Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»). методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Художественная литература направлена на обучение, воспитание и просвещение. Уроки доброты в рассказе «Уроки французского» поднимают проблему нравственности, человеколюбия. Значение темы вечно, только доброта удерживает человека на протяжении многих веков, не дает ему превратиться в бездушных существ.

Разные семьи

Мальчишка живет у тети Нади. У женщины трое детей: две девочки и мальчик. Чужая тетка оказывается невнимательной. Ее волнуют только свои дети, чужой мальчик, которого ей доверили на время учебы, попадает в тяжелую ситуацию. Передачи с едой от матери быстро исчезают. Дети тети Нади или сама женщина таскают потихоньку еду у мальчика. Голод толкает людей на поиск пищи. Ребенок начинает играть в «чику». Ему нужны деньги на молоко и хлеб. Одна мать выбивается из сил, чтобы дать ребенку образование. Другая обирает сироту, не задумываясь, где он найдет себе средства для жизни. Доброта и жестокость, забота и бесчувственность живут рядом.

Уроки доброты

Наглядно урок доброго отношения к людям показан в образе педагога. 25-летняя девушка морально выше опытного мужчины, которому доверена школа. Его интересует только собственное положение: большая квартира, спокойствие и строгость. Нельзя забывать о времени, описываемом в книге. Тяжелые послевоенные годы. Казалось бы, война всех сделала добрыми. Дети должны были жить лучше родителей, не повторять их ошибок. Но война озлобила многих, сделала их жестокими эгоистами.

Настоящий учитель - добрый откровенный и открытый человек. Он не проходит мимо детских проблем.

Уроки рассказа

Уроки доброты Лидии Михайловны необязательно воспринимать только, как предлагает сюжет рассказа – отношение учителя и ученика. Сюжет легко перенести на взрослого и ребенка. Лидией могла оказаться соседка, старшеклассница. Рассуждение поможет понять смысл текста – это любой внимательный человек. Урок заключается в понимании. Рассказчик понял, что нельзя становится жестоким и приспосабливаться к условиям, которые диктуют обстоятельства. Учительница показала, что есть люди, готовые бескорыстно помогать, они дают надежду на будущее. Тот, кому помогли, сам обретает силу и помогает другим. Так и крутится человечество. Рассказ учит верить в доброту и показывает, как легко самому быть нужным рядом живущим людям. Иногда достаточно яблока, слова или взгляда и проблема уходит.

Открытый урок литературы в 6 классе «Уроки французского – уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

Цели урока:

образовательные:

1) познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои

В. Распутина.

развивающие:

1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2010) – отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, портрет писателя, «Дерево знаний», выставка рисунков «Моё представление о рассказе».

Формы и методы:

  1. Фронтальный опрос
  2. Индивидуальный опрос
  3. Индивидуальные задания
  4. Составление кластера
  5. Работа со словарем
  6. Эвристическая беседа

Оформление доски :

1. Запись темы урока В.Г. Распутин «Уроки французского – уроки доброты».

2. Эпиграф к уроку:

Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.
Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Д.С.Лихачев

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н. Толстой)

На доске записаны слова: нравственность, сочувствие, доброта, сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.

Словарная работа:

Доброта - Духовные ценности - Духовная память – Милосердие – Сострадание -

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

1. Слово о писателе.

Урок начинается с краткого сообщения о писателе с использованием презентации. (подготовленный ученик)

Валентин Григорьевич Распутин родился в приангарской деревне в 1937 году. Он закончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем была написана повесть «Последний срок » , «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых становится значительным явлением в литературе наших дней. В.Г. Распутин удостоен Государственной премии. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.

Беседа по вопросам:

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о писателе, о его творчестве.

Учитель: Какое время изображает в рассказе писатель? (Послевоенное время)

Учитель: Что вы знаете об этом времени? (Да, действительно, тяжелое время. Три года, как закончилась война, наступил долгожданный мир, но жизнь осталась тяжелой. Голод, разруха, скудный быт, искалеченные судьбы, дети-сироты, безногие инвалиды)

Учитель: На это тяжелое время пришлись детские годы Распутина.

1. Работа с текстом.

А теперь с помощью «Дерева знаний» вспомним действующих лиц рассказа. На доске на «Дереве знаний» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста (учащиеся у доски отмечают, о ком идет речь).

