Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Приставки в русском языке. Неизменяемые приставки Правило как пишутся неизменяемые приставки на письме

  1. Углублять знания детей о приставках, их правописании и роли в словах; познакомить с историей письменности.
  2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
  3. Воспитывать любовь к предмету, любознательность, уважение друг к другу.

Планируемые результаты.

  • Личностные:
    формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и “незнания”.
  • Метапредметные
    Познавательные УУД:
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний,
    – умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
    Регулятивные УУД :
    – принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.
    Коммуникативные УУД:
    – умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства.
  • Предметные:
  • – создать условия для формирования умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
    – подвести обучающихся к самостоятельным выводам о правописании приставок.

Оборудование: книга Г. Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”; презентация, записи на доске, детские энциклопедии.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Формулирование темы урока.

1. Словарная работа.

Угадайте, о чём идёт речь и запишите слова – отгадки.

а) В переводе с тюркского языка слово обозначает “чёрный камень”, тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма (карандаш).

б) Оно само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно побежит, полетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути (письмо).

в) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей, форменной фуражке?
Это он, это он … (почтальон).

г) Бумажный пакет, сохраняющийтайну послания (конверт).

д) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адресат).

е) Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс).

Проверка: ученик орфографически правильно читает и объясняет какие вставил буквы.

2. Составить из этих слов небольшой текст.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (о письме, почте).

3. Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить по этой теме? (Записываются на доске.)

Возможные вопросы:

– Можно ли написать письмо, не зная букв?
– Когда появилось первое письмо?
– Как раньше доставлялись письма?
– Гонцы-скороходы были на самом деле или это персонажи сказок?
– На чём и как писали люди в древности?
– Кто изобрёл бумагу?
– Если есть почтовые голуби, то есть ли почтовые собаки или другие животные?

И другие вопросы.

Ответы на поставленные вопросы мы будем искать на этом и последующих уроках.

III . Изучение нового материала.

1. Выпишите слова с приставками. (Текст записан на доске.)

Ты опустил письма в почтовый ящик. Из почтового ящика письма доставляют на почтамт и проводят их сортировку. С помощью современных компьютеров устанавливают, в какой край, город, село отправлены письма. И они пролетят, проплывут, проедут многие километры пути на поездах, машинах, самолётах. Письма попадут в пункт назначения, а там почтальон доставит письмо точно по адресу.

2. Назовите слова с приставкой про- . Запомните эту приставку. Пишется про-, а не пра- .Приставка пра- употребляется в словах прабабушка, прадедушка и обозначает перед, старый. Сегодня мы будем учиться правильно писать приставки и узнаем, как же передавали новости друг другу наши прапрабабушки и прапрадедушки, то есть наши предки. Для этого мы совершим путешествие в прошлое: вы прослушаете несколько сообщений ваших одноклассников.

3. Сообщение 1. (Презентация. Слайд 2 )

На чём только не писали в древности! В древнем Вавилоне писали на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев – такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

4. Запись в тетради под диктовку :

Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине. Такие письма называют таблетками.

Выделите приставки в глаголах.

5. Учитель: А конверт? Из чего делали конверты?

Выслушивание версий детей, обсуждение, выводы.

(Письма отправлялись в глиняных конвертах. Человек, получивший письмо, осторожно разбивал конверт.)

6. Сообщение 2. (Слайд 3, 4)

Сейчас в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы. Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие – отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения – это когда один человек понимает так, а другой иначе.

7. Запись с доски :

В Египте очень ценилось (у)мение писать. Вот что говорилось об этой (вы)годной должности: “(С)делайся писцом! Он (о)свобождён (от) (по)винностей, (от) всяких работ, он (у)далён (от) мотыги, кирки”. Письму и счёту обучали мальчиков с пятилетнего возраста. Египетский писец (за)нимался деловой (пере)пиской, (под)считывал доходы, (со)бирал налоги.

Выделить приставки.

8. Сообщение 3. (Слайд 5)

В Египте научились писать на папирусе. В древности папирус встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенное растение болот. Он служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно длинные полосы, доходящие до десятков метров. Находят египетские папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.

9. Работа в парах: взаимный диктант с последующей проверкой.

В Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов болотного тростника. Писцы макали кисточку в чёрную или красную краску и наносили на папирус знаки – иероглифы.

10. Сообщение 4. (Слайд 6, 7)

Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов – картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.
Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку – к греческим буквам он добавил новые – те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица – в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

11.Учитель: А как вы думаете, кто доставлял сообщения из одного города в другой?

