Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Break up — английский фразовый глагол

Великие полководцы великой отечественной войны

Какими путями началось расселение человека по земле

«благодари бога, что ты русский» — факты об императоре николае первом

В бой роковой мы вступили с врагами На бой кровавый святой

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Максимович амбодик вклад в педиатрию. Жизненный путь Н.М

Оглавление темы "История акушерства.":
1. Определение акушерства. Этапы развития акушерства. Акушерство в первобытном обществе.
2. Акушерство в средние века. Развитие акушерства в средние века.
3. Акушерство в XVII веке. Нильс Стенсен. Луиз Буржуа. Франсуа Морисо. Гендрик ван Девентер. Чемберлен.
4. Акушерство в XVIII веке. Андре Левре. Жан Луи Боделок. Вильям Смелли. Иоганн Георг Редерер.
5. Акушерство в XIX веке. Ф.Й. Майор. К.М. Бэром. М. Дункан. Г. Леопольд. Литцман. Михаэлис.
6. История акушерства в России. П.3. Кондоиди. И.Ф. Эразмус. Н.М. Максимович-Амбодик. В.М. Рихтер. В.И. Кох. А.П. Матвеев.
7. А.А. Китер. А.Я. Крассовский. Н.Н. Феноменов. B.C. Груздев. Д.О. Отт. И.П. Лазаревич. Н.И. Побединский. М.С. Малиновский.
8. В.В. Строганов. К.К. Скробанский. К.Н. Жмакин. Цовьянов. В.И. Бодяжин. Л.С. Персиан. Наркомздрав.

История акушерства в России. П.3. Кондоиди. И.Ф. Эразмус. Н.М. Максимович-Амбодик. В.М. Рихтер. В.И. Кох. А.П. Матвеев.

История акушерства в России. Долгое время в России акушерская помощь осуществлялась повитухами. Со второй половины XVII века, особенно начиная с Петровского времени, в России появляется большое число иностранных врачей с докторскими дипломами известных западных университетов. Эти врачи обслуживали не только царскую семью, как это было в допетровское время, но и многих богатых людей.

В 1707 г. по указу Петра I в Москве в Немецкой слободе была создана Госпитальная школа при Генеральном госпитале. Госпитальная школа была первым высшим медицинским учебным заведением в России, немало сделавшим для развития медицины в нашей стране.

Необходимость реформ медицинского образования и акушерской помощи хорошо осознавалась в России. Реформы были разработаны директором Медицинской канцелярии Павлом Захаровичем Кондоиди и осуществлены в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины П. П.3. Кондоиди составил определение медицинской канцелярии об учреждении и организации школ для бабичьего дела (как тогда называли акушерство) в Москве и Петербурге и 21 марта 1754 г. представил его на рассмотрение Правительствующего Сената. Этот проект предусматривал подготовку собственных русских акушерок. Курс учения длился 6 лет. Для преподавания повивального искусства в каждой школе назначались "профессор бабичьего дела" и его помощник - лекарь или акушер.

Правительствующий Сенат 5 мая 1754 г. утвердил представление Медицинской канцелярии и ассигновал кредит в 3000 руб. на первоначальное учреждение бабичьего дела. В то время это были очень большие деньги. После такого материального обеспечения акушерских школ можно было приступать к их открытию, что Кондоиди и сделал немедленно, почти одновременно в Москве и Петербурге. В Московской школе был избран профессором Иоганн Фридрих Эразмус с титулом "доктор бабичьего дела ".

Таким образом, с 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акушером. В первые десятилетия существования этой школы (до открытия Повивального института в 1801 г.) занятия с акушерками проводились на Дому У профессора акушерства. И.Ф. Эразмус проводил занятия с городскими акушерками в своей квартире на Новой Басманной улице. Он руководил Московской акушерской школой вплоть до своей смерти.

И.Ф. Эразмус был опытным врачом-практиком и прекрасным педагогом, автором первого в России учебника по повивальному искусству, академиком одной из научных академий, профессором, который впервые в России применил акушерские щипцы и произвел операцию кесарева сечения.

