Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Анализ "Пиковой дамы" Пушкина А.С Пиковая дама сюжет произведения

Как "Пиковая дама" сложна! Слой на слое.(А. Ахматова.)

"Пиковая дама" писалась Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Что составляет сюжет повести? Игра и интрига игры. А трагедия Германа - это трагедия обмана и проигрыша. Причем обман исходит от карт, от призрачного шелестения бумаги, от горячечных мечтаний.

Во времена Людовика XIV веселились, но там, "где прежде раздроблялись все тонкости общественного ума, где все сокровища и оттенки французского языка истощались в приятных шутках и острых словах, там заговорили. о цене банковских ассигнаций, и домы, в которых собиралось лучшее общество, сделались биржами".

Обстоятельства переменились, и истинная французская веселость стала редким явлением в парижских собраниях (приближаемся к полюсу "Пиковой дамы"! - Н. Э.). Начались страшные игры; молодые дамы съезжались по вечерам, чтобы разорять друг друга, метали карты направо и налево и забывали искусство граций, искусство нравиться (полное противоречие с "Записками" Натальи Петровны Голицыной! - Н. Э.)". Натан Эйдельман Творческая история «Пиковой дамы». Журнал «ЗНАНИЕ - СИЛА»Номер 11/2004.

Крайне любопытно. Карточная игра здесь как некий признак упадка и скуки, даже дамы вовлечены в нее, ситуация совершенно "пиководамская". Армида не ведает, какие фурии вскоре обрушатся на людей, впереди тот гром, который разделит этот мир и далее создаст другой - внуков пиковой дамы.

Конечно, мы не имеем достаточно оснований (не имея черновиков), чтобы сказать, что толчок существенным мыслям Пушкина порожден был чтением этого текста, который Пушкин, естественно, читал с детства. Понятно, что он лег на другие сложные ассоциации и размышления, в основном связанные с событиями 1830-1831 годов, когда приходит новый тур революции, заставивший особо остро взглянуть на время, отдаленное на 50 - 60 лет, поэтому начало этой ситуации и ее конец сопрягались, и в 1830 году строки Карамзина умножались на историческое знание и размышление. Думаю, что если положить рядом текст Карамзина и текст "Вельможи", то мы получим второй пласт идей, ведущих к "Пиковой даме".

П.А. Вяземский вспоминал, какое большое место занимала в жизни игра в карты: "Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты одна из непреложных и неизбежных стихий. Везде более или менее встречается страсть к игре, но к игре так называемой азартной. Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми ее пагубными последствиями".

Как видим, Пушкин отдал дань тогдашней моде, написав повесть об игроке. Мечта о мгновенном обогащении - или жажда острых ощущений, жажда борьбы с Судьбой - две одинаково сильные страсти - толкали молодых людей к игорному столу. Проигрыш приводил в отчаяние - одни стрелялись, другие, как Герман, сходили с ума.

"Случай! - сказал один из гостей.

Сказка! - заметил Герман".

Перед нами две реакции на рассказ Томского, героя "Пиковой дамы". В сущности, эти две оценки анекдота - завязка философской интриги. Обо всем, что случится дальше, можно сказать - "случай" или" сказка". Кажется, что реплики отрицают друг друга и отрицают чудо. Но у Пушкина случай не слеп и сказка не выдумка. У Пушкина обе силы действуют в тайном единстве и подтверждают чудо. То чудо, которое решает судьбу героев, как они сами ее для себя выбрали, - как Герман неведомо для себя выбрал пиковую даму вместо туза - "обдернулся".

У Пушкина, как в поэтических, так и в теоретических текстах развита целая философия случая как остроумной жизненной силы. Случай связан у писателя и с античным Роком, и с христианским Провидением.

Немецкий исследователь "Пиковой дамы" Вольф Шмид увидел в повести "философию истории": недаром в тексте дважды встречается имя Наполеона. По Пушкину, Провидение действует как в истории, так и в частной жизни людей, и случай, как мгновенное орудие провидения, не такой уж слепой - это не только отроумная, но и умная сила. Шмид / Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, Авангард. СПб., 1998.

Ю. Лотман, связывая тему карточной игры с философией истории Пушкина, говорит о том, что рациональное объяснение не в состоянии объяснить новую картину мира начиная с французской революции. Лотман Ю.М. "Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века [Электронный ресурс].