Работа в группах: составление устных текстов о гонцах на основе отрывков из книги Г.Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”.

12. Отчёт о работе групп – выступления:

В Индии звуком погремушек бегущий гонец отпугивал диких зверей и предупреждал о своем приближении сменщика. Гонцов никто не смел останавливать и задерживать. Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям, потому что боялся не вернуться домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. А по обычаям повелителей азиатских стран гонцу, принёсшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.

В Древней Греции на придорожных станциях постоянно находились молодые сильные рабы – скороходы, которые получив послание, бежали до следующей станции. В 490 году до н.э. гонец пробежал 42 км 195 м от поля боя в Персии до Афин. Он успел крикнуть “Радуйтесь, мы победили!” – и упал замертво. Сердце не выдержало. Постепенно скороходов сменили всадники.

Греческие корабли совершали далёкие плавания. Моряки брали с собой посылки, письма на отдалённые острова и в греческие колонии по берегам Средиземного и Чёрного морей.

13. Задание: записать составленные тексты по памяти.

14. Учитель: (Сайд 8, 9, 10)

В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа. Древние славяне писали на бересте – коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой – писалом. Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды. Сегодня бумагу делают из древесины, а ещё из старой использованной бумаги – макулатуры. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в интересные книги.

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы ответили на этом уроке? (Вернуться к вопросам, записанным на доске в начале урока.)
– Мы ответили не на все вопросы. Работа будет продолжена на следующих уроках.
– О какой части слова мы говорили? Какие приставки вы запомнили?

V. Домашнее задание.

Написать заметки в школьную газету о возникновении письменности.

Гласные и согласные в приставках в- (во-), вы-, до-, за-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, с- (со-), су-, у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: встать, отдать, продумать, предстать, сбивчивый, обсуждение.

Приставки, оканчивающиеся на -з (-с) В приставках на -з (-с) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з, перед глухими - с:

из- (ис-)

изгиб - истекать

раз- (рас-)

разделить - расписать

без- (бес-)

безжалостный - бессердечный

воз- (воc-)

возразить - воскликнуть

вз- (вс-)

взгорок - вскормить

низ- (нис-)

низвергать - нисходить

чрез- (черес-)

чрезмерный - чересчур

Запомните: расчет, расчетливый, расчесть, но: рассчитать.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Приставка пре- имеет следующие значения:

1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

2) синонимичность приставке пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

Приставка при- обозначает:

1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.

Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:

предать (друга) - выдать (ср. предатель)

придать (значение) - добавить

претворить (в жизнь) - воплотить

притворить (дверь) - прикрыть

презирать (врага) - ненавидеть

призреть (сироту) - приютить

пребывать (в городе) - находиться

прибыть (в город) - приехать

преступить (закон) - нарушить

приступить (к делу) - начать

Во многих случаях приставки пре-, при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет и многие другие слова (см. Орфографический словарь русского языка)

Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставок на согласную (разъезд, съязвить, предъюбилейный, съёмка);

2) в сложных словах после двух-, трех-, четырех- (двухъярусный).

Разделительный ь пишется в середине корня и перед окончанием (серьёзный, семья, вьюнок, бьют, ручьи).

Запомните: ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, транс- (адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский).

Ь пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, почтальон, медальон, бульон).

Запомните: после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы (интересный - безынтересный, искать - разыскать).

Исключение: взимать.

Буква И сохраняется:

1) в словах с приставками меж- и сверх- (межинститутский, сверхинтересный);

2) в словах иноязычного происхождения с иноязычными приставками дез-, контр-, транс- (дезинформация, контригра);

3) в сложносокращенных словах (мединститут).

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы не ошибиться в написании гласных е и и в окончаниях существительных, относящихся к разным типам склонения, следует помнить:

Гласная Е

1) в д. п. сущ.

по стене, по аллее;

2) в п. п. сущ.

1-го и 2-го скл.:

о реке, об идее, на поле, на запястье, о потребителе

Гласная И

1) в р., д., п. п. сущ. на -ия, и п. п. сущ. на -ий, -ие:

от станции, к станции, о станции;

о гении, в здании;

2) в р. п. сущ. 1-го скл.: нет идеи;

3) в р., д. и п. п. сущ. 3-го скл.:

у гавани, к гавани, к печали, о печали;

4) в р., д., п. п. разносклоняемых сущ.:

у знамени, к племени, в пламени

Внимание: в сочетании с предлогом по в значении времени (по = после) существительное ставится в п. п.: по приезде в город, по окончании школы.

