Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Дидактическая игра на развитие речи «Подбери рифму. Картотека игр по обучению детей рифмованию Скачать играем в рифму с дошкольниками

Идет с помощью заданий и упражнений, представляемые им как игры.

Игра «О ком? О чем?».

Цель:

Учить анализировать структуру стихотворения.

Игровой мотив:

Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:

  • О каком объекте идет речь?
  • Какими признаками наделен объект?
  • Какие действия он совершал?
  • Какой вывод сделал автор?

Итог:

Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.

Игра «Отгадай по признакам».

Цель:

Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).

Игровой мотив:

Загадывание объектов.

Ход игры:

Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

Итог:

Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.

Игра «Найди и объясни противоположные слова».

Цель:

Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.

Игровой мотив:

Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет худа без добра .

Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.

Итог:

Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.

Игра «Придумай словосочетание».

Цель:

Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Игровой мотив:

Волшебник «Наоборот».

Ход игры:

Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия

Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.

Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.

Итог:

Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.

Игра «Доскажи словечко».

Цель:

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Игровой мотив:

У воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Итог:

Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.

Игра «Склад — несклад».

Цель:

Игровой мотив:

Игра с мячом или другим предметом.

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Итог:

Ребенок умеет подбирать рифму к слову.

Игра «Чистоговорки».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Игровой мотив:

Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Ход игры:

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:

Са – са – са –

Прилетела в сад оса.

Ща – ща – ща –

Мы нашли в траве клеща.

Итог:

Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.

Игра «Сочини дальше».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Соревнование команд.

Ход игры:

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

Итог:

Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.

Игра «Исправь меня».

Цель:

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Игровой мотив:

Исправления ошибок воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Итог:

Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.

Игра «Сочиним стишок и его запишем».

Цель:

Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами.

Ход игры:

Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.

Примечание:

  • схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
  • на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.

Итог:

Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.

Цель: сформировать представление о рифме

Задачи:

Уточнить понятие скороговорка.

Развивать у детей дикцию.

Познакомить с понятием «рифма».

Научить придумывать простейшие рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Материалы и оборудование : мяч, карточки из книги «Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия»

1. Речевая разминка

Дикционное упражнение: произнести интонационно, выделяя поочередно выделенное слово:

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Мы в слова играем - вместе сочиняем ,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши , веселимся от души!

Дети с педагогам вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Затем они, по желанию, произносят любые скороговорки.

И разучивают новые:

Покупая попугая,

Покупайте, не пугая:

Попугаи с перепугу

Перебудят всю округу. (Генрих Варденга)

На балу случилась драма:

Благородный кавалер

Из-под носа знатной дамы

Утащил один эклер.

И еще один эклер,

И еще один эклер,

И еще один эклер -

Вот тебе и кавалер. (Петр Синявский)

2. Речевая ситуация

Беседа

Воспитатель: А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхо на вопросы? Я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?

Дети: Час! Час!

Воспитатель: Верно, «Час!» Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы было веселей, хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу - два хлопка одновременно.

Воспитатель (дети)

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра)

Да ладоши не жалей (лей-лей)

Бей в ладоши веселей (лей-лей)

Сколько времени сейчас (час-час)

Сколько будет через час (час-час)

И неправда, будет два (два-два)

Думай, думай, голова (ва-ва)

Как поет в селе петух (ух-ух)

Да не филин, а петух (ух-ух)

Вы уверены, что так (так-так)

А на самом деле как? (как-как)

Сколько будет дважды два? (два-два)

Ходит кругом голова! (ва-ва)

Это ухо или нос? (нос-нос)

(ведущий держится за ухо)

Или может сена воз? (воз-воз)

Это локоть или глаз? (глаз-глаз)

(ведущий показывает на локоть)

А вот это что у нас? (нас-нас)

(ведущий показывает на нос)

Вы хорошие всегда (да-да)

Или только иногда (да-да)

Не устали отвечать (чать-чать) при ответе «нет» штраф

Попрошу вас помолчать (-)

Игра окончена. А те, кто «проштрафился» и отдал свой фант ведущему, ждет выполнения веселого задания.

Воспитатель: С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

Благодаря рифме, стихи получаются складными. Рифма - когда слова заканчиваются одинаково. Например, кошка - ложка, шишка-мышка, ель-мель, роза-мимоза, буфет-табурет, сова-голова, речка-печка и т.д. У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами.

