Строение и функции молекул ДНК и РНК

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Урок географии "Австралия

Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Есенина Внеклассная работа по литературе

Княжества северо-восточной руси Коренными жителями Залесского края являлись угро-финские племена: мурома, меря, весь

Ижма история села отдых и досуг. О селе ижма

В последнее время о селе Ижма (4 тыс. жителей, на языке коми Изьва), затерянном в глухой тайге Средней Коми, знает почти вся страна: 7 сентября 2010 года сюда приземлился неисправный Ту-154, и это было настоящее чудо и в воздухе, и на земле. В небе пилоты сумели посадить самолёт с отказавшей электросетью на случайно обнаруженный аэродром, непригодный для посадки больших самолётов, а на земле смотритель аэродрома Сергей Сотников полтора десятилетия по своей инициативе поддерживал заброшенную площадку в рабочем состоянии... Спасти удалось не только людей, но и даже машину - отремонтированный самолёт улетел из Ижмы буквально за неделю до моего приезда.

Но между тем, Ижма замечательна не только этим. Само это название обозначает реку, историческую область вдоль неё и село-"столицу". А живут здесь коми-ижемцы - один из самых необычных народов России с древним вахтовым оленеводством и деревянными дворцами крестьян-миллионеров. И не просто живут: русский на Ижме - почти иностранец.

Путь на Ижму начинается от станции Ираель на , причем в летнее время здешняя автодорога изолирована от Большой земли (зимой же её пересекает зимник Ухта-Печора). Автобусы ходят четыре раза в день, и подгаданы к поездам с юга. В остальное время активно курсируют частники - так, с поезда из Воркуты с пол-седьмого утра на станции сошло всего 3 человека, включая меня - но у вокзала ждала маршрутка. Билет до Ижмы - 270 рублей, дорога - хороший асфальт. Ехать без малого 100 километров, и на всём этом пути никаких признаков жилья - лишь тайга да тайга...

И тем удивительнее, что Ижма совершенно не выглядит глушью. Село далёкое и обособленное - это видно, но оживленное, ухоженное, без чувства отрезанности от мира. Автобус останавливается на площади с кадра выше, сбоку от местного Дома Культуры:

Здесь стоит вслушаться в разговоры - считается, что доля ижемцев в этих краях 80%. Это видно, а точнее слышно - 4/5 разговоров здесь ведутся не по-русски. Коми язык очень красив и очень необычен, звучит очень мягко. Правда, числительные (в том числе сложные типа "без пяти двенадцать") и междометия русские. В самой Ижме русским языком все владеют свободно, хотя и с небольшим акцентом, но даже в соседних сёлах попадаются люди, которым русская речь даётся с большим трудом.

За Домом Культуры две церкви - огромная для села, заброшеннная Преображенская церковь (1806-28) с явным налётом "нерусскости" и миниатюрная деревянная Успенская (новодел). Гуляя вокруг этих церквей, расскажу вкратце историю Ижмы:

Коми пришли сюда в 16 веке (село известно с 1576 года), и пришли не от хорошей жизни: русские активно осваивали правый берег Северной Двины и низовья Вычегды, и зыряне постепенно отходили на север и восток. На Ижме переселенцы встретили ненецких оленеводов, и сами научились разводить оленей. Правда, по-своему - в отличие от ненцев-кочевников, коми работали вахтовым методом - у них были постоянные дома и оседлое хозяйство в сёлах, а в тундру выезжали посменно. Ижемцы стали первыми в России вахтовиками.

К тому времени зырянские купцы уже были одними из лучших в России, и на Ижме сразу нашли свою нишу. Они были куда ближе к русским, чем ненцы, и куда ближе к ненцам, чем русские, став связующим звеном между Большой землёй и тундрой. В России ижемцы были известны как лучшие поставщики оленьей замши, ненцам же они продавали блага цивилизации - иголки и гвозди, ружья и патроны, и конечно же алкоголь. Если в 15-16 веках русские колонизировали зырян, в 17-19 зыряне начали колонизировать ненцев, превратив тундровых князьков в своих вассалов. Почти в каждом ижемском селе был хотя бы один миллионер.
Как мне кажется, дело в том, что на Ижму пришли уже Новые Коми - усвоившие всё то хорошее, что дали им русские, и научившиеся сопротивляться всему плохому, что принесла колонизация их земель. И подобно американцам, ушли на новое место и начали строить нацию практически с нуля.

