Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Пробный впр по физике. ВПР по физике: разбираем задания с учителем

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по физике для учащихся 11-х классов.
Сборник предназначен для обучающихся 11-х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по физике.

Примеры.
Тело совершает прямолинейное движение вдоль оси х. На графике представлена зависимость проекции его скорости vх от времени t на выбранное направление.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 10 секунд тело двигается равномерно.
2) Тело всё время двигается равномерно.
3) С 10 по 20 секунду движения тело двигается равномерно.
4) С 20 по 30 секунду движения тело двигается ускоренно.
5) Модуль максимального ускорения тела равен 3 м/с2.

Металлический баллон заполнили гелием при атмосферном давлении и комнатной температуре и подключили тонкой трубкой к манометру. После этого баллон поместили в сосуд с водой с температурой 0 °С.
Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с гелием в баллоне, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Объём гелия в баллоне не изменяется.
2) Объём гелия в баллоне уменьшается.
3) Температура гелия понижается.
4) Температура гелия повышается.
5) Давление гелия в баллоне повышается.
6) Давление гелия в баллоне понижается.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ВПР, Физика, 11 класс, 10 вариантов, Типовые задания, ФГОС, Легчилин А.Ю., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Следующие учебники и книги:

В пособии представлены 20 вариантов проверочных работ по физике для учащихся 7-х классов. Каждая проверочная работа содержит 10 заданий, которые охватывают все основные темы курса физики в 7-х классах общеобразовательных организаций. Ко всем заданиям даны ответы и подробная система оценивания их выполнения. Практикум необходим учащимся 7-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероcсийской проверочной работе.
Проверочная работа включает в себя 10 заданий, на выполнение которых отводится 1 урок (45 минут). Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом верный.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.

ВПР. Физика. 7 класс. Практикум. Иванова В.В.

Описание учебника

ВАРИАНТ 1
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова вода, время, диффу
зия, камень в соответствии со словами в левом столбике.

Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
Скорость движения автомобиля 60 км/ч. Какой путь он проедет за 10 мин? Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Ёмкость бензобака мотоцикла 16 литров, плотность бензина 710 кг/м3. Найдите массу бензина, заполняющего бензобак. Запишите формулу и сделайте расчёты. 1 л = 0,001 м3.
Ответ:

НАЗВАНИЕ СИЛЫ А) Сила упругости Б) Сила трения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
2) Возникает при движении одного тела по поверхности другого
3) Действует на опору или растягивает подвес
4) Возникает при деформации тела Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

1) Давление измеряется в паскалях.
2) Атмосферное давление измеряется динамометром.
3) Давление жидкости на дно и стенки сосуда обратно пропорционально плотности жидкости и высоте столба жидкости.
4) Гидравлический пресс - это машина, которая даёт выигрыш в силе.
5) В сообщающихся сосудах уровень жидкости всегда одинаков.
Ответ:
Архимедова сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, оказалась меньше силы тяжести. Что произойдёт с телом?
Ответ:_
На рисунке изображён падающий мяч. Изобразите на данном рисунке силу тяжести, действующую на мяч.
Груз удерживают в равновесии с помощью блока, изображённого на рисунке, действуя силой F = 8 Н. Чему равен вес груза?
Ответ:
Спортсмен бросает мяч массой 0,45 кг (см. рис.). Чему равна кинетическая энергия мяча? 10 м/с

Ответ:
ВАРИАНТ 2
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова и словосочетания сила, стекло, спуск парашютиста, шкаф в соответствии со словами в левом столбике.
Физическое тело
Вещество
Физическая величина
Физическое явление
Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите цену деления и показание прибора.
Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
С какой скоростью двигался мотоцикл, если за 20 минут он проехал 15 километров? Ответ выразите в км/ч. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
В стакан можно налить 200 граммов воды. Найдите вместимость этого стакана, если плотность воды 1 г/см3. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Установите соответствие между названием силы и её определением.
НАЗВАНИЕ СИЛЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) Вес тела 1) Возникает при движении одного тела по
Б) Сила тяжести поверхности другого