1. Образ героя.

Беседа по вопросам, выразительное чтение

Итак, содержание мы вспомнили, а теперь обсудим три аспекта или три основных момента рассказа. В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии.

Учитель: Вспомните, как жилось мальчику в родительском доме? (Затея с “посевом” картошки)

Учитель: Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему? (Эпизод вызывает сначала улыбку, а потом горькое чувство. Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей)

Учитель: Только ли одному мальчику было трудно и голодно?

Учитель: Что мы узнаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Почему он оказался в райцентре? (Жажда знаний)

Учитель: Что значит признание мальчика: “Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы”? Какие испытания ожидали героя?

Учитель: Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, “опомнился и убежал”? (Ему было стыдно за свою слабость перед мамой, перед односельчанами, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды. Здесь проявляется гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость)

Учитель: Как жилось мальчику у знакомых в городе? (“Кто потаскивал.... не то что следить”). Как этот фрагмент характеризует мальчика? (Гордость, достоинство, благородство, деликатность)

Учитель: Почему герой рассказа стал играть в “чику”? Как относятся к игре Вадик и рассказчик? (Обратить внимание на пейзаж, словно знаменующий: «…Федька повёл меня за огороды, путь зарос крапивой с ядовитыми ягодами»)

Учитель: Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?

Учитель: Как ведет себя герой во время избиения?

Учитель: Прочитайте по ролям (выразительно) разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Чего добивается писатель? Как называется этот прием? (Антитеза)

Учитель: Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к игрокам?

Учитель: “И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех”. Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это ученику?

Учитель: Как характеризует героя “поединок” с французским языком? (Трудолюбивый, упорный, хочет учиться, преодолевает трудности)

Учитель: Что главное в характере героя?

2. Образ учительницы

Беседа по вопросам, выразительное чтение.

Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.

Учитель : Какой вы видите учительницу французского? (Описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?)

Учитель : Как относится Лидия Михайловна к мальчику? (К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его)

Учитель : Почему затея с посылкой ей не удалась? (Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)

Физминутка.

1. Мотивационный Пробуждение интереса, активизация коммуникационной и информационной деятельности учащихся,

постановка целей урока: целеполагание учащимися на основе личного и читательского опыта. Определение путей и средств достижения целей.

2. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами должны пройти рассказ Распутина «Уроки французского». Задумаемся над значением слова «пройти». Как можно «пройти»?Давайте попробуем перенести все эти значения на пространство текста художественного произведения. Как мы сможем пройти произведение на каждом уровне?

Приложение 1.

На уроках литературы мы познакомились с биографией Валентина Григорьевича Распутина. Как полученная информация помогла нам в чтении рассказа?

Почему рассказ называют автобиографичным?

Тема рассказа?

В чем заключен сюжет? Можем двигаться дальше в «прохождении произведения»

Но все ли события были взяты писателем непосредственно из своей жизни?

1. Пройти мимо (видим драку, можно пройти мимо, мимо витрины магазина, только смотреть, не принимая участие)

2. Пройти сквозь (трудности, поучаствовать в чем-то, внести свою лепту, постигнуть суть происходящего)

3. Позволить чему-то пройти сквозь тебя (вода сквозь уголь: очищается, вода сквозь ткань – оставляет на ней следы, делает ее влажной)

1. Прочитать произведение, определить систему персонажей (перечислить героев, установить их место в развитии сюжета, дать им характеристику), установить время и место действия в произведении, пересказать сюжет

2. Выявить проблему рассказа. Для чего автор его написал? Что хотел нам рассказать, кроме перечисления фактов? постичь идею замысел: как нам пройти сквозь? Изучая текст, сравнивая, анализируя, выявить авторскую оценку и позицию

3. Через: прочувствовать произведение, найти в нем близкое себе, вынести урок для жизни

Рассказ отчасти автобиографичен: он повествует о скромном деревенском мальчике, который вырос в Сибири, на берегу Ангары, вынужденном уехать в районный центр, чтобы продолжить среднее образование. На новом месте, вдали от семьи, живя у чужих людей, он чувствует одиночество. Жизненные трудности помогает преодолеть учительница французского языка – Лидия Михайловна.

