессы происходят после расхождения хромосом - в телофазе.

Правильный ответ - 21221.

Задание 6.

Сколько разных фенотипов образуется при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым). В ответе запишите только количество фенотипов.

Объяснение: при неполном доминировании сочетание генов красного (А) и белого (а) цветов дает розовый цвет (А). Скрещиваем два растения розового цета:

Р: Аа х Аа

Г: А, а х А, а

F1: получаем расщепление по генотипу - 1АА:2Аа:1аа

Расщепление по фенотипу: 1: 2: 1 (25% - красных, 50% - розовых, 25% - белых цветков).

Правильный ответ - 3.

Задание 7.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, характеризуют модификационную изменчивость. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Разные формы подводных и надводных листьев стрелолиста

2. Карий и голубой цвета глаз у членов одной семье

3. Варьирование размеров клубней одного растения картофеля

4. Различие длины листьев у березы с северной и южной сторон

5. Рождение детей с синдромом Дауна

Объяснение: Модификационная изменчивость - изменчивость конкретного организма (или группы организмов) в зависимости от условий окружающей среды в пределах нормы реакции. Такая изменчивость затрагивает фенотип организма, но не затрагивает генотип, значит такие модификации не наследуются. Поэтому, примерами данного вида изменчивости не могут быть генетическими признаками - различный цвет глаз и синдром Дауна.

Правильный ответ - 25.

Задание 8.

Установите соответствие между процессами и отделами растений.

Процессы

А. Формирование эндосперма

Б. Образование зеленого заростка

В. Слияние неподвижных гамет

Г. Развитие пыльцевой трубки

Д. Размножение и расселение спорами

Отделы растений

2. Папоротниковидные

Объяснение: Папоротниковидные образуют зеленый заросток (из споры), а также размножаются и расселяются спорами. Их мужские половые клетки подвижны и оплодотворение идет только в воде.

Правильный ответ - 12112.

Задание 9.

Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке.

1. Замкнутая кровеносная система

2. Разделение тела на голову, грудь и брюшко

3. Брюшная нервная цепочка

4. Четыре пары ног

5. Одна пара усиков

6. Дыхание с помощью легочных мешков и трахей

Объяснение: паукообразные имеют четыре пары ног, незамкнутую кровеносную систему, отделы тела: головогрудь и брюшко, есть брюшная нервная цепочка, дышат с помощью легочных мешков и трахей. Усиков нет.

Правильный ответ - 346.

Задание 10.

Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны.

Признаки организмов

А. Гетеротрофный тип питания

Б. Наличие в наружном скелете хитина

В. Наличие образовательной ткани

Г. Регуляция жизнедеятельности только с помощью химических веществ

Д. Образование мочевины в процессе обмена веществ

Е. Наличие жесткой клеточной стенки из полисахаридов

Царства

1. Растения

2. Животные

Объяснение: к признакам животных отнесем гетеротрофный тип питания, наличие хитина в наружном скелете и образование мочевины в процессе обмена белков.

Наличие образовательной ткани, регуляцию жизнедеятельности при помощи химических веществ и наличие клеточной стенки отнесем к признакам растений.

Растения - автотрофы, так как потребляют неорганические вещества и перерабатывают из в органические вещества. Наружный скелет имеется только у животных (членистоногие), у животных есть только нервная, эпителиальная, мышечная и соединительная ткани, а у растений - образовательная, механическая, покровная, основная и проводящая. Животные регулируют внутренние процессы при помощи нервной и гуморальной регуляции, а растения только при помощи химических веществ. Мочевина образуется у животных. Клеточная стенка (из целлюлозы) имеется у растений и отсутствует у животных.

Правильный ответ - 221121.

Задание 11.

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с самого крупного.

1. Растения

2. Вишня кустарниковая

3. Розоцветные

4. Двудольные

5. Покрытосеменные

6. Вишня

Объяснение: располагаем таксоны, начиная с наибольшего.

Царство - Растения

Отдел - Покрытосеменные

Класс - Двудольные

Семейство - Розоцветные

Род - Вишня

Вид - Вишня кустарниковая

Правильный ответ - 154362.

Задание 12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Сужению легочных артерий

2. Учащению дыхания

3. Испарению воды через потовые железы

4. Изменению скорости свертывания крови

5. Расширению капилляров кожи

6. Понижению кровяного давления

Объяснение: при теплоотдаче происходит сужение легочных артерий (из-за повышения давления), испарение воды через потовые железы и расширение капилляров кожи (кожа краснеет).

Правильный ответ - 135.

Задание 13.

Установите соответствие между структурами уха и отделами, в которых они находятся.

Структура

А. Ушная раковина

Б. Овальное окно

В. Улитка

Г. Стремечко

Д. Евстахиева труба

Е. Молоточек

Отделы

1. Наружное ухо

2. Среднее ухо

3. Внутреннее ухо

Объяснение: рассмотрим картинку.

К внутреннему уху отнесем ушную раковину, к среднему - слуховые косточки (молоточек стремечко), к внутреннему - овальное окно, улитку и евстахиеву трубу.

Правильный ответ - 133232.

Задание 14.

Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшего.

