Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Педагогический совет «Современный урок как основа эффективного и качественного образования. Сообщение на тему: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования Урок как основа качественного образования

Доклад: «Современный урок - как основа эффективного

и качественного образования».

Подготовила: Копытцева Марина Николаевна –

учитель начальных классов

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная, а сейчас стоит и современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный, – это и совершенно новый, не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач модернизации российского образования, а возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан .

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.

Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?

Каждый из нас не раз сталкивался с проблемами в вопросах организации и проведения современного урока:

    в приемах активизации познавательной деятельности учащихся,

    в организации этапа рефлексии (приемах обратной связи) на уроке,

    в выборе методов обучения.

Планируя современный урок мы должны знать: Чему учить; ради чего учить; как учить

    на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

    на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

    на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии современного урока.
Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

    Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок

Так что же для нас современный урок?

Требования, предъявляемые к современному уроку

    урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

    строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя

    должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

    нацелен на конкретные результаты

    должен иметь рациональную структуру и темп.

    изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

    должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной темой.

    большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

    существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок,

или, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока., УУД- в распечатках.

3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Ну и наконец, какой же современный урок без использования информационно – коммуникационных технологий?

1.Использование готовых электронных продуктов мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет и интерактивной доски. Преимущества в использовании этих информационных средств для учителя вполне ясны, а преимущества для учащихся следующие:

    делает занятия интересными и развивает мотивацию.

    предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе.

    позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться ко всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

    учащиеся начинают понимать сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

    учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

И наконец, развивает самостоятельность учащихся. Учащиеся с интересом и активно работают самостоятельно в школе и дома. Это облегчает нам работу в том плане, что даже слабоуспевающий ученик может с интересом выполнить работу и получить за это оценку.

Но, говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия.

Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Если мы будем на уроке давать только знания, а не обратим внимание и на здоровьесберегающие технологии, то в итоге мы выпустим отличника или хорошиста, но с потерянным зрением, искривлением позвоночника и другими подобными заболеваниями. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во – первых, это всем известные физкультминутки.

Во – вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем.

В – третьих, связывать тему урока с проблемами сохранения здоровья с ситуациями, связанными с неправильным отношением к своему здоровью – согнул спину, курил на перемене, не завтракал дома и т.д.

Стараюсь обращать внимание на то, как сидит ученик при письме: сильно наклоняет голову или сутулится.

Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительный прогноз, то можно предположить, что методика и технология урока будут получать свое дальнейшее развитие по тем требованиям, которые будут определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективных направлений и достижений в обучении.

Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том, современная личность формируется, прежде всего, на творческом уроке, в творческой атмосфере. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока

Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:

- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;

Урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.

Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?

1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития обра зования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом ос новной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помо щи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целост ная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным зада чам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответст вии с тенденцией к повышению технологичности урока.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, лично стно значимое знание учащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.

Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное про тиворечие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную дея тельность учащихся.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.

Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший ре зультат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного проти воречия предопределяет следующее направление модернизации урока

6. На современном модернизированном уроке максимально учиты ваются индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.

Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют вариан ты разрешения возникающего противоречия.

Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее стремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения.

Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.

Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.




Характеристика современного урока на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!


Современный урок Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».


1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. 2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед современным уроком новые задачи. 3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. 4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием для всей системы образования.


Общие подходы к организации современного урока: - усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры; - практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний; - направленность на развитие мышления, практических навыков; - расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; - дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).




Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС


В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.» Так может и не стоит ничего менять?




Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Время «готовых» уроков постепенно отходит.






Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.


Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.




Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.


Так что же для нас современный урок? Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.


Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.


Требования, предъявляемые к современному уроку урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием. строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности нацелен на конкретные результаты должен иметь рациональную структуру и темп. изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной. большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.


Требования, предъявляемые к современному уроку эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ должны применяться многообразные формы, методы и средства. Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой. обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет; Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия. для проведения урока необходима благоприятная обстановка педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ урок проводится по плану, который является творческим документом учителя


Технологическая карта урока Тема урока _______________________________________________________________________ Цели для ученика Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)




Тема урока, место в общей теме. Цель урока Планируемые результаты данного урока Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока. Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Будут знать: На основе знаний будут уметь: Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Личностные: подчеркнуть, дописать (осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего). Познавательные: подчеркнуть, дописать (исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач) Регулятивные: подчеркнуть, дописать (управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности). Коммуникативные: подчеркнуть, дописать (умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу). Организация урока Межпредметные связи: Формы работы на уроке: Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) Создание проблемной ситуации и пути её решения. Виды заданий: (кратко указать содержание) Репродуктивные - Импровизационные – Эвристические – Задания на самоорганизацию и самоконтроль- Формы контроля усвоения темы: Оценка результатов деятельности ученика: (какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми) Самооценка учителя по уроку (рефлексия). Технологическая карта урока (предмет, класс, дата проведения) _________________________________________.


Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти


Основные компоненты современного урока 1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.


Как подготовить современный урок? 1. Сформулировать тему урока. 2. Сформулировать тему урока 3. Спланировать учебный материал. 4. Продумать изюминку урока. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся. 7. Подготовить оборудование для урока. 8. Продумать задание на дом. 9. Написать конспект урока.


Рефлексия перед вами ладошка. каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой –для меня это важно и интересно … указательный- я получил конкретные рекомендации… средний- мне было трудно (не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно…


Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)



Сообщение на тему:

«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Учителя начальных классов

Тарашевой Айшат Османовны

Сообщение на тему: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и много лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик и где, как не на уроке они могут решать главные задачи, свободно общаться, думать, мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Сегодня уроки должны строиться по совершенно иной структуре. Если до сих пор больше всего был распространен объяснительно- иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос или фронтальный, то в соответствии с изменениями и переходом на ФГОС, упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, на тесное сотрудничество и партнерство, на формирование УУД, на личностные, предметные и метапредметные результаты, а также взаимодействие самих учеников. Современный урок - это урок, характеризующийся следующими чертами: актуальность, креативность, информационность, действенность, системность, интерактивность, комфортность, коммуникативность и т.д. Главной целью урока является развитие каждой личности ребенка, в процессе обучения и воспитания. Современный урок организован динамично и вариативно. На уроке используются ИКТ и современные педагогические технологии. Но главнее всего, я полагаю, сами отношения между учителем и обучающимися, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства.

Предмет изменений

Подготовка к уроку

Основные этапы урока

Главная цель учителя на уроке

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Нестандартное ведение уроков

Образовательная среда

Результаты обучения

Предметные результаты

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Цели современного урока -- формирование и развитие личности с использованием

всех компонентов образования .

Признаки для сравнения

Традиционный урок

Современный урок

Формирование знаний и умений

Функции учителя

Методы обучения

Средства обучения

Особенности и типы уроков

Стиль общения

Демократический

плюсы

минусы

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно - плохо быть не может.

Главные ориентиры традиционного урока - коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

Большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок - как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке - все знакомо, привычно, понятно, это - традиционно.

очень умный человек учится на ошибках других, просто умный - на своих,

Тарашева Айшат Османовна, 24.09.2018

1785 83

Содержимое разработки

Сообщение на тему:


«Современный урок
как основа эффективного и качественного образования»

Учителя начальных классов

Тарашевой Айшат Османовны

Сообщение на тему:
«Современный урок
как основа эффективного и качественного образования»

Свое небольшое выступление хотелось бы начать со слов Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась традиционная система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

Резко возросла информированность детей;

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

Несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

Ограниченность общения со сверстниками.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия , обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

Применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

Создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель- это не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Безусловно, традиционный урок, как и любой другой, имеет много положительного, выполняет большую воспитательную функцию. Это урок, на котором мы все выросли, овладевали знаниями, умениями и навыками, и нас вроде бы все и устраивало. Но вот сегодня, на мой взгляд, традиционный урок теряет свою актуальность, он дает мало возможности для творчества, лишает ребенка самого добывать знания, решать поставленные проблемы, иначе говоря, традиционный урок консервативен. Ученики превращаются в пассивных слушателей, а учитель большую часть урока проводит сам и к концу рабочего дня сильно утомляется и устает. Да, сегодня многих устраивает традиционная форма урока и менять ничего не хочется. На уроке все знакомо, все понятно, все ясно. А может и не стоит ничего менять, ведь столько лет учились и учили детей, может все оставить, как есть? А как же время? Ведь оно не стоит на месте, общество развивается, меняется. А значит, и традиционный урок отходит в прошлое и нам, и нашим детям нужны современные уроки, актуальные. А какие же они должны быть?

Я, думаю, что урок должен быть интересным и для учителя, и для ученика. Если урок современный, значит он новый, не теряющий связи с жизнью, то есть актуальный, действенный, урок, на котором педагог работает вместе с учеником, сотрудничает, направляет детей.

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и много лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик и где, как не на уроке они могут решать главные задачи, свободно общаться, думать, мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Сегодня уроки должны строиться по совершенно иной структуре. Если до сих пор больше всего был распространен объяснительно- иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос или фронтальный, то в соответствии с изменениями и переходом на ФГОС, упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, на тесное сотрудничество и партнерство, на формирование УУД, на личностные, предметные и метапредметные результаты, а также взаимодействие самих учеников. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими чертами: актуальность, креативность, информационность, действенность, системность, интерактивность, комфортность, коммуникативность и т.д. Главной целью урока является развитие каждой личности ребенка, в процессе обучения и воспитания. Современный урок организован динамично и вариативно. На уроке используются ИКТ и современные педагогические технологии. Но главнее всего, я полагаю, сами отношения между учителем и обучающимися, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Традиционный и современный урок различаются по следующим показателям:

цели, изменения функции учителя на уроке, изменения отношения между учащимися,

логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей,

внедрение коллективной учебной деятельности.Цели традиционного урока направлены

на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно.

Цели современного урока –– формирование и развитие личности с использованием

всех компонентов образования .

Признаки для сравнения

Традиционный урок

Современный урок

Формирование знаний и умений

Развитие личности учащегося, формирование опыта самостоятельной,коммуникативной деятельности через применение знаний и умений

Функции учителя

Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и ученика. Учитель выступает в роли передатчика материала

Учитель выступает в роли Организатора самостоятельной деятельности учащихся.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Средства обучения

Традиционная (карты, учебник, наглядности)

УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной деятельности школьников

Фронтальная в сочетании с индивидуальной

Групповая работа, работа в парах

Особенности и типы уроков

Четкое разграничение этапов урока

Нет четкого различения этапов урока

Главный фактор воспитания учащихся

Продуктивные методы и технологии обучения

Стиль общения

Демократический

Характер взаимоотношений учащихся на уроке

Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися

Акцент делается на совместную коллективную работу

Сопоставление традиционного и современного урока.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

плюсы

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».

на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности.

Большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих,

а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования» « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский


План Предисловие «А урок остается!» (Друганова С.Ф.) Выступление психолога «Урок и здоровье ребенка» (Кононова Г.В.) Воспитательная сторона урока (Валитова Р.Х.) Традиционный урок. Его структура. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анкета « Стиль преподавания» Критерии эффективности современного урока Подведение итогов педсовета Решение педсовета


Цель: Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня самообразования Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (актуальный), деятельный, действенный,насущный, проявляющийся в действительности, закладывающий основу для будущего.


Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.


Плюсы и минусы традиционного урока

традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.


· Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Так может и не стоит ничего менять?


Известная мудрость: очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.


Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.


Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность


Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.


Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.


Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Сценарий педагогического совета

«Современный урок = эффективный урок»

Ужегова Светлана Валерьевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №7» г.Лысьва Пермский край

Цель: осмыслить понятия «современный урок « и «эффективный урок» применительно к собственной педагогической деятельности

Задачи:

    Определить критерии эффективного урока

    Определить цели, результаты, технологии, методы и приемы эффективного урока

    Проанализировать с позиции современных требований и эффективности урока свою педагогическую деятельность

Форма: интерактивный семинар в рамках ТРКМЧП

Стадия вызова

Итак, наш педагогический совет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок определяет лицо школы, является ее «визитной карточкой».

За период своей педагогической деятельности учитель дает более 25 тысяч уроков, каждый ученик за время своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

Все остальное (кружки, факультативы, секции, инд занятия) играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая то, что закладывается в уроке. Именно поэтому урок должен не только вооружать учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировать их творческое сознание.

Любой урок - это потенциал для решения новых задач нового урока.

Каким же должен он быть – урок, чтобы по возможности в полной мере реализовать все свои функции?

Беспристрастная и все знающая статистика свидетельствует о том, что в настоящее время более 60% учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций, а иногда и просто нежеланием что-то менять в комфортном, любовно созданном для себя мире.

Но так ли уж плох традиционный урок, на котором обучалось и воспитывалось не одно поколение выпускников – в том числе талантливых, успешных и счастливых людей, с точки зрения эффективности? Полностью ли он исчерпал свой потенциал или вполне может решать задачи, стоящие перед современным образованием и обществом в целом? Может, зря школьная администрация «тормошит» учителя и требует от него современных подходов?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Интеллектуальная разминка «+ и – традиционного урока с позиции эффективности» - 7 минут (2 ряда, работа в парах-тройках – найти аргументы )

Подведение итогов: примерно одинаковое количество аргументов, и это вполне ожидаемый результат: традиционное – это не значит плохое и неэффективное,

НО общество диктует нам свои условия, и известное высказывание В.И.Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», многократно доказавшая свою состоятельность и правоту, в полной мере относится и к школе как одному из значимых социальных институтов.

Предлагаем вам познакомиться с точкой зрения на урок и ожиданиями от учителей наших учащихся – тех, ради кого мы здесь, собственно, и находимся. При подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди учащихся старших классов нашей школы.

Результаты анкетирования

Как видим, наши дети, приходя в школу, рассчитывают и хотят получить нечто другое, чем «традиционный урок» и «традиционный учитель». И это не только их право и не столько их прихоть, а требование современного социума.

И, наконец, анализ ситуации по поводу эффективности и современности урока глазами администрации (справка по результатам ВШК ).

Это обобщенная информация за период времени, достаточный для объективной оценки.

При этом мы, конечно, прекрасно знаем и помним о так называемом минимальном пороге «30% сотрудников, готовых к изменениям», при котором УЖЕ возможно развитие системы. Но поверьте, уважаемые коллеги, анализ посещенных уроков показал, что у нас ЕЩЕ есть к чему стремиться.

Стадия осмысления

    Групповая работа «Составляющие современного урока» (см.приложение).

Задача: КРИТИЧЕСКИ осмыслить информацию, вычленить главное , существенное и в любой графической форме (кластер, таблица, схема, диаграмма, список и т.п.) в виде слайда презентации или текстового документа представить своим коллегам.

    Представление результатов работы групп.

Стадия рефлексии

Групповая игра-ассоциация «Формула современного урока» : подобрать слова к словосочетанию «современный эффективный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

Результаты работы групп размещаются на общем стенде в учительской.

Приложение 1.

Группа №1

Что такое «эффективность»? Критерии эффективного урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Критерии:

    Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

    Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

    Мотивация познавательной деятельности на уроке.

    Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.

«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Эффективность:

    конкретность поставленной цели и задачи

    заинтересованность учителя и ученика

    результативность

    качество материала

    формирование умения и навыков

    разнообразие методов

    эмоциональная подача материала

    индивидуальная работа

    выбор типа урока

    прогнозирование результата урока

    учебные возможности ученика

    мастерство

    умение общаться

    доступность

    активная работа учащихся

    результаты

    самостоятельность учащихся

    творчество

    ТСО и ИКТ

    современные технологии

    сотрудничество

    эмоциональная атмосфера

    насыщенность урока, моторная плотность урока

    цель: умение поставить и добиться её на практике; цель – результат

    обратная связь

    работа

    наибольший результат

    наименьшие «затраты»

    педагогическая находка учителя

    умение дать – умение взять

    заинтересованность, доступность

    личность учителя

    взаимодействие учителя и ученика

    умение мыслить

    сотрудничество учителя и ученика

    стиль общения

    достижение целей

    толчок к поиску

    польза.

Группа №2

От чего зависит эффективность урока. Подготовка учителя к уроку.

    Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

    • четко определить и сформулировать для себя его тему;

      определить место темы в учебном курсе;

      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

      Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

    узнавание нового материала;

    воспроизведение;

    применение знаний в новой ситуации;

    применение знаний в незнакомой ситуации;

    творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

    задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

    задания, способствующие осмыслению материала учеником;

    задания, способствующие закреплению материала учеником.

Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

    Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

    • что контролировать;

      как контролировать;

      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

    Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Группа № 3

Цели урока и что такое результат эффективного урока?

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.

Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Цель образовательная – «что?»

Цель развивающая, деятельностная – «как?»

Цель должна быть конкретной, реальной, диагностируемой (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников.

Каждый этап урока может иметь свою цель.

При постановке целей следует обращать внимание на следующее:

    проблемность материала

    принятие ее учащимися

    воздействие на эмоции и чувства

    стиль общения

    применение учащимися знаний на практике

    развитие способностей учащихся

    содержание материала

    интеллектуальные способности учащихся

    совокупность решений множества задач

    ожидание результата.

Результат – это:

Конечный продукт

Достижение целей

Выполнение поставленных задач

Использование знаний в новых ситуациях

Использование знаний в жизни

Содержание урока – это ступенька к результату

Правильный подбор методов и приёмов – это результат

Качество знаний и умений

Саморазвитие, самообучение, самообразование.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя.

От чего именно?

а) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям г) технологической и методической компетентности учителя д) принятия учащимися целей урока е) направленности урока на конкретный, значимый для ребенка результат ж) многообразия видов деятельности и дидактических средств.

Группа № 4

Современные образовательные технологии.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Дифференцированное обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

ТРКМЧП

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Стимулирование самосточтельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Группа № 5

Методы и приемы, способствующие проведению эффективного урока.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Классификация методов – это их разделение на группы на том или ином основании. По источнику знаний выделяют словесные, наглядные, практические МО.

Словесные методы направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи уч-ся.

Наглядные МО ориентированы на формирование наглядно-образного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы уч-ся.

Практические МО направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления уч-ся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

В группе словесных методов выделяют следующие:

    объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия. Термины, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости, раскрывается логическая природа того или иного явления;

    рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер;

    работа с печатным источником информации – это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

    описание – вид устного изложения, в котором даётся последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;

    рассуждение – вид устного изложения, в котором даётся последовательное развитие положений, доказательств, подводящих уч-ся к выводам;

    беседа – это форма овладения уч-ся информацией в вопросно-ответном рассуждении.

В диалоговом общении. Различают несколько видов бесед: катехизическая (предполагает в ответах уч-ся репродуктивную деятельность) и эвристическая (продуктивная, творческая деятельность).

Основными признаками эвристической беседы являются:

1) уч-ся осознают целевые установки беседы;

2) уч-ся ориентированы на самостоятельные выводы;

3) в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы.

В группе наглядных методов обучения выделяют: демонстрацию, показ образца, иллюстрацию.

В группе практических МО выделяют:

    наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

    опыт – самостоятельно выполняемая уч-ся работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;

    лабораторную работу, упражнения и др.

По основанию «степень познавательной активности уч-ся» выделяют следующие методы обучения:

    объяснительно-иллюстративные – методы, которые отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том. Что учитель сообщает готовую информацию разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; уч-ся же воспринимают, осмысливают и дополняют её. А при необходимости воспроизводят полученные знания;

    репродуктивные – способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу;

    методы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала рассчитаны на вовлечение уч-ся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а уч-ся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития уч-ся при обучении;

    частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки уч-ся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

Приемы развития интеллекта учащихся

    эвристическая беседа

    проблемное изложение учителя

    исследовательская работа

    рассказ

    объяснение

    схемы

    опорные таблицы

    заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу

    сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.

    диалоговое общение

    моделирование

    защита своего мнения

    формулирование вопросов

    рецензирование

    задания-максимумы

    метод свободного выбора

    ученики в роли учителя

    обучение действием

    обсуждение в группах

    ролевая игра

    дискуссия

    семинар

    ученик как исследователь

    дебаты

    мозговой штурм

    межпредметные сравнения

    проблемные ситуации, вопросы

    практическая работа

    эксперимент

    опыты

    системно-структурный анализ

    проекты

    презентации.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...