Презентация опк тему защита отечества. Основы православной культуры Защита Отечества – святой долг россиянина

Муниципальный фестиваль открытых уроков

"К вершинам мастерства"

Конспект урока по Основам православной культуры

в 4 классе

"Защита Отечества"

Веретенникова Ирина Павловна,

Учитель начальных классов

МБОУ СШ г. Горбатов

2018 год

Тема урока: Защита Отечества.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Познакомиться с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие нет.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.

Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять информационный поиск;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты :

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

Знакомство с основами религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, оценочный лист.

Место проведения : учебный кабинет.

Методы и приёмы:

1. Приём "Разрезанная открытка"

2. Приём "Установи соответствие"

3. Приём "Создай паспорт"

4. Рабочий лист

5. Приём "Диаманта"

6. Интерактивный тест

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Слайд 2 Звучит музыка

Учитель: Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

Дети берутся за руки, закрывают глаза и передают свои пожелания.

Посчитайтесь по порядку. чей порядковый номер я называю, встаёт и говорит "Доброго здоровья", а все остальные отвечают: "Спасибо!"

Слайд 3

Дети с помощью приёма "Разрезанная открытка" делятся на группы.

2. Актуализация знаний (4 мин)

Учитель: Склейте открытки. Кто изображён на открытках?

Дети работают в группах.

Дети: Богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайды по порядку 4,5,6,7

Учитель: Что вы знаете о них? Почему их называют богатырями?

Дети: Это воины, они сильные, смелые, защищали Родину.

Учитель: Назовите синонимы слова Родина

Дети: мать, Отечество, Русь

Учитель: Богатыри-защитники Отечества?

Дети: Да.

Учитель: Только ли богатыри защищают нашу Родину?

Ответы детей.

Учитель: Определите тему нашего урока

Дети: Тема нашего урока: Защита Отечества.

Слайд 8

3. Усвоение новых знаний (7 мин)

Учитель: Почему люди воюют?

Дети: желание обогатиться, присвоить, завладеть

Учитель: Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.

Учитель: Какие бывают войны?

Слайд 9

Работа в группах. Установи соответствие

Слайд 10

Проверка работы в группах. Дети объясняют выполненное задание.

Учитель: Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам

А что на войне самое страшное?

Дети: Убийства

Слайд 11

Учитель: Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

Дети: Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.

Слайд 12

Учитель: Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек предназначен к вечности, и вся его земная жизнь оценивается с точки зрения достижения спасения. Т.е. как проходит его духовное развитие, насколько здорова душа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эти цитаты?

Слайд 13

Учитель: В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?

Дети: В условиях мира.

Учитель: Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд 14

Помните 7-ю Заповедь блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Слайд 15

А кого называют миротворцами?

Дети: Тех, кто решает ссору мирным путём.

Учитель: Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

Слайд 16

И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

Слайд 17

Дети: Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские.

Слайд 18

Физкультминутка (1 мин)

(музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Слайд 19

Работа с учебником по группам. (15 мин)

Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.

Подготовьте краткое выступление по теме (по типу приёма"Создай паспорт")

1 группа с. 134-136 о Д.Донском, 2 группа с. 136 об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.

Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану (в приложении):

1. Кто?

2. Когда?

3. Где?

4. С кем?

5. Что делает?

6.Почему?

7. Зачем?

Учитель: Давайте послушаем ответы групп.

Слайды 20,21,22

Учитель: Почему эти люди стали святыми?

Дети: Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество

Учитель: Кто такие святые?

Дети: Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

Слайд 23

Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?

Дети: Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Слайд 24

Учитель: Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 73 года назад.

Слайд 25

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их защитниками земли русской?

Назовите ветеранов из Горбатова

Ответы детей

Слайд 26

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала (10 мин)

Учитель: Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное и заполним рабочий лист

Слайд 27

Дети заполняют рабочий лист (в приложении)

5. Итог урока. (5 мин)

Слайд 28

Приём «Диаманта»

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Учитель: Подберите антоним к слову защитник

Дети: захватчик

Учитель: Составьте диаманту к этим словам (фронтальная работа)

Дети:

1. защитник

2 сильный, стойкий

3 защищает, обороняется, освобождает

4 справедливый защитник, несправедливый захватчик

5разрушает, убивает, пугает

6 разрушающий, истребляющий

7захватчик

Слайд 29

Учитель: Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

6. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 30

Выполнить тест в дистанционном курсе по теме урока, форум рефлексию заполнить.