1. Форменные элементы

2. Эритроцит

3. Гемоглобин

4. Ион железа

5. Соединительная ткань

6. Кровь

Объяснение: располагаем структуры, начиная с наибольшего: соединительная ткань - кровь - форменные элементы - эритроцит - гемоглобин - ион железа. Железо входит в состав белка гемоглобина, который переносит кислород и находится на эритроците - форменном элементе крови. Кровь - один из типов соединительной ткани.

Правильный ответ - 561234.

Задание 15.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. 2. Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоемам, болотам. 3. Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебля снабжены пузырьками. 4. Пузырчатка цветет с июня по сентябрь. 5. Цветки окрашены в желтый цвет, сидят по 5-10 на цветоносе. 6. Пузырчатка обыкновенная - насекомоядное растение.

Объяснение: экологический критерий описывает образ жизни вида его связи с другими организмами. Предложение 2 - описывает особенности местообитания (не конкретные места, а в общем).

Предложение 4 - время цветения (значит и опыления).

Предложение 6 - особенности питания.

Правильный ответ - 246.

Задание 16.

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции.

Примеры

А. Ископаемые переходные формы

Б. Гомологичные органы

В. Рудименты

Г. Окаменелости

Д. Атавизмы

Е. Единый план строения тела

Доказательства эволюции

1. Палеонтологические

2. Сравнительно-анатомические

Объяснение: к палеонтологическим доказательствам отнесем то, что находят ученые - ископаемые переходные формы, окаменелости. Все остальное - сравнительно-анатомические доказательства - гомологичные органы, рудименты, атавизмы, единый план строения.

Атавизм - появление признаков у организма, свойственных отдаленным предкам (волосяной покров, многососковость и т.д.).

Рудименты - органы, утратившие свою функцию (зубы мудрости, аппендикс, копчик, третье веко и т.д.).

Правильный ответ - 122122.

Задание 17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

К консументам в экосистеме относят

2. Бактерии гниения

3. Зеленые растения

4. Парнокопытных животных

5. Хищников

6. Цианобактерий

Правильный ответ - 145.

Задание 18.

Установите соответствие между признаками и экосистемами.

Признаки

А. Разветвленные сети питания

Б. Короткие пищевые цепи

В. Низкая саморегуляция

Г. Разнообразие продуцентов

Д. Видовое разнообразие животных

Е. Доминирование монокультур

Экосистемы

1. Ковыльная степь

2. Пшеничное поле

Объяснение: по сути в задании нужно отличить естественную экосистему (ковыльную степь) от агроэкосистемы (пшеничное поле).

Для агроэкосистемы характерны короткие пищевые цепи, низкая саморегуляция и доминирование монокультур. Все остальное - признаки устойчивой естественной экосистемы.

Правильный ответ - 122112.

Задание 19.

Установите последовательность появления и развития экосистем на голых скалах.

1. Накипные лишайники и бактерии

2. Травянисто-кустарниковое сообщество

3. Лесное сообщество

4. Травянистые цветковые растения

5. Мхи и кустистые лишайники

Объяснение: на голых скалах растительное сообщество образуется так же, как шло развитие растительной жизни на Земле. То есть накипные лишайники и бактерии, затем, мхи и кустистые лишайники, далее травянистые цветковые растения, травянисто-кустарниковое сообщество и, наконец, лесное сообщество.

Правильный ответ - 15423.

Задание 20.

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, ее продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины процессы, приведенные в списке.

Список терминов и процессов:

1. Систола желудочков

2. Систола предсердий

3. Поступление крови из желудочков в артерии

4. 0,1 с

5. 0,8 с

6. Поступление крови из предсердия в желудочек

7. Поступление крови из вен в предсердие

8. 0,3 с

Объяснение: на рисунке изображена фаза сокращения предсердий (систола предсердий). При этом кровь из предсердия поступает в желудочек. Процесс происходит очень быстро и занимает 0,1 с.

Правильный ответ - 246.

Задание 21.

Проанализируйте таблицу "Время, необходимое для узнавания тест-изображения". Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и черно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Изображения

Среднее время узнавания (мс)

Простые

25,0

Средней сложности

37,5

Сложные

70,0

Черные цифры

27,5

Красные цифры

37,5

Синие цифры

62,5

Зеленые цифры

45,0

Желтые цифры

67,5

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1. Время узнавания цифр не зависит от их цвета

2. Черные объекты распознаются быстрее цветных

3. Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания

4. Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложные изображения

5. В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает

Объяснение: исходя из данных, приведенных в таблице, черные объекты распознаются быстрее, чем цветные (27,5 мс и 37,5 - 67,5 мс). А цветные цифры (мах - 67,5 мс распознаются быстрее, чем сложное изображение (70,0 мс). Остальные утверждения либо не верны, либо содержат данные, которых нет в таблице.

Правильный ответ - 24.

Задание 22.

Хорошо известно, что в крови человека есть белки и глюкоза. Почему разовое введение глюкозы в кровь неопасно для организма, а введение большинства белков опасно?

Объяснение: при однократном введении в кровь глюкозы гормоны углеводного обмена расщепляют ее. Глюкоза - привычная молекула для крови человека (и основная энергетическая молекула), а белки (не регуляторные) в нормальном состоянии не должны находиться в крови (так как это - полимеры), из ЖКТ в кровь поступают мономеры белков - аминокислоты. Белки имеют антигенную природу и будут восприниматься организмом человека как чужеродная молекула.

