Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Фараоны и их жены. Жены фараонов и их разные статусы в истории древнего египта Хатшепсут

История Древнего Египта хранит много секретов и приоткрывает их с большим трудом. Но одна тайна скрывалась особенно тщательно – и не самими древними египтянами (они-то прекрасно были осведомлены о ней и даже гордились ею), а представителями последующих эпох. Ибо, признав ее существование, пришлось бы признать неверным один из основных постулатов нынешней цивилизации. А он на протяжении двух последних тысячелетий утверждал мужской приоритет в нашем мире. С первых дней изучения истории нам внушалось: патриархат был всегда, начиная с известной нам цивилизации Древнего Египта. На самом деле такое утверждение – полуправда. Оказывается, властителями-фараонами были и женщины, причем многие века.

Но ведь это – натуральная сенсация. Почему же о ней не рассказывают историки или учителя в школе? Догадайтесь с двух раз. 20 веков с Рождества Христова утверждалось, что женщина – сосуд греха, вместилище пороков, глупая курица, наконец. И вдруг известие о том, что в Великом Египте 500 лет правили женщины! Не забывайте, мы до сих пор живем в мужском мире… Но все тайное когда-нибудь становится явным.

Что ж, поначалу египтологи с легким сердцем рассказывали народу, что во времена Древнего Египта мир был полностью мужским: на троне царствовали фараоны-мужчины, на религиозных церемониях – мужчины-жрецы. Если женщина и могла достигать чего-то, то только в силу того, что она была женой того или иного высокопоставленного мужчины. Так стала правительницей Нефертити, а вернее, соправительницей своего супруга Эхнатона, великого фараона-реформатора. Так получила власть Нефертари, потому что была главной и любимой женой фараона Рамзеса II, одного из самых могущественных правителей Древнего Египта. Однако все историки сходились во мнении, что получить власть можно было, только имея рядом мужчину-властителя.

Нефертити – супруга Эхнатона-реформатора

Правда, египтологам известны и имена женщин-властительниц, которые правили в Древнем Египте «по статусу фараона», начиная с Раннего царства (ок. 3000 до н. э.) и до эллинистического Египта, во времена которого правила последняя царица Египта – Клеопатра (69–30 до н. э.). Женщин-правительниц всего семь: Мернейт, Хенткаус, Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и, конечно, легендарная Клеопатра. Но хотя и сохранились их изображения с уреем (змеей на лбу – символом царской власти), как у Нитокрис, хотя над их изображением и красуются надписи «Царь Египта, мать царя Египта», как у Хенткаус, хотя у них имеются помещения усыпальниц в царском некрополе Абидаса, как у Мернейт, большие по размеру, чем у мужа-фараона (а размер в Египте был равен статусу), официального титула эти женщины не получили. Они все равно были женами и матерями владык. Даже легендарной Хатшепсут приходилось во время церемоний надевать мужские одежды и привязывать черную бороду, словно подчеркивая, что власть в Египте мужского пола.

Но открытия египтологии начала ХХ века преподнесли сенсацию воистину мирового масштаба: выяснилось, что власть и могущество женщины могли получить и без мужчин. Рельефы, рисунки, надписи, таблички и иные памятники Древнего мира раскрыли перед потомками совершенно неизвестную страницу: историю фараонов-женщин, так называемых жен бога.

Все началось, конечно, с религиозных таинств. По египетскому преданию, человек зародился от искры страсти, которую высекла из главного бога Амона его божественная супруга. То есть для развития цивилизации, как поняли древние египтяне, нужны двое. Спроецировав эту небесную конструкцию на земную жизнь, египетская религия установила: фараон конечно же является на земле воплощением бога, но кто-то должен воплощать и божественную супругу.

Казалось бы – простейшая загадка! Ясно, что раз фараон – бог, то его жена и есть божественная супруга. Но египтологи были уверены: так случалось не всегда. Да, например, жена Рамзеса II, Нефертари, изображалась в качестве божественной супруги, но жены других фараонов – нет. Но ведь такого быть не могло – религия всегда требует целостности и точности. И только в начале ХХ века египтологам стало ясно, что «проекциями» божественной супруги были особые жрицы, считавшиеся божественными супругами Амона. Именно они и проводили священные церемонии – и всегда тайно. На заре, пока все спят, жрицы входили в Карнакский храм – святилище Амона. Жены бога умащивали благовониями золотую статую «супруга», услаждали его слух пением и танцами. Откуда брались подобные жрицы? В их число могла войти любая женщина из семейства фараонов. Старшая в роду женщина посвящала в жрицы младшую и т. д. Но для мужчин этот культ был закрыт, возможно, поэтому о нем и сохранились столь редкие упоминания.

