Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Педагогическая деятельность современного педагога. Особенности педагогической деятельности в современном доу

На сегодняшний день, активно дискутируется вопрос того, какими качествами должен обладать современный педагог. Различные характеристики называют в качестве необходимого компонента современной деятельности педагога, так называемый творческий подход к педагогической деятельности. Для развития данного подхода важно уже на этапе обучения будущих учителей, сформировать у них личностные творческие способности. Творческий подход является основой различных видов человеческой деятельности, он присущ человеческому сознанию, мышлению, воображению и т. д. Н.А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт» Многие педагоги и дидакты обращали свое внимание на то, что педагогическая деятельность неразрывно связанна с творческим характером деятельности педагога, такие как: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и многие другие. Константин Дмитриевич Ушинский под педагогикой понимал искусство воспитания. Общим между искусством воспитания и искусством, в общем смысле, педагог понимал духовно-гуманистическую направленность, совершенствующую деятельность по преобразованию личности в равенстве с высшими нравственно-эстетическими идеалами. В свою очередь, под различием он понимал то, что если художник создает «вторую природу», запечатлев свое видение реальной жизни в вымышленных образах, то учительская работа непосредственно соприкасается с «первоисточником», реальным человеком, живой личностью и его видением мира. Отсюда можно сказать, что высшим типом творчества, по мнению Константина Дмитриевича является искусство воспитания. Антон Семенович Макаренко считал, что невозможно быть хорошим воспитателем, без поставленного голоса, умения правильно стоять, ходить, сидеть, выражать эмоции радости или неудовольствия.

Природа творческой деятельности учителя, выражается в индивидуально - творческом развитии детей и педагога, в совокупности с творчеством и последовательной деятельности, в умении педагога импровизировать, переосмыслять чужой опыт творческим путем, преобразовывать и умело включать собственную теоретическую и практическую деятельность. Творческая сфера в педагогической деятельности довольно обширна и имеет возможность проявления как в подходе к ученикам, так и в отношении к собственному предмету, к способам подачи материала учебного характера, к осуществлению средств и методов воспитания и обучения. Эффективное построение урока происходит при помощи творческого подхода в отборе материала и способа преподношения и усвоения, необходимых детям знаний, умений и навыков. Итог реализации творческого подхода в педагогической работе проявляется на внутреннем и внешнем уровнях. Результаты внешней творческой деятельности различны: разработанные и применяемые педагогом авторские программы воспитания и обучения школьников; методические разработки, улучшающие эффективную деятельность педагога; личные обучающие продукты и т. д. Результаты внутренней творческой деятельности приходятся источниками внешнего творчества, но не всегда поддаются точному определению. Им характерны: уточнение отношения к различным образовательным подходам, изменения характера структуры педагогического процесса, улучшение мастерства и профессиональных способностей педагога и т.д.

Зарождение творческих способностей педагога происходит, как в образовательном процессе в вузе, так и в самообразовании. В педагогической академии должны формироваться культурные, творческие потребности специалиста, составляющие базис профессиональной деятельности.

Каждая образовательная дисциплина в тех или иных подходах держит курс на нестандартные, более интересные подходы. Зачастую в процессе образования применяется иллюстративно-объяснительная система обучения, где педагог преподносит лишь готовую информацию, применяя словесные объяснения с наглядными выдержками (к примеру, на лекциях), а студент воспринимает, заучивает и воспроизводит, полученную им информацию (к примеру, на практических и семинарских занятиях), не оказывая влияния на развитие творческих способностей студентов. Развитие творческих способностей у потенциальных педагогов требует применения разнообразных творческих заданий, проблемных ситуаций, подготовки актуальных презентаций и т. д. Исключительно в процессе собственной мыслительной активности у студента может сформироваться определенный багаж знаний, умений и навыков. Изучение различных дисциплин педагогического цикла позволяет студенту познакомиться с проектной деятельностью, теоретической основой современных технологий воспитания и обучения, умениями решать педагогические проблемы и ситуации. Таким образом, образовательная среда академии должна дать возможность поиску и реализации творческих способностей и интересов студентов, приумножению собственного творческого опыта и деятельности. Данные критерии будут содействовать творческому развитию студентов, благодаря которым они получат возможность в полной мере реализовать собственную педагогическую деятельность, тем самым прививая творческий подход последующим поколениям.

Профессиональная деятельность современного педагога в зеркале Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Чернобай Елена Владимировна, доктор педагогических наук, директор научно- исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ


Непонимание сути требований ФГОС ОО, недостаточная компетентность педагогов в области технологий и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, а с другой – сопротивление изменениям; проблема реализации новых требований средствами старого содержания; урок – по-прежнему основной образовательный формат; роль и возможности внеурочных занятий для работы по ФГОС не являются очевидными; неумение педагога выстраивать урочное занятие как систему последовательного решения учебных задач через проблемные и учебные ситуации. Данные Федерального мониторинга по реализации ФГОС НОО (извлечения) Всё должно меняться когда-либо, иначе общество станет статичным… Из книги М. Фуллана «Новое понимание реформ в образовании»


Учитель до и после…. В основе знаниевой п арадигмы лежит пре дставление об овладении суммой знаний. Девиз для у чителей данной пара дигмы: «Знание – сила!» Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добыв ать, интерпретировать, или создавать новую. И это - результаты деятельности. Девиз для учителей: «Сила – в познании и деятельности!»




Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями: увеличение скорости изменений в жизни; быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций; углубление социальных и культурных противоречий, угрожающих человеку, его жизни, здоровью; обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам и др.


Трансформация различных компонентов учебной деятельности школьников Падение значимости знаниевых аспектов и личностных образцов Приобретение прочных знаний Хороший семьянин Защитник своей страны Личностно значимые модели Человек, способный обеспечить свое благосостояние Человек, добивающийся в жизни своего и т.д.


Учебный процесс в современных условиях направлен на: - Ты хочешь быть счастливым, богатым и удачливым? - Естественно. - А тебя учили этому в школе? -Нет. -Тогда зачем ты туда ходил? -Так надо, все туда ходят… 1 создание опыта работы с информацией, ее применения в нестандартатных и непривычных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащихся 2 формирование способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.


Какой он, современный учитель? Это человек: способный создавать условия для развития творческих способностей развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний учить их самостоятельно мыслить самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования и многое другое!


Изменение готовности учителя к профессиональной деятельности – это в первую очередь способность к: Выбирай цель, которая опережает время… овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов; проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде; использованию дидактического потенциала средств ИКТ.


Современные виды профессиональной деятельности учителя анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработка педагогического сценария, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработка учебных задач, а также подбор средств обучения для осуществления планируемой учебной деятельности и др.


Современные роли учителя Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель». Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества. Сеем разумное, доброе, вечное… А урожай где?


Учитель глазами учителей Учреждение РАО ИПО12 Учитель Оценщик Оракул Лидер Просветитель Врач Кумир Мыслитель Ритор Любимый человек Друг Товарищ Психотерапевт Утешитель Воспитатель Опекун Нянька Наставник Советник Организатор Руководитель Эксперт Инструктор Информатор Тренер Дрессировщик Критик Судья Экзекутор Проповедник Артист Клоун Шут Ученый Исследователь Наблюдатель


Современная формула подготовки урочного занятия в условиях работы по ФГОС ОО Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели занятия Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций Отбор средств обучения


Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов Образовательные результаты могут быть сформулированы от простейших до более сложных. Например, по предмету «география»: «Страны. Народы. Территории проживания» А1. Я могу найти страну моего происхождения и/или проживания на карте, важные географические пункты страны, соседние страны (назвать их особенности).


Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов А2. Могу назвать горы, реки, города, виды местности в своей стране и в соседних странах. В1. Я могу найти на карте географические пункты, описать территорию расселения народов и сравнить условия жизни. В2. Я могу объяснить географические особенности и их влияние на особенности своей страны.


Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов С1. Я могу найти данные о всех существенных экономико-географических предпосылках развития регионов, представить это в понятной форме. С2. Я могу прогнозировать культурное и экономическое развитие различных регионов, связывать факты из области культурного, исторического развития, экономической географии.


Учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач Классификация учебных задач, предложенная И.М. Фейгенбергом Например, задачи: с недостаточностью исходных данных, с неопределенностью в постановке вопроса, с избыточными или ненужными для решения исходными данными, с противоречивыми сведениями в условии, требующие использования предметов в необычной для них функции. Школа не должна быть отделена от жизни


Требования к конструированию учебных ситуаций конструироваться должна не одна отдельная учебная ситуация, а набор ситуаций; при конструировании учебных ситуаций надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших планируемых образовательных результатов, но и отдаленных; ориентация при построении учебной ситуации на «аспектные проблемы» (И.Я. Лернер), сквозные для всех или части явлений, изучаемых конкретным учебным предметом.