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

После этого дети находят рифму встихотворениях «Ели» и «Ванечка - пастух»

Ели

Ели на опушке-

До небес макушки -

Слушаю, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - елочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод. (Ирина Токмакова)

Ванечка - пастух

На лугу стоят овечки

Шерсть закручена в колечки,

И играет для овечек

На свирели человечек.

Это Ванечка, пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Не обдит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом! (Юнна Мориц)

Игра «Придумай рифму»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках рифмованный мяч. Давайте поиграем в рифмованные слова.

Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.

Друг (лук), ворона (корона), дело (смело), сарай (каравай), дом (гном), сон (звон), подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка), дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка), карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж)…

Игра «Найди пару»

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой.

Воспитатель: Есть ещё игра для вас.

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

Где обедал воробей?

В зоопарке у … (зверей).

А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым… (ножиком).

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен… (иней).

Зимой, на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнуло яблоки.

Ведь это… (снегири).

Игра «Подскажи слово» по стихотворению Джона Чиарди.

Об удивительных птицах

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нёс,

На ящике

Написано: “Игра”.

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

Уверен,

Что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг -

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу -

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Подборка рифм для игры «Придумай рифму»

Взрослый произносит слово и предлагает ребёнку назвать другое слово рифму. Если ребёнок затрудняется, взрослый поначалу подсказывает рифму сам. Можно произносить по типу «Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка).

Гармошка (картошка, кошка, брошка, крошка, немножко, матрёшка, окрошка, дорожка, сапожки, ладошка, одёжка, поварёшка, ложка, ножка, окошко, серёжка, лепёшка, застёжка)

Рубашка (букашка, ромашка, бумажка, кудряшка, черепашка, мордашка, чашка, деревяшка, дворняжка, стекляшка, кашка)

Корзина(картина, машина, рябина, резина, малина, кабина, мужч

Баран (барабан, банан, сарафан, фонтан, тюльпае)

Муравей (воробей, соловей)

Сушка (мушка, кружка, подушка, лягушка, игрушка, макушка, избушка, погремушка, кукушка, хохотушка, болтушка, ушко, зверюшка, подружка, хрюшка, грязнушка)

Сосед (обед, винегрет, велосипед, букет, рулет)

Книжка (мышка, крышка, шишка, штанишки, ребятишки, детишки, зайчишка, малышка, домишко, мартышка, пальтишко, шалунишка, хвастунишка)

Маша (каша)

Сыр (дыр, кефир)

Дочка (точка, кочка, бочка, цепочка, щёчка)

Майка (зайка, чайка, лужайка, хозяйка, лайка)

Мальчик (пальчик, зайчик, попугайчик)

Жук (лук, звук, стук, паук, друг, круг, утюг)

Пучок (жучок, каблучок, колпачок, замок, потолок, паучок, носок, кусок, молоток, звонок, крючок, дружок, волчок, кружок, скачок, молчок, совок, петушок, шнурок, клубок, сапожок, бычок, пятачок, кулачок, кабачок, язычок, песок, бочок, зубок, брусок, колобок, сачок, волчок, червячок, рюкзачок, хомячок, башмачок, кипяток, сапог, щенок, венок, одинок, чеснок, намок, цветок, снежок, мешок, ветерок, лепесток, скок-скок, узелок, огонёк, теремок, сосунок, горшок, кусок)

Ждёт (идёт, пьёт, самолёт, лёд, мёд, рот, кот, поёт, живёт, даёт, жуёт, зовёт, упадёт, повернёт, потрясёт, оторвёт, уснёт, заорёт, порвёт, обойдёт, подберёт, шепнёт, пожмёт, принесёт, отберёт, поймёт, разожмёт, поворот, найдёт, забот, сотрёт, прольёт)

Ранка (банка, баранка, обезьянка, стремянка)

Пёс (нос, принёс, привёз, вопрос, насос, пылесос)

Будка (дудка, незабудка, утка, минутка, малютка, куртка)

Корона (ворона, вагоны)

Лапки (тапки, шапки, тряпки)

Кусты (цветы, хвосты)

Корка (горка, норка, уборка, шторка, тёрка, скатёрка)

Папка (шапка, лапка, тряпка, бабка, зябко)

Киска (миска, редиска, близко, низко)

Салат (халат, лежат, стоят, молчат, глядят, сидят, виноват, дрожат, торчат, стучат, блестят, угостят)

Холод (голод, полоз)

Зубы (губы, грубый, трубы)

Скакали (устали, достали, искали, хохотали, держали, макали, покусали, кричали, летали, рисовали, качали, махали, копали)

Туча (куча, лучик, ключик)

Конура (кожура, кора, мишура, мошкара,)

Подборка двустиший для игры «Закончи врифму»

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка) .