Правописание суффиксов существительных

Особые трудности возникают при написании суффиксов существительных, различающихся гласными е и и, о и е, а также согласными ч и щ.

Запомните:

Ик- (-чик-, -ник-)

При изменении слова гласный сохраняется:

ключик (ключика), сарайчик (сарайчика)

При изменении слова гласный выпадает:

кусочек (кусочка), листочек (листочка)

-иц- (-ице) В сущ. ж. р.: метелица, красавица;

в сущ. ср. р. с ударением до суффикса: креслице

-ец- (-ецо-) В сущ. м. р. с беглым гласным: красавец (красавца), братец (братца);

в сущ. ср. р. с ударением после суффикса: письмецо

-ин-, -изн-, (-ин)ств- Пишутся с буквой И:

тишина, белизна, большинство

-ет-, -есть-, -еств- Пишутся с буквой Е:

нищета, свежесть, студенчество

-чик- После согласных д, т, з, с, ж:

летчик, резчик, наладчик, перебежчик

-щик- После других согласных:

каменщик, банщик, фонар щик

-оньк- После твердых согласных:

Вера - Веронька, лиса - лисонька, береза - березонька

-еньк- После мягких согласных, шипяших гласных:

Катя - Катенька, туча - тученька, Зоя - Зоенька

Примечание. Суффиксов -иньк-, аньк-, -ыньк- в современном русском литературном языке нет. Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Окончания имен прилагательных

Написание безударных окончаний прилагательных в косвенных падежах можно проверять постановкой вопроса какой? в нужном падеже.

Следует различать:

а) у прилагательных мужского и среднего рода единственного числа окончания -ым (-им) в творительном падеже (ветром каким? свежим, зарубежьем каким? дальним) и окончания -ом (-ем) в предложном падеже (о ветре каком? свежем, о зарубежье каком? дальнем);

б) у прилагательных женского рода единственного числа окончания -ую (-юю) в винительном падеже (дорогу какую? ровную, зарю какую? весеннюю) и окончания -ою (-ею) в творительном падеже (дорогою какою? ровною, зарею какою? весеннею).

Н и нн в суффиксах имен прилагательных

Запомните:

Суффиксы -енн-, -онн- пишутся с двумя н: клюк венный, авиационный

исключение: ветреный

Суффиксы -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним н: сереб ряный, утиный, кожаный

исключение: оловянный, стек лянный, деревянный

Внимание: два н могут появляться в прилагательных на стыке основы и суффикса -н-: карман карман-н-ый, сон сон-н-ый.

С одной н пишутся слова зеленый, синий, юный, румяный, свиной, багряный, пряный, фазаний, тюлений и др.

Правописание суффиксов прилагательных

-к-, -ск-

Близкий, немецкий, бедняцкий (суф. -к- пишется в прилагательных с краткой формой на -ок (близок), в прилагательных, образованных от сущ. с основой на ц (немец) и к-ч (бедняк; искл.: узбекский).

Киргизский, французский (суф. -ск- пишется в остальных случаях)

чив-, -лив-, -ист- -

Задумчивый, заботливый, размашистый

-ев-, -ив-

Игривый, красивый (под ударением - и).

Строевой, тюлевый (без ударения - е;

исключение: милостивый)

-еват-, -оват-

Ноздреватый, рыжеватый (после мягких согласных и шипящих).

Горьковатый, грязноватый (в остальных случаях)

-оньк-, -еньк-

Мягонький, плохонький, широконький (после г, к, х).

Свеженький, черненький (в остальных случаях)

-еск-, -ическ-

Вражеский, биологический

-чат-

Дымчатый, бревенчатый, переливчатый

Правописание числительных и сложных прилагательных, образованных от числительных

5-20, 30

Одиннадцать, тринадцать, тридцать (мягкий знак на конце слова)

50-80, 500-900

Шестьдесят, семьсот (мягкий знак в середине)

300, 400

Триста, четыреста (на конце а)

80-тысячный, 3-литровый, 9-этажный, 25-килограммовый, 90-летний, 1000-летний

Восьмидесятитысячный, трехлитровый, девятиэтажный, двадцатипятикилограммовый, девяностолетний, тысячелетний (сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, и прилагательные, образованные от числительных, пишутся в одно слово, причем числительные сто и девяносто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа, все остальные - в форме родительного падежа, слово тысяча образует сложные слова с соединительной гласной Е)

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.

У отрицательных местоимений под ударением пишется не, без ударения ни: нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ какой.

Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

Задания на эти орфограммы присутствуют в ЕГЭ.

Неизменяемые приставки

Всегда пишутся одинаково.
Их надо знать «в лицо»:

в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-

в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.

(N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

  • Безударная гласная в приставках (кроме при-/пре-) в безударном положении пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением. Для проверки надо подобрать другое слово с этой приставкой, где она находится под ударением:

    от /растИ — От /блеск, на /рвАть —нА /прочь

  • В приставках роз-/рос- раз-/рас — под ударением пишется о , а без ударения а :

    ра спИска — рО спись,
    ра звалИть — рО звальни,
    ра ссЫпать — рО ссыпь.
    Но, розыскнОй (от розыск).

  • Согласная в приставках , кроме приставок оканчивающихся на з-/с-, пишется та, которая слышится в этой же приставке перед гласной или перед в, р, л, м, н .
    Для проверки надо подобрать другое слово с данной приставкой, где стоит перед гласной или в, р, л, м, н (в этой позиции сомнительная согласная слышна четко):

    об /тереть — об /расти, об /ыскать; под /тащить — под /раздел, под /ыскать.

Приставки на З-/С-

без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-) , из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес) .

  • Правописание корней с И — Ы после приставок

    • Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы :

      и гра- розы грыш, и звестный – безы звестный, и стория – преды стория.

    • Но, после приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан И не изменяется:

      сверхи зысканный, межи нститутский, дизи нфекция, контри гра, пости мпрессионизм, транси ндийский, пани сламизм.

      Искл.: взимать .

    Двойные согласные на стыке корня с приставками

    • на стыке приставки и корня слова образуются двойные согласные, если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на ту же букву :

      без/з аботный, без/звёздный, бес/смертный, бес/с лавный, воз/звать, вос/стать, рас/с вет, под/д ержать, в пред/д верии, без/з аботный, бес/с вязный, раз/звонить, рас/сердить.

      • Расчет, расчетливый, расчесть — приставка рас- прибавляется к корню -чет (вычет, нечет, вычесть ), кроме бессчётный ;
      • Рассчитывать, рассчитанный — приставка рас- прибавляется к основе -счит , в которой уже есть приставка с- (об/с/чит/а(ть ), пересчитать, отсчитать ).
      • Рассориться — две буквы с, а не три (рас-ссориться ), т.к. в русском языке не пишутся три одинаковые согласные подряд.
      • В словах разевать, разинуть, разорять и в производных от них приставок нет — одна буква з.

    • (№6) Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука (появляется звук [й’]):

      подъезд, съезд, объявление; изъять, изъян, объять, необъятный, объятие (исторически корень -я-).

    Приставки ПРЕ-/ПРИ-

    • Приставки ПРЕ- и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково, но различаются значением и написанием.

      (№29) Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и- (приставка при-). А если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (приставка пре-).

      Приставка Значение, которое определяет выбор приставки Примеры
      ПРИ- приближение при/ехать, при/лив, при/плыть
      присоединение при/лепить, при/шить, при/клеить
      прибавление при/строить, при/рисовать
      нахождение вблизи (около чего-либо) при/дорожный, при/город, при/школьный
      неполнота действия при/сесть, при/открыть, при/тормозить, при/украсить
      доведение действия до логического конца при/говор, при/готовить, при/думать, при/бить
      совершение действия в чьих-либо интересах при/прятать, при/своить, при/беречь
      ПРЕ- значение близкое к значению слов очень, чрезвычайно пре/неприятный, пре/хорошенький, пре/добрый
      близкое к значению приставки ПЕРЕ- пре/рвать (перервать), пре/градить (перегородить)
    • Запомнить !
      Слова с приставками ПРЕ-/ПРИ- , которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, определяющее выбор приставки:
      При- Пре-
      Призреть (жалеть кого-либо),
      призирать (давать приют, воспитание)
      Презирать (не уважать),
      презреть,
      презрительный,
      презрительно
      Привратник (сторож) Превратный (ложный, искажённый),
      превратно понятый,
      превратности судьбы
      Приступить (к делу, начать),
      неприступный (нельзя подступиться)
      Преступить (нарушить закон, переступить черту),
      преступление,
      преступник,
      преступный
      Приумножить (незначительно) Преумножить (многократно, очень сильно умножить, преувеличить)
      Приуменьшать (незначительно,чуть-чуть) Преуменьшить (значительно, очень, во много раз)
      Приклонить (голову, нагибать, склонять)
      Приклониться (к земле — опереться)
      Преклонить (колена; преклонение перед подвигом)
      преклоняться (относиться с уважением — боготворить, благоговеть)
      Припирать (дверь),
      припирать к стенке (разоблачать)
      Препираться (перебраниваться),
      препирательство
      Притвориться (с целью ввести в заблуждение, напр., спящим),
      притворить (неполное действие: дверь — слегка закрыть, прикрыть),
      притворный (ненастоящий)
      Претвориться (Мечта воплотилась в жизнь,т.е. осуществиться.),
      претворять,
      претворить
      Приставить (что-то к чему-нибудь) Преставиться (умереть)
      Приходящий (повар — являющийся когда-нибудь, который приходит),
      привходящие обстоятельства (неожиданные, внезапно появившиеся)
      Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные):
      преходящий момент,
      преходящее явление
      Придать (добавить, напр.,серьезности),
      придавать,
      придание (оттенка, цвета, значения),
      приданое (невесты)
      Предать (подвести кого-либо),
      предавать,
      предаваться (веселью, печали),
      предание (легенда)
      Прибывать (на вокзал, куда?),
      прибытие
      Пребывать (где?, в каком состоянии?, в неведении, в хорошем настроении),
      пребывание
      Приёмник (устройство для приема) Преемник (продолжатель дела),
      преемственность
      Придел (пристройка) Предел (граница)
    • Запомнить ! Всегда пишется ПРЕувеличить .
    • Некоторые слова имеют формы с двумя приставками:

