Самопознание. Эссе по обществознанию ЕГЭ

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Чернышевский Н. Г.

Автор в своем высказывании затрагивает проблему социального познания, отдавая ведущую роль в нем самопознанию - познанию самого себя. Попробуем разобраться, так ли основополагающа роль самопознания в познании других людей.

Процесс самопознания начинается с самых ранних лет, с того момента, как ребенок начинает выделять свое «Я» из окружающего его мира, и продолжается всю жизнь. Человек познает себя, основываясь не только на самонаблюдении и самоанализе, он познает себя и через других людей, анализируя их поведение и их оценки своей личности. В результате формируется самооценка человека. Так, родители, не устающие заслуженно восхвалять поступки своих детей, воспитывают успешных, уверенных в себе людей. Яркой иллюстрацией этих слов может служить автобиографический роман Ромена Гари «Обещание на рассвете», описывающий, как безграничная вера его матери в то, что ее сын «станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона и будет одеваться по-лондонски», определила его судьбу.

Одной из особенностей социального познания является большая доля субъективизма. Действительно, общество, познавая само себя, не может дать объективную оценку своим действиям. Так, советские люди во времена СССР представляли причины второй мир войны не так, как люди западные или современные россияне, потому что некоторые факты умалчивались, искажались, окрашивались в тона господствующего мировоззрения. Так, например, в учебниках по истории говорилось о том, что немцы напали на Брестскую крепость 22.06.1941 г., но умалчивалась информация о том, что в 1939 году немцы отбили эту крепость у поляков и передали в дар СССР.

Добиться максимально объективного социального знания можно с помощью научных методов познания. К ним относятся опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость, объективность научных выводов, т. е. независимость научной истины от личных желаний, мнений и общественных предрассудков. Способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди помогает ученому. Полная объективность соц познания недостижима, не только потому, что на познавательную деятельность ученого оказывают влияние его мнения и представления, стереотипы мышления, особенности образования и воспитания, но и потому, что ученый сам является объектом соц познания, а самооценка всегда субъективна. Т.е. с одной стороны способность сопереживать другим людям, выработанная в процессе самопознания, помогает лучше понять сущность соц явлений, а с другой стороны формирует стереотипы мешающие объективной оценке.

Мне очень сложно выразить однозначное согласие или несогласие со словами Чернышевского, т.к. не узнав других людей невозможно глубоко изучить человека в самом себе, а не изучив человека в самом себе невозможно научиться сопереживать и чувствовать других людей. Самопознание и познание других людей - взаимодополняющие и неразрывные для человека живущего в обществе процессы, а глубина знаний, полученных в результате, зависит, прежде всего, от уровня развития познавательных способностей, совершенства методов познания и объема накопленных знаний.

Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье. (С. Маршак)

Автор в своем высказывании затрагивает проблему преобразования окружающей действительности в соответствии с потребностями человека, этот вопрос становится все более актуальным из-за усиления антропогенного воздействия на окружающую среду. Всё, чего касается человек, он стремится изменить в соответствии со своими потребностями и представлениями, наделить его чем-то человечьим. Человек преобразует природу в ходе практической деятельности: строит города, прокладывает дороги, заставляет реки течь по созданным им руслам, создает искусственные озера-водохранилища, выводит новые сорта растений. Стремясь изменить природу, подстроить её под себя, человек даже создал «вторую природу» - культуру, искусственную среду обитания.

Я полностью согласна с высказыванием С. Маршака, человек - существо биосоциальное, с одной стороны он зависит от природы: питается её плодами, имеет биологические особенности и развивается по определенным биологическим законам; но в то же время он все время пытается подстроить природу под себя, «наделить ее чем-то человечьим», сделав максимально комфортной и безопасной.

К сожалению, стремление человека к комфорту и безопасности, приводит и к отрицательным последствиям. Так, в ходе производства материальных благ, загрязняется окружающая среда, гибнут животные, вырубаются леса, растет рост числа заболеваний людей - по данным Росприроднадзора около 15% территории России относятся к зонам экологического неблагополучия. Стремясь обезопасить себя, человечество создало такое количество оружия массового поражения, что хватит на то чтоб уничтожить все живое ни один раз. В ходе военных операций, да и просто при испытании оружия природе наносится значительный ущерб, например, во время военных операций во Вьетнаме было уничтожено более 40% лесов.

Современный человек подходит к новому этапу своего развития и начинает задумываться о наносимом им вреде. Одной из характерных черт постиндустриального общества - является законосообразное освоение природы, понимание того, что все живое имеет право на существование наравне с человеком, и, преобразуя природу, сегодня человечество задумывается не только о сиюминутной выгоде, но и том, какое влияние его воздействие окажет на природу, а значит и на здоровье будущих поколений людей.

