Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Методика определения результатов образовательной деятельности. Мониторинг личностного развития обучающихся - Документ

Здравствуйте, уважаемые друзья! Все мы не раз слышали призывы познать себя, и на практике убеждались, насколько это непросто. То, что мы явно видим в других, порой долго остается скрытым в самих себе. Если и узнаем о неких своих неоднозначных свойствах, - боимся признать вслух.

Но ведь хорошо известно, что принятие проблемы уже становится первым шагом к ее устранению. А как сделать этот шаг?

Проще всего, если помогут специалисты с помощью различных диагностических методик. О них сегодня и пойдет речь.

Именно профессиональная диагностика поможет познать и себя, и окружающих, разобраться в проблемах, получить ответы на вопросы самореализации, профессионального и личностного роста, семейного благополучия. Получив немало полезной информации о самих себе, параллельно испытуемый слышит и вполне конкретные рекомендации, что станут ключом к выстраиванию грамотного алгоритма дальнейших отношений.

Такие методики диагностики личностного развития взрослых дают возможность заглянуть в глубины своей души, порой, с удивлением открывая не только слабые, но весьма сильные стороны, внутренние ресурсы. Это отличный шанс перестать сомневаться, метаться, найти свое место в жизни, выбрать оптимальный режим трудовой деятельности.

Когда чаще всего мы прибегаем к диагностике?

Такими предпосылками становятся:

  • Внутренние противоречия, связанные с самооценкой и реализацией профессиональных, творческих задатков;
  • Возрастные кризисы, депрессии;
  • Семейные проблемы: конфликты взрослых с детьми, с родителями, друг с другом;
  • Потеря близких;
  • Проблемы взаимоотношений с представителями другого пола;
  • Сложности и конфликты в отношениях с коллегами и др.

Список не зря заканчивается привычным «и другие». Его можно долго продолжать, расширяя и мельча достойные поводы для консультирования и самоанализа личностных особенностей.

Виды и разнообразие методик психологической диагностики

Диагностика личности, оценка ее способностей к развитию, совершенствованию будет отличаться по методам и приемам, в зависимости от поставленной цели. Множество центров психологического здоровья, как бы они официально не назывались, предлагают широкий спектр услуг, в том числе, и дистанционных.

В числе самых востребованных направлений исследования личностной сферы чаще всего фигурируют:

  • Профориентация, способности;
  • Темперамент, характер;
  • Мотивация;
  • Внутрисемейные отношения;
  • Интеллект;
  • Стрессоустойчивость;
  • Память, внимание и т.д.

Статьи в тему:

Тесты, интервью, опросники, шкальные диагностики, психологические игры - это далеко не полный список методик диагностики личностных качеств. Каждая из них имеет внутренние градации, формы, особенности.

Скажем, тесты - очень распространенный метод, могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными. При их проведении используются разные материалы: бланковые формы, предметы, компьютерные программы или аппаратные возможности.

По-разному проходят и исследования с помощью опросников, анкет.

Еще более разнообразны так называемые проективные техники. В них используются методики структурирования, объединения деталей в целое, завершения рассказа, ситуация катарсиса (вовлечение в проблемную ситуацию) и другие, подходящие для взрослого испытуемого.

Я в своей трудовой деятельности также сталкивалась с прохождением психологической диагностики. Когда в банке, в котором я работала, открылась вакансия, в функционал которой входило взаимодействие и общение с клиентами. Специально обученный данному направлению психолог проводил со мной тестирование, анкетирование и устный опрос, по результатам которых было принято решение утвердить меня на эту должность.

Вопросы в тестах были различного плана и касались многих областей. Все знания, полученные и в школе, и в университете мне пригодились. Также задачи были и на эрудицию, и на смекалку, и на внимательность и на многое другое. Отдельным блоком стояли вопросы, ответы на которые показывали насколько я клиентоориенторована. Ведь именно это было весомым аргументом для получения должности.

Что можно было скрыть в личной беседе с психологом, в тесте - открывалось полностью, поскольку каждый вопрос таил в себе определенный скрытый смысл, распознать который мог только специалист.

Поэтому я считаю, что в таких случаях вполне приемлемо проводить психологическую диагностику, чтобы узнать профессиональные и личностные качества человека и тем самым определить подходит ли он на определенный вид работы или нет.

Подробности психодиагности личности в развитии

Простейшие анкеты мы часто видим на страницах популярных журналов и газет, но это, скорее, развлекательные материалы, нежели реальные поиски истины. Истинная психодиагностика должна быть четко выстроена, основана на научных разработках. А их накоплено немало за столетия психологической практики. Грамотные тесты не «стригут под одну гребенку», напротив, нацелены на выявление индивидуальных особенностей личности, тех черт характера и способностей, что способствуют реализации его потребностей в развитии, а порой и активируют такие стремления.

В движении вперед крайне важно найти точки опоры, а заодно и отмести то, что мешает этому поступательному росту.

А значит, в «ареал» тестируемых элементов необходимо включить эмоциональное состояние человека, определить уровень тревожности и агрессивности, подверженность стрессам, зависти, способность и т.д.

В трудовом коллективе важны и способности уживаться, определенный конформизм, способность сопереживания, тактичность и целый ряд других качеств, которые тоже поддаются исследованию. Найдя свои слабые места, проще работать над собой, искать контакты с теми, с кем приходится работать в команде.

Есть отдельные методики определения работоспособности. Но если вдруг у кого-то этот показатель ниже требуемого, это не значит, что на человеке надо ставить крест как на специалисте. Придется расширить спектр изучения, выяснить, почему производительность труда упала. Невостребованность, конфликт с руководством, домашние проблемы, состояние здоровья, банальная усталость - причин множество, соответственно, и способов их купирования. Где-то поможет краткосрочный отпуск, в другом случае рациональнее взять больничный и потом выйти на работу с новыми силами.

А может, надо просто приглядеться к коллегам, найти точки соприкосновения, общие интересы. Начальнику тактично подсказать, на каком участке вас использовать было бы гораздо практичнее, полезнее для всего коллектива. Найти в себе силы сменить место работы, если все испробованные меры не дают результат. Может, это в принципе не ваше, а дело всей жизни ждет вас где-то совсем рядом.

В таком случае может вам стоить рассмотреть работу на дому и организовать и, например, начать или заняться созданием .

Статьи в тему:

Взгляд со стороны, помощь профессионала помогут сделать верный выбор, решиться на перемены.

Когда одна дверь закрывается, обязательно откроется другая…

Перечислять все или хотя бы часто употребляемые методики диагностики - задача для более детального исследования. Здесь я дала лишь общее представление о задачах психологической диагностики и многообразии методик, форм, приемов.

Надеюсь, все это вам будет полезно.

До новых встреч, новых тем!

На обновления блога и добавляйте сайт в закладки!

С вами была Екатерина Калмыкова


Методика диагностики личностного роста школьников Личностный рост можно определить как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе. С помощью данной методики диагностируются эти отношения. Принципы при составления опросника следующие:

Формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься однозначно;

Тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым;

Во избежание комфорного поведения, попыток угадать ответ, правильно отнестись к тому или иному тезису подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения.

Данный опросник можно использовать для оценки текущего состояния ценностных отношений подростка. А также для выявления динамики развития личности школьника, его личностного роста или регресса.

Методика изучения уровня развития детского коллектива. В воспитательной работе важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений подростков в детском коллективе. В школе используется хорошо зарекомендованную себя диагностическую методику «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина. Цель данной диагностической методики состоит в степени сплочённости детского коллектива. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ученика. Детский коллектив является одним из важнейших условий этого развития. Методика позволяют изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его крепким, единым. Суть диагностики такова. Педагог объясняет ученикам, что любой коллектив в своём развитии проходит ряд ступеней, и предлагает им ознакомиться с образным описанием различных стадий развития коллектива. Далее педагог просит определить, на какой стадии развития находится их коллектив. На основании ответов педагог может определить степень удовлетворённости своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удаётся определить тех подростков, которые недооценивают или переоценивают уровень развития коллектива.

Социометрия. Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров, типы лидерства и отверженных членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ученика коллектив благоприятствуют его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к нему, насколько сам ученик расположен к членам коллектива. Социометрия позволяет выявить целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений. А также существующие внутри группы учащихся группировки и связи между ними.

Методика определения индекса групповой сплочённости. Методика К.Сишора используется в школе для определения групповой сплочённости, которая является важным параметром. Данный параметр показывает степень интеграции группы, её сплочения в единое целое. Данная методика состоит из 5 вопросов и проста для обработки.

Экспертная методология мониторинга качества образовательных возможностей. Мониторинг качества образовательных возможностей строится на основе экспертной методологии (В.А. Ясвин). Экспертиза как метод исследования ориентирована, прежде всего, на компетентность и опыт специалистов-экспертов. Вместе с тем, в процессе экспертизы используется также ряд диагностических методик, с помощью которых может быть получена структурированная количественная информация, необходимая для системного анализа (сравнения, ранжирования, выявления динамики тех или иных процессов и т.п.). Вся совокупность разнообразных сведений, полученных из самых разных источников, обобщается и осмысляется экспертной группой, даются характеристики и строятся модели различных компонентов образовательной, организационной и социальной подсистем школы.

Построение модели такой сложной и многомерной реальности как школьная организация позволяет отобразить её в наглядном и структурированном виде, а также обнаруживать в ней ряд скрытых внутренних свойств, что крайне важно для эффективного управления её качеством. Первоначальная экспертиза школьной организации, осуществляемая в рамках мониторинга качества образовательных возможностей, включает построение следующих моделей: модели управленческо-педагогической системы; модели содержания образовательного плана школы; модели школьной среды школы с анализом её восприятия различными членами образовательного сообщества (руководителями, педагогами, учащимися и родителями); модели организационной культуры педагогического коллектива. Проводится также психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных категорий членов образовательного сообщества и анализ представлений директора и его заместителей о состоянии и развитии школы.


Гуманистические ценности Объекты отношения Ценностное отношение (признаки личностного роста) Антиценностное отношение (признаки личностного регресса) Семья Уважение семейных традиций, гордость за свой род Игнорирование ответственности за продолжение жизни Отечество Гражданственность, патриотизмОбывательство, иждивенчество Земля Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам Потребительское отношение Мир Миротворчество, пацифизмМилитаризм Труд Трудолюбие, творчествоЛень Культура ИнтеллигентностьБескультурье, хамство и вандализм Знания ЛюбознательностьНевежество


Другие люди (такие же, как Я сам) Гуманность, милосердие Жестокость Иные люди (не такие, как Я) ТолерантностьНационализм, расизм Я - телесноеЗабота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма Я - душевноеСамопринятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности Я - духовноеСвобода, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека Превращение личности в «социальную пешку»




Типы отношений: 1.Ситуативные отношения (изменчивость и детерминированность конкретной жизненной ситуацией). 2.Устойчивые отношения (осознанные, отрефлексированные отношения фиксируются в позиции). 3.Незыблемые отношения (постоянство, характерное для фанатиков или подвижников).


Диагностика личностного роста Опросный лист для учащихся 9 – 11 классов Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»): «+4» - несомненно, да (очень сильное согласие); «+3» - да, конечно (сильное согласие); «+2» - в общем, да (среднее согласие); «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «0» - ни да, ни нет; «–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие); «–2» - в общем, нет (среднее несогласие); «–3» - нет, конечно (сильное несогласие); «–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие). Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!


Бланк для ответов Фамилия, имя (Вы можете указать по желанию)_________________


Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше. Как тебе кажется: что больше всего повлияло на это твое отношение: твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? книги, журналы, телевизор, интернет? что-то еще (укажи, что именно)? Проранжируй перечисленные выше пункты по степени их влияния – что бы ты поставил на первое место, что на второе, на третье и т.д.


Принципы диагностического опросника: - содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе; - формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно; - текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты; - тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.


Принципы проведения диагностики: Проводится в условиях стабильности Доверие к проводящему диагностику Возможность выбора анонимности Ограниченное время на ответ (30 мин.) Вопросы-перевертыши Показатель диагностики – не есть результат только деятельности классного руководителя Нельзя проводить часто (дважды в год)


Что делать с результатами диагностики? Обработать и систематизировать Таблица 8. Характер отношений школьников к иным людям устойчиво-негативное0% школьников ситуативно-негативное35% школьников ситуативно-позитивное58% школьников устойчиво-позитивное7% школьников


Что дают результаты диагностики? Результаты как минимум двух опросов дадут представление о динамике личностного роста, об успешности реализуемой вами деятельности Представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников (анализ - цель - планирование) Масштабы той или иной проблемы (% соотношение) Последний вопрос может дать представление о влиянии именно школы на личностное развитие школьников.


Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) Образное описание стадий развития коллектива. 1 ступень. «Песчаная россыпь» 2 ступень. «Мягкая глина» 3 ступень. «Мерцающий маяк» 4 ступень. «Алый парус» 5 ступень. «Горящий факел» Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей.


Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. 1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды? Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!


Обработка полученных результатов Кого выбирают Кто выбирает А.....Б.....В.....Г.....Д.....Е.....Ж....З..... А Х1,1,11,1 11 Б,1,1Х11,11 В,1Х1,1,1 1 Г,11,1,1Х111,1 Д,1,11,1Х11 Е,11,1,1 Х1 Ж,1,1 1,1Х З,1,1 Х Общее число выборов (рейтинг)


Интерпретация полученных результатов Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г); рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж); одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З); отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.


Экспертная оценка использования воспитательного потенциала совместной деятельности школьников и педагогов Рекомендации: источники информации (наблюдение за деятельностью педагогов, собеседование, анализ планов или программ организации воспитательного процесса); каков воспитательный аспект проводимых дел. Действительно ли они воспитывающие или направлены только на то, чтобы научить чему-то, выполнить работу, победить, заполнить досуг и т.д.? Тенденция сводить воспитательный процесс в основном к классным часам. степень участия и самостоятельности школьников в планировании, подготовке, проведении и анализе тех или иных дел (детское самоуправление).


Другие предметы мониторинга процесса воспитания 3.Профессиональная позиция педагога 4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: Материально-техническое оснащение Укомплектованность квалифицированными кадрами Предметно-эстетическая среда Деятельность детских объединений и органов самоуправления Программное обеспечение процесса воспитания

Цели и задачи : показать возможности Ехсеl в работе классного руководителя.

Методическая разработка состоит из программных оболочек Ехсеl с разработками:

  • программы для подсчета УУД,
  • программы для подсчетов по методике диагностики личностного роста (П.В.Степанов)

Программа для подсчета УУД (программа 1 )

Предлагаемая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС.
Два раза в год каждый учитель заполняет карту наблюдений (приложение 1 ) к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.) (приложение 1 ) по 4 критериям:

  • Критерии эффективности учебной деятельности
  • Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
  • Успешность социальных контактов
  • Эмоциональное благополучие.

Для быстроты проведения данной методики и получение данных о динамике достижений учащимися за прошедший учебный год уместно использовать данную программу.

Сейчас она представлена для 20 учащихся класса, но можно использовать для меньшего количества учащихся – необходимо в желтом поле «число учеников» поставить ваше количество. Для каждого ученика предназначено два значения: белое поле для данных 1 полугодия, а серое поле - 2 полугодие. В желтых клетках происходит автоматический подсчет по критериям и по классу в целом. В конце приведен средний по классу расчет. А внизу таблицы в зеленом поле по конкретному ученику. Последняя строка (голубая) указывает уровень данного ученика - вам легко будет видны изменения

Для законченности расчетов программа построит сравнительную диаграмму средних значений по классу за первое и второе полугодие

Программа для автоматической обработки анкет учащихся по методике диагностики личностного роста
(авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев) (программа 2 , приложение 2 )

Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале. Подсчет осуществляется как сложением, так и вычитанием числовых значений из бланка ответов учащегося.

Эта программа делает обработку по этой методике простой и не требует много времени.

Ответы каждого ученика заносятся столбиком на сером поле. Ниже в разноцветных полосках происходит подсчет баллов по тому или иному критерию для каждого ученика. Еще ниже в зеленом поле программа выдает характеристику значения для каждого ученика по каждому критерию. Справа в сиреневом поле – общие данные по классу.

Просто внимательно внесите ответы ваших детей – а все остальное программа сделает сама.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...