Основные категории пользователей библиотеки. Общедоступные (публичные) библиотеки: современное состояние и перспективы развития

Термин «массовые» в наименовании этого вида библиотек используется с 1920-х годов. Его применение было удачным, так как позволяло отразить количественный аспект (библиотек этого вида было много – «масса»), качественный (эти библиотеки были ориентированы на всех, т. е. на «массу»), идеологический (в оппозицию названия подобных библиотек за рубежом – «публичным»).

«Библиотечная энциклопедия» (М., 2007) определяет массовые библиотеки как общедоступные универсальные библиотеки, низовое звено государственной системы библиотечного обслуживания в СССР, максимально приближенные к населению (государственные – городские, районные, сельские; профсоюзные, колхозные).

В начале 1990-х гг. была признана моральная и идеологическая устарелость термина «массовые библиотеки», предлагалось их переименовать в народные или – общие, просветительские, публичные и др. В 1994 г. Федеральный закон о библиотечном деле установил термин «общедоступные библиотеки», не используя в своем содержании понятие «массовые библиотеки», что позволяет считать их переименованными.

Следует согласиться, что на том этапе развития библиотечного дела было невозможным введение наименования публичные библиотеки в отношении массовых библиотек, так как их реальное состояние не соответствовало сложившимся в мире представлениям о публичных библиотеках как виде библиотек. По международным представлениям, публичные библиотеки обладают предельной доступностью (обслуживают без ограничений по возрасту, социальному положению); для них не обязательная универсальность фонда (публичными могут быть и школьные, и специальные и др., качество их функционирования позволяет максимальное удовлетворить информационные запросы пользователей.

Между тем стремление к международной унификации терминологии, определенные качественные преобразования общедоступных библиотек, позволили в 1999 г. в ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» ввести понятие «публичная библиотека» в содержании «общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

В результате сегодня в соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле и ГОСТ 7.0–99 один и тот же вид библиотек именуется по-разному. В библиотечной лексике получил распространение прием одновременного использования двух терминов, т. е. «общедоступные (публичные) библиотеки», что на практике в зависимости от реального состояния той или иной библиотеки позволяет именовать ее или публичной, или общедоступной.

3.4.Виды общедоступных (публичных) библиотек

Значительная сеть общедоступных (публичных) библиотек представлена разнообразными по виду учреждениями, которые группируются по важнейшим типологизационным признакам.

I. Порядок учреждения библиотеки и форма собственности:

1) государственные библиотеки – учрежденные органами государственной власти субъектов РФ (областные, краевые, республиканские (в составе РФ) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные библиотеки – учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественныебиблиотеки – учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные библиотеки (их отличия от муниципальных: учреждены другим ведомством, располагаются по производственному принципу, в их фонде – литература по профдвижению, они тесно сотрудничают со специальной библиотекой предприятия);

б) политико-идеологические библиотеки (партийные и различных политических организаций и движений: например, библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве, библиотека общества «Мемориал» (жертв политических репрессий) в г. Нижнем Тагиле);

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки (в частности, среди православных библиотек к общедоступным относят Синодальную библиотеку Московского Патриархата, библиотеку на Крутицком подворье (Москва), библиотеку при Храме св. Екатерины (Москва); к общедоступным следует отнести библиотеки православных приходов, а также мечетей, синагог и др.).

г) библиотеки национальных обществ (например, библиотека еврейского общества в Челябинске, библиотека общества «Грузинское землячество» в Москве и др.);

д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки, учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки других различных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.).

1)детские библиотеки;

2) юношеские (молодежные) библиотеки;

3)детско-юношеские библиотеки;

4)библиотеки для всех возрастных категорий;

5)библиотеки для слепых;

6)библиотеки для глухих.

III. Территориальный тип муниципального образования – места нахождения библиотеки:

1)городские библиотеки;

2)сельские библиотеки.

IV. Территориальный статус библиотеки:

1)поселенческие библиотеки;

2)межпоселенческие библиотеки;

3) центральные городские библиотеки;

4)центральные районные библиотеки;

5)окружные библиотеки (Москва, ХМАО);

6)областные (республиканские, краевые) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых.

V. Профиль фонда библиотеки:

1)универсальные библиотеки;

2)специализированные библиотеки (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Виды документов в фонде библиотеки:

1)библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

2)библиотеки, специализированные по виду документа филиалы (например, периодики).

Наглядно видовая типологическая характеристика общедоступных (публиынх) библиотек представлена в приложении в таблицах 1,2.

В зависимости от целей классификации библиотеки разделяются на рода и виды. Родо-видовых классификаций может быть столь много, сколько целей, ради которых они создаются. Если родовой признак -учредитель, то библиотеки можно разделить по видам на личные и общественные. Подвидами общественных являются библиотеки государственные (их разновидности: федеральные, субъектов Федерации, отдельных министерств и ведомств), муниципальные, общественных организаций и объединений (разновидности: партийные, профсоюзные, конфессиональные, различных добровольных обществ). Если родовой признак - форма собственности, то в соответствии с ним можно выделить библиотеки частные, коммерческие (платные), бесплатные и т.д.

Библиотеки разделяются и по другим социально существенным признакам, например по численности персонала, состоянию материально-технической базы (автоматизированная, цифровая).

Нередко библиотеки объединяются в административные (территориальные, отраслевые, ведомственные и иные) централизованные или в корпоративные электронные системы. Последние получают все большее развитие в связи с теми возможностями, которые предоставляют Интернет и подобные сети.

Основанием классификации библиотек выступают различные характеристики элементов библиотеки как системы. Зачастую состав и структура фонда определяют лицо библиотеки, контингент ее пользователей, архитектурно-планировочное решение здания, численность, уровень и особенности квалификации персонала. Так, по виду документов сформирована Всероссийская патентно-техническая библиотека, по языковому принципу - Всероссийская библиотека иностранной литературы, по отрасли знания - Российская государственная публичная историческая библиотека. Универсальным по содержанию фондом предопределяется вид универсальной библиотеки (сельская, городская и т. п.), а также многоотраслевой (государственной, публичной, научно-технической) библиотеки.

Контингент пользователей тоже выступает основанием классификации библиотек. Так, в соответствии с возрастной характеристикой пользователей выделяются библиотеки детские, юношеские и для взрослых; в соответствии с основным родом занятий абонентов - школьные, вузовские, научно-исследовательских институтов и т. п. В структуре библиотек в зависимости от тематики запросов выделяются отраслевые читальные залы (зал гуманитарной литературы, зал технической литературы и т. д.). Учитываются и дефекты физического состояния пользователей. Например, для слепых и слабовидящих создана специальная сеть библиотек.

Библиотеки подразделяются также на типы. Характерный признак типа - сочетание наиболее распространенных (типичных) параметров. Общепринято деление библиотек на два типа:

массовые;

научные и специальные.

Массовым библиотекам присущи: ориентация на неопределенно широкий контингент пользователей, на их преимущественно общекультурные, общеобразовательные запросы. Соответственно, они имеют преимущественно универсальный по содержанию состав фондов научно-популярной и художественной литературы, относительно быстро сменяемый; общедоступность; территориальный принцип размещения. Массовые библиотеки составляют приблизительно одну треть, а их фонды - около 40 процентов совокупного фонда библиотек общественного пользования.

Научным и специальным библиотекам свойственны:

ориентация на ученых и специалистов, а также лиц, готовящихся стать таковыми (библиотеки учебных заведений);

фонды - преимущественно научной, производственной, учебной литературы; производственный принцип размещения;

ограниченная специальными условиями доступность.

