Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Личностная идентичность юношеского возраста. Особенности формирования идентичности в юношеском возрасте

Переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социологической литературе определяются совершенно по-разному. Кроме того, процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового и юношеского возраста.

Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Итак, в юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости .

Именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе.

К 15-17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей. Но в то же время эти особенности недостаточно осознаются самими старшеклассниками или неверно оцениваются.

Именно в ранней юности идет интенсивное развитие самосознания по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.

Таким образом, самосознание в подростковом и юношеском возрастах становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности .

Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности .

Э. Эриксон считает, что юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эту задачу, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

  • 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  • 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  • 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то гланой деятельности;
  • 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания .

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста, позволяет утверждать о существовании повышенного интереса подростка к собственному «Я», высокой сензитивности к оценкам других своей личности. К юношескому возрасту самосознание достигает высокого уровня, т.к. именно тогда появляется мировоззрение человека.

Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Юность (Ранняя - 15 - 17 лет. Поздняя - 17 - 21 год)

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется всё больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий; получение паспорта, наступление условий ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дельнейшего жизненного пути встаёт перед каждым. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбора профессии. Обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог самостоятельной жизни».

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельность в юности признаётся учебно-профессиональная деятельность.

По мнению Д. И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (нравственные установки, ценностные ориентации и т. д.)

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.


Общение в юности

1) Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми;

2) Дружба;

3) Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола;

4) Любовь.

Интеллектуальное развитие в юности

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности - формально - логическое, формально - операционное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующее в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность.

Психологические новообразования

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

5) Идентичность;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

«Отрыв от родительских корней».

61. Развитие самосознания в юношеском возрасте

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть? » (профессиональное самоопределение) и « каким быть? » (личностное и моральное самоопределение).

Самоопределение , как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).

Это новая внутренняя позиция , включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Самоопределение связано с новым восприятием времени . Теперь осознается временная перспектива.

Наблюдается общая стабилизация личности.

Развивается нравственная устойчивость личности.

Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.

Происходит изменение учебной мотивации.

62. Критерии сформировавшейся личности.

Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий эти взгляды отстаивать (Я.А. Каменский).

Сществуют вполне определенные критерии сформировавшейся личности .

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».

О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка - свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.

63. Развитие личности в возрасте ранней зрелости

Центральные новообразования ранней зрелости, в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):

Притязания на овладение специальностью (20–24 года);

Притязания на овладение профессией (24–28 лет).

В период ранней взрослости:

Строится собственный образ жизни ,

Происходит усвоение профессиональных ролей ,

Происходит включение во все виды социальной активности ,

В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя «Я»: как индивидуума, как члена семьи и как работника. Эти взаимодействия осуществляются в более широком контексте общества и культуры

Э. Эриксон (1968) считал, что каким бы ни был источник приобретения идентичности, главным событием взрослости является достижение генеративности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир путем профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей.

Задачи ранней взрослости:

Выбор супруга (и);

Подготовка к супружеской жизни;

Создание семьи;

Воспитание детей;

Ведение домашнего хозяйства;

Начало профессиональной деятельности;

Принятие гражданской ответственности;

Нахождение конгениальной социальной группы.

64. Развитие личности в возрасте средней зрелости

Несмотря на испытываемый натиск внешних изменений, внутренние изменения происходят постепенно и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями. Осмысление и переоценка жизни в среднем возрасте происходят как раз в контексте этих изменений и сохранения преемственности. Эти размышления и переоценки происходят в контексте трех связанных между собой миров – личного мира, мира семьи и профессионального мира.

Центральные новообразования возраста средней зрелости в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):

Притязания на овладение социальной ролью (28–30 лет);

Притязания на овладение социальным статусом (32–34 года).

В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей (Д. Б. Бромлей, 1966) . Главная дилемма развития у взрослого человека средних лет в соответствии с точкой зрения Э. Эриксона – это дилемма неуспокоенности (генеративность) . Неуспокоенность, понятие близкое самоактуализации, которую А. Маслоу определяет как стремление стать как можно лучше.

