Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Что рассказать детям о революции 1917. Детям о революции

XX век вошёл в историю как век революций , потрясших не толь-ко Европу, но и Азию. Первая мировая война сыграла роль катали-затора этих событий. Ещё в ходе боевых действий многие страны сотрясали экономические и политические кризисы. Первой «жерт-вой» войны стала царская Россия, уставшая от поражений, эконо-мических неурядиц, правительственной «чехарды». Революция 1917 года разрушила империю. Слабость демократического Временно-го правительства, пришедшего к власти в марте 1917 г., его неспо-собность решить аграрный вопрос и покончить с изнуряющей стра-ну войной вызывали недовольство многих жителей России. Произ-водство и транспортная система пришли в упадок, возникла массовая безработица, резко возросли цены на продовольствие.

Большевики во главе с В. И. Лениным и левые эсеры требовали углубления социальных преобразований. Выдвинув популярные ло-зунги «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабо-чим», они получили большинство во многих созданных во время ре-волюции Советах рабочих и солдатских депутатов. Большевики свергли Временное правительство 25 октября (7 ноября по новому стилю), провозгласив советскую республику. Почти бескровный переворот стал началом масштабного социально-политического эксперимента по созданию государства нового типа — революцион-ной диктатуры рабочих и крестьян во главе с коммунистической партией .

Помещичьи имения были конфискованы, земля, недра, леса и водные уго-дья — национализированы. Съезд Советов провозгласил передачу земли тем, кто её обрабатывает. Россия объявила о выходе из империалистиче-ской войны. Началось установление рабочего контроля на фабриках и на-ционализация банков. «Декларация прав народов России» пообещала всем национальностям равенство и право на самоопределение вплоть до созда-ния самостоятельных государств. Советское правительство ввело 8-часовой рабочий день, издало декреты о страховании рабочих и служащих, бесплат-ном образовании и медицинской помощи. Сословия, чины и звания были от-менены, церковь отделялась от государства и школы, женщины получали равные права с мужчинами.

В январе 1918 г. большевики разогнали Учредительное собра-ние, избранное в ходе всеобщих демократических выборов, кото-рые проходили в ноябре 1917 г. Это стало прологом к началу гражданской войны. Переговоры о мире с Германией завершились за-ключением 3 марта 1918 г. Брестского мира — на тяжелейших усло-виях для Советской России. Ей пришлось согласиться на отторже-ние территорий Украины, Прибалтики, части Закавказья, Бессара-бии, Польши, Финляндии. Бывшие союзники России по блоку Антанта начали вооружённую интервенцию против правительства большевиков. Материал с сайта

Недовольство политикой большевиков подавлялось жёстко и ре-шительно. Созданная для борьбы с контрреволюцией и саботажем Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) в условиях граждан-ской войны активно проводила политику красного террора , физи-чески уничтожая или изолируя противников мероприятий Совет-ской власти и «представителей старого режима» (нередко вместе с членами семей).

Но серьёзные социальные преобразования, изменившие облик страны, принесли Ленину и его сторонникам поддержку огромного числа жителей страны. Ради «новой жизни» они готовы были согла-ситься на диктатуру пролетариата во главе с ВКП(б) — Всерос-сийской коммунистической партией большевиков . Антибольше-вистские силы были разгромлены. В декабре 1922 г. было провоз-глашено создание Союза Советских Социалистических Республик (СССР) .

Вопросы по этому материалу:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

3 слайд

Описание слайда:

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца. Царь Николай II со своей семьёй

4 слайд

Описание слайда:

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

5 слайд

Описание слайда:

И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России. Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге

6 слайд

Описание слайда:

А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали. Покушение на царя. Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше. «Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.

7 слайд

Описание слайда:

Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое. Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке. Владимир Ульянов (Ленин)

8 слайд

Описание слайда:

Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин. Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию? Но, к сожалению, все получилось иначе. Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

9 слайд

Описание слайда:

По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление. Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано. Матросы революции

10 слайд

Описание слайда:

Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных. 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

11 слайд

Описание слайда:

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок. Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.