Центром этого культа стали благословенные Фивы – самый роскошный и процветающий город Древнего Египта. Фивы всегда имели особый статус и считались сердцем Египта. Ведь там была Долина царей – главная усыпальница страны, там располагались Карнакский и Луксорский храмы – главные храмы Египта.

Жены бога получали неординарный статус. Они имели особые возможности, и их поступки не обсуждались, а повеления считались приказами. Жены бога даже могли изображаться одного роста с правящим фараоном, чего, между прочим, не удостаивались реальные супруги фараонов, изображавшиеся на рисунках и рельефах всегда позади и почти вдвое меньше. Ведь именно высота изображаемого человека служила показателем статуса в Древнем Египте.

Однако время шло. Фараоны-мужчины понимали, что выпускать из рук власть, даже на тайной религиозной церемонии, не в их интересах. Мир все более становился мужским. Статус божественных супруг стремительно падал, пока почти не забылся. Но и забытое возрождается. И что невероятно: возвращение культа жен бога произошло после смены власти в древней стране.

При Рамзесе III, правившем примерно с 1185 по 1153 год до н. э., могущество Древнего Египта предстало во всей красе. Но уже при Рамзесе V (годы правления: 1146–1143 до н. э.) началась гражданская война за обладание властью. Египет слабел. На высоких постах государства все чаще оказывались выходцы из его провинций – Ливии и Нубии. В поздний период царств (21-30-я династии, 1075-342 до н. э.) могущество Древнего Египта пошатнулось. Он оказался завоеванным собственными колониями, в частности Нубией. В древние храмы вошли новые фараоны – чернокожие и слабо легитимные. Им понадобился статус, ибо они желали стать фараонами не по завоеванию, а по наследию небесной власти. И эту легитимность чернокожие фараоны начали искать в древнем культе божественных супруг.

Женившись на женщинах древней родовой египетской аристократии, нубийские фараоны объявляли жен небесными супругами, а самих себя – воплощением их божественного супруга. Более того, своих дочерей жены фараонов охотно посвящали в статус тех же божественных супруг, ведь статус давал власть и могущество, которого у жен Египта не было долгое время.

Начиная примерно с 1050 года до н. э. культ жен бога снова возродится в Фивах, но отправлять его стали уже чернокожие нубийки. 500 лет Фивы будут управляться женщинами, получившими статус «богини-фараона». Именно они, эти женщины-фараоны, возродят былую славу легендарных Фив. В городе снова расцветут искусства, ремесла и культура. Женское правление поднимет на еще большую высоту могущество политики и самой религии.

Историкам стали известны имена некоторых женщин, правительниц Фив. Например, жена бога – Аменердис. Ее гробницу найдут в Медин-Табу. Как и в прежних царствах, эту божественную супругу будут изображать на рисунках и рельефах самой высокой фигурой. Но еще ее станут изображать в позе наивысшей близости с Амоном: бог, нисколько не стесняясь, открыто обнимает свою жену, а она его. Сохранились рельефы, где образы бога и его супруги равнозначны по размеру. То есть статус Аменердис был подобен статусу истинной богини. На ее лбу красуется урей. Ее голова облечена в корону фараона с двумя перьями, которые олицетворяли власть над Нижним и Верхним Египтом. Аменердис сама совершала жертвоприношения и ритуалы, что раньше было дозволено только фараонам-мужчинам.

Так же с короной и уреем была изображена и другая жена бога – Маат-Каре. Это говорит о невероятно высоком статусе божественных супруг. С 1050 по 650 год до н. э. жены бога были самыми могущественными женщинами в Египте, и им не требовался мужчина. Более того – они вообще не имели мужчин, а были обречены на безбрачие. Власть жены бога передавали приемным дочерям, собственноручно проводя пышную инициацию новой божественной супруги.