Выдающимся деятелем русского акушерства XVIII века был Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812). Он обучался в Петербургской госпитальной школе и в 1770 г. был направлен по особой (Голииынской) стипендии на медицинский факультет Страсбургского университета. По возвращении в Петербург Н.М. Максимович-Амбодик преподавал в госпитальной школе и одновременно в обоих петербургских госпиталях. С самого начала своей педагогической деятельности он значительно видоизменил и улучшил преподавание, введя занятия на фантоме. Для этого он заказал по собственным моделям и рисункам фантом женского таза с деревянным ребенком, акушерские щипцы ("клещи") с деревянными рукоятками, серебряный катетер и пр.

За большие заслуги Медицинская коллегия в 1782 г. присвоила Н.М. Максимовичу-Амбодику звание профессора повивального искусства. Им было написано первое русское оригинальное руководство по акушерству под названием "Искусство повивания , или Наука о бабичьем деле " (1784- 1786).

Систематическое преподавание акушерства в Московском университете было начато в 1790 г, Вильгельмом Михайловичем Рихтером . С 1801 по 1807 г. В.М. Рихтер был директором созданного им Повивального института при Московском императорском воспитательном доме.

Открытие факультетских клиник Московского университета на Рождественке в 1846 г. знаменовало собой важный этап в жизни медицинского факультета. Отныне клинический метод преподавания стал основой всего учебного процесса. В результате этого медицинский факультет Московского университета встал в один ряд с лучшими медицинскими учебными заведениями Европы и появилась возможность подготовки большого числа хорошо обученных врачей, столь необходимых России.

В 1851 г. клиника Московского университета в связи с отставкой В.М. Рихтера по выслуге лет перешла под руководство бывшего ассистента Дерптского университета, а затем адъюнкта московской клиники профессора Владимира Ивановича Коха, одновременно являвшегося директором родовспомогательного заведения при Московском императорском воспитательном доме. В.И. Кох был первым профессором акушерства в Москве, начавшим читать лекции на русском языке. Он значительно изменил и сам метод преподавания. Лекции В.И.Коха служили образцом по богатству научного содержания, ясности изложения, прекрасной литературной обработке материала. При В.И. Кохе началась защита первых написанных по-русски диссертаций.

Новый период в жизни клиники наступил в 1874 г., когда ею стал заведовать Александр Матвеевич Макеев . Он ввел антисептику в акушерстве. С первых же дней своей педагогической деятельности он учил студентов, что "родильная горячка " - не эпидемия, а эндемия и сепсис. В клинике широко пользовались различными антисептическими средствами (йодоформ, сулема, карболовая кислота, креолин).

А.П. Матвеев предложил профилактику офтальмобленнореи введением в конъюнктивальные мешки новорожденных 2 % раствора ляписа, что способствовало почти полной ликвидации этого опасного заболевания.

«Искусство повивания или наука о бабичьем деле»

Курсовая работа выполнил студент лечебного факультета группы 124 Сорокин Павел Игоревич

Омская государственная медицинская академия

Введение

Нестор Максимович Максимович- Амбодик – крупнейший учёный второй половины ХVIII века – является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположником медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии и медицинской ботаники были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров в России были бы невозможны.

Словари, составленные Н. М. Максимовичем – Амбодиком, положили начало разработке русской медицинской номенклатуры.

Н. М. Максимовичу – Амбодику принадлежит также ряд крупных переводных работ, способствовавших популяризации медицинских знаний среди широких слоёв населения.

Черты культурной и экономической жизни в России XVIII века

Развитие феодального общества в России XVIII века вступило в новую стадию, характеризующуюся господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного общества.

Основную роль в преобразовании экономической, государственной и культурной жизни в стране сыграли реформы Петра I. Эти реформы коснулись медицины, в частности, вопроса о медицинском образовании. Открываются первые госпитальные школы, систематизирующие обучение отечественных врачей.

Однако, подготовка русских врачей шла медленно и неэффективно. Преподаватели-иностранцы видели в отечественных врачах соперников, из-за чего старались всячески помешать их развитию.

В связи с очень высокой заболеваемостью и смертностью населения, Россия испытывала нужду в медицинских кадрах. Особенно велика была материнская и детская смертность из-за отсутствия качественной акушерской помощи. Не происходил и прирост населения. Ломоносов видел в этой проблеме один выход – создание программы мероприятий повышения рождаемости, снижение смертности и заболеваемости детей.

В середине XVIII века по предложению П.З. Кондоиди открываются бабичьи школы, где стали обучать акушерству повивальных бабок.

БИОГРАФИЯ

Нестор Максимович Максимович-Амбодик родился 7 ноября (27 октября) 1744 года в селе Веприк (совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина) в семье священника Максима, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Получив домашнее образование, будущий ученый поступил в Киевскую духовную академию. В 1768 году оканчивает обучение в академии и через год поступает в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив в 1775 году докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

В 1776 году Амбодик возвращается в Петербург, сдает экзамен в Медицинской Коллегии и получает право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург.

В 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года - в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Научная деятельность

Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям.

Амбодик издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» - первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. В «Искусстве повивания» он подробно описывает анатомическое строение женских половых органов и внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения, высказанные Амбодиком, были прогрессивными и не потеряли своей актуальности в наши дни.

«Искусство повивания» Нестора Максимовича также является первым руководством по педиатрии на русском языке. В пятой части этой книги даются определения доношенного и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, имеются сведения об антропометрических данных ребенка. В «Искусстве повивания» дается классификация детских болезней.

Нестора Максимовича считают также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний. Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике. Ему так же принадлежит первое русское руководство по лекарственным растениям «Врачебное веществословие, или описание целительных растений» - первое обобщающее руководство по лекарственным растениям, включающее 134 оригинальных цветных рисунка.

Заключение

Вся жизнь Н.М. Максимовича-Амбодика, его огромный талант и эрудиция, необычная энергия и работоспособность были отданы делу развития отечественной медицины и созданию отечественных акушерских кадров, практически до него не существовавших. Он был истинным патриотом Родины, мечтавшим о России как о центре мировой науки и культуры, и он сделал немало для осуществления своей мечты. Его достижения были признаны только после его смерти.

Н.М. Максимович-Амбодик, работая в трудных условиях своего времени, внес неоценимый вклад в развитие медицинской науки.

Список литературы

Е.И. Данилишина, Е.С. Обысова «Н.М. Максимович-Амбодик», 1976

Акушерство - (от французского Accoucher-помогать при родах) вместе с гинекологией составляют единую медицинскую дисциплину. В особый отдел выделяют оперативное акушерство, разрабатывающее показания и противопоказания, технику акушерских операций. Разделом акушерства и педиатрии является перинатология, изучающая физиологию и патологию плода в перинатальном периоде. Наряду с общепринятыми клиническими методами исследования применяют специальные методы акушерского исследования, мониторные и компьютерные системы для слежения за состоянием матери и плода, а также цитологические, микробиологические, электрофизиологические и другие методы исследования. Основные проблемы в современном акушерстве невынашивание беременности, поздние токсикозы беременных, фитоплацентарная недостаточность, кровотечения, аномалии родовой деятельности, родовой травматизм матери и плода, послеродовые инфекционные заболевания, разработка методов искусственного оплодотворения, вопросы организации акушерской помощи.

Акушерство является одной из древнейших ветвей медицины и врачебного искусства. В древнейших дошедших до нашего времени литературных медицинских источниках (например, в древнеегипетских папирусах Эберса, относящихся к 3-2 тысячелетиям до нашей эры) имеются указания на те или иные приемы оказания помощи при трудных и осложненных родах. Несмотря на низкий уровень теоретических знаний и практических навыков в области акушерства в древние века, отдельные рациональные акушерские приемы уже в то время получили свое развитие и распространение. Так, в священных книгах индусов Аюрведа (8 век до н.э.) приводятся вопросы диетики беременности, и приведен ряд активных приемов при трудных родах. Врачу античной древности Соранусу Эфесскому (2 век до н.э.) принадлежит открытие акушерской операции поворота плода на ножки, сохранившейся с незначительными изменениями в практике и по настоящее время.

Выдающимся врачом Древней Греции, " отцом медицины" был Гиппократ (460-370 гг. до н. э.), матерью его была известная акушерка Фанарега. Врачи Рима и Греции, кроме эмбриотомии, соскабливания шейки, зондирования матки, применяли операцию кесарева сечения. Однако его производили лишь после смерти матери с целью спасения жизни ребенка.

Акушерскую помощь в Древней Руси оказывали старейшие в семье женщины. В период феодализма развитие акушерства резко затормозилось, из-за гнета христианской и исламской религий, а также утвердившегося представления о том, что врачам-мужчинам неприлично заниматься акушерством. акушерство перинатология плод

В известном "Каноне врачебной науки" таджикского врача Абу Али Ибн Сины (Авиценна, 980-1037) имеются главы по акушерству и женским болезням. В них упоминаются операции поворота плода на головку, низведения ножки плода, кранио- и эмбриотомия. При выборе операции Ибн Сина считал необходимым учитывать состояние здоровья женщины и возможность перенесения ею операции.

Эпоха Возрождения характеризовалась бурным развитием наук, в том числе естествознания. К этому времени относятся замечательные анатомические исследования Везалия, Фаллопия, Евстахия, Боталло.

Начало научного акушерства относится к 17 и 18 векам и связано с общими успехами анатомии, эмбриологии, физиологии и клинической медицины. Появляются первые больницы для оказания помощи роженицам. Эти больницы-госпитали для рожениц скоро становятся базами для подготовки и усовершенствования врачей в области акушерства и "образованных" повивальных бабок-акушерок.

Французский хирург Амбруаз Паре в 1550 году вновь открыл и восстановил в практике акушерства операцию поворота, основательно позабытую в средние века. Успехи в области механики, физиологии и анатомии послужили основой для развития научных знаний о сущности и механике акта родов как нормальных, так и патологических. Большим событием в акушерстве явилось изобретение Чемберленом (Англия) акушерских щипцов (1721), что значительно расширило круг акушерских пособий, и, в свою очередь, послужило толчком к дальнейшему развитию и углублению научных знаний в ряде разделов акушерства. В восемнадцатом веке были опубликованы замечательные анатомические труды Девентора ("Новый свет", 1701) в котором впервые был детально описан общеравномерносуженный и плоский таз, и Хантера ("Анатомия человеческой беременной матки", 1774). Французкий акушер Жан-Луи Боделок (1746-1810) предложил наружное измерение таза, которым пользуются в настоящее время. Английский акушер Смелли (1697-1763) обратил внимание на значение измерения диагональной коньюгаты таза, описал нормальный механизм родов и его отклонения при узком тазе, сконструировал новую модель щипцов и "английский" замок к ним.

Зачатки акушерской помощи в России можно проследить задолго до петровских времен. В своде врачебных сказаний (13 и 14 века) имеются записи летописцев, касающиеся родившихся уродов и многоплодных родов. В 1754 году указом Правительствующему сенату об открытии повивального института при воспитательном доме для подготовки среднего акушерского персонала было положено начало развитию научного акушерства в России. Первые теоретические лекции для повивальных бабок начались в 1757 году и проводились на дому у профессоров. Первыми профессорами по обучению повивальных бабок были Эразмус в Москве и Линдеман в Петербурге. Эразмус является автором первого на русском языке учебника для повивальных бабок (1762 год). В 1764 был открыт первый повивальный госпиталь в Москве, а в 1771 - в Петербурге. В 1784 при родильном госпитале в Петербурге было открыто повивальное училище, которое в 1789 было переведено в Москву. В 1797 был открыт третий родильный госпиталь - в Петербурге с повивальным институтом при нем. К этому же времени относится появление первых русских образованных врачей-акушеров и оригинальных руководств по акушерству.

Первым таким оригинальным руководствм следует считать учебник Нестора Максимовича Амбодика-Максимовича под названием "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" .

Н.М. Амбодик-Максимович

Нестор (Нестер) Максимович Амбодик-Максимович (7 ноября (27 октября) 1744 - 5 августа (24 июля) 1812) - российский учёный-акушер, медик, педиатр, ботаник, фитотерапевт, геральдист. Доктор Страсбургского университета, профессор акушерства.

Псевдоним - Амбодик, с латинского "дважды скажи" (лат. ambo dic ), был как бы вежливым напоминанием окружающим о том, что отчество и фамилия Нестора Максимовича Максимовича тождественны.

Один из основоположников научного акушерства, фитотерапии и создателей медицинской терминологии в России. Доктор медицины (1775), первый российский профессор акушерства.

Основные научные труды

«Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1784-1786); «Физиология, или естественная история о человеке» (1787); «Врачебное веществословие или описание целительных растений во врачебстве употребляемых». В 4-х частях (1783-1789); «Анатомо-физиологический словарь…» (1783); «Новый ботанический словарь» (1804).

Вклад в развитие медицины

    Профессор повивального искусства Петербургского воспитательного дома.

    Первый в России стал преподавать акушерство на русском языке.

    Основатель русской акушерской терминологии. При нем Петербургская школа повивальных бабок превратилась в учреждение более высокого типа – в Повивальный институт.

    Подготовил и предложил для обучения фантом женского таза с куклой-ребенком, составил многочисленные прекрасно оформленные анатомические таблицы по акушерству и гинекологии.

    В работе «Искусство повивания» отдельный раздел посвятил уходу за новорожденными и грудными детьми, лечению их болезней, грудному вскармливанию, рациональной одежде детей, регулярному сну и гигиеническому воспитанию.

    Одновременно с практической деятельностью врача-акушера и преподавателя работал в области ботаники и лекарствоведения. Издал более десяти книг на различные медицинские и биологические темы. Автор многочисленных переводов на русский язык с французского и латинского.

    Автор первой русской ботаники, успешно работавший в области медицинской ботаники и фитотерапии. Работал над составлением «Врачебного словаря», закончив и издав при жизни только первые две части. Результатом этого труда явилось создание большого количества терминов, ранее отсутствовавших в русском языке.

Хотовицкий Степан Фомич

Российский врач, акушер, один из основоположников педиатрии в России, академик Петербургской Медико-хирургической академии (1842), Заслуженный профессор (1843).

Основные научные труды

«О сибирской язве» (1831);«О холере» (1832); «О жилищах в медико-полицейском отношении» (1833); «Врачебно-народное наставление для духовных училищ» (1844); «Педиятрика» (1847).

Вклад в развитие медицины

    Работал адьюнкт-профессором (1823-1830), экстраординарным (1830-1832), а затем ординарным профессором (1832-1847) Петербургской Медико-хирургической академии. Старший городовой акушер Петербурга (1828-1833).

    Профессор кафедры акушерства с учением о женских и детских болезнях (1836-1847). Инициатор открытия (1842) при кафедре объединенной клиники (акушерской, женской, детской).

    Первым из русских ученых выделил педиатрию, как отдельную отрасль медицины, определил ее цели и задачи.

    Автор переводов на русский язык иностранных руководств и учебников (К.Каруса «Учебная книга гинекологии» /с нем., 1835-1836/, А.Купера «Учение о начальных и практических основаниях хирургии» /с англ., 1836). Автор научных работ по акушерству, женским болезням, педиатрии, инфекционным болезням, гигиене, судебной медицине.

    Редактор «Военно-медицинского журнала» (1833-1839).

    Один из первых членов Общества русских врачей Санкт-Петербурга, основанного в 1833 году.

    За труды в деле прекращения эпидемии холеры в Астрахани (1823) и Петербурге (1831) Хотовицкому было объявлено «монаршее благословение».

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С КУРСАМИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ И БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнил:

Студент лечебного факультета

Группы 124

Сорокин Павел Игоревич

Проверил:

к.м.н., ассистент Щербаков Д. В.

1.

Введение……………………………………………………………… 3.

2.

Черты культурной и экономической жизни в России XVIIIвека… 4.

3.

Биография……………………………………………………………. 5 .

4.

Научная деятельность……………………………………………….. 7 .

5.

Заключение…………………………………………………………... 8.

ВВЕДЕНИЕ

Нестор Максимович Максимович- Амбодик – крупнейший учёный второй половины ХVIIIвека – является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположником медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии и медицинской ботаники были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров в России были бы невозможны.

Словари, составленные Н. М. Максимовичем – Амбодиком, положили начало разработке русской медицинской номенклатуры.

Н. М. Максимовичу – Амбодику принадлежит также ряд крупных переводных работ, способствовавших популяризации медицинских знаний среди широких слоёв населения.

Черты культурной и экономической жизни в России XVIII века

Развитие феодального общества в России XVIIIвека вступило в новую стадию, характеризующуюся господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного общества.

Основную роль в преобразовании экономической, государственной и культурной жизни в стране сыграли реформы Петра I. Эти реформы коснулись медицины, в частности, вопроса о медицинском образовании. Открываются первые госпитальные школы, систематизирующие обучение отечественных врачей.

Однако, подготовка русских врачей шла медленно и неэффективно. Преподаватели-иностранцы видели в отечественных врачах соперников, из-за чего старались всячески помешать их развитию.

В связи с очень высокой заболеваемостью и смертностью населения, Россия испытывала нужду в медицинских кадрах. Особенно велика была материнская и детская смертность из-за отсутствия качественной акушерской помощи. Не происходил и прирост населения. Ломоносов видел в этой проблеме один выход – создание программы мероприятий повышения рождаемости, снижение смертности и заболеваемости детей.

В середине XVIIIвека по предложению П.З. Кондоиди открываются бабичьи школы, где стали обучать акушерству повивальных бабок.

БИОГРАФИЯ

Нестор Максимович Максимович-Амбодик родился 7 ноября (27 октября) 1744 года в селе Веприк (совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина) в семье священника Максима, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Получив домашнее образование, будущий ученый поступил в Киевскую духовную академию. В 1768 году оканчивает обучение в академии и через год поступает в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив в 1775 году докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

В 1776 году Амбодик возвращается в Петербург, сдает экзамен в Медицинской Коллегии и получает право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург.

В 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года - в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Научная деятельность

Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям.

Амбодик издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» - первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. В «Искусстве повивания» он подробно описывает анатомическое строение женских половых органов и внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения, высказанные Амбодиком, были прогрессивными и не потеряли своей актуальности в наши дни.

«Искусство повивания» Нестора Максимовича также является первым руководством по педиатрии на русском языке. В пятой части этой книги даются определения доношенного и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, имеются сведения об антропометрических данных ребенка. В «Искусстве повивания» дается классификация детских болезней.

Нестора Максимовича считают также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний. Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике. Ему так же принадлежит первое русское руководство по лекарственным растениям «Врачебное веществословие, или описание целительных растений» - первое обобщающее руководство по лекарственным растениям, включающее 134 оригинальных цветных рисунка.

Заключение

Вся жизнь Н.М. Максимовича-Амбодика, его огромный талант и эрудиция, необычная энергия и работоспособность были отданы делу развития отечественной медицины и созданию отечественных акушерских кадров, практически до него не существовавших. Он был истинным патриотом Родины, мечтавшим о России как о центре мировой науки и культуры, и он сделал немало для осуществления своей мечты. Его достижения были признаны только после его смерти.

Н.М. Максимович-Амбодик, работая в трудных условиях своего времени, внес неоценимый вклад в развитие медицинской науки.

Используемая литература:

Е.И. Данилишина, Е.С. Обысова «Н.М. Максимович-Амбодик», 1976

Вам также будет интересно:

Равноускоренное движение: формулы, примеры
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин...
Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ - герой сказки А. Гайдара (А.П.Голикова), входящей в...
Веселые герои мультфильма чаггингтон
Chuggington) - английский мультсериал производства студии Ludorum, выпущенный 22 сентября...
Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам
Математические кораблики. Двадцать двухцветных деревянных фишек в четырех деревянных...
Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл
Испанский флот снарядил наместник Кубы Диего Веласкес. Во главе экспедиции он поставил...