3) Возникает при деформации тела
4) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
Давление твёрдого тела - это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Давление жидкости на дно и стенки сосуда прямо пропорционально плотности жидкости и обратно пропорционально высоте столба жидкости.
Примером сообщающихся сосудов являются шлюзы. Атмосферное давление увеличивается с высотой.
Гидравлический пресс представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг точки опоры.
Ответ:
Воздушный шарик наполнили гелием. Архимедова сила, действующая на шарик, оказалась больше силы тяжести. Что произойдёт с шариком?
Ответ:
На рисунке изображён брусок, скользящий по поверхности стола. Изобразите на данном рисунке силу тяжести, действующую на брусок.
На рисунке изображён рычаг. Сила Fx = 20 Н, сила F2 = 40 силы 1г = 4 дм. Найдите длину плеча силы 12. Масса рычага жимо мала. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Яблоко массой 150 г висит на ветке яблони (см. рис.). Чему равна потенциальная энергия яблока?
Запишите формулы и сделайте расчёты. Ответ выразите в джоулях.
Ответ:
X
ВАРИАНТ 3
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова и словосочетания воздух, движение скейтборда, объём, брусок в соответствии со словами в левом столбике.
Физическое тело
Вещество
Физическая величина
Физическое явление
Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите цену деления и показание прибора.
Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
Скорость движения автобуса 50 км/ч. Какой путь он проедет за 90 мин? Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Серебряное кольцо имеет массу 5,25 г и объём 0,5 см3. Найдите плотность серебра в г/см3. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
1 5 1 Установите соответствие между названием силы и её определением.
НАЗВАНИЕ СИЛЫ А) Сила упругости Б) Сила тяжести
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Возникает при деформации тела
2) Действует на опору или растягивает подвес
3) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
4) Возникает при движении одного тела по поверхности другого
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Давление, производимое на деревянный брусок положенной сверху гирей, передаётся по всем направлениям без изменения.
2) Атмосферное давление измеряется мензуркой.
3) В сообщающихся сосудах высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
4) Согласно закону Паскаля давление, производимое на жидкость или газ, передаётся с увеличением величины давления в каждую точку жидкости или газа.
5) Действие гидравлического пресса основано на законе Паскаля.
Ответ:
Игрушечный кораблик плавает в бассейне. На него положили небольшой груз. Что произойдёт с корабликом?

ВПР. Физика. 7 класс. Практикум.

Авторы: Лебедева Алевтина Сергеевна , Учитель физики, стаж работы 27 лет. Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год), Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год), Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Н. С. Пурышевой. Физика (10-11) (БУ)

Линия УМК Г. Я. Мякишева, М.А. Петровой. Физика (10-11) (Б)

Линия УМК Г. Я. Мякишева. Физика (10-11) (У)

Всероссийская проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 мин (90 минут). При выполнении заданий разрешается использовать калькулятор. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают в себя элементы содержания из разных разделов, задания 15–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики

ВПР разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2, 4–7, 9–11, 13–17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом. Выполнение каждого из заданий 4–7, 9–11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом. Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из приведенных вариантов ответов. Выполнение каждого из заданий с развернутым ответом 1, 3, 8, 12 и 18 оценивается с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Задание 1

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики: Конвекция, градус Цельсия, Ом, Фотоэффект, Дисперсия света, сантиметр

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Решение

В задании требуется разделить понятия на две группы по выбранному признаку, записать в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Уметь выбирать из предложенных явлений только физические. Помнить перечень физических величин и их единиц измерения.

Тело движется вдоль оси ОХ . На рисунке представлен график зависимости проекции скорости тела на ось ОХ от времени t .

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два

  1. В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя.
  2. t 2 < t < t 3 тело двигалось равномерно
  3. На протяжении интервала времени t 3 < t < t 5 координата тела не изменялась.
  4. В момент времени t t 2
  5. В момент времени t 4 модуль ускорения тела меньше, чем в момент времени t 1

Решение

Выполняя это задание важно правильно читать график зависимости проекции скорости от времени. Определить характер движения тела на отдельных участках. Установить, где тело покоилось или двигалось равномерно. Выбрать участок, где скорость тела изменялась. Из предложенных утверждений разумно исключить те, которые не подходят. В итоге останавливаемся на верных утверждениях. Это утверждение 1: В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя, так проекция скорости равна 0. Утверждение 4: В момент времени t 5 координата тела была больше, чем в момент времени t 2 , когда v x = 0. Проекция скорости тела была больше по своему значению. Записав уравнение зависимости координаты тела от времени, видим, что x (t ) = v x t + x 0 , x 0 – начальная координата тела.

Трудные вопросы ЕГЭ по физике: Методика решения задач по механическим и электромагнитным колебаниям

Тело всплывает со дна стакана с водой (см. рисунок). Изобразите на данном рисунке силы, действующие на тело, и направление ее ускорения.


Решение

Внимательно читаем задание. Обращаем внимание на то, что происходит с пробкой в стакане. Пробка всплывает со дна стакана с водой, причем с ускорением. Указываем силы, действующие на пробку. Это сила тяжести т, действующая со стороны Земли, сила Архимеда а , действующая со стороны жидкости, и сила сопротивления жидкости с. Важно понимать, что сумма модулей векторов силы тяжести и силы сопротивления жидкости меньше модуля Архимедовой силы. Значит, результирующая сила направлена вверх, по второму закону Ньютона, вектор ускорения имеет такое же направление. Вектор ускорения направлен по направлению силы Архимеда а


Задание 4

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается; увеличивается; не изменяется. Слова в тексте могут повторяться.

Фигурист, стоя на льду, ловит букет, который подлетел к нему горизонтально. В результате скорость букета _______________, скорость фигуриста ________________, импульс системы тел фигурист – букет ___________.

