Слабая нервная система: Как ее укрепить, закалить и повысить стрессоустойчивость? Слабая нервная система: характеристика, признаки, как укрепить? Слабая нервная система признаки.

"Клиническая психология", Карвасарский
Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Наблюдая поведение собак, переживших затопление во время наводнения, заметил, что у одних животных сохранились ранее выработанные условные рефлексы, а у других - разрушились, и у животных появился невроз. Павлов решил, что первая группа животных обладает сильной НС, а вторая - слабой. Для слабого типа, как писал Павлов "прямо невыносима как индивидуальная, так и социальная жизнь с ее наиболее резкими кризисами". Психологи и клиницисты сегодня с выводами Павлова не согласны, см текст ниже

В результате исследований Павлов открыл такие свойства НС, как подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.
В настоящее время наиболее изученными являются такие свойства НС как: сила, подвижность и лабильность.

Сила нервной системы
Определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность. Сила нервной системы стала определяться по уровню активации ЭЭГ и рассматриваться как активированность нервной системы, чувствительность при этом является вторичной характеристикой, зависящей от уровня активации нервной системы в покое.

Как влияет сила нервной системы на поведение, деятельность человека?
Представители сильного и слабого типов нервной системы различаются по показателям выносливости и чувствительности. Для человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состояние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.
Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публичного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности.

Подвижность нервной системы
Это свойство впервые было выделено Павловым в 1932 г. В дальнейшем оно оказалось очень многозначным и было разделено на два самостоятельных свойства: подвижность и лабильность нервной системы (Теплов).
Подвижность нервной системы понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность. В эксперименте при определении подвижности испытуемому предъявляют чередующиеся в случайном порядке стимулы положительные (требующие ответной реакции), отрицательные (тормозные, требующие затормозить ответную реакцию) и нейтральные. Скорость реагирования зависит от того, насколько долго следы от предшествующей реакции сохраняются и оказывают влияние на последующие реакции. Таким образом, чем больше стимулов сможет безошибочно обработать человек в этих условиях, тем выше подвижность его нервной системы. Жизненными проявлениями подвижности нервной системы является легкость включения в работу после перерыва или в начале деятельности (врабатываемость), легкость переделки стереотипов, такой человек легко переходит от одного способа выполнения деятельности к другому, разнообразит приемы и способы работы, причем это касается как двигательной, так и интеллектуальной деятельности, отмечается легкость в установлении контактов с разными людьми. Инертные характеризуются противоположными проявлениями.

Лабильность нервной системы
Быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность (Введенский). Показателями лабильности являются КЧСМ (критическая частота слияния мельканий), а также ЭЭГ-показатели (латентный период и длительность депрессии L-ритма после предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных проявлений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.

Можно ли рассматривать одни типологические особенности как «хорошие», облегчающие адаптацию, а другие как «плохие», затрудняющие ее, как это делал в свое время Павлов?
Современные данные, полученные психофизиологами, психологами и клиницистами, свидетельствуют о том, что каждое из свойств нервной системы имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Так, например, положительной стороной слабой нервной системы является ее высокая чувствительность, высокая устойчивость к монотонии, более высокое проявление скоростных качеств. Положительной стороной инертности нервных процессов является установление более прочных условно-рефлекторных связей, лучшая произвольная память, большая глубина проникновения в изучаемый материал, большая терпеливость к испытываемым затруднениям. Таким образом, типологические особенности определяют не столько степепь приспособления человека к среде, сколько различные способы адаптации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности.

Стиль деятельности
Стиль деятельности - это система приемов выполнения деятельности. Проявление стиля деятельности многообразно - это и приемы организации психической деятельности, и практические способы действий, и особенности реакций и психических процессов. «... под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности» (Климов). Индивидуальный стиль вырабатывается в течение жизни и выполняет компенсаторную приспособительную функцию. Так, представители слабого типа нервной системы быструю утомляемость компенсируют частыми перерывами для отдыха, предварительным планированием и регулярностью деятельности, отвлекаемость внимания - усиленным контролем и проверкой работ после их выполнения. Предварительная тщательная подготовка дает возможность уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее в ответственные моменты деятельности.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.