      пре умножать — при умножать, пре уменьшить — при уменьшить.

    • Приставка ПЕРИ- пишется в словах иностранного присхождения со значением «вокруг», «около» :

      перигей, перископ, перипетия, перифраз, периферия.

    • Следует запомнить написание иноязычных слов и слова, в которых значение приставок ясно не определяются. Проверять по словарю.
      При- Пре-
      В заимствованных словах пре-/при- не выделяются
      приватный
      привилегия
      примадонна
      примат
      примитив
      принципиальный
      приоритет
      преамбла
      превалировать
      президент
      президиум
      премьера
      препарат
      прецедент
      Пре-/при- не выделяются, т.к. приставки срослись с корнем. Их надо запомнить, проверять по словарю
      прибор,
      привет,
      привередливый,
      приглашение,
      пригожий,
      приключение,
      прилежный,
      приличный,
      пример,
      принадлежать,
      присваивать,
      притязание,
      причина,
      приютить,
      приязнь,
      приятель,
      приятный,
      причуда,
      прихоть,
      приключение
      предел,
      предмет,
      презрительный,
      преимущество,
      прекословить,
      прельщать,
      преминуть,
      преследовать,
      пренебрежение,
      (знаки) препинания,
      препона,
      препятствие,
      пререкаться,
      пресловутый,
      пресмыкающееся,
      преступник,
      пресыщаться,
      (камень) преткновения,
      превратность

    По-весеннему (нареч.) греет.
    По весеннему(прилагател.) небу.
    Во- вторых (нареч.).
    Во вторых (поряд.числит.) классах.

Приставки (частицы-приставки) Не-,Ни-

В правописании частиц-приставок Не-,Ни- : не или ни, слитно или раздельно.
Слитное и раздельное написание рассматривается в описаниях соответствующих частей речи.

  • (№46) Различение приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях
    • Отрицательные местоимения образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не-:

      никтО, ничтО, никакОй, ничЕй; нЕкого, нЕчего.

    • В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , без ударения — ни- :

      нЕ кого спросить — ни когО не спрашивать, нЕ чему удивляться — ни чемУ не удивлялся.

    • В отрицательных местоимениях не и ни превращаются в приставки и пишутся слитно, если нет предлога. Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки. При наличии предлога отрицательные местоимения пишутся раздельно. Предлог ставится между частицей и местоимением, образуя сочетание из трех отдельных слов:

      никогО — ни у когО, нЕчему — нЕ к чему, никакИм — ни с какИм; ни на чём, ни за чтО, ни за чьИм, нЕ с кого.

  • (№59) Буквы е и и в приставках не-/ни — отрицательных наречий
    • В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения — ни- :

      всегда нЕ когда; ни когдА не думай; нЕ куда выйти, ни кудА не выйдешь; нЕ зачем приходить, ни кАк не догнать, нЕ откуда отправить, ни откУда нет данных.

      При употреблении наречия с приставкой ни- в предложении всегда есть второе отрицание:

      ни когда не пройдет, ни как не услышать, ни когда нет времени.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

Что такое неизменяемые приставки и чем они отличаются от изменяемых? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Помимо этого, мы представим вашему вниманию несколько примеров использования таких морфем.

