Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Художественные особенности поэзии Н. В чем состоит особенность творчества Н.А

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после

Среди славной плеяды русских классиков достойное место занимает Николай Некрасов. Краткая биография этого поэта, писателя и публициста будет рассмотрена ниже. Чем же обогатил русскую поэзию Н. Во-первых, он ввел в строки своих стихов просторечные обороты, русский фольклор и прозаизмы. Народная фразеология значительно расширила диапазон поэзии. А во-вторых, поэт первым стал соединять в границах одного стихотворения разные жанры - сатирический, идиллический, лирический.

Некрасов. Краткая биография поэта: происхождение

Он был родом из некогда богатой помещичьей семьи. Однако по причине фатального пристрастия ее членов к азартным играм у отца писателя, Алексея Сергеевича, осталось только небольшое именье Грешнево в Ярославской губернии. Мать поэта, Елена Закревская, была дочерью чиновника. Родители не желали выдавать свою красивую и прекрасно образованную дочь за небогатого и имеющего славу гуляки и картежника армейского офицера. Тогда Елена и Алексей обвенчались тайно. Впоследствии она не раз жалела об этом. Пьяные оргии ее супруга, обнищание семьи вследствие карточных долгов - вот те реалии, в которых жили Елена, маленький Николай и еще 12 его братьев и сестер.

Детство

Многое в сознании формируют ранние годы. Николай которого выявляет и его становление как писателя, родился в 1821 году в Немирове (ныне Винницкая область Украины). В три года мальчик переехал в родовое имение Грешнево. Там он был невольным свидетелем самоуправства отца, выбивания недоимок, униженного положения матери. Именно ей, рано ушедшей из жизни, он позже посвятит ряд своих произведений («Мать», «Последние песни», «Рыцарь на час»). В 11 лет Николай поступил в гимназию в Ярославле, где учился посредственно. Но там он написал свои первые стихи.

Юность

Отец прочил Николаю военную карьеру, и в 1838 г. отправил его в дворянский полк в Петербург. Но там он встретил своего однокашника по гимназии, студента, который увлек его желанием поступить в университет. Экзамены Некрасов провалил. Оставшись без рассерженного отца, он вынужден был искать работу. В эти годы Некрасов, краткая биография которого была бы неполной без этого эпизода, жил в крайней нищете. Иногда он даже ночевал в приютах для бездомных. Нужда не только познакомила его с миром бедняков, но и закалила характер.

Признание таланта

Как же все-таки из безвестного нищего вызрел такой как Николай Алексеевич Некрасов? Биография - краткая повесть прожитых лет - не может передать тех трудностей, которые приходилось преодолевать поэту на пути к признанию. Первый сборник его юношеских стихов был признан критиками неудачным. Некрасов пробавлялся написанием водевилей, сочинял сказки в стихах для лубочных изданий. Наконец он решил попробовать себя в прозе. Так начал проявляться его собственный реалистический метод. Еще больший успех ожидал писателя на ниве редакторства в журнале «Современник». На страницах этого издания раскрыли свой талант Тургенев и Толстой, Гончаров и Герцен, Салтыков-Щедрин и Достоевский.

Зрелые годы

С 1850-х годов у писателя начались серьезные проблемы со здоровьем. Кроме того, обострение политических репрессий в стране и раскол по идеологическим причинам среди редакторов и авторов "Современника" привели к тому, что журнал был закрыт. Однако Некрасов и его друзья продолжали печатать стихи и различные критические материалы в "Свистке", который раньше был приложением к главному изданию. Эти перемены повлияли на общий стиль поэзии Некрасова. Она изменилась, стала обличительной, бичующей.

Н.А. Некрасов. Биография: краткая характеристика творчества

Вплоть до своей смерти от рака в 1877 году поэт продолжал творить. Наиболее прославили его такие произведения, как поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, красный нос», «Железная дорога», стихотворение «Дед Мазай и зайцы». Его творчество было посвящено русскому народу, его страданиям и великим надеждам.

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения

О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60-70-х г. Некрасов был певцом русской народной жизни, посвятил своё творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему»,- с полным правом сказал о себе поэт.

Родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове, неподалёку от Винницы на Украине. Там стоял полк, в котором служил офицером его отец. В 1824 году отец вышел в отставку, и семья поселилась в родовом имении Грешнево Ярославской губернии.

Здесь на берегу Волги прошли детские годы будущего поэта. Его детство сложилось совершенно иначе, чем у большинства писателей дворянского круга. Усадьба отца с его крепостническим укладом стала ненавистна Некрасову с юных лет.

Здесь, на Волге, мальчик познакомился с вопиющей народной нищетой, был потрясен впечатлениями от непосильного рабского труда:

« О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!»

(«На Волге», 1860).

В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Ее нравы мало, чем отличались от бурсы, описанной Помяловским. В гимназии Некрасов обнаружил склонность к стихам, написав несколько шуточных стихотворений- «Сатир» на брата и товарищей.

В 1839 году отец решил отправить сына в Петербург для определения в военно-учебное заведение. Но Некрасов ехал в Петербург с намерением поступить в университет. Он вез с собой тетрадь собственных стихов и мечтал о литературной славе. В Петербург Некрасов ехал готовиться к экзаменам в университет, отказавшись от поступления на военную службу. Взбешенный отец лишил сына средств на проживание в столице.

Некрасов остался в Петербурге, но в университет не поступил, т.к. плохо был подготовлен. Его зачисляют вольнослушателем, но лекции в 1839 - 1840 посещал довольно редко: для него началась борьба за существование.

Но тяжелые материальные лишения не убили в нем страсть к литературе. И в 1840 году он издает первый сборник своих стихов «Мечты и звуки». Это были подражательные стихи и носили романтический характер. Резкий отрицательный отзыв Белинского в «Отечественных записках» произвел на Некрасова настолько сильное впечатление, что он забрал из магазинов экземпляры этой книги и уничтожил их. Но неудача не обескуражил поэта: он решил теперь писать для заработка: сказки в стихах, рецензии, комические куплеты. За годы нужды и скитаний по трущобам столицы Некрасов близко познакомился с жизнью городской бедноты, с жестоким контрастом между положением привилегированных верхов и бесправной и нищей судьбой неимущего, простого человека. Эти впечатления и легли в основу его творчества 1840-х годов.

Некрасов становится с 1840-х постоянным сотрудником изданий Ф. Кони «Репертуар и Пантеон» и «Литературной газеты» и постепенно входит в столичные литературные круги. Наибольшим успехом пользовались его водевили, а псевдоним, которым он их подписывал, - Н. Перепельский, - вскоре приобрел известность. Никто из писателей дворянского круга не находился в такой степени в самой гуще жизни и не знал той неблагодарной литературной поденщины, которой вынужден был заниматься Некрасов. В своих биографических записках он писал: «Уму не постижимо, сколько я работал».

Решающим для идейного и творческого самоопределения писателя явилось его знакомство и сближение с Белинским, которое относится к 1841 году. Великий критик не только поддержал его в трудную пору, но и оказал большое влияние на формирование мировоззрения Некрасова, помог ему найти себя как поэта.

Сближение с Белинским и его кругом заставило Некрасова пересмотреть свое отношение к литературе, и обратиться к созданию произведений идущих от жизни, показывающих неприглядную картину действительности.

В 1840-х годах Некрасов пробует свои силы и в прозе. Его повести «Макар Осипович Случайный», «Ростовщик», а также незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» сложились в рамках «натуральной школы». Опыт работы над прозой помог Некрасову преодолеть псевдоромантическую «поэтичность», ее штампы, которые определили творчество, неудачу первой книги. На протяжении 1844 - 1845 годов Некрасов печатал ряд повестей и фельетонов, из которых особенно интересен очерк «Петербургские углы», помещенный в альманахе «Физиология Петербурга». Это очерк явился своего рода манифестом «натуральной школы».

Обратясь к прозе, Некрасов не оставляет и стихов. Однако теперь он отказывается от всякой сентиментальности и литературной красивости. Он пишет водевильные куплеты, злободневные и юмористические и сатирические стихи, острые и злые, высмеивающие представителей господствующих классов. Это была своеобразная школы, в которой складывались и закреплялись новые поэтические принципы Некрасова.