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).

Очень громко плачет мальчик-
Он стеклом поранил …(пальчик).

В огороде вырос лук,
А на грядке ползал …(жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало)

Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик стучит в -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).

Картотека игр «Игры с рифмами»

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик),
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка- (хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка- шоколад,
А Ежонок-(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем- рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,(далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,
Промурлыкала и кошка: ладошка,
Прокукарекал петушок: мешок, .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала (жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное (идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-(жетон).

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр (билет).

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на (Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит(ранка).

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто(мыл).

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу(нёс).

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую(будку).

У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему(дождь).

Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя (врать).

Чтоб придать причёске лоск,
Нам понадобится(воск).

Не пришлась Яге корона,
Унесла её (ворона).

Картину написал творец,
Изобразил на ней(дворец).

Соловья не слышно трель,
Заглушает её(дрель).

Видел я чудесный сон,
Что поехал я на(Дон).

Тёмная настала ночка,
Засыпает моя(дочка).

Красивые у кошки лапки-
Пушистые обуты(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,
Весь день разучивал там (танец).

Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге(торт).

Не нужны солдату санки,
Изучать он будет(танки).

Случай приключился раз-
Перевернули медный(таз).

Любит дед табачок,
А внучок-(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.
Незнакомый танец(танго).

Во дворе стоят кусты,
Очень уж они (густы).

Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней (корка).

Кто-то вырыл большой грот-
Оказалось, это (крот).

На птичнике живёт гусак,
В лесу бегает(русак).

Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук (полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,
И сразу побежала(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,
Отправились они на (корт).

На столе осталась крошка,
Покормила птичек(Прошка).

Убежали с клумбы розы,
Очень уж колючи(розы).

Утром выпала роса-
Выходи на луг (коса).

На скачках выступали кони,
Катали в парке детей(пони).

Всю сметану слизал кот,
Вытирал он лапой(рот).

На столе лежала пышка-
Запах уловила(мышка).

В царстве сказок собран бал-
Были там и стар, и (мал).

Большому начальнику нужна папка,
И, конечно, зимой, обязательно(шапка).

Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена (миска).

Испекла Наташа кекс,
Очень любит их наш(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,
Посадил дед в сказке(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и(карта).

На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет(каску).

Увидала мышка корку-
Утащила её в (норку).

Стал пилить Артур полено,
Повредил себе(колено).

С неба падала вниз капля,
Не боится её(цапля).

Не удалась у веры кройка,
Теперь стоит в журнале(тройка).

Мила сделала салат,
Постирала свой(халат).

Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее(голод).

Приобрёл сметану Глеб,
Покупал Василий (хлеб).

Замедляя время ход,
От нас уходит старый(год).

Цветёт весною пышно хмель,
На него садится(шмель).

Что ребята затевают драки,
Не верьте! Это просто-(враки).

Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него(венок).

Жил на свете великан,
И у него был(пеликан).

Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная (форма).

В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он (мультик).

У пограничников есть пост,
Под охраной у них(мост).

Называет Иру папочка:
« Моя дочка-(лапочка)».

Очень любит Федя сало,
Всё ему, бедняге, (мало).

Любят сериалы киски,
Покупают в « Треке»(диски).

Вика чистит с утра зубы,
Затем красит ярко(губы).

Плыла по небу тучка,
В реке плескалась(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство-(лекарь).

На берегу реки- песок,
А вокруг стоит (лесок).

Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на (мель).

Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро(смыл).

На окне сидела кошка
И мяукала(немножко).

Детки бегали, скакали
И под вечер все (устали).

Вот смотрите –паровоз,
Он вагончики(повёз).

На большой зелёной ветке
Сидят белочкины(детки).

Игра « Рифмы».

Мы в рифмы играли- слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь(букашку),
Взяла я корзину, купил ты(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши(врачи).

Цель. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и «шайбы» (фишки), лежащие перед каждым из них.

