Уровни и формы научного познания презентация. Наука и научное познание


  • содействовать осознанию форм и методов научного познания;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

  • Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • научная теория;
  • эмпирический закон;
  • гипотеза;
  • научный эксперимент;
  • моделирование;
  • научная революция;
  • дифференциация;
  • интеграция.

Изучение нового материала

  • Основные особенности методологии научного мышления.
  • Дифференциация и интеграция научного знания.

Вспомните. Как связаны чувственное и рациональное в познавательной деятельности людей? Какое знание считается истинным? В чём выражается объективность истины? С какими законами развития природы, открытыми учёными, вы познакомились на уроках физики, биологии?


Особенности научного познания

Найдите лишнее высказывание

  • «Не рой яму другому – сам в неё попадешь»
  • «Пришельцы с других планет живут среди нас»
  • «Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности»
  • «Каждый человек стремится к материальному достатку»
  • «У каждого человека есть своя аура»

Прочитайте пункт «Особенности научного знания» на стр. 248 и выпишите особенности


Особенности научного познания

  • Получение нового для человечества знания.
  • Объективность получаемого знания
  • Использование специальных методов познавательной деятельности.
  • Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях, проверяемость знания.
  • Рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность).
  • Развитость понятийного аппарата ( терминология ).
  • Универсальность .

А как получилось у вас в тетрадях? Сверьте!


Масса веществ , вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ , образовавшихся в результате реакции

Научное познание - вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении.

Научное познание - познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.


Вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

«Наука как знание существует само по себе - «знание ради знания» - это миф или реальность?


Два уровня научного знания

Эмпирическое познание процесс накопления и фиксация опытных данных; исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретическое познание -

Главная задача - описание предметов и явлений, накопление знаний.

процесс выявления законов и создание научных теорий; сущностное опосредованное познание; имеет дело с идеальными объектами.

Главная задача

Форма получаемого знания:

объяснение изучаемых явлений.

  • Научный факт
  • Эмпирический закон

Форма получаемого знания:

  • Гипотеза
  • Закон
  • Теория

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

Наблюдение целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта

Гипотеза – научное предположение, нуждающееся в проверке.

Измерение - сравнение объектов по каким-либо общим свойствам и сторонам.

Теория – целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

Описание – фиксация сведений об объектах с помощью средств языка.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданной для их изучения.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях

Анализ –

Синтез –

Индукция –

Дедукция –

Аналогия -




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
  • ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration - восстановление) фиксирует обратный процесс - сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Интеграции научного знания, по оценкам специалистов, препятствует дефицит объединяющих научных идей ; бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошёл).


КАК ПРОИСХОДЯТ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшая в начале XX в. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся учёных коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. И всё же, существенно обогатив их, физика прошлого века не отменила прежних представлений, но указала на ту область, в пределах которой они справедливы.

Альберт Эйнштейн , (14.03.1879 – 18.04.1955) - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности

Макс Планк (1858-1947) (Макс Карл Эрнест Людвиг) - немецкий физик, один из основоположников квантовой теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913) и почётный член АН СССР (1926).


  • далёк от профессиональной научной деятельности, но постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей (бытового комфорта);
  • всё более укрепляется авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления;
  • Вместе с тем имеются и сторонники вненаучной картины мира: свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному.

  • Каковы основные отличия научного познания от обыденного?
  • Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?
  • Что присуще теоретическому уровню науки?
  • Соотнесите уровни и методы научного познания.
  • Что отличает эксперимент от наблюдения?
  • Какова роль гипотезы в научном познании?
  • Приведите примеры научного моделирования.
  • В чём проявляется дифференциация научного знания? Каковы её причины?
  • Что затрудняет интеграцию научного знания в современных условиях?
  • Как развивается научная революция?

  • Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)
  • В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...
  • Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...
  • Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.

С1. Приведите по три примера ненаучных и научных форм познания.

С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не всё доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.

Что ещё придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких "ограничителя".

С3. Назовите три формы рационального познания.


  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Литература: Бахтин М. Понимание и текст// Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб и доп. / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М: Гардарика, С Вебер М. Наука как призвание и профессия.Наука как призвание и профессия. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, с. Карнап Р., Ханс Х., Нейрат О. Научное миропонимание.Научное миропонимание. Кун Т. Структура научных революций. Мошкова Г.Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование.Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование. Садовничий В.А. Мудрость и знание в глобализирующемся мире.Мудрость и знание в глобализирующемся мире. Шульга Е.Н. Научное открытие: герменевтический подход.Научное открытие: герменевтический подход.


Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), в античном мире VI-IV вв. д.н.э. II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствовали ньютоновская механика, картезианские принципы и др. III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др. IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.


Томас Кун в работе «Структура научных революций» выявил общие черты, характеризующие научные открытия. На их основе сформулировал принцип научного творчества: не всякая новая идея – новая, не всякое новое творение – новое, а только то, которое реализует и утверждает новую парадигму.


Казимир Малевич написал «Черный квадрат», начав тем самым новую парадигму в живописи. Огромная масса черных и красных квадратов, параллелепипедов и прочих фигур, появившихся после Малевича, представляют всего лишь умножение открытой им парадигмальной схемы.




Каждый этап развития науки имеет свою парадигму: Классическая наука связана с парадигмой механики, Лапласовского детерминизма. Неклассическая наука связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности и дополнительности. Постнеклассическая наука связана с парадигмой самоорганизации и становления.


Специфика научного познания: Систематичность, выводимость одних положений из других; объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты; осознанным контролем над самой процедурой познания; наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка; строгость и объективность открываемых истин.








Эмпирические методы: Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по каким-то сходным свойствам или сторонам. Эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые, контролируемые условия. Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств и признаков.


Теоретические методы: Формализация – построение абстрактно- математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется. Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.



1) Субъектом научного познания может стать не каждый человек, а тот кто прошел особую специализированную подготовку необходимую для исследовательской деятельности.

2) Научное познание специально ориентировано на открытие законов и явления, неизвестных до сих пор. Полученные при этом знания – обоснованы, системно-организованы, выражены при помощи искусственного языка.

3) В научном познании используется специализированный язык - по сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.

Специфика научного познания

4) Научное познание предполагает использование специализированного инструментария: специальные материальные средства (реактивы, экспериментальные установки, контрольные приборы и т.д.), средства обработки информации и связи, транспортные средства, энергетические установки и т.д.

5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.).

6) Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является – объективная истина.

7) Научное познание направленно на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира.

Структура научного познания

Три основных уровня:

Эмпирический

Теоретический Метатеоретический

Специфика эмпирического познания

Эмпирическое исследование направлено в своей основе на изучение явлений и связей между ними.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).

Специфика теоретического познания

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.

непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных идеальных объектов , в которых интересующие исследователя явления и процессы представлены в чистом виде путем исключения реальных условий их существования (например, материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические объекты).

Специфика метатеоретического познания

Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между метатеоретических оснований науки (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки). Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.

Функции метатеоретических оснований науки:

Определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;

Систематизация имеющихся научных знаний;

Обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

Формы эмпирического знания

Данные наблюдения - отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в

предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:

Нахождение в данных наблюдения устойчивого содержания;

Необходимость истолкования выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания.

Формы теоретического знания

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.

Теория – форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных объектов и их отношений.

Формы метатеоретического знания

Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки.

Идеалы и нормы научного исследования. Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.

Философские основания науки. Включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления

о всеобщих предпосылках и общей направленности

познавательных процессов.

Понятие метода научного познания

Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

Научному методу свойственны следующие признаки:

1) ясность или общедоступность;

2) отсутствие стихийности в применении;

4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Методы и формы научного познания Подготовила: студентка 2 курса 904 гр. Воробей К.В. Проверил: Муравьёв И.Б. Тюмень 2011

Слайд 2

Глава 1. Научное познание 1.1 Задачи научного познания 1.2 Особенности научного познания Глава 2. Уровни научного познания Глава 3. Методы эмпирического уровня НП 3.1 Наблюдение 3.2 Эксперимент 3.3 Факты, анализ, синтез Глава 4.Методы теоретического уровня НП 4.1 Метод исследования Глава 5. Формы научного познания Тесты для самопроверки Библиографический список

Слайд 4

Задачи научного познания

Описание Объяснение Предсказание Глава 1. 1.1 Задачи научного познания

Слайд 5

Глава 1.1.2 Особенности научного познания

Достоверное обобщение фактов; Объективная истина; Ориентация на воплощение в практике; Целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов; Применение специфических материальных средств (приборов, инструментов); Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Слайд 6

Ф. Бэкон Р. Декарт

Слайд 7

Глава2.Уровни научного познания

  • Слайд 8

    Глава 3. Методы эмпирического уровня научного познания. 3.1 Наблюдение.