Расцвет Фив, процветание и богатство этого великого города, продержалось почти половину тысячелетия. Но на севере Египта фараоны-мужчины не удержали власть. Части Древнего царства начали отходить к другим государствам. Фивы были завоеваны ассирийцами. Разграблены. Разрушены. И блестящий город превратился в занесенный песком город-призрак. А вместе с ним канули в небытие блеск и могущество женщин-фараонов. Но ведь они были – женщины, правившие миром «темных Древних царств». Однако об этом на два тысячелетия постарались забыть, как о самой жгучей тайне. И только к XIX веку женщины начали снова приобретать тот статус, который имели их представительницы в Древнем Египте.

— Судя по этой фотографии, это отношение было совершенно понятное! Вот стоит огромный фараон, а где-то между ног у него затерялась жена…

— Тем не менее, считалось, что королевская кровь бежала в жилах женщин, а не мужчин. Чтобы стать фараоном, мужчина должен был жениться на царской принцессе, которая могла быть его сестрой или кузиной!

— Даже дозволить кровосмешение?

— Что касается кровосмешения, многие исследователи пришли к мысли: вероятно, существовали браки между братом и сестрой, но, скорее всего, родные уже не считались таковыми.

— Я читала, что невзирая на красоту лиц, у последних представителей XVIII династии, правившей Египтом с 1580 по 1314 г.г. до н.э.(по иной хронологии с 1550 по 1307 г.г.), проявлялись черты вырождения, вызванные, вероятно, близкородственными браками, практикуемыми в царских семьях. Так фараон Хоремхеб, захвативший престол после смерти престарелого Эйе, дабы узаконить узурпацию власти, взял в жены сестру Нефертити — Мутнеджмет. Мумию царицы обнаружили рядом с набальзамированным тельцем ее новорожденного ребенка. Антрополог, изучавший останки женщины, заключил, что супруга Хоремхеба умерла от родов в возрасте приблизительно 40 лет. У несчастной была серьезная травма тазобедренного сустава, вероятно, это являлось следствием многочисленных попыток произвести на свет потомство. Ученый пришел к выводу: Мутнеждмет рожала более десяти раз, но все ее дети умирали, царица так ослабела, что последняя беременность стала для нее роковой.

— Широкое распространение браков между братьями и сестрами, особенно среди царских семей Нового Царства, вероятно, было попыткой укрепить связи между королевской семьей и богами, которые сами нередко прибегали к таким союзам.

— Много чего интересно и на сегодняшний взгляд шокирующего было в стране древних фараонов. Например, некрофилия. Тела жен знатных людей отдавали бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и уважаемых женщин. Их передавали бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступали для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего товарища.

— А были ли дозволенными гомосексуальные отношения?

— Письменные упоминания сексуальных отношений между мужчинами также редки, как и о сексе между мужчинами и женщинами. Гомосексуальные отношения между царем и его генералом описываются в «Сказке о Неферкаре и Сасенет», где рассказывается о тайных ночных визитах царя к генералу, подсмотренных героем сказки; хотя большая часть рассказа утрачена, герой повествует об этих встречах как о недозволенном преступлении.

— А знаешь ли ты, что среди египтян было распространено обрезание , то бишь, циркумцизио?

— Это скорее положительное, чем отрицательное явление. Ведь у них там кругом песок, да и в Ниле водичка не кристально чистая. Поэтому мужчины, подвергшиеся обрезанию, имеют возможность содержать гениталии в большей чистоте и порядке, чем необрезанные.

— А какие сексуальные позы были наиболее распространены у древних египтян?

— Как мы видим на изображениях древних папирусов, любимыми позами древних египтян были позы «стоя лицом к лицу» и «сзади».

— Очень интересен обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса — медицинская энциклопедия древних египтян. Эберс — немецкий египтолог и писатель, его именем и назван папирус. В папирусе Эберса гинекологический раздел, например, содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также «женщины, могущей и не могущей родить». Один очень интересный фрагмент папируса Эберса посвящен опухолям и болезням матки и наружных половых органов. Египтянам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки.