Задачи средней взрослости:

Достижение гражданской и социальной ответственности;

Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;

Выбор подходящих способов проведения досуга;

Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

Усиление личностного аспекта супружеских отношений;

Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;

Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Среди специфических жизненных задач взрослой жизни, Р. Пэк выделяет наиболее важные проблемы, или конфликты развития взрослого человека в среднем возрасте:

По мере убывания жизненных сил и ослабления здоровья переключение большей части своей энергии на умственную деятельность, вместо физической. Р. Пэк называет эту корректировку признанием ценности мудрости против признания ценности физических сил.

Уравновешивание – на новом уровне – социального против сексуального начала в человеческих отношениях. Физиологические изменения вынуждают людей переопределять свои отношения с представителями обоих полов, делая акцент на общении и товарищеских отношениях, а не на сексуальной близости или конкуренции.

Катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения. Эмоциональная гибкость лежит в основе корректировок, к которым люди среднего возраста должны прибегать в тех случаях, когда рушатся семьи, уходят друзья и старые интересы перестают быть средоточием жизни.

Умственная гибкость против умственной ригидности – борьба со склонностью слишком упорно придерживаться своих жизненных правил и недоверчиво относиться к новым идеям.

Кризис середины жизни подразумевает значительное изменение в личности и жизненных перспективах у лиц, вступающих в середину жизни. Согласно Levinson (1986), типичный возраст для этого кризиса между 40 и 45 годами, согласно Jagues (1965) или Gould (1978) – около 37 лет. В обширном обзоре литературы Kearl и Hoag (1984) отметили, что чаще начало кризиса относят к 37,7 лет.

Характеристики кризиса середины жизни :

Убывание физических сил и привлекательности;

Осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования;

«социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.

В период кризиса середины жизни,

С одной стороны, происходит переоценка прошлого и неудовлетворенность настоящим,

С другой стороны, появляются новые возможности последовать за личными мечтами и выбрать новое направление приложению собственных усилий.

Можно сделать вывод, что кризис середины жизни – это процесс интенсивного и трудного перехода, вызванного осознанием, что адаптационный стиль, который был адекватен в возрасте ранней зрелости, стал неадекватным в возрасте средней зрелости. Этот процесс включает изменение во временном взгляде на будущее от «времени рождения» до «времени, оставшегося жить», обзор прошлых и настоящих достижений и потерь, переоценку личностных целей.

65. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом возрасте.

Центральные новообразования в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):

Притязания на завершенность жизненных планов (36–40 лет);

Притязания на расширение жизненных планов (40–44 года).

Собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Преобразования внутреннего мира, отношений являются следствием главным образом сознательной саморегуляции поступков самим человеком в результате критического к себе отношения и переоценки своих ценностей . Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне удовлетворительным.

В исследованиях J. Rosen, B. Neugarten (1960) доказано, что с возрастом растет социальная активность, однако она слабеет и понижается после 60 лет жизни.

Период старения имеет свои особенности. Характерно, что угасание физиологических возможностей организма не идет параллельно с психологическими и личностными инволюционными процессами.

Характерным для пожилого человека является:

Смещение ряда ведущих потребностей на нижние этажа иерархии;

«выпячивание» отдельных потребностей (потребности привязанности, страх одиночества, потребности порядка, стабильности), что нарушает диалектику потребностей и затрудняет общий процесс саморегуляции;

Возникновение «сдвоенных потребностей».

Задачи пожилого возраста (R. J. Havighurst , 1953):

Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья;

Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов;

Приспособление к смерти супруга (и);

Установление прочных связей со своей возрастной группой;

Выполнение социальных и гражданских обязательств;

Обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

Р. Пэк (R. C. Peck, 1968) выделяет наиболее важные проблемы, или конфликты развития взрослого человека в возрасте поздней зрелости:

Дифференциация Эго против поглощенности ролями. Происходит переоценка собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной.

Трансцендентация тела против поглощенности телом. Изменение, относящееся к способности индивида избегать сосредоточения на недомоганиях, сопровождающих старение.

Трансцендентация Эго против поглощенности Эго. Имеет особенно важное значение в старости. Люди, встречающие старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении.

В последние годы обучения в школе перед подростком встает проблема выбора дальнейшей карьеры. Это вынуждает подростка искать ответа на вопросы «кто я?», «какова цель моего существования?»: подросток переживает кризис идентичности, описанный в возрастной периодизации Э.Э. Эриксона.

Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности .

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного Я. В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство .

Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности .

Чтобы получить идентичность подростку, наряду с принятием социальных ролей, необходимо совершать действия, направленные на определение границ собственных возможностей.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего Я, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло .

Выделяются четыре стадии развития идентичности:

  • 1) Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.
  • 2) Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.
  • 3) Мораторий. Стадия кризиса, когда индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.
  • 4) Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию .

Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения .

Таким образом, переживая кризис идентичности, подросток заканчивает формирование личностной идентичности, тем самым, завершая процесс последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства. Кризис идентичности необходим для нормального взросления.

Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

Что представляет собой этот личностный кризис, что провоцирует его и как выйти из него победителем, расскажем в этой статье.

Немного определений

Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно.

Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование.

В психологии выделяют несколько стадий, которые человек проходит во время этого этапа.

Личностный кризис может быть вызван несколькими причинами, опираясь на которые выделяют следующие виды переломных этапов:

  • Кризис возрастного развития, который связан с этапами физического и психологического взросления человека;
  • Ситуативный кризис, который вызван определенными трагическими событиями в жизни: развод, болезнь, серьезная травма, смерть, потеря близкого человека.
    От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа.

Переломные ситуации

При планировании своей жизни лишь небольшое количество людей задумывается о неприятных «сюрпризах», которые она может преподнести.

Увольнение с работы, крах в карьере, неожиданное ухудшение материального благосостояния, измена любимого человека или развод – от таких неприятных событий не застрахован никто.

Человек начинает выяснять причины того, что произошло, и не находит их. Внезапность наступления изменений пугает и заставляет искать причину в себе. Чувство вины оттого, что было сделано не все, чтобы предотвратить ситуацию, не покидает. Человек впадает в глубочайшую депрессию.

Душевный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств.

Особенности этих переломных моментов связаны с переживанием не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей.

Возрастные изменения

Возрастные кризисы становления личности являются естественной потребностью психики человека. Они кратковременны и обеспечивают правильный ход развития личности. Каждый из таких периодов связан с изменениями деятельности человека и развитием его психических возможностей.

  • Кризис новорожденных обусловлен изменением в жизнедеятельности вне утробы матери;
  • Переломный этап первого года жизни связан с увеличением потребностей и возможностей ребенка;
  • Три года является точкой отсчета в определении собственного «Я»;
  • В семь лет у малыша начинается новый вид деятельности, связанный с обучением в школе;
  • Подростковый этап связан с процессом полового созревания и физическими изменениями;

  • В 17 лет возникает кризис идентичности, который является необходимостью принятия самостоятельных решений и началом самостоятельной взрослой жизни;
  • В 30 лет переломный период связан с невозможностью реализации жизненных целей, поставленных ранее;
  • У сорокалетних людей перелом характеризуется нерешенностью проблем предыдущего этапа;
  • Уход на пенсию воспринимается как изменение привычного уклада жизни, переосмысления прожитых лет и ощущение ненужности и нереализованности.
  • Правильная реакция человека на возрастные изменения способна не только вывести из затяжной депрессии, но и позволит выйти ему на более качественный уровень развития.

Начало формирования личности

Несмотря на то, что кризису трехлеток предшествуют еще 2 этапа, именно этот возраст принято считать началом становления личности. Это время, когда малыш осознает свою значимость и желает «нащупать» рамки дозволенного, период определения своей роли в жизни общества.

Психологи выделили семизвездие кризиса, которое является важным показателем начала проявления детской независимости. Эти признаки указывают на сложные процессы взросления, которые не стоит путать с непослушанием и своеволием.