Решение

В задании требуется вспомнить понятие импульса тела и закон сохранения импульса. До взаимодействия, импульс фигуриста был равен нулю, так он покоился относительно Земли. Импульс букета максимальный. После взаимодействия, фигурист и букет начинают двигаться вместе с общей скоростью. Следовательно, скорость букета уменьшается , скорость фигуриста увеличивается . В целом импульс системы фигурист-букет – не изменяется.

Методическая помощь учителю физики

Четыре металлических бруска положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Температуру 60 °С имеет брусок.


Решение

Изменение внутренней энергии и передача ее от одного тела к другому происходит в процессе взаимодействия тел. В нашем случае изменение внутренней энергии происходит вследствие соударения хаотически движущихся молекул соприкасающихся тел. Теплопередача между брусками происходит от тел с большей внутренней энергией, к брускам у которых внутренняя энергия меньше. Процесс происходит до тех пор, пока те наступит тепловое равновесие.

Температуру 60° С имеет брусок В.

На рисунке представлена PV -диаграмма процессов в идеальном газе. Масса газа постоянна. Какому участку соответствует Изохорное нагревание.


Решение

Для того, чтобы правильно выбрать участок графика, соответствующий изохорному нагреванию, необходимо вспомнить изопроцессы. Задачу упрощает то, что графики даны в осях PV . Изохорное нагревание, процесс, когда объем идеального газа не изменяется, а с ростом температуры растет давление. Напомним – это закон Шарля. Следовательно, это участок ОА . Исключаем участок ОС , где объем тоже не изменяется, но давление уменьшается, что соответствует охлаждению газа.

Металлический шарик 1, укрепленный на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд +q , приводят поочередно в соприкосновение с двумя такими же шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках и имеющими, соответственно, заряды –q и +q .


Какой заряд останется на шарике №3.

Решение

После взаимодействия первого шарика с таким же по размерам вторым шариком заряд этих шариков станет равным нулю. Так как по модулю эти заряды одинаковы. После соприкосновения шарика первого с третьим, произойдет перераспределение заряда. Заряд поделится поровну. Будет по q /2 на каждом.

Ответ: q /2.

Задание 8

Определить какое количество теплоты выделится в нагревательной спирали за 10 мин, при протекании электрического тока 2 А. Сопротивление спирали 15 Ом.

Решение

Первым делом переведем единицы измерения в систему СИ. Время t = 600 c, Дальше отмечаем, что при прохождении тока I = 2 A по спирали с сопротивлением R = 15 Ом, за время 600 с выделяется количество теплоты Q = I 2 Rt (закон Джоуля – Ленца). Подставим числовые значения в формулу: Q = (2 A)2 15 Oм · 600 с = 36000 Дж

Ответ: 36000 Дж.

Задание 9

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке уменьшения их длин волн. Рентгеновское излучение, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение

Решение

Знакомство со шкалой электромагнитных волн предполагает, что выпускник должен четко представлять в какой последовательности расположено электромагнитное излучение. Знать связь длины волны с частотой излучения

где v – частота излучения, c – скорость распространения электромагнитного излучения. Помнить, что скорость распространения электромагнитных волн в вакууме одинакова и равна 300 000 км/с. Начинается шкала с длинных волн меньшей частоты, это инфракрасное излучение, следующее излучение с большей частотой соответственно – ультрафиолетовое излучение и более высокочастотное из предложенных - это рентгеновское излучение. Понимая, что частота увеличивается, а длина волны уменьшается, записываем в нужной последовательности.

Ответ: Инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение.

Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, изотоп какого элемента образуется в результате электронного бета-распада висмута

Решение

β – распад в атомном ядре происходит в результате превращения нейтрона в протон с испусканием электрона. В результате этого распада число протонов в ядре увеличивается на единицу, и электрический заряд увеличивается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:

в общем виде. Для нашего случая имеем:

Зарядовое число 84 соответствует полонию.

Ответ: В результате электронного бета распада висмута образуется полоний.

О совершенствовании методики преподавания физики в России: от XVIII до XXI века

Задание 11

А) Цена деления и предел измерения прибора равны соответственно:

  1. 50 А,2А;
  2. 2 мА, 50мА;
  3. 10 А, 50 А;
  4. 50 мА, 10 мА.



Б) Запишите результат электрического напряжения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

  1. (2,4 ± 0,1) В
  2. (2,8 ± 0,1) В
  3. (4,4 ± 0,2) В
  4. (4,8 ± 0,2) В

Решение


Задание проверяет умение записывать показания измерительных приборов с учетом заданной погрешности измерения и умение правильно пользоваться любым измерительным прибором (мензурка, термометр, динамометр, вольтметр, амперметр) в быту. Кроме этого акцентирует внимание на запись результата с учетом значащих цифр. Определяем название прибора. Это миллиАмперметр. Прибор для измерения силы тока. Единицы измерения мА. Предел измерения – это максимальное значение шкалы, 50 мА. Цена деления 2 мА.