Полезные ресурсы:

  1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
  2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  3. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. - Н.:1990
  4. История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 1996
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.openklass.ru
  6. Кураев. "Основы православной культуры" https://docs.google.com/open?id=0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ
  7. Первое сентября, 2011, №19
  8. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
  9. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru .
  10. Школьная энциклопедия «История Росии XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003

Приложение

Рабочий лист___________________________(Ф.И.)

ТЕМА:__________________________________________________________

Задание №1. Святые воины Руси-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2. Найдите толкование к каждому слову.(соедини линиями)

Смелость проявление храбрости, самопожертвование

Героизм героический поступок

Подвиг решительность, бесстрашие

Задание №3

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина:
смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный

Задание №4 Закончи пословицы:

1. С другом по-братски, с врагом – _________________________.

2. После драки __________________________________________.

3. Важен тот пост, на который _____________________________.

4. Командир без воли, что _________________________________

5. Где тревога, туда ______________________________________.

Слова-подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь

2. Когда? в 1380 году

3. Где? на поле Куликовом

4. С кем? с войском монгольского хана Мамая

5. Что делали? Сражались

6. Почему? Не смогли договориться

7. Зачем? Освободить Родину от врагов.

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Князь Александр Невский- великий воин

2. Когда? в 1262 году

3. Где? в Персии

4. С кем? с Ордой

5. Что делали?. сражались

6. Почему? не смогли договориться

7. Зачем? чтобы спасти 1000 жизней

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал

2. Когда? во время службы на флоте

3. Где? в морских сражениях

4. С кем? с захватчиками

5. Что делал? защищал свою Родину

5. Почему? любовь и уважение к Отечеству, чувство долга

6. Зачем? освободить родину от захватчиков

Приём "Разрезная открытка"


МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”

Методическая разработка

урока основ православной культуры в 4 классе.

УМК “Школа России”

по теме:

“ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА”

Педагог: Быстрых Н.А.

г.Гатчина

2013

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

  1. Предметные:
  • познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
  • проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
  • представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.
  1. Метапредметные:
  1. Познавательные УУД:
  • Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
  • Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
  • Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
  • Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  1. Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Оборудование:

  1. Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.

  1. Листы с исследовательскими заданиями.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)
  4. ПК, проектор.

Урок по «Основам православной культуры»,учителя ГБОУ гимназия №1532 Макаровой Т.В. Тема урока: «Защита Отечества» Цель урока : Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми. Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет. Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Введение в тему урока: Учитель: Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь - твое начало
И Преподобный Сергий в ней. Учитель: -Как вы думаете,о чем мы сегодня поговорим на уроке, какие ключевые слова вы услышали в этом отрывке? Дети: -Отечество мое, Россия, Святая Русь, непобедимая Учитель: -Тема сегодняшнего урока «Защитники Отечества»,мы поговорим о людях, которые мужественно и самоотверженно защищали Русь, о святых защитниках Родины. 3.Основная часть урока. Не раз мирный труд людей и тихая жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. -А как, по-вашему, является ли война злом? Почему? (Ответы детей) Учитель: Христос учил прощать. Можно простить свою обиду,а если обижают сестренку, маму, Родину? Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит и гнев бывает напрасным,а бывает уместным,а война справедливой и несправедливой. Давайте попробуем разобраться, когда война бывает справедливой? 1 слайд За терпение и веру Господь исцелил Илью Муромца от болезни, стал он защитником Руси святой и веры нашей православной. Одержав победы во многих поединках,в конце концов стал монахом.

Ученик: Витязи былинные Мчатся на рыси, Целят копья длинные Во врагов Руси И ведут неравную Сечу за страну, Веру Православную, За детей, жену… Учитель: Вспомните, ребята, былины об Илье Муромце, за кого сражался он,кого защищал этот богатырь? (Ответы детей)

2слайд

Более двухсот лет, с 13 по 15 век, русский народ страдал от монголо-татарского ига. От тяжкого гнёта Золотой Орды родной земле принёс избавление великий Московский и Владимирский князь Дмитрий Донской, неустанно объединявший русские земли в единое государство.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия «Ступай с Богом! Ты победишь». Рассказ ученика о Куликовской битве:

В 1376 году войска русского полководца победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили войско мурзы (татарского военачальника) Бегича. В отместку хан Золотой Орды Мамай собрал десятитысячное войско и двинулся против Руси. Обе рати встретились на Куликовом поле на берегу реки Дон.

Битва началась с поединка ханского богатыря Челубея с русским воином Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до своих. Ободрённые первой победой, ратники бросились в бой.

Князь Дмитрий смог предугадать ход сражения и разделил русское войско на три полка: Сторожевой, Большой и Засадный - резервный. В исходе битвы именно резервный полк сыграл важнейшую роль. Бой длился долго и с переменным успехом, но к исходу дня лагерь Золотой Орды был захвачен. Знаменательное сражение вошло в историю нашей страны под названием Куликовской битвы, а князь стал именоваться Дмитрий Донской. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы.

Учитель:

В июле 1240 года шведский ярл (король) Биргер с войском вступил в русские земли и, став лагерем на берегу Невы, прислал Новгородскому князю Александру объявление войны, гордое и надменное: «...я уже здесь и пленю землю твою». Ночью 15 июля князь с небольшой дружиной врасплох напал на шведов и наголову разбил захватчиков. В честь победы при реке Неве Александр получил прозвание Невский. Но вскоре новая беда обрушилась на русский Север. Теперь в поход на Новгород пошли немецкие рыцари крестоносцы. Обращаясь к дружине, князь Александр говорит: - Братия! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!.. И священник, бывший всегда при Александре, благословил дружину: - Я, архиепископ Спиридон, говорю вам: “Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем.И одержал победу полководец и вновь на русской земле славили великого воителя. Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”. 3 слайд

Православная церковь объявила Александра Невского Святым и почитает как защитника земли русской от врагов.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны. это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи, а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. Очень скоро против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную.

Ученик:

Бородино…Родной земли частица,

Село, каких немало под Москвой,

Но как же сердце начинает биться

При виде церкви с маковкой златой.

Здесь свято все.

Здесь нет героям счета,

Что были клятве до конца верны-,

Защитники России, патриоты,

Отечества любимые сыны.

4 слайд

Молебен перед Бородинской битвой

Учитель:

Уроженец Ярославской губернии, Федор Федорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином.
Огромное количество орденов, наград, званий, памятных подарков – все это имелось у знаменитого полководца. Несмотря на возможность остаться в светском обществе, где его уважали и ценили все без исключения, а молодые юноши попросту преклонялись перед ним, Ушаков предпочел уединиться в своей деревне. Его жизнь в преклонном возрасте была более похожа на монашескую. Федор Федорович никогда не был женат, и все свои сбережения тратил на благотворительность. Большие взносы он делал на благо церкви, участвовал в судьбе несчастных и обездоленных, взял на попечение осиротевших племянников. Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можносказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он много молился и подолгу жил в монастыре, простаивая часами в церкви на богослужениях.

Федор Ушаков – святой адмирал

Учитель:Мы с вами поговорили и узнали о войнах и воинах России, можете ли вы теперь сказать: Бывает ли война справедливой?

Дети высказываются,а учитель обобщает их ответы:С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война, нападения и агрессия не могут быть оправданы.Война может быть справедливой если ведется «за алтари и очаги»,за семью, Родину и за ее святыни.Учитель Россия знает не мало примеров,когда ее защитники исполняли свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.Воин-христианин верит, что его душа бессмертна.
Учитель: Ребята, а какие поступки не допустимы даже на войне? Подтвердите свой ответ историческими примерами из текста учебника на странице 90.
4.Подведение итога урока.Учитель:-Какие основные понятия мы обсуждали сегодня ?( Защита Родины, справедливая война, несправедливая война.) - Как должен вести себя воин:с врагами Отечества, с детьми врагов, с пленными,со стариками? -Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? 5.Домашнее задание: Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому человеку и тому, кого он любит? Как ты понимаешь слова «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны» На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
О каких победах Александра Невского упоминается в этих строках?
    Поделись рассказами о членах своей семьи- участниках Великой Отечественной войны Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка»

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области

Учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики» .

Модуль « Основы православной культуры».

Тема: « Защита Отечества».

Учитель истории:

Цыганова Л.А.

Тема урока: «Защита Отечества».

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

    Предметные:

    познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.

    проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;

    представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД:

    Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.

    Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).

    Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.

    Коммуникативные УУД:

    Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).

    Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

    Регулятивные УУД:

    Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, миротворцы, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Оборудование: творческие работы учащихся, выставка детских проектно – исследовательских работ о православных защитниках Отечества.

