Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Проблемы образования молодежи в россии. Социологическое исследование "отношение молодежи к сфере образования" Отношение разных категорий людей к современному образованию

Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологическое исследование на тему «Отношение молодежи к сфере образования»

Дата проведения: октябрь-ноябрь 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5 %.

Отношение молодежи к сфере образования

Предлагаем ознакомиться с мнением молодежи о сфере образования - вашему вниманию результаты исследования «Отношение молодежи к сфере образования», проведенного МБУ ММЦ «Шанс» в октябре – ноябре 2017 года.

Для начала мы выяснили, необходимо ли в современном обществе высшее образование. Оказалось, что большая часть респондентов (73 %) считают, что на сегодняшний день высшее образование нужно человеку. Из них 32 % молодежи утверждают, что без высшего образования не найти приличную работу и не стать квалифицированным специалистом. Наиболее распространенным стало мнение о том, что многие выпускники не соответствуют необходимому уровню образованности. Данной позиции придерживается 41 % молодого поколения.

Затем мы решили проанализировать мнение молодежи относительно качества образования в нашей стране. Для этого мы предложили им ряд суждений. В результате большинство респондентов (29 %) выразили свое согласие с тем, что хорошее и качественное образование можно получить в ВУЗах, расположенных в крупных научных центрах России (Москва, Санкт-Петербург).По мнению ¼ части молодежи, качественное высшее образование можно получить и в Тольятти.

В заключительном блоке вопросов мы ставили перед собой цель более подробно узнать о профессиональной ориентации молодежи. Нам удалось выяснить, что основными критериями профессионального выбора для молодежи является высокая заработная плата (56 %) и интересная работа (53 %).

Завершая свое исследование, мы хотели узнать, какие специальности, на взгляд молодого поколения, являются более востребованными на рынке труда. В ходе анализа полученных данных на первом месте оказались информационные технологии (ITспециалисты, системные администраторы, инженеры) – 62 %.

Социологический опрос проведён в октябре-ноябре 2017 г. МБУ ММЦ «Шанс». Опрошено 500 человек, в возрасте от 14 до 30 лет, в г.о. Тольятти. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.


Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке.

Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов. Среди них 48 % мужчин (241 человека) и 52 % женщин (259 человек)

Диаграмма №2 «Укажите Ваш возраст »

По возрасту респонденты разделились на следующие группы: 14-18 лет – 60 % (300 человек), 19-23 лет – 29 % (145 человек), 24-30 лет – 10 % (55 человек).


Диаграмма №3 «Укажите Ваш социальный статус»

1.Учусь – 379 респондентов (78 % респондентов).

Школьник – 222 респондента (46 %)

Студент колледжа – 54 респондента (11 %)

Студент ВУЗа – 103 респондентов (21 %)

2. Работаю – 96 респондент (20 %)

Работаю в сфере услуг – 63 респондента (13 %)

Работаю в сфере производства – 33 респондента (7 %)

3. Учусь и работаю – 107 респондентов (22 %)

4. Другое – 7 респондентов (1 %). Среди ответов встречаются такие, как: не работаю, не учусь и не работаю.


Диаграмма №4 «Как Вы считаете, нужно ли человеку высшее образование?»

Личность формируется в процессе социализации. Как известно, процесс социализации неразрывно связан с обучением и воспитанием. Эти задачи подрастающего поколения решаются в образовательной системе общества.

По мере развития общества происходят значительные изменения в системе образования, во включенности молодежи в образовательную систему. В связи этим мы решили узнать мнение молодежи по поводу необходимости получения высшего образования в современном обществе. Оказалось, что большая часть респондентов (73 %) считают, что на сегодняшний день высшее образование нужно человеку.

Из них 32 % молодежи утверждают, что без высшего образования не найти приличную работу и не стать квалифицированным специалистом. Наиболее распространенным стало мнение о том, что многие выпускники не соответствуют необходимому уровню образованности. Данной позиции придерживается 41 % молодого поколения. Считают, что в высшем образовании скорее нет необходимости 10 % респондентов. Они отмечают, что многие работодатели смотрят на человеческие качества, а не наличие «корочки».

С тем, что образование в современном мире нужно лишь для получения «корочки» согласились 9 % ответивших. Наименее распространенным оказалось мнение о том, что сегодня высшее образование «не дотягивает» до необходимого уровня и нужно обучаться самому. Данный вариант выбрали 7 % респондентов.


Диаграмма №5 «Укажите Ваши мотивы получения высшего образования»

О роли высшего образования для молодежи можно судить по тому, какие мотивы движут молодым поколением при его получении. Оказалось, что основная часть молодежи присваивает образованию практическую функцию и выделяет такие мотивы как стать специалистом в определенной области» - 50 %, «получить высокооплачиваемую работу» - 42 %.

Желанием получить новые знания и саморазвитием при получении образования руководствуются 35 % и 34 % респондентов соответственно. На 1/5 часть опрошенных в данной ситуации оказало влияние требование родителей и желание получить диплом о высшем образовании. 15 % молодежи высшее образование, прежде всего, дает возможность уехать и жить в другом городе.

Незначительное число респондентов видят в высшем образовании возможность избежать службы в вооруженных силах (7 %) и не работать в период обучения (6 %). Свои варианты предложили 1 % опрошенных. Среди них: «получить образование другого профиля», «нет мотива», «образование мне не нужно».


Диаграмма №6 «Какое образование Вы считаете для себя достаточным?»

Об отношении молодежи к сфере образование говорит и то, какой уровень образования они считают для себя достаточным. Выяснилось, что больше половины респондентов (70 %) считают для себя достаточным высшее образование (57 %).

Среди них были и те, кто отмечает для себя высшее образование за границей (13 %). Остановится на среднем профессиональном образовании (колледж, техникум, училище) хотят 18 % молодежи, а на среднем (9-11 классов) – 11 %.

Свои варианты предложили 1 % молодежи. Среди них: «несколько высших образований», «СПО, но если будет необходимо, то получить ВПО», «высшие бакалавр + магистр», «самообразование».


Диаграмма №7 «Как Вы считаете, существует ли необходимость послевузовского образования (магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации)?»

Послевузовское профессиональное образование – это программа, в основе которой лежит научно-исследовательская работа специалиста с высшим образованием, направленная на повышение уровня подготовленности. Мы решили узнать у молодежи, как они относятся к послевузовскому образованию и считают ли его получение необходимым.

Полученные данные свидетельствуют о высокой роли послевузовского образования для современной молодежи. Так, большинство ответивших (64 %) считают, что оно является необходимым.

Из них 19 % выбрали вариант ответа «да», а 45 % - «скорее да, чем нет». Отрицательно на данный вопрос ответили 28 % и 8% молодежи, выбрав ответы «скорее нет, чем да» и «нет» соответственно.


Диаграмма №8 «Учитесь ли Вы на данный момент?»

В ходе нашего исследования мы хотели узнать, какое количество молодежи обучаются в настоящее время в учебных заведениях.

Оказалось, что основная часть респондентов (78 %) в данный момент обучаются. Не учатся лишь 22 % молодежи.


Диаграмма №9 «Если Вы не учитесь и не собираетесь учиться, то почему?»

Так как среди респондентов были те,кто в настоящее время не обучается, нам было важно узнать, в чём заключаются причины.

Мы выяснили, что основной причиной является наличие у участников опроса высшего образования (52 %). 12 % респондентов сообщили о том, что им трудно сочетать работу и учебу.

Для такого же количества молодежи препятствием в получении высшего образования являются материальные условия. 8 % молодежи на получение образования либо не хватает времени, либо не позволяет возраст.

Отмечают, что не учатся и не собираются учиться в связи с отсутствием для этого стимула 6 % респондентов. Стоит отметить, что среди молодого поколения были и те, кто не может учиться из-за состояния здоровья (2 %).


Диаграмма №10 «С каким из ниже перечисленных высказываний Вы больше всего согласны?»