Данная статья написана для людей, которые прошли период отвыкания и учатся жить без алкоголя. Мы поговорим о возбуждении и торможении нервной системы зависимого человека.

Принцип функционирования центральной нервной системы

Наша центральная нервная система (ЦНС) функционирует следующим образом.

При возникновении «изменения», «внешнего возмущения», например:

  • задача на работе;
  • решение вопроса с человеком;
  • любая ситуация, требующая повышенной активности.

ЦНС реагирует определенным образом, происходит возбуждение . Внешне оно выражено в:

  • повышенной концентрации,
  • учащении сердцебиения,
  • повышенной внимательности,
  • выделении большей энергии, чем в обычном состоянии.

Все это нужно для того, чтобы решить возникшую проблему, либо пройти период возмущения, адекватно среагировав на него.

Возбуждаясь, центральная нервная система затрагивает и другие системы функционирования организма:

  • мозговую активность;
  • сердечно-сосудистую систему;
  • энергетическую систему.

Весь организм начинает работать на более высоких оборотах. И это нормально: так мы без проблем решаем возникшую проблему или ситуацию.

После того, как проблема или ситуация разрешена, центральная система «тормозит» и возвращает себя в прежнее состояние «умеренного функционирования». Все остальные системы организма также приходят в норму. Через некоторое время после ситуации (20 -30 минут), мы успокаиваемся и продолжаем жить в размеренном темпе.

Так функционирует центральная нервная система, приводя организм в то состояние, которое требует ситуация.

Алкоголь и другие наркотики (никотин и т.д.) влияют на этап торможения. Вспомните, какую причину вы выдвигаете, когда пьете?

  • Проблема в жизни.
  • Проблема в отношениях.
  • Нужно расслабиться.
  • Нужно сбросить напряжение.
  • Хочу почувствовать себя хорошо.

На самом деле в итоге вы заменяете употреблением алкоголя естественный процесс «торможения» психики. Постепенно организм перестраивается на «продиктованный» ему сценарий. Теперь мы легко возбуждаемся, но остановится все труднее. Организм увидел, что вместо того, чтобы дождаться естественного торможения системы, мы принимаем суррогат в виде алкоголя, никотина, которые «успокаивают» и «расслабляют». Так мы получаем торможение, когда находимся в зависимости.

Какой побочный эффект мы получаем?

Наша нервная система разучивается тормозить самостоятельно. В чем это выражается?

Когда происходит внешнее возмущение или изменения мы изменяемся и долго не можем остановиться. Мы привыкаем «запивать проблему» или «закуривать».

Если же у нас нет доступа к наркотику (алкоголю), мы перевозбуждены. Моторчики психики продолжают работать на «всех парах», когда этого уже не нужно. Представьте себе, конфликт давно кончился или проблема решена, а вы продолжаете быть в перевозбужденном состоянии несколько часов или даже несколько дней (это вполне реально).

А все потому, что ваша психика разучилась использовать «торможение».

В этом также заключается трудность выбраться из зависимости.

  • Теперь вам кажется, чтобы «сбросить напряжение» (притормозить), нужно «выпить».
  • Выпивая, вы еще больше разучиваетесь «тормозить» и успокаиваться естественным образом без применения алкоголя.
  • Ситуация усугубляется.

Жизнь – это изменение

Вся наша жизнь это не что иное, как изменение. Это череда событий, возмущений, которые сменяют друг друга. Трезвый человек спокойно справляется с любыми напастями, изменениями и возмущениями. Принципиально важно вернуть себе способность «тормозить нервную систему».

Если этого не сделать, последствия могут быть печальны:

  • нервный срыв;
  • сердечный приступ;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • хроническая депрессия;
  • психические расстройства на фоне стресса.

Как определить вашу способность торможения?

Зависимый человек и человек, который недавно стал воздерживаться от алкоголя, обладает низкой способностью тормозить нервную систему. Как вы можете определить, умеет ли ваша нервная система справляться с событиями и изменениями в вашей жизни нужным образом?

