Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Break up — английский фразовый глагол

Великие полководцы великой отечественной войны

Какими путями началось расселение человека по земле

«благодари бога, что ты русский» — факты об императоре николае первом

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Речевое дыхание у детей формируется в возрасте. Речевое дыхание

Статья "Особенности формирования речевого дыхания у младших школьников с нарушенным слухом"

Описание работы : данный материал будет полезен логопедам, учителям и родителям. Подходит для дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель дыхательных упражнений – формирование и закрепление навыков правильного диафрагмального дыхания у младших школьников, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.
Задачи:
Умение обучающихся в момент речи делать глубокий вдох и постепенный плавный выдох.
Формирование диафрагмального, фонационного, речевого дыхания.
Формирование умений и навыков правильно распределять дыхательные паузы.

Дыхание входит в сложную функциональную систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Роль дыхания очень важна, она как «пусковой механизм», в начале постановки звукопроизношения и голосоподачи.
Обучающиеся с нарушенным слухом обладают обычно вполне или почти нормально развитым витальным (внеречевым) дыханием.
Проведённая мной проверка показала, что необученные глухие школьники младшего школьного возраста привыкли свободно выдыхать воздух из лёгких тотчас после вдоха – так как это бывает при обычном покойном дыхании.
Я пришла к выводу, что усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для обучающихся определённые трудности, что связано не только с тем, что глухие учащиеся плохо управляют работой мышц, но и с тем, что они неплотно смыкают голосовые связки при фонации, образуя недостаточно узкие щели или чрезмерно напряжённые смычки речевыми органами при артикуляции. Всё это приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи.
Обследование речевого дыхания младших школьников подготовительного класса показало, что они говорят от 1 до 4 слогов на выдохе. Некоторые младшие школьники не могли произнести ряд слогов или изолированный гласный звук продолжительно, без дополнительного вдоха, у отдельных обучающихся речь приобретала «всхлипывающий» характер.
Бывали случаи, когда голосообразование происходило на вдохе. Обучающиеся не дифференцировали ротовой и носовой выдох. Всё это отрицательно сказывается на внятности произношения и здоровье детей с нарушенным слухом.
Понимая важность вышеизложенной проблемы, в своей работе на уроках формирования произношения использую следующие этапы:
На 1 этапе создаю фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираюсь на имеющиеся у ребёнка дыхательные и двигательные навыки, учу направлять внимание на работу того органа, который подвергается коррекции.
На 2 этапе – приоритетной является тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объёма и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления.
На 3 этапе – создание активного вдоха с акцентом на качественные характеристики (силу, скорость и объём воздушного потока); регуляция дыхательного ритма. Учу детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха, и пауз между ними.
На 4 этапе – ведётся работа над автоматизацией диафрагмального типа дыхания; формирование речевого дыхания.
На занятиях для формирования длительного, определённой силы выдоха я использовала специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью:
сдувание со стола комочков ваты, бумаги - игра «Футбол»,
задувание свечи струёй выдыхаемого воздуха – игра «Пожарник»,
продувание шариков через трубочку – игра «Снегопад»;
выдувание мыльных пузырей;
игры «Мельница», «Бабочка», «Насос», «Шарик»;
катание по столу карандашей и мелких игрушек.
При этом постоянно увеличиваю расстояние, с которого дети должны, например, скатить катушку со стола, увеличиваю длину трубочки; задания усложняются, например, струёй выдыхаемого воздуха докатить ручку до определённого места на столе.
Подобные упражнения проводятся в течение всего первого года обучения. Однако с детьми, у которых выполнение этих упражнений вызывает трудности, работа продолжается.
Для развития способности делать плавный выдох и регулировать его силу использую следующие упражнения:
поддувание в воде пластмассовых или бумажных корабликов,
пускание пузырей через трубочку.
В качестве примера остановлюсь на некоторых упражнениях:
“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи).
Выдох контролируется ладонью.
“Немое кино”. Учитель показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Обучающемуся предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.
“Зоопарк”. Обучающийся исполняет роль какого-либо животного. Педагог, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”. Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси - произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова - произнести на выдохе “му”, кошка - “мяу”).
“В лесу”. Учитель ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Обучающемуся предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ay”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!”, которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.
В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики мной проводится работа по формированию направленной воздушной струи.

С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения:

“Толстяк” (картинка-образ - мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
“Худенький” (картинка-образ - худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
“Снежок” (картинка-образ - падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
“Дудочка” (картинка-образ - дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
“Пропеллер” (картинка-образ - самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.
Также на занятиях с младшими школьниками с депривацией слуха использую упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократное повторение слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Учу обучающихся произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы, затем предложения. Включаю в работу прямой и обратный счёт, перечисление дней недели, месяцев, времён года, имён мальчиков и девочек.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней верхних дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у обучающихся положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

1. Боскис Р.М. учителю о детях с нарушениями слуха. М. Просвещение,1988.
2. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Институт коррекционной педагогики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
3. А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». Москва «Творческий центр Сфера» 2011.