Жизнь школьников в послевоенное время.

Лидия Михайловна Молокова в одном из интервью: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. Что же касается моего имени, трудно сказать, почему Валя выбрал именно его. С педагогикой я не дружила, но свой предмет знала отменно. Да и, чего греха таить, по молодости я заводной была, явно не стандартной, "неправильной" учительницей. А вот классный руководитель у Вали - Вера Андреевна Кириленко, женщина красивая и строгая, действительно умела работать, все делала правильно, строго по методикам. Мне удалось подружиться с детьми, хотя в то время это считалось непедагогичным...»

3. Постановка проблемы

Почему же писатель включает в свой рассказ вымышленные события?

Задумаемся на названием произведения: «Уроки французского». Какие значения этого слова вы знаете?

Какое значение вкладывает в это слово автор? Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа?

Кто преподает уроки мальчику?

Как вы представляете себе этих персонажей? Найдите в описании тети Нади оправдание ее действий. Осуждает ли ее мальчик?

УРО́К, -а, муж.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт урок Урок математики. Урок литературы.

2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший урок. Это ему урок на будущее. Извлечь урок.

Прямое значение: школьная дисциплина и задания на дом. Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа.

Работа с текстом, иллюстрации. Это окружение мальчика, помогает нам понять его состояние, положение(тоска по семье, голод, воровство и его оправдание). Мальчик не осуждает ее, понимает, что ей тоже тяжело, но взрослым не жалуется, так как сознает свою ответственность: матери не станет легче от его жалоб.

Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.

- Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

- Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
- Будь принципиальным. Не льсти.
Лидия Михайловна:

Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

Работа с текстом, иллюстрациями.

Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

Деятельность учителя

Деятельность учеников

4. Осмысление

5. Индивидуальная работа учащихся

6. Рефлексия.

В чем состоит главный урок, преподанный учительницей?-А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок?-Как вы себе представляете этого персонажа?-Охарактеризуйте его поступок. Мог он поступить иначе?- Согласны ли вы с его решением? Как, по вашему мнению, должен поступать учитель? Руководитель?-Что получает учительница за свои уроки? Справедливо ли это?

Составление схемы взаимодействия героев рассказа

Урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость.

Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона.

Стоять над кем-то: значит, ощущать свою ответственность: перед подчиненными, учениками. Правда закона и человека расходятся.

Ее увольняют. Но это далеко не все. Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью. Добро, сделанное тобой, возвращается.

1. Чтение наизусть учеником «Не смейте забывать учителей»

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.


Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.


А мы порой так равнодушны к ним:
Под новый год не шлем им поздравлений,
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.


Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.


Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.


Не смейте забывать учителей.

2. Работа с текстом. Составить план к рассказу о герое и план произведения

В.Распутина.

План 3. Инсценировка “Игра в пристенок”. (Домашнее задание заранее было дано группе учащихся). Анализ эпизода.

Учитель : Почему Лидия Михайловна решилась на игру в “замеряшки” со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?

Учитель: Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (Посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте)

Учитель : Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы)

Вывод : Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Обратить внимание на приёмы. Антитеза: образ директора (сух, резок, чёрств; формализм) – образ Лидии Михайловны.

4. «Воспитание чувств» в рассказе.

Слушаем отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Учитель : В.Г. Распутин как-то сказал: « Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это, прежде всего, воспитание чувств. И, прежде всего, доброты, чистоты, благородства».

Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? (Доброту, сострадание – обратить внимание на слова на доске . Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, мир доверия, любви, участия)

Учитель : Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение. (С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику)

Учитель: Почему рассказ назван «Уроки французского»? (Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована) Для кого был написан рассказ? (И для взрослых, и для детей) Кому посвящён? (Учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А.В. Вампилова)

Учитель: К рассказу было сделано много иллюстраций. Такими художниками, как В. Гильдяев, А. Шпирко, Ю. Тризна. Также по рассказу был снят художественный фильм. Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью РИСУНКОВ . Что вы можете сказать о своём рисунке? Почему именно этот эпизод выбрали для иллюстрирования?

Учитель : Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности, нравственности) Что такое нравственность ? Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря. (По Ожегову - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами)

Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание окружающих людей.