Если у вас существуют проблемы с торможением ЦНС, то для вас будет характерно:

  • Слишком остро реагировать на события в жизни. К примеру событие требует 2 единиц реакции, вы реагируете 10-тью единицами. Этим реакциям, я посвятил отдельную статью « «. Советую прочитать.
  • Долго не можете успокоиться после стресса. Стресс – это только искра. Вопрос в том, насколько быстро вы можете успокаиваться. Человек со здоровой нервной системой должен приходить в спокойное состояние после:
    • стресса легкого уровня через 3-5 минут;
    • стресса среднего уровня через 20-30 минут;
    • стресса высокого уровня через 1-2 часа.

У зависимого человека, не умеющего справляться со стрессом без употребления алкоголя, успокоение наступит после:

  • стресса легкого уровня через 3-6 часов;
  • стресса среднего уровня через 2-3 дня;
  • стресса высокого уровня через 6-20 дней (и более, вплоть до отсутствия успокоения).

Следующие признаки, если ваша нервная система разучилась «тормозить»:

  • резкая обидчивость;
  • завышенная значимость событий;
  • принимаете все близко к сердцу;
  • обобщение простых вещей до сложных.

Зависимому человеку свойственно всегда «усложнять ситуацию». На самом деле, человек в данной ситуации мало что может сделать.

Процесс «торможения» нервной системы подсознательный. Он почти не контролируется нами. Как и многие другие процессы в организме, например:

  • сердцебиение;
  • переваривание пищи;
  • дыхание.

Процесс «торможения» почти не поддается сознательному контролю.

Как влияет низкая способность торможения нервной системы на мышление

Так как мы больше чем нужно находимся в возбужденном состоянии и не можем долго успокоиться, наше мышление также пребывает в возбужденном состоянии.

Если в момент совершения какой-то ситуации нам требовалось активное мышление, повышенная интеллектуальная деятельность и повышенная возбудимость, то когда проблема решена, это нам только мешает нормально жить.

Ситуация пройдена, изменение случилось, но организм продолжает функционировать на всех парах. Во-первых, продолжается возбужденное мышление. И если вначале наша мыслительная деятельность была направлена на решение задачи (то есть происходил позитивный выход энергии), то теперь эти мысли начинают нас будто «поедать» из-за того, что они не могут проявиться в действиях.

Когда мы находимся в возбужденном состоянии, мы не можем быть мысленно спокойными.

Существует прямая взаимосвязь между тем, как мы себя «ощущаем» и что мы «думаем». Это два состояния напрямую соответствуют друг другу всегда.Мы не можем быть возбужденным мысленно и быть спокойным в своих чувствах.

Таким образом, возбуждение нервной системы напрямую влечет за собой возбуждение мышления. О влиянии алкоголя на чувства и мышления, я писал в статье « «.

Вот почему людям, у которых нервная система плохо «тормозит», свойственна мысленная возбудимость и переживания.

Так как процесс торможения больше всего подсознательный, то мы можем сделать не слишком много для того, чтобы уметь вовремя успокаиваться.

Осознание

Одно осознание того факта, что наша нервная система реагирует по-особенному, значительно поможет нам лишний раз не переживать, когда мы опять не сможем быстро успокоиться.

Непонимание проблемы плодит еще больше переживания, из-за чего спокойное состояние откладывается на более поздний период.

Сознательно останавливаться

Осознание факта заторможенной реакции, поможет нам вовремя остановиться. Помня об этой особенности, мы можем сами сознательно тормозить нервную систему. По крайней мере, перестать нагнетать обстановку.

К примеру, дыхание – это подсознательный процесс. Вам нет необходимости контролировать каждый вдох или выдох. Но вы можете сознательно глубоко дышать. Также и с нервной системой. Вы можете подсознательно переживать, но вы можете сознательно остановиться. Конечно, это сделать непросто, но со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Прекращая мысленную гонку, затормаживая собственные переживания, вы оказываете неоценимую услугу нервной системе.

Также помните, что любое сознательное действие, которое повторяется много раз, в конечном счете, становится подсознательным и работает «по умолчанию». Как когда-то вы приучили свою нервную систему тормозить только, когда вы получаете дозу алкоголя или никотина, так же вы можете приучить ее к самостоятельному торможению.

Естественно этот процесс постепенный и полностью вы можете вернуть себе контроль над процессом «торможения», только через 12-24 месяца после полного воздержания от алкоголя, активно практикуя «сознательное успокоение».

Восстановлению «природного тормоза» будет способствовать медитация и релаксация. Данные техники позволяют приходить в состояние расслабления. И их не стоит недооценивать.

Хотя под собой сам процесс, что вы расслабляетесь определенное время, кажется простым. Он проявит себя с практичной стороны, когда вы столкнетесь с новой проблемой.

Релаксация, сознательное расслабление, медитация помогают:

  • Восстановить контроль над нервной системой.
  • Приучить психику «расслабляться».
  • Развивать контроль над мыслями и чувствами.
  • Снижать нервную возбудимость.

Недавнее исследование ученых привело к выводу, что более 90% болезней человека вызвано нервными расстройствами и излишним стрессом.

Поэтому в век, когда человек испытывает много стресса, изменений, внешнего «шума», вклад в способность «расслабляться» — это ценные инвестиции не только в четкий рассудок, но и в ваше здоровье.

Жить можно по-разному. Контроль над собственными мыслями и чувствами за счет эффекта «торможения» и расслабления нервной системы даст вам качественную жизнь. Ведь даже качественные действия мы можем совершать только из состояния покоя или состояния, приближенному к нему. Вспомните сами, мало что эффективного удавалось сделать, когда вы перенапряжены или перевозбуждены.

Хорошей новостью является то, что вы уже прекратили вливать в себя алкоголь. По крайней мере, вы не продолжаете усугублять ситуацию. Ваша психика уже восстанавливается. Так или иначе, через боль, через дискомфорт, в конечном итоге вы научитесь правильно реагировать на события в жизни и останавливаться.
Сделать это быстрее вам помогут описанные выше советы:

  • Осознавать то, что ваша психика сейчас не в наилучшем виде.
  • Практиковать сознательную остановку рассуждений и переживаний.
  • Использовать техники расслабления и медитации.

То, что вы ведете трезвый образ жизни, уже хорошо. Да, возможно на данный момент нервная система продолжает испытывать трудности в остановке переживаний и в выработке адекватных реакций.

Постепенность выздоровления будет означать, что возможно, вы не заметите, что завтра будет лучше, чем сегодня. Но, если сравнить вас полгода назад и сейчас, то разница будет на лицо. Не переживайте, если вам кажется, что вы не видите изменений.

Помните (пусть и звучит парадоксально), что:

  • переживая над тем, что вы «переживаете», вы начинаете больше переживать;
  • смирившись с фактом, вы будете более спокойны;
  • нужно учиться жить в таком состоянии, в котором находится ваша психика сейчас.

Соблазн вернуться к старым способам

Велик соблазн «Бросить все» и вернуться к старым пораженческим способам справляться со стрессом или проблемами: выпить или закурить, либо принять наркотик.

Однако вы должны помнить, что это дорога ведет вниз и настолько быстро, что вы не успеете опомниться. Воспринимайте дорогу к трезвости, как светлый путь.

Дорога вверх всегда тяжелее, чем дорога вниз. Скатиться во тьмю легко и быстро. Чтобы развиваться или хотя бы оставаться на месте, всегда нужно совершать некое усилие над собой и развиваться.

Оставаться на месте для нас – это поддерживать свою трезвость. Чтобы оставаться трезвым нужно постоянно работать над собой:

  • Следить за реакциями нервной системы.
  • Следить за своими чувствами.
  • Вовремя останавливаться.
  • Делать перерывы и расслабляться.

Заключение

Применяя хотя бы некоторые знания и советы, которые содержаться в данной статье, вы научитесь вести комфортную жизнь в трезвости, научитесь лучше справляться с жизненными изменениями и препятствиями, а также вырабатывать «естественный тормоз» нервной системы.

Согласно академическим представлениям, сила нервной системы — это врожденный показатель. Он используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток, и с этим мы полностью согласны. Сила нервной системы «отражает способность нервных клеток выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее, хотя и не сильное, возбуждение». Данным определением нам предлагают всех лиц — вспыльчивых, нетерпеливых, порывистых, подверженных эмоциональным срывам — причислить к сильной нервной системе: ведь их нервные клетки выдерживают кратковременное возбуждение, «не переходя в тормозное состояние». С этим мы уже никак не можем согласиться.

Если все-таки отойти от классического определения и использовать понятие «силы нервной системы» в его полубытовом, житейски понятном, значении, то напор и поддержание активности следует считать лишь одним из проявлений данной силы, но не единственным. Сила нервной системы обнаруживает себя также в сдерживании нежелательных элементов активности: сила торможения должна уравновешивать силу возбуждения. Для того чтобы нервная система действительно была способна выдержать достаточно длительное возбуждение, клеточная энергия должна расходоваться экономно и рационально; должно быть защитное, охранительное, конструктивное притормаживание. Торможение — это необходимый компонент общей Силы. Торможение координирует деятельность нервной системы.

А. И. Солженицын утверждал, что в сталинских лагерях выживали люди с сильной нервной системой. Отличительное ее свойство — способность переносить сверхсильные раздражители. Слабая нервная система плохо держит сигнал, сгорает, как свечка, когда не может ответить обидчику или дать сдачи. Вспомните замечательные сцены школьной жизни: он вас циркулем в бок, а вы его книгой по голове. И не важно то, что сейчас вам обоим устроит учитель! Кстати, если события развивались по такому сценарию и учитель принимал активное участие в «боевых действиях», то у него, однозначно, была слабая нервная система.

Человек со слабой нервной системой не только не может ждать (терпеть), он еще с трудом удерживает новую информацию (касающуюся себя и других) и постоянно «сливает» ее по дороге буквально на первого встречного. Именно поэтому психолог, организуя тренинг личностного роста, стремится как можно плотнее построить график занятий и держать клиентов как можно дольше внутри данной группы, внутри данного помещения (часов этак по шесть), не давая людям со слабой нервной системой элементарно разряжаться во вне.

Охватывая взглядом историю страны, приходишь к убеждению, что наши предки имели преимущественно сильную нервную систему. Наши прадеды и деды имели преимущественно сильную нервную систему, а вот управляли ими люди, в большинстве своем, со слабой нервной системой! И как бы не хотелось каждому в отдельности современному человеку выглядеть «сильным», с каждым годом, с каждым новым поколением увеличивается концентрация людей — носителей слабой нервной системы. Просто у слабой нервной системы есть свое неоспоримое преимущество, о котором мы сознательно умолчали выше.

Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее "уносит" без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением). Слабая нервная система, однако, обладает повышенной чувствительностью, или высокой сензитивностью, способностью различать сверхслабые сигналы. Слабая нервная система характеризуется способностью к тонкому различению сходных раздражителей. В этом заключается ее преимущество перед сильной.

Отрицательная связь между силой нервной системы и чувствительностью анализатора уравнивает возможности той и другой нервной системы. К примеру учителя — обладатели более слабой системы — часто нервничают на уроке, ведут себя менее уравновешенно, но лучше отражают, в ряде ситуаций, динамику межличностных отношений в классе. Учителя — носители сильной нервной системы — обладают лучшей выдержкой и невпечатлительностью. Разрисовали дети мелом стул — не беда. Стул задвинули под стол. Работают спокойно и без истерик. Однако они хуже чувствуют ученика на уроке.

Увеличение концентрации представителей слабой нервной системы в последнее время отнюдь не случайное явление. У лиц со слабой нервной системой быстрее образуются условные рефлексы. Они легче обучаются, скорее схватывают, что объясняется высокой динамичностью по возбудительному процессу. Логически оформленный, связанный общей мыслью учебный материал слабая нервная система усваивает лучше. Сильная нервная система имеет преимущество в запоминании больших объемов информации малопригодных для смысловой обработки. У слабой нервной системы скорость перебора вариантов решения задачи в единицу времени выше. Она быстрее приспосабливается, акклиматизируется, подстраивается, устраивается. Склонность к продолжению образования также в большей степени имеют лица со слабой нервной системой.