Типы упражнений для дыхания:

Дыхательные упражнения (выработка диафрагмального дыхания)
а) положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнуть через рот (область диафрагмы при этом втягивается). Повторить несколько раз.
б) фонационное дыхание.
Вдох носом, передняя стенка живота выпячивается вперед.
Вдох – на выдохе ф__;
Вдох – толчкообразный выдох ф__ ф__ф__ф;
Вдох – на выдохе говорим с __, ф __ с;
Вдох – толчкообразный выдох с_с_с_с_с;
Вдох – на выдохе говорить два звука кс_ _ _;
вдох - с_____;
вдох - з_____;
вдох - ш____; ф____;
вдох – кс____ ф ф в;
в) дыхательные упражнения в динамике.
Используется музыкальное сопровождение, характер музыки: плавное, замедленное звучание. Движения, помогающие закрепить навыки диафрагмального дыхания также плавные и замедленные.
вдох – у_______________
вдох – у_______________ф______________
вдох – ф_______________
вдох – ф__ф__ф__ф_ Ф ф ф ф
вдох – в ________
вдох – ф____в____
вдох делать носом.
Прерывистый выдох: ф__ф__ф__ («гасим свечку»)
Длительный выдох: ф__________(выдохнуть весь воздух)
Вдох – сказать на одном выдохе: у_________ ф___________
Вдох – на длительном выдохе сказать: ф___в___с___, ф___ с___

Речевое дыхание:

Положить руки на область диафрагмы. Вдох – носом, на выдохе произносить слог: па_________
Чередовать краткое и длительное произнесение слогов (с элементами двигательных упражнений)
Сделать глубокий вдох, на выдохе произносить порядковые числительные, постепенно наращивая количество слов, произносимых на выдохе.
Руки опущены вниз. Поднять их через стороны вверх, говоря ряд слогов. Затем опустить руки через стороны вниз, произнося один слог длительно.
татата… та___________
тотото… то___________
тутуту… ту___________
титити ти___________
тэтэтэ… тэ___________
Наращивание слогов на одном выдохе: та__ту__ти__тэ__
папа___попо___пупу___пипи___пэпэ
Произносить фразы на одном выдохе синхронно с учителем.
Какой сегодня день недели? Сегодня _______.
Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?
Полезно наращивать предложения:
(светит солнце)
(сегодня светит солнце)
(ярко сегодня светит солнце).
Наращивание фраз по вопросам:
(мы были в кино (когда?))
(вчера мы были в кино (с кем?)).
Упражнения в произнесении слова (словосочетания) короткой фразы много раз на 1 выдохе:
(зима,зима,зима)
(морозная зима)
(настоящая морозная зима)

Перед началом речи в норме делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. "Речевой " вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления. Большое значения для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания.

В ходе речевого развития вырабатывается специфический "речевой" механизм дыхания и, следовательно, специфические "речевые" движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные движения вдоха и выдоха, причем колебательные движения идут на фоне общего непрекращающегося выдоха. В этом состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И. Жинкиным. По

представлению Н.И. Жинкина эти колебательные движения диафрагмы, на каждом звуке речи наслаивающееся на экспирацию, являются собственно речевыми, "артикуляционными" движениями диафрагмы. Эти изменения тонуса мышц, носящие волновой характер, в процессе устной речи выполняют две функции: во-первых, этим регулируется энергия для генерации каждого произносимого звука и, во-вторых, "отпуск энергии" для слогового квантования речи.

Таким образом, на каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов (губ, языка, глотки, гортани). Центральные механизмы четко регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого выдоха и других органов.

Исследованиями Р.Л. Шейкина, Э.А. Арутюняна, Л.А. Чистович и В.А. Кожевникова и др. была выявлена

зависимость организации речевого дыхания от содержания высказывания и интонационного характера речи. По данным Р.Л.Шейкина, вдохи во время речи производятся или после окончания фразы, или между смысловыми группами слов. Э.А., Арутюнян в своей работе пишет, что человек способен производить речь с сильно различающимися громкостями, с разными темпами, нормальным голосом или шепотом, способен четко выделять позиции ударений и т.п. Из этого следует наличие у человека механизмов тонкой регуляции работы легких, как показано разными исследователями. В организации управления речевым дыханием ведущее значение имеют слоговая и просодическая структуры речевого потока.

В работе Н.Д. Светозаровой хорошо сформулировано то, что "...речевое дыхание подчинено смыслу, и в хорошо организованной речи вдох осуществляется только в местах разрешенных смыслом и строем высказывания"" .

Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными, поэтому моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. Дыхание в речи имеет условно рефлекторный характер .

Моменты речевых вдохов и выдохов согласуются с лингвистической конструкцией текста и совпадают с лингвистическими (синтагматическими) паузами. Эти паузы являются универсальным средством членения речи на интонационно смысловые единицы. Они возникают на границе между предложениями и между синтагмами, как в ходе устного спонтанного высказывания, так и в процессе чтения текста . , Можно думать, что внутреннеречевое планирования не ограничивается декодированием на уровне артикуляции, сюда подключается синхронный голосовой механизм реализации устного высказывания, а следовательно и речевое дыхание.

Таким образом, речевое дыхание следует за темпом мышления в процессе устной речи, то есть оно тесно связано с внутренне речевым планированием, являясь физиологической основой реализации устной речи, а, следовательно, внешним проявлением внутренне речевого планирования.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. То есть, уже на ранней стадии онтогенеза речи идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе экспрессивной речевой функции .

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связанная речь и речевое дыхание. Так, исследования Л.И. Беляковой показали, что к третьему году жизни у детей в процессе выдоха наблюдается произнесение лишь отдельных одно-двуслоговых слов. Фразовая речь детей этого возраста характеризуется неплавностью, задержкой дыхания, как в фазе вдоха, так и выдоха, дополнительными вдохами в процессе произнесения. Это свидетельствует о незрелости координаторных взаимоотношений между артикуляцией и дыханием в процессе устной речи, отсутствии развитого речевого дыхания.

К шести годам дети произносят на речевом выдохе простые трех - четырехсловные фразы, состоящие из знакомых слов., Усложнение содержания высказывания, как в семантическом, лексическом, так и в грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, то есть высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонации завершенности .

Произношение фразы детьми 10 лет и взрослыми в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, то есть речевой выдох растянут во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование циклов речевого дыхания, которые начинают соответствовать синтагматическому делению тестов, становление речевого дыхания завершается .

Большое число исследователей указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Л.А. Данилова , Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова отмечают, что нарушение дыхания почти всегда имеет место у детей с дизартрией. Они связывают это с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерна большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

И.И. Ермакова отмечает, что у детей с ринолалией глубоко страдает фонационное дыхание в связи с анатомическими дефектами строения твердого неба, что проявляется в отсутствии дифференциации носового и ротового дыхания. У таких детей, дыхание учащенное, поверхностное, резко укорачивается время фонационного выдоха.

Е.В. Лаврова отмечает, что фонационное дыхание нарушается при всякой патологии голоса независимо от природы дефекта, речевой выдох отличается непродолжительностью, нарушается синхронность функционирования всей системы - дыхания, голоса, артикуляции.

Ю.С. Василенко, О.С. Орлова указывают, что у детей с нарушениями голоса дыхание слабое, поверхностное, вдох и выдох не координированные, нередко отличается речь на вдохе.

При наблюдении за спонтанной речью дошкольников с общим недоразвитием речи, ею отмечалось, что эти дети способны произнести в фазе выдоха лишь одно - двуслоговые слова. Произнесение фразы, как правило, прерывалась частыми дополнительными вдохами. Эти данные указывали на то, что речевое дыхание у детей с общим недоразвитием речи находилось на низкой ступени своего развития .

Речевое дыхание у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризовалось более высоким уровнем развития, по сравнению с общим недоразвитием речи, но, тем не, менее, оно отставало в сроках своего развития от нормы .

При наблюдении за речью детей с заиканием, во время общения со сверстниками и взрослыми, В.Т. Филимоновой отмечались частые дополнительные вдохи, которые прерывали речь даже в процессе короткого высказывания. У некоторых детей отмечалась речь на вдохе. Все это свидетельствовало о нарушении регуляторных механизмов координации речевого дыхания и голосообразования .

Таким образом, при речевой патологии у детей наряду с нарушением усвоения вербальных единиц, их грамматического структурирования, интонационного оформления, речевое дыхание развивается патологически. Особенно ярко нарушение речевого дыхания выражено при заикании.

Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Как известно, речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связной речи, необходим удлинённый выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить обусловленные им паузы между отрезками речи. Первая особенность речевого дыхания состоит в том, что в отличие от обычного дыхания, фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха. Удлинение выдоха происходит не только за счёт перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох-выдох), но и за счёт увеличения продолжительности всего цикла. При обычном дыхании число дыхательных движений, то есть циклов, составляет 16-20 в минуту, а на один цикл соответственно приходится 3-4 секунды. Во время речи чис ло дыхательных движений уменьшается вдвое и составляет 8-10 в минуту. Следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени. Это вторая особенность речевого дыхания.