В настоящее время все более актуальным становится вопрос о качестве современного образования в России. Под качеством образования принято понимать востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Качество образования может быть определено целым рядом признаков:

Оно должно давать значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности;

Предоставлять условия для комфортного проживания;

Обеспечивать хорошее материальное оснащение для учебного процесса;

Обладать достаточным финансовым снабжением;

Иметь достойный преподавательский состав;

Соответствовать запросам потребителей; и т. д.

В связи с этим мы решили узнать мнение молодежи относительно качества образования в нашей стране. Для этого мы предложили им ряд суждений. В результате большинство респондентов (29 %) выразили свое согласие с тем, что хорошее и качественное образование можно получить в ВУЗах, расположенных в крупных научных центрах России (Москва, Санкт-Петербург). Далее следует суждение о том, что качественное высшее образование можно получить во всех ВУЗах других городов (Самара, Казань). С этим согласились 26 % опрошенных.

По мнению ¼ части молодежи, качественное высшее образование можно получить и в Тольятти. Стоит отметить, что среди респондентов были и те, кто высказался в пользу образования за рубежом. Они считают, что хорошее и качественное образование можно получить только за границей (17 %). Среди молодежи были и те, кто высказал личное мнение по данному поводу. Ответы были следующими:

- «зависит от человека», «при большом желании человек будет учиться везде, вне зависимости от того столица это или провинция»;

- «университет дает не знания, он дает навык "Успевать всегда и везде". Учит крутиться. В дальнейшем эти навыки мне очень помогли в работе»;

- «хорошее и качественное высшее образование можно получить в тех вузах, в которых готовят к данной специальности лучше», «не в каждом городе можно получить качественное образование по специальности, например, маркетолог. И не только в Москве и Петербурге можно получить качетвенное образование. В каждом городе есть профессия, которой обучают лучше всего именно в этом городе»;

-«можно получить в процессе самообучения».

Диаграмма №11 «Возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования?» Как известно, квалифицированный специалист имеет возможность зарабатывать хорошие деньги.

Однако сегодня лишь немногим, оканчивая университет, удается устроиться по выбранной специальности. В связи с этим нам было важным узнать, возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования.

Мы выяснили, что лишь незначительная часть респондентов считают необходимым условием хорошего заработка высшее образование. Остальные 83 % молодежи согласны с тем, что в наше время для получения достойной заработной платы высшее образование не нужно.


Диаграмма №12 «Что для Вас является наиболее важным при выборе профессии?»

В современном мире очень часто у молодежи возникают проблемы с самоопределением. Как в плане будущей профессии, так и в жизненных целях в целом.

Когда современная молодежь встает перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество факторов. Нашей целью было узнать, какие именно факторы в первую очередь оказывают влияние на молодое поколение при выборе профессии.

Нам удалось выяснить, что основными критериями профессионального выбора для молодежи является высокая заработная плата (56 %) и интересная работа (53 %).

Хорошие условия труда стоят в приоритете у 36 % респондентов. Такие факторы, как возможности профессионального роста и разнообразие, творчество отметили по 24 % участников опроса. У 1/5 части опрошенных на первом месте при выборе профессии стоит возможность карьерного роста. Такие критерии как гибкий график и престиж профессии для себя выделили по 12 % молодежи, а пользу для общества – 11 %. Оказалось, что наименее значительным в выборе профессии для молодого поколения являются социальные гарантии. Данный вариант выбрало 9 % респондентов.


Диаграмма №13 «Какие факторы влияют (влияли) на Ваш профессиональный выбор?»

Помимо вышеуказанных критериев выбора профессии нами была выделена еще одна группа факторов, влияющих на профессиональный выбор молодежи.

Родителей, как фактор, влияющий на выбор профессии, выбрали 42 % респондентов. Затем следуют система образования (30 %) и территориально положение учебного заведения. Рейтинг учебного заведения оказывает влияние на ¼ часть респондентов, а СМИ на 1/5. Наименее влиятельным в этом плане оказались друзья (8 %).

Свои варианты предложили 8 % молодежи.