Если более подробно рассмотреть поведение слабой и сильной нервной системы в учебном процессе, то можно обнаружить еще ряд интересных закономерностей. Слабая нервная система включается в учебный процесс сразу. При длительной напряженной работе она начинает допускать ошибки и из процесса выпадает: ученик утомляется. К примеру, у младших подростков это выражается в двигательной активности, баловстве на уроке, если им через 5—8 минут не менять форму заданий. Высокая выносливость и работоспособность сильной нервной системы омрачается другим обстоятельством. Сильная нервная система на уроке не отвлекается и работоспособности не теряет, только она не так быстро включается, дольше идет процесс врабатывания.

Ученику с сильной нервной системой задания необходимо предъявлять от простого к сложному. Слабой нервной системе задачи надо ставить в обратном порядке (от сложного к простому), т. е. не морали читать в начале урока, а "брать быка за рога".

Слабая нервная система начинает работать быстро, также быстро подрывает свои энергетические резервы и потому продолжает работать затратно. Если слабую нервную систему запугать сложностью или объемом предстоящих работ, то она может выработать свой ресурс психологически или морально еще до начала реальной деятельности (заранее прокрутив в голове «весь ужас» предстоящего испытания). Учителя средних учебных заведений делают стратегическую ошибку, нагнетая ситуацию перед итоговой контрольной или экзаменом. Слабая нервная система справляется с контрольной или экзаменом хуже, нежели она способна учиться в течение года, из урока в урок. Вузовская система образования вообще не оставляет слабой нервной системе никаких шансов.

Сильная нервная система, будь то учеба или какой другой вид деятельности, обычно работает не в полную силу. Чтобы сильная нервная система включилась, необходимо, наоборот, создавать ситуации повышенной мотивации: напугать экзаменом или начальством, поставить пару «троек» для острастки (желательно публично), ударить кулаком по столу, назначить окончательные сроки, объявить всеобщую мобилизацию или сделать китайское предупреждение. Слабая нервная система не переносит публичных форм порицания, тяжело переживает плохие оценки, не может продолжать работу, вываливается из колеи, уходит в деструктивную активность, демонстративно саботирует приказы, копит обиду или злость, срывается. Сильная нервная система, вовремя организованная отрицательным подкреплением, может показывать к моменту контроля просто феноменальные результаты.

Когда речь идет о поведении начальника со слабой нервной системой, то сила его «кавалерийских наскоков» от раза к разу будет снижаться. Сначала по отношению к подчиненному с сильной нервной системой он (начальник) выглядит непобедимо и страшно, затем потихонечку скисает и начинает подумывать о том, что ему тоже «не больше всех надо», хотя вид по-прежнему старается создавать угрюмый. Что касается самого подчиненного с сильной нервной системой... (Почему обязательно подчиненного? Да потому что люди с сильной нервной системой не очень-то торопятся в начальники.) Так вот, что касается подчиненного с сильной нервной системой, то не дай Бог, если такой человек когда-нибудь станет вашим начальством. Сначала все будет как при Алексее Михайловиче Тишайшем, но когда он прочувствует ответственность, когда познакомится поглубже с деловыми качествами своих вчерашних товарищей, то последовательным и методичным напором в достаточно благородной манере он «вынет из вас все печенки». Люди с сильной нервной системой просто зверски упрямы.

Люди со слабой нервной системой имеют природные склонности управлять и командовать. Во-первых, у них значительно меньше терпения смотреть на «весь этот застой» или на «все эти безобразия». Во-вторых, в них достаточно сочувствия и сопереживания, чтобы успеть заручиться поддержкой максимально широкого круга лиц.

Оргспособности целиком и полностью строятся на слабой нервной системе, но чтобы достичь в этом деле успеха, надо учиться сознательно и творчески использовать свою жизненную энергию на более высоком уровне. Из-за отсутствия контроля над собой многие подающие надежды лидеры проводят жизнь в борьбе с трудностями, которые сами же и создают. Самоуважение (к своей нервной системе), самосознание (своей нервной системы) и самоконтроль — только это единство может дать человеку силу, которую ему не дала природа.