Когда те сибмамы, которым сегодня около 40, были еще девочками, история Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны представлялась им кристально ясной. Честные и благородные красногвардейцы победили подлых и жестоких белогвардейцев, чтобы вести страну к свободе, равенству, братству и всеобщему счастью.

Когда те сибмамы, которым сегодня около 30, были еще девочками, история Октябрьского переворота тоже представлялась им совершенно очевидной. Благородные и романтичные белые офицеры противостояли ордам неграмотных крестьян, ведомых немецкими агентами. Где-то там, на рубеже веков, осталась идеальная «Россия, которую мы потеряли», с гимназистками румяными, романсами по вечерам, самоварами и хрустом французской булки.

Дети сибмам, изнывая над учебниками истории, мучительно пытаются понять, что же это все-таки было 100 лет назад. Трагическая случайность? Историческая неизбежность? Революция или переворот?

Сегодня, когда все газеты и телепрограммы пестрят цифрой «100», мы предлагаем вам освежить некоторые факты нашей грандиозной истории, чтобы говорить о ней с детьми без идеологических фильтров.

Зачем, ведь все было так хорошо?

К началу XX века Россия находилась в довольно сложном политическом и экономическом положении. Помните, как трогательно и по-семейному описано рабство в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»? Когда читаешь, как внимательны и терпеливы были белые господа к рабам, как преданно негры любили своих хозяев, остается только удивляться - из-за чего разгорелся весь сыр-бор, война между Севером и Югом…

Следует признать, что тщательно воссоздаваемая романистами пасторальная Россия, с отцом-барином и детьми-крестьянами, тоже не более чем кривое зеркало для переживавшей мучительную «ломку» державы.

Кстати, рабство в России и США отменили почти одновременно - в 1861 году у нас, и в 1865 - у них. Вот с этого, пожалуй, и начнем.

Александр II Освободитель

Александра II назвали Освободителем, а надо бы - реформатором. С самого момента своего восшествия на престол в 1856 году он пытался перекроить свою державу, в которой экономические и политические проблемы не просто назрели, а перезрели и готовы были разрушить ее изнутри. Однако каждое такое судьбоносное решение было словно оборванным на полуслове.

    Освободил крепостных крестьян , но получение земельных наделов было оговорено таким количеством дополнительных условий, что и спустя 20 лет существенная часть крестьян так и не выкупили ее, зато были обязаны отрабатывать оброк и барщину. Такое «освобождение» оказалось не лучше прежнего рабства, так что страну еще долго сотрясали крестьянские бунты, усмиряемые войсками.

    Провел удивительную по тем временам судебную реформу , фактически приблизив суды к современным: в России впервые появился состязательный (обвинение против защиты) гласный (открытый для публики) суд присяжных, а сама судебная система стала независимой ветвью власти.

    Дал необыкновенную свободу университетам : теперь ректоры и профессора избирались научным сообществом, а сами университеты стали прибежищем либеральной интеллигенции.

    Присоединил к империи Среднюю Азию, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабию… и продал Аляску. Впрочем, тогда, в 1867 году эта сделка не казалась невыгодной, напротив, передовая общественность еще и возмущалась военными кампаниями, считая Среднюю Азию «бессмысленным приобретением». Империя стала столь велика, что напоминала подростка, который вытянулся слишком быстро и никак не может управиться с собственными руками и ногами.

    Чтобы хоть как-то управлять империей, всячески поощрялось строительство железных дорог ; государство обещало компенсировать любые убытки, которые мог понести предприниматель - владелец частной железнодорожной ветки. В итоге коррупция в этой отдельно взятой области достигла фантастических размеров, а траты бюджета превзошли его возможности.