Общая информация

Прежде чем рассказать о том, что представляют собой неизменяемые приставки, следует дать определение данной части слова.

Приставкой, или префиксом (в переводе с латинского языка praefixus означает «прикрепленный впереди») называют ту часть слова, которая стоит перед корнем. Следует особо отметить, может быть несколько (от 1 до 3). Например: по-при-от-крыватъ, при-со-единиться и пр.

Особенности русских приставок

Большинство приставок в русском языке совпадают по форме, а иногда и по значению, с предлогами или частицами. Приведем примеры:

  • бездорожный , то есть без дороги;
  • исподлобья , то есть из-подо лба;
  • отглагольный , то есть от глагола;
  • неявившийся — не явиться.

Виды приставок

В русском языке существуют неизменяемые приставки, изменяемые и иноязычные. Что касается последних, то к ним относятся заимствованные, которые выступают в значении:


Неизменяемые приставки

Особое внимание во время изучения приставок уделяют именно неизменяемым. С чем это связано, рассмотрим чуть ниже. Сейчас же вашему вниманию будут представлены все такие префиксы, а также слова с неизменяемыми приставками:


Следует особо отметить, что у большинства людей правописание неизменяемых приставок с- и со- вызывает большие сомнения, особенно в таких словах, как здесь, ни зги, здание, здешний, здоровье.

Начальной буквой перечисленных лексических единиц выступает «з». С чем связано это правило? Неизменяемые приставки, которые были представлены выше, не зря именуются таковыми. Ведь они пишутся единообразно, вне зависимости от звучания в том или ином положении. А, как вы смели заметить, приставки з- среди них нет. И, вообще, такого префикса в русском языке не существует. Этому находит свое подтверждение и тот факт, что в словах здесь, ни зги, здание, здешний и здоровье буква «з» входит в корень, а не является приставкой. Именно поэтому большинство учителей рекомендуют запомнить их правописание, а не пытаться использовать к ним какие-либо правила.

Подведем итоги

Теперь вам известно, что неизменяемая на письме приставка - это префикс, который пишется единообразно. Другими словами, вне зависимости от его позиции в том или ином слове, его необходимо использовать так, как было описано выше.

Если вы запомните, все перечисленные неизменяемые приставки, то вам будет довольно легко создать грамотный текст. Ведь для правильного написания этих морфем нет никакой необходимости искать нужные правила, подбирать слова, максимально близкие по значению, определять звонкую или глухую гласную и пр.

Но для того, чтобы запомнить все эти префиксы, вам понадобится много времени. Ведь их не так уж и мало. Для облегчения данной задачи, рекомендуем поступить следующим образом: каждая неизменяемая на письме приставка фиксируется в отдельной ячейке таблицы, которую требуется начертить на отдельном листке. Во второй столбец (напротив каждого префикса) необходимо вписать пару-тройку примеров - для того, чтобы их было гораздо легче запомнить. Несколько раз воспользовавшись данной таблицей во время создания какого-либо текста, вы сможете употреблять незаменяемые приставки, не допуская ошибок.

Другие виды приставок

Как было сказано выше, помимо неизменяемых также существуют изменяемые и иноязычные. Последние тоже следует запомнить. Сделать это несложно, так как их не очень много. Что касается изменяемых префиксов, то в этом случае возникают большие трудности. Ведь они подчиняются особым правилам, которых довольно много.

Итак, к изменяемым приставкам относятся следующие: без-/бес-, роз/рос-, вз-/вс-, раз-/рас-, воз-/вос-, низ-/нис-, из-/ис, чрез-(через-)/чрес-(черес-). Такие префиксы называют чередующимися на «с» и «з». Как использовать их во время написания письма, можно понять из следующего правила:


Также к изменяемым приставкам относят раз-(рас-)/роз(-рос), пра-/про-, пре-/при-. Они подчиняются следующим правилам:

  • В префиксах раз-(рас-)/роз(-рос) в ударном слоге пишется буква «о, а в безударном положении буква «а».
  • В префиксах пра-/про- ставится буква «а», если есть значение давности. В остальных случаях пишется буква «о».
  • В префиксах пре-/при- ставится буква «е», если есть значение «через», «очень», «по-иному», «весьма» (то есть близка к пере-). Буква «и» используется, если имеется значение присоединения, близости, приближения, доведения действия до конца, неполного действия или сопутствующего действия.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...