Задание 23.

Назовите объект, изображенный на рисунке. Укажите название и функции структур, присутствующих на картинке.

Объяснение: на рисунке изображен бактериофаг (вирус бактерий). Можем различить головку (белковый капсид - выполняет защитную функцию, так как в нем расположена нуклеиновая кислота - ДНК или РНК); хвостовой отросток с базальной пластинкой - через отросток вирус впрыскивает нуклеиновую кислоту в пораженную клетку; фибриллы - при помощи них вирус укореняется на клеточной стенке.

Задание 24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Рыбы - обитатели водной среды. (2) По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на 2 класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4) У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5) Все рыбы имеют плавательный пузырь. (б) Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7) Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности.

Объяснение: предложение 3 - тело заканчивается не хвостовым отделом, а анальным отверстием.

Предложение 4 - не у всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. У многих рыб жабры закрыты жаберными крышками (костные рыбы).

Предложение 5 - плавательные пузырь - специальный орган для приспособления к плаванию, но не все рыбы имеют плавательный пузырь (лососевые).

Для того чтобы можно было рассмотреть мелкий объект, необходимо его увеличить. Увеличение достигается с помощью системы линз, расположенных между глазом исследователя и объектом. Огромное значение для микроскопических наблюдений имеют контрастность и разрешение, позволяющие четко отличать объект от фона и раздельно видеть очень близкие детали изображения. В зависимости от принципа создания изображения микроскопия делится на световую, электронную и лазерную.

Современные световые микроскопы являются сложными и имеют три системы линз (рис. 2.1). Система конденсора отвечает за правильное освещение поля зрения и расположена между источником света и объектом. При внешнем источнике света лучи направляются в конденсор зеркалом. Многие современные микроскопы имеют встроенный источник света, и зеркало у них отсутствует. Увеличивают изображение системы линз объектива, обращенного к объекту, и окуляра, соприкасающегося с глазом исследователя. Общее увеличение определяется как произведение увеличения объектива на увеличение окуляра. Разрешающая способность микроскопа зависит от длины волны используемого света, оптических свойств линз и показателя преломления среды, контактирующей с наружной линзой объектива.

Рис. 2.1.

Самым простым приемом, повышающим разрешающую способность микроскопа, является применение иммерсии. Между наружной линзой объектива и объектом помещают каплю жидкости, показатель преломления которой превышает показатель преломления воздуха. Для каждой жидкости используют специальный иммерсионный объектив. Наиболее распространены водные (с белым кольцом) и масляные (с черным кольцом) объективы. Модификациями обычной светопольной микроскопии являются ультрафиолетовая, темнопольная, фазово-контрастная микроскопия.

Применение более коротковолновых ультрафиолетовых лучей также позволяет повысить разрешающую способность микроскопа. Однако использование специальных источников света и кварцевой оптики приводят к существенному удорожанию микроскопических исследований.

В темнопольной микроскопии объект освещается только косыми боковыми лучами с помощью специального темнопольного конденсора. При таком освещении поле зрения остается темным, а мелкие частицы светятся отраженным светом. Темнопольная микроскопия позволяет различить контуры объектов, лежащих за пределами видимости обычного микроскопа, например, прокариотических жгутиков. Однако при таком способе наблюдения нельзя рассмотреть внутреннее строение объекта.

При применении фазово-контрастного устройства можно наблюдать живые прозрачные объекты, которые практически не отличаются по плотности от окружающего фона. Цвет и яркость проходящих через такие объекты лучей почти не меняются, но происходит фазовое смещение, не регистрируемое человеческим глазом. Фазово-контрастное устройство, применяемое как приставка к обычному микроскопу, преобразует фазовые различия световых волн в изменения их цвета и яркости. Прозрачные объекты становятся более четкими, и в клетках крупных микроорганизмов можно наблюдать даже отдельные структуры и включения.

Обычные и стереоскопические микроскопы позволяют вести исследования по методу светлого поля : на светлом фоне наблюдается изображение контрастного неокрашенного или цветного объекта. Данный метод применяется наиболее широко.

Метод тёмного поля основан на эффекте, который достигается освещением объекта полым конусом света (применяют специальный конденсор). При этом контрастный светлый объект виден на тёмном фоне.

Метод фазового контраста предназначен для повышения контрастности неокрашенных объектов (микроорганизмов, растительных клеток). Данный метод, в отличие от метода тёмного поля (выявляет только контуры), позволяет рассматривать элементы внутренней структуры объекта, детально изучать особенности срезов тканей или живых клеток.

Метод исследования в поляризованном свете применяется для изучения анизотропных клеточных структур, которым характерна строгая молекулярная ориентация. К таковым относятся, например, внутриклеточные мембраны, нити веретена деления, миофибриллы, мерцательные реснички. В поле зрения поляризационного микроскопа они выглядят ярко светящимися на тёмном фоне.

Метод интерференционной микроскопии основан на разделении светового пучка на два: один проходит через объект, второй - мимо него. В результате первый пучок несколько запаздывает и при интерференции (наложение друг на друга) изменяется яркость световой волны. Вследствие резко выраженной разности оптических путей неокрашенный объект может выглядеть цветным.

