Былины источник знаний о киевской руси. Былины

Былина — это жанр устного народного творчества, представляющий собой эпическую песню-сказание, которая читается особым речетативом и повествует о богатырях и героических эпизодах истории Руси XI-XVI веков. Особенностью этого жанра является то, что каждая былина посвящается одному герою и отдельному событию или подвигу.

Слово «былина» появилось в 1830 году, его ввел в обиход ученый Иван Сахаров. До этого песни-сказания о богатырях и их подвигах назывались старИнами. Исследователи разделяют былины на два цикла: более древний Киевский и Новгородский.

Читаем былины

  • (другой вариант)

Также вы найдете тексты былин в некоторых статьях о (см. таблицу).

Тематика былин

Тематику Киевского цикла можно назвать классической: былины описывают отдельные подвиги разных богатырей по защите земли русской от печенегов, от разной нечисти в Киевской Руси. Большинство этих былин посвящено временам правления великого князя Владимира. Главными героями былин периода Киевской Руси являются такие богатыри как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

В более позднем Новгородском цикле описание ратных подвигов отступает на второй план и выдвигается вперед «господин Великий Новгород», так часто называли этот большой город, с его торговлей, обывателями, красочными описаниями городской жизни. Соответственно и героями былин становятся не богатыри-ратники, защищающие Русь от врагов, а купцы и лихие молодцы. Примеры былин новгородского цикла — это былина Садко, былины о Ставре, о Василии Буслаеве, о Хотене Блудовиче.

Садко — это выходец из небогатой семьи, гусляр. Благодаря сказочному вмешательству морского царя он становится богатым купцом и отправляется торговать за море. На обратном пути во время шторма ему дается перехитрить морского царя и вернуться в Новгород с богатыми товарами.

Ставр — богатый боярин и купец, в общем-то, барышник и ростовщик, которого заключают в темницу по велению князя Владимира. Здесь исследователи находят поэтически выраженный отголосок реального соперничества Киева и Великого Новгорода. И очевидно, это так и есть, так как сказитель-новгородец явно на стороне боярина Ставра.

Также героями новгородских былин выступают и просто разудалые мОлодцы, наиболее яркий пример которых — Василий Буслаев, новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали.

О былинных героях новгородского цикла можно сказать, что Садко — это олицетворение богатства Новгорода, а Буслаев — его могущества.

Композиция былин

Композиция сюжета былин всегда пострена по одному принципу:

1. Зачин (завязка сюжета)
2. Развитие действия (рассказ о событиях, предшествующих подвигу).
3. Кульминация (описание самого подвига).
4. Развязка (изображение сокрушенного врага, чествование победителя и т.д.).

В некоторых былинах зачину предшествует «запев», а за развязкой следует «исход». Цель запева — привлечь внимание слушателя. Очень часто он рисует величественные картины природы, настраивая слушателей на торжественный пафос и восприятие чего-то значительного и важного. Например, запев былины «Про соловья Будимировича»:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота, окиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты днепровския.

В исходе былины чаще всего воздается слава богатырю, например:

«Да тут Святогору да богатырю славу поем»;

«Тут Михаилы Потыку сыну Иванову славу поют,
Синему морю на тишину,
Всим добрым людям на послушанье.»

В некоторых исходах подчеркивается историческая достоверность былины:

С той поры да с того времени
Стали Добрыню стариной сказывать»
(исход одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша»)

Композиционные принципы и приемы былин

1. Принцип антитезы

Принцип противопоставления, который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Это часто видно уже в названии: например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей». Сопоставляются былинные богатыри и их противники, которые контрастны прежде всего по по своему духовному облику, морально-нравственным качествам. Богатырь, как правило, добр, справедлив, честен, миролюбив, благороден и скромен. И наоборот, его противник - зол, бесчестен, воинствен, самоуверен и коварен. Принцип антитезы используется и при описании внешности: напр., Илья Муромец - человек обычного роста, а его противник Идолище устрашающих размеров.

2. Прием выделения

Прием выделения применяется зачастую уже в зачине для того, чтобы показать, о ком пойдет речь в былине. Например, зачин былины «Бой Алеши со Змеем»:

Да у князя было, князя Володимира,
Собирался в него да пир-беседушка,
И честна, и хвальна, да многорадостная.
Во-пиру-то бы сидели князья, богатыри,
Они сильные могучие богатыри.
Да и нету во пиру-то млад Алешеньки,
Млад Алешеньки свет Поповича.

В этом зачине вы как раз и видите, как сказитель приемом выделения дает понять, что главным героем былины будет Алеша.

Во многих былинах мы можете встретить ситуацию, когда князь Владимир обращается с каким-либо важным делом к богатырям, а они замолкают и и друг за друга прячутся. И лишь один-единственный вызывается выполнить важное поручение. И это не потому, что все трусливы и лишь один - смел. Нет, тут просто действует прием выделения одного героя из многих, т.к. в былине все подчинено созданию образа богатыря. И рассмотренный нами прием выделения также служит именно этой цели.

3. Прием гиперболизации

Гиперболизация (чрезмерное преувеличение) является важнейшим принципом создания былин. В них гиперболизируется сила не только богатырей, но и их противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа богатырей над ними, тем большего прославления они заслуживают. Таким же приемом описывается и сила богатырских коней, да и многие другие моменты. Например, богатство Дюка Степановича из Галича описывается так:

«Владимир ты князь да столен-киевской!
Пришли-тко бумаги сюды три воза,
А пошли сюды да тридцать писчиков,
Не описать именья будет в три года,
Во тех межах буде числа не дать».

(Это пишет Добрыня, которого послали в Галич, чтобы удостовериться в словах Дюка Степановича)

4. Диалоги

Значимую роль в композиционном построении былины играют диалоги: они драматизируют сюжет и помогают полнее охарактеризовать героев, раскрывая их переживания и мысли. Часто диалог является поворотным моментом былины. Очень хорош пример былины «Добрыня Никитич и Василий Казимирович»: на пиру «удалый добрый молодец» Василий Казимирович получает от князя Владимира задание отвезти огромную дань Батуру Батвесову. Опечаленным уходит Василий с пира: не по душе ему везти дань бусурманину. Встречает он Добрыню и между ними состоится разговор. Узнав о поручении князя Добрыня Никитич говорит:

«Не возьмем везти от князя от Владимира,
Не возьмем от него дани-пошлины, -
Мы попросим от собаки Батура Батвесова,
Мы попросим от него дани-пошлины»

С помощью этого диалога сказитель неожиданно меняет сюжет, пафос былины возрастает, растет внимание и чувство облегчения у слушателей: не подвел дорогой Добрынюшка, не посрамил честь свою и землю русскую. Таким нехитрым, но эффектным способом раскрывается чувство национальной гордости одного из самых любимых русских богатырей.

4. Прием повторений

Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным. Основное назначение подобных повторений - наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев. Приведем такой пример:

Увидев с горы неисчислимое войско противника и поняв, что одному с ним не справиться, Илья Муромец обращается к богатырю Самсону Самойловичу с такой взволнованной речью:

Крестный ты мой, батюшка, Самсон Самойлович,
И вы русский могучий богатыри,
Вы седлайте-тко добрых коней,
А и садитесь вы да на добрых коней,
Поезжайте-тко да во раздолыщо чисто поле,
А и под тот под славный стольний Киев град.
Как под нашим-то под городом под Киевом
А стоит собака Калин царь,
А стоит со войсками великима,
Разорить хотит ён стольний Киев град,
Чернедь мужиков он всех повырубить,
Божьи церкви все на дым спустить,
Князю-то Владимиру да со Опраксой королевичной
Он срубить-то хочет буйны головы.
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольний Киев град,
Вы постойте-тко за церквы ты за божий,
Вы поберегите-тко князя Владымира,
И со той Опраксой королевичной!
(Гильфердинг, т. 2, с. 25)

На это Самсон Самойлович отвечает:

Ай же крестничек ты мой любимыий,
Стары я казак да Илья Муромец!
А и не будем мы да и коней седлать,
И не будем мы садиться на добрых коней,
Не поедем мы во славно во чисто поле,
Да не будем мы стоять за веру, за отечество,
Да не будем мы стоять за стольний Киев град,
Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви,
Да не будем мы беречь князя Владымира
Да еще с Опраксой королевичной.
У него ведь есте много да князей бояр,
Кормит их и поит да и жалует,
Ничего нам нет от князя от Владымира.
(Гильфердинг, 2, с. 25-26)

Услышав отказ Самсона Самойловича, Илья Муромец вновь обращается к нему и другим богатырям с призывом встать на защиту Киева. Самсон Самойлович опять отвечает отказом. Илья Муромец третий раз обращается к русским богатырям. В третий раз Самсон Самойлович отвечает отказом. Обращение Ильи Муромца и ответ на него в былине трижды повторяется дословно.

В чем смысл и художественная необходимость такого повторения? Значение этого троекратного повторения диалога огромно. Во-первых, в нем выражается основная патриотическая идея былины - необходимость стояния за русскую землю; во-вторых, в нем выражается социальный конфликт между князем Владимиром и богатырями и, в-третьих, посредством этого приема подчеркиваются, необычайно ярко выражаются главные черты Ильи Муромца - его патриотизм, воля и настойчивость: в то время, когда над Родиной нависла смертельная опасность, он забывает личную обиду, выступает на защиту Родины, трижды обращается к русским богатырям с призывом встать на защиту отечества.

Стилистические особенности былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца стиха.

Стилистическое своеобразие былин определяется традиционностью выразительных средств жанра. В былинах наиболее употребительны такие литературные приемы как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Эпитеты в былинах выражают то или иное отношение народа к изображаемым событиям, то есть имеют определенное оценочное значение. Главный герой былин – «могучий богатырь». Он неизменно называется «добрым молодцем», «удалым молодцом». У него «силушка великая», «громкий голос», «сердце богатырское». Верным помощником богатыря является конь, который в былинах наделяется яркими эпитетами: «богатырский», «добрый», «резвый» и т.п. Типичны и тавтологические эпитеты: светлая светлица, соль соленая, старость стара, меды медвяные.

Для выражения противопоставления в былинах используются увеличительные и уменьшительно-ласкательные формы: ручища словно граблища, глазища, головища с лоханищу, Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька, Овдотьюшка.


1.Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.

2.Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.

3.Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).

4.Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Цели:

  1. Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.
  2. Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.
  3. Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).
  4. Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Основные знания.

Былины – источник знаний о Киевской Руси. Основные термины и понятия: Былины, побратим.

Оборудование и материалы:

Былины «Садко», «Волга и Микула Селянинович», картина Васнецова «Три богатыря».

Тип урока: Комбинированный.

  1. Организационный момент.

Мы изучаем большую тему «Киевская Русь». Узнаем когда образовалось первое славянское княжество Русь, как защищали свои земли и укрепляли свои границы, узнали много о династии Рюриковичей (первых князей).

1. Аукцион имен.

Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей.

2. Олег IX век IX - Рюрик

4. Ольга 912 г. закончил 912 г. - Олег

3. Игорь 972 г. погиб 945 г. - Игорь

1. Рюрик 945 г. погиб 950 г. - Ольга

6. Владимир 950 г. сер.Х 972 г. - Святослав

5. Святослав 988 г. крещ. 988 г. - Владимир

1. – Кто из князей объединил славянские племена?

(Варяжский князь Рюрик объединил восточных славян в первое славянское княжество – Русь. Княжество стали называться русской землей. Столицей стал город Новгород, главный город на Руси.

2. – Кто из князей выполнил главную свою задачу, объединил новгородские и киевские земли? (Олег хитростью захватил Киев, объединил новгородские и киевские земли. Центром Руси стал, город Киев «Мать городов русских». 879 г.

3. Догадайтесь, кому принадлежат слова: «Хочу мстить за мужа своего». Как отомстила княгиня Ольга за мужа своего, (стр. 144).

4. Кто из князей посылал врагу послания «Иду на вас». (Сын Игоря и Ольги, Святослав был сильным, мужественным. В битвах всегда одерживал победы. Когда князь шел в бой, то посылал врагам весть «Иду на вас».

5. Из чего черепа печенежский хан, приказал сделать чашу для вина, окованную золотом? Подчеркните правильный ответ: Игорь, Святослав, Олег. Святослав с дружиной возвращался на ладьях по реке Днепр из Византии. Они устали, от битв и сражений. Напали печенеги, погиб Святослав и дружинники. По приданию, князь печенегов велел из черепа Святослава сделать чашу для вина. Ее оковали золотом и на пирах он пил из нее в знак победы над русскими воинами).

6. Кого из князей в народе прозвали «Красное солнышко»? Назвать задачи которые были главными для князя:

  1. Защищать Русь от нападения врагов.
  2. Упорядочить сбор дани – полюдье.
  3. Он сумел организовать оборону страны и объединить все русские земли под своей властью.
  • Русь была укреплена: построили города – крепости, установили охрану границ страны. Но управлять такой страной, было сложно.

1) - Кто помогал Владимиру справляться с этой задачей. (Дружина). Индивидуальное задание.

Исторический диктант.

Вставить пропущенные буквы.

Главным членом в Древней Руси был к...в. У него в подчинении была д

на – это вооруженные люди, которые заставляли любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на войну, делил добычу.

2) индивидуальное задание.

  • С какими народами воевала Русь в X веке, защищая свои земли?

Венгры, хазары, печенеги, половцы, варяги, монголы.

  1. Повторение домашнее задания

Уч-ль: - Много сделал Вл. Красное солнышко для Руси, но возникали противоречия, не было полного единства среди русских людей. Князь Владимир понимал и хотел объединить всех жителей Руси.

  • при помощи чего?

Историческая азбука: печенеги, плен, полюдье, пленные, придание, половцы, поход, предсказания, Перун.

Кто такой Перун?

Религия наших предков – язычество.

Задача князя Владимира.

Объединить всех при помощи веры одного Бога и под властью одного князя.

  • Кто такие христиане?

Беседа по вопросам. Выборочное чтение.

  • Откуда пришло к нам христианство?
  • Какой нужно было совершить обряд, чтобы стать христианином?
  • Когда было принято христианство и как проходило крещение на Руси? 988г. Рабоба
  • Почему принятие стало важным событием? Зачитать.
  • Кто такой Иисус Христос, какие еще вы знаете заповеди?
  • После принятия христианства была образования Русская Церковь.
  • Кто управлял Русской Церковью. (Разбор схемы)

Как распространялось на Руси христианство, объединявшее всех жителей страны.

Словарная работа: Проповедники, христиане,

Крещение, священники, крест, молитва, Патриарх, благотворительность

Показ набора открыток. – выбрать церковь, монастырь.

  • Кто такие монахи?
  • Как возник Киево - Печерский монастырь?
  • Можно ли монаха Антония, назвать святым.
  1. Объяснение новой темы.

Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания о каком - либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем Рассказ - былину.

Сообщение темы урока:

«Былины - источник знаний о Киевской Руси»

Словарная работа: былины

  1. Рассказ - это событие, которое имело место в жизни, т.е. на самом деле.
  2. Рассказ, который основан на вымысле, фантазии, - это
  • Какие былины вы знаете?
  1. Беседа по картине «Три богатыря»

а) Назовите имена богатырей.

б) Чем занимались богатыри?

  1. Работа с дополнительным материалом «Богатырь Илья Муромец».

а) За что почитали Илью Муромца?

  1. Рассказ учителя с выборочным чтением.

а) Как изменилась жизнь Ильи Муромца.

б) Что значит стать....

в) Почему конь был верным спутником и боевым другом богатыря?

Беседа:

  1. Рассказ о Святогоре и Микуле Силяниновиче.
  2. Рассказ о Никите Кожемяке.
  • Былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами.

Подведем итог беседы:

О чем еще рассказывают былины? Зачитать.

Тема урока: Былины – источник знаний о Киевской Руси.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал – презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы – коррекционные упражнения по теме урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение.

1. Беседа по вопросам:

Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?

В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.

Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.

Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?

Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?

2. Расположите карточки парами:

Владимир Красное Солнышко

Олег Вещий

Святослав

Игорь

Ольга

Крещение Руси

Завоевание Царьграда

Двойной сбор дани

Упорядочение сбора дани

Войны с хазарами и печенегами

    Дополните пары нужными карточками с датами:

879 год – основание Киевской Руси

988 год – принятие христианства на Руси

    Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.

Кто такие язычники?

Каких языческих славянских богов вы можете назвать?

Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?

Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.

Что он для этого сделал?

Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?

При каких обстоятельствах он сам принял христианство?

Как происходило крещение в Киеве?

Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?

    Сообщение темы и целей урока.

(Начало работы с презентацией)

Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные – дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные – летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста – песни, сказки, былины.

И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока – «Былины – источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)

    Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях – русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 – 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 – 27)

Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины – на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

    Закрепление материала.

    Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины – произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.

    Работа в тетрадях – разгадывание ребусов (слайды 34 – 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)

    Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная – утвердительный ответ, красная – отрицательный).

Вопросы-утверждения.

    Былины рассказывают нам о далёком будущем.

    Героями былин в основном являются богатыри.

    Былины рассказывали гусляры-сказители.

    Сюжеты былин основаны на вымысле.

    Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.

    Былины для нас записали собиратели народного творчества.

    В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.

    Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.

6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

7. Домашнее задание. Прочитать о былинах вы сможете на страницах вашего учебника.

Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)

Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.

Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.

Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять – соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.

Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»

Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме – земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.

Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.

Тема урока: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал - презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы - коррекционные упражнения по теме урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение.

1. Беседа по вопросам:

Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?

В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.

Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.

Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?

Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?

2. Расположите карточки парами:

Владимир Красное Солнышко

Олег Вещий

Святослав

Крещение Руси

Завоевание Царьграда

Двойной сбор дани

Упорядочение сбора дани

Войны с хазарами и печенегами

    Дополните пары нужными карточками с датами:

879 год - основание Киевской Руси

988 год - принятие христианства на Руси

    Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.

Кто такие язычники?

Каких языческих славянских богов вы можете назвать?

Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?

Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.

Что он для этого сделал?

Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?

При каких обстоятельствах он сам принял христианство?

Как происходило крещение в Киеве?

Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?

    Сообщение темы и целей урока.

(Начало работы с презентацией)

Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные - дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные - летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста - песни, сказки, былины.

И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока - «Былины - источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)

    Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях - русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 - 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич - не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 - 27)

Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины - на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

    Закрепление материала.

    Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины - произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.

    Работа в тетрадях - разгадывание ребусов (слайды 34 - 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)

    Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная - утвердительный ответ, красная - отрицательный).

Вопросы-утверждения.

    Былины рассказывают нам о далёком будущем.

    Героями былин в основном являются богатыри.

    Былины рассказывали гусляры-сказители.

    Сюжеты былин основаны на вымысле.

    Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.

    Былины для нас записали собиратели народного творчества.

    В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.

    Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.

6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)

Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.

Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.

Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять - соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.

Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»

Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме - земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.

Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.

Вам также будет интересно:

Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...
Строение и функции молекул ДНК и РНК
Мономерными звеньями которого являются нуклиатиды. Что такое ДНК? Вся информация о...
Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора
Городская научно-практическая конференция «Старт в науку» Знаменитые теоремы (теорема...
Самые знаменитые русские в мире
Русские ученые изобрели телевизор, а русские режиссеры научили весь мир театру. Кто же из...
Примерное расписание логопедических занятий
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет...