Человеческий организм на 75-80% состоит из воды. Поддерживать водный баланс - это, без преувеличения, жизненно важная задача для каждого. К сожалению, многие из нас ошибочно полагают, что с проблемой обезвоживания сталкивается исключительно путник в раскаленной пустыне, когда у него закончится вода. Однако это не так.
Елена Орлова/ «Здоровье-Инфо»
Существует хроническая форма обезвоживания , не имеющая острых симптомов. Такое скрытое обезвоживание распространено чрезвычайно широко и поражает каждого, кто не пьет достаточно жидкости. Чем же опасно обезвоживание организма? И сколько жидкости нам нужно для здоровья?
Потому что без воды…
Нормальное функционирование всех органов требует определенного количества жидкости. Ежедневный минимум равен одному литру. Однако потребность в жидкости зависит от возраста и образа жизни: наиболее активным людям молодого и зрелого возраста, занятым физическим трудом, нужно до трех литров жидкости ежедневно. Полезно знать, при каком именно количестве потребляемой жидкости вы чувствуете себя в наилучшей форме. Следите за тем, чтобы вашему организму хватало воды.
Обмен веществ, поддержание теплового баланса, снабжение клеток питательными веществами, своевременный вывод токсинов и продуктов распада - все эти процессы в нашем организме запускаются и работают с помощью воды. Обезвоживание опасно тем, что при недостаточном количестве жидкости нарушается нормальная жизнедеятельность организма.
Вот что происходит, когда в нашем теле недостаточно воды.
- Замедляется течение биохимических реакций
- Нарушаются процессы пищеварения
- Увеличивается вязкость крови (а это создает реальную опасность образования тромбов)
- Нарушается регуляция теплообмена организма с окружающей средой
Также потерю жидкости могут вызвать некоторые медицинские препараты, поэтому следует обязательно читать инструкции: в таких случаях на этом акцентируется потребителя.
Темная и мутная моча. Продукты распада, предназначенные для выведения из организма вместе с мочой, растворены в недостаточном количестве жидкости. В норме моча должна быть очень светлой и почти прозрачной.
Сухая кожа, сухость во рту. Механизм перераспределения жидкости тот же: влага с поверхности тела «откачивается» внутрь. Кожа становится очень сухой, а при продолжительном обезвоживании покрывается морщинами.
А вот несколько менее явных симптомов скрытого обезвоживания , которое очень часто путают с признаками других болезненных состояний.
Истощение, недостаток энергии, хроническая усталость. Обезвоживание тканей уменьшает ферментативную активность, поэтому организм получает меньше энергии, все функции замедляются.
Что делать?
Овощи и фрукты - не только кладезь витаминов и клетчатки, но и источник воды (например, огурцы состоят из воды на 95%). Ешьте больше свежих овощей, фруктов и ягод. В арбузный сезон побалуйте ваш организм этой полезной и очень влажной ягодой (90% воды и 10% вкусной ароматной клетчатки!)
Следует выполнять некоторые элементарные правила поддержания водного баланса организма.
- При физических нагрузках, повышении или воздуха (в жарком климате например), в салоне самолета, где всегда очень сухой воздух, в кондиционированном помещении постарайтесь выпивать хотя бы треть стакана чистой воды каждый час.
- После каждой чашки чая или кофе старайтесь выпивать полстакана-стакан воды, поскольку чай, кофе и другие кофеиносодержащие напитки вызывают
В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!
Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.
Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.
Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».
В течение очень длительного срока (миллионов лет) вода принимала активное участие в подготовке условий, необходимых для зарождения и развития жизни на Земле. Бесконечно справедливы версии о том, что жизнь зародилась именно в водной среде.
Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Она присуща ей, благодаря конфигурации молекулы воды. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.
Вода - существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.
Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.
Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.
Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.
Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.
Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ №22 ГОРОДА ОРЛА
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
в рамках семинара для слушателей курсов
«Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Орловского областного института усовершенствования учителей
« Кому и для чего нужна вода? Свойства воды»
2 класс
УМК: «Перспективная начальная школа»
Урок подготовила и провела
учитель высшей квалификационной категории
Птушкина Ольга Викторовна
Цель деятельности учителя
создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе
Тип урока
урок-исследование
Цели урока
Образовательные:
Создать условия для формирования понятия «свойства воды»;
Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств;
Обобщить представление о применении воды в жизни человека
Развивающие:
Развивать интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемной ситуации;
Развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к окружающему миру;
Воспитывать желание учиться и делать открытия;
Воспитывать умение работать в парах, группах.