Метод исследования в свете люминесценции проводится с помощью микроскопа, на котором установлены особый осветитель, люминесцентные объективы и система специальных светофильтров. Этот метод основан на явлении, возникающем, когда при облучении некоторые вещества и микрообъекты сами начинают светиться в цветовой гамме всего (или большей части) видимого спектра (рис. 4).

Данный метод нашёл широкое применение при цитохимических исследованиях, позволяющих изучать поступление, передвижение, накопление и выделение различных веществ клетки. В медицинской микробиологии его применяют для выявления возбудителей туберкулеза, дифтерии, гонореи, возвратного тифа и др.; в онкологии - для цитодиагностики опухолей.

Электронная микроскопия

Первый электронный микроскоп сконструировал в 1934 г. немецкий учёный Э. Руска. Электронная микроскопия применяется с 1939 г. Это один из важнейших методов исследования структуры объектов, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности светового микроскопа (0,2 мкм).

Современные электронные микроскопы дают возможность получить изображения объектов при увеличениях, приближающихся к 1 000 000.

В электронной микроскопии построение изображения основывается на законах геометрической и волновой оптики, а также на теории электромагнитных полей. В данном случае «линзами» служат электромагнитные катушки. Магнитное поле, создаваемое витками катушки, по которой проходит ток, фокусирует пучок электронов так же, как стеклянная линза собирает световой пучок.

По принципу действия современные электронные микроскопы разделяются на просвечивающие и растровые (сканирующие). Первые позволяют изучать образцы в проходящих, а вторые - в рассеянных объектом электронах.

Устройство и принцип действия просвечивающего электронного микроскопа подобны таковым светового микроскопа: аналогом источника света является электронный прожектор (электронная пушка); имеются объективная и конденсорные «линзы»; камера с предметным столиком; проекционная система, которая соответствует окуляру, но передает изображение на люминесцентный экран или фотографическую пластинку. Такой аппарат весит несколько тонн и достигает в высоту 2,5–3 м (рис. 5).

Источником электронов служит раскаленная вольфрамовая нить (катод). Излучаемые электроны ускоряются сильным электрическим полем и, проходя через отверстие в аноде, собираются в узкий пучок. Система «катод–анод» называется электронным прожектором.

Исследуемый образец находится в магнитном поле объективной линзы - самой важной линзы, которая в итоге определяет максимальное разрешение микроскопа. Эта линза направляет прошедший через образец поток электронов в систему проекционных линз, а последние - на люминесцентный экран или фотографическую пластинку.

В результате бомбардировки электронами фотопластинки или экрана, покрытого специальным флуоресцирующим составом, получаетсявидимое увеличенное изображение.

При столкновении с веществом электроны в той или иной степени меняют траекторию движения. Электронный поток рассеивается даже воздухом, поэтому в колонне работающего электронного микроскопа поддерживается глубокий вакуум, а исследуемый объект должен иметь минимальную толщину.

Участки препарата с повышенной плотностью или увеличенной толщиной, местá расположения тяжёлых атомов сильно отклоняют электроны, и потому выглядят тёмными зонами на светлом фоне (метод светлого поля).

Однако электромагнитные поля можно отрегулировать так, чтобы в диафрагму объектива попадали только рассеянные электроны. Тогда образец выглядит светлым на тёмном фоне (метод тёмного поля).

Изображение можно наблюдать через присоединенный к прибору бинокулярный световой микроскоп, выводить на телевизионный экран или записывать на видеоленту. Если регистрация электронов производится на фотографической пластинке, то получают снимок объекта - электронограмму (рис. 6). Электронограммы можно ещё увеличить примерно в 10 раз без потери чёткости.

Рис. 6. Электронограммы: А - митохондрия (метод светлого поля), Б - участок кристы митохондрии (метод тёмного поля)

Электронный микроскоп сканирующего типа изобретён в 50-х годах ХХ века. Его магнитные линзы фокусируют испускаемые электроны в пучок очень маленького диаметра (всего несколько десятков нанометров), называемый электронным зòндом . Последний перемещается по объекту подобно лучу, обегающему экран радиолокатора, и за определённое время сканирует заданную площадь поверхности образца. В результате на экране возникает рельефное изображение сканируемой поверхности объекта. Такой режим работы микроскопа позволяет получать высококачественные объёмные электронограммы (рис. 7).

Основным недостатком электронной микроскопии является тот факт, что она не позволяет наблюдать живые объекты, поскольку исследуемый материал помещается в условия вакуума и подвергается радиационному повреждению (электронный поток представляет собой ионизирующее излучение).

Применение электронной микроскопии в биологии и медицине направлено на исследования таких объектов, которые невозможно обнаружить с помощью обычного светового микроскопа. Путём электронной микроскопии выявлены детали строения биологических мембран, митохондрий, эндоплазматической сети, рибосом и других органоидов клетки. Данный метод широко применяется для изучения тонкого строения про- и эукариотических клеток, вирусов, бактериофагов, прочих субмикроскопических объектов.

В области медико-биологических исследований современные электронные микроскопы позволяют получить изображение даже отдельных макромолекул биополимеров (нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов). Тем самым они вносят огромный вклад в развитие современной медицины, дают возможность глубже вникнуть в сложную биологическую сущность человека.

Для обнаружения и исследования микроорганизмов применяют микроскопы. Световые микроскопы предназначены для изучения микроорганизмов, которые имеют размеры не менее 0,2 мкм (бактерии, простейшие и т. п.) a электронные для изучения более мелких микроорганизмов (вирусы) и мельчайших структур бактерий.
Современные световые микроскопы - это сложные оптические приборы, обращение с которыми требует определенных знаний, навыков и большой аккуратности.
Световые микроскопы подразделяются на студенческие, рабочие, лабораторные и исследовательские, различающиеся по конструкции и комплектации оптикой. Отечественные микроскопы (Биолам", "Бимам", "Микмед") имеют обозначения, указывающие, к какой группе они относятся (С - студенческие, Р - рабочие, Л - лабораторные, И - исследовательские), комплектация обозначается цифрой.

В микроскопе различают механическую и оптическую части.
К механической части относятся: штатив (состоящий из основания и тубусодержателя) и укрепленные на нем тубус с револьвером для крепления и смены объективов, предметный столик для препарата, приспособления для крепления конденсора и светофильтров, а также встроенные в штатив механизмы для грубого (макромеханизм, макровинт) и тонкого
(микромеханизм, микровинт) перемещения предметного столика или тубусодержателя.
Оптическая часть микроскопа представлена объективами, окулярами и осветительной системой, которая в свою очередь состоит из расположенных под предметным столиком конденсора Аббе, зеркала, имеющего плоскую и вогнутую сторону, а также отдельного или встроенного осветителя. Объективы ввинчиваются в револьвер, а соответствующий окуляр, через который наблюдают изображение, устанавливают с противоположной стороны тубуса. Различают монокулярный (имеющий один окуляр) и бинокулярный (имеющий два одинаковых окуляра) тубусы.

Принципиальная схема микроскопа и осветительной системы

1. Источник света;
2. Коллектор;
3. Ирисовая полевая диафрагма;
4. Зеркало;
5. Ирисовая аппертурная диафрагма;
6. Конденбсор;
7. Препарат;
7". Увеличенное действительное промежуточное изображение препарата, образуемое; объективом;
7"". Увеличенное мнимое окончательное изображение препарата, наблюдаемое в окуляре;
8. Объектив;
9. выходной значок объектива;
10. Полевая диафрагма окуляра;
11. Окуляр;
12. Глаз.

Основную роль в получении изображения играет объектив . Он строит увеличенное, действительное и перевернутое изображение объекта. Затем это изображение дополнительно увеличивается при рассматривании его через окуляр, который аналогично обычной лупе дает увеличенное мнимое изображение.
Увеличение микроскопа ориентировочно можно определить, умножая увеличение объектива на увеличение окуляра. Однако увеличение не определяет качества изображения. Качество изображения, его четкость, определяется разрешающей способностью микроскопа , т. е. возможностью различать раздельно две близко расположенные точки. Предел разрешения - минимальное расстояние, на котором эти точки еще видны раздельно,- зависит от длины волны света, которым освещается объект, и числовой апертуры объектива. Числовая апертура, в свою очередь, зависит от угловой апертуры объектива и показателя преломления среды, находящейся между фронтальной линзой объектива и препаратом. Угловая апертура-это максимальный угол, под которым могут попадать в объектив лучи, прошедшие через объект. Чем больше апертура и чем ближе показатель преломления среды, находящейся между объективом и препаратом, к показателю преломления стекла, тем выше разрешающая способность объектива. Если считать апертуру конденсора равной апертуре объектива, то формула разрешающей способности имеет следующий вид:

где R - предел разрешения; - длина волны; NA - числовая апертура.

Различают полезное и бесполезное увеличение. Полезное увеличение обычно равно числовой апертуре объектива, увеличенной в 500-1000 раз. Более высокое окулярное увеличение не выявляет новых деталей и является бесполезным.
В зависимости от среды, которая находится между объективом и препаратом, различают «сухие» объективы малого и среднего увеличения (до 40 х) и иммерсионные с максимальной апертурой и увеличением (90-100 х). «Сухой» объектив - это такой объектив, между фронтальной линзой которого и препаратом, находится воздух.

Особенностью иммерсионных объективов является то, что между фронтальной линзой такого объектива и препаратом помещают иммерсионную жидкость, имеющую показатель преломления такой же, как стекло (или близкий к нему), что обеспечивает увеличение числовой апертуры и разрешающей способности объектива. В качестве иммерсионной жидкости для объективов водной иммерсии используют дистиллированную воду, а для объективов масляной иммерсии-кедровое масло или специальное синтетическое иммерсионное масло. Использование синтетического иммерсионного масла предпочтительнее, поскольку его параметры более точно нормируются, и оно в отличие от кедрового, не засыхает на поверхности фронтальной линзы объектива. Для объективов, работающих в ультрафиолетовой области спектра, в качестве иммерсионной жидкости используют глицерин. Ни в коем случае нельзя пользоваться суррогатами иммерсионного масла и, в частности, вазелиновым маслом.
**Изображение, полученное с помощью линз, обладает различными недостатками: сферической и хроматической аберрациями, кривизной поля изображения и др. В объективах, состоящих из нескольких линз, эти недостатки в той или иной мере исправлены. В зависимости от степени исправления этих недостатков различают объективы ахроматы и более сложные апохроматы. Соответственно объективы, в которых исправлена кривизна поля изображения, называются планахроматами и планапохроматами. Использование этих объективов позволяет получить резкое изображение по всему полю, тогда как изображение, полученное с помощью обычных объективов, не имеет одинаковой резкости в центре и на краях поля зрения. Все характеристики объектива обычно выгравированы на его оправе: собственное увеличение, апертура, тип объектива (АПО - апохромат и т. п.); объективы водной иммерсии имеют обозначение ВИ и белое кольцо вокруг оправы в нижней ее части, объективы масляной иммерсии-обозначение МИ и черное кольцо.
Все объективы рассчитаны для работы с покровным стеклом толщиной 0,17мм.
Толщина покровного стекла особенно влияет на качество изображения при работе с сильными сухими системами (40 х). При работе с иммерсионными объективами нельзя пользоваться покровными стеклами толще 0,17 мм потому, что толщина покровного стекла может оказаться больше, чем рабочее расстояние объектива, и в этом случае, при попытке сфокусировать объектив на препарат, может быть повреждена фронтальная линза объектива.
Окуляры состоят из двух линз и тоже бывают нескольких типов, каждый из которых применяется с определенным типом объектива, дополнительно устраняя недостатки изображения. Тип окуляра и его увеличение обозначены на его оправе.
Конденсор предназначен для того, чтобы сфокусировать на препарате свет от осветителя, направляемый зеркалом микроскопа или осветителя (в случае использования накладного или встроенного осветителя). Одной из деталей конденсора является апертурная диафрагма, которая имеет важное значения для правильного освещения препарата.
Осветитель состоит из низковольтной лампы накаливания с толстой нитью, трансформатора, коллекторной линзы и полевой диафрагмы, от раскрытия, которой зависит диаметр освещенного поля на препарате. Зеркало направляет свет от осветителя в конденсор. Для того чтобы сохранить параллельность лучей, идущих от осветителя в конденсор, необходимо использовать только плоскую сторону зеркала.

Настройка освещения н фокусировка микроскопа

Качество изображения в значительной мере зависит также от правильного освещения. Существует несколько различных способов освещения препарата при микроскопии. Наиболее распространенным является способ установки света по Келеру , который заключается в следующем:
1) устанавливают осветитель против зеркала микроскопа;
2) включают лампу осветителя и направляют свет на плоское (!) зеркало микроскопа;
3)помещают препарат на предметный столик микроскопа;
4) закрывают зеркало микроскопа листком белой бумаги и фокусируют на нем изображение нити лампы, передвигая патрон лампы в осветителе;
5) убирают лист бумаги с зеркала;
6) закрывают апертурную диафрагму конденсора. Перемещая зеркало и слегка передвигая патрон лампы, фокусируют изображение нити на апертурной диафрагме. Расстояние осветителя от микроскопа должно быть таким, чтобы изображение нити лампы было равно диаметру апертурной диафрагмы конденсора (наблюдать апертурную диафрагму можно с помощью плоского зеркала, помещенного с правой стороны основания микроскопа).
7)открывают апертурную диафрагму конденсора, уменьшают отверстие полевой диафрагмы осветителя и значительно уменьшают накал лампы;
8) при малом увеличении (10х), глядя в окуляр, получают резкое изображение препарата;
9)слегка поворачивая зеркало, переводят изображение полевой диафрагмы, которое имеет вид светлого пятна, в центр поля зрения. Опуская и поднимая конденсор, добиваются получения резкого изображения краев полевой диафрагмы в плоскости препарата (вокруг них может быть видна цветная каемка);
10) раскрывают полевую диафрагму осветителя до краев поля зрения, увеличивают накал нити лампы и слегка (на 1/3) уменьшают раскрытие апертурной диафрагмы конденсора;
11)при смене объектива необходимо проверить настройку света.
После окончания настройки света по Келеру нельзя изменять положение конденсораf раскрытие полевой и апертурной диафрагмы. Освещенность препарата можно регулировать только нейтральными светофильтрами или изменением накала лампы с помощью реостата. Излишнее открытие апертурной диафрагмы конденсора может привести к значительному снижению контраста изображения, а недостаточное - к значительному ухудшению качества изображения (появлению диффракционных колец). Для проверки правильности раскрытия апертурной диафрагмы необходимо удалить окуляр и, глядя в тубус, открыть ее таким образом, чтобы она закрывала светящееся поле на одну треть. Для правильного освещения препарата при работе с объективами малого увеличения (до 10х) необходимо отвинтить и снять верхнюю линзу конденсора.
Внимание! При работе с объективами, дающими большое увеличение - с сильными сухими (40х) и иммерсионными (90х) системами, чтобы не повредить фронтальную линзу, при фокусировке пользуются следующим приемом: наблюдая сбоку, опускают объектив макровинтом почти до соприкосновения с препаратом, затем, глядя в окуляр, макровинтом очень медленно поднимают объектив до появления изображения и с помощью микровинта производят окончательную фокусировку микроскопа.