Ответ: 2 мА, 50 мА.

Если требуется по рисунку записать показания измерительного прибора с учетом погрешности, то алгоритм выполнения следующий:


Определяем, что измерительным прибором является вольтметр. Вольтметр имеет две шкалы измерения. Обращаем внимание, какая пара клемм задействована у прибора, и следовательно работаем по верхней шкале. Предел измерения – 6 В; Цена деления с = 0,2 В; погрешность измерения по условию задачи равна половине цены деления. ∆U = 0,1 В.

Показания измерительного прибора с учетом погрешности: (4,8 ± 0,1) В.

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите порядок действий при проведении исследования.


Решение

Вам необходимо исследовать, как меняется угол преломления света в зависимости от вещества, в котором наблюдается явление преломления света. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Полукруглые пластинки из стекла, полистирола и горного хрусталя;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите экспериментальную установку.
  2. Опишите порядок действий


В опыте используется установка, изображенная на рисунке. Угол падения и угол преломления измеряются при помощи транспортира. Необходимо провести два или три опыта, в которых луч лазерной указки направляют на пластинки из разных материалов: стекло, полистирол, горный хрусталь. Угол падения луча на плоскую грань пластинки оставляют неизменным, а угол преломления измеряют. Полученные значения углов преломления сравниваются.

ВПР в вопросах и ответах

Задание 13

Установите соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Решение

Установим соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберем соответствующие названия физического явления из второго столбца.

Под действием электрического поля заряженной эбонитовой палочки стрелка незаряженного электрометра отклоняется, когда палочку подносят к нему. Вследствие электризации проводника через влияние. Намагничивание вещества в магнитном поле проявляется в случае, когда железные опилки притягиваются к куску магнитной руды.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15

Электрофильтры

На промышленных предприятиях широко используется электрическая очистка газов от твердых примесей. Действие электрофильтра основано на применении коронного разряда. Можно проделать следующий опыт: сосуд, наполненный дымом, внезапно делается прозрачным, если в него внести острые металлические электроды, разноименно заряженные от электрической машины.

На рисунке представлена схема простейшего электрофильтра: внутри стеклянной трубки содержатся два электрода (металлический цилиндр и натянутая по его оси тонкая металлическая проволока). Электроды подсоединены к электрической машине. Если продувать через трубку струю дыма или пыли и привести в действие машину, то при некотором напряжении, достаточном для зажигания коронного разряда, выходящая струя воздуха становится чистой и прозрачной.

Объясняется это тем, что при зажигании коронного разряда воздух внутри трубки сильно ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них


Задание 14

Какой процесс наблюдается в газе, находящемся в сильном электрическом поле?

Решение

Внимательно читаем предложенный текст. Выделяем процессы, которые описываются в условии. Речь идет о коронном разряде внутри стеклянной трубки. Воздух ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них.

Ответ: Коронный разряд, ионизация.

Задание 15

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  1. Между двумя электродами фильтра возникает искровой разряд.
  2. В качестве тонкой проволоки в фильтре можно использовать шелковую нить.
  3. Согласно подключению электродов, изображенному на рисунке, отрицательно заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра.
  4. При малых напряжениях очистка воздуха в электрофильтре будет происходить медленно.
  5. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Решение

Для ответа воспользуемся текстом про электрофильтры. Исключаем из предложенного перечня неверные утверждения, используя описание электрической очистки воздуха. Смотрим на рисунок и обращаем внимание на подключение электродов. Нить подключена к отрицательному полюсу, стенки цилиндра к положительному полюсу источника. Заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра. Верное утверждение 3. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Прочитайте текст и выполните Задания 16–18

При исследовании больших глубин используют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы. Батисфера представляет собой глубоководный аппарат в форме шара, который на стальном тросе опускают в воду с борта корабля.


Несколько прототипов современных батисфер появились в Европе в XVI–XIX вв. Одним из них является водолазный колокол, конструкцию которого предложил в 1716 г. английский астроном Эдмонд Галлей (см. рисунок). В деревянном колоколе, открытом у основания, размещалось до пяти человек, частично погружённых в воду. Воздух они получали из двух поочерёдно опускаемых с поверхности бочонков, откуда воздух поступал в колокол по кожаному рукаву. Надев кожаный шлем, водолаз мог проводить наблюдения и за пределами колокола, получая из него воздух через дополнительный шланг. Отработанный воздух выпускался через кран, находящийся в верхней части колокола.

Главный недостаток колокола Галлея заключается в том, что его нельзя использовать на большой глубине. По мере погружения колокола плотность воздуха в нём увеличивается настолько, что им становится невозможно дышать. Более того, при длительном пребывании водолаза в зоне повышенного давления происходит насыщение крови и тканей организма газами воздуха, главным образом азотом, что может привести к так называемой кессонной болезни при подъеме водолаза с глубины к поверхности воды.

Профилактика кессонной болезни требует соблюдения норм рабочего времени и правильной организации декомпрессии (выхода из зоны повышенного давления).

Время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ (см. таблицу).

Задание 16

Как изменяется по мере погружения колокола давление воздуха в нем?

Задание 17

Как изменяется допустимое время работы водолаза при увеличении глубины погружения?

Задание 16–17. Решение

Прочитали внимательно текст и рассмотрели рисунок водолазного колокола, конструкцию которого предложил английский астроном Э.Галлей. Познакомились с таблицей, в которой время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ.

Давление (дополнительно к атмосферному), атм.

Допустимое время пребывания в рабочей зоне

Из таблицы видно, что чем больше давление (чем больше глубина погружения), тем меньшее время водолаз может на ней находиться.

Задание 16. Ответ: Давление воздуха увеличивается

Задание 17. Ответ: Допустимое время работы уменьшается

Задание 18

Допустима ли работа водолаза на глубине 30 м в течение 2,5 ч? Ответ поясните.

Решение

Работа водолаза на глубине 30 метров в течение 2,5 часов допустима. Так как на глубине 30 метров гидростатическое давление составляет примерно 3 · 10 5 Па или 3 атм атмосферы) дополнительно к атмосферному давлению. Допустимое время пребывания водолаза при таком давлении составляет 2 часа 48 минут, что больше требуемых 2,5 часов.

ВПР по физике для одиннадцатиклассников включает в себя 18 заданий, из которых к базовому уровню сложности относятся 14 номеров, а к повышенному – 4. Работа отражает все аспекты, изучаемые в школьном курсе физики: молекулярную и квантовую физику, механику и электродинамику.

Система оценок

На написание ВПР по физике отводится 90 минут, то есть 2 урока. Учащимся разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за работу – 26, перевод баллов в оценки осуществляется на усмотрение руководства образовательной организации.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание заключается в группировке физических терминов. В условии дается список из шести понятий – например:

  • динамометр, транспортир, фокусное расстояние линзы, сила тока, манометр, ускорение
  • фарад, полет самолета, ньютон, ампер, таяние льда, электромагнитная волна

Нужно разделить их на две группы, дать им название и записать понятия в ту группу, к которой они относятся, в таблицу вида:

Название группы Перечень понятий

Название группы не должно быть слишком сложным. Чаще всего это «физические величины» либо «физические явления», или же просто указание на раздел физики в виде «понятия, относящиеся к кинематике».

Если все графы таблицы заполнены правильно – ученик получает 2 балла. 1 балл ставится в следующих случаях:

  • понятия распределены верно, но одна из групп названа неправильно
  • группы названы верно, но при распределении понятий допущено 1-2 ошибки

В остальных случаях ученик не получает баллы за первое задание.

Задание 2

Задание под номером 2 связано с различными графиками движения, отображающими, например, зависимость скорости или ускорения от времени. Пример графика:


  1. Автомобиль движется равномерно с 30 по 40 секунду
  2. С 30 по 40 секунды автомобиль покоится
  3. В течение 50 секунд наблюдения скорость движения автомобиля все время увеличивается
  4. За 50 секунд направление движения автомобиля изменялось
  5. На этапе разгона автомобиль движется с ускорением 3м/с2

Нужно выбрать два утверждения, соответствующих графику. Если оба выбранных утверждения верны – ставится 2 балла, если верно лишь одно – 1 балл, если ни одного – 0.

Задание 3

В третьем задании приводится рисунок, иллюстрирующий какой-либо физический процесс. Нужно дополнить его, изобразив действующие на определенный предмет силы и возможное направление его ускорения. Рисунок может быть таким:

Если верно изображено все, что требуется в условии – ученик получает 2 балла. Если же соотношение величин сил нарисовано не так, как нужно, либо допущена одна другая ошибка – 1 балл. В остальных случаях ученик не получает баллы за третье задание.

Задание 4

В данном задании приводится небольшой текст (3-4 предложения), в котором допущено три пропуска слов. Поскольку это задание направлено на проверку знаний выпускников в области законов сохранения в механике, чаще всего пропущены либо слова «сохраняется, уменьшается, увеличивается», либо названий энергий. В тексте не обязательно используются все данные слова, поскольку они могут повторяться. Текст может быть следующим:

При выстреле из ружья пуля и ружье начинают движение в противоположные стороны с различными скоростями. При этом модель импульса пули ___________. Модуль импульса ружья при выстреле ____________. Суммарный импульс системы ружье-пуля ____________ и равен 0.

Если все пропуски заполнены верно, ответ оценивается в 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки – в 0 баллов.

Задание 5

Пятое задание ВПР по физике – небольшая задача, которая иногда бывает проиллюстрирована рисунком или графиком. Она относится к разделу молекулярной физики.

Чаще всего требуется либо найти изменение внутренней энергии, либо определить температуру, либо – количество теплоты. Приводим примеры задач:

  1. Идеальный газ получает от внешнего источника 500 Дж и совершает работу 200 Дж. На какую величину изменяется внутренняя энергия газа?
  2. 4 металлических бруска, нагретых до разной температуры, соединили друг с другом согласно рисунку. Стрелки указывают на направление теплопередачи от бруска к бруску. В некоторый момент времени температура брусков составляла 140, 95, 93 и 90 градусов Цельсия. Какой брусок имеет температуру 93 градуса Цельсия?

За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 6

Этот номер также построен на знании молекулярной физики. Объясняется какая-либо ситуация, часто проиллюстрированная, после чего приводится 6 утверждений, из которых нужно выбрать верные. Количество верных утверждений не указывается, что несколько усложняет задачу. Приводим пример задания:

Паук-серебрянка хватает на поверхности пруда пузырек воздуха и утаскивает его на глубину для постройки дома. Температура воды во всем пруду одинаковая. Выбери те утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пузырьке:

  1. Объем воздуха в пузырьке уменьшается
  2. Объем воздуха в пузырьке увеличивается
  3. Масса воздуха в пузырьке остается неизменной
  4. Масса воздуха в пузырьке снижается
  5. Давление воздуха в пузырьке повышается
  6. Давление воздуха в пузырьке понижается

Если в ответе приведены все верные цифры, ставится 1 балл. Если же хоть одна цифра написана неверно (или наряду с верными вариантами присутствует и неверный) – 0 баллов.

Задание 7

Седьмое задание относится к другому разделу предмета – электростатике. Оно представляет собой небольшую задачу, к которой дается рисунок. Чаще всего задача про показания электрометров или про заряды каких-либо тел, например, кубиков, например:

Стеклянные кубики 1 и 2 сложили вместе, после чего поднесли к кубику 2 положительно заряженное тело. Затем, не удаляя это тело, кубики разъединили. Какие заряды будут у каждого кубика?

Правильный ответ на задание приносит одиннадцатикласснику 1 балл.

Задание 8

В данном номере нужно решать задачу с использованием формул для расчета физических величин – например, ЭДС, сопротивления, силы тока, скорости электрона. Примеры задач:

  1. Утюг работает от напряжения 220В. За 5 минут работы его нагреватель выдал количество теплоты 30 кДж. Вычислите электрическое сопротивление нагревателя.
  2. Сколько времени нужно нагревателю с сопротивлением 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течет электрический ток с силой 10А?

Если в ответе правильно записана нужная формула и получен верный ответ, в котором указаны единицы измерения, он оценивается 2 баллами. Если же формула записана правильно, но в расчетах есть ошибка – 1 баллом; во всех иных ситуациях – 0 баллами.

Задание 9

Девятый номер ВПР по физике направлен на проверку знаний учащихся по такой теме, как электромагнитные волны и индукция. Задания не очень трудные – чаще всего требуется расположить виды волн в порядке возрастания или убывания их частоты либо длины их волны.

Верный ответ приносит ученику 1 балл.

Задание 10

Это задание относится к квантовой физике. В условии дается рисунок – чаще всего это схема энергетических уровней атома либо фрагмент периодической таблицы Менделеева. Нужно ответить на вопрос по этому рисунку – к примеру, если рисунок вот такой

потребуется указать, в каком из переходов будет поглощен квант с наименьшей частотой. Если приводится фрагмент таблицы, обычно просят определить, какой элемент образуется после распада какого-либо изотопа.

Если это сделано правильно – ставится 1 балл.

Задание 11

Одиннадцатое задание начинает блок, относящийся к методам научного познания в физике. В нем нужно определять показания различных приборов – мензурки, барометра, амперметра, вольтметра или динамометра. Приводится какая-либо ситуация, отображенная на схеме; так же дается размер погрешности измерения. Примеры:


Необходимо записать показания изображенного прибора, учитывая погрешность. За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 12

Это задание относится к тому же блоку, что и предыдущее, однако, в отличие от него, относится к повышенному уровню сложности. Его суть состоит в планировании исследования по данной гипотезе. В условии дается гипотеза и имеющееся оборудование. Нужно описать алгоритм действий во время исследования, а также – нарисовать экспериментальную установку. Приводим пример:

Вам нужно исследовать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины. Имеется такое оборудование:

  • источник постоянного тока;
  • вольтметр;
  • амперметр;
  • источник питания;
  • соединительные провода;
  • ключ;
  • реостат.

Если экспериментальная установка описывается правильно, и порядок проведения опыта также расписан верно – ставится 2 балла, если в описании хода проведения опыта присутствует ошибка – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 13

Этим заданием начинается блок из трех номеров, связанный с устройством и действием технических объектов, а также – физическими явлениями в жизни. В нем необходимо установить соответствие между примерами из жизни и физическими явлениями. Приводится 2 примера – скажем, нагревание насоса при накачивании велосипедной шины и притяжение двух параллельных проводов с сонаправленными электрическими токами. Явлений дается 4, из-за чего угадать ответ очень сложно. Если явления к обоим примерам подобраны верно, ответ оценивается в 2 балла, если только к одному – 1 баллом, и если ответ неверен, за него ставится 0 баллов.

После этого в работе приводится текст (размер – около страницы) о каком-либо физическом приборе – к примеру, двигателе внутреннего сгорания. Описывается история создания прибора, принцип его работы и основные характеристики. С ним связаны два следующих задания.

Задание 14

В четырнадцатом задании необходимо ответить на один вопрос, связанный с содержанием текста и принципом работы описываемого прибора – например, «какое преобразование энергии происходит в двигателе внутреннего сгорания » или «какое физическое явление лежит в основе действия вингсъюта ». Прямого ответа на вопрос в тексте не дается. Если ответ верен, ученик получает 1 балл.

Задание 15

В пятнадцатом номере нужно выбрать из пяти приведенных утверждений, относящихся к теме текста, два верных. Если оба элемента выбраны правильно, ответ оценивается 2 баллами, если только один – 1 баллом, если ни одного – 0 баллами.

Далее в тексте работы приводится еще один текст, с которым будут связаны три последних задания. Размер текста примерно такой же – около страницы. Темы текста могут быть самыми разными – например, «аномальное расширение воды», «радиоактивные изотопы в медицине» или «гидросфера Земли ». Текст сопровождается иллюстративным материалом – таблицей или графиком.

Задание 16

В данном задании ученику предстоит выделять информацию, которая в явном виде представлена в тексте или в иллюстративном материале, поэтому оно является одним из самых легких во всей работе. Например, если в тексте идет речь о тропосфере и указывается средняя плотность воздуха в ней, в 16 задании могут задать вопрос «какова примерная плотность воздуха в тропосфере », то есть нужно будет просто переписать величину из текста. Или, если приводится вот такая схема –


Могут спросить, какие три газа являются самыми распространенными в атмосфере. Правильный ответ приносит ученику 1 балл.

Задание 17

Это задание несколько сложнее предыдущего, но оно также относится к базовому уровню сложности. В нем нужно делать выводы на основе текста и интерпретировать полученную информацию. Для приведенной таблицы вопрос этого задания будет звучать так: Масса какого газа – азота или кислорода – больше в атмосфере Земли? Во сколько раз? Округлите ответ до десятых долей. Правильный ответ также оценивается одним баллом.

Задание 18

Последнее задание работы относится к повышенному уровню сложности. Для его успешного выполнения нужно применять не только данную в тексте информацию, но и собственные знания по предмету. В нем задается какой-либо не очень простой вопрос по теме текста, иногда даже нужно выдвигать какие-либо собственные предложения – например, «как можно защитить Землю в том случае, если к ней приближаются астероиды». Другие примеры вопросов:

  1. Промерзает ли до дна вода в водоемах средней полосы России?
  2. Нужно ли ставить фильтры, улавливающие частицы сажи во время сгорания топлива, на тепловых электростанциях?
  3. Бывают ли на побережье океанов резкие температурные скачки?

Если ученик дает верный ответ на вопрос и приводит полную аргументацию, в которой нет ошибок – он получает 2 балла. 1 балл ставится, если ответ верен, но приведенной аргументации недостаточно, либо наоборот – рассуждения в аргументациях правильные, а вот ответ не сформулирован так, как нужно. В иных случаях баллы за это задание не начисляются.

– контрольное мероприятие, проводимое на общероссийском уровне по единому стандарту. Когда новый способ контроля знаний был официально утвержден, Минобразования пояснило его важность следующим образом: ВПР позволит мониторить не только уровень знаний, но и эффективность методического аппарата, который применяют учителя в той или иной школе РФ.

Впрочем, эти благие намерения не отменяют того факта, что введение ВПР стало неприятным сюрпризом для выпускников. Мало того, что их ожидает множество труднейших , так нужно учить еще и несколько дополнительных предметов, многие их которых даже не пригодятся при . Одной из самых сложных дисциплин, вынесенных на всероссийский замер знаний, является физика – наука, характеризующаяся объемным категориальным аппаратом, многочисленными законами и непростыми расчетами.

Тем, кто и так сдает физику, волноваться из-за ВПР точно не придется. Ну а школьникам, которые не планируют связывать свою жизнь с точными науками, будет полезно узнать все тонкости оценивания и написания ВПР, включая структуру и содержание работы. Несмотря на то, что ВПР не влияет на возможность получить аттестат, вам вряд ли захочется вызвать учительский гнев, написав контрольную работу с неудовлетворительным результатом.