Среди них многие выделили личное мнение. Так же встречаются такие варианты, как интерес, качество получаемых знаний, бесплатное обучение, знакомство с профессией и кафедрой до поступления в ВУЗ.


Диаграмма №14 «Как Вы думаете, сложно ли выпускникам ВУЗов устроиться на работу?»

В современном обществе существует мнение о том, что выпускникам ВУЗов достаточно тяжело устроиться на работу. Мы решили узнать у молодежи, так ли это на самом деле.

Оказалось, что молодое поколение согласно с этим утверждением. Так, большая часть респондентов (41 %) высказалось в пользу того, что работодатели ищут работников с опытом, а 35 % считают, что многие работодатели не хотят тратить много времени и денег на обучение персонала.

Другого мнения придерживается приблизительно ¼ часть участников опроса.

По их мнению устроиться на работу сразу после окончания ВУЗа скорее не составит труда, так как многие работодатели с удовольствием принимают на работу молодых специалистов с целью получения знаний и современных подходов к работе.

Важно обратить внимание на то, что лишь 1 % респондентов полагают, что выпускники с легкостью смогут найти любую интересующую их работу.


Диаграмма №15 «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь помогает получить хорошую работу?»

В ходе нашего исследования было важно проанализировать те качества, которые в первую очередь помогают получить хорошую работу. Примечательно, что больше половины респондентов (57 %) основным условием в данной ситуации считают связи и знакомства. Следующим по популярности среди молодежи оказался такой критерий как высокий уровень образования и квалификации.

Данный вариант выбрали 51 % респондентов. Опыт работы как необходимое условие приема на работу отмечает 39 % молодежи. Далее респонденты выбирали такие варианты как обладание актуальной специальностью (28 %) и готовность трудиться с полной отдачей (26 %).

Наименее востребованными, по мнению молодого поколения, оказались такие качества как дисциплинированность и исполнительность (19 %) и инициативность, предприимчивость (18 %).


Диаграмма №16 «Как Вы считаете, какие специальности сегодня более востребованы на рынке труда?»

Завершая свое исследование, мы хотели узнать, какие специальности, на взгляд молодого поколения, являются более востребованными на рынке труда.

В ходе анализа полученных данных мы получили следующие результаты: на первом месте оказались информационные технологии (ITспециалисты, системные администраторы, инженеры) – 62 %, затем следует экология и медицина (профессионалы в области нано технологий).

На третьем месте оказалась такая специальность как строительство (архитектура, дизайн) (23 %). Экономику и юриспруденцию отметили 1/5 часть респондентов. Наименее востребованными на рынке труда специальностями, по мнению молодежи, являются гостиничный сервис, туризм (9 %) и банковское дело, маркетинг (6 %).

1

В проведённом исследовании предпринята попытка изучения субъективного отношения молодежи к современным социально-экологическим проблемам.Подробно рассмотрены проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения. В исследовании принимали участие студенты 1, 2, 4 и 5 курсов, обучающиеся по специальности «Социальная работа» факультета экономики и управления Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.В работе чётко определены цели и задачи, объект и предмет исследования.Представлен методический инструментарий:авторская анкета «Взгляд на экологические проблемы»; проведен качественный и количественный анализ полученных результатов.Обоснована актуальность формирования в массовом сознании студентов идеи о необходимости сегодняшнего решения социально-экологических проблем на региональном уровне, что обеспечит их успешное решение и на глобальном уровне.

молодёжь.

ценности

природная среда

пути решения

окружающая среда

загрязнение

отношение к окружающей среде

экологическое образование

Экологическая проблема

1. Гринёва, Е.А. От экологического просвещения к экологическому образованию для устойчивого развития: ретроспективный анализ / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8 (часть 2). – С. 434-438.

2. Гринёва, Е.А. Экологическое образование через сердце. Настольная книга для педагога: учебно-методическое пособие / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 105 с.

3. Давлетшина, Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Х. Давлетшина. – М., 2015. – 26 с.

4. Кочетков, Н.В. Определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи // Социальная психология и общество. / Н.В. Кочетков. – 2011. - №1. –С.83-96.

5. Николина, В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: автореферат дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / В.В. Николина. – СПб., 1999. – 28 с.

Библиографическая ссылка

Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20686 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В данной работе рассматривается отношение молодых людей – выпускников школы и студентов вузов – к высшему образованию. Постановка этой проблемы на первый взгляд кажется необоснованной, поскольку образование является необходимым компонентом профессиональной подготовки молодежи. Однако, как показывают наши исследования, отношение молодежи к высшему образованию нельзя трактовать однозначно: при направленности на высшее образование наблюдается тенденция к недооценке возможностей, которое это образование дает.

В проведенном нами исследовании мы предложили учащимся 11-х классов (30 человек) и студентам 1–2-х курсов педуниверситета (39 человек) оценить ситуацию и мотивировать свое отношение. Ситуация заключалась в следующем: “Михаил К., 25 лет, очень интересуется музыкой, окончил музыкальное училище. Полученные корочки убрал подальше за ненадобностью. Деньги зарабатывает торговлей на базаре”.

В этой ситуации моделировалась сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке труда и стратегии разрешения молодежью проблемы соотнесения личных интересов и оплаты за труд при выборе профессии.

Анализ ответов респондентов позволил нам выделить 4 стратегии поведения молодежи в ситуации, когда полученное образование, соответствующее интересам человека, не позволяет найти высокооплачиваемую работу и человек вынужден прибегнуть к “подсобным” видам труда, чтобы обеспечить достойный материальный уровень жизни. Выделенные стратегии мы классифицировали как активные и пассивные по критерию активности человека, прилагаемых им усилий и как конструктивные и неконструктивные по критерию достижения целей.

Стратегия 1 – пассивная неконструктивная: “В стране неблагоприятная ситуация, на работу устроиться трудно, человеку надо выживать”. Стратегия 2 - пассивная неконструктивная: “Образование и работа никак не связаны друг с другом”. Стратегия 3 – активная неконструктивная: “Деньги важнее интересов”. Стратегия 4 – активная конструктивная: “Деньги нужно зарабатывать любимым делом, отстаивать свои интересы”. Ответы школьников распределились следующим образом: 42% высказываний относятся к стратегии 1; 12% – к стратегии 2; по 23% – стратегии 3 и 4. Ответы студентов распределились так: 25% предпочли стратегию 1; 8% – стратегию 2; 39% – стратегию 3; 28% – стратегию 4.

Заметны изменения в отношении к высшему образованию:

1) заметно меньше доля лиц, готовых “пожертвовать” полученным образованием из-за “ситуации в стране”, т.е. прибегнуть к стратегии 1;
2) среди студентов больше людей, готовых пожертвовать интересами и взяться за более оплачиваемую работу, несмотря на полученное образование, т.е. прибегнуть к стратегии 3;
3) среди студентов больше людей, готовых приложить усилия для достижения поставленной цели, не взирая на объективные трудности;
4) доля молодых людей, выбирающих конструктивную стратегию, меньше доли тех, кто выбирает одну из неконструктивных стратегий.

В связи с вышеизложенным хотелось бы отметить следующее. Поскольку уровень технологий в России на многие десятилетия отстал от развитых стран, необходим качественный интеллектуальный и технологический прорыв. Материальные и интеллектуальные ценности создаются людьми, высокотехнологичный процесс может быть осуществлен только высококвалифицированными специалистами.

Население страны стареет. Благосостояние, уровень жизни все увеличивающегося количества пенсионеров напрямую зависит от производительности труда в будущем у сегодняшних 20-летних. Таким образом, проблема профессионального самоопределения тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет основной производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. У подавляющего большинства опрошенных нами молодых людей нет установки на рост достижений в определенной сфере (что достигается только при следовании стратегии 4).

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки новых подходов к профориентационной работе с выпускниками школ и студентами вузов, которая должна быть направлена не только на информирование о существующих профессиях и состоянии рынка труда, но и на выработку активных и конструктивных установок.