Человек преобразует не только природу, сегодняшнее общество - это тоже результат преобразовательной деятельности человека. Сам человек лишь благодаря «касанию» других людей, приобщается к культурным достижениям человечества, становится не просто носителем биологических черт рода Homo sapiens, но Человеком - уникальной новизной в природе, носителем социальных черт, позволяющих ему жить в обществе. Уникальность человека состоит не только в умении строить города и летать в космос, но и в наличии своих собственных законов - законов морали, которые оказывают на него влияние не меньшее, чем законы природы.

Всё то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье. (С.Маршак)

Автор в своем высказывании затрагивает проблему преобразования окружающей действительности в соответствии с потребностями человека, этот вопрос становится все более актуальным из-за усиления антропогенного воздействия на окружающую среду. Всё, чего касается человек, он стремится изменить в соответствии со своими потребностями и представлениями, наделить его чем-то человечьим.

Я полностью согласна с этими словами С. Маршака. Для начала вспомним: «Кто такой человек?». Человек - существо биосоциальное, обладающее как биологическими, так и социальными чертами. Как существо биологическое, он зависит от природы: питается её плодами, имеет биологические особенности и развивается по определенным биологическим законам. Но в то же время он все время пытается подстроить природу под себя, сделав ее максимально комфортной и безопасной.

Человек преобразует природу в ходе практической деятельности: строит города, прокладывает дороги, заставляет реки течь по созданным им руслам, создает искусственные озера-водохранилища, выводит новые сорта растений. Стремясь изменить природу, подстроить её под себя, человек даже создал «вторую природу» - культуру, искусственную среду обитания.

Даже сам человек лишь благодаря «касанию» других людей становится не просто носителем биологических черт рода Homo sapiens, но Человеком - уникальной новизной в природе, носителем социальных черт, позволяющих ему жить в обществе. Уникальность человека состоит не только в умении строить города и летать в космос, но и в наличии своих собственных законов - законов морали, которые оказывают на него влияние не меньшее, чем законы природы.

Человек - высшая ступень живых организмов на земле, он, в отличие от других живых организмов, продукт не только биологической, но и социальной, и культурной эволюции и, развиваясь, он пытается окультуривать все, что встречается ему на пути.

Приро да - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (Гете)

Автор в своем высказывании затрагивает сразу две актуальные проблемы: проблему познания и проблему бесконечности вселенной. Ведь под природой в широком смысле этого слова понимается весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений, малейшее из которых хранит множество тайн. Звездочка на небе с Земли кажется всего лишь маленькой светящейся точкой, но ученые с помощью эмпирических и теоретических научных методов доказали, что на самом деле это гигантские раскаленные тела, для изучения которых создана отдельная наука - астрономия.

Но звезды только издалека кажутся маленькими «страничками» природы, в то время как клетка живого организма и на самом деле настолько мала, что подавляющее большинство клеток не видимы невооруженным глазом. Несмотря на столь малые размеры она способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению. Специальная наука - цитология, изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, размножение и развитие клеток, их приспособления к условиям окружающей среды. В ядре клетки содержится ДНК обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов.

С автором невозможно не согласиться, каждая страница природы, будь то гигантская звезда или маленькая клетка, полна глубокого содержания, познать которое человек стремится. Удастся ли ему до конца прочесть эту книгу? Ответ на этот вопрос ищет Гносеология - область философии изучающая возможности человеческого познания. Агностики такую возможность отрицают, но мне ближе противоположная агностизиму позиция гностизимза, утверждающая, что возможности человеческого познания безграничны. А так как бесконечны и страницы книги-природы, содержащие множество тайн и загадок, то перед человеческим пытливым умом всегда будет стоять цель, столь необходимая ему для существования и развития.

Эссе «Моя педагогическая философия»

Самое трудное – познать самого себя.

Фалес (древнегреческий математик)

Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с семнадцатилетним стажем, оказалось трудным, но интересным заданием. И вот передо мной лежит обычный чистый лист. Очень много вопросов, на которые я хотела бы дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Что для меня – работа учителя?

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. «Философия — любовь к мудрости, А что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте.… Сделай начертание жизни твоей и следуй одному неизменно до последней минуты твоего бытия», так писал Пифагор. Он утверждал, что одна из самых главных задач человека состоит в том, чтобы выбрать свой путь.

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор — быть учителем. Этот выбор я сделала в самом раннем детстве и иногда мне кажется: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

36 лет жизни. Они пролетели, пробежали, пронеслись. Я, как многие дети посещала детский сад. Вот там и началась моя профессиональная жизнь! Да, да, не удивляйтесь, всё было именно так! Начиная с 4-х летнего возраста, воспитатели обратили внимание на мои организаторские способности, и…, стали оставлять за «старшую» в группах детей 2-х летнего возраста! Так я попала в профессию! И на вопросы взрослых с радостью отвечала, что хочу стать воспитателем детского сада!