Поскольку понятие "тип" в классификационном отношении не вполне строгое, некоторыми своими признаками библиотеки разных типов частично пересекаются. Например, профсоюзная библиотека на предприятии по большинству признаков относится к массовым, но по производственным принципам размещения из этого типа выпадает. Национальная библиотека наоборот - явно научная по типообразованию, но призвана обслуживать самые широкие слои читателей (по определению - всю нацию, то есть население государства) и размещается по территориальному принципу.

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

Коммуникационная функция библиотек

Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время, как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документном массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Кумулятивная функция

Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает "запоминание" всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи. Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Сущностные функции библиотек конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

содействия образованию и воспитанию,

информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Формы библиотечной работы

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы.

Библиотечное обслуживание - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

В основе построения любой классификации лежат свойства рассматриваемых объектов. Мы уже отмечали, что для библиотеки характерно множество признаков. Исходя из положений системного подхода, их можно разделить на две группы, определяемые внешней и внутренней средой.

Каждый из элементов внешней среды библиотеки выступает в качестве основания для выделения одного или нескольких классификационных признаков. В числе важнейших элементов внешней среды, генерирующих классификационные признаки, необходимо назвать общество в целом и государство, определяющее формы собственности, механизм учреждения и финансирования его институтов, административно-территориальное деление и другие атрибуты деятельности библиотек.

Среди наиболее значимых признаков классификации библиотек, определяемых внешней средой, нередко называют их социальное (общественное) назначение. Основываясь на социальном назначении библиотек, которое заключается в удовлетворении информационных потребностей пользователей, можно выделить три рода библиотек: общие, специальные и личные (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Классификация библиотек по социальному назначению

Библиотеками, удовлетворяющими общие информационные потребности, являются НБ, областные универсальные библиотеки, ЦБС публичных библиотек; самостоятельные публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС, а также публичные библиотеки разных предприятий, организаций и учреждений.

В связи с тем что возникновение особенных информационных потребностей обусловлено четырьмя основными видами деятельности человека: научной, учебной, производственной и управленческой, то на основе их на следующем уровне деления можно выделить четыре группы потребностей: производственные, научные, учебные и управленческие. В соответствии с каждой группой потребностей можно обозначить четыре вида библиотек: производственные, научные, учебные и управленческие. Продолжая дальнейшую дифференциацию потребностей по видам деятельности, среди производственных библиотек необходимо выделить технические, сельскохозяйственные, медицинские, военные и другие подвиды. Среди библиотек, содействующих удовлетворению научных информационных потребностей, предлагаем разграничить академические библиотеки, обеспечивающие научные потребности фундаментальной науки, и библиотеки отраслевых НИИ и КБ, способствующие проведению прикладных научных исследований. Учебные библиотеки в зависимости от вида удовлетворяемых потребностей можно разделить на библиотеки высших и средних специальных учебных заведений, школ и внешкольных заведений, а также - учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Среди управленческих по названному критерию выделяют библиотеки, удовлетворяющие потребности, связанные с законодательной, исполнительной и судебной деятельностью, а также библиотеки политических партий и объединений, в результате деятельности которых формируются органы и политика управления (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Классификация специальных библиотек по социальному назначению

Еще одним критерием классификации библиотек, формируемых обществом, являются их учредители. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, создаваемые индивидом (личные) и учреждаемые обществом (общественные). На следующем уровне деления среди библиотек, учреждаемых обществом, следует отличать библиотеки, учреждаемые государством, и негосударственные библиотеки.

В Беларуси библиотеки, учреждаемые государством, в свою очередь, можно разделить на библиотеки республиканских и местных органов власти. Учредителями библиотек на республиканском уровне выступают разные министерства и ведомства (министерства культуры, образования, здравоохранения, обороны, внутренних дел и другие, государствен-

ньіе комитеты по науке и технологиям, физической культуре и спорту и другие, администрация президента, прокуратура и т.д.), а на местном - областные, районные, городские, поселковые, сельские органы власти и самоуправления. На последнем уровне деления данная классификация может включать библиотеки конкретных государственных предприятий, организаций и учреждений.

Негосударственные библиотеки в соответствии с учредителями делятся на библиотеки негосударственных предприятий, организаций и учреждений. Среди библиотек негосударственных организаций можно выделить профсоюзные библиотеки, библиотеки разных партий и объединений, общественных фондов и т.д. К библиотекам негосударственных учреждений следует относить, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений. Схематически первые уровни деления классификации общественных библиотек представлены на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Классификация общественных библиотек в соответствии с учредителями

Государством определяется также ряд критериев, по которым можно проводить классификацию библиотек. Важнейшими среди них являются форма собственности, статус учреждений, степень их доступности, административно-территориальное деление.

Конституцией Республики Беларусь в стране определены две формы собственности: государственная и частная, поэтому в соответствии с этим критерием на первом уровне деления можно выделить государственные и частные библиотеки. К частным библиотекам в данном случае целесообразно относить библиотеки всех предприятий, организаций и учреждений, доля государственной собственности в которых составляет менее 50%, а также самостоятельные библиотеки, финансируемые за счет частных средств, в том числе благотворительных взносов и пожертвований.

По юридическому статусу различают самостоятельные и несамостоятельные библиотеки. К самостоятельным относят библиотеки, зарегистрированные в соответствующих органах государственной власти как самостоятельные организации с правом юридического лица. Все остальные, . т.е. являющиеся структурными подразделениями каких-либо организаций,

предприятий и учреждений, являются несамостоятельными. К самостоятельным библиотекам в Беларуси относятся Национальная библиотека Беларуси, отраслевые республиканские библиотеки, областные библиотеки, ЦБС публичных библиотек, публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС. Остальные библиотеки, в том числе школьные, других учебных заведений, библиотеки-филиалы ЦБС и иные являются несамостоятельными.

Органами государственной власти также определяется процедура присвоения разным организациям, в том числе библиотекам, статуса научных учреждений. Научными считаются библиотеки, осуществляющие научную деятельность в области библиотековедения и смежных дисциплин. По правилам дихотомии все остальные библиотеки необходимо считать вненаучными (употребляем это слово в связи с отсутствием более удачного термина).

Одной из старейших и часто применяемых является классификация библиотек по административно-территориальному делению. Данный критерий нестабилен, так как административно-территориальное деление каждой страны время от времени под влиянием ряда факторов меняется: появляются новые территориальные единицы, площадь государства, уменьшается или увеличивается, изменяется структура административно-территориального деления, возникают новые населенные пункты, а другие - прекращают свое существование. В соответствии с современным административно-территориальным делением Беларуси можно выделить следующие библиотеки: республиканские, областные, районные, городские, поселковые и сельские.

Действующими в государстве нормами также определяется степень доступности библиотек. В соответствии с данным критерием выделяют общедоступные библиотеки и библиотеки с ограниченным доступом. Под общедоступностью необходимо понимать право и возможность для каждого члена общества посещать библиотеку и пользоваться ее услугами без каких либо ограничений по расовым, национальным, религиозным, физическим либо иным признакам. Л.В. Солоненко предприняла попытку провести дальнейшую классификацию общедоступных библиотек. Общедоступными в первую очередь считаются публичные библиотеки. Однако и их общедоступность необходимо понимать с учетом ряда ограничений. Так, публичные библиотеки обслуживают на абонементе только жителей своего населенного пункта (района, микрорайона города); многие из них под предлогом заботы о сохранности фондов отказывают в своих услугах студентам. Практически все публичные библиотеки республики не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, что также снижает уровень их общедоступности.