Для того чтобы обеспечить длительный выдох, необходим боль ший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемо го воздуха достигает при речи 1000-1500 смі вместо 500 смі при обычном дыхании. Увеличение объема воздуха, используемого при речи, достигается введением дополнительного воздуха посредством более глубокого вдоха, a также путем расходования части резервно го воздуха. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловли вает третью особенность речевого дыхания, которая заключается в том, что вдох при речи производится главным образом через рот, a не через нос, как при обычном дыхании, так как быстрому и глубо кому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов.

Четвертой особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обес печить более глубокий выдох и, во-вторых, чтобы образовалось доста точное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Нормальное речевое дыхание у ребёнка вырабатывается с развитием речи.

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом.

Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания. (Пожиленко В.А)

При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей.

Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

  • - вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи - через рот;
  • - вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • - в выработке длительного ротового выдоха;
  • - в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Внимание педагога, работающего с ребенком над выработкой правильного речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах:

  • - во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;
  • - грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
  • - живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе - опускаться;
  • - во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;
  • - вдох должен быть мягким и коротким, выдох - длительным, спокойным и плавным;
  • - сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
  • - говорить только на выдохе.

Чем больше сил вы вкладываете, тем заметнее отдача и эффект от совершенной работы. Голос является нашим инструментом, и он требует не только определенных умений и навыков, но и определенного количества времени, регулярно посвящаемого тренировкам. Подчеркиваю: регулярно! Потому что, например, любой музыкальный инструмент без работы теряет настройку. Главные условия хорошего дыхания - это подвижность грудной клетки, эластичность легких и диафрагмы .

Речевое дыхание

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным (не дрожал, не качался и не затухал бесконтрольно). Речевое дыхание должно быть незаметным (по возможности не стоит пыхтеть, сопеть и тяжело вздыхать без надобности).

Особенности речевого дыхания: - Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»). - Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим). - Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим. - Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1: 10. - Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа). .

1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань - в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафраг-менное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дышите свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхайте и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при произнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произнесении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достигаем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем никакого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флейтиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

Выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.

Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую цитату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгойпередышки, не допускающейполного дыхания.

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле.

Самые основные, первые требования к телу исполнителя: 1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему. 2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор. 3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса. 4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. “Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества”. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность. 5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Механизм дыхания

Дыхание бывает трех видов : ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное), ключичное дыхание – очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой. Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой “проблемой”, а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь повторите это еще раз и проследите за своими действиями. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох – потом направленный выдох. Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра – это и есть реберное, грудное дыхание . Известный педагог И.П.Пряничников советует “учиться набирать в легкие воздух”. Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат.1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение). Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.

Произведите коротки й, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

2. Сначала п роведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень “высокое”, куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент нашего “строящегося здания”: певческого дыхания. Я прошу вас для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвижение ребер – показатель полноценного реберного дыхания. 3. Очень глубоко резк о и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо. Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью класса, тогда в класс вы войдете в полной “боевой готовности”, так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования. 4.Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да… Говорите, “ощущая” корни передних зубов, “щелочку” между двумя передними зубами, через которую “идет ниточка звука”. Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но “не падает”. Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге “да”) получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков. 5.Удобно лечь на спину, положить одн у руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4… Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. “Выжимать” воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении – дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4

6. Немного усло жняем упражнение. Все так же, как в упр. №5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23… Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.

    Взять ртом гл убокое дыхание, а выдох – через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро “опал” объем воздуха в груди. Этот “стон” при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а “вздох-стон”. Или представьте себе, что грудь – это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук “стона” упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.

8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук “М”. Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, “заполнить вас” своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук “М” на “Н”, “В”, “З”. Требования и условия такие же, как на звуке “М”.

9. Все как в упр. № 8, т олько к согласной присоединить гласную: “МАА…”, “ВАА…”. Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.

10. Усложняем у пр. № 9. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: “МА-МА”. Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое “наполняет” пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы. МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает “услышать то усилие”, которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол – голову, его фундамент – грудь, диафрагму.

11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте “дуть на свечу”. Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений. Еще один важный момент. Когда вы начинаете “дуть на свечу”, то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутия) происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении. А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное – естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия. Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению.

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

Прочтите пословицы , поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

Вам также будет интересно:

Этнический состав южной америки
1. Сан-Паулу Это крупнейший по населению город Южного полушария и финансовый центр...
Равноускоренное движение: формулы, примеры
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин...
Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ - герой сказки А. Гайдара (А.П.Голикова), входящей в...
Веселые герои мультфильма чаггингтон
Chuggington) - английский мультсериал производства студии Ludorum, выпущенный 22 сентября...
Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам
Математические кораблики. Двадцать двухцветных деревянных фишек в четырех деревянных...