«Игру в хоккей не забыли? – интересуется педагог. И уточняет: – Удар и где может оказаться шайба?»

Выслушивает ответы детей, подсказывает направления полета шайбы, например: «Шайба летит над воротами, слева от них».

Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккейного поля (ребенок отвечает с места). Затем тренировку хоккеистов комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Воспитатель, стоя за спинами детей, наблюдает, кто как перемещает шайбу по листу бумаги, чтобы позже позаниматься с некоторыми ребятами индивидуально.

«Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в игру „Доскажи словечко“ („Подбери рифму“), – сообщает воспитатель. – Очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи. Слушайте их внимательно».

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»:


На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!

Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.

(«А может, искрят? Шипят?»)


И качаются игрушки -
Флаги, звездочки…
– Хлопушки!

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)


Нити пестрой мишуры,
Колокольчики…
– Шары!

(«Шары или дары?»)


Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы…
– Снегурки!

Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед…
– Мороз!

Январь

Занятие 1. Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Ход занятия

«Сегодня мы опять будем учиться правильно говорить, – начинает занятие педагог. – Побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года: подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед Новым годом и как провели новогодние каникулы».



Педагог выслушивает рассказ ребенка, делает необходимые исправления, задает уточняющие вопросы. Затем оценивает ответ, отмечая его логичность, выразительность (необычные сравнения, эмоциональность).

Вызывает еще 2–3 ребят. Он старается заслушивать рассказы тех детей, которые по-разному провели новогодние каникулы.

Желательно также выслушать ребенка, испытывающего разного рода трудности в освоении родного языка. Но этого ребенка надо подготовить заранее и вместе с детьми порадоваться его успехам.

Для того чтобы внести разнообразие в беседу, порадовать детей, можно провести дидактическую игру «Подбери рифму», используя следующие произведения:


Заглянул щенок в окошко:
– Чем же лакомится… (кошка)?

– Ходят всякие тут, ишь!
– Смотрит зло на кошку… (мышь).

– Может, хватит, мышка, злиться?
– Прочирикала… (синица).

Ничего не произнес
Под кроватью спящий… (пес).

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»


* * *
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети!
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль… (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова


На веселых,
На зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все… (на головах).
По горам
На самокате
Ездят там
Бычки… (в томате)!
А один ученый кот
Даже водит… (вертолет).

Я. Бежева. «На горизонтских островах»,пер. с польского Б. Заходера

Занятие 2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Цель. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Предварительная работа. Пополнив уголок книги новыми сборниками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рассказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая – рассказы, третья – стихи. Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей (предыдущих) группы (групп), чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Ход занятия

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовестность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее начать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пушкина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.

«Это сказка в стихах», – поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими книги – сказки (рассказы).

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. Приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение, и что это – сказка или рассказ.

Занятие 3. Обучение рассказыванию

по картине «Зимние развлечения»

Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой сейчас месяц зимы.

Выслушав ответы детей, педагог продолжает: «Зима – чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „картины написаны“? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину».

Педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения» (серия «Четыре времени года», автор О. Соловьева (М.: Просвещение)). (Детей следует усадить как можно ближе к мольберту.)

«Как можно назвать картину? – спрашивает воспитатель. – Какое время года и какое время суток запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.

«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на горке», – предлагает воспитатель.

Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка рассказать о том, как дети катаются с горки.

Затем педагог начинает рассказ: «Однажды в теплый зимний день дети выбежали на участок. Один ребенок сразу же побежал на горку…» – воспитатель передает слово ребенку.

Педагог привлекает внимание ребят к снеговику. Кто-нибудь из детей обобщает результат наблюдений в маленьком рассказе.

«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзьях», – напоминает педагог.

Дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.

Выслушиваются 2–3 рассказа. Воспитатель оценивает рассказы. Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Подчеркивает, что это достигается последовательным описанием законченных частей картины (катание с горки, у снеговика, около кормушки для птиц). Обращает внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.

В заключение педагог предлагает вниманию детей свой образец рассказа (если дети рассказывали хорошо, образец можно не давать): «В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке.

„Не бойтесь, птички, не обидим“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им ветку рябины».

В заключение педагог читает стихотворение С. Черного «Волк» и «дарит» детям новую зимнюю загадку:


Пришел Яшка -
Белая рубашка,
Где он пробегает -
Ковром устилает.
(Снег)

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...