Библиотеки, функционирующие в структуре предприятий, организаций и учреждений, работают в режиме ограниченного доступа и обслуживают, как правило, только своих сотрудников. Вместе с тем степень доступности в библиотеках данной группы разная. Например, режим доступа в школьную библиотеку более благоприятен, чем в библиотеку промышленного предприятия, а тем более военного ведомства. Это также может служить критерием для дальнейшей дифференциации библиотек данной группы.

Следует разграничивать критерий доступности и критерий платности. В соответствии с последним выделяют платные и бесплатные библиотеки. Пользование услугами большинства общественных библиотек явля-

ется бесплатным. К платным относятся библиотеки, действующие на коммерческой основе и взимающие разовую или абонентскую плату за пользование услугами. Это, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений.

В качестве внешней среды для отдельных библиотек выступает также государственная система библиотек. В зависимости от выполняемых функций, в системе можно выделить центральные и низовые библиотеки. С учетом того, какая система является объектом классификации, одна и та же библиотека в разных ситуациях может выступать то центральной, то низовой. Так, ЦБ в составе ЦБС является центральной по отношению к другим библиотекам системы, что и отражено в ее названии. Но в системе библиотек области она уже будет низовой, а место центральной займет областная библиотека.

В пределах республиканской системы библиотек также существует разграничение сфер деятельности. В зависимости от территории, которую охватывает сфера обслуживания библиотеки, различают республиканские, областные, районные, городские, сельские, а также библиотеки отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Исходя из понимания библиотеки как четырехэлементной системы, элементами внутренней среды, генерирующими классификационные признаки, являются библиотечный фонд, контингент пользователей, персонал и материально-техническая база.

Основными критериями классификации библиотек, определяемыми библиотечным фондом, являются содержание и форма документов, общий объем фонда и запрограммированная активность его использования.

Классификация библиотек по содержанию собранных ими документов является одной из наиболее традиционных и устоявшихся. В соответствии с ней принято выделять универсальные и отраслевые библиотеки (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Классификация библиотек по основным признакам фонда

Универсальными являются те из них, которые располагают фондом по разным отраслям знаний, а фонд отраслевых сключает документы по одной либо нескольким отраслям. Отраслевые библиотеки, в свою очередь, можно разделить на гуманитарные, технические, медицинские и др. К универсальным традиционно относят НББ, областные и публичные библиотеки. Универсальными по составу своих фондов также являются библиотеки университетов и школ. К отраслевым в первую очередь относят специальные библиотеки отдельных предприятий, учреждений и организаций. Вместе с тем данный критерий является одним из самых нечетких, так как в любой библиотеке есть хотя бы несколько универсальных справочных изданий, что фактически делает универсальной ее саму. Библиотеки средних специальных учебных заведений можно отнести к специальным с большой долей условности, так как в этих заведениях, кроме специальных, изучают и общеобразовательные дисциплины и соответственно комплектуют по ним фонд литературы.

В зависимости от видов документов, составляющих фонд библиотек, целесообразно выделять универсальные и специализированные библиотеки. Универсальными в данном случае являются библиотеки, фонд которых состоит из различных видов документов, а к специализированным относятся библиотеки, фонды которых содержат отдельные виды документов. Специализированные, в свою очередь, делятся на библиотеки произведений печати, микроформ и электронные. Среди библиотек произведений печати можно выделить библиотеки патентов, стандартов и др. Как и предыдущий, данный критерий классификации тоже не является четким, потому что в большинстве библиотек наряду с основными, имеются, хотя и в небольшом количестве, другие виды документов.

Классификация библиотек по объему фонда предусматривает их распределение по группам в зависимости от количества документов. В соответствии с данным критерием ЮНЕСКО дифференцирует публичные библиотеки на четыре группы: имеющие до 2000 томов, от 2001 тома до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов и более 10 000 томов. Для школьных библиотек ЮНЕСКО по данному признаку предлагается другая классификация. В последнем варианте в связи с ростом объемов фондов библиотек ЮНЕСКО изменены количественные параметры границ и уже выделены библиотеки, имеющие до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов, от 10 001 тома до 20 000 томов и более 20 000 томов. ЕС в рамках программы “UBECON 2000” предлагает иную группировку библиотек в зависимости от объема их фондов. В Беларуси не существует четкой, закрепленной в регламентирующих документах дифференциации библиотек по данному признаку, поэтому между классами не могут быть установлены необходимые количественные границы.

Заранее заданная активность использования фондов библиотек является основанием для выделения библиотек-депозитариев и библиотек- репозитариев. Правда, вторая часть из названной дихотомии при обозначении библиотек практически никогда не используется.

Основными признаками классификации библиотек, определяемыми контингентом пользователей, являются их возраст, физические возможности и количество (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Классификация библиотек по основным признакам контингента пользователей

В зависимости от возраста пользователей необходимо выделять библиотеки универсальные и специализированные. К универсальным относятся библиотеки, обслуживающие различные возрастные категории пользователей. Это в первую очередь соответствующие виды публичных библиотек. Специализированными необходимо считать библиотеки, обслуживающие пользователей определенной возрастной группы: детей, юношество или взрослых. Таких библиотек большинство. Так, детскими являются ЦБС детских публичных библиотек, детские библиотеки-филиалы смешанных ЦБС, школьные библиотеки, библиотеки внешкольных и детских организаций. Юношество обслуживается таким видом специализированных библиотек, как библиотеки ПТУ и ССУЗов. Остальные библиотеки, т.е. научные, производственные и управленческие, обслуживают только взрослых пользователей.

В зависимости от психофизиологических возможностей пользователей также необходимо выделять универсальные и специализированные библиотеки.

К универсальным в данном случае относятся библиотеки, обслуживающие разные группы пользователей, выделенные по указанному параметру, а к специализированным только те, которые ориентиро-

ваны на работу с определенными категориями пользователей. Среди них выделяют библиотеки для лиц без физических ограничений и лиц с определенными видами ограничений в физическом и психическом развитии. Большинство библиотек Беларуси в данном случае необходимо относить к специализированным, так как они ориентированы на обслуживание пользователей, не имеющих ограничений в психофизическом развитии, и поэтому не могут считаться универсальными в соответствии с названным параметром. Даже публичные библиотеки республики, которые по своему статусу должны обслуживать разные категории пользователей, не располагают фондами, предназначенными для людей с нарушением зрения, разными формами психических заболеваний. Они также, как мы уже отмечали, архитектурно и технологически не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Еще один из видов специализированных составляют библиотеки для слепых и слабовидящих, которые в республике представлены системой БѳлОИЗ. Особый вид специализированных включает библиотеки для лиц с нарушениями психического развития, в том числе - соответствующих спецшкол.

Классификация библиотек по количеству пользователей, как и классификация по объему фонда, часто используется в статистических группировках, а также в регламентирующих документах. Так, при определении типовых штатов ЦБС Республики Беларусь объединены в четыре группы ЦБС, ЦБ которых имеют менее 1750 пользователей, 1750-2449 пользователей, 2450-3849 пользователей и более 3850 пользователей. В постановлении по отнесении библиотек к группам по оплате труда руководителей предложена классификация ЦБС на четыре группы: 10-25 тысяч, 25-45 тысяч, 45-75 тысяч и более 75 тысяч пользователей. Для библиотек других видов разграничения произведены по иным количественным границам.

В отличие от фонда и контингента пользователей признаки персонала значительно реже применяются при классификации библиотек. Первейшим среди них является наличие в библиотеке штатных сотрудников. Такой критерий классификации, например, является важнейшим в немецкой библиотечной статистике, которая выделяет библиотеки с персоналом и без штатного персонала.

При классификации библиотек в зависимости от количества штатных сотрудников выделяют группы библиотек, не имеющие штатных сотрудников, с одним сотрудником, с 2-5 сотрудниками и так далее в зависимости от целей исследования.

В соответствии с параметрами материально-технической базы библиотек также можно выделить ряд критериев классификации. Например, в зависимости от технического состояния зданий различают библиотеки, требующие капитального ремонта, текущего ремонта и не требующие ремонта. Данная классификация активно используется в библиотечной статистике. Библиотеки классифицируются в зависимости от площади занимаемых помещений. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, имеющие площадь до 50 кв. м, 50-100 кв. м и т.д. Техническая оснащенность библиотек также является основанием для определения многих признаков их классификации. Только в соответст-

вии с одним из них - наличием доступа в компьютерные сети - можно выделить три группы: библиотеки, не имеющие доступа в компьютерные сети, библиотеки, имеющие доступ в локальную сеть, и библиотеки, имеющие доступ в Интернет.

Так как фасетная классификация позволяет более полно отразить значимые, с точки зрения исследователя, признаки библиотек, и они на равных условиях могут быть положены в ее основу, мы построили такую классификацию библиотек в соответствии с названными выше признаками (см. табл. 5.2). Предложенный нами перечень классификационных признаков, которые определяются факторами внешней и внутренней среды деятельности библиотек, не является исчерпывающим; соответственно не может быть исчерпывающим и перечень выделенных классов библиотек. В зависимости от задач, которые стоят перед исследователем, спектр критериев классификации можно расширить, либо классификация может быть продолжена на более мелких уровнях деления по уже выделенным признакам. Это позволит определить новые классы библиотек.

Таблица 5.2

ФАСЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БИБЛИОТЕК*

В основу положена библиотечная система Республики Беларусь

bgcolor=white>1. Общественные 1.1. Государственные республиканских органов власти:

Министерства культуру Министерства образования Министерства здравоохранения Министерства сельского хозяйства

Министерства внутренних дел

Министерства обороны Гэсударственного комитета по науке и технологиям Гэсударственного комитета по физической культуре и спорту Администрации Президента других министерств и ведомств;

местных органов власти и самоуправления:

областных органов власти и самоуправления районных органов власти и самоуправления городских органов власти и самоуправления поселковых органов власти и самоуправления сельских органов власти и самоуправления

1 2 3
и повышению

квалификации

управленческие

законодательных органов власти

исполнительных органов власти

судебных органов власти партийных организаций и объединений 3. Личные

Учредители

1 2 3
1.2. Негосударственные

негосударственных

организаций

негосударственных

предприятий

негосударственных

учреждений

Государство Форма собственности Го сударственные Частные
Юридический статус Самостоятельные

Несамостоятельные

Научный статус Научные

Вненаучныѳ

Административно

территориальное

Республиканские

Областные

Районные

Городские

Поселковые

Сельские

Доступность Общедоступные С ограниченным доступом,
Платность

обслуживания

Платные

Бесплатные

Система библиотек Статус Центральные
Зона обслуживания Республиканские

Областные

Районные

Городские

Поселковые

Сельские

Предприятий,

организаций и

учреждений

1 2
Элементы внутренней среды библиотеки
Библиотечный Содержание

документов

Универсальные

Отраслевые

Форма документов 1. Универсальные

2. Специализированные

произведений печати

микроформ

электронные

Объем фонда Менее 2000 экз. 2001 - 5000 экз. 5001 - 10 000 экз. Более 10 000 экз.
Запрограммированная активность использования Репозитарные Депозитарные "
Контингент

пользователей

Возраст

пользователей

1. Универсальные

2. Специализированные:

детские юношеские для взрослых

Психо

физиологические

возможности

пользователей

1. Универсальные

2. Специализированные

для лиц, не имеющих ограничений в развитии для слепых и слабовидящих для лиц с нарушениями психики

Количество

пользователей

Менее 1750 пользователей 1750 - 2449 пользователей 2450 - 3849 пользователей Более 3850 пользователей
1 2 3
Персонал Наличие штатного персонала С персоналом

Без штатного персонала

Количество

сотрудников

Без сотрудников С одним сотрудником С 2 -5 сотрудниками С 6 - 10 сотрудниками С 10 - 50 сотрудниками С 51 - 100 сотрудниками Более 100 сотрудников
МТБ Техническое состояние здания Требует капитального ремонта

Требует текущего ремонта

Не требует ремонта

Площадь помещений До 50 кв. м 51 -100 кв. м 101 - 500 кв. м 501 - 1000 кв. м Более 1000 кв. м
Степень доступа в компьютерные сети Не имеющие доступа в сеть

Имеющие доступ в локальную сеть Имеющие доступ в Интернет

Выделенные нами в предлагаемой фасетной классификации ряды могут быть использованы при построении более сложных иерархических и многоаспектных видов классификации. В качестве примера такого многофункционального подхода к использованию предложенной классификации предлагаем разработанную на ее основе классификацию библиотек, предназначенную для национальной библиотечной статистики. Она построена по принципам многомерной классификации и с учетом специфики библиотек Беларуси.

1. Общие библиотеки

1.1. Национальная библиотека Беларуси

1.2. Областные универсальные библиотеки

1.3. Районные ЦБС публичных библиотек

1.3.1. Городские публичные библиотеки

1.3.2. Сельские публичные библиотеки

1.4. Городские ЦБС публичных библиотек

1.5. Публичные библиотеки предприятий, организаций и учреждений

1.5.1. Публичные библиотеки БелОИЗ *

1.5.1.1. ЦБ БелОИЗ

1.5.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений БелОИЗ

1.5.2. Публичные профсоюзные библиотеки

1.5.3. Публичные библиотеки санаториев и домов отдыха

1.5.4. Публичные библиотеки других предприятий, организаций и учреждений

2. Специальные библиотеки

2.1. Научные библиотеки

2.1.1. ЦНБ НАН

2.1.2. Библиотеки отраслевых НИИ НАН

2.1.3. Библиотеки отраслевых НИИ и КБ

2.2. Учебные библиотеки

2.2.2. Библиотеки высших учебных заведений

2.2.2.1. ФБ Б ГУ

2.2.2.2. Библиотеки классических университетов

2.2.2.3. Библиотеки специализированных вузов

2.2.2.3.1. Библиотеки педагогических вузов

2.2.2.3.2. Библиотеки технических вузов

2.2.2.3.3. Библиотеки экономических вузов

2.2.2.3.4. Библиотеки сельскохозяйственных вузов

2.2.2.3.5. Библиотеки медицинских вузов-

2.2.2.3.6. Библиотеки спортивных вузов

2.2.2.3.7. Библиотеки вузов культуры

2.2.3. Библиотеки ССУЗов и ПТУ

2.2.3.1. Библиотеки ССУЗов

2.2.3.1.1. Библиотеки педагогических ССУЗов

2.2.3.1.2. Библиотеки технических ССУЗов

2.2.3.1.3. Библиотеки экономических ССУЗов

2.2.3.1.4. Библиотеки сельскохозяйственных ССУЗов

2.2.3.1.5. Библиотеки медицинских ССУЗов

2.2.3.1.6. Библиотеки спортивных ССУЗов

2.2.3.1.7. Библиотеки ССУЗов культуры

2.2.3.2. Библиотеки ПТУ

2.2.4. Библиотеки школ

2.2.4.1. Библиотеки общеобразовательных школ

2.2.4.2. Библиотеки специализированных школ

2.2.5. Библиотеки внешкольных заведений

2.2.6. Библиотеки учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов

2.3. Производственные библиотеки

2.3.1. Технические библиотеки

2.3.1.1. РНТБ

2.3.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.2. Сельскохозяйственные библиотеки 2.3.2.1-БелСХБ

2.3.2.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.3. Медицинские библиотеки

2.3.3.1. РНМБ

2.3.3.2. Областные медицинские библиотеки

2.3.3.3. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.4. Спортивные библиотеки

2.3.4.1. РНМБФК

2.3.4.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.5. Библиотеки учреждений культуры

2.3.6. Другие производственные библиотеки

2.4. Управленческие библиотеки

5.5. Порядок пользования межбиблиотечным абонементом (МБА).