Пушкин в ряде стихотворений описал европейский процесс как большую "таинственную игру", а Наполеона как фантастического игрока. На этом поле. С Наполеоном встает вопрос о неслыханных возможностях одного человека по своему произволу подчинять себе жизнь и историю - но только в пределах, какие ставят этой железной воле жизнь и история.

Герман тоже фантастический игрок, как Наполеон на поле большой истории. "Непреклонность и терпение" - это личная ставка Германа. Но он шулер: он имитирует риск и борьбу с Роком, а на самом деле играет наверняка, имея всю полноту информации. В конечном итоге именно это парадоксальным образом приводит его к катастрофе. Почему? На это ответ вся повесть.

Здесь, очевидно, уместно остановиться на "немецком элементе" как факторе поэтики Пушкина. Ко времени написания повести в России уже сложились более или менее устойчивые представления о немецком характере, и Пушкин их вполне разделял. Это, прежде всего немецкая аккуратность, пунктуальность, доходящая до педантизма. Считалось, что немец живет более рассудком, а русский - чувством. Немец сдержаннее, русский непосредственнее.

"Герман немец: он расчетлив, вот и все!" - говорит Томский, объясняя нежелание своего приятеля вступать в игру. Но Герман - еще и "сын обрусевшего немца". На фоне названных выше представлений это можно считать мотивировкой противоположных качеств героя с помощью привязки их к национальным стихиям: страстность и неуемность - к русскому началу, самообладание и внутренняя дисциплина - к немецкому. Противоположность душевных качеств выражается в отношении Германа к идее обогащения. Его жизненное правило: "расчет, умеренность и трудолюбие" - есть установка на постепенность накопления, без резкого обогащения, но и без срывов. А мысль о карточном выигрыше, которую Герман подавляет, но которой, в конце концов, поддается, есть нарушение установки на постепенность накопления. Все надежды переносятся наудачу и внезапность.

В том случае, когда задают тон расчет и умеренность, все события развиваются логично и правильно. Во втором случае открывается возможность для вмешательства неконтролируемых сил, за которыми можно подозревать присутствие сил потусторонних, высших.

По известной характеристике Ф.М. Достоевского, фантастика "Пиковой дамы" отличается принципиальной двойственностью: Тамарченко Н.Д. О поэтике «Пиковой дамы» А.С. Пушкина // Вопросы теории и истории литературы. - Казань, 1971. "Вы верите, что Герман действительно имел видение и именно сообразное с его мировоззрением, а между тем в конце повести, т.е. прочтя ее, Вы не знаете, как решить: вышло это видение из природы Германа, или действительно он один их тех, которые соприкоснулись с другим миром". Но как бы то ни было, важно, что с "другим миром" (в действительности или иллюзорно) сталкивается такой человек, как Герман, - прагматик и реалист. "Немецкий элемент" снова появляется в точке пересечения различных планов - действительного и ирреального, чтобы выявить и усилить этот контраст. Именно из такого столкновения извлекаются Пушкиным художественные эффекты.

А.С. Пушкин внимательно следил за новинками европейской литературы, где появлялся "романтический злодей" с профилем Наполеона и душой Мефистофеля - этакий литературный двойник Германа. В "Пиковой даме" популярный тогда жанр "неистовой литературы" получает сложный, иронический глубоко серьезный отклик.

Среди произведений "неистовой литературы", которые можно соотнести с "Пиковой дамой", несомненно, самым выдающимся и оказавшим на нее наиболее глубокое воздействие, была повесть В. Гюго "Последний день приговоренного к смерти". На фоне сложившегося к началу 30-х годов жанрового канона она выделялась тем, что имела явно нравственную цель. В этом произведении Гюго провозгласил идею абсолютной ценности человека, подойдя к проблеме преступления и наказания с двух разных точек зрения: моральной и социальной.

Идейно - композиционным центром произведения Гюго является сон приговоренного, разговор его с таинственной старухой. Этот сон произвел на Пушкина большое впечатление (известны два отзыва Пушкина о повести). В конце III главы "Пиковой дамы" образ графини явно перекликается с образом старухи у Гюго. Тамарченко Н.Д. «Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. - Л., 1972.

У Гюго сон раскрывает "муки сознания", в котором свет готов уступить место тьме, а образ старухи отвратителен, как конвульсии плоти, которую покидает дух. Разговор со старухой - это внутренний диалог, подготовленный развитием действия, постепенным отъединением героя от мира.

Гюго показал духовный кризис, гибельный тупик обособленного сознания, порожденный преступлением. (Кстати. Образ старухи из страшного сна Раскольникова у Достоевского тоже имеет явную перекличку со сном приговоренного).

Внутренне раздвоение главного героя повести Гюго подсказало Пушкину подобную же форму диалога: Герман говорит столько же с реальной графиней, сколько с призраком, созданным его идеей ("…Вы не знаете, что решить". Достоевский). Но дальше начинаются различия. У Гюго связь героя с действительностью разорвана преступлением (как, позже, у Достоевского); У Пушкина она только нарушена. Получается, что коллизии двух произведений противоположны: в "Пиковой даме"это преступление, в "Последнем дне приговоренного" - наказание. О преступлении героя Гюго мы ничего не узнаем, не идет речь о каких-либо угрызениях совести. Противопоставлены живая человеческая личность и абстрактный государственный закон.

Такая коллизия ближе Достоевскому, чем Пушкину, который еще не знал полного обособления этих начал. Пушкин еще верил в возможность совместить гуманное, личное с государственным.

Герман пришел испросить у графини прощение без раскаяния, но с потревоженной совестью, без веры в конечное воздаяние и возмездие, но с суеверным убеждением, что есть внешние силы, управляющие жизнью. Наполеоновская твердость уже дала трещину, готовность к "дьявольскому сговору" оборачивается сделкой с совестью. Так подготавливается срыв, предвещающий окончательную катастрофу.

Он мотивирован, конечно, внутренним разладом. Если бы Пушкин, как впоследствии Достоевский, изображал столкновение человека с нравственным законом в себе, противостоящим современной цивилизации, то именно внутренний аспект придавал бы крушению наполеоновских притязаний высокий трагический смысл. Но этого в "Пиковой даме" нет. У Пушкина "голос совести" - присутствие в душе "героя" обыкновенного человека, может быть, более гуманного, но и более мелкого, ограниченного, практически-расчетливого. Поэтому Пушкин вносит в повесть иронически-снижающий оттенок, соотнося тему судьбы с эпиграфом, удостоверяющим "тайную недоброжелательность" ссылкой на "новейшую гадательную книгу".

Различия художественных принципов Пушкина и Гюго свидетельствуют о том, что оба вышеназванные произведения представляют собой полярно противоположные пути решения проблемы преступления и наказания. В любом случае, и в "пиковой даме", и в "Последнем дне приговоренного" были предпосылки идей и форм "Преступления и наказания". Связь с ними обнаруживает, прежде всего, образ старухи во сне Раскольникова.

Произведение Пушкина «Пиковая дама» вышло из-под пера великого поэта в 1833 году. Основой для него послужила известная в свете таинственная салонная легенда о внезапной и потрясающей карточной удаче княгини Натальи Голицыной. Повесть цельна, напоминает увлекательный рассказ и читается «с первого раза».

С обычного для собравшейся карточной компании рассказа (повествует помещик Томский) начинает завязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» содержанием своим вводит нас в гусарский XVIII век. Бабушка рассказчика, графа Томского, Анна Федотовна в молодые годы проиграла графу Орлеанскому все до копейки. Не получив средств от возмущенного мужа, она в помощь от известного оккультиста и алхимика графа Сен-Жермена (у которого затем попросила денег) узнала тайну трех карт. При этом таинственным французом было обусловлено, что графиня проведет всего лишь одну игру. Анна Федотовна Томская тогда отыгралась и уехала в Северную Пальмиру. Никогда более она не садилась за игровой стол. Лишь однажды раскрыла секрет г-ну Чаплицкому, предварительно заручившись от него обещанием, аналогичным своему. Тот слово не сдержал, выиграв однажды, не остановился вовремя и затем, проиграв миллионы, умер в нищете. Согласитесь, дорогие читатели, мастерски сплел интригу своей повести Пушкин. «Пиковая дама» - произведение увлекательное и динамичное.

Рассказ не остался «висеть в воздухе». Его услышал съедаемый страстями и честолюбием молодой инженер Германн. Он не играет, поскольку состояние его скромно, и нет у него другого дохода, кроме жалованья. Подавляемая сильной волей страсть к игре заставляет его жадно ловить каждый ее нюанс. Услышанный рассказ графа Томского потряс молодого инженера, и жажда скорого обогащения овладела ним.

Уклад жизни графского дома описывает в следующей главе Пушкин. «Пиковая дама» знакомит нас с графиней Томской, живущей замкнуто в имении, бессмысленно соблюдающей дворцовый этикет XVII века, маниакально следящей за своим убранством и внешностью. Бесконечны ее мелочные придирки. Этой своей манерой помещица изводит и достает всех окружающих, а особенно молоденькую воспитанницу Елизавету. Горячий и пылкий Германн очаровывает Лизоньку, пишет ей записки и добивается тайного свидания в графском доме. Знакомство молодых людей - тема третьей главы. Воспитанница подробно рассказывает ему план комнат. Но в назначенный час Германн идет не к девушке, а к ее хозяйке. Барыню он видит сидящей в бессоннице у окна. Молодой человек просит, а затем и требует от графини Томской раскрытия вожделенной тайны, но та упрямо молчит. Когда же инженер приступает к угрозам, вытащив пистолет, с помещицей происходит сердечный приступ, и та погибает.

Четвертая глава психологическая, нравственная. Германн поднимается к воспитаннице, рассказывает той о несчастье. Елизавета потрясена его корыстностью. Однако ни слезы влюбленной девушки, ни ее чувства не трогают алчного молодого человека.

В пятой главе Пушкин показывает свой талант как писателя-мистика. На отпевании графини Германну чудится насмешливый взор и подмигивание покойницы. Следующей же ночью его разбудил незнакомый шум, затем в комнату вплыл призрак Анны Федотовны и объявил ему тайную комбинацию карт - тройка, семерка, туз. Закончило виденье свою речь прощением Германна и просьбой сыграть лишь один раз и на этом прекратить, а затем жениться на Елизавете. Такую кульминацию сюжета создал Пушкин. «Пиковая дама» усиливает динамику своей линии.

Вскоре возникает идеальная ситуация для обогащающей игры. В Москву съезжаются богатые игроки. В первый день Германн удваивает свое состояние, поставив его все на тройку, но на этом не останавливается. Удача благосклонна к нему и на второй день - семерка также приносит удачу, он становится богатым. Однако страсть игрока, алчность властно ведут его к погибели. Он решается на третью игру, ставя на туза все свои добытые игрой шальные деньги - 200 000 рублей. Выпадает туз, но торжество Германна прерывает замечание оппонента Чекалинского, что его дама проиграла. Инженер понимает - случилось непостижимое: вытаскивая из колоды туза, его пальцы почему-то достали совершенно другую карту - даму пик - символ тайной недоброжелательности.

Отчаянный аферист потрясен, его сознание не справляется со стрессом, и он сходит с ума. Именно в шестой главе, содержащей и саму роковую игру, и расплату за нее наметил неотвратимую развязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» воздает Германну по заслугам: его дом теперь - семнадцатая палата Обуховской лечебницы для умалишенных. Сознание бывшего инженера с этого момента навечно замкнуто в комбинации трех карт. Судьба же воспитанницы Елизаветы складывается счастливо: брак, достаток и

Повесть «Пиковая дама» произвела фурор. В среде игроков даже возникла мода - ставить на упомянутые Пушкиным карты. Современники отмечали мастерское психологическое изображение автором образа старой графини, а также ее воспитанницы. Однако наиболее рельефно изображен «байроновский» персонаж Германна. Удача произведения неслучайна: классик, в жилах которого течет действительно горячая кровь, пишет на близкую для себя тему фарта, удачи. Вместе с тем мы видим его фаталистические убеждения, глаголющие, что все-таки над всей жизненной суетой довлеет рок.

Введение

Сюжет «Пиковой дамы», по-пушкински простой и прозрачный для поверхностного истолкования, таит в себе неограниченные возможности нового видения. Так «Пиковая Дама» на первый взгляд может показаться просто трагедией. Но, всматриваясь в глубину повествования, мы видим здесь что-то более серьезное и важное. Какая-то тайна заложена в самом рассказе, в эпиграфе написано: «Пиковая дама означает недоброжелательность». Новейшая гадательная книга.

пиковый дама эпизод сюжетный

1. Анализ сюжета и возможности его интерпретации

Болдинская осень, 1833

Точную дату написания «Пиковой дамы» никто не знает, но нет сомнений в том, что она была написана одновременно с «Медным всадником» и «Анджело». Таким образом, можно увидеть в них общие черты. Выявлением общего между данными произведениями занимался Сидяков Л.С. Он считал, что «петербургская тема объединяет «Пиковую даму» и «Медного всадника», тема безумия…а точки соприкосновения «Анджело» с «Пиковой дамой» в решении проблемы характера…психологическая проблематика, которой и способы ее воплощения неоднократно были предметом внимания исследователей» 11 .

Другие о Пиковой Даме

Исследованием романа А.С. Пушкина занимались многие писатели. Например,Муравьева О.С., 1977 г.

Бочаров С.Г. говорит, что «реальному направлению действия соответствует воображаемое направление: случай, сказка, шутка».

Он считал, что «действия шли в двух мирах: во внешнем мире и мире Германна», и это его мнение снова возвращается к эпиграфу первой главы о неоднозначности Пиковой дамы. Так же автор, по мнению Бочарова, «подключается к сознанию героя и продолжает его, ширит и завершает». Когда Германн был в комнате графини, тогда он видел очень много вещей, которые в реальной жизни он бы точно не заметил. А.С. Пушкин продолжает мысли Германна, дополняя их своими знаниями. «Роковая действительность, с которой не умело справиться однонаправленное воображение Германна», явилась его трагедией. П.В. Нащокин считал, что «главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, мать Дм. Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй», – сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышлено». Таким образом, П.В. Нащокин считал основу сюжета действительностью. Измайлов Н.В. рассматривал роман с точки зрения его фантастики: «две «петербургские повести», «Медный всадник» и «Пиковая дама», явились выражением его [Пушкина] понимания фантастики…в «Пиковой даме» воздействие темных, губительных сил воплощено в тайну трех карт, которую передает Германну явившаяся ему мертвая графиня» 8 . В этом слиянии двух планов «Пиковой дамы», незаметном для читателя, заключается, по мнению Достоевского Ф.М., «верх искусства фантастического» 7 . Лежнев А. обратил внимание на сюжет «Пиковой дамы», считал, что она отличается от болдинских повестей значительно большей линейностью: «Повесть развивается в естественной последовательности событий, вытянутых одной связной линией» 4 . Белинский даже считал, что, «собственно, это не повесть, а анекдот», и находил единственное достоинство, которое вообще он видел в пушкинской прозе – сам рассказ, который – «верх мастерства» 5 . А Чичерин А.В. высказал интересную мысль: «Внутренняя форма «Пиковой дамы» в духе романа, но во внешней форме роман не осуществлен» 6 .

«Пиковая дама» была исследована многими писателями, рассмотрена с разных сторон, а я хочу узнать, какую загадку таит в себе произведение А.С. Пушкина.

Сюжет Пиковой Дамы

Ход повествовательных событий ясен. По подробному изучению эпизодов видно, как сначала Германн узнает историю о трех картах, которые выигрывают. Он начинает обдумывать насколько реальна эта история. Может быть такие карты существуют? Эта мысль затмевает все остальные. Германн, как человек расчетливый, постепенно идет к своей цели, обдумав прежде возможные варианты перехода тайны к нему. Герой настойчиво добивается внимания воспитанницы, даже влюбляется в нее. Вторая впоследствии дает ему план дома. Уже здесь Германн встречается с графиней. Но она не говорит ему эти три верные карты. Потом старуха приходит, словно в воображении героя к нему самому, и говорит тайну. Затем читателям представляется карточная игра Германна, с которой все и началось, в которой он, в конце концов, проигрывает, из-за того, что ошибочно принял даму за туза. Так и объясняется название самого рассказа. Но должны смотреть глубже и на проблему, и на ее причину, почему в произведении упомянут Томский? Почему так много места уделено его рассказу?

Рассказ в рассказе

В первой же главе Томский рассказывает историю о своей бабушке. Эта история приведена полностью, без сокращений, на ней делается автором и Томским акцент. Она сразу притягивает внимание своей необычностью и заключает в себе рассказ с эпизодами.Они систематизированы, все следует по порядку, что говорит о том, что, возможно, Томский продумал ее заранее.

Во втором эпизоде говорится о проигрыше графини, а в девятом о выигрыше. История хорошо заканчивается, в отличие от настоящего исхода романа. Самым большим и центральным является эпизод посвященный Сен-Жермену. Из него очень непонятно, кем же был Сен-Жермен? Шпионом или шарлатаном, Вечным Жидом или «человеком очень любезным» (1)? А в следующем эпизоде, Томский называет его старым чудаком. Создается впечатление, что Сен-Жермен личность не однозначная, в отличие от Германн, по его же словам. Рассказчик действительно продумал свое выступление, потому что он даже сделал паузу на очень интригующем моменте. «Томский закурил трубку, затянулся и продолжал» (2).

В течение данной истории графиня ведет себя как королева, повелительница. Об этом говорят слова такие, как «чуть было не застрелился от ее жестокости», она объявляет (не говорит), приказывает, ее муж для нее слуга и человек, который оплатит ее проигрыш, графиня показывает ему свою «немилость», велит позвать мужа. Бабушка Томского «дошла с ним до рассуждений и объяснений… снисходительно доказывая…». И в настоящем времени она повелевает, только теперь не мужем, а воспитанницей. Рассказчик говорит, что графиня доказывала «разницу между принцем и каретником» (3), так он упоминает о состояниях людей и о разности положения в обществе.

Ее разговор с Сен-Жерменом можно понять как сделку с дьяволом. Томский тоже так считает и говорит об этом: «Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал…» и после последнего высказывания он сделал паузу! Настоящий искуситель.

2. Сказка Томского

Данный эпизод самый большой (999). В нем рассказывается анекдот, после которого завязывается вся история, разжигаются азарт Германна, его желания и слабости. Историю рассказывает Томский. По моему мнению, она очень удачна, так как рассказана в кругу игроков (удачное место), многие не поиграли, но хотели, а многие проиграли (вовремя). Томский рассчитывает на то, что этот анекдот заинтригует их, заинтересует, а может и заставит постоянно думать об истории. Мы видим, как действия героев начинают меняться, строится сюжет, причиной которого является анекдот. Томский передает достоверно и объективно никем не слышанный разговор графини и Сен-Жермена. Он знать этого не мог.

На протяжении всего произведения Томский является искусителем.

На уме у него что-то свое, которое никого не интересует, зато его истории производят впечатление. Томский много чего придумал в своем рассказе, но ему поверили, хотя, может это все была не правда.

Томский, догадавшись об отношениях Лизы и Германна, решил косвенно помочь ему прийти к его цели и начал искушать Лизавету Ивановну, а зачем ему это было надо, остается для нас вопросом.

Он не общался с Германном, но Лизавете Ивановне он рассказывал интересные детали его характера, он их тоже не знал: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства.» (4)

Эпизод и общие элементы повествования. Рассказ Томского

В данном эпизоде, главная его героиня, играя в карты, проиграла, что и является причиной ее обращения за помощью к Сен-Жермену. Графиня его просила. И закончился эпизод тем, что героиня выиграла. В сюжете «Пиковой дамы» герой вообще не играл в карты. Причиной его обращения к старухе с помощью Лизаветы Ивановны, был рассказ Томского, в котором была доведена до сведения всех игроков мысль о трех картах, которые выигрывают. Германн не просто просил рассказать графиню ему тайну, а умолял ее. Закончилось повествование проигрышем героя.

В этом эпизоде есть сходство с общим текстом. В обоих случаях все начинается с карточной игры. Финал заканчивается тоже игрой в карты. Сравнительно много места уделено в эпизоде Сен-Жермену, такая же ситуация происходит в общем тексте, тут много места выделено об истории Германна.

Поведение графини несколько, похоже, в обоих рассказах, она кричит на Лизавету Ивановну, девушка считается «домашнею мученицей», в эпизоде дедушка, муж графини, был «род бабушкина дворецкого» (5). Таким образом, графине всегда подчинялись.

Сен-Жермен помог старухе, но старуха не помогла Германну. Почему она так не хочет ему ее говорить? Может ее и не было вовсе? И исход историй противоположный: она полностью отыгралась, а Германн сошел с ума от своего проигрыша!? Графиня похожа с Германном. Они оба решительные, прямо идущие к своей цели, азартные. Только вот старуха добилась своей цели, а Германн нет (т. к. старуха умерла). У них так же много различий: в первой же главе «Пиковой дамы» они противопоставляются друг другу, она русская, а он немец. Германн молодой и не играет в карты, что легко объяснил Томский, сказав, что герой расчетлив, немец, это никого не удивляет. А вот то, что восьмидесятилетняя старуха не играет, это удивляет ее внука. И становится интересно, к чему же приведет встреча этих людей?

В 1833 году. Уже через год произведение было опубликовано. В русской литературе это практически первое произведение, которое стало популярным и полюбилось читателям не только в России, но и в европейских странах. Повесть оказала довольно большое влияние на формирования литературы в целом. Как результат по ней было снято в дальнейшем много фильмов. В этой статье мы попробуем провести подробный анализ повести «Пиковая дама».

История появления повести «Пиковая дама»

Основные герои произведения

Основные персонажи «Пиковой дамы» принадлежат к разным поколениям, имеют свой статус в обществе. Старая графиня Анна Федотовна богата и живет прошлым. Одевается она старомодно, ездит на балы, где спокойно сидит в углу и здоровается с гостями. Ее повседневное развлечение – донимать капризами бедную воспитанницу Лизу. Анна Федотовна – дама холодная, властная и эгоистичная. Мольбы и уговоры Германна не производят на нее никакого впечатления. Оживляется она только от страха или воспоминаний.

Пушкин тонко использует в повести исторический контраст: аристократический XVIII век, где правят законы чести, и век XIX, в котором уже властвуют деньги. Германн – человек новой эпохи. Стремление разбогатеть любой ценой приводит его к трагическому финалу. В разговоре с Лизой Томский характеризует главного героя такими словами: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Сам Германн больше всего ценит покой и независимость. Для этого ему и необходим солидный капитал.

Стоит обратить внимание, что Германн вовсе не беден, ведь он ставит на кон 47 тысяч рублей. Расчет, умеренность и трудолюбие называет герой своими «верными картами», которые непременно выиграют и вознесут его на самый верх социальной лестницы. Желая разбогатеть, Германн движется к своей цели с несгибаемым упорством. В душе он – страстный игрок, но берет карты в руки с большой осторожностью, ужасно боясь проиграть.

Неожиданная возможность быстро достичь богатства поражает воображение молодого инженера. С этой минуты стремление узнать тайну трех карт становится для него навязчивой идеей. Германн даже готов стать любовником восьмидесятилетней старухи. Случайная встреча с Лизой дает Германну другой, более верный путь. Играя чувствами девушки, военный инженер не испытывает ни малейших угрызений совести. Он идет к старой графине с пистолетом, хотя в его планы убийство старухи не входит. Германн собирается лишь напугать Анну Федотовну. Смог бы он убить старуху ради богатства? Вполне возможно. Эгоизм, жажда наживы, неразборчивость в средствах в сочетании с твердой волей и холодным расчетом сделали Германна опасным человеком.

Лиза выглядит жертвой трагедии, но бедная девушка не так уж безвинна. Ради денег она терпит причуды злой старухи, а Германна рассматривает с точки зрения своей выгоды. Лиза стремится удачно выйти замуж и резко повысить положение в обществе. Она близка Германну по духу, а искренность ее чувств вызывает сомнение. Не случайно в конце повести Пушкин сообщает, что в доме Лизы живет бедная воспитанница. Не стала ли благополучная Лизавета такой же мучительницей для другой бедной девушки, какой была для нее графиня? Анализ показывает, что Пушкин практически уверен, зло порождает зло.

История публикации повести «Пиковая дама»

«Пиковая дама» была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году и сразу приобрела огромную популярность. Это одно из первых произведений русской литературы, которое имело большой успех в Европе. «Пиковую даму» много раз переводили на иностранные языки классики европейской литературы. К примеру, автором французского перевода был Проспер Мериме.

Сюжет произведения вдохновил Петра Ильича Чайковского на сочинение оперы. Восемь раз «Пиковая дама» была экранизирована, в том числе и на зарубежных киностудиях. Известный литературовед начала ХХ века Мирский так высказался об этой повести: «По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе».

Сейчас вы смогли прочитать анализ повети «Пиковая дама». Мы надеемся, что это статья смогла наиболее полно раскрыть повесть Пушкина с разных сторон. Другие статьи вы можете прочитать в разделе «Блог » на нашем сайте.

Относительно времени написания повести «Пиковая дама» нет полной ясности: учёные сходятся во мнении, что она написана, вероятно, в октябре 1833 года в Болдине, но всё же не могут назвать точно дату, поскольку рукопись до сих пор не обнаружена.

Интрига повести, положенная в основу сюжета, взята Пушкиным из устного рассказа князя С.Г. Голицына, приятеля поэта, о своей бабушке Наталье Петровне Голицыной и секрете трёх выигрывающих карт, которым она якобы владела. Рассказ Голицына послужил поводом для мистической истории о молодом офицере, одержимом желанием выиграть в карты состояние, преступающем моральные и нравственные нормы ради достижения своей цели, и трёх таинственных картах, знание которых должно обеспечить выигрыш. Для того чтобы выведать секрет трёх карт, Германн — герой повести — воспользовался доверием Лизы, воспитанницы старой графини, хозяйки тайны, и стал невольной причиной внезапной смерти графини. Призрак графини, явившись ночью Германну, называет ему эти три карты, и, казалось бы, теперь, владея секретом, Германн сможет выиграть целое состояние.

Что же привлекает нас в этой повести? Занимательность и таинственный сюжет? Безусловно, однако за фасадом событий находится философская концепция, касающаяся самого основного вопроса жизни: что управляет ею — обстоятельства, суть которых сокрыта, или сам человек, который способен и должен рассчитывать на себя, то есть принять ответственность за свои решения? Обратим внимание на то, что Германн понимает условность карточной игры, где человек зависит от случая. Он не играет, подобно своим приятелям, а только наблюдает за игрой, объясняя это разумно: «...я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Из слов Германна становится ясно, что молодой офицер полагается только на себя, а искушение игры над ним не властно.

Искушение тем не менее подстерегло Германна в другом, оно поманило героя обещанием верного выигрыша и даже посулило ему гарантию: надо лишь добыть секрет трёх карт. На смену решимости Германна пробиваться в жизни своими усилиями пришла одержимость во что бы то ни стало получить этот секрет. Как мы видим, ничего не изменилось и карточная игра по-прежнему искушает человека: только раньше он сам обманывался, а теперь, когда он не хочет рисковать, искушение выступает в более тонком обличии, предлагая точный выигрыш, без усилия, мысли, риска, потерь. Ю.М. Лотман писал, анализируя «Пиковую даму»: «...игрок играет не с другим человеком, а со Случаем» — именно в этом состоит природа искушения игрой, ведь человек никогда не знает, что стоит за нею и какие факторы руководят её исходом.

Пушкин в образе Германна из «Пиковой дамы» отчётливо показал современного человека, исторические обстоятельства, формирующие его характер. Времена слепой веры в удачу, бесшабашного поведения прошли, и на авансцену истории вышел расчётливый и сухой делец, без нравственных норм и идеалов. Однако проблема выбора осталась перед человеком по-прежнему актуальной, то есть он во все времена принуждён решать, какой путь избрать: отдаться на волю случая, передоверить свою жизнь неизвестности, вмешательству чужой воли или оставаться самим собой, неуклонно следуя своей судьбе, понимая её не как мистическую предопределённость, а как реальные условия жизни, которые следует принимать, преодолевая трудности.

Трудно даже представить, какая бездна ужаса разверзлась перед Германном, когда вместо туза, в спокойной уверенности ожидаемого героем, на карточный стол легла пиковая дама: «...ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась». Что значила эта насмешка? Сошедший с ума Германн в больнице пытается это выяснить, бесконечно и «необыкновенно скоро» повторяя названия карт: «Тройка, семёрка, туз!» — это то, в чём он был уверен, и «Тройка, семёрка, дама!..» — то, что вышло в реальности.

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он намеренно не разделяет чёткой линией реальное и фантастическое: существует ли вообще тайна трёх карт, или это легенда? Утаила ли старуха-графиня секрет, унеся его с собой, или она в самом деле умерла от страха? Привиделся ли призрак старухи ночью Германну? Кажется ли ему, что она насмешливо смотрит на него из гроба, а потом с игральной карты? Цель этого художественного приёма в том, чтобы заставить читателя следить за развитием нравственной мысли произведения, а не воспринимать описанное только как мистическую историю или пародию на неё. Читатель должен не столько увидеть игру фантазии автора, сколько осознать нравственный закон, запрещающий смешивать жизнь естественную, честную и порочную, преступную. Этот закон высказан Пушкиным в начале главы VI повести «Пиковая дама»: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».

В «Пиковой даме» Пушкин-прозаик достигает творческой зрелости, с большой достоверностью и убедительностью создавая характеры героев своего времени и портреты персонажей из XVIII века. Пушкин точно воссоздаёт детали быта, поведения, нравов современников. Верны и тонки его психологические замечания. Автор с иронией изображает вздорность старухи, с сочувствием — положение Лизы, со светской беспристрастностью — офицеров, с беспощадной разоблачительностью — Германна. В повести «Пиковая дама» воссоздаётся атмосфера культуры и нравов XVIII и XIX веков; она насыщена символическими образами, которые подталкивают нас к поиску других смыслов повести.

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...