Уход за микроскопом

При работе с микроскопом нельзя применять большие усилия. Нельзя касаться пальцами поверхности линз, зеркал и светофильтров.
Чтобы предохранить внутренние поверхности объективов, а также призмы тубуса от попадания пыли, необходимо всегда оставлять окуляр в тубусе. При чистке внешних поверхностей линз нужно удалить с них пыль мягкой кисточкой, промытой в эфире. Если необходимо, осторожно протирают поверхности линз хорошо выстиранной, не содержащей остатков мыла, полотняной или батистовой тряпочкой, слегка смоченной чистым бензином, эфиром или специальной смесью для чистки оптики. Не рекомендуется протирать оптику объективов ксилолом, так как это может привести к их расклеиванию.
С зеркал, имеющих наружное серебрение, можно только удалять пыль, сдувая ее резиновой грушей. Протирать их нельзя. Нельзя также самостоятельно развинчивать и разбирать объективы - это приведет к их порче. По окончании работы на микроскопе необходимо тщательно удалить остатки иммерсионного масла с фронтальной линзы объектива указанным выше способом. Затем опустить предметный столик (или конденсор в микроскопах с неподвижным столиком) и накрыть микроскоп чехлом.
Для сохранения внешнего вида микроскопа необходимо периодически протирать его мягкой тряпкой, слегка пропитанной бескислотным вазелином и затем сухой мягкой чистой тряпкой.

Помимо обычной световой микроскопии существуют методы микроскопии, позволяющие изучать неокрашенные микроорганизмы: фазово-контрастная , темнопольная и люминесцентная микроскопия. Для изучения микроорганизмов и их структур, размер которых меньше разрешающей способности светового микроскопа используют

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком

2

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

С помощью световой микроскопии в растительной клетке можно различить

1. рибосомы

2. вакуоль

3. микротрубочки

4. клеточную стенку

5. эндоплазматическую сеть

3

Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: ______

4

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. репликация ДНК

2. синтез АТФ

3. формирование ядерной оболочки

4. синтез всех видов РНК

5. спирализация хромосом

5

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. замкнутая молекула ДНК

Б. окислительные ферменты на кристах

В. внутреннее содержимое – кариоплазма

Г. линейные хромосомы

Д. наличие хроматина в интерфазе

Е. складчатая внутренняя мембрана

ОРГАНОИДЫ

2. митохондрия

6

Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.

7

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1. образуется под воздействием рентгеновских лучей

2. обладает направленной модификацией

3. изменяется в пределах нормы реакции

4. формируется в результате нарушения мейоза

5. возникает внезапно у отдельных особей

8

Установите соответствие между примерами и способами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. размножение фиалки листьями

Б. живорождение у акулы

В. деление надвое инфузории-туфельки

Г. почкование гидры

Д. вымётывание рыбами икры

Е. партеногенез пчёл

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

1. бесполое

2. половое

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для грибов характерны следующие признаки:

2. имеют ограниченный рост

3. по типу питания – гетеротрофы

4. имеют корневые волоски

5. выполняют роль редуцентов в экосистеме

6. являются доядерными организмами

10

Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. наличие двух пар усиков

Б. перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний

В. внешнее пищеварение

Г. регулирование численности насекомых

Д. очищение водоёмов от органических остатков

Е. наличие четырёх пар конечностей

КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

1. Ракообразные

2. Паукообразные

11

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр

2. Членистоногие

3. Двукрылые

4. Насекомые

5. Комар малярийный

6. Животные

12

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. лобная кость

2. затылочная кость

3. височная кость

4. теменная кость

5.нижнечелюстная кость

6. скуловая кость

13

Установите соответствие между органами человека и полостями тела, в которых эти органы расположены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА

А. сердце

В. лёгкие

Г. трахея

Д. печень

Е. селезёнка

ПОЛОСТИ ТЕЛА

1. грудная

2. брюшная

14

Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. роговица

2. зрительная зона коры мозга

3. стекловидное тело

4. зрительный нерв

5. хрусталик

6. сетчатка

15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная – насекомоядное растение.

16

Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. частные приспособления к условиям жизни

Б. возникновение классов животных

В. образование родов внутри семейств

Г. повышение уровня организации организмов

Д. возникновение отделов растений

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

1. ароморфоз

2. идиоадаптация

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят

1. дубраву

6. пастбище

18

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А. низкая саморегуляция

Б. разнообразие продуцентов

В. доминирование монокультуры

Г. короткие пищевые цепи

Д. разветвлённые сети питания

Е. видовое разнообразие животных

ЭКОСИСТЕМЫ

1. пшеничное поле

2. ковыльная степь

19

Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. образование цисты

2. внедрение личинки в тело малого прудовика

3. размножение личинки

4. выход личинки из яиц в воде

5. прикрепление хвостатой личинки к водным предметам

6. выход личинки из тела малого прудовика

20

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

Список терминов и процессов:

1. поступление крови из предсердия в желудочек

2. поступление крови из желудочка в артерию

3. поступление крови из вен в предсердие

4. систола предсердия

6. систола желудочка

21

Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных

1. Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания

2. Время узнавания цифр не зависит от их цвета.

3. Чёрные объекты распознаются быстрее цветных

4. Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение

5. В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?