Учебные ситуации Строится самим учащимся Знание Учителю – главная роль Обучение Учение Сотрудниче ство Трансляция знаний от учителя Передается в готовом виде Презентация системы знаний Активная работа над заданиями, связанными с реальной жизнью Сотрудничество учителей и учеников Участие учеников в отборе содержания компонентов методической системы обучения


При отборе средств обучения учителю важно помнить вид используемых средств ИКТ; реальная целесообразность использования тех или иных средств ИКТ на конкретном этапе урока; методическое назначение используемых средств обучения; готовность к использованию программных средств; целесообразность использования образовательных сайтов сети Интернет; требуемое при использовании средств ИКТ время и гигиенические ограничения во время работы учащихся с ними. Школа не должна быть отделена от жизни






Педагогические риски в работе по ФГОС общего образования сохранение стереотипов профессиональной деятельности; применение традиционных неэффективных технологий обучения; разрушение системы ценностей, заявленной во ФГОС; перегрузка учащихся, нарушение здоровья субъектов образования




В этой связи требования к уроку в соответствии со ФГОС общего образования Приоритетность планируемых образовательных результатов Использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов Деятельностный характер обучения (через учебные ситуации/проблемные задачи) Индивидуализация в подборе заданий Акцент на самостоятельность в обучении Содержание урока только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов Отбор средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами


Контактная информация Сайт НИИСО: Электронная почта: Телефон/факс: 8(499)

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Е.Ю. Азбукина

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Томский государственный педагогический университет

Изменения, происходящие в жизни, демократизация современного общества, с одной стороны, конкуренция и рыночные отношения - с другой, выдвинули новые требования к формированию человека, специалиста, гражданина. Ответственность перед обществом и природой, востребованность и спрос, а не распределение специалистов, товаров, услуг; профессионализм, а не идеологическая ориентация или партийная принадлежность; личностное отношение, а не пассивное исполнительство -эти критерии определили новый взгляд на образование, воспитание и развитие личности, выдвинули феномен деятельности человека на одно из первых мест в производственной и социальной жизни общества, в образовании и культуре.

Можно сказать, что с деятельностью связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в

подготовке подрастающих поколений к труду и социокультурной жизни, в передаче им накопленного социального опыта, в состав которого, помимо знаний о природе, обществе и производстве, входят знания о способах различных видов социальной деятельности и способы их осуществления, а также опыт творчества и опыт эмоционально-чувственных и ориентационно-ценностных отношений .

Обучение видам деятельности в отраслях производства и культуры составляет содержание профессионального образования, активная деятельность учащихся - залог успешного обучения и воспитания на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В ней же реализуются субъектные функции образования: развиваются сущностные силы и способности человека, позволяющие ему

выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; проявляются инициатива и ответственность; усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека. Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения.

С философской точки зрения, деятельность есть форма диалектического отражения окружающего мира человеком, мера его активности в любом отражательном процессе и в обучении в частности. В настоящее время в современной педагогике активно развивается и укореняется субъектно-деятельностный подход, способствующий превращению ученика из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над ними, в активно действующую личность с собственной субъектной позицией индивида. «Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения» . Обучение на основе выполнения и освоения различных видов деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, перемещающий акцент с информирования ученика на самоовладение знаниями и умениями в процессе учения.

В обучении участвуют как минимум три поколения лиц: ушедшее - через созданные им предметы-посредники, раскрывающие содержание научных знаний; подрастающее, которое воспринимает накопленный в обществе социально-исторический опыт развития цивилизации; активно действующее, передающее этот опыт юным современникам. С этих позиций деятельностный аспект обучения предусматривает анализ следующих видов деятельности: предметной (характерной для той или иной научной дисциплины, индивидуальной - учение) и преподавательской. Предметная конкретизирует содержание образования через подлежащие усвоению знания и способы деятельности, это инструмент управления учебным познанием через свое содержание. Учение представляет собой способ участия субъекта в обучении.

Преподавание обеспечивает реализацию образовательного процесса. Его назначение состоит в том, чтобы раскрыть методическую систему обучения конкретному предмету, и включает педагогическое проектирование учебного процесса (цели обучения, учебный план, педагогическое моделирование, учебно-организационные формы), реализацию педагогического замысла (управление познавательной деятельностью учения субъектов, мониторинг, развитие способностей и др.), развитие личности и формирование субъектной позиции студента, совершенствование собственной профессиональной подготовки.

Качество преподавания в определенной степени зависит от стиля преподавательской деятельности, который в педагогической психологии рассматривается в русле социально-психологического контекста этого понятия, т.е. ситуации взаимодействия учителя с учеником. За рамками внимания исследователей остается личностный аспект оценки стиля педагогической деятельности. Первичная классификация этих стилей, представленная в работах Б.С. Братуся, Л.М. Митиной, И.В. Дубровиной, И. Вачкова и др., возможна по уровням смысловой сферы личности: регулятивно-прагматический, эгоцентрический, стереотипно-зависимый и субъ-ектно-универсалъный. Первые три уровня отражают дезадаптированный в личностном и профессиональном планах вариант деятельности педагога. Поэтому попытаемся раскрыть более подробно их сущность.

Регулятивно-прагматический уровень характеризуется как «поток сознания», связанный с познавательными усилиями, необходимыми для решения практических задач, возникающих в конкретных ситуациях. В этом случае профессиональное самосознание учителя находится в зачаточном состоянии в силу сниженной потребности в самопознании. Такой уровень без выраженных рефлексии и децентрации позволяет ему лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение, опираясь только на буквально понимаемые эмпирические смыслы.

На эгоцентристском уровне преобладают мотивы личной выгоды, удобства, престижности и т.п. Удовлетворенность собой и своей деятельностью (лишь этой саморегулирующей сферой профессионального самосознания учителя) достигает максимального значения и превращается в свою противоположность - маховик, разрушающий систему саморегуляции, что ведет к еще большим деформациям самосознания.

Жизнедеятельность педагога со стереотипнозависимым уровнем самосознания определяется его близким окружением, сообществом, с которым он себя либо отождествляет, либо ставит выше. Следствием такого уподобления обычно становятся утрата творческого начала и неизбежное следование ценностным групповым ориентациям не всегда высокого качества. Такому учителю приходится прибегать к педагогическому насилию по отношению к детям. Ответная агрессия с их стороны негативно влияет на профессиональную мотивацию и самочувствие учителя, обусловливая профессионально-личностную дезадаптацию. Поскольку без творчества невозможен процесс самоактуализации и самопознания, а концентрация внимания на группе, деление людей на «своих» и «чужих» тормозят процессы глубокой рефлексии и не

Е.Ю. Азбукина. Особенности деятельности современного педагога

способствуют поиску конструктивных способов преодоления трудностей, то естественно, что этот уровень самосознания не обеспечивает гарантий для выхода педагога из кризисных состояний, связанных с профессией, возрастом, сменой социальной ситуации и другими форс-мажорными обстоятельствами.

Субъектно-универсалъный уровень представляет высшую степень профессионального самосознания учителя. Его главные характеристики связаны с внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов труда, которые принесут благо другим. Он становится основанием для достижения высшей степени самосознания, которая порождена свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, а вследствие этого обусловливает стремление к творчеству, самовыражению и самоактуализации. Для педагога данный уровень характеризуется гармоничным развитием профессионального самосознания. Благодаря рефлексии социальных, общечеловеческих смыслов своей деятельности он строит систему отношений с детьми, признавая их самоценность (и подобное отношение складывается у него к себе), проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого учащегося и в своем труде развивает себя как личность и как профессионала.

Таким образом, стиль деятельности педагога определяется не столько эмоциональной окраской, как это часто принято считать, сколько уровнем волевого контроля и рефлексии, и тогда он приобретает личностный характер. Проводимые сегодня многочисленные исследования свидетельствуют о том, что, во-первых, многие учителя чувствуют себя нереализованными, во-вторых, учительская профессия занимает одно из первых мест по заболеваемости неврозами. На основании этого можно предположить, что в педагогической деятельности мало места отводится личности учителя, не говоря уже о ее всестороннем развитии.

Многие философы (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв, С.И. Гессен) особой ценностью считали способность личности сохранять и развивать в себе такие нравственные качества, как любовь, сострадательность, отзывчивость, способность к самопожертвованию, уважение к другой личности, умение противостоять низменным инстинктам. Н.А. Бердяев утверждал, что духовная жизнь иерархически выше социальной жизни и ее ценностей, а социальная проблема разрешима только на почве духовного возрождения . Один из известных российских философов и педагогов С.И. Гессен говорил о необходимости обретения личностью сверхличных задач, «стремясь к высшему идеалу, более возвышенному, чем есть она сама».

Сегодня, очевидно, можно говорить о становлении у педагога гуманистической педагогической позиции, которая понимается как интегральная характеристика педагога, характеризующая отношение к ребенку как одной из высших ценностей, а отношение к педагогической деятельности как к сотрудничеству с детьми, их защите, развитию, психолого-педагогической поддержке. Основой гуманистической позиции учителя становятся его нравственные, духовные ценности, преломленные через его педагогическую деятельность и отношение к детям. Само собой через теорию гуманистической педагогики и психологии гуманистическая позиция педагога не складывается, поэтому необходимо не только активизировать самосовершенствование педагога, но в некоторых случаях даже создавать особые условия становления педагога как профессионала.

Особая роль при этом принадлежит рефлексии педагога, о которой мы неоднократно писали в своих работах. Следует отметить, что преподаватель представляет не только то, каким образом студент воспринимает его информацию, но и то, «в каком качестве» он сам, его педагогические, личностные особенности отражаются в сознании студента . Это саморефлексия. При этом важно отметить рефлексию одномоментную, отражающую конкретную ситуацию, когда отсутствие информации о решениях партнера является мощным стимулом для проявления рефлексивных способностей, и рефлексию длительную, основанную на продолжительном общении преподавателя со студентами. В результате действия последней возникают более четкие представления о просчетах и правильных действиях, формируются обобщенные выводы. Исходя из того, что и в какой степени является предметом педагогической рефлексии, определяется вся деятельность преподавателя, в частности характер и направленность личностного воздействия.

В зависимости от того, какие особенности личности являются объектом саморефлексии, в ней можно выделить два уровня.

Первый уровень саморефлексии, который чаще всего является предметом обсуждения, связан с «самообразом», т.е. отражением внешнего облика и поведения в сознании студента, как его представляет себе педагог. Понимание того, что на него смотрят и каждое его движение отражается в многочисленных человеческих «зеркалах», приводит к тому, что педагог вынужден систематически следить за своей речью, манерой поведения и т.п.

Саморефлексия второго, более высокого порядка связана с осознанием тех сущностных воздействий, которые несет педагог как личность и которые могут быть определены как влияние духовного мира личности преподавателя. Очевидно, что на

том и на другом уровнях осуществляются самопознание, самоконтроль и саморегулирование педагога как человека и профессионала, однако второй уровень саморефлексии характеризует более глубокие размышления о самом себе как личности.

Совершенствуя себя как личность и профессионала, рефлексируя и обучая этому студентов, педагог постепенно переходит с одного уровня деятель-

ности на другой, что положительно сказывается на процессе обучения. Мы считаем, что учителю сегодня нельзя останавливаться в своем личностном, научном, духовном росте и профессиональном развитии. Иначе учитель может превратиться «в верстовой столп, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте».

Поступила в редакцию 06.06.2008

Литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

2. Бессонова Е.А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя. Дис. канд. псих. наук., Хабаровск, 2000.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

Уважаемые участники конференции!

Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного про­цесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом «законе об образовании в РФ», федеральных государственных требованиях к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС.

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволили воспитателям нашего детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели нашего детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Важно отметить, что работая по ФГТ мы стремимся к тому,

1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (занятия),проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности. Мы привыкли к демократическому стилю общения с детьми, советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с ними играют и общаются.

2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим ОД таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулируем, поощряем, отмечаем с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаем в портфолио, благодарим родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

4. Современный воспитатель тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет игровую и наглядную среду в зависимости от темы ОД. При планировании мы предусматриваем виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. На мой взгляд, необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Мы понимаем, что ребенок сам соз­дает свою личность, а мы помогаем ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому мы поставили перед собой цель - созда­ть условия для максимального раскрытия индивидуального воз­растного потенциала ребенка.

Мы формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры.с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста современные педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Мы учим детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

Педагоги нашего детского сада понимают, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём­-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

диагностирование семей;

педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

совместное творчество детей и взрослых;

совместные мероприятия с учреждениями социума;

индивидуальная работа с родителями.

информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту.

Конечно, практический процесс по внедрению ФГТ в нашей с вами работе идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

Четкое видение современных задач образования;

Ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

Поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

Проявлять гуманную педагогическую позицию;

Сохранять физическое и духовное развитие детей;

Уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

Способность к самообразованию и личностному росту.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Вам также будет интересно:

Самые знаменитые русские в мире
Русские ученые изобрели телевизор, а русские режиссеры научили весь мир театру. Кто же из...
Примерное расписание логопедических занятий
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет...
Презентация на тему: «Всё о Лондоне»
London Hello! Today I’m your guide. I want to tell you about London. London is the capital...
Урок географии
Урок географии по теме «Географическое положение и история открытия Австралии» Цели...
Практическое руководство по магии
Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15...