5.6. Льготное обслуживание

1.1. Правила пользования Научной библиотекой Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет) (далее – библиотека) являются документом, регламентирующим взаимоотношения между пользователями и библиотекой головного университета. Взаимоотношения между пользователями и библиотеками филиалов университета регламентируют отдельные Правила.

1.2. Правила пользования библиотекой:

- определяют группы физических лиц, являющихся пользователями библиотеки;

- определяют порядок доступа к информационным ресурсам библиотеки, виды услуг и условия предоставления их различным группам пользователей;

- регламентируют права, обязанности, ответственность пользователей и библиотеки.

1.3. Документом, дающим право пользования библиотекой, является читательский билет со штриховым кодом – идентификатором читателя в автоматизированной библиотечной информационной системе (АБИС).

- Для студентов заочной и очно-заочной форм обучения такими документами являются студенческий билет с нанесенным на оборотной стороне штриховым кодом пользователя библиотеки и зачетная книжка.

- Для студентов с академической задолженностью, без продленных студенческих и читательских билетов документом, дающим право на обслуживание только в читальных залах, являются зачетная книжка и справка из деканата.

1.4. Пользователи НБ университета признают достоверность информации о заказанных, полученных, продленных и сданных изданиях, хранящейся в электронном формуляре пользователя АБИС

2. Категории (группы) пользователей библиотеки

2.1. Пользователями являются сотрудники и студенты университета, а также иные лица, зарегистрированные в библиотеке в качестве пользователей.

2.2. Все пользователи библиотеки делятся на следующие группы:

- Пользователи группы А:

§ студенты базового университета;

§ аспиранты дневного отделения;

§ докторанты;

§ преподаватели и сотрудники, зачисленные в штат базового университета (профессорско-преподавательский состав кафедр и учебно-вспомогательные составы);

§ ветераны университета.

- Пользователи группы В:

§ аспиранты заочного отделения;

§ сотрудники служб базового университета, не связанные с учебным процессом;

§ студенты филиалов университета;

§ преподаватели и сотрудники филиалов университета;

§ преподаватели и сотрудники средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, заключившие соглашение с университетом;

§ соискатели ученой степени (в соответствии с договором);

§ слушатели университета;

- Пользователи группы С:

§ преподаватели и сотрудники, работающие в университете по совместительству;

§ иные лица (физические и юридические), не являющиеся сотрудниками и студентами университета и зарегистрированные в качестве пользователей;

3. Права, обязанности и ответственность пользователей библиотеки

3.1. Пользователи всех категорий и групп имеют право:

- получать качественное, оперативное и комфортное библиотечное обслуживание.

- пользоваться услугами беспроводного Интернета (Wi - Fi )

- высказывать письменно и устно свое мнение, замечания, предложения о работе библиотеки, задавать вопросы по организации обслуживания и получать на них ответы и разъяснения, в т. ч. на странице «Гостевая книга» web -сайта библиотеки

- обжаловать неправомерные действия должностных лиц библиотеки, ущемляющих их права, у вышестоящих руководителей

3.2. Пользователи группы A имеют право доступа ко всему комплексу библиотечно-информационных и сервисных услуг библиотеки, обслуживаются на абонементах, в читальных залах, по межбиблиотечному абонементу (МБА). Этой группе пользователей выдается постоянный читательский билет. Срок его действия устанавливается в соответствии со сроком работы или обучения пользователя в университете, но не более одного учебного года.

- Студенты заочной формы обучения, относящиеся к группе А, имеют право получения документов на дом только на абонементе студентов заочной формы обучения.

3.3. Пользователи группы B имеют право частично ограниченного доступа к основным услугам НБ университета и полного доступа к дополнительным услугам и обслуживаются в только в читальных залах. Этой группе пользователей выдается временный читательский билет. Срок его действия устанавливается в зависимости от целипосещения НБ университета от одного дня до года. Срок действия временного читательского билета может быть продлен.

- Преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты филиалов университета имеют право пользоваться услугами МБА и Электронной доставки документов (ЭДД).

3.4. Пользователи группы C имеют право обслуживаться только в читальном зале «Профессорский» на платной основе. Этой группе выдается временный платный читательский билет. Срок его действияустанавливается в зависимости от срока регистрации пользователя в НБ университета.

3.5. Пользователи библиотеки обязаны:

- соблюдать Правила пользования Научной библиотекой ЮУрГУ.

- не передавать читательский билет другому лицу, а также не пользоваться чужими читательскими билетами.

- немедленно сообщать об утере (краже и т.п.) читательского билетав отдел регистрации и учета пользователей библиотеки.

- бережно относиться к взятым в НБ университета изданиям:не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и т.п.

- тщательно просматривать полученные издания и в случае обнаружения дефектов сообщать об этом библиотекарю.

- не выносить книги или иные издания из читальных залов и абонементов без регистрации в электронном формуляре пользователя, или без специального разрешения библиотекаря.

- возвращать издания в установленные Правилами пользования сроки.

- при отчислении или увольнении из университета вернуть все числящиеся за пользователем издания, сдать читательский билет или его дубликат и подписать раздел обходного листа, касающийся НБ университета.

- предъявлять читательский билет при входе в НБ университета.

- при посещении НБ университета сдавать верхнюю одежду в гардероб.

- при посещении читальных залов с открытым доступом к фондам оставлять в гардеробе сумки, портфели, пакеты и т. п.

- соблюдать тишину и порядок во время посещений библиотеки и работы в ее подразделениях.

- не пользоваться сотовыми телефонами в помещениях читальных залов и абонементов.

- не допускать порчи мебели, оборудования, техники, элементов интерьера, информационных и навигационных систем НБ университета.

3.6. Пользователи всех групп несут ответственность:

- за причиненный библиотеке ущербна основании статей 9 и 13 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994 г.);

- в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящими Правилами.

3.7. Пользователи всех групп могут быть привлечены к ответственности:

- за несоблюдение настоящих Правил - в виде предупреждения, которое фиксируется в читательском билете, а также вносится в электронный формуляр пользователя. Пользователь, получивший 1-2 предупреждения в течение всего срока пользования библиотекой, может быть лишен права пользования ее ресурсами и услугами сроком от 2 недель до 3-х месяцев. Пользователь, получивший 3 и более предупреждения, может быть лишен права пользования библиотекой;

- за утрату, порчу читательского билета – в виде компенсации причиненного ущерба в размере стоимости читательского билета со штриховым кодом или утраченный штриховой код;

- за порчу штриховых кодов, нанесенных на экземпляры изданий - в виде компенсации причиненного ущерба в размере установленной стоимости за 1 испорченный штриховой код издания;

- за порчу изданий, предоставленных НБ университета во временное пользование (пометки, подчеркивания, вырывание и загиб страниц) – в виде лишения права пользования НБ университета сроком от 2 недель до 6 месяцев. Вырванные страницы пользователь восстанавливает путем копирования страниц аналогичного издания. Ответственность за порчу изданий несет лицо, пользовавшееся изданием последним (согласноэлектронной записи истории книговыдачи данного экземпляра в АБИС) и не заявившее о дефектах при выдаче ему этого издания;

- за утрату изданий, предоставленных НБ университета во временное пользование, – в виде замены их такими же изданиями или изданиями, признанными НБ университета равноценными по содержанию. В случае невозможности замены пользователь возмещает НБ университета, в виде компенсации за нанесенный ущерб, денежные средства в размере 5-кратной балансовой стоимости утраченного издания, являющегося единственным экземпляром или редкой книгой и 3-кратной балансовой стоимости для всех остальных изданий;

- - за нарушение сроков пользования изданиями – в размере стоимости сверхнормативного пользования изданием, определяемой п. 2 Прайса , утвержденного Ректором ЮУрГУ.

- за порчу техники, оборудования и мебели в помещениях НБ университета в виде компенсации причиненного ущерба в размере стоимости ремонтно–восстановительных работ.

4. Права, обязанности и ответственность библиотеки
по обслуживанию пользователей

4.1. НБ университета обязана:

- создавать условия для осуществления прав пользователей на свободный доступ к информации и документам из фондов НБ университета;

- повышать качество обслуживания пользователей, расширяя спектр библиотечно-информационных и сервисных услуг, обеспечивая полноту и оперативность их предоставления;

- обеспечивать всем группам пользователей, в соответствии с их правами по отношению к услугам библиотеки, свободный доступ к ее библиотечно-библиографическим и информационным ресурсам и услугам, в т.ч. сервисным;

- информировать пользователей обо всех видах предоставляемых НБ университета ресурсов и услуг;

- совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей, внедряя новые библиотечные и информационные технологии;

- в случае отсутствия в фондах НБ университета необходимых пользователям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

- осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотеку выданных книг, материалов и документов;

- распространять среди университетской общественности информацию о мероприятиях, сервисах и услугах НБ университета;

- создавать и поддерживать комфортные условия для работы пользователей;

- систематически предоставлять пользователям информацию о деятельности НБ университета.

4.2. НБ университета имеет право:

- , подготавливать и вносить на утверждение ректора изменения и дополнения к Правилам пользования НБ университета на основании «Положения о Научной библиотеке ЮУрГУ»;

- подготавливать и вносить на утверждение ректора репертуар, стоимость, дополнительных библиотечно-информационных и сервисных услуг, оказываемых НБ университета на платной основе;

- устанавливать и изменять в зависимости от спроса сроки пользования изданиями и другими материалами из фондов НБ университета;

- выносить пользователям предупреждения за несоблюдение Правил пользования библиотекой и на основании этого ограничивать или лишать их права доступа к библиотечно-информационным услугам;

- извещать деканаты о нарушении студентами Правил пользования НБ университета;

- определять условия использования библиотечно-библиографических и информационных ресурсов НБ университета на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

- не отвечать на сообщения, полученные на странице «Гостевая книга» web-сайта НБ университета, если они высказаны без соблюдения общепринятых норм общения.

4.3. НБ университета несет ответственность:

- за качество обслуживания пользователей и предоставляемых библиотечно-информационных и сервисных услуг;

- за сохранность и безопасность фондов и других библиотечно-библиографических и информационных ресурсов.

5. Порядок обслуживания пользователей в библиотеке

5.1. Регистрация (запись) пользователей .

- Регистрация пользователей всех категорий и групп производится по факту их обращения в библиотеку и на основании приказа ректора о зачислении или приеме на работу в университет;

- Регистрация студентов 1 курса всех форм обучения производится автоматически после занесения информации о них в АБИС на основании приказа ректора о зачислении;

- В отделе регистрации и учета пользователей (ОРУП) заполняется электронный формуляр в АБИС и оформляется читательский билет установленной формы в зависимости от группы пользователя, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами;

- Для регистрации пользователям необходимо предъявить библиотекарю следующие документы:

§ преподавателям и сотрудникам

§ студентам всех форм обучения , в т.ч. магистрам – студенческий билет (или справка из деканата) и паспорт;

§ аспирантам – удостоверение аспиранта установленного образца (или справка из аспирантуры) и паспорт;

§ соискателям ученой степени – договор с университетом, приказ ректора и паспорт;

§ ветеранам университета – удостоверение «Ветеран университета» установленного образца и паспорт;

§ иным лицам , не являющимся студентами и сотрудниками университета и представителям организаций – паспорт и договор (для организаций);

§ сотрудникам служб, не связанных с учебным процессом – служебное удостоверение установленного образца (или справка из отдела кадров университета) и паспорт;

§ абонентам МБА – паспорт, заявление и/или гарантийное письмо от организации, договор на обслуживание по МБА, бланк-заказ по МБА.

- При регистрации пользователь обязан ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и Перечнем услуг, к которым имеет право доступа;

- Об ознакомлении с настоящими правилами свидетельствует подпись пользователя в его читательском билете или ином документе, определяемом НБ университета;

- В случае утери или порчи постоянного или временного (в том числе и платного) читательских билетов пользователям выдается его дубликат. Дубликат выдается на платной основе в соответствии с приказом ректора и действующим на данный период Прейскурантом цен;

- Основанием для выдачи дубликата является заявление пользователя об утере или порче читательского билета, квитанция/чек об оплате его стоимости и возвращенные в НБ университета издания. Испорченный читательский билет сдается в ОРУП;

- При утере дубликата читательского билета второй дубликат выдается на тех же основаниях, что и первый;

- В случае обнаружения пользователем читательского билета после оформления его дубликата, дубликат сдается в ОРУП;

- Наличие у пользователя двух и более читательских билетов расценивается как нарушение Правил пользования НБ университета и может служить основанием для исключения его из числа ее пользователей.

5.2. Перерегистрация пользователей.

- Ежегодно для дальнейшего пользования библиотекой пользователи групп A и B проходят перерегистрацию на новый учебный год в ОРУП в срок с 1 июля по 31 декабря текущего года. Пользователи группы С могут платно перерегистрировать сохраненный платный читательский билет;

- Пользователи, имеющие задолженности в подразделениях библиотеки, не подлежат перерегистрации;

- Для проведения перерегистрации пользователь предъявляет:

§ постоянный или временный читательский билет;

§ продленный студенческий билет, либо удостоверение;

§ паспорт.

5.3. Порядок пользования читальными залами .

- Выдача изданий в читальном зале с закрытым доступом к фондам осуществляется на основании заполненного читательского требования установленного образца;

- В читальных залах с открытым доступом к фондам пользователь сам отбирает необходимые издания с книжных полок. Все снятые с полок издания возвращаются на специальные тележки;

- Выдача изданий в читальных залах с закрытым доступом к фондам регистрируется в электронном формуляре пользователя;

- При отсутствии изданий в фондах читальных залов, они запрашиваются, по согласованию с пользователем, из основного книгохранилища. Эти издания могут быть забронированы на срок до 5 дней при отсутствии спроса на них;

- Число изданий, единовременно выдаваемых в читальном зале с закрытым доступом к фонду, ограничивается 10 экземплярами, из них 5 экземпляров выдается из фонда читального зала и 5 экземпляров - из фонда основного книгохранилища;

- Срок пользования изданиями из фондов читальных залов ограничивается временем работы читального зала в течение дня;

- По запросу пользователей выдача изданий, не являющихся единственными экземплярами, из фондов читальных залов может осуществляться и на короткий срок (1 сутки), а в выходные и праздничные дни- до 2 суток;

- При повышенном спросе на отдельные издания, время пользования ими может быть ограничено, но не менее 2 часами;

- Экземпляры основного хранения (первые и единственные экземпляры в библиотеке), энциклопедии, справочные, периодические, реферативные и др. информационные издания, редкие и ценные книги, неопубликованные материалы (диссертации), издания из фонда документов ограниченного пользования (ДОП),выдаются пользователям для работы только в читальных залах.