А вот как это место выглядело сто лет назад - эту фотографию мне подарили в музее. Здесь был самый настоящий погост-тройник из летней Преображенской церкви, великолепной "адмиралтейской" колокольни и деревянной "под камень" зимней церкви (только сейчас понял, что забыл узнать её название и возраст). Если Преображенская церковь имеет аналоги в других сёлах, то весь ансамбль действительно был для этого края столичным.

За церквями - набережная Ижмы. В дальних уголках севера типа Пинеги или Мезени настоящие набережные в сёлах - не редкость: ведь река зачастую была единственной дорогой, да и кормила людей не меньше, чем поле - поэтому северные сёла почти всегда открыты реке.

Долина Ижмы невозможно огромная, и за рекой прекрасно видны четыре села - слева направо Гам, Мохча, Бакур и Сизябск. К двум последним я дошёл пешком, о чём будет отдельный пост.

Сама Ижма, впрочем, не так уж и широка - размером примерно с Сухону или Волхов. Большая часть снежного пространства в долине - луга, постоянное русло же кончается вон у тех кустов, где промышляет рыбак.

На набережной небольшой мемориал Гражданской войны, которая здесь в относительных цифрах (население-то маленькое) была довольно кровавой. Что символизирует пограничный столбик - не знаю. В целом же ижемцы - народ весьма непокорный, например в 1830-35 годах здесь было такое необычное для Русского Севера явление, как крестьянская война, которую возглавил крестьянин с фамилией Балин (грузинам на заметку - по Толкиену персонаж с таким именем воевал с гоблинами ).

А вот так центр Ижмы выглядит из-за реки, которая здесь течёт строго с юга на север:

Старая Ижма - это в общем-то всего одна улица. Пойдём сначала на север от главной площади:

Очень характерная застройка - таких огромных изб, как на Ижме, я не видел даже на Мезени.

Да что избы? Тут есть самые настоящие особняки совершенно городского вида, такие как дом купца-пароходчика Норицына:

Как уже говорилось, многие здешние крестьяне (и в меньшей степени "официальные" купцы) преуспели настолько, что сколотили вполне городские состояния, и строили себе опять же вполне городские хоромы.

К особняку примыкают советские постройки - здесь находится правительственный квартал Ижемской страны:

Теперь сходим от Дома Культуры на юг... впрочем, всё показанное в этом посте находится не более чем в 5 минутах ходьбы от ДК.

На улице оживление - много магазинов от продуктовых до компьютерных, банки, сфера услуг типа парикмахерской, и только отдельных кафе разве что нет - вместо них столовая. Ходят люди, играет музыка - в общем, непохоже на стереотипные образы нищего Севера, да и на российское село вообще.

Местная гостиница - кстати, не единственная, еще тут есть гостевой дом "Пелидз" (в переводе "Рябина", на основном коми языке то же слово пишется как "Пелысь"). При обоих, кстати, есть и кафе - в "Пелидзе" по крайней мере неплохая блинная.

А в конце улицы - едва ли не самый красивый в Ижме дом, принадлежавший местному крестьянину-миллионеру Попову:

Нигде больше я не видел таких домов, на Ижме не редких - своеобразный гибрид избы и особняка. Конечно, северные избы-дворы размером дадут фору многим городским постройкам - но ведь 9/10 их объёма занимала хозяйственная часть. Этот особняк полностью жилой, но снаружи, не считая обилия окон - просто очень большая изба.

Крыльцо - со двора, к улице особняк обращен парадным фасадом:

Ижемский музей, хотя и создан лишь в 1965 году - один из богатейших в Коми. Думаю, сёл, способных похвастаться такими музеями, в России единицы, а райцентров - от силы несколько десятков. Хотя может быть впечатление от экспозиции просто усилено общением с сотрудниками. Я в общем уже не удивляюсь, когда в музеях в глубинке меня встречает обаятельная и энергичная девушка чуть-чуть постарше меня, которая искренне любит свой край, действительно хорошо его знает, и действительно рада открыть его гостю издалека. Вот и здесь мне провели экскурсию, напоили чаем, просто рассказали много интересного о прошлом и настоящем Ижмы, показали архивные газеты и путевые заметки начала ХХ века и современный официальный фотоальбом Ижемского края из музейной библиотеки, да еще и подарили фотографию, которую я здесь уже выкладывал. При этом заплатил я только за билет и фотосъёмку.
Между собой сотрудницы говорили на ижемском языке, хотя сами вполне молодые и современные, что еще раз подтверждает - этот язык живой. Но всё же такой тёплый приём я бы не назвал национальной спецификой, ибо как уже говорилось - у меня такое не впервые.

В холле музея - очень красивые и странные картины Татьяны Поповой. Дело в том, что художница их не рисует, а мастерит из перьев:

Другой местный художник Федор Канев на войне потерял правую руку, но научился рисовать левой. Получился весьма самобытный наив. Кстати, почти тот же ракурс был в этом посте чуть выше:

Этнография. Ижемские народные шапки и просто вышивка:

Рыболовные сети с родовыми знаками хозяев на поплавках:

И конечно зал оленеводства, стилизованный под чум с очагом в центре. Чучело оленя, народный костюм, национальные сумки с колоритными названиями типа "тучу" (маленькие, наверху) или "падко" (баул пониже):

Национальная обувь "тёбеки" разных видов. Знаменитые "пимы" - лишь одна из разновидностей:

Оленья шкура и приспособления для её выделки:

Пояс оленевода, где вперемешку практические вещи и талисманы:

На третьем этаже - вполне городские интерьеры:

А солонка в виде утки - олицетворение зырянской легенды о сотворении мира. Некогда было лишь бесконечное море, по которому плавала Утка. Каким-то образом она снесла 6 яиц, но лишь два из них уберегла под крыльями. Из одного вылупился светлый бог, из другого - тёмный. Они подняли со дна морского утонувшие четыре яйца, а Утка, видя, что её род продолжен, взлетела и разбилась о воду, превратившись в земную твердь. Белый бог из первого яйца извлек Солнце, а из второго - лес, тёмный бог же извлёк луну и воды суши.

В общем, здесь очень много всего. А вот такой вид открывается с третьего этажа - обратите внимание, кстати, сколько снега на подоконнике:

Еще немного кадров советской, непарадной Ижмы. Самый большой в посёлке дом - местная больница:

Местами Ижма выглядит так:

Местами - вот так:

Оживленное, современное, не кажущееся нищим (даже если таковым и является), самодостаточное село, которое и селом-то назвать трудно. Полное чувство, что находишь в небольшом городке. Ижма - это действительно Столица маленького и без иронии гордого народа, привыкшего полагаться на собственные силы.

Ижемский край впечатляет еще и обилием гужевого транспорта, причём здесь в ходу не что-нибудь, а настоящие деревянные сани. Дед в ушанке везёт вязанку дров - будто откуда-то из прошлого прикатил. Впрочем, скорее всего большинство людей на санях в Ижме - "гости столицы" из окрестных сёл. Туда, в эти сёла за рекой, в следующей части и отправимся.

Административный центр: с. Ижма

Площадь: 18 400 кв.км.

Граничащие территории: Усть-Цилемский, Усинский, Печорский, Сосногорский и Ухтинский районы Республики Коми.

Численность населения: 17 600 человек.

Ведущие отрасли: сельское хозяйство, в выпуске продукции которого преобладает животноводство, производство мясных и молочных продуктов, заготовка леса, добыча нефти, включая газовый конденсат.

Официальный сайт муниципального района: http://www.izhma.ru/

Муниципальный район «Ижемский» расположен в северо-западной части Республики Коми. На юге район граничит с Сосногорском и Ухтой, на востоке – с Печорой, на западе – с Усть-Цилемским районом, на северо-востоке – с Усинском. Дата образования: 15 июля 1929 г.

Население на берегах реки Ижмы и средней Печоры жило с давних времен, что подтверждается археологическими раскопками, датированными VIII-V вв. до н.э. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство.

Коренные жители района называют себя «изьватас» или по-русски «коми-ижемцами» и считают себя отдельной народностью. Для этого есть все основания. Дело даже не в том, что долгое проживание в изоляции породило свой диалект коми языка. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живущих от земли и от промысла, ижемцы – оленеводы. Весной они уходят в кочевье на тундровые луга к берегам Карского моря, поздней осенью возвращаются к своим домам.

Неповторимость ижемцев в том, что именно они многовековым опытом жизни освоили и разработали совершенно уникальную модель оленеводства, совместив в своей культуре кочевые навыки ненцев, бытовую культуру русских, сохранив при этом культуру этническую – коми-зырян. Нигде в мире нет такого «бригадно-вахтового» способа оленеводства, как в России, в основе которого лежит опыт ижемцев, уже два-три века назад отказавшихся от постоянной кочевой жизни и научившихся пригонять стада на зимний период к своим селам.

