Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

События 1915 года в османской империи. Геноцид армян: хронология и воспоминания очевидцев 

Турецкий геноцид армян 1915 года, организованный на территории Османской империи, стал одним из самых ужасных событий своей эпохи. Представители подверглись депортациям, в ходе которых погибли сотни тысяч или даже миллионы человек (в зависимости от оценок). Эта кампания по истреблению армян сегодня признается геноцидом большинством стран всего мирового сообщества. В самой Турции с такой формулировкой не согласны.

Предпосылки

У массовых убийств и депортаций в Османской империи были разные предпосылки и причины. 1915 года был обусловлен неравноправным положением самих армян и этнического турецкого большинства страны. Население дискредитировалось не только по национальному, но и религиозному признаку. Армяне были христианами и имели свою независимую церковь. Турки же являлись суннитами.

У немусульманского населения был статус зимми. Люди, подпадавшие под это определение, не имели права носить оружие и выступать в суде в качестве свидетелей. Они должны были платить высокие налоги. Армяне, по большей своей части, жили бедно. В основном они занимались сельским хозяйством на родных землях. Однако среди турецкого большинства был распространен стереотип успешного и хитрого армянина-коммерсанта и т. д. Такие ярлыки только усугубляли ненависть обывателей к этому этническому меньшинству. Эти сложные взаимоотношения можно сравнить с распространенным антисемитизмом во многих странах того времени.

В кавказских провинциях Османской империи ситуация ухудшалась еще и по причине того, что эти земли после войн с Россией заполоняли беженцы-мусульмане, которые из-за своей бытовой неустроенности постоянно вступали в конфликт с местными армянами. Так или иначе, но турецкое общество находилось во взвинченном состоянии. Оно было готово принять предстоящий геноцид армян (1915). Причины этой трагедии заключались в глубоком расколе и неприязни между двумя народами. Нужна была только искра, которая бы разожгла огромный пожар.

Начало Первой мировой войны

В результате вооруженного переворота в 1908 году в Османской империи к власти пришла партия Иттихат ("Единение и прогресс"). Ее члены называли себя младотурками. Новое правительство стало спешно искать идеологию, на которой можно было бы построить свое государство. За основу был принят пантюркизм и турецкий национализм - идеи, которые не предполагали ничего хорошего для армян и других этнических меньшинств.

В 1914 году Османская империя на волне своего нового политического курса заключила союз с кайзеровской Германией. Согласно договору, державы договорились обеспечить Турции выход на Кавказ, где жили многочисленные мусульманские народы. Но в этом же регионе находились и христиане-армяне.

Убийства лидеров младотурок

15 марта 1921 года в Берлине армянин на глазах множества свидетелей убил Талаата-пашу, скрывавшегося в Европе под вымышленным именем. Стрелявшего тут же арестовала немецкая полиция. Начался суд. Тейлиряна вызвались защищать лучшие адвокаты Германии. Процесс привел к широкому общественному резонансу. На слушаниях вновь были озвучены многочисленные факты геноцида армян в Османской империи. Тейлиряна сенсационно оправдали. После этого он эмигрировал в США, где и скончался в 1960 году.

Другой важной жертвой операции «Немезис» стал Ахмед Джемаль-паша, который был убит в Тифлисе в 1922-м. В том же году другой член триумвирата Энвер погиб во время боев с Красной армией в современном Таджикистане. Он бежал в Среднюю Азию, где некоторое время был активным участником басмаческого движения.

Правовая оценка

Следует отметить, что термин «геноцид» появился в юридическом лексиконе гораздо позже описываемых событий. Слово возникло в 1943 году и первоначально означало массовые убийства евреев нацистскими властями Третьего рейха. Через несколько лет термин был закреплен официально согласно конвенции только что созданной ООН. Уже позже события в Османской империи были признаны как геноцид армян в 1915 году. В частности, это было сделано Европарламентом и ООН.

В 1995 году резня армян в Османской империи была признана геноцидом в Российской Федерации. Сегодня этой же точки зрения придерживается большинство штатов США, почти все страны Европы и Южной Америки. Но есть и страны, где отрицают геноцид армян (1915). Причины, кратко говоря, остаются политическими. В первую очередь в списке этих государствах находится современная Турция и Азербайджан.

§ 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий на Кавказском фронте

Первого августа 1914 г. началась Первая мировая война. Война велась между коалициями: Антантой (Англия, Франция, Россия) и Тройственным Союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция) за передел сфер влияния в мире. В войне добровольно или вынужденно приняли участие большинство государств мира, почему и война получила своё название.

Османская Турция стремилась в ходе войны осуществить программу «Панктюркизма» - присоединить территории, населённые тюркскими народами, включая Закавказье, южные регионы России и Среднюю Азию до Алтая. В свою очередь Россия стремилась присоединить территорию Западной Армении, захватить проливы Босфор и Дарданеллы и выйти к Средиземному морю. Боевые действия между двумя коалициями развернулись на многих фронтах в Европе, Азии и Африке.

На кавказском фронте турки сосредоточили 300 тысячную армию во главе с военным министром Энвером. В октябре 1914 г. турецкие войска повели наступление и сумели захватить некоторые приграничные территории, а также вторглись в западные области Ирана. В зимние месяцы в ходе боёв под Сарыкамышем русские войска разгромили превосходящие турецкие силы и выбили их из Ирана. В течение 1915 г. военные действия продолжались с переменным успехом. В начале 1916 г. русские войска развернули масштабное наступление и, разгромив противника, захватили Баязет, Муш, Алашкерт, крупный город Эрзерум и важный порт на черноморском побережье Трапизон. За 1917 г. активных военных действий на Кавказском фронте не произошло. Деморализованные турецкие войска не пытались предпринять новое наступление, а Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России и смены правительства не дали русскому командованию возможности развить наступление. Пятого декабря 1917 г. между русским и турецким командованием было заключено перемирие.

§ 2. Армянское добровольческое движение. Армянские батальоны

Армянский народ принял активное усастие в Первой мировой войне на стороне стран Антанты. В России в армию было призвано около 200 тысяч армян. В армиях других стран воевали более 50 000 армян. Так как завоевательные планы царизма совпадали с стремлением армянского народа освободить территории Западной Армении от турецкого ига, армянские политические партии вели активную пропаганду по организации добровольческих отрядов общей численностью около 10-ти тысяч человек.

Первым отрядом командовал выдающийся руководитель освободительного движения, национальный герой Андраник Озанян, получивший в последствии звание генерала русской армии. Командирами других отрядов были Дро, Амазасп, Кери, Вардан, Аршак Джанполадян, Овсеп Аргутян и др. Командиром VI отряда впоследствии стал Гайк Бжшкян - Гай, известный впоследствии командир Красной Армии. В отряды записывались армяне - добровольцы из различных регионов России и даже из других стран. Армянские отряды проявили мужество и участвовали во всех крупных сражениях по освобождению Западной Армении.

Царское правительство поначалу всячески поощряло добровольческое движение армян, пока поражение турецких армий не стало очевидным. Опасаясь, что армянские отряды могут послужить основой для национальной армии, командование Кавказского фронта летом 1916 г. переформировало добровольческие отряды в 5 стрелковый батальон русской армии.