5.4. Порядок пользования абонементами библиотеки .

- Выдача изданий осуществляется на основании заполненного читательского требования установленного образца и регистрируется в электронном формуляре пользователя;

- Каждое название издания выдается только в одном экземпляре;

- Срок пользования изданиями определяется классом выдаваемого экземпляра, зафиксированного в АБИС;

- Срок пользования изданиями может быть продлен при отсутствии спроса на них;

- Все издания, взятые студентами в истекшем учебном году, возвращаются в срок до 5 июля. Исключение составляют издания, необходимые для прохождения производственной практики. Срок пользования изданиями продлевается при наличии справки из деканата, по окончании практики они возвращаются.

5.5. Порядок пользования межбиблиотечным абонементом (МБА) .

- Для получения отсутствующих в фондах НБ университета изданий по МБА пользователь заполняет бланк заказа установленной формы, отдельно на каждое запрашиваемое им издание;

- Срок пользования изданиями, полученными по МБА, устанавливается библиотекой города или страны, предоставившей их, и не продлевается;

- Издания, полученные по МБА, выдаются пользователям для работы только в читальном зале;

- Услугами МБА НБ университета могут воспользоваться также библиотеки других систем, ведомств и организаций на основании заключаемого договора установленной формы сроком 1 год и заполненных бланков заказов установленной формы;

- Срок выполнения НБ университета заказа по МБА 1-5 дней.

- Из фондов НБ университета библиотекам-абонентам МБА не выдаются энциклопедии, справочные, периодические (в т.ч. газеты), реферативные и др. информационные издания, издания из фонда ДСП, нормативно-технической документации, редких и ценных книг, неопубликованных материалов (диссертации) и их авторефератов, а также издания повышенного спроса и единственные экземпляры.

- Издания выдаются библиотеке-абоненту МБА в количестве не более 5 экземпляров, сроком от 10 до 30 дней. Срок пользования отдельными изданиями может быть сокращен или продлен по усмотрению НБ университета.

5.6. Льготное обслуживание пользователей .

Дополнительные права (привилегии) в обслуживании имеют следующие пользователи.

- Профессорско-преподавательский состав базового университета (штат):

§ на обслуживание вне очереди во всех подразделениях библиотеки;

§ на заказ и получение заказанных изданий из основного фонда и отраслевых читальных залов на кафедре выдачи в читальном зале «Профессорский» (202/3д);

§ на заказ изданий из основного книгохранилища по системе «Электронный заказ»АБИС и/илипо электронной почте с указанием ФИО заказчика, кафедры / подразделения университета и срока / даты выполнения заказа;

§ на получение зарубежных изданий из читального зала иностранной литературы на короткий срок (не более 1-го месяца).

- Аспиранты дневной формы обучения:

§ на заказ изданий из основного книгохранилища по системе «Электронный заказ»АБИС и/или по электронной почте с указанием ФИО заказчика, кафедры / подразделения университета и срока / даты выполнения заказа;

§ на получение зарубежных изданий из читального зала иностранной литературы на короткий срок (не более 2-х недель).

- Ветераны университета, сотрудники управлений, отделов, служб и других структурных подразделенийбазового университета, не связанные с учебным процессом:

§ на получение литературно-художественных изданий и изданий для досуга на абонементе художественной литературы при наличии удостоверения сотрудника или ветерана университета.

- Пользователи с ограниченными физическими возможностями:

§ на получение изданий из читальных залов сроком не более 2суток.

- Сотрудники библиотеки:

§ на получение изданий из фондов основного книгохранилища и читальных залов в режиме «служебный абонемент» на срок не более 15 дней.

С полным текстом «Правил пользования НБ ЮУрГУ» можно ознакомиться в отделах обслуживания библиотеки.

Развивающиеся процессы информатизации общества, компьютеризация деятельности социальных институтов (школ, вузов, фирм, системы здравоохранения и других институтов, с которыми человек сталкивается в реальной жизни), появление компьютеров, видео в семьях изменили требования людей и к сфере библиотечного обслуживания.

В чем проявилось изменение потребностей? Какие новые потребности прослеживаются в последнее десятилетие? Конечно, спрос имеет свою специфику для разных типов библиотек и для каждой конкретной библиотеки. Но можно выявить и общие для всех библиотек изменения.

В библиотеки по-прежнему обращаются за книгой, журналом, газетой, за копиями статей из них. Но уже просят также аудио, видеокассету или компакт-диски, хотят получить возможность перезаписать информацию с библиотечных CD-ROM на свои собственные.

Библиотеки, как и всегда, выполняют библиографические справки, но увеличился спрос на тематические, библиографические и фактографические справки. Растет число запросов на правовую, экономическую информацию. Выполнить их библиотека уже не может, опираясь только на библиографические картотеки и не используя, скажем, юридическую базу данных «Юрист» или «Зан» и др. На помощь в выполнении справок приходят диски CD-ROM.

Свои специфические потребности имеют такие относительно новые, выделяемые библиотеками группы пользователей, как: депутаты, работники администрации, предприниматели, фермеры, лица, потерявшие работу и пытающиеся переквалифицироваться.

Во всех типах библиотек растет число пользователей-студентов. Нынешняя ситуация с наплывом студенчества во многом временная, связанная с появлением новых, в том числе коммерческих, учебных заведений, не имеющих библиотек; с недостатком новых учебных пособий, что побуждает преподавателей рекомендовать учащимся монографии, статьи; с изменившимся ввиду материальных трудностей режимом работы многих вузовских библиотек (открыты до 17-18 часов).

Наиболее спрашиваемые темы - бизнес, демократия, казахская история в древние века, предреволюционный период, андеграунд, литература русского зарубежья, философия, этика, социология, экология, иностранные языки.

Интерес к прошлому и настоящему своего края, своего народа стимулирует обращение пользователей к краеведческой литературе, изданиям на национальных языках.

Переосмысление основ библиотечно-информационного обслуживания базируется на изучении специфики информационных потребностей, степени их удовлетворения, уровня научно-информационной культуры потребителей. Происходит переосмысление функций библиотеки в эпоху информатизации общества и перехода от управления потоками и массивами документов к управлению самой информацией. В связи с этим актуальным является создание индивидуализированных систем обслуживания, которые удовлетворяют каждого потребителя, учитывают общее и индивидуальное в его интересах. Это стало возможным благодаря электронным технологиям, когда читатель может получать информацию, не посещая библиотеку.

Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Кроме пользователей, которые находятся физически в сфере обслуживания библиотеки, в неё «входят» через локальные сети или с помощью Интернет люди, которых библиотекарь не знает лично, а лишь обнаруживает их адресные данные на своих серверах. Нельзя сказать, что такой виртуальный пользователь совсем новое для библиотеки явление.

В далекой ретроспективе библиотекой пользовался читатель, который просматривал книги из её фонда в помещении библиотеки. С развитием книгопечатания и соответственно доступности изданий, библиотеки стали выдавать книги на дом по абонементу. Человека, бравшего таким образом книги, журналы и др., называли в XIX в. подписчиком. Посещение библиотеки подписчиком было более кратковременным и редким, чем читателя-пользователя читальни (читального зала).

В середине XIX в. появляется читатель, не посещающий библиотеку, иногородний подписчик. Чтобы выполнить запросы этих читателей, библиотеки стали использовать формы обслуживания, которые уже в XX в. получили название заочного абонемента и межбиблиотечного абонемента. В начале XX в. возникли справочное обслуживание по телефону и пользователь этой формы обслуживания.

В условиях межбиблиотечного абонемента, заочного абонемента, справочного обслуживания по телефону библиотека впервые стала обслуживать пользователей (абонентов), которые находятся вне поля зрения библиотекаря и для которых сам библиотекарь невидим. Сегодня такого пользователя мы называем виртуальным. Понятие «виртуальный» здесь рассматривается как «такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться» . Существуют и другие точки зрения на понятие «виртуальный».

В конце XX в. в условиях развития локальных сетей и Интернет появляется новая разновидность удаленного (виртуального) пользователя. Если сведения об абонентах межбиблиотечного абонемента, заочного абонемента поступают через бланк-заказ межбиблиотечного абонемента, письмо читателя при заочном абонементе, данные о читателе при телефонном запросе записываются в документах справочной службы, то есть достаточно полно отражаются на бумажном носителе, то единственным идентификатором нового удаленного пользователя является его код, который фиксируется на сервере библиотеки .

Итак, сегодня наблюдается тенденция увеличения категории удаленных от библиотеки пользователей, а следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации.

Характерной особенностью новой категории удаленных пользователей является высокая информационная культура. Некоторые из них проявляют живой интерес к развитию библиотечного дела. Так, в сети Интернет есть страница «Переписка и обсуждение библиотечных проблем», в рамках которой её пользователи (и, очевидно, одновременно читатели библиотек), рассматривая проблемы цифровых библиотек, высказали заинтересованность в привлечении к их решению библиотекарей как профессионалов. Это свидетельствует о возможных новых гранях взаимоотношений библиотеки и пользователей.

На изменение потребностей пользователей, библиотеки отвечают конечно изменением предоставляемых услуг, которое сопровождается изменением технологии их производства, структуры (организации) обслуживания, изменением всей библиотечной среды .

В последнее десятилетие библиотеки не ограничиваются наблюдением за меняющимися запросами, но все чаще прибегают к маркетинговому исследованию, для проведения которого приглашают социологов, психологов. При этом исследуется мнение пользователей об обслуживании по широкому спектру вопросов (услуги, отказы, степень комфорта, режим работы, требования к библиотекарю и др.), а также изучается информационный рынок в целом. Таким образом, библиотека обретает механизм постоянного положительного изменения. На базе этих исследований библиотеки определяют возможные новые услуги, связанные с современными техническими средствами и информационными технологиями .

Библиотеки предоставляют электронный каталог, проблемно-ориентированные базы данных (в том числе, библиографические, реферативные, полнотекстовые базы данных на CD-ROM), делают распечатки из них, запись на дискеты пользователя.

Выполняют копии звукозаписей, видеозаписей, предлагают услугу сканирования документов, выдают напрокат видео и другую аппаратуру. Полнотекстовые электронные документы тоже становятся доступными пользователям. Предоставляются сетевые услуги (Интранет, Интернет), машинное время для персонального пользователя ПЭВМ, распространяются программно-информационные продукты. В рамках Интернет предлагаются электронная почта, WEB-страницы, телеконференции. На WEB-серверах библиотек, как правило, можно найти самую новую информацию, в ряде случаев обеспечивается возможность выхода к электронным каталогам, базам данных с различными запросами, при этом к платным базам данных нет свободного доступа. В Интернет сейчас широко используются мультимедийные технологии, позволяющие организовать трехмерное пространство, представлять не только статическую визуальную информацию (текст, графика), но и динамическую (речь, музыку, видео, анимацию и др.)

По-прежнему пользуются вниманием пользователей услуги ксерокопирования, факса. Расширяется спектр информационноемких услуг, эффективных только при использовании компьютерных технологий и предполагающие анализ текста. Это фактографические, концептографические, аналитические, переводческие услуги. Так, библиотеки проводят маркетинговый анализ, конъюнктурные исследования, предоставляют аналитические обзоры, дайджесты, фактографические досье на основе данных Интернета. Эти формы услуг особенно необходимы специалистам местной администрации (информационное обеспечение местного самоуправления сейчас - одна из задач муниципальных библиотек), представителям малого и среднего бизнеса.

Одновременно, выполняя такие услуги, библиотекари овладевают методами научного исследования, деятельность библиотекаря приобретает более высокий интеллектуальный уровень.

Маркетинговые исследования являются основой для разработки библиотеками целевых комплексных программ, значимость которых признается и финансируется администрацией региона.

Следуя за потребностями пользователей, многие публичные библиотеки особое внимание уделяют предоставлению информации для населения, оперативной информации о том, где можно получить то или иное образование, купить определенный товар, посмотреть спектакль, как добраться до пункта назначения, как провести свадьбу, проводы на пенсию, как накрыть праздничный стол, где находится та или иная организация (справки по поиску адресов учреждений, предприятий весьма распространены) и т. п.

Выполняются и такие услуги, как сверка цитат и библиографических ссылок для дипломных и диссертационных работ, публикаций, что ранее редко практиковалось из этических соображений.

Рост числа студентов побуждает некоторые универсальные библиотеки заключать с коммерческими учебными заведениями договора на обслуживание их учащихся (договорные услуги). Заключают договора о комплексном информационном обслуживании и с департаментом образования. Договорные отношения (на комплексное обслуживание, включающее разные услуги) складываются у библиотек с предприятиями, фирмами.

Развиваются обучающие услуги, в частности, занятия, курсы, консультации по работе в Интернет (известна, например, форма «День Интернет»), пользованию электронными каталогами, базами данных. По-прежнему ведутся библиотечно-библиографические занятия, работают молодежные клубы (английского языка, клуб молодых экономистов и юристов и др.).

Некоторые библиотеки выполняют также издательские услуги. Кроме своей продукции (библиографических указателей, методических материалов), публикуют официальные материалы за последние годы, значимые статьи из периодики, аннотированные списки иностранных учебников и др. Изготовляют также визитные карточки, объявления, бланки.

Конечно, и традиционные формы услуг пользуются спросом пользователей: библиографические и фактографические справки, тематические подборки, библиографические списки и, безусловно, выдача книг, периодических издании. Теперь к ним присоединяется выдача компакт-дисков, аудио и видеокассет. Широко распространены платные варианты выдачи изданий (например, ночной абонемент). При проведении встреч, обсуждений, лекториев, гостиных, викторин, конкурсов, экскурсий, организации выставок, презентаций используются видеокассеты, компакт-диски.

Предоставляемые сегодня библиотеками услуги отражают переходный период в деятельности библиотек, противоречие между новыми техническими возможностями и финансовыми, трудовыми ограничениями. Так, информация о наличном фонде за последние несколько лет предоставляется уже посредством электронных каталогов, в то время как основные документные ресурсы пока отражены в карточных каталогах. Однако некоторые библиотеки осуществили конверсию старых каталогов и, таким образом, получили электронный каталог на весь свой фонд.

Вам также будет интересно:

Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...
Строение и функции молекул ДНК и РНК
Мономерными звеньями которого являются нуклиатиды. Что такое ДНК? Вся информация о...
Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора
Городская научно-практическая конференция «Старт в науку» Знаменитые теоремы (теорема...