    Создал местное самоуправление (земства) , но только в центральных губерниях - до Сибири земства добрались только к 1917 году. Главная же политическая проблема - ограничение самодержавной власти - и вовсе осталась за бортом реформ; планировалось создание совещательного органа при императоре. Возможно, вам это кажется не слишком прогрессивным, но по тем временам это был шок и сенсация! И это в итоге его и погубило.

Именно в годы царствования Александра II появилось движение «народничества». В поисках новой модели общества (современной, справедливой, европейской, но «исконно русской») тысячи студентов, интеллигентов, разночинцев предпринимали «хождение в народ».

Крестьян пытались учить грамоте, рассказывали об идеальном мироустройстве, при котором всю землю передадут тем, кто ее обрабатывает, и даже пропагандировали революционные преобразования. Естественно, народников арестовывали (иногда по доносу самих крестьян), судили, ссылали - так из прекраснодушных идеалистов родились первые мученики революции.

Все политические партии, которые принимали участие в революционных событиях начала XX века, родились именно тогда, в 1870-х, ведь народничество было крайне неоднородным.

Интересный факт: у Игнатия Гриневицкого, бомбометателя и цареубийцы, была подпольная кличка «Котик».

ах, если бы реформы были чуть продуманнее, чуть смелее, чуть радикальнее!

Александр III. Миротворец

Как можно было полагать, усилия террористов-народовольцев привели к прямо противоположному результату; вместо практически принятого при его отце проекта по участию «представителей от земств и значительных городов в подготовке законодательных мероприятий» был принят крайне консервативный Манифест о незыблемости самодержавия. Все либеральные министры отправлены в отставку. С тем же энтузиазмом, с которым его отец проводил реформы, Александр III принялся проводить контрреформы.

Местное самоуправление было сведено до проформы (приказчики и мелкие торговцы и вовсе лишились избирательного права), автономию университетов упразднили, зато ввели необычайно суровую цензуру, евреев выселили из городов «за черту оседлости» (эти правила распространялись, кстати, и на приезжавших из Европы и США евреев-коммерсантов, к немалому изумлению последних), а начальные школы вернули церкви.

Наконец, вышел знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях» , рекомендовавший директорам гимназий «освободиться от детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». И это в стране, жители которой и так не блистали грамотностью!

По данным всеобщей переписи 1897 года в европейской части России неграмотно было 70% населения, а в Томской губернии (к которой относился наш Новониколаевск) неграмотных было 89,1%.

Интересный факт: «Циркуляр о кухаркиных детях» обратной силы не имел, но директора учебных заведений от греха подальше стали исключать всех «народных» учеников. Одной из жертв нового закона стал Корней Чуковский, в будущем - великий детский поэт.

Зато где Александр III был успешен - так это в экономике. Сразу несколько предпринятых им шагов позволили России вырваться вперед в мировой гонке.

Наиболее удачной можно признать протекционистскую политику: импортные пошлины были повышены в разы, на некоторые товары они достигали 70% стоимости. Предприниматели, наконец, переориентировались с коммерции на производство. По объему промышленного производства Россия вышла на 5-6 место в мире. Не стоит обманываться: 5-6 место значит, что этот самый объем промышленного производства, а также национальный доход на душу населения были втрое ниже, чем в Германии и Англии.

Интересный факт: за время царствования Александра II идея либерализации международной торговли стала в обществе очень просто популярной. Не удивительно, что, несмотря на явный положительный эффект, протекционизм встретили в штыки. Дмитрия Менделеева, который выступил с пропагандой протекционизма, не выбрали затем в академию и лишили профессорской кафедры.

Вторым успешным преобразованием стал выкуп значительной части железных дорог - все-таки это была ключевая, стратегическая область национальной экономики. Удивительным образом после этого они стали приносить прибыль - и немалую, более 100 миллионов в год!

Наконец, были предприняты шаги в области облегчения положения беднейших слоев общества. Для крестьян (наконец-то!) снизили стоимость земли, которую они выкупали-выкупали, да так и не смогли выкупить после 1861 года. На фабриках и заводах запретили использовать труд детей до 12 лет (а детям постарше установили сокращенный восьмичасовой рабочий день).

Реакционная внутренняя политика и экономический рост оказали действие на российское общество: политические страсти улеглись, терроризм практически сошел на нет. Заметная попытка политического убийства (впрочем, крайне неумелая) была предпринята в марте 1887 года, а объектом покушения стал сам Александр III. За давностью лет о ней можно было забыть, если бы среди горе-заговорщиков, казненных в Шлиссельбургской крепости, не оказался Александр Ульянов, старший брат Владимира Ульянова-Ленина.

Интересный факт: по воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал после казни брата: «Нет, мы пойдём не таким путем. Не таким путем надо идти». Чеканная формулировка «Мы пойдем другим путем» принадлежит Владимиру Маяковскому, использовавшему похожую фразу в поэме «Владимир Ильич Ленин».

История не знает сослагательного наклонения: вот если бы к экономическому росту добавить политические свободы!

Николай II. Последний

Последней предреволюционной главой нашей истории стал, наверное, самый известный русский император - Николай II. В 1894 году он унаследовал очень своеобразную страну: с одной стороны, со времен его дедушки с экономикой в стране определенно стало лучше: устойчивый рост производства - от 2 до 5% в год в различных отраслях, можно в современных выражениях смело трактовать как «подъем с колен». Из аграрного захолустья Европы страна медленно, но верно превращалась в индустриального колосса.

С другой стороны, система управления страной не поменялась ни на йоту: все та же неповоротливая, забюрократизированная, жесткая, как скипетр вертикаль абсолютной монархии, последней (если не считать Ватикан) в Европе. Что же сделал Николай II после того, как из цесаревича превратился в императора?

    Первым делом (не удивляйтесь) женился . Не прошло и месяца с момента смерти его отца, Александра III, так что медовый месяц молодожены провели в трауре.

    Вторым делом обратился с речью к представителям дворянства, земств и городов, прибывших поздравить его с бракосочетанием. Наверное, было бы достаточно простого «спасибо», но 26-летний император пошел дальше - сообщил подданным о намерении «охранять самодержавие» также твердо, как и его покойный родитель, а надежды на участие общества в управлении страной назвал «бессмысленными». Даже ярые приверженцы монарха не могли не отметить с тревогой, что популярность Николая II после этого заявления начала если не таять, то подтаивать.

    Окончательно испортила вступление на престол трагедия на Ходынском поле : во время коронации императорской четы в давке за сувенирами погибло 1300 человек.

Если политические преобразования Николай II откладывал, «марш на восток», начатый дедом, очень даже поддерживал. Все силы и средства были брошены на то, чтобы объединить империю в единый дееспособный организм, и способ был только один: сделать Дальний Восток не формальной, а реальной частью империи. Для этого требовалась мощная и широкая артерия, которая связала бы его с далеким центром страны: Транссибирская железнодорожная магистраль.

Интересный факт: по суммарной протяжённости железных дорог Россия превосходила любую другую европейскую страну и уступала только США. Впрочем, пересчитывать достижения на душу населения не рекомендуем, итог сразу станет куда менее радостным.

Интересный факт: электрификация Транссибирской магистрали была завершена в 2002 году. Теперь уже можно сказать «мы строили, строили, и, наконец, построили!»

Железные дороги, в частности Китайско-Восточная, построенная на зарубежной территории, создавались с дальним умыслом: мы планировали дальнейшую экспансию на Дальний Восток. Правда, там нас ждал мощный, жадный, крепчающий год от года противник: Япония. Вооруженного конфликта с Империей восходящего солнца не избежать, и Николай второй и его правительство полагали, что это именно то, что нужно: маленькая победоносная война всегда считалась лучшим способом подъема патриотизма, если нужно было отвлечь отбщество от внутренних проблем.

Интересный факт: вы никогда не задумывались, а какова «биография» спорных Курил, нашего с Японией яблока раздора? В 1885 году с Японией был заключён Симодский трактат, согласно которому Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин объявлялся совместным владением двух стран. В 1875 году Петербургский договор зафиксировал передачу Сахалина России в обмен на передачу Японии всех 18 Курильских островов. И только после Второй Мировой все: и Сахалин, и Курилы стали советскими.

Теперь железная дорога позволяла перебросить войска на Дальний Восток не за полтора года (пешком!) а за три недели. Император заручился поддержкой Германии и Австрии (за Японией, откусывающей от Кореи и Китая кусок за куском, стояла Великобритания). Был «прокачан» российский флот: в составе Первой Тихоокеанской эскадры 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера, 10 бронепалубных крейсеров и так далее, и далее... Была составлена целая судостроительная программа «Для нужд Дальнего Востока»!

Наконец, в конце 1903 года русская разведка доносит: Япония полностью готова к нападению, был известен даже день атаки. Генштаб составил несколько вполне сносных планов военной кампании и представил их государю. И… и мы прозевали войну!

27 января - японские войска обстреливают русскую эскадру у Порт-Артура, что позволяет им спустя пару недель беспрепятственно десантироваться в Корее. В мае прервано железнодорожное сообщение этого стратегического порта с Россией. В августе - начата осада. В декабре - крепость капитулирует, остатки эскадры - затоплены.

Интересный факт: легендарный крейсер «Варяг» и хотел принять участие в Порт-Артурском сражении, но не мог; на тот момент его заблокировали в бухте нейтрального корейского города Чемульпо японские корабли. В попытке прорваться к своим «Варяг» и канонирская лодка «Кореец» приняли неравный бой. «Варяг» получил множество пробоин, более 30 членов экипажа были убиты, почти две сотни - ранены. После эвакуации членов экипажа на нейтральные суда, на крейсере открыли кингстоны и затопили его.

Но японцы достали корабль со дна, отремонтировали и вновь ввели в строй! Он стал учебным кораблем японского флота, в знак уважения к мужеству русских моряков на нем оставили надпись «Варяг».

Но и это не конец приключений корабля! Поскольку в Первой мировой Россия и Япония были уже союзниками, Россия выкупила «Варяг» и снова включила в состав эскадры, на сей раз - Северного Ледовитого океана.

Для ремонта корабль отправили в Британию, но пока его чинили - в России вспыхнула революция, да-да, та самая, Октябрьская. Новое советское правительство не торопилось оплачивать услуги британских судоремонтников, и корабль продали Германии на металлолом. Но «Варяг», вероятно, не хотел становиться ломом - он затонул при буксировке в Ирландском море, его останки были взорваны. Достойная смерть героического крейсера!

Между тем японцы весь 1905 год теснили русскую армию на суше и, наконец, в мае 1905 года нанесли нашей эскадре поражение в Цусимском сражении. Война, запланированная в качестве «маленькой победоносной» обернулась для России не только сокрушительным позорным поражением, не только полным разорением, но революцией…

История не знает сослагательного наклонения: ах, если бы мы еще тогда поняли, что «маленькая победоносная война» не решает никаких проблем, даже если она действительно маленькая и победоносная!

Российская империя , как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа. Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло программу всеобщего обучения для детей России - получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".

И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше - в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.

Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в России отмечают столетие Октябрьской революции , ради разнообразия обратимся к фактам.

В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом .

Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим - его собственный выбор, да еще и следствие греховности. Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем - речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании .

Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.

"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из истории церкви и Российского государства, а также всегда - ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").

Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть - все шло к переделу мира и даже к мировой войне.

Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей. Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно. Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии - речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "указ о кухаркиных детях" . Естественно, все дело в деньгах - отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее.

Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты. В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек. А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, царское правительство не скупилось на финансирование образования: строились школы и создавались вузы, но система никак не менялась и не улучшала жизнь 80% населения страны. Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

Сегодня нам говорят - промышленность развивалась бурными темпами, не менее бурными, чем строительство и развитие школ для детей. Тем не менее, именно в царской России был огромный процент детей, задействованных в промышленности напрямую.

Чем же занимались 80% детей, если не учились?

Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. Платить этой категории граждан можно было существенно меньше. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.

Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:

  • в Соединенных Штатах - 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
  • в Англии - 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
  • в Германии - 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
  • во Франции - 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
  • в России - от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).

А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины - 10,35 руб., подростки - 7,27 руб., а малолетние дети - 5 руб. и 8 коп.

В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ - 14, в обработке бумаги - 58, минеральных веществ - 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах - 40, на табачных фабриках - 69, спичечных - 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.

Но не надо думать, что царя совсем не беспокоил детский труд и положение ребенка в промышленной системе, на шахтах и вредных производствах их не было, а, например, на стеклянных фабриках детей разрешалось ставить на ночную работу только в течение 6-ти часов - очень гуманное решение.

Как известно, большая часть промышленности в Российской империи принадлежала иностранцам, которым приходилось идти навстречу и корректировать суровые законы в отношении детей в пользу получения прибыли. Историки отмечают, что, да, государство было вынуждено ограничивать права несовершеннолетних.

Были попытки законодательно урегулировать хотя бы условия труда - запретить работу детям, не достигшим 12 лет, ограничить для детей работу 8 часами, но промышленники не спешили воплощать слабые попытки государства стать гуманным - ведь это вопрос дохода. И если инспекции в больших городах хоть немного улучшали жизнь ребенка, то в глубинке эксплуатация продолжалась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впервые в мире гарантировавший 8-часовой рабочий день ДЛЯ ВСЕХ и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет .

Только после революции 1917 года и другие страны были вынуждены озаботиться правами рабочих и подумать о запрете детского труда.

"Котя, котя, продай дитя"

Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян, как "живой товар", который пользовался большой популярностью - наравне с дровами, дичью и сеном.

Торговля детьми, скупка и доставка дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали "извозчиками". Скупщики платили родителям 2-5 руб. и забирали их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, конечно, чадо не успевало умереть с другими детьми во время нелегко путешествия.

В истории остались фольклорные памятники этих "бизнес-проектов" (очень походивших на работорговлю на американском юге начала 19 века, только вместо негров - дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Извозчик "продавал" детей лавочникам или мастерам, новый хозяин мог распоряжаться ребенком по своему усмотрению - взамен обеспечивая кровом и кое-какой едой. Стоит отметить, что детей "продавали" не от хорошей жизни, ведь лишние руки в хозяйстве нужны, а тут подрос помощник - и его отдавать? Дело в том, что дома ребенок, скорее всего, был обречен на голодную смерть. И даже при таких условиях множество детей бежали от хозяев, рассказывали о побоях, насилии, голоде - пешком они возвращались домой оборванными или оставались беспризорниками, затем оказывались "на дне" столичной жизни. Некоторым везло больше - и они могли вернуться в родную деревню в новых галошах и модном шарфе, это считалось успехом. Тем не менее, этот "социальный лифт" государством никак не регулировался.

Октябрь

"Вот у нас монархисты рассказывают, какая Россия была образованная страна. Но у меня только один-единственный вопрос - а большевики совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще создавали систему ликбеза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают - дай-ка мы придумаем себе какую-нибудь проблему! О! Давай будем грамотных обучать грамоте! Ну, как это понимать? Действительно, молодое поколение подданных Российской империи было более-менее грамотно, кто успел пройти через систему церковно-приходских и отчасти земских школ. Но этих земских школ было, как островков в океане", - комментирует преобразования революции историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын в беседе с корреспондентом.

Принципы будущей системы образования были сформулированы еще в 1903 году в программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению.

В октябре 1918 власти утвердили положение о бесплатном, совместном обучении детей школьного возраста. Через год подписали декрет об образовании, и теперь все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Система образования проходила различные этапы, как и само государство - рассказывает историк Андрей Фурсов :

"После экспериментов 20-х годов, в которых были попытки отрицания русской классической системы (в начале 20-х годов были запрещены как буржуазные дисциплины: греческий, латынь, логика, история), но в середине 30-х годов все это было восстановлено так же, как и появилось понятие "советский патриотизм". И 7 ноября перестал быть праздником мировой революции, а стал днем Великой Октябрьской социалистической революции. Так вот, советская система развила то, что было заложено в русской классической системе образования. И то, что советское образование, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим - это признано во всем мире. Советская система была лучшей - теперь норвежцы и японцы ее копируют" .

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Теперь школа отделялась от церкви, а церковь — от государства, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, также запрещались физические наказания детей, и все национальности получили право обучения на родном языке. Более того, большевики озадачились созданием общественного дошкольного воспитания. Это была культурная революция. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%. Страна получила бесплатное среднее образование и вполне доступное высшее. Профессия учителя уважалась. Школа не предоставляла услугу за деньги, а воспитывала детей, уделяя время и морально-этическим сторонам развития молодого человека.

Качественное высшее техническое образование сделало возможным невозможное - преодоление промышленной пропасти между СССР и странами развитого капитализма. Новый подход к образованию можно назвать успешным, стоит только вспомнить число всемирно известных советских ученых и изобретателей.

"Да, был так называемый "философский пароход" - уехал ряд ученых, философов, архитекторов, художников, но это был мизер по сравнению с масштабами нашей страны. По сути, была создана великая культурная цивилизация заново - с нуля практически. Разумеется, опираясь, на колоссальные достижения наших предков: Пушкин, Тургенев, Некрасов и другие классики, писатели и художники, которые отражали верно душу народа, - говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с . - Но техническая сторона была создана заново. Колоссальное развитие получило именно техническое образование, прежде всего - не то абстрактное гуманитарное образование, которое считалось эталоном. Мы создали такое оружие, которое превосходило оружие, создававшееся всей объединенной Европой. Почему это было возможно? Потому что в этот кратчайший срок были созданы новые технические кадры. Образованию уделялось огромное внимание, вкладывались колоссальные средства. Образование было государственным приоритетом. Очень быстро развивалась фундаментальная наука, Академия наук СССР была мощнейшим учреждением, и никто, как сейчас, не претендовал на то, что чиновники будут "рулить" тем, чем занимается Академия наук".

Помимо технического образования, в советской системе стоит отметить и такие приятные бонусы, как высокая стипендия, развитое дошкольное и внеклассное образование, бесплатные ясли и детские сады, дворцы пионеров и дома творчества на бесплатной основе, музыкальные школы, спортивное образование и лагеря детского отдыха - в СССР шутили, что если и есть какая-то диктатура в стране, то это диктатура детства.

Что касается беспризорников после Гражданской войны и детей, оставшихся без родителей после Великой Отечественной, то система детских домов кардинально отличалась от нынешней, позволяя выходцам этих социальных учреждений находить свое, зачастую высокое, место в обществе, создавать семьи, получать образование, иметь равные возможности, о чем сейчас приходится только мечтать.

Развитие республик

"Октябрь 1917-го - событие эпохальное, и перечислить в двух словах все, чего не случилось бы, если бы не эта революция, трудно. Конечно, никого из нас сегодняшних не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, дедушки с бабушками не встретились бы - сам современный облик во многом сформирован именно революцией и возникшим после революции советским государством. Я говорю здесь и об образовании, естественно, и о совершенно другом социальном общественном укладе, - говорит в беседе с журналист, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Константин Семин . - Всем есть за что благодарить Октябрь. До революции в национальных республиках империи (в Туркестане, Узбекистане, Кыргызстане) уровень грамотности не доходил до 2%. Некоторые народы - в том числе коренные народы России, как мы называем их сегодня - не обладали даже собственной письменностью. Сегодня - это равноправные граждане нашей страны".

Действительно, одним из важнейших отличий СССР от империи было именно развитие национальных республик, равномерное распространение образования.

"СССР - это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. Тут, безусловно, наука, образование, культурная революция. Большой толчок в развитии получили национальные республики. В пику тому, как действовали те же Британская Империя либо США в формате политики колониализма и неоколониализма, Советский Союз вместо того, чтобы выкачивать деньги из своих окраин, наоборот, отправлял значительные средства для того, чтобы наши национальные республики развивались" , - напоминает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк .

Что дала революция 1917 года России? Именно образование, которое стало доступно для всех после смены уклада, обеспечило стране возможность "большого рывка", индустриализации, Победы в Великой Отечественной войне, возможность впервые отправиться в космос, оно обеспечило нас, сегодня живущих, защитой в виде "атомного зонтика".

"Что такое атомная бомба? Это продукт колоссального напряжения фундаментально-прикладной науки, это создание сотен производственных предприятий, которые бы обеспечили в кооперации создание этого высокотехнологичного оружия, - говорит эксперт Вячеслав Тетекин. - За этим стояло не просто создание атомной бомбы, это было бы упрощение, за этим стояло создание мощнейшей фундаментальной науки, которой фактически, особенно в инженерном плане, до 1917 года у нас не существовало. И промышленности у нас до 1917 года такой не было. Ни авиационной, ни автомобильной".

В современной России, как мы видим, происходит распад советской системы всеобщего образования, появляются элитарные школы, высшие учебные заведения все больше переходят на коммерческую основу, доступность образования падает так же стремительно, как и качество.

"О том, какой мощной была система образования в СССР , свидетельствует очень простой факт - вот уже 25 лет наши неистовые ревнители на деньги МВФ пытаются эту систему сломать. Они, действительно, в значительной степени ее подпортили, введя ЕГЭ, болонскую систему, но до конца они ее не доломали, потому что фундамент слишком прочен. Наше образование - и школьное, и высшее - это одно из величайших достижений советской системы", - резюмирует историк Андрей Фурсов.

Можно сколько угодно изучать революцию дома, по книжкам и альбомам. Но нам кажется, что только прикоснувшись к зданиям, посетив музеи 1905 года и революции, пройдя по улицам, на которых разворачивались те самые события, можно представить себе, как и чем жили тогда люди.

В Москве проходило много уличных боев и в 1905 и особенно в 1917 году, когда сторонники Временного правительства не хотели признавать новую власть, сражения шли по всему городу, даже Кремль был подвергнут артиллерийскому обстрелу.

Места сражений и памятники конструктивизма

Составляя маршруты, мы выбрали в Москве именно те места, которые больше всего пострадали, где было большее число сражений. Из них издатель отобрал три: район Красной Пресни, Тверскую улицу, Красную площадь и центр города. Плюс еще один маршрут целиком посвящен конструктивизму - новому виду архитектуры, который возник в 1920-х годах, когда Москва только начинала оправляться и восстанавливаться после революции.

Сначала мы изучили историческую литературу, посвященную революционным событиям в Москве. Все интересные факты нанесли на карту, что потребовало отдельного времени. Ведь очень часто в исторических материалах было лишь упоминание вроде следующего: «отряд красных сумел подавить пулеметную точку на колокольне Покровской церкви». Но церковь эта давно снесена, на ее месте находятся совсем другие здания, и нам приходилось обращаться к другим документам, которые сообщали, где она располагалась и что именно в ней происходило в 1905 году. Только после такой проработки вопроса мы наносили точку на современную карту. При составлении единого маршрута из почти сотни таких точек отсеялось около половины.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...