§ 3. Геноцид армян 1915 г. в Османской империи

В 1915-1918 гг. младотурецкое правительство Турции запланировало и осуществило геноцид армянского населения в Османской империи. В итоге насильственного выселения армян с исторической родины и массовых убийств погибло 1,5 миллиона человек.

Ещё в 1911 г. в Салониках на тайном совещании партии «Младотурок» было принято решение отуречить всех подданных мусульманской веры, а всех христиан – уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и осуществить давно задуманное.

Геноцид был осуществлён по определённому плану. Во-первых, призвали в армию военнообязанных мужчин, чтобы лишить армянское население возможности сопротивления. Их использовали как рабочие отряды и постепенно уничтожили. Во-вторых, была уничтожена армянская интеллигенция, которая могла организовать и возглавить сопротивление армянского населения. В марте-апреле 1915 г. было арестовано более 600 человек: депутаты парламента Оник Врамян и Григор Зохрап, писатели Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, композитор и музыковед Комитас. По пути к месту ссылки они подвергались оскорблениям и унижениям. Многие из них погибли в пути, оставшиеся в живых впоследствии были зверски убиты. 24 апреля 1915 г. младотурецкие власти казнили 20 политзаключённых армян. Очевидец этих зверств известный композитор Комитас лишился рассудка.

После этого младотурецкие власти приступили к выселению и уничтожению уже беззащитных детей, стариков и женщин. Вся собственность армян была разграблена. По дороге к месту ссылки армяне подвергались новым зверствам: ослабевших убивали, женщин насиловали или похищали для гаремов, дети гибли от голода и жажды. Из общего количества сосланных армян к месту ссылки – пустыня Дер-эл-Зор в Месопотамии – добралась едва десятая часть. Из 2,5 миллионов армянского населения Османского империи 1,5 миллиона было уничтожено, а остальные разбрелись по всему свету.

Часть армянского населения смогла спастись благодаря помощи русских войск и, бросив всё, бежали с родных мест в пределы Российской империи. Часть армянских беженцев нашла спасение в арабских странах, в Иране и в других странах. Многие из них после поражения Турецких войск вернулись на родину, но подверглись новым зверствам и уничтожению. Около 200 тысяч армян насильственно были отуречены. Многие тысячи армянских сирот были спасены американскими благотворительными и миссионерскими организациями, действующими на Ближнем Востоке.

После поражения в войне и бегства младотурецких главарей, новое правительство Османской Турции в 1920 г. провело расследование преступлений прежнего правительства. За планирование и осуществление геноцида армян военный трибунал в Константинополе признал виновным и заочно приговорил к смертной казни Талеата (премьер-министр), Энвера (военный министр), Джемаля (министр внутренних дел) и Бехаэддина Шакира (секретарь ЦК партии Младотурок). Их приговор был приведён в исполнение армянскими мстителями.

Младотурецкие лидеры после поражения в войне бежали из Турции и нашли приют в Германии и других странах. Но уйти от мщения им не удалось.

Согомон Тейлерян 15 марта 1921 г. в Берлине застрелил Талеата. Германский суд, рассмотрев дело, оправдал Тейлеряна.

Петрос Тер-Петросян и Арташес Геворкян убили Джемаля в Тифлисе 25 июля 1922 г.

Аршавир Шикарян и Арам Ерканян 17 апреля 1922 г. в Берлине застрелили Бехаэддина Шакира.

Энвер был убит в августе 1922 г. в Средней Азии.

§ 4. Героическая самооборона армянского населения

В ходе геноцида 1915 г. армянское население некоторых областей путём героической самообороны смогло спастись или погибло с честью - с оружием в руках.

Больше месяца героически оборонялись жители города Ван и близлежащих сёл против регулярных турецких войск. Руководили самообороной Арменак Екарян, Арам Манукян, Панос Терлемазян и др. Все армянские политические партии действовали согласованно. От окончательной гибели их спасло наступление русской армии на Ван в мае 1915 г. Из-за вынужденного отступления русских войск, 200 тысяч жителей Ванского вилайета также были вынуждены вместе с русскими войсками покинуть родину, чтобы спастись от новой резни.

Почти год оборонялись горцы Сасуна против регулярных турецких войск. Кольцо осады постепенно сжималось, и большая часть населения была вырезана. От окончательного уничтожения спасло сасунцев вступление русской армии в Муш в феврале 1916 г. Из 50-ти тысячного населения Сасуна спаслась примерно десятая часть, и та была вынуждена покинуть родину и переселиться в пределы Российской империи.

Армянское население городка Шапин - Гараисар, получив приказ о переселении, взялось за оружие и укрепилось в близлежащей полуразрушенной крепости. 27 дней армяне отбивали атаки регулярных турецких сил. Когда продовольствие и боеприпасы были уже на исходе, было решено попытаться прорваться из окружения. Спаслось около тысячи человек. Оставшиеся были зверски убиты.

Пример героической самообороны показали защитники Муса-Лера. Получив приказ о выселении, 5-ти тысячное армянское население семи сёл области Суетия (на берегу Средиземного моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководили самообороной Тигран Андреасян и др. Полтора месяца шли неравные бои с вооружёнными артиллерией турецкими войсками. С французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября 1915 г. оставшиеся в живых 4 058 армян были переправлены в Египет на французских и английских судах. История этой героической самообороны описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага».

Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квартала города Эдесия, продолжавшаяся с 29 сентября по 15 ноября 1915 года. Все мужчины погибли с оружием в руках, а оставшиеся в живых 15 тысяч женщин и детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месопотамии.

Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это преступление и оставили описания осуществлённых по отношению к армянскому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные обвинения турецких властей о якобы восстании армян. Свой голос против первого в истории XX века геноцида и происходящих зверств подняли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Валерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершённый младотурками геноцид армянского народа.

§ 5. Последствия геноцида

В ходе Геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянское население на своей исторической родине. Ответственность за Геноцид армянского населения лежит на руководителях партии «Младотурок». Премьер-министр Турции Талеат впоследствии с цинизмом заявлял, что не существует более «Армянского вопроса», так как больше нет армян, и что он за три месяца сделал больше для решения «Армянского вопроса», чем султан Абдул-Гамид за 30 лет своего правления.

В истреблении армянского населения активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и разграбить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие германские офицеры командовали турецкими частями, принимавшими участие в геноциде. Державы Антанты также виноваты в произошедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.

В ходе геноцида было уничтожено более 2-х тысяч армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство присвоило разграбленные у армянского населения ценности и вклады.

После Геноцида 1915 г. в Западной Армении практически не осталось армянского населения.

§ 6. Культура Армении в конце XIX и начале XX века

До Геноцида 1915 г. армянская культура переживала значительный подъём. Это было связано с подъёмом освободительного движения, пробуждением национального самосознания, развитием капиталистических отношений как в самой Армении, так и в тех странах, где компактно проживало значительное число армянского населения. Разделённость Армении на две части - Западную и Восточную - нашло своё отражение в развитии двух независимых направлений в армянской культуре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами армянской культуры являлись Москва, Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась значительная часть армянской интеллигенции.

Огромный вклад в развитие армянской культуры внесли армянские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских центрах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале XX века действовало около 300 армянских школ, мужских и женских гимназий. В некоторых сельских местностях действовали начальные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.

Около 400 армянских школ различных уровней действовало в городах Западной Армении и крупных городах Османской империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни тем более в Османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской Церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений являлись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семинария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Венеции и Лазаревский институт в Москве.

Развитие образования во многом способствовало дальнейшему развитию армянской периодики. В начале XX века издавалось около 300 армянских газет и журналов различных политических направлений. Некоторые из них издавались армянскими национальными партиями, такие как: «Дрошак», «Гнчак», «Пролетариат» и т. д. Кроме того, издавались газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.

Основными центрами армянской периодики в конце XIX и в начале XX века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тифлисе газета «Мшак» (ред. Гр. Арцруни), журнал «Мурч» (ред. Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета «Мегу» (ред. Арутюн Свачян), газета «Масис» (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назарянц издавал в Москве журнал «Хюсисапайл» (Северное сияние).

Армянская литература в конце XIX века и в начале XX века переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении. Основными мотивами их творчества были патриотизм и мечта увидеть родину объединённой и свободной. Не случайно многие из армянских писателей в своём творчестве обращались к героическим страницам богатой армянской истории, как к примеру для вдохновения в борьбе за объединение и независимость страны. Благодаря их творчеству оформились два независимых литературных языка: восточно-армянский и западно-армянский. На восточно-армянском языке писали поэты Рафаэл Патканян, Ованес Ованисян, Ваан Терян, поэты-прозаики Аветик Исаакян, Газарос Агаян, Перч Прошян, драматург Габриэль Сундукян, новеллисты Нардос, Мурацан и другие. На западно-армянском языке сочиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто, Даниэл Варудан, поэт, прозаик и драматург Левон Шант, новеллист Григор Зохрап, великий сатирик Акоп Паронян и другие.

Неизгладимый след в армянской литературе этого периода оставили поэт-прозаик Ованес Туманян и романист Раффи.

В своём творчестве О. Туманян переработал множество народных легенд и преданий, воспел национальные традиции, быт и обычаи народа. Наиболее известными его произведениями являются поэмы «Ануш», «Маро», легенды «Ахтмар», «Падение Тмкаберда» и другие.

Раффи известен как автор исторических романов «Самвел», «Джалалэддин», «Хэнт» и др. Большим успехом пользовался среди современников его роман «Кайцер» (Искры), где явно слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей родины, не особо надеясь на помощь держав.

Значительных успехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском переводе. Эти же источники во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член когрегации Мхитаристов отец Гевонд Алишан написал капитальные труды по истории Армении, дал подробный перечень и описание сохранившихся исторических памятников, многие из которых впоследствии были уничтожены. Григор Халатян впервые издал полную историю Армении на русском языке. Гарегин Срвандзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору. Ему принадлежит честь обнаружения записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса «Сасунци Давид». Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянской литературы занимался знаменитый учёный Манук Абегян. Известный филолог, языковед Грачья Ачарян исследовал словарный фонд армянского языка и провёл сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.

Знаменитый историк Николай Адонц в 1909 г., написал и издал на русском языке исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отношений. Его капитальный труд «Армения в эпоху Юстиниана», изданная в 1909 г., не потеряла своего значения до сих пор. Известный историк и филолог Лео (Аракел Бабаханян) написал труды по различным вопросам армянской истории и литературы, а также собрал и осуществил издание документов, относящихся к «Армянскому вопросу».

Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество народных гусанов на новую высоту подняли гусан Дживани, гусан Шерам и др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак Второй». Композитор Армен Тигранян написал оперу «Ануш» на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитас положил начало научного исследования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3-х тысяч народных песен. Комитас выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив европейцев с самобытным армянским народным музыкальным искусством.

Конец XIX и начало XX века ознаменовались также дальнейшим развитием армянской живописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский (1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), и большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины «Девятый вал», «Ной спускается с горы Арарат», «Озеро Севан», «Резня армян в Трапизоне в 1895 г.» и др.

Выдающимися живописцами были Геворг Башинджагян, Панос Терлемезян, Вардгес Суренянц.

Вардгес Суренянц кроме станковой живописи занимался также и росписной живописью, расписал множество армянских церквей в разных городах России. Наиболее известны его картины «Шамирам и Ара Прекрасный», «Саломе». Копия его картины «Армянская Мадонна» сегодня украшает новый кафедральный собор в Ереване. Вперёд

Tut napisano komu prinadlezhali zemli gde zhili armyane: "На востоке и на юге Современной Турции располагались земли Западной Армении, Малой Армении и Армянской Киликии, население которых состояло главным образом из этнических армян."

A eto dokazatel"stva zhestokosti i zverstva turkov, ne tol"ko po otnosheniyu k armyanam

В радикальном исламе есть такой подход:

" В первый день (читай турок) гость в чужом доме, во второй имеет равные права с хозяином, в 3 - хозяин". Реактивная политика Турции во все века отображает только этот подход.
Vzyato mnoyu iz interneta.

В 1919 г. судом Османской империи были осуждены на смертную казнь Энвер-паша, Джемаль-паша, Таллият-паша за массовые преступления, убийства армян, чтобы снять с государства этот позор и показать как частную инициативу всего лишь министров внутренних дел, и т.п.Кстати, во время суда их в Турции уже не было(кто бы сомневался). В 1915г после резни армян энвер-паша переселился через вроде-бы куплю-продажу в дом-особняк армянина Касабяна, наверно до того своего подобающего дома не было.И туркам, и азерам свойственно делать одно, говорить другое.Свежий пример, сбитый российский самолет, с первых минут ложь на лжи на самом высшем уровне и удар в спину страны, называемой другом.Разве это не по-турецки? Примеров миллионы,все не приведешь. Скажу лишь, что вы, родившийся в азербайджане и живущий в турции, являетесь жертвой лживой пропаганды этих стран как ребенок преступных родителей, обреченный жить с этим позором или снова убить, чтобы заставить замолчать свидетелей и свою совесть.

Во первых и самых главных - почему никто из вас не отвечает прямо на поставленные вопросы, чёрным по белому написанные в моём первом послании, а виляет тудой-сюдой и уводит дискуссию со своего главного пути? Не показатель ли это лживости, подлости, паршивости, бессовестности и безграмотности Вашего народа? (не утверждаю, просто спрашиваю, но факты, ох уж эти факты, никуда от них не убежишь, верно?) Ответьте прямо сначала на мои вопросы, именно ответьте и только после задавайте свои. Я согласен, что можно отвечать вопросом на вопрос, но только в том случае, если Ваши встречные вопросы по теме дискуссии. А на текущий момент такого не наблюдается, как говорится "я про Ивана, а Вы про болвана"...

За Энвер Пашу даже не буду рассказывать, нечего "метать бисер перед свиньями", всё равно не поймёте. Так понимаю, что про него Вы прочитали в Википедии (а на большее Ваш народ, идущий на поводу русских, и не способен), так вот, Вы хоть подумали, почему "документ" об Энвер Паше на английском языке??? Ну поднапрягите извилины, или они вообще стёрлись в полосочку? Ах Вы не знаете!!! Немудрено, что Вы не знаете... В 19-ый год, в годы оккупации Турции Англией и её паршивыми приспешниками вроде... не буду говорить каких народов, такие личности как Энвер Паша представляли главную опасность для оккупантов. Вследствии чего от них и пытались избавится, всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Я не жду, что Вы чего то поймёте, и больше не буду отвечать сошкам как Вы, ничего кроме интернета не знающим, но всё написанное Вашими соотечественниками да и Вами до сих пор, ничем кроме "поросячьего или щенячьего визга" не является и "айтаракумен республика"... Создаётся впечатление, что нет вообще у Вас образованных людей. Есть?! Ну так давайте его сюда!!!

Удивлена, встретив азера, умеющего читать, писать, да еще по-русски и английски.По вашему совету решила тоже заняться самообразованием. Для начала начну с венгерского языка, чтобы в оригинале ознакомиться с документами по судопроизводству Рамиля Сафарова.То, что вы пишете многословно, имеет хотя бы одну цель-повысить индекс запутывания, чтобы скрыть истину. А может ты тролль.... Англичане видишь ли, собственную голову надо было иметь.Это мой последний коммент.

Цитата: Митруша Митрушкин

Во-вторых, Вы так душевно приглашаете всех в Турцию для изучения сфальсифицированных документов об отсутствии Геноцида, что невольно задаёшься вопросом - Вы на самом деле верите в то, что русскому или армянину сейчас безопасно находиться в вашей стране? Или смерть любого из вышеперечисленных будет считаться вашей личной заслугой?

В-четвёртых, если вам не понятно, кто такие армяне и что такое Армения, то откройте любую карту мира или любой документ или исторический очерк периода до н.э. и убедитесь в том, где и кем были армяне и Армения, когда вашей Турции и Османской империи даже запаха не было. Далеко ходить не надо, да вы и не станете, откройте википедию.

В-пятых, за неподобающие выражения в комментариях, за действия провокационного характера, за попытки исковеркать историю и уйти от ответственности за действия ваших предков - ваш аккаунт блокируется сроком на 101 год.

Есть народ хаи, которые всеми правдами и неправдами пытаются "подмять под себя" земли, на которых живут. Вы здесь перепутали армян с турками и Турцией. Для вас совершенно естественное дело захватить чужие территории и не стесняясь присвоить культуру захваченной страны. Назвать Конствнтинополь Стамбулом, переделать христианские церкви в мечети, для вас совершенно естественные действия. Однажды в Риме была свидетелем реакции азербайджанца на древнюю карту мира. Увидеа Армению среди незнакомых ему стран, возмущенно спросил, - Где Азербайджан? Гид удивилась и искренне спросила, - а что это такое?- Ох, как азеро-турок взбесился, ушел пешком, оставив пожилую мать одну в растерянности.
2) Про полтора миллиона армян... На этот вопрос должны ответить вы, турки. Читала свидетельства британских миссионеров, которые в ужасе рассказывали о непроходимых дорогах, заваленных трупами...

Ну хорошо, вы можете не верить архиву, дайте ваши доказательства!!! - С какой стати мы вам, убийцам, должны давать какие-то доказательства? Вы и без наших доказательств знаете все, другое дело, что если что-то зависит от ваших источников у вас есть возможность согласно вашей ментальности менять и искажать - ложь, фальсификация, подлоги и бессовестное наглое вранье. Зачем мы будем с вами связываться, когда у нас есть все доказательства, из самых разных источников, причем, неармянских.
3) Почему были погибшие среди армян - Смешно отвечать на этот глупейший вопрос.
4) А что касается сбитого самолёта... Действительно, Путин достаточно умный человек и не нам с Вами обсуждать этот вопрос.

Знаете, Конфуций сказал, "иногда, что бы исправить нацию, нужно её полностью уничтожить, оставив небольшую часть младенцев мужского и женского рода, что бы подвид продолжался", ну это немного свободная интерпретация его слов, конечно. А ведь Конфуций прав, надеюсь, именно Путину предстоит воплотить эту идею в жизнь и очистить человечество от нации, которой ни один другой народ не дал хотя бы мало-мальской положительной характеристики. Посмотрите пословицы разных народов о турецкой сути. Дай Бог здоровья Путину!

Для выяснения сути армянского вопроса и понятия «геноцид армян» мы приведем ряд выдержек из книги известного французского историка Жоржа де Малевила «Армянская трагедия 1915 года», изданной на русском языке в бакинском издательстве «Элм» в 1990 году, и постараемся прокомментировать ее.

В главе I «Исторические рамки событий» он пишет: «географически великая Армения составляет территорию с неопределенными границами, приблизительным центром которой являлась гора Арарат (5.165 м) и которая была ограничена тремя большими озерами Кавказа: Севаном (Гейча) — с северо-востока, озером Ван — с юга-запада и озером Урмия в иранском Азербайджане — с юго-востока. Более точно определить границы Армении в прошлом невозможно из-за отсутствия достоверных данных. Как известно, сегодня на центральном Кавказе существует армянское ядро — Армянская ССР, 90% населения которой, по советской статистике, составляют армяне. Но так было не всегда. «Шесть армянских провинций» оттоманской Турции (Эрзерум, Ван, Битлис, Диярбекир, Эльазиз и Сивас) до 1914 года были населены большим числом армян, которые, тем не менее, не составляли ни в коей мере большинства. Сегодня же в Анатолии более армяне не проживают и именно их исчезновение и вменяется в вину турецкому государству «. Однако, как пишет Жорж де Малевил на стр. 19, «с 1632 года граница была изменена в результате вторжения русских на Кавказ. Стало ясно, что политические планы русских состояли в аннексии берега Черного моря. В 1774 году договор в Кучук-Кейнар подтвердил потерю оттоманами господства над Крымом. На восточном берегу Черного моря по договору 1812 года, заключенному в Бухаресте, к России отошли Абхазия и Грузия, аннексированные, впрочем, с 1801 года. Война с Персией, начавшись с 1801 года, окончилась в 1828 году передачей России всех территорий Персии к северу от Аракса, а именно Эриванского ханства. По Туркменчайскому договору, подписанному в марте, у России появилась общая граница с Турцией, и, оттеснив Персию, она получила господство над частью территории Армении (которой там никогда в истории не существовало — прим. авт.).

