Проект на тему страницы истории 19 века. Страницы истории XIX века


Слайды : 1. 1800 - 1899 годы.

2. Гроза 1812 года.

3. Фотография Наполеона

4. Фотография Кутузова.

5. Картина «Переправа через Неман».

6. Вид Бородинской битвы.

7. Картина «Совет в Филях».

8. Вид пожара Москвы.

9. Храм Христа Спасителя 1883 год.

10. Храм Христа спасителя 1996 год.

11. Картины из жизни крепостных крестьян.

12. Манифест - торжественное письменное обращение верховной власти к

народу. С. И. Ожегов.

13. Портрет Александра 11 - царь - освободитель.

Оформление доски :

  1. Страницы истории 19 века.
  2. Слово «крепостной»
  3. Фигурки крестьянина 19 века и помещика.
  4. Изображение поля.
  5. Изображение 2 веревок
  6. Слова: бить, продавать, обменивать, проигрывать.
  7. Слова: служить, работать, платить.
  8. Слово «Манифест».
  9. Слова: нельзя бить, продавать, обменивать;

заключать договора,

приобретать имущество,

вступать в брак,

вести дела в суде;

земля - собственность помещика;

отбывать повинность.

10. Цифры для указания даты: 19. 02. 1861.

Материал для детей :

  1. Варианты теста.
  2. Ребус, для определения слова «манифест».
  3. Примеры для определения даты
  4. Выдержки из документа.

Цель урока: знакомство с историческими личностями, сыгравшими

большую роль в истории России;

Задачи урока :

  1. Образовательная -формирование умений и навыков работы с историческими документами;
  2. Развивающая - ориентировать учащихся на изучение исторических событий нашей страны;
  3. Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому своего народа.

1. Беседа по технике безопасности во время урока.

  1. 2. Организация начала урока.

(на экране даты: 1800 - 1899годы )

Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Страницы истории 19 века).

К началу 19 века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. Сегодня мы поговорим о том, какой была жизнь на этой огромной территории в те, далекие от нас годы.


  1. 3. Проверка домашнего задания.

(на экране слова «Гроза 1812года»)

И первое о чем я хочу вас спросить, это что означают слова «Гроза 1812года.»

(в этом году русская армия отстаивала независимость своей

страны в войне с французской армией под командованием

Наполеона).


  1. Работа в группах.

Предлагаю каждой группе (3 чел.) взять листок с вопросами и, посоветовавшись друг с другом в группе, выбрать правильный ответ.

1 вариант

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: а) Багратион

б) Наполеон

в) де Толли


2. Французская армия вторглась в Россию в : а) 1821 году

б) 1818 году

в) 1812 году.

3.Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:

а) оставить Москву

б) дать еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем.

4. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) Храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор.

2 вариант.

1.Главнокомандующим русскими войсками был назначен: а) М. И. Кутузов

б) А. В. Суворов

в) Ф. Ф. Ушаков.


  1. Почему Наполеон решил покинуть Москву?

а) для дальнейшего продвижения в глубь России

б) из-за пожара Москвы

в) для решающего сражения.


  1. Война 1812 года называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные

бедствия.


  1. Проверка теста.

(поочередно проверяются вопросы из первого и второго варианта)


1вар . (на экране фото Наполеона)

Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец Наполеон. Наполеон

Бонапарт еще в детстве мечтал о военных победах. В 24 года он стал

генералом. Прославившись несколькими удачными походами и имея на своей

стороне преданное ему войско, Наполеон стал императором Франции.

2 вар. (на экране фото Кутузова)

Главнокомандующим русскими войсками был назначен М. И. Кутузов -

прославленный полководец, ученик и соратник Суворова. Кутузов был

одним из создателей русского военного искусства. Он беспредельно любил

Россию и верил в силу своего народа. В трудный для России час он был

назначен командующим русскими войсками.

1 вар. (на экране картина «Переправа через Неман»)

В 1812 году войска Наполеона перешли границы России. Император

французов мечтал о подчинении России. Он рассчитывал на быструю и

легкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия

должна была попросить мира.

2 вар. (на экране панорама Бородинской битвы).

битва. В половине шестого утра на Бородинском поле заговорили пушки.

Одним из самых тяжелых моментов боя была оборона Курганской высоты

Ее защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский. Обе армии

несли огромные потери, но ни одной не удавалось победить.

1 вар. (на экране картина «Совет в Филях»).

После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

котором присутствовали все высшие генералы. Кутузов поставил вопрос,

дать ли под Москвой еще одно сражение или отступить без боя.

Выслушав обе стороны, из которых одна была за отступление, а другая

против Кутузов велел отступать. Отстаивать Москву и рисковать

армией было опасно, потому что в случае неудачи с уничтожением армии

не только Москва, но и вся Россия очутилась бы во власти неприятеля.

«С потерей Москвы, еще не потеряна Россия»,- сказал Кутузов.

2 вар. (на экране «Пожар Москвы»).

Наполеон решил покинуть Москвы из-за пожара. Не долго французы

пробыли в Москве. Есть было нечего, холодно, жить негде: страшный

пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли и враги

оставили Москву.

1 вар. (на экране вид Храма Христа Спасителя 1883год;

1996 год).

закладка грандиозного храма. 1883 году он был освящен. Почетными гостями

в храме были Ветераны Отечественной войны. У каждого на груди висел

Георгиевский крест. Но в 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван.

В 1996 году вновь восстановлен на деньги народа.

2 вар . (на экране вид Храма Христа Спасителя)

Война 1812 года называется Отечественной потому, что на борьбу с

врагами поднялся весь народ. Вторжение Наполеона принесло России

неисчислимые бедствия, были разрушены города и села, погибли многие

ценности. Но Россия сумела отстоять свою независимость. Как не раз

было в русской истории, весь народ опять поднялся на защиту

Отечества. Поэтому в истории России война 1812 года осталась под

названием Отечественной.


4. .Жизнь крепостных крестьян в России.

(на экране слова «Жизнь крестьян в России»).

Простые люди, отстоявшие страну в войне с французами, жили крайне тяжело. Вспомните, какой была жизнь крестьян в то время. (рассказ детей сопровождать слайдами из жизни крепостных)

Крестьяне потеряли свою свободу. Они не могли жить как они хотели,

заниматься тем, что им нравится. Их жизнь полностью зависела от

хозяина, который мог их продать, подарить, проиграть в карты. Еще

во времена Екатерины 11 в газетах можно было прочитать такие

объявления:

«Продается малый 17 лет и мебель».

«За отъездом продается лошадь, две горничные девушки».


Таких крестьян называли крепостными. (слово крепостной на доску). Давайте вспомним, что это значит. Подберите родственные слова к слову крепостной.

Крепость, крепить, закрепить,

закрепленный, крепкий.

В то время на Руси существовало крепостное право. Что это за порядки?

Крепостное право - это такие законы, по которым большинство

русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков.

Собираем картинку: с одной стороны, по законам крепостного права, крестьянин

был привязан к помещику . По этим же законам, земля

принадлежала помещику, а работать на ней должен был

крестьянин

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли - иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак (карточки со словами прикрепить в картинку).

Конечно, такая жизнь не нравилась крестьянам. После Отечественной войны 1812 года многие из них надеялись на освобождение. Но произошло это только с приходом к власти Александра 11.

(СДВИНУТЬ СТОЛЫ)


5. Отмена крепостного права.

(на экране портрет Александра 11)

Каким же был император Александр 11?

1) Сообщения детей об Александре 11:

в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год

спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность

наставника наследника престола.

«Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт

будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви

народа к царю».


2) - С именем Александра 11, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Он решил освободить крестьян от крепостной зависимости, и издает специальный документ. А как он называется, вы узнаете, заменив каждое число в ряду буквой, и прочитав полученное слово.

(каждая цифра соответствует букве алфавита)

14 1 15 10 22 6 19 20

М А Н И Ф Е С Т

(на экране - определение слова «Манифест»)

Что же означает слово «манифест»?

