Кто выиграл от реформ александра 2. Великие реформы Александра II и их значение

«Освободитель» и «реформатор» – вот две главные характеристики, которые за время своего правления получил император Александр II. Просвещённый правитель, он пытался коренным образом изменить жизнь своих подданных, однако в итоге поплатился за свои идеи.

В этой сфере, как наглядно продемонстрировала Крымская война, царил настоящий хаос. Подготовка офицеров оставляла желать лучшего, количество солдат, несмотря на огромную территорию империи, было недостаточным, а о высокой мобильности подразделений в сложных российских реалиях не приходилось и говорить. К тому же вся эта несовершенная военная машина требовала огромного количества денег.

Первоначально всю территорию России поделили на военные округа. Управлять ими доверили местным органам, которые все равно подчинялись министру. Устав о воинской повинности 1874 года ввёл следующие условия: каждый мужчина, вне зависимости от сословия, должен был отслужить в армии на протяжении 6 лет. Призывали всех, кто достиг двадцатилетнего возраста. В рамках этой реформы власти смогли выдать солдатам новое современное оружие: военные заводы заработали во всю мощь, количество их значительно увеличилось.

Военная реформа, на реализацию которой ушло практически 20 лет, привела к созданию новой, более боеспособной армии.

Об освобождении крестьян из-под гнёта крепостного права Александр II начал задумываться сразу же после восшествия на престол. В этом его убедило серьёзное поражение в Крымской войне и всё нараставшее число крестьянских бунтов в России. Впрочем, реформа, принятая Александром II, протестные настроения в обществе не только не уменьшила, но и в каком-то смысле их подстегнула. Так, например, в 1861 году в России зафиксировали более тысячи бунтов, в то время как за прошлые пять лет их было в совокупности вдвое меньше.

Дело в том, что крестьяне почувствовали себя обманутыми: реформа не только не дала им свободы, но и принесла более жестокое закабаление, чем было прежде. Крестьян обязали выкупить участок земли, от которого в течение десяти лет невозможно было отказаться и который помещики продавали по завышенной цене, а барщина и оброк, несмотря на то, что сменили названия, по итогам реформы, как считают историки, только выросли. К тому же крепостные чаще всего получали такие скромные наделы, что им приходилось брать в аренду землю помещика.

В целом, крупные помещики, благодаря «Положению», только обогатились, а крестьяне обнищали ещё сильнее.

До того, пока Александр II не провел широкую реформу, в России действовала судебная система, установленная ещё при Екатерине II. В стране работали уездные, губернские и общегосударственные суды, что в итоге приводило к абсолютной неразберихе и бюрократическому хаосу. Один процесс в то время мог спокойно длиться десятилетиями и неожиданно оборваться в связи со смертью одного из фигурантов.

Государственная канцелярия предложила Александру II следующее: разделить суды на мировые и общие, чётко разграничив их полномочия, а также ввести возможность подачи апелляции подсудимым – он после этого мог рассчитывать на рассмотрение дела в судах более высокой инстанции. Помимо этого, реформа позволила сделать судопроизводство боле гласным и открытым, а сам суд перестал быть зависимым от других ведомств. При этом состав судей руководству страны пришлось должным образом переворошить – их места заняли более квалицированные специалисты, которых не подозревали в казнокрадстве и взяточничестве.

Это была одна из немногих реформ Александра II, которая прошла гладко и принесла действительно важные результаты. Судебная система стала работать гораздо эффективнее, однако свои недостатки при этом у неё остались: в частности, при разборе того или иного дела все равно учитывались сословные признаки – крестьяне за некоторые проступки получали более строгое наказание, чем, например, дворяне.

Александр II получил страну с устаревшими порядками и крайне запутанной системой управления. Губернии подчинялись приказам из центрального управления, однако документы то задерживались, то вовсе не приходили, вследствие чего на местах иногда можно было увидеть полную анархию.

Единственным способом исправить ситуацию стало расширение полномочий местного самоуправления. Так появились земские управы и земские собрания, куда входили жители из окрестных районов. Всех граждан при этом поделили на курии – сельские жители, горожане и землевладельцы. От каждой курии выбирались кандидаты, которые претендовали на место в земском собрании. Впрочем, голосовать мог только тот, кто преодолеет имущественный ценз: в связи с этим органы местного самоуправления оккупировали дворяне. Тем более, что и серьёзных политических задач Земства не решали – любую их инициативу мог отклонить губернатор.