Месяцем позже, в апреле 1828 года, армия Лорис-Меликова, которая пришла завершить армянскую кампанию, оккупировала турецкую Анатолию в рамках операций пятой русско-турецкой войны и впервые устроила осаду перед крепостью в Карее. Именно во время этих событий впервые армянское население Турции выступает в поддержку армии России, состоявшей из добровольцев, набранных в Эривани, доведенных до фанатизма католикосом Эчмиадзина и призванных терроризировать мусульманское население, поднимая армянское население Турции на мятеж. Тот же сценарий невозмутимо разыгрывался в течение девяноста лет каждый раз, когда российская армия совершала очередной прорыв на той же территории, с тем лишь нюансом, что со временем российская пропаганда совершенствовала свои методы, и, начиная с того момента, когда «армянский вопрос» стал объектом постоянного ажиотажа, российская армия была уверена, что может рассчитывать на турецкую территорию и на тылы турецкой армии, т. е. на содействие банд вооруженных мятежников, которые в ожидании прорыва российской армии будут изматывать турецкую армию и попытаются разрушить ее с тыла. После этого были еще русско-турецкие войны в 1833, 1877 гг. Прошло 36 лет до очередного конфликта, который начался объявлением войны 1 ноября 1914 года. Однако долгий промежуток времени не был ни в коей мере мирным для турецкой Анатолии. Начиная с 1880 года впервые за свою историю турецкая Армения пережила мятежи, бандитизм и кровавые беспорядки, которые оттоманская держава без особого успеха пыталась пресечь. Мятежи происходили по хронологии, которая не была случайной: систематически возникали беспорядки, и пресечение их, необходимое для установления порядка, вызывало в ответ устойчивую ненависть.

На всей территории, заключенной между Эрзинджаиом и Эрзерумом — на севере и Диярбекиром и Ваном — на юге, в течение более чем двадцати лет осуществлялись подстрекательства к мятежу со всеми последствиями, которые отсюда могут вытекать, в регионе, отдаленном от центра и трудноуправляемом «. Сюда, как свидетельствуют российские источники, рекой текло оружие из России.

«Первого ноября 1914 года Турция была вынуждена вступить в войну», — продолжает Жорж де Малевил. Весной 1915 года турецкое правительство решило переселить армянское население восточной Анатолии в Сирию и в горную часть Месопотамии, которые тогда были турецкой территорией. Нам доказывают, что речь якобы шла об избиении, о мере по замаскированному уничтожению. Мы попытаемся проанализировать, так это или нет. Но перед тем, как излагать и изучать эти события, необходимо рассмотреть расположение сил по линии фронта во время войны. В начале 1915 года русские без ведома турок предпринимают маневр и, обойдя Арарат, спускаются к югу вдоль персидской границы. Именно тогда и вспыхнул мятеж армян, населяющих Ван, который повлек за собой первую значительную депортацию армянского населения во время войны. На этом следует остановиться более подробно.

Телеграмма губернатора Вана от 20 марта 1915 года сообщает о вооруженном восстании и уточняет: «Мы полагаем, что мятежников более 2000. Пытаемся подавить это восстание «. Усилия были, впрочем, тщетными, поскольку 23 марта тот же губернатор сообщает, что мятеж распространялся на близлежащие деревни. Через месяц ситуация стала отчаянной. Вот что телеграфировал губернатор 24 апреля: «В регионе собралось 4000 мятежников. Мятежники отрезают дороги, нападают на близлежащие деревни и подчиняют их. В настоящее время множество женщин и детей остались без очага и дома. Не следует ли перевезти этих женщин и детей (мусульман) в западные провинции? » К сожалению, тогда этого сделать не смогли, и вот каковы последствия.

«Кавказская армия России начинает наступление в направлении Вана , — сообщает нам американский историк Стенфорд Дж. Шоу. (Шоу С. Дж. т. 2., стр. 316). — Эта армия включает большое количество армянских добровольцев. Выступив из Еревана 28 апреля, …они достигли Вана 14 мая, организовали и осуществили массовое избиение местного мусульманского населения. На протяжении двух последующих дней в Ване было установлено армянское государство под защитой русских, и казалось, что оно сможет удержаться после исчезновения представителей мусульманского населения, убитых или обращенных в бегство «.

«Армянское население города Ван до этих трагических событий составляло только 33.789 человек, т. е., всего 42% от общего количества населения «. (Шоу С.Дж. с. 316). Количество же мусульман составляло 46.661 человек, из которых, видимо, армяне уничтожили около 36.000 человек, что является актом геноцида (прим. авт.). Это дает представление о масштабе избиений, осуществленных над безоружным населением (мужчины мусульмане были на фронте) с простой целью освободить место. В этих действиях не было ничего случайного или неожиданного. Вот что пишет другой историк, Валий: «В апреле 1915 года армянские революционеры овладели городом Ван и установили там армянский штаб под командованием Арама и Варелу (двух лидеров революционной партии «Дашнак»). 6 мая (возможно, по старому календарю) они открыли город российской армии после очищения района от всех мусульман… Среди наиболее известных армянских лидеров (в Ване) был бывший член турецкого парламента Пасдермаджян, известный под именем Гарро. Он возглавил армянских добровольцев, когда начались столкновения между турками и русскими «. (Felix Valyi “Revolutions in islam”, Londres, 1925, p. 253).

18 мая 1915 года царь, к тому же, выразил «благодарность армянскому населению Вана за их преданность » (Гюрюн, стр. 261), а Арам Манукян был назначен русским губернатором. Шоу продолжает описание событий, последовавших за этим.

«Тысячи армянских жителей Муша, а также других важных центров восточных районов Турции, начали съезжаться в новое армянское государство, и среди них были колонны беглых заключенных… В середине июня в районе города Ван было сосредоточено, по крайней мере, 250.000 армян… Однако в начале июля оттоманские части оттеснили русскую армию. Отступающую армию сопровождали тысячи армян: они спасались от кары за убийства, которые допустило мертворожденное государство » (Шоу С. Дж., стр. 316).

Армянский автор Хованесян, настроенный неистово враждебно по отношению к туркам, пишет: «Паника была неописуемая. После месяца сопротивления губернатору, после освобождения города, после установления армянского правительства все было потеряно. Более 200.000 беженцев убегало вместе с отступающей русской армией в Закавказье, потеряв самое светлое, что у них было, и, попадая в бесконечные ловушки, расставленные курдами » (Hovannisian, “Road to independence”, p. 53, cite par Shaue).

Мы столь подробно остановились на событиях в Ване, поскольку они, к сожалению, являются печальным примером. Во-первых, ясно видно, до какой степени распространенными и опасными были вооруженные восстания в регионах со значительным армянским меньшинством для оттоманских войск, которые сражались против русских. Здесь совершенно очевидно и явно речь идет о предательстве перед лицом врага. Такое поведение армян, кстати, сегодня систематически затушевывается авторами, благосклонными к их притязаниям, — все это просто отрицается: правда им мешает.