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют нравственные ценности, неповторимые характеры, что помогает юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека, нужно ее беречь.

Учитель : Приходилось ли вам встречать в жизни людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро? (Ответы детей). Совершаете ли вы сами добрые поступки? Например?

Учитель : Наверное, люди, которые совершают добрые поступки, запоминаются надолго. (Обращается внимание на эпиграф к уроку, комментируются слова Д.С.Лихачева.)

Учитель : Ведь высшее назначение человека - служение доброте.

5. Вывод: . Я надеюсь, что доброта и сострадание всегда будут в вашей жизни и вы всегда придете на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Домашнее задание:

1. Смысл названия рассказа «Уроки французского».

2. Написать сочинение-эссе «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну».

3. «Чем для меня интересен рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»?

Рефлексия

Сегодняшний урок был посвящен

Нашей основной задачей было:

ТСегодня на уроке я понял, что

Мне захотелось прочесть…

После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…


Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения "Уроки французского".

Распутин написал рассказ о бедно живущем мальчике и доброй учительнице, готовой помочь. В произведении автор заключил несколько уроков доброты, примеры нравственности и просто хороших людей.

Бедного пятиклассника так называемые друзья предали сразу же, после его несколько побед в детской игре. Он получил пару ударов от старшего мальчика в компании. На следующий день, придя с синяками на лице, он боялся что учительница французского все узнает и отругает его. Она и правда все узнала, что мальчику не хватает денег на еду, и что он вынужден играть на деньги. Но, мальчик получил только понимание и поддержу от учителя в свою сторону.Это и было первым уроком доброты.

Лидия Михайловна старалась помогать ученику всеми способами. Она отправляла посылки с едой, приглашала к себе в дом и угощала ужином, но мальчик не принял её помощи. Будучи довольно скромным, мальчишка не считал правильным принимать "подачки". Следующим уроком доброты является то, что нужно уметь принимать помощь, если ты сильно в этом нуждаешься. Но какими бы способами учитель не пыталась накормить ученика, тот не соглашался и возвращал все обратно.

Пойдя на риск, Лидия Михайловна предложила пятикласснику игру на деньги. Она поддавалась ему, чтобы он смогу выиграть деньги и купить молока. Однажды директор застукал их в кабинете за очередной игрой и учительница спокойно призналась во всем. Вскоре она вернулась в родной город, но о мальчике не забыла, как и он о ней. Женщина отправила мальчику огромную посылку, в ней лежали макаронны и яблоки, которые ребенок видел только на картинах.

Мальчик же, запомнил свою учительницу французского и классную руководительницу на всю жизнь. Проявления доброты Лидии Михайловны в его сторону стали бесценными для мальчика. Учитель стал воплощением гуманного человека. Произведение " Уроки французского" доказывает доброту некоторых людей, дает надежду, что гуманные люди ещё существуют. Главная мысль рассказа:нужно помогать другим, когда они в этом нуждаются и верить в то, что тебе помогут и не оставят одного в трудную минуту.

Несколько интересных сочинений

  • Темы и мотивы лирики Лермонтова

    Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский. Каждое стихотворение требует при­стального внимания и изучения как само по себе, так и в ряду других, близких по теме

  • Сочинение Евгений Онегин мой любимый герой (Пушкин А. С.)

    Девятнадцатый век, это век возрождения великих поэтов. Одним из таких является Пушкин Александр Сергеевич. Его многочисленные работы, актуальны и в настоящее время. Благодаря им, вырастало поколение 19 и 20 века.

  • Почему часто говорят «бойся своих желаний»? Итоговое сочинение

    У каждого из нас есть свои желания. Они могут быть абсолютно любыми. Кто-то хочет любви, что-то богатства, а кто-то и друзей. Желания, они на то и желания, чтобы их желать, хотеть и ждать

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

  • Реальное и фантастическое в повести Нос Гоголя сочинение

    Сюжет данного произведения Гоголя в том, что главный персонаж по фамилии Ковалев «потерял свой нос», в этом и есть фантастическое действие этой повести и это является в сюжете главным.

Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова «Юшка», где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!» Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость – это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.

Сочинение на тему “Доброта в рассказе В. Г. Распутина “Уроки французского” обновлено: 15 июля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Введение

К автобиографическому рассказу В. Распутина «Уроки французского» справедливо применить название «уроки доброты». Для главного героя самым значимым в детстве стало не обучение иностранному языку, а то заботливое внимание, с которым к нему относилась учительница. Доброта Лидии Михайловны позволила мальчику поверить, что не все люди злы и безжалостны. В какой бы тяжелой ситуации не оказался человек, никогда нельзя терять надежды на помощь и сочувствие.

Несчастливая судьба

Маленький мальчик очень рано начинает самостоятельную жизнь в райцентре. Здесь ему приходится рассчитывать только на собственные силы. Посылки с продуктами приходят из деревни редко. Главный герой старается расходовать их экономно, но замечает, что кто-то ворует у него еду. Мальчик справедливо подозревает знакомую своей матери, у которой он живет. Это значительно подрывает в нем веру в доброту людей.

Мальчик чувствует себя изгоем. Робкий и стеснительный от природы, он очень стыдится своей заношенной деревенской одежды. Молчаливость и замкнутость главного героя усиливаются из-за постоянного чувства голода. «Тощий диковатый мальчишка» даже не надеется на чье-либо сочувствие.

Безжалостные уроки

Начав играть на деньги в «чику», мальчик понимал, что идет на огромный риск. За это его легко могли выгнать из школы, что стало бы тяжелым ударом для матери. Однако, опасность заключалась не только в этом.

Удача в игре обернулась бедой. Мальчику пришлось на «собственной шкуре» познать суровое правило жизни: «Никогда и никому не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед». «Везунчика» жестоко избили и запретили принимать участие в игре.

Еще один важный «урок» мальчик получил в школе. Предательство Тишкина не укладывалось в его голове. Главный герой был уверен, что Лидия Михайловна поведет его к директору, где он будет вынужден признаться в занятии «грязным делом».

Уроки доброты


К огромному удивлению мальчика Лидия Михайловна не стала его ругать. Учительница просто расспрашивала об игре и о том, куда он тратит выигрыш. Ребенок, конечно, еще не понимал, насколько женщину поразило, что деньги ему нужны для покупки молока. Он не мог поверить, что за «преступлением» не последует никакого наказания и с легкостью дал обещание прекратить азартную игру.

В лице Лидии Михайловны мальчик впервые на новом месте столкнулся с гуманным отношением. Учительница предстала пред ним не как строгий педагог, а как хороший и близкий человек.

В отличие от остальных учителей, Лидия Михайловна чувствовала, что способному ученику нужно как-то помочь. Школа дает ему знания, но не оказывает никакой поддержки в жизни. Наказание только озлобит формирующуюся личность и приучит видеть во всех взрослых врагов.

Лидия Михайловна берется за дело очень деликатно. С помощью дополнительных занятий у себя на дому она надеется познакомиться с ребенком поближе и заслужить его доверие. К тому же уроки французского должны стать для мальчика твердой целью в жизни, помогая поверить в собственные силы.

К огорчению Лидии Михайловны самолюбивый ребенок категорически отказывается от еды и подарков. Уговорить его принять бескорыстную помощь совершенно невозможно. Слишком явные «уроки доброты» проходят впустую.

Учительница идет на хитрость. Ей легко удается пробудить в ребенке интерес к игре в «пристенок». Незаметно поддаваясь, Лидия Михайловна дает ему возможность честно» заработать» необходимый рубль.

Как и следовало ожидать, директор, застав учительницу с учеником за игрой на деньги, не смог оценить значение этого «урока доброты». Да ему и нет никакого дела до голода и несчастной жизни одного из учащихся. Лидию Михайловну увольняют. Она берет всю ответственность за «этот дурацкий случай» на себя.

Учительница не забывает о мальчике и спустя какое-то время посылает ему посылку с продуктами, которые он уже не сможет вернуть. Присланные яблоки главный герой видит впервые в жизни.

Заключение

Значение «уроков доброты» автор смог полностью оценить лишь спустя многие годы. Он на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания о Лидии Михайловне, которая стала для него воплощением доброты и гуманности. Главный урок учительницы французского языка заключается в том, что нужно помогать нуждающимся в поддержке людям. Это позволяет надеяться и верить, что и тебя не бросят в трудную минуту.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...