Формирование блоков УУД
Личностные:
Внутренняя позиция школьников;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Самоанализ и самоконтроль результата;
Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Познавательные:
Способность и умение обучающихся проводить простые логические действия (анализ, сравнение);
Извлечение необходимой информации из увиденного;
Осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
Выдвижение предположений и их обоснование;
Самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные:
Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
Умение работать в парах и группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
Использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
Осознание уровня и качество усвоенного.
Ожидаемые результаты
Предметные : ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Личностные:
Устойчивые учебные мотивов, интерес к изучению окружающего мира через практическую работу, доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Метапредметные
Познавательные:
- новые знания через информацию, представленную в разных формах; самостоятельные выводы; познавательный интерес к предмету через исследования.
Регулятивные:
Планирование учебной деятельности на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные:
- умение работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формы и методы
- поисковый метод
Интерактивные упражнения
Технологии:
Информационно-коммуникационные
Технология деятельностного подхода.
Образовательные ресурсы (для презентации)
http://www.terepec48.ru/okrmir_disk.htm
http://www.edu.rin.ru/
Оборудование
интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Лотки с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов
Презентация по теме урока
Основные понятия
Вода. Свойства воды.
Слайд
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
I . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу
Наш урок я хотела бы начать высказыванием: «Каждый день добавляет нам частицу мудрости». Как вы его понимаете?
Чему будет посвящен наш урок?
( Открытию новых знаний )
Какие мы делаем шаги, когда открываем
новые знания? (Отвечаем на вопрос « Что
я не знаю?»
Ставим перед собой цель.
Стараемся узнать новое .)
Сегодня на уроке вас ждет множество
открытий.
Слушают учителя, настраиваются
на предстоящую работу в классе
Высказывают своё мнение.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действия смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II . Актуализация знаний пробное учебное действие. Определение темы урока.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося .
Посмотрите на экран и попробуйте объяснить, следствие чего стали эти события.
Как вы думаете, какова будет тема урока?
А что вы знаете о значении воды? Рассмотрите иллюстрацию на странице 50 учебника и расскажите, как люди используют воду.
А кому и для чего ещё нужна вода?
Откройте тетрадь на странице 19 и выполните самостоятельно задание 28.
Ребята, уточнить знания о значении воды для природы и жизни человека поможет рассказ в хрестоматии «Похвальное слово о воде» на странице 31
Просматривают слайд
Высказывают свои предположения
Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Чтение и обсуждение рассказа
Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные : учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные : внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля
Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов
III . Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Вы тоже много уже знаете о воде. Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода . В ней ещё много тайн. Например, её свойства.
А кто из вас знает, какими свойствами обладает вода?
Поставьте цель урока.
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свои
знания
Ставят цель урока: узнать свойства воды.
Познавательные:
поиск разнообразных способов решения поставленных задач.
Коммуникативные :
формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные
Личностные:
IV . Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации
- Как же достичь поставленной цели? (Провести исследование).
А это значит пришло время открыть второе заседание клуба «Мы и окружающий мир». Давайте вспомним состав рабочих групп этого клуба.
- Что мы будем исследовать?
Чтобы начать исследование, нужно
вспомнить правила поведения при
проведении опытов.
Я прошу лаборантов получить план
исследования воды и таблицу результатов
исследования воды.
Отвечают на вопросы учителя
Определяется состав групп.
Повторяют правила техники безопасности.
Изучают план проведения исследования
V . Реализация построенного проекта.
Цель этапа: организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды
- Итак, переходим к исследованию.
ОПЫТ №1.
Исследователи ознакомьте
группу с описанием первого опыта.
Что вы замечаете? (Вода растеклась)
Сделайте вывод: обладает ли вода
текучестью?
таблице.
ОПЫТ №2.
Лаборанты получите необходимое оборудование.
Исследователи ознакомьте
группу с описанием второго опыта.
Что вы наблюдаете? Изменил ли форму
шарик? А вода?