С другой стороны, официальные телеграммы турок подтверждают мнение всех объективных авторов о том, что армянские лидеры систематически подавляли мусульманское большинство местного населения для того, чтобы суметь захватить территорию (т. е. просто вырезали всех детей, женщин, стариков — прим. авт.). Мы уже об этом говорили и снова повторяем: нигде в Оттоманской империи армянское население, которое расселялось само добровольно, не составляло даже незначительного большинства, которое могло бы позволить создать автономную армянскую область. В этих условиях армянским революционерам для успеха своей политики не оставалось ничего, кроме превращения меньшинства в большинство путем уничтожения мусульманского населения. Они прибегали к этой процедуре каждый раз, когда у них были развязаны руки, к тому же при поддержке самих русских, наконец, и это главный элемент в наших доказательствах, при попытке подсчитать число армян, якобы уничтоженных турками, честный наблюдатель ни в коем случае не должен приравнивать число без вести пропавших к числу жертв; на протяжении всей войны безумная надежда добиться установления армянского автономного государства под покровительством русских превратилась для армянского населения Турции в навязчивую идею. Об этом нам говорит и Хованесян, армянский автор: «Безрассудный вооруженный мятеж в Ване стянул к нему 200.000 армян со всех точек восточной Анатолии, которые затем убежали оттуда, преодолевая 3000-метровые горы, чтобы вернуться затем в Эрзрум и снова убежать оттуда с другими армянами, и так далее «. Неизбежно, что население, испытавшее такие жестокие страдания в разгар войны, значительно теряет в численности. Однако справедливость не допускает возложить на турок вину за эти человеческие потери, происшедшие исключительно вследствие обстоятельств войны и безумной пропаганды, в течение десятилетий отравлявшей турецких армян и заставившей поверить, что им удастся посредством мятежа или убийств создать самостоятельное государство, в то время как они везде составляли меньшинство». Вернемся к истории боев.

Турецкий прорыв оказался недолговечным, и в августе турки были вынуждены вновь уступить Ван русским. Восточный фронт до конца 1915 года установился по линии Ван-Агри-Хорасан. Но в феврале 1916 года русские развернули мощное наступление в двух направлениях: одно — вокруг озера Ван с южной стороны и далее к Битлису и Мушу, второе — от Карса к Эрзруму, который был взят 16 февраля. Здесь также русских сопровождали иррегулярные колонны армян, полные решимости сокрушать все на своем пути.

Шоу пишет: «За этим последовало самое ужасное избиение за всю войну: более чем миллион мусульман-крестьян вынуждены были бежать. Тысячи из них были изрезаны на куски при попытке бежать вместе с оттоманской армией, отступающей к Эрзинджану » (Шоу С. Пж, стр. 323).


Можно только удивляться величине этой цифры: она дает представление о репутации жестокости, которую приобрели вспомогательные армянские группы и которую они поддерживали посредством постоянного террора (русская армия, разумеется, здесь не причастна).

18 апреля русскими был взят Трабзон, в июле — Эрзинджан, даже Сивас был под угрозой. Однако наступление русских на юге вокруг озера Ван было отражено. Осенью 1916 года фронт был в форме полукруга, который включал Трабзон и Эрзинджан в русскую территорию и доходил на юге до Битлиса. Таким фронт остается до весны 1918 года.

Конечно, армянские революционные организации верили, что победа русских обеспечена, и представляли себе, «что их мечта будет осуществлена, тем более что во вновь оккупированные территории входил порт Трабзон. В район Эрзрума стекалось огромное количество армян — беженцев из Вана, а также эмигрантов из русской Армении. На протяжении всего 1917 года русская армия была парализована петербургской революцией. 18 декабря 1917 года большевики подписали с оттоманским правительством перемирие в Эрзинджане, а за этим последовало заключение 3 марта 1918 года Брест-Литовского договора, который объявлял возвращение Турции восточных территорий, отнятых у нее в 1878 году. Русские вернули Каре и Ардаган, а «Армения» была, таким образом, сведена к своей естественной густонаселенной территории — русской Армении, которую армянские банды создали в 1905-1907 гг. в результате массовой резни азербайджанцев (однако следует отметить, что и здесь армяне не составляли большинство в то время, вплоть до конца сороковых годов двадцатого века — прим. авт.).

Но армяне так не договаривались. Начиная с 13 января 1918 года они стали приобретать оружие большевиков, отзывавших свои части с фронта (ЦГААР, Д-Т, № 13). Затем 10 февраля 1918 года они образовали вместе с грузинами и азербайджанцами единую социалистическую республику Закавказья с меньшевистскими тенденциями, отвергшую заранее условия договора, которые должны были быть приняты в Брест-Литовске. Наконец, воспользовавшись решением русской армии, нестроевые армянские части организовали в Эрзинджане и Эрзруме систематическое избиение мусульманского населения, сопровождаемое неописуемыми ужасами, которые затем были рассказаны возмущенными русскими офицерами ”. (Khleboc, journal de guerre du 2-e regiment d`artillerie, cite par Durun, p. 272).

Цель была все та же: освободить место для того, чтобы обеспечить армянским иммигрантам исключительное право на территорию в глазах международного общественного мнения. Шоу заявляет, что турецкое население пяти провинций — Трабзона, Эрзинджана, Эрзрума, Вана и Битлиса, которое составляло 3.300.000 человек в 1914 году, превратилось в 600.000 беженцев после войны (там же, стр. 325).

4 июня 1918 года кавказские республики подписали с Турцией договор, который подтвердил условия Брест-Литовского соглашения и признал границы 1877 года, таким образом позволив турецким войскам обойти Армению с юга и отбить Баку у англичан, что они и сделали 14 сентября 1918 года. Мудросское соглашение от 30 октября 1918 года застало турецкие войска в Баку. В последующий период разложения Оттоманской империи армяне постарались воспользоваться отходим турецких войск: 19 апреля 1919 года они вновь заняли Карс (грузины — Ардаган). Это означает, что линия фронта была вновь отодвинута к западу почти вдоль границы 1878 года. Оттуда в течение восемнадцати месяцев армяне совершали бесчисленные налеты на окраины территорий, оккупированных ими, а именно в северо-западном направлении к Черному морю и Трабзону (Гюрюн, 295 — 318), который ссылается на воспоминания генерала Кязима Карзбекира и двух свидетелей — Роулинсона (англичанина) и Роберта Дана (американца).

И, естественно, они опять пытались увеличить армянское население Карса, и делали это известными методами, т. е. путем тотального террора и убийств. Судьба распорядилась иначе. Благодаря Мустафе Кемалю Турция восстановила свои силы, и 28 сентября 1920 года генерал Кязим Карабекир предпринял наступление против армян. 30 октября он взял Карс, а 7 ноября — Александрополь (Гюмри). В третий раз за 5 лет войны огромная масса армян убегала перед наступлением турецкой армии, таким способом выражая по-своему отказ подчиниться турецкому правительству.

Так заканчивается история миграции армянского населения на Восточном фронте. Однако это население фактически никогда не могло быть взято в расчет в статистике пресловутых «избиений», совершенных турками над армянами. Все, что о нем известно, это то, что выжившие, число их весьма неясно, после страшных испытаний добрались до Советской Армении. Но сколько было этих несчастных, которых человеческая и преступно абсурдная пропаганда послала в разгар войны на линию огня, чтобы построить там путем истребления коренного местного населения химерическое государство?

Однако, чтобы яснее представить себе, что происходило в 1915 году, вернемся к событиям, разворачивавшимся вокруг армян в предвоенное время, т. е. до начала Первой мировой войны 1914-1918 гг.