С одной стороны, Земская реформа стала шагом по направлению к демократическому строю, с другой, действительно важные вопросы, как и раньше, всё равно решали в столице. Чиновники пока не были готовы делиться властью.

Городская реформа преследовала примерно те же цели, что и земская. Городам необходимо было развиваться, а центральная власть, которой они вынуждены были подчиняться, не всегда понимала местные реалии. С принятием реформы долго тянули, потому что она была не выгодна государственным чиновникам, однако в 1870 году её всё же пришлось принять.

«Городовое положение» создавало специальные местные управления, которые занимались благоустройством улиц, развитием инфраструктуры, проблемами нехватки продовольствия и многими другими вещами, непосредственно связанными с жизнью города. Появилась также и городская дума, членом которой мог стать любой гражданин. Впрочем, при этом доля нехристиан не должна была превышать одной трети. Городская дума избиралась раз в четыре года, занималась тем, что собирала налоги и выбирала управленцев на важные должности в городе. Проблема оставалась всё та же – любое решение Думы мог отменить губернатор, которому она напрямую подчинялась.

Города в результате реформы получили чуть больше независимости, в представительные органы попали не только богатые дворяне, но и представители других сословий. Тем не менее, появилась и существенная проблема – все созданные учреждения надо было содержать: и если большие города с этим справлялись без особых проблем, то маленьким такую сумму наскрести было непросто.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Император Александр 2 родился 29 апреля 1818 г. Будучи сыном Николая 1 и наследником престола получил отличное разностороннее образование. Учителями Александра были Жуковский и боевой офицер Мердер. Заметное влияние на формирование личности Александра 2 оказал и его отец. Александр вступил на престол после смерти Николая 1, в 1855 г. К тому времени он уже имел некоторый опыт управления, поскольку исполнял обязанности государя во время отсутствия отца в столице. В историю этот правитель вошел, как Александр 2 Освободитель.

Внешняя политика Александра 2 была весьма успешна.

Внутренняя политика Александра 2 разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2 буржуазных реформ. Александр II вошел в историю как царь-реформатор и царь-освободитель. Именно он наконец сделал тот шаг, которого так долго ждали в России, и провел реформу, упразднившую крепостное право. Когда в 1855 году он взошел на престол, страна была в крайне тяжелом состоянии, но через некоторое время многое удалось изменить. Однако, несмотря на все реформы, царствование Александра II было отмечено ростом революционного движения. На императора было совершено несколько покушений, и 1 марта 1881 года он был убит народовольцем Гриневицким.

1. Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19 века уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18 века в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19 века он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Сами помещики также были недовольны так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 году крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 году на престол взошел император Александр 2, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу путем революции.

2. Основные реформы Александра ІІ

· Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);

· Финансовые реформы (с 1863 года);

· Реформа образования (1863 год);

· Земская реформа;

· Городская реформа (1864 год);

· Судебная реформа (1864 год);

· Реформа государственного управления (1870 год);

· Военная реформа (1874 год).

А) Крестьянская реформа. Отмена крепостного права.

В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне. Сохранение феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям и бегстве их от подневольного труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства. В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр 2 пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу». Эти события проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства. Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах которого развернулась дискуссия о будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России. Окрепнув в решении отмены крепостного права, Александр 2 начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И. Ростовцев, Н.А. Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен, максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге, это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.

19 февраля 1861 г. Александр 2 подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей». В соответствии с Манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности. Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине. Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации. Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым. Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства. Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную деятельность наиболее инициативных ее членов.

Б) Земская реформа.

Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.

Для того, чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии - особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.

Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение - право выбора регулировалось имущественным цензом. Благодаря этому, на практике, в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались не решением серьезных вопросов, а решением хозяйственных и бытовых дел уездов - строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и так далее. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.

Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут и земства стали появляться по всей стране.

В) Военная реформа.

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны. Главное событие всей военной реформы - Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии. Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Однако, прежде, чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить все категории граждан. В 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории. После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику. Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения. Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура - это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия. И, наконец, благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

Г) Судебная реформа.