В словаре С. И. Ожегова: Манифест - торжественное письменное

обращение верховной власти к народу.

- Продолжаю формировать картинку : ниже крепится слово МАНИФЕСТ.

Заменить на экране определение на картину «Чтение манифеста крестьянам».

  1. - А сейчас я предлагаю вам узнать, когда Александр 11 подписал Манифест. Для этого вам необходимо решить примеры и назвать полученные результаты.

(дети в группах решают примеры, из ответов получается дата и крепится на доску в картинку, под слово Манифест)


96: 12: 2 + 15 (78: 13) - 5 (17: 1) =

1 8 - 7: (15: 15) - (21 - 21) 5 =


24: 2 3: 18 - (78: 39 - 584 0) =

2 (729 - 728) + (27: 3 + 6) - 45: 3 =


375 0 + 294: 294 - (16 - 16) : 2 =

(17 + 43) : 2 + 9 8: 4 - 5 (64: 8) =


125 0: (45 4) + (120 10: 100 - 6) =

(84: 14 5 - 15) : (91: 7 5 - 50) =

Проверка: составление даты.

1стол: - из полученных ответов составьте двузначное число, в котором количество

десятков меньше количества единиц (19)

(прикрепить на доску под слово МАНИФЕСТ число 19.)

2 стол: - расположите полученные ответы в порядке возрастания (02)

(прикрепить на доску 02)

3 стол: - из полученных результатов составьте число, в котором количество

единиц больше количества десятков (18)

(прикрепить на доску число 18)

4 стол: - расположите полученные результаты в порядке убывания (61)

(прикрепить на доску число 61.)

6. Работа с документом.

1) - А сейчас я предлагаю вам поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года. Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом в своей группе и решите, что в этих строчках самое главное.


а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях,

и на дворовых людей отменяется навсегда.

(это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать,

обменивать; слова прикрепить на доску)

б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и

дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости,

предоставляются права свободных жителей.

(это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора,

приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде; слова

прикрепить на доску)

в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли.

(земля осталась собственностью помещика ;

слова прикрепить на доску)


г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу

помещиков повинности работаю или деньгами.

(крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика -

отбывать повинность; слова прикрепить на доску)

2) Обобщение по составленной на доске картинке.

Давайте теперь, глядя на картинку, которая у нас получилась, попробуем сделать вывод, что же изменилось в жизни крестьян с принятием документа, которого они так ждали.

Крестьяне перестали быть собственностью помещика, их нельзя стало покупать, дарить, продавать. Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договора, приобретать имущество, вести судебные дела. Но получив гражданскую и личную свободу, крестьяне не получили самого главного - землю. Так же, как и раньше, земля осталась собственностью помещика, а крестьяне, что бы не умереть с голода, должны были на него работать.


7.Заключение.

(на экран фото Александра 11 с надписью ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ)

Но не смотря на недостатки Манифеста Александр 11 вошел в русскую историю как царь-освободитель. Он провел реформу в армии, которая заменила рекрутский набор (25 лет) всеобщей воинской повинностью. Срок службы был сокращен до 6 лет. Получило широкое развитие образование - возникло более 20 тыс. учебных заведений. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов.

Во второй половине 19 века появились технические новшества - электрическое освещение, железная дорога, телефон. Дома я предлагаю вам найти дополнительный материал и подготовить сообщения о технических новшествах 19 века.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ XIX ВЕКА

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

2. Познакомить с реформами Александра Второго.

3. Сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

4. Развивать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портрет Александра II, историческая карта «Россия в XIX веке.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель. Этот ребус поможет нам узнать тему урока.

Ученики. Свобода.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, когда стали свободными крепостные крестьяне. Пройдемся по Москве и Петербургу – от центра до окраин. Познакомимся с техническими новинками того времени.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

Почему война 1812 года называется Отечественной?

Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году?

Расскажите о Бородинском сражении, используя иллюстрацию учебника.

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+»; если неверное, то знак «–».

1. Во Франции к власти пришел полководец Багратион.

2. Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов.

5. После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что на войну поднялся весь народ.

7. В честь победы над Наполеоном в Москве был построен Казанский собор.

8. В Петербурге находится гробница Кутузова в Петропавловском соборе.

9. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на Красной площади соорудили памятник Минину и Пожарскому.

О т в е т ы: –, +, +, –, +, +, –, –, + .

Учащиеся сдают работы на проверку.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. Вчерашние партизаны зароптали: «Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа».

Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время?

Ученики. Крестьяне были крепостными. Их жизнь зависела от хозяина, который мог их продать, подарить или проиграть в карты.

Учитель. Мирились ли крестьяне с такой жизнью?

Ученики. Они поднимали восстания. Емельян Пугачев собрал вокруг себя огромное количество недовольных и стал предводителем восстания.

Учитель. Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» – крестьян мужского пола (женщин за «душ» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Поэт К. Ф. Рылеев писал:

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Все в неволе,

В тяжкой доле

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ?

После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 году, когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем.

30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас.

Прочитайте текст на с. 122–123 учебника. Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

Ученики. Он подписал манифест о крестьянской вольности.

Учитель. С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст.

Несмотря на это, личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

Учащиеся читают статью «Петербург и Москва» на с. 123–124 учебника и заполняют схему:

Утром детки все проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Ручки вверх, ручки вниз,

На носочках поднялись,

Наклонились на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

Учитель. Новые времена наступили в жизни страны. Какие технические новшества появились в XIX веке? Прочитайте статью на с. 124–125 учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей».

Ученики. В XIX веке появилось электрическое освещение, железная дорога, телефон.

Учитель. Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника. Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

Когда крепостные крестьяне получили свободу?

Какое значение это имело?

Когда появилась первая железная дорога?

Какие города она соединила?

Что такое т ранссибирская магистраль?

Учитель заранее готовит 3 комплекта карточек. Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.

Г енералиссимус

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино».

Подведение итогов игры.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 126 учебника.

Домашнее задание.

С. 122–126. Ответить на вопросы «Проверь себя».

Конспект урока: «Окружающий мир» 4г класс.

Тема урока: «Страницы истории XIX века»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока : формирование представлений учащихся о жизни в России в XIX веке.

Образовательные:

Сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Познакомить с реформами Александра II .

Сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

Развивающие:

    Развивать устную речь.

    Развивать умение делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории.

2.Воспитывать нравственные качества личности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

    умение осуществлять логические действия;

    умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

    умение работать с картой.

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

    умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

    умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

    умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

    выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    создать образ императора Александра II ;

    сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

    сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Метапредметные:

    совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

    развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

    создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками;

    извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника;

    устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

    формирование положительной мотивации к учению.

    проявление основ гражданской идентичности- чувство гордости за российский народ и историю России.

    определять личностный смысл учения.

Оборудование:

    учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, автор А.А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

    электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя, декабрист, манифест.

Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, А.А.Плешаков.

    мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

    листы для выполнения графического диктанта.

    электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков.

Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

К. - соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II . Актуализация знаний

Словесный метод.

Практический.

Блицопрос.

Практический.

Работа в паре.

1. Блицопрос (проверка домашнего задания)

Вкаком году началась Отечественная война?

Какая страна напала на Россию?

Почему Наполеон нападал на разные страны?

Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

Где происходило Бородинское сражение?

Почему русские военные решили оставить Москву?

Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

2. Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион б) Наполеон в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г. б) 1818 г. в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4. После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сра­жения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Взаимопроверка.

Рассмотрите фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата.

Освоение С-Петербурга. 1703 г.

    Крещение Руси. 988 г.

    Ледовое побоище. 1242 г.

    Бородинское сражение. 1812 г.

    Куликовская битва. 1380 г.

С каким событием связан 1480 г.?

(Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат)

Что же произошло в 1861 г.

Отвечать на вопросы.

Выполнять Блицопрос и тест

П. -

Р . -Осуществлять контроль по образцу – взаимопроверка.

К. –работа в паре.

III . Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Практический.

Работа в группах.

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Что мы будем делать, для достижения этой цеди?

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Физкультминутка

Высказывать свое предположение.

Отвечать на вопросы.

Определять тему, цели и задачи урока.

Проводить физминутку.

П. - осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. -

Фронтальный опрос.

Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.

Практический.

Работа с картой.

Работа с CD

Просмотр презентации.

- Повторим правила работы в группе.

Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ - помещиков. По этим зако­нам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикреплен­ных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возла­гали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли - иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульп­торы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К со­жалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.

После Отечественной войны 1812 г. многие надеялись на осво­бождение крепостных. Но это произошло только в 1861 г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем.

1. Работа с картой

Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125. (Ученики работают с картой в учебнике и у доски.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Установите последовательность событий, выполняя за­дание 1 на с. 42. (1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Осво­бождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.)

(Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), вы­сказывают свое мнение.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

Рассказывать сообщения.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

Просматривать презентацию.

К. - соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;

Р. - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV . Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Домашнее задание.

Какие знания мы открыли?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказы­вания детей.)

Вернемся к словам на доске. Объясните теперь значения данных слов.

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Составить синквей по теме урока.

Рефлексия

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого из вашей группы вам хочется поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 42-43 рабочей тетради.

Высказывать свое мнение.

Проводить рефлексию.

Записывать д/з

К. - задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;

Палкина С.Г.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 64

г.Нижний Тагил

Тема: Страницы истории XIX века

Цели: - дать представление о жизни людей в XIX веке;

Познакомить с понятиями «декабристы», «крепостное право», реформами Александра II ;

Формировать представление о развитии экономики России в XIX веке.

Формируемые УУД:

познавательные: осознавать поставленную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из текста, иллюстраций, карт

коммуникативные: уметь работать в группе, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

регулятивные : определять цели и задачи усвоения новых знаний;

личностные : строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, презентация, карточки с дополнительным материалом, фрагмент видеофильма «Звезда пленительного счастья»

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания (Тест)

    Актуализация новых знаний

Сегодня мы будем работать в группах. Напомните правила общения в группе. (Правила)

Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории.

(Слайд 2 – портреты Александра I и Николая 1)

После войны 1812 года многие надеялись на перемены в России. Но мало, что изменилось. Вы помните, что в это время правил Россией

император Александр 1. Осенью 1825 года он предпринял поездку в Крым, где тяжело заболел и умер. Внезапная смерть императора поразила всех. В свои 48 лет он и разу ничем серьезным не болел.

Народ был встревожен, ходило много слухов и домыслов по поводу его смерти. На престол должен был войти Николай 1. Но многие люди хотели видеть Россию свободную от царского произвола и крепостничества.

Что вы знаете об этой страницы нашей истории?

Цель нашего урока… (Слайд 3)

    Работа по теме урока.

А) Декабристы (Слайд 4)

Посмотрите, перед нами довольно богатые люди, военные. Почему их назвали декабристами и что они сделали для России, постараемся ответить на эти вопросы.

Работа в группах.

1 группа

В 1814 г. в была создана «Орден русских рыцарей».

В марте гвардейские образовали политическое «Союз спасения» (с «Общество истинных и верных сынов отечества»). В общество входили и , капитан , и , князь .

В январе был образован «Союз благоденствия».

Требования декабристов: отменить крепостное право на территории Империи, ввести всеобщую военную повинность и предоставить всем жителям России гарантию политических прав и свобод.

Цель: поднять вооруженное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон - революционную конституцию.

Вопросы для ответа:

    Назовите тайные организации.

    Главная цель этих обществ.

2 группа

План: Декабристы решили помешать войскам и сенату принести присягу новому царю Николаю I . Затем хотели войти в сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова и собрания.

На Сенатскую площадь первым пришел полк Московской лейб-гвардии, который возглавили Бестужев и Щепин – Ростовский. Время шло, а остальных частей не было. Складывалось критическое положение.