01.09.1982 год - первый раз в первый класс и первый учитель! Школа заворожила меня! Я сажала за стол игрушки, раздавала им тетради и учебники и представляла себя в роли учителя. Домашнее задание, которое мне задавали в школе, выполняла вместе со своими «учениками».

Перемены, уроки, соревнования, походы, конкурсы и викторины. 8 лет пролетели, как один день. И на вопрос - Куда пойти учиться дальше? — у меня был только один ответ. Конечно же, в педагогическое училище.

Это мой ответ на первый вопрос, почему я стала учителем.

Попробую ответить на второй. Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня?

Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час — настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так.

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Урок – это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и урок. Я считаю, что каждый урок уникален, «завтра» принесет свои ожидания и свои победы. Я верю в возможности каждого ученика. Помочь найти свое место в жизни – вот к чему я стремлюсь, когда иду на урок.

Главный человек для меня — мой ученик. А педагог – это друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, поплакать и посмеяться. Самое главное найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Не навязывая себя, а, раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

Кем станут мои ученики в будущем, я не знаю, но сейчас самое главное – не подавлять их как личность, зажигать свет в сердцах, звать к добру. Задавать цель, видеть смысл в любом деле, вот к чему я стремлюсь.

Третий вопрос. Что для меня – работа учителя?

Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, душевная щедрость, любовь…

Я бы ответила так. Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только «Я делаю себя». Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда вижу живой блеск сияющих глаз учеников. Они смотрят, изучают, оценивают, просят о помощи…. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения и искренности, уверенность в завтрашнем дне, ведь я – учитель. Думаю, что я нужна им!

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в своё время»- сказал один мудрец. И я горда, что я сею эти семена, пусть даже другой пожнёт плоды моего труда.

И вот последний вопрос. А самое главное, счастлива ли я?

Я понимаю, что я – счастливый человек. Ведь счастье – это, когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой.

Я счастлива! Моё маленькое счастье умещается на ладони. И в нём всё вперемежку – моя любимая работа, заботы о семье, радость и смех, болезни, и бессонные ночи, пожилые родители и просто дорогие сердцу люди.

Я учусь успевать всё, ценить время, видеть прекрасное рядом. Дарить счастье другим. Зажигать, убеждать, вести за собой!

У меня сегодня день такой.

Я в ладу сейчас сама с собой.

Я довольна собой. Своею судьбой.

Наверно это мой рай. Ведь школа может быть раем.

Здесь обо всём забываю и всю себя отдаю.

Учитель – это судьба. Учитель – это призванье.

И видишь ты каждый день, что прожит он был не зря.

Древнегреческий философ Фалес был прав, когда утверждал трудность самопознания. Действительно, трудно, то есть требует большого труда, и тяжело, потому что бывают при этом неприятные чувства и мысли часто, и много мужества познание себя требует.

Ведь что значит познать себя? Обычно думают, что это означает хорошо знать свой характер, свои вкусы, реакции, возможности... Это, конечно, правильно, но ведь это самый верхний, самый простой уровень самопознания! Вдумаемся: человек создан по образу и подобию Божию, и познавать себя – это познавать Его образ, искать в себе Его подобие! Тут нет конца и границ, если ты относишься с должным страхом и руководствуешься молитвой.

Далее. Ещё в глубочайшей древности, задолго до древних греков, был известен закон «Макрокосм в микрокосме». В человеке заключена вся Вселенная, со всеми её уровнями и законами. Познавая себя – познаёшь Вселенную – тоже познание без границ. Перспективы колоссальные.

Трудно же всё это по следующим причинам.

Первое. Через Сатану и его сторонников во Вселенную проникло очень много зла. А в результате грехопадения зло есть в душе каждого человека, даже самого хорошего. Есть такой закон: «Подобное к подобному». Изучая некоторые тёмные стороны своей личности, очень легко выйти на такой ужас, что на всю оставшуюся жизнь проблем хватит. Или стать человеком худшим, чем был до этого изучения. Нужны большое мужество, сердце, полное любви, и непрестанная молитва о помощи, чтобы одолеть такое познание. И опытный, уже прошедший этот путь учитель.

Второе. Человек познаёт мир вокруг и себя в этом мире с помощью ощущений как начальной ступени любого познания. А ощущения дело такое, что во многом зависит от самого человека, его свойств как биологического тела. Если не учитывать своё тело, то могут быть ошибки и трудности в идентификации явлений внутреннего мира, и можно прийти к ложным выводам. То есть надо изучать и законы своего тела, а это не всем нравится.