Кризис «Я сам» связан с желанием самостоятельно существовать в рамках общества, которое представлено
семьей и отношениями в ней. Ребенок начинает требовать самостоятельности, с которой не знает, что делать.

Сложные душевные противоречия выражаются в капризах, непослушании, негативизме и бунте.

При неправильной реакции родителей появляется так называемый кризис доверия, который проявляется в замкнутости или агрессии, низкой самооценке и в нежелании мириться с общепринятыми устоями общественной жизни.

Юношеский этап развития личности

Кризис личности в отрочестве во многом определяет течение других переломных жизненных моментов, связанных не только с возрастом, но и с жизненными обстоятельствами.

В этом возрасте самоопределение в жизни является главным направлением личностного развития. Смена привычного вида деятельности, желание соответствовать общепринятым нормам, но в то же время обладать индивидуальностью, порождает страх перед новой жизнью.

Кризис идентичности, который появляется в период юношества, указывает или на осознание своего низкого социального статуса, или на отрицание ценности социума.

Этот период связан с повышенным вниманием к своей внешности и достижениям, которые уже удалось свершить. Критичность восприятия действительности приводит к занижению собственных возможностей и психологическому дискомфорту. Желание познавать мир и выбирать собственную нишу в нем отражается на выборе будущей профессии.

Кризис идентичности в юности имеет следующие проявления:

  • Страх сближения с другими людьми;
  • Желание изолироваться от окружающих;
  • Неуверенность в собственных возможностях, которая выражается в категорическом отказе от учебной деятельности или же в проявлении особого усердия к ней;
  • Неумение распределять время;
  • Страх перед будущей жизнью, желание жить «сегодня и сейчас»;
  • Активный поиск идеалов, копирование их стиля и образа жизни.

Если кризис идентичности будет правильно преодолен, он позволит юношам и девушкам переступить через психологические барьеры и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

Кризис самоидентификации пройдет менее болезненно, если родители окажут нужную поддержку развивающейся личности. Нельзя допускать чрезмерную опеку и желание навязать собственное мнение ребенку, даже если оно правильное. Позвольте ему самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу. Родителям важно понять, что душевный кризис является неотъемлемой частью развития, и от того, как он пройдет в юношеском возрасте, будет зависеть протекание других переломных этапов в жизни взрослеющего человека.

Как выйти из кризиса победителем

Кризисы развития личности – необходимые этапы в жизни каждого человека, которые сопровождают его всю жизнь. Во время кризисного периода важно не замыкаться в себе, отыскивая новые возможности, проявляя стремление двигаться дальше.

Способов, как преодолеть кризис, множество. Главное, не бояться исследовать свой внутренний потенциал и пробовать что-то новое в личных отношениях или карьерной сфере. Умение противостоять жизненным невзгодам позволяет закалить характер, укрепить свою идентичность и добиться новых высот, о которых в спокойном размеренном темпе жизни человек даже не задумывается.

Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Юность (Ранняя - 15 - 17 лет. Поздняя - 17 - 21 год)

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется всё больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий; получение паспорта, наступление условий ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дельнейшего жизненного пути встаёт перед каждым. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбора профессии. Обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог самостоятельной жизни».

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельность в юности признаётся учебно-профессиональная деятельность.

По мнению Д. И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (нравственные установки, ценностные ориентации и т. д.)

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Общение в юности

1) Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми;

2) Дружба;

3) Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола;

4) Любовь.

Интеллектуальное развитие в юности

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности - формально - логическое, формально - операционное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующее в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность.

Психологические новообразования

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

5) Идентичность;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

«Отрыв от родительских корней».

61. Развитие самосознания в юношеском возрасте

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть? » (профессиональное самоопределение) и « каким быть? » (личностное и моральное самоопределение).

Самоопределение , как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).

Это новая внутренняя позиция , включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Самоопределение связано с новым восприятием времени . Теперь осознается временная перспектива.

Наблюдается общая стабилизация личности.

Развивается нравственная устойчивость личности.

Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.

Происходит изменение учебной мотивации.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...