Демо-вариант ВПР по физике

Дата и регламент ВПР-2018 по физике

В расписании ВПР на 2017/2018 учебный год для контрольной работы по физике отведено 10 марта 2018 года . Регламент ВПР по физике гласит, что ученик должен справиться со своим вариантом за 90 минут. При решении контрольной работы школьники смогут применять для проведения расчетов калькулятор, в котором отсутствует функция программирования и возможность хранения информации. Первичный балл, набранный одиннадцатиклассником за ВПР, переводится в оценки так, как определит педсовет каждой конкретной школы.

Данная работа произведет итоговый замер знаний у выпускников 11 классов. Базовый уровень подготовки предполагает, что ученики могут без труда понимать и пояснять физические термины, а также применять свои познания в обычной жизни. По итогам контрольной работы профильное ведомство сделает вывод о том, целесообразно ли вносить изменения в школьную программу, и нужно ли повышать профессиональное мастерство учителей-предметников.

В качестве основных разделов, вынесенных на проверку в рамках ВПР, профильная комиссия назвала механику, молекулярную и квантовую физику, элементы астрофизики, а также раздел, изучающий электродинамику. При оценивании контрольных работ комиссия будет проверять:

  • знание категориального аппарата данной науки (т.е. явлений, величин и единиц их измерения, целей физики и способов их достижения путем применения различного оборудования);
  • умение интерпретировать полученную информацию и данные, представленные в графической и табличной форме;
  • понимание того, как действуют законы физики;
  • умение описать и охарактеризовать процессы при помощи физических величин;
  • готовность применять формулы, используемые в физике;
  • умение считать показания приборов (мензурки, динамометра, барометра, вольтметра и амперметра), провести наблюдения и опыты согласно предложенным гипотезам;
  • способность пояснить физические явления, которые происходят в окружающем мире.

На ВПР по физике вас ожидают 18 заданий, на которые отведено 90 минут

Структурные особенности ВПР по физике

В каждом варианте контрольной работы школьникам будет предложено 18 заданий, отличающихся по форме и сложности решения:

  • задания с 1 по 10 – базовые, проверяющие знание терминологии, основных величин и главных законов физики. Три задания относятся к разделу, изучающему механику, два имеют отношение к разделу о молекулярной физике, три являются заданиями по электродинамике, а одно затрагивает квантовую физику;
  • задания 11 и 12 проверят методологические умения школьников. В первом нужно будет записать показания прибора, опираясь на предложенное фото, а во втором – набросать план простого эксперимента, придерживаясь определенной гипотезы;
  • задания 13-15 проверяют, насколько хорошо одиннадцатиклассники умеют использовать физические знания при описании различных устройств и приборов (включая те, которыми они пользуются в обычной жизни), и могут ли охарактеризовать принцип их работы;
  • задания 16-18 проверят навыки работы с физическими текстами и информацией в виде таблицы, схемы или графика.

13 заданий контрольной работы предполагают, что школьник напишет короткий ответ в виде числа, символа, правильного слова или словосочетания, либо просто выберет верный ответ из предложенного списка. На 5 заданий нужно будет дать развернутый ответ – это могут быть несколько предложений, описывающих этапы проведения эксперимента, или заполнение пропусков в в таблице.

Всего за контрольную работу можно будет набрать 26 баллов, 19 (или 73%) из которых можно получить за решение 14-ти простых заданий, а 7 баллов (27%) – за работу с 4 сложными заданиями.

Как подготовиться к ВПР по физике?


Уделите время не только учебникам, но и проработке демоверсии ВПР

Из структуры билета понятно, что набрать высокий балл, выучив лишь физические термины и законы, точно не получится. Если ваша цель – заработать максимум баллов, то нужно хорошенько разобраться в логике вычислений, запомнить и понять формулы, разобрать механизм действия и проявления физических законов. Школьники, которые писали ВПР по физике в прошлом году, а также учителя-предметники дают такие рекомендации по подготовке:

  • непременно скачайте и решите демо-версию ВПР 2018 года, которую разработали специалисты из ФИПИ (см. ссылки в начале статьи). Так вы поймете, как построен билет, и оцените свой уровень подготовки;
  • если вы не выбрали , то для подготовки к ВПР будет достаточно повторить материалы, изложенные в школьных учебниках;
  • ученикам, которые не сильны в экспериментах и не знают, как работает тот или иной прибор, стоит проконсультироваться с репетитором или посмотреть видеозаписи, наглядно демонстрирующие работу с различным оборудованием и считывание показаний;
  • для закрепления терминологии пройдите несколько онлайн-тестов.

Вам также будет интересно:

Примерное расписание логопедических занятий
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет...
Презентация на тему: «Всё о Лондоне»
London Hello! Today I’m your guide. I want to tell you about London. London is the capital...
Урок географии
Урок географии по теме «Географическое положение и история открытия Австралии» Цели...
Практическое руководство по магии
Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15...
Этнический состав южной америки
1. Сан-Паулу Это крупнейший по населению город Южного полушария и финансовый центр...