— Помимо множества рецептов для лечения различных болезней папирус Эберса содержит даже косметический раздел, в котором рекомендуются средства для избавления от морщин, усиления роста волос, удаления родинок и даже изменения цвета кожи. Каждый рецепт сопровождается соответствующим магическим заклинанием, без которого он не действует. Почти все лекарства имеют сложную рецептуру и десятки (до 37) составных частей. Как правило, это настои на пиве, меде или молоке.

— А я знаю о так называемых Берлинском и Кахунском папирусах, которые описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

— И какой же?

— Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница — родится девочка, если ячмень — мальчик. Также факт беременности определяли с помощью напитка, приготовленного из молока женщины, родившей мальчика, и особой травы (буду-дука). Если напиток вызывал рвоту, беременность считали установленной, в противном случае она отрицалась. Интересно, что американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет. В «гинекологическом папирусе» из Кахуна описаны распознавание беременности, лечение бесплодия, возбуждение родовых схваток и отделение молока. Какое при этом назначали лечение, в большинстве случаев определить трудно. Многие из упомянутых лекарств сегодня неизвестны. Но есть и понятные рецепты. Так, одна из прописей рекомендует для лечения «разъедания влагалища» промывающий раствор, содержащий свежие финики, свиную желчь, кассию и воду.

— Большую роль в накоплении медицинских сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация.

Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение.

— Кстати сказать, в Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства.

— Ах, какими великими специалистами были египетские врачи!

— Специализация, действительно, существовала. Более того, во времена расцвета Египта, при Хеопсе и Хефрене, коллегия придворных врачей состояла исключительно из специалистов, каждый из которых представлял узкую область медицины. Об этом свидетельствует и древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н. э.

— Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю беседу. Но историческую тему мы не прекращаем. Читайте наши следующие выпуски! До скорых встреч.


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

Сколько загадок хранит древнеегипетская цивилизация, оставившая огромное наследие и оказавшая сильнейшее влияние на мировую культуру, - никто не знает. Из школьной программы наверняка каждый помнит главное утверждение о том, что вся власть в Древнем Египте принадлежала исключительно мужчинам-фараонам. Но сравнительно недавно этот постулат был признан ошибочным, и о правительницах развитого древнейшего государства заговорили как о доподлинно известном факте.

Бог на земле и после смерти

Надо отметить, что все фараоны считались наместниками бога, им даже приписывали магические свойства. Особое отношение к смерти оставляло свой отпечаток на правлении главных властителей страны: о месте, которое примет их навечно, заботились заранее. Строились погребальные пирамиды, позднее от них отказались и стали вырубать в скалах огромные залы, вмещавшие не только саркофаги, но и предметы утвари, драгоценности, ведь считалось, что фараон и после своей смерти продолжал вести привычный образ жизни.

Усыпальницы - не место для скорби

Известное луксорское захоронение Та-Сет-Неферов находилось недалеко от усыпальниц Его название переводилось как «долина красоты», что очень необычно для кладбища, на котором покоились жены фараонов. Египтяне относились к сакральному месту без печали и скорби, ведь считалось, что умершие перешли в светлый и прекрасный мир.

Статусы жен

Правители иногда женились на своих сестрах или дочерях, ведь женщинам было запрещено выходить замуж не за царей, а вот здоровое потомство рождалось от наложниц гарема. Верховных правителей называли при жизни богами, а жены фараонов не всегда приобретали такой статус.

Египтологи, долго изучавшие проблему, установили, что только особые жрицы из царского семейства находились на особом положении. Их поступки никто не смел обсуждать, а приказы выполнялись беспрекословно. Женщины, воплощавшие бога на земле, проводили особые тайные ритуалы в святилище египетского натирая золотую статую благовониями и танцуя перед ней.

Значение роста у египтян

Нефертари, как звали жену фараона Рамзеса II, на всех барельефах изображалась одного роста не только с мужем, но и с богиней Хатхор, вручавшей ей символ загробной жизни. Эти росписи, не потерявшие яркости красок, хранила ее роскошная усыпальница, расположенная в известной Долине цариц.

Именно высоте изображаемого человека египтяне придавали большое значение. Реальные жены фараонов, не ставшие воплощением бога, всегда рисовались ростом намного меньше, чем их мужья. Но Нефертари никогда не была правительницей Египта, как, например, Клеопатра или Хатшепсут. О последней хочется рассказать отдельно.

Хатшепсут: история правления

Известны жены фараонов Египта и их матери, не получившие официального статуса правителей, но находившиеся на троне вплоть до периода эллинизма. Среди этих семи легендарных властительниц была Хатшепсут, потерявшая супруга Тутмоса II и родившая дочь, а не наследника. Она становится мачехой и тетей для отпрыска наложницы, объявляя себя регентом и ведя все общественные дела от имени мальчика, но через 6 лет начинает претендовать на власть, заявляя о своем царственном происхождении. Титул супруги Амона и почтение всей страны к волевой женщине помогают ей беспрепятственно взойти на трон.

Правила Хатшепсут страной долгих 20 лет, за это время она грамотно подавила беспорядки в Нубии, чем заслужила особое уважение. Став очень значительной фигурой в государстве, она переносит столицу в Фивы (Луксор) и еще при жизни занимается постройкой своего загробного святилища. В роскошной усыпальнице размещались огромные каменные изваяния Хатшепсут в обличии Осириса: изображалась с короной на голове и накладной мужской бородкой жена фараона, скульптурный портрет которой все-таки показывал миловидные черты.

Месть Тутмоса III

После ее смерти сын наложницы Тутмос III, оставшийся единоличным правителем, начинает планомерно разрушать все предметы культа, связанные с прежней хранительницей трона, которая никогда не пыталась его свергнуть.

200 статуй, изображавших Хатшепсут и сфинксов, были уничтожены и закопаны недалеко от поражающего размерами храма. Современные археологические экспедиции, нашедшие остатки уникальных композиций, восстановили картины величия сакрального места.

Чернокожие правительницы

Когда могущество Египта пошатнулось, его завоевывают собственные колонии - Нубия и Ливия. В храмы входят чернокожие фараоны, которым требовался особый статус. Чтобы находиться на троне по наследству, а не после захвата власти, они женятся на египетских аристократках, объявляя их и себя божественными воплощениями.

Известны факты, когда жены фараонов посвящали своих дочерей в супруги Амона, ведь столь высокий титул давал огромную власть. Многим чернокожим правительницам, возрождающим славу Фив, мужчина не требовался, и они передавали статус богини приемным дочерям. К сожалению, легендарный город был разграблен ассирийцами, и о могуществе богинь-фараонов уже никто не вспоминал.

Работающие в Египте археологические экспедиции раскрыли всему миру неизвестные доселе факты. Каждое новое открытие таких захоронений становится обсуждаемым событием в ученом мире.

Почему-то тема древнего Египта стала мне очень близка, словно сама когда-то проживала всю эту историю.

В этой статье мне хочется обратить внимание на жен фараонов. Легендарная Тейя, жена Аменемхета, женщина красивая, жестокая, гордая, тщеславная, умная и самовластная. Никто не исследовал, как она вертела историей, вмешиваясь в государственные дела. Самой главной страстью жизни ее была неограниченная власть.

Практически это она управляла государством вместе с Эйе вместо Эхнатона, который всю жизнь был под жестким надзором своей властной матери. Единственным человеком, которому она доверяла, был визирь Эйе, он происходил из среды провинциального жречества и имел неограниченную власть над царицей. Он был не родственником, а скорее духовным братом Тейе. Стремясь упрочить свою власть, Эйе выдвигает Нефертити, была ли она его родной дочерью это еще вопрос, но духовной дочерью точно. Похожие истории царских домов неоднократно повторяются, всегда есть цари, которые на виду и те кто ими реально управляет, они всегда в тени. Скорее всего это богатые семейства того времени, использующие возможно какое-то религиозное течение, которое и представлял Эхнатон. Речь шла об изменении общественного строя, но как говорится: "слишком далеки они были от народа"...Это тема других статей. Сегодня я хотела бы обратить внимание на судьбы именно этих жен фараонов.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом 17 лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска." Великая супруга царская", "супруга Бога", "Украшение царя", была, прежде всего, верховной жрицей, вместе с царем участвовавшей в храмовых службах и важных ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат - мировую гармонию. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Недосягаемый для большинства смертных женщин статус "великой супруги царской", обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях.

Портрет царицы Нефертити в профиль 1983

Счастье продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов. На ложе распростерта мертвая девочка. Рядом замерли родители - отец с заломленной над головой рукой, а другой рукой схвативший за руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу, словно еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая молодой служанкой. Сцена смерти Макетатон по силе переданных чувств, бесспорно, относится к шедеврам египетского рельефа.



Оплакивание дочери

Вскоре скончалась и царица-мать Тейе.Смерть Теий, крепко державшей всю власть в своих руках, стала переломным моментом в жизни Нефертити. Жрецы выдвинули новую царицу. С этого момента все внимание Эхнатона было сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Еще при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворец Мару-Атон. Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.

Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из забытых дворцов столицы. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

Кстати, мало кто исследовал роль женщин цариц, их влияние на развитие государства. имя Нефертити переводится как "заходящая красота". Период правления Эхнатона вызвал долговременный упадок и только Рамзес второй с женой Нефертари (чье имя: Восходящая красота) поднял славу Египетского государства на небывалую высоту, возродив религию, разрушенную Эхнатоном. Но об этом позже...

В чем же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, любовь и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Вероятно, основной проблемой царственной четы стало отсутствие сына, который мог бы унаследовать престол. Дочери Нефертити не обеспечивали надежность продолжения династической смены власти. В своем почти маниакальном желании иметь сына Эхнатон вступает в браки даже со своими дочерьми. Судьба посмеялась над ним: старшая дочь, Меритатон родила собственному отцу еще одну дочь - Меритатон Ташерит ("Меритатон-младшую"); одна из младших - Ахесенпаатон - еще одну дочь…


Портрет старшей дочери Эхнатона Меритатон 1977

Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезает на шестнадцатом году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити - Меритатон, тотально уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, где нашли свой последний приют величайшие владыки Египта, экспедицией Айртона было сделано открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Женский саркофаг, валявшийся на полу вырубленной в скале комнаты, был частично открыт. Маска саркофага была уничтожена, имена в надписях на нем - вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Внутри саркофага находилась мумия молодого мужчины. Находка стала поводом для нескончаемой дискуссии. предполагается, что тело, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Для кого же был приготовлен саркофаг? Кто была та женщина, чье красивое, несколько жестокое лицо с таким мастерством запечатлел на крышках каноп неизвестный скульптор? Кропотливые многолетние исследования показали, что первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тело несчастной было выкинуто из саркофага, переделанного и использованного для погребения ее сына. Невероятный взлет и не менее страшный конец этой судьбы...


портрет фараона Сменхкара 1979

Эхнатон скончался на семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муж Меритатон, а спустя год, после загадочной смерти последнего, - совсем еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Под влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив имя на "Тутанхамон" - "Живое подобие Амона". Религиозная реформа рухнула и исчезла, как мираж пустыни.

Ахетатон был планомерно разрушен. Когда один из посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, на полке рядом стояли два парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, от первого удара, пришедшегося по лицу Эхнатона, соседний бюст Нефертити упал в песок вниз лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его время были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его не иначе как "врагом из Ахетатона". О Нефертити забыли.


Портрет третьей дочери Эхнатона Анхсенпаатон

Анхесенпаатон, третья дочь Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, Супруги-дети процарствовали под управлением Эйе всего шесть лет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, отказывается выйти замуж за Эйе, (но это уже другая статья...) и имя Анхесенамон исчезает из истории, а престол Тутанхамона унаследовал Эйе

Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, спустя несколько лет стала супругой фараона Хоремхеба, с ней повторилась история Нефертити: царица тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Вырождение царского дома было налицо. Его результат ужасает: то, что осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено вместе с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась при тринадцатой (!) попытке родить наследника престола.

Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Судьбы этих женщин вполне реальны, они высечены на плитах. Перед нами история только 3 поколений фараонов и их семей. Можно ли назвать этих женщин счастливыми? В погоне за властью жречество не считалось ни с чем. Сколько погибших детей. Женщины, облеченные властью, и не имевшие любви, сколько не принятых судеб, боли и превосходчтва над людьми. Нет ни одной женщины этого времени, которая бы прожила долго и счастливо. А ведь фараоны неслучайно считались детьми бога на земле, что говорить о простых людях того времени...

Историю вместе с вами исследовала Весенняя рапсодия.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...