Целью Александра 2 было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан, вне зависимости от их сословия. Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества -- для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Однако, по мнению историков-современников, судебная реформа не дала тех результатов, которые от нее ждали. Введенные суды присяжных рассматривали сравнительно небольшое число дел; реальной независимости судей не существовало. Фактически в эпоху Александра II происходил рост полицейского и судебного произвола, то есть нечто противоположное тому, что провозглашалось судебной реформой. Александр II в административном порядке ужесточил судебный приговор - вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы.

В последние годы царствования Александра II, на фоне роста протестных настроений в обществе, были введены беспрецедентные полицейские меры: власти и полиция получили право отправлять в ссылку любое показавшееся подозрительным лицо, по своему усмотрению проводить обыски и аресты, без какого-либо согласования с судебной властью, выносить политические преступления на суды военных трибуналов - «с применением ими наказаний, установленных для военного времени».

Д) Образовательная реформа.

Среди реформ, осуществленных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято “Положение о начальных училищах”, утвердившее общедоступность и вне сословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ; их деятельность координировалась училищными советами. Основными предметами в начальных училищах были Закон Божий, чтение (в том числе на церковно­славянском языке), письмо, начала арифметики, церковное пение. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники для школ утверждались централизованно - в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников. Начальные училища были разделены на двухклассные (сельские) начальные училища и городские училища. Православным общинам было разрешено открывать церковно-приходские школы. К концу XIX века появился еще один тип школ - так называемые коммерческие училища, оплачивавшиеся предпринимателями. Уже в 60-х гг. появились женские училища (до этого девочки учились только в частных пансионах).

3. Итоги и последствия великих реформ Александра II

Политические и финансовые реформы Александра 2 названы великим благодаря тому, что они в относительно краткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом, реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии. Так же говоря о реформах нельзя не упомянуть о том, как они оценивались и воспринимались обществом. В целом, современниками много говорилось о «духе освобождения», о доверии, оказанном обществу со стороны императора. Действительно, прогрессивность реформ Александра большая часть «интеллигенции» тех годов не ставила под сомнение. Тем более, что эти реформы проводились не только на бумаге. Тот самый «дух» проявлялся даже в таких «мелочах», как ослабление цензуры, возможность сравнительно открыто в печати высказывать свое мнение., в том, что получила распространение такая форма общения государя с подчиненными, как «записки», позволявшая высказываться с большей свободой, чем это доступно было в печати.

Многие с восхищением отзывались о начале реформ. Однако правительству приходилось считаться и с настроениями другого рода: среди дворянства оказалось немало противников крестьянской реформы., что, в принципе, легко объяснимо, но широко была распространена и другая точка зрения, согласно которой реформу следовало провести более радикально, чем это делало правительство. Ходили разговоры и о том, что пора бы уже русскому народу обрести собственную конституцию.

Уже в 1861 году недовольство обращается в конкретные действия. Проходит волна студенческих беспорядков, в народе начинают широко распространяться подпольные листки (политические прокламации). В 1862 году была впервые высказана открытая критика действий правительства тверским дворянством, провозгласившим, что Положение 19 февраля «не удовлетворяло народных потребностей ни в материальном отношении, ни в отношении свободы, а возбудило их в самой сильной степени», и, что народу нужна конституция. Участники съезда, высказавшие это были подвергнуты сравнительно мягкому наказанию (лишению свободы и некоторых прав с последующим смягчением приговора). Характерно, что не высказываясь принципиально против «изменения существенных начал государственных учреждений», император Александр отстаивал свое право инициативы, не допуская и мысли, чтобы реформы проводились снизу. Так, он решительно отверг предложение московского дворянства (1865 г.) о «создании общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству».

В немалой степени на ход реформ повлияли попытки покушения на жизнь императора. Первая из них была предпринята 4 апреля, 1866 года. С тех пор, внимание правительства, узнавшего о заговоре с целью насильственного переворота, было обращено не столько на преобразования, сколько на борьбу с крамолой, и права, предоставленные обществу, стали укорачиваться. Во главу угла ставится не освобождение, а сдерживание, не доверие, а надзор. Как следствие, начинается борьба с помощью «непопулярных» методов, которые одновременно не нравились народу и значительно затрудняли дальнейший ход реформ.