Paзумеется, сила нервной системы — показатель врожденный, но это не значит, что мы должны опустить руки. Психологи придумали на этот счет целых 5 градаций по силе: «слабая», «среднеслабая», «средняя», «среднесильная», «сильная». Все вариации слабо-полусильной нервной системы — это результат повторяющегося воздействия, привыкания к стимулу, результат сознательного воспитания и самовоспитания. Учитель со слабой нервной системой, которому дети постоянно разрисовывают мелом стул, рано или поздно возьмет себя в руки и будет имитировать сильную нервную систему! Если вы родились со слабой нервной системой, то она с вами так и останется. И когда вы в очередной раз столкнетесь с каким-то необычным, непривычным, новым сильным раздражителем, вы снова и снова продемонстрируете себе и окружающим именно слабую нервную систему. Но это не повод останавливаться!

Определиться с силой-слабостью нервной системы — значит предоставить достаточно исчерпывающую характеристику себе и другим. Это значит за несколькими «случайными проявлениями характера» партнера увидеть такую гроздь свойств, такую связку возможных вариантов поведения, что это позволяет читать другого человека как книгу, предугадывать его поступки и намерения; дает возможность почувствовать себя в состоянии полета, когда другие всего лишь ходят по земле! Порой достаточно несколько отдельных эпизодов, зарисовок, столкновений, чтобы знать наверняка, с кем имеешь дело: можно положиться или нет, чего стоит ожидать через минуту, через день, через год, можно ли подойти по тому или другому вопросу, можно ли дружить, можно ли любить.

Также смотрите:

В настоящее время в лаборатории по исследованию типов высшей нервной деятельности человека НИИ психологии, которой руководил профессор Б.М.Теплов, накоплен материал, выясняющий особенности нервной системы слабого типа. В свете полученных данных, нервная система слабого типа – это не плохая нервная система, а система, обладающая высокой реактивностью (чувствительностью). Вследствие повышенной реактивности в нервных клетках быстро расходуется запас функционального вещества. Однако при правильно организованном режиме труда и отдыха запас реактивного вещества непрерывно восстанавливается, благодаря чему может быть обеспечена высокая продуктивность работы нервной системы слабого типа. Исследования советских психологов В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса и других подтверждают эту точку зрения, высказанную сначала Б.М. Тепловым в форме гипотезы.

Каковы функциональные преимущества нервной системы слабого типа?

Очень показательно, что слабость типа, как установили специальные исследования, выражает не только недостаток силы возбудительного и тормозного процессов, но и связанную с этим высокую чувствительность, реактивность. Это означает, что слабый тип нервной системы имеет свои особые достоинства.

Согласно Теплову и Небылицыну, слабая нервная система характеризуется также и чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система является также и более чувствительной, т.е. она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы. На каждом полюсе признается наличие и положительных и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Что такое баланс нервных процессов?

В исследовании школы Теплова и Небылицына уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяющих соотношение показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервной системы был предложен и новый термин – баланс нервных процессов.

Можно ли говорить о безотносительной ценности психологических характеристик темперамента?

В истории науки о темпераменте неоднократно поднимался вопрос о ценности психологических типов темперамента. Аристотель, например, считал самым ценным меланхолический темперамент, предрасполагающий к углубленному мышлению. Немецкий философ Кант отдавал предпочтение флегматическому темпераменту. Флегматик, по его мнению, медленно разгорается, но горит ярко и долго, способен проявлять большую волю и выдержку, может многого достигать, не оскорбляя сущность других людей.Возможно, что в оценке темпераментов известную роль сыграл и личный темперамент этих мыслителей, из которых первый был меланхоликом, а второй флегматиком.