Сделайте вывод: имеет ли вода постоянную форму?
Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №3.
Лаборанты получите необходимое оборудование.
Исследователи ознакомьте
группу с описанием третьего опыта.
Что вы наблюдаете?
Сделайте вывод: вода прозрачная?
Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №4.
Исследователи ознакомьте
группу с описанием четвёртого опыта.
Сделайте вывод: а вода цвет имеет?
Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №5.
Прежде, чем мы будем выявлять наличие следующего свойства воды, вы должны узнать ещё об одном правиле техники безопасности: никогда не подноси к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость. Делай так!
Соблюдая технику безопасности, определите, имеет ли запах сок.
А вода?
Сделайте вывод: имеет ли вода запах?
Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №6.
Лаборанты получите необходимое оборудование.
Исследователи ознакомьте
группу с описанием шестого опыта.
Сделайте вывод: может ли вода растворять другие вещества?
А как люди научились очищать воду?
Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №7.
Прежде, чем мы приступим к следующему опыту, хочу познакомить вас ещё с двумя правилами техники безопасности: если не знаешь точно, что находится в сосуде, пробовать его содержимое на вкус нельзя; если ты не знаешь, чист ли источник, пить из него воду нельзя! Но поскольку я точно знаю, что в этих стаканах, то разрешаю вам оценить её вкус.
Сделайте вывод: имеет ли вода вкус.
Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №8.
Исследователи ознакомьте
группу с описанием восьмого опыта.
Выполните инструкцию.
Пока у нас есть 1 – 2 минуты, давайте посмотрим, что же произошло с водой, которая очищалась. Что вы замечаете?
А куда же делась вода с доски? (Испарилась)
Сделайте вывод, обладает ли вода восьмым свойством?
Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
Получают необходимое оборудование.
Изучают описание первого опыта.
Исследователи демонстрируют опыт.
Приклеивают
капельку
помощницу в соответствующую ячейку таблицы.
Дети работают в группах по п o иску нужной информации организуют демонстрацию опытов , результаты фиксируют
Знакомство с новыми правилами техники безопасности.
Демонстрируется процесс очищения воды через фильтр.
Исследователь смачивают часть доски.
Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Коммуникативные : аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
Регулятивные : принятие и сохранение учебной задачи.
Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.
А зачем нам надо знать свойства воды. Где эти знания нам пригодятся?
Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.
Личностные : оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные : контроль, коррекция, оценка
V II . Диагностика качества усвоения темы.
Цель этапа:
VIII
Цель этапа:
уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.
Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела
– Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на нем голубого цвета. Вода занимает большую часть поверхности земного шара.
Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.
Вода входит в состав любого живого организма: в листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. Тело животных более половины состоит из воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.
Вода – это одно из главных богатств на Земле.
Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет .
- И об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения
Уточняют и расширяют свои знания о воде.
Познавательные:
классифицировать объекты.
Познавательные:
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Давайте вспомним фразу начала урока. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?
Какова была тема урока?
А цель?
Достигли ли мы её?
- Домашнее задание:
Подготовить групповую творческую работу (рисунок, аппликация, коллаж) «Как человек использует свойства воды»
Дают ответы на вопросы
Записывают домашнее задание
Анализируют работу на уроке через самооценку
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные : самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Коммуникативные : выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Ирина Ячменева
Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.
Программное содержание: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охране водных ресурсов; прививать детям навыки экономного расходования воды; развивать экологическое мышление и экологическую культуру; систематизировать представление о способах использования воды.
Материал: глобус, картины с изображением природы пустыни, севера, подводного мира.
Ход беседы
Воспитатель.
Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто я такая?
Ребята, как вы думаете, что это? Это вода! Где можно увидеть воду? Как человек использует воду?
Ответы детей, их обсуждение и обобщение.
Воспитатель. Вода покрывает огромную часть земной поверхности, гораздо большую по сравнению с сушей. Из воды состоят океаны, моря, реки, ручьи и болота. Она находится на поверхности земли, и под землей, и в воздухе. В Арктике и Антарктиде, а также на горных вершинах большое количество воды сосредоточено в виде льда и снега. Рассмотреть изображения Арктики, Антарктики и горных вершин.
Воспитатель. В природе вода находится в постоянном круговороте. Водяной пар поднимается от земли вверх и возвращается в виде дождя.
Но на Земле есть местности, где нет воды. Такие местности называются «пустыни», живых существ и растений там очень мало. Рассмотреть картину с изображением пустыни.
Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.
Мы пьем воду, когда хотим пить. Но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами и даже мясом. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Лучше всего пить родниковую воду – она самая чистая.
Мы также используем воду для приготовления пищи, для того, чтобы помыться или постирать.
Но надо помнить, что из-за увеличения населения Земли питьевой воды становится все меньше и меньше, поэтому воду нужно экономить, не лить зазря и охранять от загрязнения.
Родник иссяк, родник ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря=зря-зря!
А то пройдет немного лет,
И нет водицы- нет, нет, нет!
В конце беседы попросить детей ответить на следующие вопросы:
Для чего нужна вода?
Как мы можем экономить воду?
Как мы можем охранять воду от загрязнения?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Публикации по теме:
Беседа с детьми младшего и старшего дошкольного возраста о правилах личной гигиены Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о правилах личной гигиены. Цель: Привить детям привычку мыть руки (мылом). Задачи: Обобщить.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Вот какая вода» (группа младшего дошкольного возраста) Цель: Выявить свойства воды: прозрачность, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Показать детям как заваривать.
Конспект занятия «Берегите воду! или Всем нужна вода!» для детей второй младшей группы Цель: Развивающая: - Расширять и углублять знания и представления детей об окружающем мире формировать начало экологической культуры.
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи: Закрепить знания детей о свойствах воды. Обратить.
Люди давно заметили,что движения пальцев рук и пальцев,которые сопровождаются стишками,благотворно влияют на развитие детей. А в наше время.
Непосредственная образовательная деятельность «Для чего нужна красная книга» (подготовительная группа) Непосредственная образовательная деятельность «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КРАСНАЯ КНИГА» (подготовительная группа) Программное содержание: Формировать.
С чего начать? С начала учебного года маленькие воспитанники приходят в сад и для многих это большой стресс. Малыша «оторвали» от мамы,.
На данном уроке мы поговорим с вами о воде. Много ли воды на Земле? Какую роль она играет в жизни животных, растений и человека? Какие свойства имеет вода? Эти и другие вопросы мы и рассмотрим с вами на уроке.
Тема: Природа
Урок: Вода
Давайте вспомним, с какими явлениями неживой природы связана вода. Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лед, иней - это все вода.
Рис. 1. Вода
Вода на глобусе и на карте обозначается голубым цветом. Этого цвета на глобусе больше всего, потому что ¾ поверхности Земли покрыты водой. Вода есть повсюду. Наш земной шар окутывает толстый слой воздуха, а в воздухе тоже много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под землей - это родники. Огромные скопления льда находятся на северном и южном полюсах планеты, а лед - это вода.
Вода входит в состав всех живых организмов. Если помнете в руке зеленый листок, вы обнаружите влагу. Вода содержится во всех частях растений.
Вспомните, сколько сока содержится во фруктах и ягодах. Сок - это тоже вода с растворенными в ней веществами.
Рис. 2. Фрукты и ягоды
Вода содержится даже в сухих семенах растений, хотя в гораздо меньшем количестве.
Рис. 3. Семена растений
Итальянский художник Леонардо да Винчи называл воду - сок жизни. И это правда. Если мы не будем поливать растения, они засохнут.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы, а тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Человек может прожить без воды только 3 дня, а без еды 30-50 суток. Сам человек на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови человека. Вода испаряется с поверхности кожи и таким образом регулирует температуру нашего тела. Вода выносит из организма вредные вещества. Вода нужна полям и лесам, без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам ходит огромное множество рыболовных судов. Вода вырабатывает электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет все на свете. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью ходят суда, везут различные грузы, пассажиров. Все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.
Давайте рассмотрим их:
1. Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится;
2. Вода - прозрачная жидкость;
3. Вода течет, движется. Это ее свойство называется текучесть;
4. Вода не имеет запаха;
5. Вода не имеет вкуса;
6. Вода является растворителем, но не для всех веществ.
Вода - это жизнь, а люди загрязняют ее отходами с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, нужно строить очистительные сооружения, воду нужно использовать бережно и экономно.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
- Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.