Не перестававшие покушения на жизнь Александра II, вызвали по настоянию наследника цесаревича учреждение «Верховной Следственной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия», главный начальник которой, харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов, был снабжен диктаторскими полномочиями. Ему подчинялись все ведомства, отменит его приказы мог он сам либо государь, и никто кроме. Лорис-Меликов приложил все силы чтобы борьба с терроризмом как можно меньше отражалась на реформах и достигнув неплохих результатов завоевал большие симпатии в обществе. А к 1880 году по мысли самого Лорис-Меликова комиссия упразднилась, фактически произошло «возвращение от чрезвычайных мер к законному течению дел» - все предвещало новую эру в отношениях правительства и общества, возврат к первым годам царствования.

В1881 г. Лорис-Меликов предложил государю учредить временные подготовительные комиссии из членов правительственных ведомств и приглашенных сведущих и опытных лиц, для составления законопроектов. Выработанные этими комиссиями законопроекты должны были передаваться в Общую комиссию, составленную из лиц, назначенных и выборных земствами и городами. Постановления ее, с характером совещательным, переходили на окончательное рассмотрение и утверждение Государственного Совета и, потом, государя. Таков был проект, получивший в обществе название «конституции Лорис-Меликова». Александр II утвердил доклад своего министра и можно было надеяться на мирную эволюцию в будущем политического строя России, но в тот самый день, когда доклад был подписан, бомба, брошенная террористами, прекратила дни государя - наступило новое царствование и задуманная реформа не была осуществлена.

4. Значение реформ Александра II для современной России

Отставание от передовых европейских стран практически во всех сферах жизнедеятельности, нерешенность модернизационных задач ставило под угрозу независимость страны, ставило под сомнение авторитет, статус власти и всего государства. Все эти факторы послужили импульсом к «великим реформам», значение которых очень велико для современной России. Реформа отмены крепостного права освободила многомиллионный народ, живший в рабстве и подчинении в течение многих веков, наделила его гражданскими правами. По-новому встал вопрос о Конституции. Благодаря этой реформе началось развитие капитализма в России, который в свою очередь послужил интенсивному росту рынка рабочей силы. Возникшая рабочая сила стала впоследствии основой для пролетариата, возводящего фабрики и заводы.

Освобождение от крепостной зависимости совершенно изменяло уклад жизни на местах, поэтому было сформировано земское и городское самоуправление, которое не удалось искоренить контрреформами. Земства и городское самоуправление являются своеобразными прототипами современных муниципалитетов. Именно в годы реформ с созданием Крестьянского и Дворянских банков начинает активно развиваться банковское дело и система государственного контроля за бюджетом страны. Во второй половине XIX века возникает потребность в усовершенствовании системы образования и просвещения. Большое внимание уделяется качеству школьного, вузовского, а также женского образования. В результате реформ университеты получили возможность развиваться самостоятельно. Это возможность, которую до этого времени они не имели и которая присуща современным тенденциям. Введение суда присяжных и адвокатуры стало шагом, который сблизил Россию с передовыми странами и с современным временем. Правосудие, осуществляемое по сословному признаку, устарело и уже не могло справляться со своими задачами. Теперь, с введением института присяжных заседателей суд поднялся на новый уровень: гласность, состязательность суда, независимость от административных органов власти, равенство всех перед судом. Институт адвокатуры наделил обвиняемых правом на защиту. Что касается военной реформы, то та также оставила свой след в будущем: отменилось телесные наказания, значительно сокращался срок службы, уделялось повышенное внимание физическому воспитанию солдат. Служить в армии стало престижно. Важен и тот факт, что в период реформ и контрреформ начала активно развиваться общественные движения интеллигенции, что позволяет утверждать о том, что народ может, а теперь в современное время имеет право вступать в переговоры и даже споры с правительством. Реформы Александра II провозгласили свободу личности, наделили правами ранее бесправных людей, дали автономию ранее зависимым и подконтрольным учреждениям, способствовали развитию общества и общественной мысли в либеральном и демократическом направлениях. И контрреформы Александра III уже не смогли повернуть в обратном направлении или вовсе свернуть установленный его отцом механизм развития страны.