Генерал–губернатор Петербурга Милорадович, герой , вышел к войскам и предложил им разойтись. В ответ на это, один из офицеров - Каховский смертельно ранил Милорадовича. Этот выстрел сделал ход событий необратимым.

В пятом часу дня Николай I (который еще утром принял присягу) отдал приказ открыть артиллерийский огонь. Было сделано семь выстрелов картечью - один поверх голов и шесть в упор. Солдаты обратились в бегство. Восстание было разгромлено.

Вопросы для ответа:

    Когда произошло восстание декабристов?

    Почему именно так назвали восстание?

    План декабристов.

    Чем закончилось восстание?

Что такое манифест? (слайд)

1. Торжественное письменное обращение верховной власти к народу (устар.).

2. Письменное обращение, воззвание, изложение каких-н. положений программного характера.

Литературный м. М. к народам мира. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

3 группа

В результате мятежа погибли 1 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей.

В результате проведённого по делу декабристов следствия пятеро из них - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были приговорены к смертной казни через повешение. Ранним утром 13 (25) июля 1826 г. на валу Петропавловской крепости приговор был приведён в исполнение. К следствию и суду по делу декабристов было привлечено 579 человек, 121 участник восстания сослан на каторгу и поселение в Сибирь, все они были лишены званий и почестей. В 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были помилованы.

Вопросы для ответа:

    Каковы итоги восстания декабристов?

4 группа

Движение декабристов сыграло огромную роль в социальной жизни страны, даже не смотря на свое поражение. Первые дворяне революционеры не смогли противостоять жандармской машине Николая I, но засеяли в сознании людей идеи революции, борьбы за свои гражданские права и свободы. Выросло новое поколение революционеров.

Движение декабристов одухотворило множество деятелей искусства и литературы. Многие писатели в своих произведениях, как бы между строк доносили до людей просветительские идеи декабристов. И хотя только через несколько десятилетий, но все - таки их последователи смогли добиться отмены крепостного права, которое помогло ускорить экономическое развитие страны.

Вопросы для ответа:

    Какое значение имело восстание декабристов для России?

Б) Проверка выполненной работы. Выступление групп

1 группа – слайды 5,6

2 группа – слайды 7, 8

3 группа – слайд 9

4 группа – слайд 10

Этой странице истории нашего государства посвятил свои стихи А.С.Пушкин, который всей душой разделял идеи декабристов.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Это стихотворение писалось не для широкого круга читателя: он адресовал эти строки непосредственно своим ссыльным друзьям-декабристам, для чего и передал их Александре Григорьевне Муравьевой, которая в начале января 1827 года отъезжала из Москвы к мужу на каторгу.

Видео «Звезда пленительного счастья» (фрагмент)

Б) Работа по теме урока

Прошло много лет. С 1855 году Россией правил Александр II , которого прозвали «освободитель»?

Слайд 11

Как вы думаете, почему его так назвали?

Александр II один из выдающихся представителей династии Романовых. По масштабу принятых им преобразований его можно сравнить с Петром Великим. Какой вклад в историю Российского государства он внес, попробуем ответить на этот вопрос, прочитав тексты в учебнике на странице 123, 124 и заполнив таблицу.

Работа в группах.

Проверка (слайды 12, 13, 14)

Какое значение имело строительство Транссибирской магистрали?

Слайд 15

    Связь центра страны с Сибирью и Дальним Востоком.

    Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

    Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

    Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

Итак, почему Александра II прозвали «освободителем»?

    Рефлексия

Что нового узнали о страницах истории России XIX века?

О чем заставил урок задуматься?

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Можно ли этой пословицей закончить наш урок? Докажите.

6. Домашнее задание – РТ по теме

Вам также будет интересно:

Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...
Строение и функции молекул ДНК и РНК
Мономерными звеньями которого являются нуклиатиды. Что такое ДНК? Вся информация о...
Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора
Городская научно-практическая конференция «Старт в науку» Знаменитые теоремы (теорема...
Самые знаменитые русские в мире
Русские ученые изобрели телевизор, а русские режиссеры научили весь мир театру. Кто же из...
Примерное расписание логопедических занятий
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет...