Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Break up — английский фразовый глагол

Великие полководцы великой отечественной войны

Какими путями началось расселение человека по земле

«благодари бога, что ты русский» — факты об императоре николае первом

В бой роковой мы вступили с врагами На бой кровавый святой

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре блока. Анализ стихотворения "Девушка пела в церковном хоре…" А

к АНАЛИЗ 1 ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕХЗ ТЕКСТА

Лингвопоэтический анализ а.в.белова стихотворения Александра Блока Москва «Девушка пела в церковном хоре...»

Это стихотворение, по мнению ряда исследователей, явилось своеобразным откликом на трагическую гибель русского флота под Цусимой (в мае 1905 г.). а в более широком смысле оно есть ответ на первую русскую революцию. Р. Якобсон в работе, посвященной этому стихотворению, называет его «прорицанием»1. Представляется интересной позиция Якобсона, связанная с жанровой принадлежностью данного текста, которую он определяет как стансы. Заметим, что ни в одном издании стихотворений Блока нет сведений о жанре этого произведения. Однако особенности жанра стансов прямо связаны с содержанием стихотворения. По Квятков-скому, для стансов характерно «спокойное течение стиха, полного мысли»: «Каждый станс - это замкнутая строфа, заключающая в себе ясно выраженную, законченную мысль. После чтения каждого станса предполагается некоторая остановка, пауза, как бы для обдумывания сказанного»2.

Анализируя стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре...», необходимо иметь в виду две важные особенности: во-первых, жанровые признаки текста; во-вто-

1 См.: Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987.

г Квятковский А. П. Школьным поэтический словарь. - М., 2000.

рых, то, что «в истории русского символизма поэзия Блока обозначает высшую ступень - наиболее утонченные приемы в пользовании метафорой и символом как способами преобразования действительности и знаменования ее привычными образами - иных реальностей...»3.

Стихотворение имеет обобщенно-символическое значение. Его архитектоника представляет собой переплетение мира конкретного, реального с миром представляемым, невидимым. Символическая многозначность конкретного стихотворения и блоковского поэтического языка в целом менее всего поддается разложению на смыслы. Жирмунский пишет о том, что у поэта «всегда присутствует таинственный двойной смысл, мистический задний фон, который углубляет всякое положение, сообщает ему иную, бесконечную перспективу; и здесь поэт обозначает с помощью метафорического иносказания соприкосновение двух миров, ощущение иной действительности, входящей в этот мир».

И. И. Ковтунова замечает: «В стихах Блока обычно присутствуют детали внешнего мира, взятые из видимой, конкретной, а потому узнаваемой реальности. Но слова, называющие эти детали, могут одновременно быть сложными в нут ре н-

3 Ж и р м V н с к и й В. М. Поэтика русской поэзии. - СПб.. 2001.

ними символами и иметь множество иных смыслов, с первого взгляда не очевидных, но часто внушаемых словесной музыкой и передающих реальность душевной жизни поэта»4.

Двуплановость данного текста состоит в том, что перед нами помимо реальной картины - литургического богослужения в храме - возникает другая картина: образ дали, чужого берега, важного вообще в символике Блока и приобретающего в этом контексте образ земли обетованной (усталые люди Светлую жизнь себе обрели). И этот второй план по значимости становится не менее важным для понимания содержания текста. Между этими мирами возникает глубинная связь, порождающая образ пути, также символический, ибо он воплощает и долгий путь усталых в чужом краю; путь всех кораблей, ушедших в море; путь к тихой заводи, где можно обрести светлую жизнь. Это и путь (молитвенный) к Богу о спасении забывших радость свою, и путь, соединяющий тех, кто там, и тех, кто здесь. Это, наконец, путь очищения совести через покаяние и причастие.

Первое четверостишие открывается простым предложением с однородными дополнениями, структурированными анафорически сочетанием О всех:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Поэт сразу показывает эти два мира: зримый (образ поющей девушки, хор, храм) и символический, невидимый. Отметим здесь троекратный повтор определительного местоимения весь во множественном числе, а также синекдоху (целое через его часть): о всех усталых, о всех кораблях, о всех забывших...

* Ковтунова И. И. Поэтика Александра Блока. - М.. 2004. - С. 10.

Песнопение в храме содержит просьбы к Богу о заступничестве за всех мореплавателей и странников. Тревога, волнение передаются психологическими эпитетами усталый, чужой, ушедший, забывший. Так рождается образ дали (корабли, ушедшие в море), чужого берега, чужбины - пространство текста расширяется. Эта широта и противопоставленность родного чужому подчеркивается и антонимически: чужой край - радость своя (забывших радость свою).

Второе четверостишие открывает нам реальный мир в деталях и подробностях: голос, купол, луч (дважды), плечо, каждый из мрака, платье:

Образ девушки дан через поющий голос (Так пел ее голос - синекдоха) и поющее платье (Как белое платье пело... - метонимия). Троп платье пело усиливается лексическим глагольным повтором и инверсией. Образуется кольцевая структура повторов: Так пел ее голос... Как белое платье пело в луче. Вторая строфа прежде всего раскрывает нам реальный мир, мир в храме - в деталях и подробностях. Вся строфа строится на цветовом контрасте света и мрака. Голос, летящий в купол, и сами хоры - место, где стоят певчие, которые как бы находятся над теми, кто в храме, и свет, ослепительно белый, - это все вверху. Сияющий луч на белом плече рождает, возможно, образ ангела на этом плече, потому что солнечный луч, и без того яркий, еще и сиял на белом плече, - сгущение цветовой гаммы. Эта концентрация вызывает усиление образности. Строка И каждый из мрака смотрел и слушал создает контраст к первой строфе, к анафорическим О всех... Определительное местоимение весь имеет лексическое значение полноты, целостности, нераздельности.

Местоимение каждый этого же разряда, напротив, выражает значение отдельности, ограниченности, и поэтому мрак в данном случае приобретает дополнительный смысл реально большого количества людей, он как бы соткан из всех тех прихожан, которые находятся в храме. При этом каждый из мрака смотрел и слушал, т.е. каждый был устремлен к этому голосу и к этому лучу. В последнем стихе образ поющего белого платья строится на аллитерациях плавного бокового [л]. Отметим, что этот звук употреблен в строфе 15 раз (для сравнения: в первой строфе - 3 раза, в третьей - 6, в четвертой - 7). При этом он поддерживается консонантным повтором пл - пл: платье пело и усиливается в последующем луче.

Но это лишь первый план строфы. За ним, служа ему фоном, возникает иной, потаенный символический смысл стихотворения, который уже ощущался в первой строфе в аллюзиях-намеках - в молитвах о путешествующих и плавающих. Этот смысл ощущается в невидимом образе ангела, в поющем голосе, сияющем луче и в незримом присутствии тех, кто участвует в молитве. В этом четверостишии возникает образ надежды, упования на Бога.

Первые два стиха - простые предложения с инверсией (пел... голос, луч сиял), а два последних стиха -сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В целом они называют три уровня реального мира. Самый первый, нижний уровень - это те, кто во мраке (каждый из мрака смотрел и слушал). Второй уровень - это хор, поющая в хоре девушка и верхняя часть самого храма. Третий уровень - это уровень, куда возносится молитва всех тех, кто молится. Образ луча, с одной стороны, показывает присутствие небесного мира и внимание, милость к земному, а с другой стороны, символизирует молитвенное обращение, надежду, устремление вверх. Этот подъем духа

Третья строфа является семантической оппозицией первой. Она открывается безличным предложением И всем казалось, на которое словно нанизаны три однородных придаточных с многосоюзием (по-лисиндетон - что). В этом четверостишии возникает образ светлой жизни, тихой заводи:

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли. Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

Поэт вновь включает в структуру стихотворения определительное местоимение весь во множественном числе, но теперь его обобщающее, целостное значение связывается не с теми, кто далеко на чужбине, а с молящимися в храме. Песнопения и образ поющей девушки преображают мрак. Поэтому всем казалось звучит утверждающе по сравнению с предыдущей строфой (и каждый из мрака), что закрепляется еще одним словоупотреблением: в тихой заводи все корабли.

Особую семантическую роль в этой строфе играет последнее слово обрели. Оно символизирует итог исканий. Казалось бы, это долгожданный венец трудного пути.

В тексте стихотворения формы несовершенного вида имеют значение непредельного действия, передавая созерцательный, медитативный характер содержания: пела, пел, летящий, сиял, смотрел и слушал, пело, казалось, (радость) будет, был (сладок), был (тонок), плакал. Несмотря на то, что среди этих примеров преобладают глаголы прошедшего времени, процесс, ими обозначаемый, воспринимается как протекающий в настоящем. Особенно это наглядно в стихе Так пел ее голос, летящий в купол, в котором причастная форма настоящего времени соседствует с глаголом прошедшего времени. В целом реальный, объективный мир дан через конструкции несовершенно-

го вида. Отметим двуплановость значения (и для реальных людей, и для тех, кого в храме нет) такой словоформы, как (радость) будет. Форм совершенного вида в тексте всего четыре: это причастия прошедшего времени ушедших, забывших в первой строфе, в своей семантике имеющих оттенок отторжения, ухода, невозвратности, а также глаголы в третьем и четвертом стансах - обрели и не придет, которые выступают как контекстуальные антонимы.

Последняя строфа - итоговая -соединяет все семантические нити стихотворения и является определенной разгадкой его внутреннего трагизма. Она открывается анафорическим ы, усиленным многосою-зием:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
1905
из первого сборника А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре» было написано в августе 1905 года. Поводом к созданию стихотворения послужили: 1) расстрел правительственными войсками мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу для подачи петиции царю Николаю II в январе 1905 года, вошедшее в историю как «Кровавое воскресенье»; и 2) воспоминанием о Цусимском сражении (май 1905 года) и гибели русской эскадры во время войны с Японией.

Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Вторая же часть: "И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад". В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности. В стихотворении "девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре...» написано в традиционной для ранней поэзии Блока манере. Строки стихотворения льются, как стремящаяся ввысь мелодия-песня: в первой строфе тема нарастает благодаря троекратной анафоре «о всех», вторая строфа объединяется созвучием союзов «так — и — и — как», голос девушки «летит в купол», луч света соединяет её с высью, в третьей строке анафорически повторяется союз «что», в последней — троекратное повторение союза «и» подготавливает итог, словно финальный музыкальный аккорд песни девушки.

Стихотворение разделено на три части, представленные тремя символическими образами-картинами. Девушка трогает сердца «сладким голосом» — просьбой о людях, странствующих и разуверившихся в жизни. Её просьба летит в высоту, в купол в свете луча. Люди «из мрака» в надежде внимают чуду и хотят верить в силу «тонкого луча», который возносит вверх их надежду. Они читают в своих сердцах, как в зеркале, отражённые надежды, и им кажется, что надежды сбудутся. Для создания этого эффекта Блок прибегает к приёму обратного отражения: девушка поёт об усталых странниках, ушедших кораблях, утративших радость, и прихожанам в церкви кажется, что радость будет, что корабли достигли гавани, усталые люди обрели светлую жизнь.

Таким образом, в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре...» Блока символически передаётся соотношение чувств «тревога — надежда». Человек всегда надеется и обманывается в своей надежде. Однако жажда усмирить тревогу души сильнее боязни обмануться, и поэтому даже светлый купол храма внушает людям надежду. Третья грань смысла стихотворения — истина, то есть непостижимая для человека тайна, ведомая только младенцу. В том, что «никто не придёт назад», не следует видеть разрушение надежд или жестокую правду действительности — в плаче ребёнка лирический герой слышит милосердие и сострадание к людям, а значит, и истинную надежду на счастье.

Творчество А. Блока с необычайной полнотой вобрало в себя традиции отечественной поэзии, начиная с В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Фета, А. Григорьева, Ф. Тютчева, Я. Полонского, и кончая В. Соловьевым. Блок усво-
ил все лучшие достижения русского искусства, приняв от них эстафету гуманизма и высочайшей духовности.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» является одним из наиболее ярких примеров философской лирики Блока.
Стихотворение было написано в 1905 году и тематически является откликом на события русско-японской войны («в тихой заводи все корабли»). Однако это лишь повод, внешний импульс к размышлениям о предметах более общего характера.
Блок этого периода - это Блок «Незнакомки». Светлый недостижимый идеал, каким в его более ранних стихах был образ Прекрасной Дамы, сделался более реальным. Точнее будет сказать, что в ранних стихах реальность вообще Блока мало интересовала. Он воспевал мир своей мечты. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального - низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала.
Одним из стихотворений такого плана и является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре».
С первых строк перед нами возникает «церковный хор» и - шире - тема христианского милосердия и сострадания.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Перед нами предстает в «очищенном» от богословской шелухи виде один из основных постулатов христианства: вера в лучший, более справедливый и милосердный мир, в гармонию и счастье.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Поэт не только рисует некую картину, он сопереживает ей, любуется ею. Он словно сам слушает литургию. Кроме того, в образе «девушки из церковного хора» нетрудно увидеть черты все той же Прекрасной Дамы, «Жены, одетой в солнце». Наслаиваясь на христианские мотивы, образ наводит нас на мысль о Богородице. И здесь это в первую очередь сострадающий, утешающий образ.
Однако последним четверостишием Блок резко усиливает тему двоемирия, едва намеченную в стихотворении ранее.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Царские врата - это место в алтаре, которое связано с Рождеством и младенцем-Иисусом. Таким образом, ребенок в стихотворении Блока - это Спаситель. Однако он не назван прямо, в нем подчеркнуты именно человеческие черты, причастность нашему миру. Кроме того, Спаситель здесь - ребенок, то есть крестные муки ему еще предстоят, искупление грехов человеческих - впереди. Казалось бы, сам образ Спасителя должен давать надежду на будущее возрождение, однако у Блока это не так. Младенец-Иисус оплакивает людей, оплакивает мир, который, несмотря на предстоящие ему крестные муки, он не в состоянии спасти. Тема рока, неизбежного конца мира и всей цивилизации занимает в стихотворении центральное место. Следует отметить, что символисты, и в том числе Блок, восприняли идею Ф. Ницше о постепенном вырождении европейской цивилизации и ее неизбежном крушении под ударами диких орд, в которых, в отличие от западного сообщества, сохранились жизненные силы. Дикие племена сметут растленную цивилизацию, и история начнется сначала - до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр., В. Соловьев с его идеей «пан- монголизма»),
В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре...» эсхатологические предчувствия (т. е. предчувствия конца мира) подчиняют себе все поэтическое пространство, наполняя его скорбью и безграничным состраданием к обреченным.
Эсхатологические настроения воплотились в творчестве Блока с наибольшей силой по сравнению со всеми его современниками-поэтами. В полный голос они зазвучат в годы революционного террора (поэмы «Двенадцать» и «Скифы»), в период разгула всеразрушающей стихии, которую Блок воспринял как крах всей западной цивилизации, но в то же время и благословил ее именем Христа, искренне считая, что крушение старого мира явится началом новой жизни, нового витка развития человечества.
Стихотворение насыщено метафорами и эпитетами, используется прием метонимии («белое платье пело в луче»). Использует Блок и символы - в основном относящиеся к христианской религии («церковный хор», «купол», «светлая жизнь», «царские врата», «ребенок»).
Творчество Блока оказало огромное влияние на творчество поэтов XX века, став одним из самых заметных явлений в русской лирике эпохи войн и революций.

Опыт целостного анализа стихотворения

А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Август 1905

Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам. Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с трагедией Цусимы, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры.

Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Это стихотворение находится в ряду других произведений, отразивших разочарование Блока не только в самих «светлых целях», сколько в возможности увидеть их приметы в реальной жизни человека. Несоответствие идеала и действительности в них превращается в антитезу, смысл которой раскрывается на основе эмоциональной оценки ее предметного уровня.

Обманутые ожидания – проблема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок на основе ряда деталей (церковный хор, купол, Царские Врата) создает картину церковной службы, рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании.

Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Но, как и всегда в лирике, описание предметного мира служит субъективным целям: в подтексте совершается переосмысление лирическим героем христианской морали. В трех первых строфах происходит разворачивание метафоры, смысл которой поначалу недостаточно прояснен. Волны звука поднимаются все выше и выше, и навстречу Голосу, летящему в купол», стремится небесный «луч», охватывая сиянием «белое платье». Необычайное звуковое и зрительное впечатление концентрирует внимание всех, кто «из мрака смотрел и слушал», вызывая в памяти многочисленные евангельские ассоциации.

Образ, созданный в последней строфе, позволяет лирическому герою стать одним из зрителей и участников происходящего, наравне с другими поддающимися очарованию «голоса» и «луча». Раскрытие «тайн» принадлежит не ему, а «ребенку», «младенцу», ведающему истину, что позволяет придать объективный характер развенчанию «сладкой», «гибельной» иллюзии. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".

Правда трагичнее лжи. И в этой антитезе трудно определить положительное и отрицательное, так как многовековая сказка прекрасна, светла, утешительна для всех, кроме того, кто хочет быть «причастным» к истине.

В стихотворении явно выделяются несколько символов. Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен играют большую роль в лирике Блока. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в «тихую заводь» как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага.

Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый». Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, - это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья».

Для более точного описания образов стихотворения уместно составить ассоциативные цепочки, поскольку стихотворение вызывает у читателей очень сильные эмоциональные переживания, но их трудно описать словами и тем более на бумаге. Попытаемся проследить их природу.

Первый образ – образ девушки, он связан со словами пела и церковный хор. Все это вызывает ассоциации с красотой, невинностью, юность, верой, спасением души, поэзией, музыкой, единением, согласием, звуком.

Платье – белое, пело. С ним связана прикрытая нагота, непорочность, скромность, чистота, совершенство, музыка.

Луч – тонок, сиял. Луч – это солнце, свет, тепло, жизнь, счастье, восторг, изящество, незащищенность, хрупкость.

Плечо – белое, чистота, совершенство, поддержка, опора, голубь.

Переход от реального конкретного уровня к символическому переосмыслению совершается на основе освобождения центрального образа от предметных признаков («девушка пела» - «пел ее голос» - «белое платье пело в луче» - «голос был сладок, и луч был тонок»). На протяжении трех первых строф сфера, охватываемая голосом, все более расширяется (девушка пела о всех – голос летел в купол – его из мрака слушал каждый – верили все). Одновременно обе мелодии сливаются, и вдруг многоголосие прерывается едва слышным звуком: «высоко, у Царских Врат, плакал ребенок…», возвращающим в реальный план и образующим композиционное кольцо.

Такой же сложностью, как смысловой и образный уровни стихотворения, отличается его стихотворный размер. Дольник становится распространенным размером в русской лирике в начале 20 века, начиная именно с произведений Блока, а затем Ахматовой. Помимо ритмической сложности, в создании особой музыкальности блоковского стиха важнейшую роль играет фоника и ее основной элемент – звуковой повтор. Впечатление от звука голоса передается не только на смысловом уровне – музыка слышна в самом стихе. Во второй строфе это происходит благодаря ассонансу (ее, сиял), а также аллитерационному звуку л. 1,2 и 4 строчки второй строфы представляют собой липограмму – отсутствует звук р, что позволяет выделить слова, ее содержащие, прежде всего слово мрак, как антитетичные. На фоне сложной ритмической организации необыкновенное спокойствие и плавность стиха создается при помощи женской перекрестной рифмы. Важные смысловые центры в строках смещены на последнее место и рифмуются, это придает стихотворению необычайную стройность и легкость при произнесении.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» представляет новый этап пути Блока. Свет больше не отождествляется с истиной, напротив, луч сиял над иллюзией. Разочарование в возможностях личности проникнуть в тайны привело к тому, что распалась картина мира, а вместе с этим нарушилось психологическое равновесие. Многие из последующих стихотворений зафиксировали вызванные таким сломом сознания мучительные переживания лирического героя.

Вам также будет интересно:

Равноускоренное движение: формулы, примеры
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин...
Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ - герой сказки А. Гайдара (А.П.Голикова), входящей в...
Веселые герои мультфильма чаггингтон
Chuggington) - английский мультсериал производства студии Ludorum, выпущенный 22 сентября...
Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам
Математические кораблики. Двадцать двухцветных деревянных фишек в четырех деревянных...
Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл
Испанский флот снарядил наместник Кубы Диего Веласкес. Во главе экспедиции он поставил...