Лермонтов). Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти , которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

В романтической поэзии одной из самых популярных является проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении культурного и природного начал в жизни человека. Для лирики Михаила Юрьевича Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры , переходящей в своеобразную философскую медитацию. Образы природы , как правило, символичны или даже аллегоричны, но именно с их помощью и раскрывается настоящий мир лирического героя.

Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставляются тоске и тревоге, которые испытывает лирический герой. Именно в этом противопоставлении и следует искать истоки внутреннего конфликта: человек переосмысливает конечность своего бытия. Так получилось, что судьба Михаила Юрьевича сложилась не слишком счастливо. Поэтому основной темой его творчества становится тема одиночества . И если в раннем стихотворении «Парус» образ «одинокого паруса» вызывает ассоциацию с романтизмом , потому что оставляет надежду на бурю, то есть перемены, то произведения последних 1840-х годов полны отчаянья и неверия в собственные силы.

Именно таким является стихотворение 1840 года «И скучно, и грустно... » , анализ которого и будет представлен далее. С первых же строк произведение погружает читателя в пучину беспросветного пессимизма:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...

Несмотря на то, что начало представляет из себя безличную конструкцию, нет даже намека на соотнесенность с личностью героя, становится ясно, что параллель с лирическим героем очевидна. Странно читать, когда 26-летний молодой человек, у которого еще все впереди, вкладывает в уста своего героя слова о том, что «годы проходят - все лучшие годы» .

Как будто в отчаянье, герой задает ряд, казалось бы, риторических вопросов, ведь непонятно, кому они адресованы и кто должен на них отвечать. Он вопрошает: «Что пользы напрасно и вечно желать?» , «Любить... но кого же?» , «Что страсти?» . Но на каждый вопрос герой сам же и отвечает, но ответы эти радости не несут. По мнению героя, любить не стоит, потому что «на время - не стоит труда» , «а вечно любить невозможно» .

Если же заглянуть в себя, «там прошлого нет и следа» , ведь «и радость, и муки, и всё там ничтожно» . До какой степени самоуничижения нужно дойти, чтобы так писать о себе, о своем внутреннем мире! Далее герой рассуждает о том, что человеческие страсти тоже не могут помочь забыться, что «рано иль поздно их сладкий недуг» исчезнет, когда в действие вступит сила рассудка.

Конечно, если учесть, что в это время Лермонтов только закончил свой главный жизненный труд - роман «Герой нашего времени», то объяснение такому пессимистическому настроению героя найти можно. Ведь главный герой романа - не просто человек, это тип, воплощающий портрет целого поколения, составленного из пороков общества. По крайней мере, так объяснил это автор в «Предисловии» к роману. Герой, обладающий многими качествами: умом, смелостью, потрясающей интуицией - как будто выпадает из реальности. У него нет определенной жизненной цели, «его грядущее иль пусто, иль темно».

Таков и лирический герой данного стихотворения, которое принято считать элегией, рефлексивным стихотворением, содержащим философские рассуждения о смысле жизни и о месте человека в этом жестоком мире. Этот внутренний монолог героя по праву можно считать исповедью, но звучит в ней не раскаянье за свою неправильно прожитую жизнь, а мировая скорбь, вызванная неудовлетворенностью устройством мира, в котором нет места могучей личности. В таком мире жизнь человека ничего не стоит, и сама она становится чьей-то злой шуткой:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...

Пожалуй, самое поразительное в этом стихотворении, что здесь совсем отсутствует проявление жизни. Обычно жизнь изображена с помощью пейзажа, раскрывающего лучше всего состояние героя. В данном произведении нет ничего живого . Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Если же учесть, что через год поэт трагически уйдет из жизни, то стихотворение можно считать еще и предсказанием.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Средства выразительности

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «И скучно и грустно» было создано Лермонтовым в 1840 г. и отражает сложившиеся к тому времени у поэта философские взгляды на жизнь. Белинский впоследствии утверждал, что мысли, выраженные в стихотворении, полностью подходят к другому персонажу Лермонтова - Печорину.

2. Жанр стихотворения - философская лирика. Немало исследователей относят его к гражданской лирике, так как проблемы, затронутые в произведении, напрямую касаются современников Лермонтова. Прямого призыва к действию в тексте не содержится. Автор с беспощадным реализмом описывает картину всеобщего безверия и равнодушия.

3. Основная тема стихотворения - разочарование поэта в окружающем его мире и в самих людях. Мотив скуки и грусти обостряется осознанием одиночества человека («некому руку подать»). Лермонтов постепенно усиливает мотив безвыходности. Желания человека несбыточны по своей природе. Жизнь бесцельно проходит в стремлении их осуществить. Любовь, как наиболее сильное чувство, способна преобразить человека. Но она подобна вспышке, возникает и исчезает внезапно и не может быть вечной. Увлечение любовью приведет лишь к ненужным разочарованиям и печали. Обращаясь внутрь своей души, лирический герой отмечает, что прожитая жизнь не оставила для него никаких следов. Все чувства и страсти погибли в свете холодного рационального анализа. Конечным итогом размышлений автора становится мысль о том, что и вся жизнь - «пустая и глупая шутка».

4. Композиция . Стихотворение состоит из трех полных четверостиший. В нем постепенно расширяется масштаб философских размышлений автора, которые начинаются с ощущения скуки и заканчиваются признанием бесцельности прожитой жизни.

5. Размер произведения - сочетание четырех- и пятистопного амфибрахия.

6. Средства выразительности . Лермонтов практически не использует эпитеты, применяя их лишь по необходимости («сладкий», «пустая и глупая»). В конце произведения используется яркий контраст: «сладкий недуг» и «холодное вниманье». Основной акцент автор делает на применении знаков пунктуации. Несколько раз повторяются многоточия и вопросительные знаки, которые придают произведению характер серьезного размышления. На поставленные вопросы не даются прямые ответы. Рассуждение еще более углубляется.

7. Основная мысль произведения. Стихотворение действительно отражает взгляды «героя нашего времени» - Печорина. Если раньше Лермонтову было свойственно отделять своего героя от толпы, возвышать его над бездушным светом, то теперь он проводит самоанализ. Романтическое одиночество омрачено беспощадной реальностью. Автор приходит к крайнему скептицизму. Никто не в состоянии изменить мир. Все лучшие чувства и побуждения ничего не стоят. Игра страстей ненадолго увлекает человека, но моментально проходит. Остается лишь холодный рассудок, беспощадно взирающий на вечную бессмысленную суету.

В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями. В соотнесении конкретно-психологического с вечным, нетленным на первом плане оказываются субъективные переживания.

Во многом напряженность в них связана с муками, недугом, вызванными страстью. Во всех трех строфах стихотворения (четверостишия разностопного амфибрахия; первая и третья строчки — пятистопные, вторая — трехстопная, четвертая — четырехстопная) упоминается о разных проявлениях чувства, и каждый раз спокойный тон нарушается восклицаниями, риторическими вопросами.

Три вспышки высвечивают этапы единого рассуждения о любви, приводящего к полному безнадежности выводу о том, что существование человека ничтожно, с ним высшие силы сыграли «пустую и глупую шутку», вложив в его душу тягу к вечному (вечно желать, вечно любить), а в то же время обрекая его на замкнутость в тупике времени («...на время — не стоит труда...»).

Осознание безвыходности приводит к ощущению душевной боли, усугубляющейся пониманием того, что на ее преодоление расходуются силы молодых, лучших лет:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

В признании лирического героя стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова содержится не только характеристика его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первой строфе упоминание о непрестанных метаниях души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии наполняется субъективной достоверностью, так как речь идет о глубоких чувствах. Подобно стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...», элегия «И скучно и грустно» (с жанровой характеристикой элегии это стихотворение сближают медитативность, лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) строится на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и муки, и все», настоящему.

В нем лирический герой не находит ничего значительного («все там ничтожно»), погас свет, освещавший его душевную жизнь. Реальность противоречит возвышенным, абсолютным требованиям к миру, что выражается в антитезе времени и вечности. Ее наступления напрасно ждать так же, как надеяться на неугасимость пламени. Психологическая конкретика придает ощутимость умозрительному рассуждению, дисгармония в миросозерцании предстает мучительным переживанием, подобным безответной любви.

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все так ничтожно...

Романтический максимализм проявляется и в потребности встретить идеальную возлюбленную. Любовь настолько масштабное чувство, что она не может быть посвящена земному созданию («Любить... но кого же?..»). В воспоминаниях можно найти следы душевного подъема, но, может быть, и он был иллюзией. Даже в собственном внутреннем мире лирический герой видит основание для принижения действительности.

В третьей строфе стихотворения «И скучно и грустно», анализ которого нас интересует, мысль о человеческом несовершенстве развивается в связи с рассмотрением глубинного противоречия страстей и разума. Они уживаются лишь на время; когда оно минует, сладкие эмоции исчезают, сердце остывает. Холод жизни является метафорическим образом, выражающим пессимизм лирического героя. О том, что таков закон вселенной, свидетельствует рассудок:

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка...

Итог размышлениям подводится в последних строчках. Жизнь видится бессмысленным, скучным, пустым существованием. В осознании подчеркнута безысходность, от прекрасного прошлого не осталось следа, молодость бесследно пролетает, расцвет сменяется увяданием, а впереди — вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с грядущим даже оно выглядит «лучшими годами».

Мрачные, угрюмые тона в эмоциональной окраске стихотворения возникают благодаря фоническим особенностям. Ассонансный звук «у» появляется уже в первой строфе (по четыре раза на сильных и слабых местах), во второй — безударный «у» входит в рифмующееся слово («труда»), а в третьей — на нем построены обе рифмы (недуг — вокруг, рассудка — шутка). Его унылость становится отчетливо слышна на стыках и в рядом стоящих словах:

И ску чно и гру стно и некому ру ку подать

В мину ту ду шевной невзгоды...

Такая пу стая и глу пая шу тка...

Ощутимость страдания лирического героя от бессмысленности существования, сопровождающейся пониманием своей беспомощности, помогают передать ассонансы, напоминающие междометия — вскрики:

И скучно и грустно и ...

В минуту душевной ...

Такая пустая и глупая ...

Сочетание обоих повторов в последней строчке обусловливает минорный (от минор лат. — «меньший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого имеют грустную, скорбную или меланхолическую окраску, в переносном значении — печальное настроение) тон финала стихотворения.

Последнее слово, однако, нарушает созданное настроение: жизнь воспринимается как глупая, издевательская, но шутка, насмешка. Человеку обидно, больно сознавать, что он забава для судьбы, чем вызваны переживания лирического героя, и все же романтическая ирония не позволяет расценивать происходящее с одноплановой серьезностью. Земное бытие настолько пусто, скучно, буднично, что в освобождении от него можно увидеть не радостные, но положительные моменты. Кроме того, мысль о комичности положения человека, в жизни которого все так ничтожно, напрасно, мгновенно, обращает к другой части антитезы, потому что таким его существование видится в сравнении с идеальным представлением о смысле и содержании бытия.

В анализируемом стихотворении Лермонтова можно увидеть и эмоциональные акценты с противоположным знаком — мажорные, певучие мелодические ходы. Они обусловлены появлением повторов сочетаний гласных с сонорными «л», «н», «м». В этих строчках речь идет о способности личности погружаться в глубь своей души, жить во внутреннем мире. Уже в начале стихотворения инструментовка текста дополняет впечатление от его семантического (от греч. «обозначающий», смысловая сторона высказывания) плана. Лирическому герою грустно, одиноко, будущее видится в черном свете, а поэтические звуки, вырывающиеся из глубины души, вливаются в гармонические аккорды вселенной:

И скучно и грустно и не кому руку подать

В мину ту душевной не взгоды...

Желанья !... что поль зы на прасно и вечно жела ть?..

Лю бить... но кого же?.. на время не стоит труда,

А вечно лю бить не возмо жно .

В себя ли загляне шь? — там прошло го не т и сле да...

И жизнь , как посмо тришь с холо дным вниманьем ...

На этой основе возвышаются подсознание личности, глубинные истоки ее жизни, которые скрыты за «словом рассудка», «холодным вниманьем». Богатство и многоплановость душевного строя очевидны для лирического героя, без опасения погружающегося в бездну переживаний, находящего даже в самых безотрадных из них следы прекрасного замысла Творца, что побуждает размышлять о вине людей, превративших чудо бытия в «пустую и глупую шутку». На этом завершим анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова.

Главные темы стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно...» - темы одиночества и поиска любви. Стихотворение представляет собой размышления лирического героя о смысле жизни, являясь ярким примером интимной лирики. Монолог лирического героя, его терзания предельно искренни, он разочарован и пытается разобраться в своих чувствах.
Лермонтов, как и многие его современники, остро ощущал вокруг себя пустоту и как следствие этого - одиночество. Поэт сумел в своей лирике передать атмосферу своего времени. Образ его лирического героя воплотил характерные черты молодежи 1830-х годов: чувство бесприютности, скуки, печали, мысли о бесплодности существования.
В стихотворении « И скучно и грустно...» герой остро ощущает не только потребность в общении, а прежде всего в теплом чувстве любви. Он мучается от сознания невозможности изменить что-либо в этой жизни. В своих размышлениях лирический герой приходит к выводу, что жизнь - «пустая и глупая шутка».
Перед нами словно отрывок из дневниковых записей, исповедь. Лермонтовский герой очень искренен в анализе своих чувств и переживаний. Это является настоящим художественным открытием поэта. События духовной жизни интересуют автора в момент их становления, его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой предельно близок поэту, в его образе заключены все важнейшие конфликты бытия: он недоволен жизнью, которая представляется ему ничтожной, он недоволен и самим собой:
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.
Герой не стремится нарушить это одиночество, но он не равнодушен к жизни. В стихотворении нет тотальной безнадежности. С первых строк Лермонтов просто, но очень тонко раскрывает его душевное состояние. Скука и грусть наталкивают героя «в минуту душевной невзгоды» на размышления о своей жизни. В смысловом отношении их можно разделить на четыре части. Идея первой - на- прасность, бесполезность что-либо желать от жизни. Вторая часть говорит о невозможности любви:
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В третьей части взгляд лирического героя направлен внутрь себя. Однако оказывается, что в душе человека не осталось и следа от прошлых переживаний. Четвёртая часть - заключительное четверостишие; здесь мысль героя направлена на рассуждения о человеческих страстях, однако и они видятся ему суетными и быстротечными.
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка...
В последних строках стихотворения слышится пессимистический вывод о том, что жизнь пуста и глупа. Лирический субъект подчёркивает, что смотрит на мир с холодным вниманием, а чувства его остаются незадействованными.
В основе стихотворения лежит конфликт сердца и рассудка. Не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них. Глубокое одиночество окружает его. В отличие от других произведений Лермонтова, в стихотворении «И скучно и грустно...» тема одиночества звучит особенно горько и безотрадно, и поэт не может преодолеть это гнетущее чувство. Его лирический герой пытается найти путь к спасению: он обращается к вечным ценностям, составляющим радость и смысл жизни. Пытаясь найти опору в идеалах, которые были столь ценны для него прежде, в итоге он отвергает саму жизнь.
Важной особенностью поэтики стихотворения «И скучно и грустно...» является виртуозное использование лексики и синтаксических конструкций: герой задаёт себе вопрос и тут же отвечает на него. Язык стихотворения прост и незамысловат, в нём мало художественных тропов и синтаксических фигур. Несмотря на это, стихотворение очень выразительно. Разговорная лексика делает его лёгким для восприятия, создаётся впечатление, что это мысли близкого, реального человека. Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Лермонтов применяет как мужскую, так и женскую рифму, а рифмующиеся строки располагаются перекрестно. Благодаря этому внимание не заостряется на форме стихотворения.
Обращает на себя внимание и пунктуация. Обилие восклицательных и вопросительных знаков говорит о напряжённой мысли лирического героя, о важности поставленных перед ним проблем. Шесть раз используется многоточие, воспроизводя движение человеческой мысли. Перед нами поток сознания, каждая остановка мысли, возобновлённое течение, акцент на самом главном - всё это достигается расстановкой знаков препинания. Отклонение от правил пунктуации даёт поэту возможность наиболее верно отобразить внутренний мир героя.

Вам также будет интересно:

Игра
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ. 1.Проверьте Незнайку. Незнайка играл в слова, составляя из двух слов...
Крайняя северная материковая точка России
Крайней точкой считается наиболее отдаленное место на севере, юге, западе и востоке, где...
Понятие о химическом процессе
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже...
А вы знаете, почему Герасим утопил Муму?
Почему Герасим утопил Муму? Наверняка этот вопрос интересует многих людей, особенно тем,...
Как человек разрушает окружающую среду
В соответствии со ст. 86 Закона РФ вред окружающей среде может быть причинен юридическими...