О том, кто работал на раскрутку и использование армян в своих целях, довольно красноречиво сказано в письме царского наместника на Кавказе Воронцова-Дашкова, которое мы приводим ниже.

Десятого октября 1912 года наместник Николая II на Кавказе И.К.Воронцов-Дашков пишет императору Российской империи: «Вашему величеству известно, что во всей истории наших отношений к Турции по Кавказу вплоть до русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кончившейся присоединением к нашей территории нынешних Батумской и Карской областей, русская политика непрестанно с Петра Великого базировалась на доброжелательном отношении к армянам, которые и оплачивали за это нам во время военных действий активной помощью войскам. С присоединением к нашим владениям так называемой Армянской области, в которой находился Эчмиадзин, колыбель армяно-григорианства. император Николай Павлович употребил немало усилий для создания из Эчмиадзинского патриарха попечителя турецких и персидских армян, справедливо полагая тем самым достичь полезного России влияния среди христианского населения Малой Азии, через которую пролегал путь нашего исконного наступательного движения к южным морям. Покровительствуя армянам, мы приобретали верных союзников, всегда оказывавших нам большие услуги… Она проводилась последовательно и неуклонно почти полтора столетия » («Красный архив», № 1 (26). М., стр. 118-120).

Итак, политика использования армян в борьбе с турками и азербайджанцами Россией началась со времен Петра 1 и продолжается вот уже около 250 лет. Руками армян, которых, по меткому выражению прокурора Эчмиадзинского Синода. А.Френкеля, »только поверхностно коснулась цивилизация «, Россия претворяет в жизнь заветы Петра I. «А басурман этих зело тихо уменьшать, чтобы они это не знали «. Да, история, которую сколько ни замалчивай, ни искажай, сохранила истинное положение вещей по Кавказу так называемой Армянской области, в которой находится Эчмиадзин (Уч муАдзин — Три церкви), и Ираван, т. е. Ереван. Кстати, флаг Ираванского ханства находится в Баку, в музее.

В 1828 году 10 февраля согласно Туркменчайскому договору в состав Российской империи вошли Нахчыванское и Ираванское ханства. Ираванское ханство на протяжении 23 лет оказывало героическое сопротивление российским полчищам. В составе русских войск воевали и армяне. В 1825 году население Ираванского ханства составляли мусульмане-азербайджанцы (более 95%) и курды, В 1828 году Россия, потратив огромные материальные средства, переселила в пределы поверженного Ираванского ханства 120 тысяч армян.

А с 1829 по 1918 год туда было водворено еще около 300 тысяч армян, и даже после этого армяне в Эриванской, Эчмиадзинской губерниях и в других районах так называемой Русской Армении нигде не составляли большинства населения. Их национальный состав нигде не превышал 30- 40% от общего количества местного населения в 1917 году. Так, таблица населения Азербайджанской Демократической Республики, составленная по данным «Кавказского календаря за 1917 год», показывает, что в части Эриванской губернии, входящей в состав Азербайджана, мусульман проживало 129586 человек, а армян — 80530 человек, что соответственно составляло 61% и 38%. А в представленном Председателю Парижской мирной конференции документе — ноте протеста. Азербайджанской мирной делегации от 16/19 августа 1919 т. по поводу признания независимости Азербайджанской Республики (приводится с сокращениями — прим. автора) говорится: «Будучи лишена возможности получения регулярных и частных сношений со своей столицей — городом Баку, Азербайджанская мирная делегация лишь из последнеполутепных сообщений официального характера узнала о печальной участи, коей подвергалась область Карская, уезды Нахчыванский, Шаруро-Даралагезскнй, Сурмалинский и часть Эриванского уезда Эриванской губернии — присоединение, за исключением Ардаганского округа, к Карской области насильственно к территории Армянской республики. Все эти земли были оккупированы турецкими войсками, оставшимися в них до заключения перемирия. После ухода последних: области Карская и Батумская вместе с Ахалиихским и Ахалкалакским уездами Тифлисской губернии образовали самостоятельную республику Юго-Западного Кавказа во главе с временным правительством в городе Карсе.

Это временное правительство было составлено созванным тогда же парламентом. Несмотря на столь явно выраженную волю населения означенных областей, соседние республики в нарушение принципа свободного самоопределения народов сделали ряд попыток и насильственно захватили часть Республики Юго-Западного Кавказа и в конце концов добились того, что Карский парламент и правительство были распущены декретом генерала Томсона, а члены правительства арестованы и отправлены в Батуми. При этом роспуск и аресты были мотивированы тем, что Карский парламент и правительство будто держались враждебной ориентации, о чем, кстати сказать, Союзное командование было неправильно информировано заинтересованными в этом крае сторонами. После этого Карская область под видом водворения беженцев была занята армянскими и грузинскими войсками, причем занятие области сопровождалось вооруженными столкновениями. Глубоко сочувствуя делу водворения беженцев на свои места, азербайджанский министр иностранных дел в своем протесте от 30 апреля сего года писал господину командующему Союзными войсками о том, что водворение это должно происходить при содействии английских войск, а не армянских воинских сил, стремящихся не столько к водворению беженцев на места, сколько к насильственному захвату и закреплению за собой этой области.

К такой участи Карской области Азербайджанская республика не может и не должна относиться в качестве простой зрительницы равнодушно. Не надо при этом забывать, что именно в Карской области, сравнительно недавно принадлежавшей Турции (до 1877 г.), отношения армян к мусульманам оставляли всегда желать лучшего. Во время же последней войны отношения эти сильно обострились в связи с событиями в декабре 1914 года, когда турецкие войска временно заняли Ардаганский округ, г. Ардаган и часть Карского округа; после отступления турок русские войска стали уничтожать мусульманское население, предавая все огню и мечу. И в этих кровавых событиях, обрушившихся на головы неповинного мусульманского населения, местные армяне высказывали явно враждебное отношение и местами, как это было, например, даже в городах Карсе и Ардагане, не только науськивали казаков против мусульман, но и сами вырезали последних беспощадно. Все эти обстоятельства не могут, конечно, говорить о спокойной совместной жизни мусульман Карссой области под управлением армянских властей.

Сознавая это, само мусульманское население области через депутации и при помощи письменных просьб за последнее время неоднократно обращалось к азербайджанскому правительству с заявлением, что оно не сможет и не будет в состоянии подчиниться власти армян, и потому просит о присоединении области к территории Азербайджанской республики. Еще менее может примириться Азербайджанская республика с передачей управления уездами Нахичеванским, Шаруро-Даралагезским, Сурмалинским и частью Эриванского уезда правительству Армении…

Она находит, что передачей управления неотъемлемой части территории Азербайджана допущено явное нарушение несомненного права Азербайджанской республики на уезды: Нахичеванский, Шаруро-Даралагезский, Сурмалинский и часть Эриванского уезда. Этим актом создается источник постоянных недоразумений и даже столкновений между местным мусульманским населением и Армянской республикой.

Названные районы населены мусульманами-азербайджанцами, составляющими один народ, одну национальность с коренным населением Азербайджана, совершенно однородными не только по вере, но и по этническому составу, языку, нравам и быту.

Достаточно взять соотношение мусульман и армян, чтобы решить вопрос о принадлежности этих земель в пользу Азербайджана. Таким образом, мусульман-азербайджанцев не только больше половины, но их значительное большинство во всех уездах, особенно в Шаруро-Даралагезском уезде -72,3%». В отношении Эриванского уезда взяты цифры, касающиеся населения всего уезда. Но та часть этого уезда, которая передана в управление правительства Армении и которая состоит из районов Веди-Басарского и Миллистана, заключает в себе около 90% мусульманского населения.

Это как раз та часть Эриванского уезда, которая наиболее пострадала от армянских воинских частей под разными названиями — «ванцев», «сасунцев», кои, наподобие банд Андроника, вырезали мусульманское население, не щадя стариков и детей, сжигали целые селения, подвергали селения обстрелу из пушек и бронированного поезда, бесчестили мусульманских женщин, у убитых распарывали животы, выкалывали глаза, а иногда сжигали трупы, они же грабили население и вообще совершали неслыханные зверства. Между прочим, в Веди-Басарском районе имел место возмутительный факт, когда те же армянские отряды в селах Карахач, Кадышу, Карабаглар, Агасибекды, Дехназ вырезали всех мужчин, а затем забрали в плен несколько сот красивых замужних женщин и девушек, коих передали в распоряжение армянских «воинов». Последние долго держали при себе этих несчастных жертв армянских зверств, несмотря на то, что после протеста азербайджанского правительства в дело вмешался даже армянский парламент» (ЦГАОР Аз. ССР, ф, 894. от 10, д. 104, л. 1-3).

Сведения, имеющиеся в цитируемой ими ноте протеста Азербайджанской республики, представленной Председателю Парижской Мирной Конференции, красноречиво свидетельствуют, что в Армении (русской) никогда не было родины у армян, так как нигде они не составляли большинства. Этот документ свидетельствует, что в Батуми, Ахалсалаки, Ахалцихе, Карсе, Нахичевани, Эчмиадзине, Ереване и т. п. всегда проживали, притом в большинстве, мусульмане-азербайджанцы.

Вопреки здравому смыслу на территориях, испокон веков принадлежащих азербайджанцам, по воле Англии в 1918 году была создана Армянская Республика.

Англия этим решила двойную задачу: «создала буферное христианское государство между Турцией и Россией и отсекла Турцию от всего тюркского мира (а в 1922 году по воле руководства СССР был отобран у Азербайджана и передан Армении Зангезур. Таким образом, Турция окончательно потеряла прямой сухопутный доступ к тюркскому миру, который широкой полосой простирается от Балкан до Корейского полуострова. Что же двигало Англией и Антантой в принятии решения на пустом месте создать Армянское государство? По-видимому, антитюркизм и антиисламизм! И кроме этого успешное развитие блистательной Порты, которая простиралась от Малой Азии до середины Европы и органично сочетала интересы подвластных ей как мусульманских, так и христианских народов. Ведь недаром впервые в мировой практике в Османской империи был создан институт «Омбудсмена» — защитника прав человечества, независимо от религиозной, национальной и имущественной принадлежности подданных империи, который эффективно защищал все население от произвола бюрократического аппарата власти.

Отрывок из книги ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ О «ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ» Тахира Мобиль оглу. Баку «Араз» -2009 стр.58-69

Геноцид армян — это физическое уничтожение христианского этнического армянского населения Османской империи, происходившее в период с весны 1915 года по осень 1916 года. В Османской империи проживало около 1,5 млн армян. Во время геноцида погибло по меньшей мере 664 тыс. человек. Есть предположения, что количество погибших могло достичь 1,2 млн человек. Армяне называют эти события «Мец Егерн» («Великое злодеяние») или «Агхет» («Катастрофа»).

Массовое уничтожение армян дало толчок происхождению термина «геноцид» и его кодификации в международном праве. Юрист Рафаэль Лемкин, автор термина «геноцид» и идейный лидер программы Организации Объединенных Наций (ООН) по борьбе с геноцидом, неоднократно заявлял, что его юношеские впечатления от газетных статей о преступлениях Османской империи против армян легли в основу его убеждений в необходимости предоставления юридической защиты национальным группам. Отчасти благодаря неустанным усилиям Лемкина в 1948 году Организация Объединенных Наций одобрила «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».

Большинство убийств 1915-1916 годов совершались властями Османской империи при поддержке вспомогательных войск и гражданских лиц. Правительство, контролируемое политической партией «Единение и прогресс» (представителей которой также называли младотурками), ставило перед собой целью укрепление мусульманского турецкого господства в Восточной Анатолии путем уничтожения многочисленного армянского населения в этом регионе.

Начиная с 1915-1916 годов османские власти проводили масштабные массовые расстрелы; также армяне погибали в ходе массовых депортаций из-за голода, обезвоживания, отсутствия крова и болезней. Кроме того, десятки тысяч армянских детей были насильно забраны из семей и обращены в ислам.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.

17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.

В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.

МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.

Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.

Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.

В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Массовые зверства и геноцид зачастую совершаются во время войны. Истребление армян было тесно взаимосвязано с событиями Первой мировой войны на Ближнем Востоке и на российской территории Кавказа. Османская империя официально вступила в войну в ноябре 1914 года на стороне Центральных держав (Германия и Австро-Венгрия), которые сражались против стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Сербия).

24 апреля 1915 года, опасаясь высадки войск союзников на стратегически важном Галлипольском полуострове, османские власти арестовали в Константинополе и депортировали на восток 240 армянских деятелей. Сегодня армяне считают эту операцию началом геноцида. Османские власти утверждали, что армянские революционеры установили контакт с врагом и собирались оказать содействие высадке французских и британских войск. Когда страны Антанты, а также США, в то время еще сохранявшие нейтралитет, потребовали от Османской империи объяснений в связи с депортацией армян, она назвала свои действия мерами предосторожности.

Начиная с мая 1915 года правительство расширило масштабы депортаций, высылая гражданское армянское население, независимо от удаленности мест его проживания от зон боевых действий, в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи [на территории севера и востока современной Сирии, севера Саудовской Аравии и Ирака]. Многие конвоируемые группы отправлялись на юг из шести провинций Восточной Анатолии с высокой долей армянского населения — из Трабзона, Эрзурума, Битлиса, Вана, Диярбакыра, Мамурет-уль-Азиза, а также из провинции Мараш. В дальнейшем армян высылали практически из всех регионов империи.

Так как во время войны Османская империя была союзником Германии, многие немецкие офицеры, дипломаты и сотрудники гуманитарных служб становились свидетелями зверств, совершаемых по отношению к армянскому населению. Их реакция была различной: от ужаса и подачи официальных протестов до отдельных случаев негласной поддержки действий османских властей. Поколение немцев, переживших Первую мировую войну, хранило в памяти эти ужасные события в 1930-х и 1940-х годах, что повлияло на его восприятие нацистских гонений против евреев.

МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ

Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.

Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.

Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ

Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.

Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.

Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).

Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.

МОТИВЫ

Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.

В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...