Заключение

реформаторский крепостной император

Александр II неслучайно имел прозвище «царь-освободитель». Великий реформатор оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - он освободил от вековой зависимости миллионы крепостных крестьян, наделив их гражданскими правами и возможностями, которые до этого момента они не имели. Император не побоялся разрушить феодально-крепостническую систему, которая препятствовала росту капиталистических отношений в России и развитию сфер жизни в целом. Реформа отмены крепостного права незамедлительно повлекла за собой следующие, не менее значимые: земскую и городскую, военную и судебную реформы. Однако практически все преобразования царя-реформатора оказались незавершенными и незаконченными, действие некоторых ограничивалось территорией, другие вовсе не оправдали ожиданий народа. Согласно этому факту, возрастало число недовольных среди наиболее просвещенной части общества-интеллигенции, которая в результате террористического акта свергнет императора, показав тем самым, что власть так и не дала возможности для реализации пропаганды истинных взглядов и идей мирным путем, возможности критиковать правительство, указывая на его недостатки. Существует мнение, что в 1879-1881 годах в России сложилась революционная ситуация: напряжение охватило не только «низы», но и «верхи». Приход к власти консервативного Александра III обозначил новый поворот от либерального реформизма к реакции. В 1887 г. введен циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший прием в гимназии детей прачек, лакеев и т.д. В 1882 г. была усилена цензура в области печати, в 1884 г. университеты получили новый Устав, ликвидировавший их автономию. Политика Александра III поддерживала значительно ослабшее за последние десятилетия дворянское сословие, являвшееся социальной опорой государя. Новый император направил свою деятельность на переоценку предыдущих нововведений, сохранение самодержавия, возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой. Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определенных слоев общества. И потенциал противодействия (контрреформы) проявляется тем сильнее, чем не удачнее проходят реформы. Интерес к истории реформаторства в России лежит в двух основных плоскостях: условия, необходимые для проведения преобразований, и результаты, достигнутые в ходе их проведения. Таким образом, современное правительство должно понимать, что Россия всегда имела и будет иметь свой собственный, уникальный путь развития, несмотря на идеалы и вечное стремление к передовым западным странам. Благодаря опыту предыдущих преобразований, у современного правительства есть реальная возможность создавать необходимые условия для успешного проведения современных реформ, возможность учитывать и анализировать последствия, масштабы действия проводимых нововведений, а также ресурсы для прогнозирования результатов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Знакомство с личностью императора Александра II, его краткая биография. Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России. Историческое значение отмены крепостного права, значение крестьянской реформы. Земская, судебная и военная реформы.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Личность Александра II. Социально-политическая обстановка в первые годы царствования Александра II. Отмена крепостного права. Значение отмены крепостного права. Земская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Реформы образования и печати.

    реферат , добавлен 25.03.2004

    Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Подготовка и содержание соответствующей реформы, этапы ее внедрения и оценка конечных результатов. Манифест Александра II от 19 февраля 1861 года. Историческое значение исследуемой реформы.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2015

    Историческое и политическое значение реформы 1861 года об отмене крепостного права в России. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Необходимость отмены крепостного права. Кризис дореформенной России в социально-экономической, политической и духовной сферах. Подготовка проектов реформы. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Историческое значение отмены крепостного права.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2009

    Политический портрет Александра II - императора Всероссийского, сына Николая I. Сущность и значение его реформ в области финансов, образования, печати и цензуры, отмены крепостного права. Покушение на императора и его последствия, окончание царствования.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1864 г. Александр II как реформатор. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Проведение реформы и ее особенности. Повинности временно-обязанных крестьян и выкупная операция. Итоги крестьянской реформы.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2014

    Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности. Принципы его внешней и внутренней политики. Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г. Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть.

Проигранная Крымская война показала полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I . Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции. Александру II была ясна невозможность для России претендовать на роль ведущей европейской державы и при этом оставаться крепостнической.

В 1856 г.Александр II возглавил особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве».

В1857 г. – ликвидация военных поселений; учреждение Секретного комитета для подготовки крестьянской реформы.

18 февраля 1864г. – «положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы :

    Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп).

    До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и обрабатывал барщину.

    Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику. Эти «отрезки» составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

    взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами».

    Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

Реформа стала результатом компромисса меду помещиками, крестьянами и правительством.

Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

Реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и преобладании дворянства.

Основная цель последующих реформ привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Развитие системы государственных учреждений .

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был утвержден Совет министров . Государственный Совет (в 60 – 70 гг. проводил большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором) был заменен Комитетом министров.

В экономической сфере:

1865г. – Министерство путей сообщений (вместо управления путей сообщений и публичных зданий). В составе министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение (для контроля за своевременной выплатой крестьянских кредитов), а также Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

Принципы судебной реформы 1864 г.:

Бессословность суда;

Равенство всех подданных перед законом;

Независимость суда от администрации;

Создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);

На судебные заседания допускалась публика и представители прессы.