В отдельных своих высказываниях И.П.Павлов придавал слишком большое значение типу нервной системы, а, следовательно, и темпераменту. Такова, например, его оценка сангвинического темперамента как наиболее совершенного, так как лежащий в его основе сильный; уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности обеспечивает точное уравновешивание всех возможностей окружающей среды; о слабом типе Павлов отзывался как об "инвалидно-жизненном типе", который нормально может существовать только в особенно благоприятных условиях, в оранжерейной обстановке. Не следует забывать, что взгляды Павлова относятся главным образом к животным, а не к человеку. Кроме того, следует иметь в виду, что его взгляды на ценность типов высшей нервной деятельности существенным образом изменялись по мере накопления в его лабораториях соответствующего материала.

В чем заключается двухаспектность психики, ее предметно-содержательная и формально-динамическая стороны?

Другой важный вопрос изучения темперамента – вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим "наполнением" темперамента. В работах Теплова, Небылицына, В.С.Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения" (И.П.Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизическими свойствами организма человека.
Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

Правомерен ли оценочный подход к типам темперамента?

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует неправомерность аксиологического ("оценочного") подхода к нему. Не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Нередко слабый тип нервной системы оценивается негативно. Однако исследования Теплова показали важное преимущество слабого типа нервной системы – высокую чувствительность, совершенно необходимую в ситуациях деятельности, требующих тонкой дифференцировки раздражителей. В.С.Мерлин специально отмечал равноценность "свойств общего типа нервной системы" и широчайшие возможности компенсации человека с разными типами ВНД к различным видам профессиональной деятельности.

Как тип темперамента связан с продуктивностью личности?

В действительности же каждый из темпераментов имеет свои сильные и слабые стороны.

Так, живость, подвижность, эмоциональность сангвиника позволяют ему быстро ориентироваться в обстановке, легко устанавливать контакты с людьми, делать одновременно несколько дел; но эти же качества нередко становятся причиной необдуманности его решений, поспешности выводов, отсутствия терпения, привычки оставлять дела незаконченными.

Если холерик способен развивать большую энергию, работать много и упорно, то ему часто не хватает выдержки и хладнокровия в ответственной ситуации.

Чрезмерное спокойствие и медлительность флегматика хороши в обстоятельствах, где требуется выдержка и хладнокровие, но в других случаях флегматик удивляет окружающих своей невозмутимостью, которая похожа на безразличие.

Глубокая впечатлительность меланхолика служит основой для развития таких черт характера, как отзывчивость, чуткость, постоянство в дружбе; но легкая тормозность меланхолика может быть причиной робости и неуверенности в своих силах.

Исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или недостатки. Поэтому задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (а это и не возможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

В каких психологических свойствах индивида проявляется темперамент?

Темперамент проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в 1) эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной и личной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события вызывают у них радость, гнев, страх и т.д. К повседневным же событиям они относятся без волнения, работают энергично, спокойно.
Темперамент выступает и в 2) скорости и силе протекания психических процессов – восприятия, мышления, памяти и пр. Встречаются люди, которые быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. У других – медленное, спокойное протекание психических процессов. Их иногда называют тугодумами. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них в других психических процессах, а также во внимании.

Темпераментные различия проявляются и в 3) особенностях моторики: в движениях тела, в жестах, мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других – движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым характерна живость, подвижность, вторым – двигательная сдержанность. 4) Наконец, темперамент сказывается в особенностях настроений и характере их смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроения у них сменяются часто и легко, другие же склонны к лирическим настроениям, настроения у них устойчивы, смена их плавная. Есть люди, у которых настроения сменяются резко и неожиданно.

Как диагностировать темперамент по его внешним проявлениям?

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоцигенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и мышечную моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

По каким основаниям дается психологическая характеристика темперамента?

Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое, и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.

Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего, разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В.М.Русалов выделяет семь таких критериев.

Рассматриваемое психологическое свойство:

1. не зависит от содержания деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4. рано проявляется в детстве;

5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. является исследуемым.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: сензитивностью, реактивностью, активностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – регидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Как проявляется темперамент в эмоциональной сфере?

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости – в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, – и устойчивость, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Для темперамента особенно существенна впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних, по словам Горького, будто кто-то "всю кожу с сердца содрал", до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие – "бесчувственные", "толстокожие" – очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие сильное или слабое, – которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление – даже сильное – оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность – это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...