Социология молодежи

Ю.А. ЗУБОК, В.И. ЧУПРОВ

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

ЗУБОК Юлия Альбертовна - доктор социологических наук, профессор, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН (E-mail: [email protected]). ЧУПРОВ Владимир Ильич - доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник того же Института.

Аннотация. Подготовка высококвалифицированных кадров непосредственно связана с повышением качества образования молодежи. Однако в современном российском обществе обостряется противоречие между общественной потребностью в подготовке профессиональных кадров, отвечающих современным стандартам, и сформировавшимся в последние десятилетия отношением молодежи к образованию. Возможность преодоления этого противоречия рассматривается через изменение отношения молодежи к образованию как объекту социальной реальности.

Ключевые слова: молодёжь образование феноменология

Отношение к образованию в парадигме феноменологии знания. Специфика образования как феномена социальной реальности связана, с одной стороны, с его особой ролью в духовном производстве, а с другой, с его функцией "социального лифта", обеспечивающей восходящую мобильность в обществе. Производство как научного, так и обыденного знания способствует расширению возможностей познания социальной реальности. А обеспечение восходящей мобильности - качественному изменению социальных взаимодействий людей.

С позиций феноменологического подхода под термином "социальная реальность" понимается "вся совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью, среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций" [Шюц, 1994]. То есть социальная реальность рассматривается не как объективные условия бытия, а как знания людей об этих условиях, приобретенные в процессе повседневных взаимодействий, делается упор на повседневное знание, как результат жизненного опыта.

Познание индивидом сущности того или иного объекта социальной реальности осуществляется во взаимодействии с другими людьми. Соответственно и отношение к образованию со стороны индивида также является функцией социальных взаимодействий. Это объясняется, прежде всего, тем, что все многообразие внутренних и внешних связей, опосредующих феномен образования, не может быть охвачено индивидуальным сознанием иначе как через восприятие этих связей во взаимодействии с другими. Субъективное отношение к образованию возникает в сравнении (оценке) его характеристик, опосредованных сознанием других людей.

Это могут быть базовые характеристики отношения к образованию, отражающие понимание его роли и функций в социальной жизни общества, влияние на жизнедеятельность различных социальных групп (базовый аспект отношения). Формирование базового аспекта - продукт исторически обусловленного развития общества. Базовые характеристики могут преломляться и трансформироваться в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности, под влиянием потребностей и интересов, возникающих в разных жизненных ситуациях. Тогда отношение к ним приобретает социально-ситуационный (конъюнктурный) характер [Романович, 2009:16]. Оба аспекта взаимосвязаны и результируются в целостной форме.

В процессе "интерсубъективных взаимодействий" (термин Э. Гуссерля) знание о конкретных характеристиках образования как субъективной реальности редуцируется в систему значений, смыслов. По мере их осознания в соотношении с потребностями и интересами, они приобретают ценностную форму. Таким образом, отношение к образованию (значение, смысл, ценность) для молодого человека и определяет его поведение в этой сфере, его становление как специалиста.

Эффективность подготовки и дальнейшего использования квалифицированных кадров оценивается на эмпирическом уровне посредством показателей соответствия приобретенной специальности фактически выполняемой работе, ценности знаний и ценности труда, гармонизации этих ценностей в профессиональной деятельности.

Базовые характеристики отношения молодежи к образованию. В базовых характеристиках отражается осознание молодыми людьми сущности и социальных функций образования в конкретных условиях общества, а также изменений в системе образования. Отношение к нему выражается в ценностных ориентациях и в направленности социального поведения, что объективируется в достигнутом уровне образования. Поэтому социальными показателями базовых характеристик отношения являются: уровень образования и его динамика, изменение ценностей образования (когнитивных и ценностей самого образования).