Утверждены и стали законом акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные (для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков; волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей ) и общие (окружные суды и судебные палаты , при которых состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура ).

Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат , в составе которого было создано два кассационных департамента – гражданский и уголовный. В 1872 г. в составе Сената было образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах – высший политический суд России.

Земская реформа 1864 г.

Земства вводились в уездах и губерниях (в 33 из 50 российских губерний), и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. В земских органах преобладали помещики и дворяне. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.

Значение земской реформы в том, что во-первых с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Реформа городского самоуправления 1870 г.

Создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы. Они занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенциям земских учреждений в сельских местностях.

Финансовая реформа 1862 – 1866 гг.

Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Военные преобразования 60-х – 70-х годов .

Военная реформа (начало 1860 – 1861гг., завершение – 1874г.). Ее подготовкой и проведением руководил Д.А.Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию. Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (мужчины в возрасте до 20 лет подлежали призыву на военную службу – 6 лет для сухопутных войск, 7 лет для флота, военнообязанные имели ряд льгот, срок службы зависел от образования).

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 1863 г. – утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников.

1864 г. – принят Устав средней школы, по которому гимназии подразделялись на классические (готовили к поступлению в университет) и реальные (готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения). Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. утверждены «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась предварительная цензура для большей части книги литературных журналов. Вводилась карательная цензура – применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания.

Реформы 60 – 70-х годов XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по- прежнему оставалась самодержавной монархией. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы). Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной. Процесс реформ был прерван 1 марта 1881 г. в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

ТЕМА № 2

Россия в начале XX века.

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война, которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Краткое описание

1. Образовательная: Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы; Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

Описание

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
- Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
- Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?
Сообщение о личности Александра II
- Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
- Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
- Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация .
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева…
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
- Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
- Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .
Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.

2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст (параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» (оформить в таблицу).

1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)
содержание
значение
Земская реформа (1864год)
Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.
Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.
Городская реформа (1870 год)
Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).
Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.
Военная реформа (1874 год)
Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам
Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.
Судебная реформа (1864 год)
Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)
Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)
1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления решались на советах, избирали ректора. 1864 году принят школьный устав. Вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные науки и иностранные языки, готовили к поступлению в университет. В реальных училищах предпочтение отдавалось точным наукам, для поступления в высшие технические заведения. Широко развивалось начальное школьное образование для крестьян.
Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения.

3.Рефлексия . Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн (синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Открытый урок 10 кл..doc

Урок истории 10 класс (профильный).

Тема: « Реформы Александра II ».

Учитель истории: Щербинина Елена Владимировна.

Цель урока: 1. Образовательная : - Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы,

Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

2. Развивающаяся : Способствовать повышению уровня развития личности, через информационные (работа с таблицей, умение отбирать материал, резюмировать, составлять сообщения, таблицы) и коммуникативные компетенции (отвечать на проблемные вопросы).

3. Воспитательная : Содействовать развитию ценностного отношения к Отечественной истории, формированию чувства патриотизма.

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.

Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).

План урока:

1. Организационное начало урока, актуализация знаний.

Вызов (метод «Корзина») ………

Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).

Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)

Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).

Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?

Сообщение о личности Александра II

Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).

Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.

Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?

Как проходила подготовка и отмена крепостного права?

Слайд презентация .

Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).

1. Поражение в Крымской войне

2. Кризис феодальной крепостной системы.

3.Крестьянские выступления.

Подготовка отмены крепостного права.

1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева..

Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?

Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .

Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).

Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути

Физкульт. минутка.

2. Осмысление.

Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.

Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:

1группа – Земская реформа

2 группа – Военная реформа

3 группа – Городская реформа

4 группа – Судебная реформа

5 группа – реформа в области образования

Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)

значение

Земская реформа (1864год)

Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.

Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.

Городская реформа (1870 год)

Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).

Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.

Военная реформа (1874 год)

Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам

Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.

Судебная реформа (1864 год)

Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)

Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.

Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)

Вам также будет интересно:

Восстания Жакерия: причины, события и последствия
ервоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над...
Механическое движение: равномерное и неравномерное
Раздел 1 МЕХАНИКА Глава 1: О с н о в ы к и н е м а т и к и Механическое движение....
Система мышления эдварда де боно
), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в...
Бедная лиза
В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты,...
Краткое содержание повести гроза островского
Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только...