    Наблюдение Однозначность цели, замысла Системность в методах наблюдения Объективность Возможность контроля

    Слайд 9

    Глава 3.3.2 Эксперимент.

    Эксперимент Качественный Измерительный (количественный) Социальный Мысленный

    Слайд 10

    Глава 3.3.3 Факты, анализ, синтез.

    Факты Анализ Синтез

    Слайд 11

    Глава 4.Методы теоретический уровень научного познания.

    Абстрагирование Аналогия Моделирование Предметное Аналоговое Знаковое Мысленное Модельный эксперимент Дедукция Индукция

    Слайд 12

    Глава 4. 4.1 Метод исследования.

    Метод исследования (системный подход) Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов; Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода; В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно - функциональный анализ системы; Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

    Слайд 13

    Глава 5. Формы научного познания

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Слайд 14

    Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

    Слайд 15

    Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.

    Слайд 16

    Тесты для самопроверки

    В научном познании выделяют два уровня: 1) эмпирический и теоретический; 2) новаторский и репродуктивный; 3) диалектический и метафизический; 4) эклектический и монистический. К эмпирическому уровню познания относится: 1) анализ фактов; 2) выдвижение гипотез; 3) построение картины мира; 4) построение теории. К методам теоретического уровня познания НЕ относится: 1) системных подход; 2) эксперимент; 3) структурно-функциональный анализ; 4) моделирование. Назовите формы научного познания.

    Слайд 17

    Библиографический список

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

    Посмотреть все слайды

    Научное познание, его формы и методы Урок обществознания 10 класс. Профильный уровень. Презентацию подготовила: учитель обществознания Хохлова Е. Л. Научное познание, его формы и методы.

    Научное познание, его формы и методы.

    Научное познание

    • Наука на сегодняшний день является основной формой человеческого познания. Оно отличается от обыденного познания.

    Научное познание 1) вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении. 2) познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

    Принципы научного познания

    • систематичность
    • доказательность
    • воспроизводимость
    • результатов
    • объективность
    • проверяемость
    • исследование
    • свойств,
    • связей,
    • отношений
    • познание
    Отличия от обыденного познания
    • 1. Стремление к максимальной объективности в изучении предметов и явлений.
    • 2. Для фиксирования полученных знаний используется научный язык
    • 3. Научные знания используются не только сегодня, но и рассчитаны на будущее.
    Функции научного познания
    • 1. Познавательно - объяснительная: наука познает и объясняет законы окружающего мира.
    • 2. Мировоззренческая – позволяет выстроить целостную систему знаний о мире.
    • 3. Прогностическая – наука помогает не только познать и изменить мир, но и спрогнозировать последствия этих изменений.
    Уровни научного познания
    • Ученые выделяют 2 уровня научного познания:
    • 1. Эмпирический
    • 2. Теоретический
    Уровни научного познания Методы современного научного познания Формы научного познания Эмпирический уровень
    • Его задачей является описание изучаемых предметов и явлений.
    • Методы:
    • 1. Наблюдение
    • 2. Описание
    • 3. Эксперимент
    • 4. Моделирование
    Наблюдение
    • Наблюдение – это целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.
    Описание
    • Описание – это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.
    Эксперимент
    • Эксперимент – это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
    Моделирование
    • Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно(большие материальные затраты, угроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
    • На сегодняшний день широкое распространение получило компьютерное моделирование.
    Теоретический уровень
    • На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме понятий, научных теорий и законов.
    • Методы:
    • 1. Выдвижение научных гипотез
    • 2. Формулирование научных теорий.
    Гипотеза
    • Гипотеза – это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.
    • На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.
    Научная теория
    • Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
    http://www.mr-info.ru
    • http://www.mr-info.ru
    • http://myvolia.ru
    • http://www.centr-earth.ru
    • http://vseowitch-will.sitecity.ru
    • http://library.nstu.ru
    • http://lasmed.phys.msu.su/maxim/index.html
    • http://www.astrakhanfm.ru
    • http://clipart2.narod.ru
    • http://sarov.nnov.ru
    • http://www.holycross.ac.uk/science/
    • http://nnm.ru
  • Вам также будет интересно:

    Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
    Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
    Какое значение имеет Антарктида?
    Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
    Особенности строения генов у про- и эукариот
    Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
    Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
    Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
    Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
    Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...