Третье. Обыкновенная человеческая лень, мысли типа: «а зачем мне всё это нужно, и без этого жизнь трудная» и т. д. преодолеть лень и эти настроения тоже трудно. Но если станешь на путь лени, и не будешь заниматься самопознанием даже на первом уровне, то очень многое как личность потерять можешь.

Пример эссе (мини-сочинения)

Со времен Античности девиз «Познай самого себя» был путеводной звездой для философов. Но мыслителей Нового времени, таких как Ф. Бэкон, не удовлетворял нейтральный взгляд на собственную сущность. Активная позиция и по отношению к себе, и по отношению к внешнему миру – вот магистральное течение той эпохи. Поговорим о ряде аспектов заданной темы.

Первое, что бросается в глаза в мысли Бэкона – это стремление найти путь, сформулировать метод активного познания . Этим методом стал эксперимент – опыт наблюдения за объектом в управляемых исследователем условиях .

Второй момент – задача эксперимента. Нужно «разумно показать» сущность. То есть нужна логика, способ правильного мышления, который смог бы привести к истине. Размышление должно, конечно, и предшествовать, и сопутствовать эксперименту. Речь идет об индукции – умозаключении от частного опыта к общему выводу .

Третий аспект касается конечной цели всего познавательного процесса. Оказывается, все это нужно для того, чтобы изменить себя к лучшему, усовершенствоваться, трансформировать свою сущность.

В целом мысль Ф. Бэкона отвечает эмпирическому подходу в философии и науке. Эмпирическая методология стала основой современного естествознания. Социология и психология также используют этот подход.

На примере множества научных открытий в области физики, биологии, химии, психологии мы убеждаемся, что человеку удалось применить эмпирический метод. Но достигает ли при этом человек той цели, которую поставил Бэкон? Проявляет ли человек себя? Меняет ли он себя?

Я думаю, что ответ положительный . Человек в процессе такого познания и проявляет, и меняет себя. Активное самопознание ведет часто к выявлению негативных сторон человеческой природы, однако, наблюдая это, человек видит источник своих пороков и начинает разрабатывать способы их устранения.

Например, в социальной психологии неоднократно был экспериментально подтвержден так называемый «эффект одного разбитого окна», который гласит, что «если в здании разбито одно окно, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». Конечно, речь идет не только об окнах, но, вообще, о мелких правонарушениях и о свойстве человека легко переступать в мелочах через свои принципы. Но важно другое! Знание об этом эффекте стало руководством к действию для многих градоустроителей, криминологов, педагогов. И это знание помогает существенно улучшить социальную среду.

Другой эксперимент. Клинические испытания подтвердили существование эффекта плацебо. Кто-то использует этот эффект в корыстных целях, кроме того, это повод обвинить человека в излишней внушаемости. Однако знание об этом эффекте весьма полезно. Ведь так можно облегчить или даже вылечить множество недугов и пороков. Например, в некоторых странах выпускают детский препарат «Обецалп» - «от лени».

Итак, чем больше мы знаем о себе, тем больше получаем поводов меняться . Возможно, это и есть главное преимущество разума человека.

Эссе . Время Что есть «время»? Все знают, и никто не знает, что это за феномен. На обыденном уровне каждый из нас может дать... ни Будущего, ни Прошлого, но есть только Настоящее. * * * В научных высказываниях чаще всего «время» упоминается в связке с «пространством». Есть даже теории, по которым, познав искривление пространства-времени, которое образуется отрицательной энергией, космический корабль землян мог бы осуществлять движение со скоростями больше скорости света, если бы он сам находился...

https://www..html

Кто ж знает. Пока интересно. Себя познавать. Любопытный экземпляр. Во всех отношениях. А вам интересно, кто вы? Зачем вы? Что здесь делаете? Для чего родились? Познай себя. Как просто. Как страшно. Как увлекательно. Что оно, это я, в следующее мгновение выкинет? Этого тоже никто, я, в том числе не знает. Что...

https://www..html

Далеко - в самой глубине сознания. Это то, что касалось энергий сексуальности. Но во времена Атлантиды человечество познало и другую сторону зла. Благодаря полученным от Сынов Неба силам и знаниям оно полностью ушло в магию, практически... полное соответствие со своей божественной природой для финальной сцены жизни, венчающей весь их земной путь... В этом эссе мы с вами прослеживаем зарождение в земном человечестве Высочайшей Космической Сущности, её проникновение во плоть и дальнейший...

Вам также будет интересно:

Восстания Жакерия: причины, события и последствия
ервоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над...
Механическое движение: равномерное и неравномерное
Раздел 1 МЕХАНИКА Глава 1: О с н о в ы к и н е м а т и к и Механическое движение....
Система мышления эдварда де боно
), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в...
Бедная лиза
В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты,...
Краткое содержание повести гроза островского
Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только...