На основе результатов исследований1, уровень образования молодежи (законченное образование на момент исследования) изменялся следующим образом (табл. 1). В 2011 г., по сравнению с 2002 г., существенно снизилась доля молодежи, имеющей незаконченное среднее образование, возросла численность молодых людей, получивших среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Следует отметить, что возросло количество молодёжи, выбирающей среднее специальное образование (в 1997 г. доля таковой составляла 29,4%). Тем самым обеспечивается и качественный рост контингента абитуриентов высших учебных заведений. Заметна тенденция "омолаживания" группы, получающей высшей образование: в два раза чаще его приобретают люди в возрасте до 24 лет. Это отчасти связано с мерами по отсрочке студентов от службы в армии. Причем от этого выиграла и армия, получив возможность расширить в своих рядах контингент молодых людей с высшим образованием.

Позитивная направленность выявленной тенденции особенно заметна на фоне образовательной структуры в других возрастных группах. Как следует из табл. 2, уровень образования, достигнутый нынешним молодым поколением к 29 годам, позволяет рассматривать его как значительный потенциал роста квалифицированных кадров в стране. Нынешнее поколение молодежи выгодно отличается от предыдущих, каждый четвертый в возрасте 25-29 лет (23,5%) продолжает учебу в среднеспециальных учебных заведениях, а 58,8% - в вузах.

1 Здесь и далее используются результаты исследования, проведенного отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в 2011 г. на основе половозрастных квот, репрезентирующих российское население с учетом региональных особенностей в 6б населенных пунктах в 13 субъектах Российской Федерации, N = 1301. Опрос проводился методом личного интервью. Для сравнительного анализа использовались данные исследований, проведенных по репрезентативной для молодежи - в возрасте 15-29 лет - выборке в 12 регионах РФ в 2002 г. N = 2012.; в 2006 г. N = 2500; в 2008 г. N = 730. Руководители исследований проф. В.И. Чупров и проф. Ю.А. Зубок.

Изменение уровня образования молодежи в 2002-2011 гг. по возрастным группам

(в % к опрошенным)

Уровень образования 2002 2006 2011

18-24 25-29 18-24 25-29 18-24 25-29

Неполное среднее (до 8,6 5,6 8,8 8,5 4,4 0,7

Полное среднее 41,1 19,7 37,3 15,5 34,4 13,6

Среднее специальное 32,1 46,1 35,6 39,8 36,1 48,6

Высшее и незаконч. 18,2 28,3 18,3 35,6 24,6 36,4

Другие виды 0 0,3 0 0,6 0,5 0,7

Таблица 2

Уровень образования по возрастным группам, 2011 г.

(в % к опрошенным)

Уровень образования

Возраст Неполн. Полное Среднее Высшее, Ученая

средн. среднее специальное высшее степень

18-24 4,4 34,4 36,1 24,6

25-29 0,7 13,6 48,6 36,4 0,7

30-39 3,4 14 47,9 33,9 0,8

40-49 3 12,3 53 31 0,8

50-59 5,6 19,7 53,6 20,2 0,9

60 и старше 23,1 18,7 44,3 13,6 0,4

Если в 2002 г. обучались в вузах 39,5% молодых людей, проживающих в областных центрах, 10,8% - проживающих в городах районного значения и 7% - в сельской местности, то в 2011 г. 28% проживают в областных центрах, 45% - в районных и 26,9% - на селе. Как видно, доля студенческой молодежи среди жителей областных центров заметно снизилась, скорее всего, из-за поступления в московские вузы, но при этом она в 4 раза возросла среди молодежи, проживающей в малых городах и в сельской местности. В данной тенденции, во-первых, проявилась устойчивая установка этой части молодежи на высшее образование как способ преодоления рутины сельской жизни; во-вторых, влияние ЕГЭ, существенно расширившее возможности поступления в вузы молодых людей из "глубинки".

Однако уровень образования лишь косвенно свидетельствует о его качестве. Многое в процессе подготовки высококвалифицированных кадров зависит от ценностной составляющей базовых характеристик отношения молодых людей к образованию. Качество образования в значительной мере определяется мотивами его приобретения, тем, какое место в них занимают ценности образования и приобретаемого знания.

Распределение ответов на вопрос "В чем для Вас смысл образования?" позволяет сделать вывод об отношении к нему как к терминальной либо инструментальной ценности. Терминальная ценность образования определялась набором следующих смысловых значений: развитие способностей, потребность в познании, общая культура. По этим смысловым значениям в 2011 г. в возрастной группе 18-24-летних отношение к образованию как к терминальной ценности оказалось на уровне 41%, а в группе 25-29 летних - 36,4%. Для сравнения, в 2002 г. среди 25-29-летних её значение было

выше - 59,4%, т.е. отмечается тенденция снижения доли терминальных ценностей. Инструментальные ценности, характеризующие отношение к образованию как средству достижения других целей, составили в 2011 г. в группе 18-24-летних - 59%, а в группе 25-29-летних - 63,6%. Можно констатировать, что с возрастом повышается уровень инструментальных ценностей образования; на фоне постоянной инструмен-тализации образования, отмечаемой в постсоветский период [Чупров, Зубок, 1997: 120-125; Чупров и др., 2009; Горшков, Шереги, 2010; Константиновский и др., 2011], в 2011 г. произошел резкий скачок в данной тенденции. Подобный "всплеск" свидетельствует о наличии влиятельного негативного фактора, связанного, по всей видимости, с очередным этапом модернизации системы об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

ЗУБОК ЮЛИЯ АЛЬБЕРТОВНА, ЧУПРОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ - 2012 г.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009


I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

2006-2007 2007-2008
Число высших учебных заведений - всего 1090 1108
в том числе:
государственных и
муниципальных
660 658
негосударственных 430 450
Численность студентов - всего, тыс. человек 7310 7461
в том числе в учебных заведениях:
государственных и муниципальных 6133 6208
очных 3251 3241
очно-заочных (вечерних) 291 280
заочных 2443 2532
экстернат 147 155
негосударственных 1177 1253
из них обучалось на отделениях:
очных 331 331
очно-заочных (вечерних) 81 72
заочных 753 835
экстернат 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525
в том числе государственных и муниципальных 431 437

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.


III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование – это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%, в 2002 году – 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Ценностное отношение субъекта к высшему образованию обеспечивает превращение способности, готовности к обучению в действительный процесс обучения. Внутреннее условие возникновения у индивида потребности в образовании – наличие у него соответствующих условиям обучения в ВУЗе знаний, умений и навыков. По степени развития их можно судить об уровне развития потребности в образовании.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

Более активная роль родителей в жизни студентов. Родители как никогда ранее опекают своих повзрослевших детей: сдают за них приемные документы, выторговывают льготы, заполняют регистрационные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь в процесс обучения.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Для социологии образования важно изучение и самой личности студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента. Студентов в этом отношении можно разделить на 3 группы:

1) Студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.

2) Студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.

3) Неопределившиеся. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп.

Типы культуры, поведения и всего образа жизни студентов:

1) Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.

2) Профессионалы - для которых будущая работа, профессия - самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

3) Академики - будущие преподаватели университетов.

4) Нонконформисты - аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

Современным студентам характерно:

Потребительское отношение к жизни (немедленное удовлетворении своих желаний, наиболее выгодные сделки, склонность торговаться. Студенты полагают, что имеют право на получение товара (курсового зачета или даже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение), склонность торговаться, ориентация на развлечение (представления о том, что обучение должно быть увлекательным, легким и доставлять удовольствие плохо сочетаются с усердием и кропотливым трудом, необходимыми для получения серьезного высшего образования, студенты хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий), несдержанность желаний, щепетильное отношение к личным потребностям, приспособляемость, высокая самооценка, они знают, чего хотят, недостаток воспитанности и отзывчивости, интеллектуальное равнодушие (для многих целью является вовсе не приобретение знаний – внимания удостаиваются лишь предметы, имеющие непосредственное отношение к будущим заработкам. Современная молодежь имеет доступ к небывало широкому объему информации, но не обладает способностью отличать важное от второстепенного. Они живо интересуются лишь тем, какой материал войдет в экзаменационные билеты и что потребуется, чтобы получить хорошую оценку), более активная роль родителей в их жизни, искушенность в технике (современные молодые люди прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других).

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...