В 1846 году Некрасов задумывает издание журнала, который дал бы возможность сплотить передовые силы литературы. Главная роль в руководстве журналам должна была принадлежать Белинскому.

Совместно с И.И. Панаевым Некрасов приобретает у Плетнева право на издание журнала «Современник», основанного еще Пушкиным, и превращает его в лучший и влиятельный журнал тех лет. Биография Некрасова с этого времени неотделима от истории его журнальной деятельности.

Уже само издание «Современника» в условиях жестокой реакции «мрачного семилетия» (1848 - 1855 года) было гражданским подвигом, способствовавшей формированию передовой литературы.

Смерть Белинского в 1848 году была тяжелой утратой для Некрасова, но он продолжал следовать заветам своего учителя.

В журнале принимали участие лучшие силы существующей тогда литературы: И. Тургенев, И. Гончаров, А. Островский, А. Герцен, в нем начинал Л. Толстой, наметивший там «Севастопольские рассказы» и автобиографическую трилогию.

В 1856 году Некрасов едет для лечения за границу и лишь через год возвращается в Петербург. На время своего отсутствия редактирование журнала передает Чернышевскому.

Некрасов не только разделял взгляды Добролюбова и Чернышевского, их сближала и личная дружба. Его письма к ним полны сердечного участия, заботы и внимания. Добролюбова он даже поселил у себя на квартире, а во время его болезни и поездки за границу для лечения всячески его ободрял и оказывал ему всякую материальную поддержку.

Смерть Добролюбова сильно потрясла его. На похоронах Некрасов говорил о Добролюбове как о «мощном двигателе умственного развития, о понимании им «искусства и жизни», о самой неподкупной оценке литературных произведений».

Реформа 1861 года была оценена Некрасовым как обман правительства, как акт, направленный на его разорение и закрепощение.

Начало 1860-х годов явилось для Некрасова временем жестоких испытаний: 1861 году - умер Добролюбов, 1862 году - арестован Чернышевский, закрыт «Современник» на 8 месяцев.

Выстрел Каракозова в 1866 году в Александра 2 вызвал новое усиление реакции. Ряд жестоких репрессий был направлен в первую очередь против прогрессивной печати. «Современнику» грозило закрытие и Некрасов, желал спасти журнал, допустил ошибочный шаг - прочитал стихи, которые восхваляли главного исполнителя всех репрессий Муравьева. Этим спасти журнал не удалось, а Некрасова обвинили в малодушии. В 1866 году «Современник» был закрыт.

Некрасов не сдается. Не проходит и года, как он приобретает у А. Краевского «Отечественные записки», которые с 1868 года заняли место «Современника». В состав редакции вошел Салтыков-Щедрин, а в издании принял участие ряд сотрудников «Современника».

Благодаря исключительной энергии Некрасова «Отечественные записки» превратились в передовой орган демократической мысли.

Последние годы жизни Некрасова проходили в безнадежной борьбе с тяжелой болезнью. Ухудшение его здоровья заставляет врачей направить его в Крым. По возвращении из Крыма Некрасов уже безотрывно прикован к постели, у него рак прямой кишки. Почти 2 года длилось медленное умирание. Операция лишь на некоторое время отсрочила смерть. 27 декабря 1877 года он умер. Похороны поэта превратились в мощную демонстрацию, какой не видела Россия со смерти Пушкина.

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Вол­ге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать сол­датская», «В дороге». Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Так поэт восклицает в «Размышлениях у парадного подъезда».

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да». Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни. Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется ед­кая сатира». Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков», встре­чаем мы и в стихотворении «Муза»:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Этой же теме посвящена «Эле­гия» (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинс­кого», поэме «Кому на Руси жить хорошо». Призыв к свободе звучит в стихотворениях «Пророк», «Песня Еремушке». Однако стоит отметить, что «во многих других стихотворениях револю­ционность Некрасова выступает как многоликая рефлексия. Мы имеем дело с лирическим героем, который сам себя воображает лишь «рыцарем на час», или способным совершить неверный шаг. «Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь «кающийся дворянин». Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем».

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натураль­ной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом. Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: «Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость».

Здесь искали:

  • поэзия некрасова
  • особенности поэзии некрасова
  • поэзия некрасова анализ

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...