Компьютер, проектор, экран. Презентация «Защита Отечества», отрывок из фильма «А. Невский». Портреты С. Радонежского, А. Невского, Д. Донского, И. Муромца, Ф. Ушакова. Грамзаписи: гусли – «Колыбельная», Светлана Копылова «Русская земля», Богатырская», «Песня о любви». Мальчик читает стихи, одет в одежду витязя.

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество.

II. Работа над значением слов – синонимов Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,-

Все напомнит мне о самом важном-

Только здесь родимая земля!

О чём это стихотворение?

Как бы вы озаглавили его?

А что такое Родина?

Родина для каждого начинается с чего–то своего, личного. Один представляет себе бескрайнюю степь, другой – высокие горы. Кому–то милее и роднее большой город с высокими домами. Но мы должны всегда помнить, что Родина – это наши корни, наша семья, наши традиции.

Объясните такие понятия, как «малая родина», «большая Родина».

Подберите к слову «Родина» синонимы. (Родина, Отчизна, Отечество, Россия).

Прочитайте слова. Как вы думаете, какое будет задание? (Составить пословицы).

(Родина – мать, умей за неё постоять.

Береги Родину, как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

Человек без Родины, что соловей без песни.)

Постановка учебной задачи.

Мы живём в стране с удивительно красивым именем – Россия. Это наше Отечество. Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. (Слайд 9).

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Вы заметили, что они являются эпиграфом к нашему уроку?

Как вы их понимаете?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока? («Защита Отечества»)

Сегодня, мы будем путешествовать.

IV . Построение проекта открытия нового знания.

Прочитаем слова очень просвещённого человека Святителя Филарета Московского. (Слайд 10, 11).

«Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь.

Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт она теперь.

Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

О каких бедах, постигших нашу страну, говорит Святитель Филарет? (Высказывания детей).

Да, ребята почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Христос учил прощать, не противиться злому.

Вспомните его слова.

Но есть и другие слова Христа.

Божий мир – мир любви. Поэтому для христианина так важно охранять мир между людьми. И поэтому миротворцы названы сынами Божиими.

Кто такие миротворцы ? (Люди, которые стараются сохранить мир).

Давайте прочитаем толкование этого слова.

Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.

V . Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 89.

Прочитаем.

Какими могут быть войны?

Какая война считается справедливой?

Ради чего же люди берутся за оружие?

Какую цель преследуют те, кто развязывает несправедливые войны?

Обратимся к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. В ходе проведённого исследования, я думаю, вы узнали много нового о христианских воинах.

Посмотрите на замечательную картину В. М. Васнецова «Богатыри».

Кто на ней изображён?

Каких ещё богатырей земли русской, воспетых народом, вы знаете?

Какой богатырь был наиболее любим народом, чаще других упоминался в былинах? (Илья Муромец).

VI . Защита проектов.

Ребята приготовили сообщение об Илье Муромце.

Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость.

Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».

Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов.

Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года.

Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, защиты православной земли.

VIII . 1. Продолжение защиты проектов.

Ребята подготовили сообщение о Александре Невском.

Он молодым был и пригожим, -

Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: "Богом рожен",
Великим, мудрым князем был!
-Александр - по-гречески означает защитник людей. И в наши дни глубоко почитают в России святого благоверного князя Александра Невского.

В 1240 году шведские захватчики бросили якорь в устье реки Невы. Навстречу им выступил новгородский князь Александр.

В книге «Житие Александра Невского» сообщается интересный факт:

Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Один из дозорных принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 он заметил плывущую по реке ладью, а в ней стояли святые князья Борис и Глеб. Дозорный сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Александру рассказали о видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».

Шведы застигнутые врасплох, были разбиты наголову.

Через два года во главе рати Александр разбил Рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. Эта битва осталась в истории под названием Ледового побоища.

(Отрывок из фильма «Александр Невский»).

- Эти слова Невского обращены к пленным немецким рыцарям, которые были отпущены с миром.

Невскому принадлежат и другие слова: «Не в силе Бог, а в правде?»

Любил Родину Александр Невский. Но его любовь проявлялась не только в ратных подвигах. Он был ещё и великий миротворец.

Кем в то время были завоёваны русские княжества? (Монгольской Ордой).

В любую минуту отряды завоевателей могли обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (ныне Иран). Тогда князь отправился на переговоры и одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены.

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.

В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского.

А это Александро - Невская лавра. В каком городе она находится? По чьему приказу была построена?

Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.

2. Дмитрий Донской.

Более 250лет находилась Русь под игом монголов.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву.

Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом. Ты победишь».

И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь). Слайд 37.Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

(Мальчик в костюме русского богатыря).

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов.

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»

    Проблемная ситуация.

 В нашем учебнике по основам православной культуре не раз упоминаются слова Иисуса Христа о прощении. Он учил любить даже врагов. Говорил, что нужно подставлять левую щеку, если тебя ударили в правую.

 Как же тогда понять поступок Пересвета? В сюжетe мы увидели его в монашеском облачении, значит, он искренне верующий человек. Почему же он нарушает такую важную заповедь, данную Богом?

Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)

Я хочу показать вам небольшой отрывок из одного мультипликационного фильма. Возможно, он поможет нам во многом разобраться.

 Кто уже знаком с этим фильмом? Кого вы узнали? Кто эти люди?

 В какую минуту мы увидели Пересвета? О чём его размышления? О чём сожалеет этот человек?

(о нарушении заповеди: не убий!)

Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча.

Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества. За битву на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

На Куликовом поле возведён памятник Д. Донскому и храм - памятник Сергию Радонежскому. Слайды 42, 43.

4. О Фёдоре Ушакове.

Рассказ учеников.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

IX . Работа с учебником.

Учитель: Воин – христианин верит, что его душа бессмертна.

Прочитайте статью учебника (стр. 90, 2,3 абзац).

Кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком.)

Какие законы должны действовать на войне? (Законы милосердия и справедливости.)

- В чём они заключаются?

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя трогать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

X . Закрепление.

Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

Назовите имена христианских воинов, причисленных русской церковью к лику святых.

Почему Дмитрий Московский пошел в Троицкую обитель? (Игумен обители преподобный Сергий Радонежский – духовный наставник князя Дмитрия, благословил его на битву с Ордой, возглавляемой ханом Мамаем, послал иноков обители Пересвета и Ослябя, которые в прошлом были храбрыми боярами и опытными воинами. Преподобный молился и призывал в помощь защитникам Отечества самого Господа. Господь услышал молитвы святого и спас землю русскую от захватчиков.).

Почему Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде?» (Потому что прав тот, кто отстаивает свою землю, а не тот, кто нападает на чужую. Даже если враг сильнее, защитник Отечества, да и защитник слабых и обиженных, всегда более оправдан перед Богом).

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

Что мы можем сделать во имя любви к Родине? (Посадить деревья, убрать мусор, и т.д.) Слайды 49, 50.

Не могу не сказать о Великой Отечественной войне, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.

Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

X I . Рассказ учителя.

Все мы помним и о чеченской войне, которая была совсем недавно. Много погибло русских солдат, защищая нашу Родину от боевиков. Я расскажу вам о подвиге простого русского парня Евгения Родионова, который ещё с несколькими солдатами попал в чеченский плен, где ребят избивали, пытали, заставляли снять с себя крест, отречься от Православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить на свободу. Но Евгений не предал веру и Церковь. Чеченские бандиты жестоко убили Евгения и его товарищей.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества.

На его могиле всё время горит лампада, и идут люди поклониться русскому солдату, не придавшему Веру и Родину. Сегодня воина Евгения уже почитают как святого многие православные люди и недалёк тот день, когда воин Евгений будет официально канонизирован Церковью. И тогда, даст Бог, этот день станет днем памяти всех воинов, за Отечество на Чеченской войне живот свой положивших”.

(Звучит песня Светланы Копыловой «Русская земля».

X II . Заключительное слово учителя.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».

Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.

Вывод:

 Вернемся к главному вопросу нашего сегодняшнего разговора: нарушается ли православным воином заповедь: не убий! во время военных действий? Почему?

X III . Домашнее задание.

Дети получают творческое задание.

Список используемой литературы:

    Детям о Илье Муромце | СЕМЬЯ и ВЕРА. semyaivera.ru›Январь 2012.

    Святитель Филарет Московский (Дроздов). azbyka.ru›Отцов›Святитель.

    А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир. 4 класс».

    Житие святого благоверного князя Александра Невского.

vidania.ru›aleksandrnevsky.html

5. Кондратий Рылеев - дума «Димитрий Донской»

stihi-xix-xx-vekov.ru›rileev106.html

6. Русский парень Евгений Родионов - Литпричал...

litprichal.ru›work/69992/

7. yandex.ru/images› физкультминутка «Богатыри».

8. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)

Приложение.

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...