Показать ответ

Элементы ответа:

1. Классические методы селекции - для получения сортов растений без семян используют искусственный мутагенез с последющей гибридизацией растений.

2. Бессеменные сорта размножаются вегетативным путём. Например, вегетативное размножение этих сортов возможно путем прививания обработанных мутагенами почек (черенков) в крону немутантных растений.

Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

Показать ответ

Элементы ответа:

1. Тип деления: Мейоз.

2. Фаза деления: Метафаза мейоза II.

3. На схеме изображен мейоз - метафаза II мейоза, так как хромосомы имеют по две хроматиды, но представлены одной парой (нет гомологичной пары). На схеме изображена метафаза, так хромосомы выстроены на экваторе клетки в одну линию.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Рыбы – обитатели водной среды. (2)По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на два класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3)Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4)У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5)Все рыбы имеют плавательный пузырь. (6)Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7)Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности

Показать ответ

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.

(3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником (или анальным отверстием).

(4) Не у всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями, у костных и костно-хрящевых прикрыты жаберными крышками.

(5) Не все рыбы имеют плавательный пузырь.

Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните.

Показать ответ

Элементы ответа:

1. Сустав покрыт суставной сумкой которая состоит из соединительной ткани и придаёт ему прочность.

2. Суставная головка соответствует суставной впадине, это обеспечивает подвижность сустава.

3. Суставы укреплены связками.

4. Внутри суставной сумки выделяется жидкость, уменьшающая трение.

В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки роста численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста численности. Приведите не менее четырёх причин

Показать ответ

Элементы ответа:

1. В результате применения ядохимикатов погибли хищники, которые питались вредителями, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация ядохимикатов.

2. В результате наследственной изменчивости (мутация) и естественного отбора вредители приобрели устойчивость к ядохимикатам и не умирают от них.

3. Благодаря высокой скорости размножения насекомые передают данные признаки следующим поколениям.

4. Насекомые, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших условиях (обилие пищи, отсутствие конкурентов и хищников), поэтому происходит резкий рост их численности.

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГААГЦТГТТЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, находится искомая аминокислота

Показать ответ

Схема решения задачи включает:

1. По принципу комплементарности на основе ДНК находим нуклеотидную последовтельность тРНК нуклеотидная последовательность участка тРНК ЦУУ-ЦГА-ЦАА-ГЦЦ-УГА.

2. Нуклеотидная последовательность антикодона ЦАА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГУУ.

3. По таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ВАЛ (валин), которую будет переносить данная тРНК.

Примечание. В данном типе заданий ключевыми словами являются: «все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице». То есть нам необходимо найти именно тРНК - молекулы, состоящие из 70-90 нуклеотидов, которые свернуты определенным образом и напоминают по форме клеверный лист и переносят аминокислоты в биосинтезе белка.

Поэтому, сначала на ДНК по принципу комплементарности определяем участок тРНК. Затем находим тот триплет, который является центральным, именно его по принципу комплементарности переводим в иРНК и только теперь по таблице генетического кода находим аминокислоту.

При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F 1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F 1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.

Показать ответ

А, а - аллели, определяющие, соответственно, наличие и отсутствие усиков;

В, в - аллели, определяющие, соответственно, наличие ярких и бледных цветков.

Р1 ♀ ААВВ - с усиками на побегах и яркими цветками; ♂ аавв - без усиков на побегах с бледными цветками

F1 А?В? - с усиками и яркими цветками.

Гибрид из первого скрещивания - А?В? - с усиками и яркими цветками; аавв - без усиков на побегах с бледными цветками - т.к. анализирующее скрещивание, это скрещивание с рецессивной дигомозиготой.

323 с усиками и яркими цветками,

311 без усиков и с бледными цветками,

99 с усиками и бледными цветками,

101 без усиков и с яркими цветками.

Схема решения задачи включает:

1) Р1 ♀ ААВВ х ♂ аавв (так в первом поколении расщепления не было).

Гаметы ♀ АВ ♂ ав

100% дигетерозиготы с усиками и яркими цветами.

2) Анализирующее скрещивание. Т.к. в потомстве нарушается расщепление 1:1:1:1, значит гены АВ/ ав/ сцеплены - определяем это по числу некроссовертных особей (их должно быть больше 323 и 311).

Р2 ♀ AаBв × ♂ аaвв

Гаметы ♀АВ/, ♀ Ав, ♀аВ, ♀ ав/ и ♂ав/

F2 АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311 без усиков и с бледными цветками), Аавв (99 с усиками и бледными цветками), Аавв (101 без усиков и с яркими цветками)

Таким образом, малочисленное потомство 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками появилось в результате кроссинговера.

Генотипы родителей первого скрещивания: ААВВ, аавв.

Генотип потомства первого скрещивания: АаВв.

Генотипы родителей второго скрещивания: АВ//ав, ав//ав.

Генотипы потомства второго скрещивания: АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311 без усиков и с бледными цветками), Аавв (99 с усиками и бледными цветками), Аавв (101 без усиков и с яркими цветками).

Формирование четырёх фенотипических групп в потомстве объясняется тем, что признаки с усиками-яркие цветы и без усиков-бледные цветы сцеплены, но сцепление неполное и у особи АаВв идет процесс кроссинговера.

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...