Мало кто знает, что в конце XIX - начале XX века в каждом селе небольшого притока Печоры, Ижмы, были свои миллионщики. Семейные кланы изьватас контролировали огромнейшие территории российского севера от Кольского полуострова до Обской губы. Именно ижемские семьи вели всю мелкооптовую торговлю на европейском севере России. В конце XIX – начале XX века замша – кожа из шкуры оленя – завоевала парижскую моду.

В советский период огромные территории ижемцев были раздроблены административными границами. Начало добычи нефти на притоке Ижмы Ухте послужило появлению Ухтинского района, строительство железной дороги разделило Сосногорский и Печорский районы, открытие месторождений газа отделило и северную часть в самостоятельную административную единицу – Усинский район.

Сегодня оленьи стада ижемцев, кочующие по вековечным дедовским проходам, передвигаются по «чужим» районам, выпасаются в тундрах «чужой» территории – Ненецкого автономного округа. Но для кочевого образа жизни границы регионов не имеют значения, и это не повлияло на уклад ижемских оленеводов. Их сезонное кочевье с обязательным возвращением осенью к родовым домам из года в год продолжается.

Достопримечательности

Туризм в Ижемском районе представлен событийным туризмом – традиционным праздником коми-ижемцев «Луд», который проходит в канун начала сенокосной страды.

На празднике проходят выступления народных фольклорных коллективов всего района, конкурс народного костюма «Хоровод невест», где молодые женщины представляют не только народный костюм, но и определенные знания по традиционной культуре, импровизированное представление знакомств потенциальных женихов и невест из разных сел района, а также из других регионов Российской Федерации, где проживают коми-ижемцы. Ярким зрелищем праздника являются показательные выступления спортсменов по национальным видам спорта (прыжки через нарты, метание аркана). Праздник также необычен и отличителен конными верховыми скачками по заливным лугам. Собираются всадники со всего района.

Праздник получил высокую оценку и положительные отзывы гостей, стал популярен среди населения. Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» вошёл в число 11 чудес Республики Коми.

В 2015 году Традиционный народный праздник «Луд» Ижемского района и его организаторы стали лауреатами профессиональной премии «Грани театра масс» за 2013-2014 годы и победителями в номинации «Лучший национальный праздник».


Еще одной достопримечательностью Ижемского района являются Галфедьские камни. Данная достопримечательность находится возле деревни Малое Галово. Здесь, на берегу реки Ижмы лежат несколько десятков больших камней правильной сферической формы. Фантастическая картина напоминает кладку яиц динозавров или остатки древней цивилизации.
Несколько лет назад «галфедьса изъяс» (так ижемцы называют малогаловские камни) были признаны одним из чудес районного масштаба. Кажется, что какой-то древний великан разбросал по берегу каменные шары. Большая часть камней потрескалась, а некоторые даже полностью разломаны. Но попадаются и целые. Самые маленькие из них около метра в диаметре, а наибольшие достигали трех-четырех метров. Некоторые находятся на берегу, другие скатились в воду. В данный момент разрабатывается туристический маршрут к необычным малогаловским камням.

Сизябск

Уже 11 лет развивается туристический бизнес в поселке Сизябск. Сначала на холме появился небольшой домик, а затем и настоящий оленеводческий чум. Тут гости могут примерить малицу, прокатиться на ватрушках-тюбингах, сфотографироваться с настоящим оленем. На Базуе (так называется холм) есть свой музей истории и культуры XX века. Здесь собраны атрибуты пионерии и комсомола, граммофон, печатная машинка и другие экспонаты, обнаруженные в домах земляков. Есть в музее школьная форма советской эпохи и лозунги. Под одной крышей с «советским» музеем в сенях находится музей охоты и рыболовства, в котором собраны старинные снасти и современные трофеи: широкие охотничьи лыжи, старый рубанок, деревянные щипцы, используемые при дублении оленьих шкур, в избушке – птичий хвост и старинный пистолет или обрез. Туристы в Сизябске могут попробовать оленину, рыбу, шаньги, прочие местные деликатесы и главное блюдо туристического меню – вареная оленина.

Куда пойти

Ижма прославилась 7 сентября 2010 года, когда самолёт с отказавшими двигателями приземлился в её давно закрытом аэропорту. Это было чудо – но не случайность: все эти годы бывший смотритель аэропорта Сергей Сотников поддерживал полосу в рабочем состоянии, чем и спас в итоге несколько десятков жизней.

Центр Ижемского р-на, древнейшее коми селение на реке Ижме.Село Ижма возникло в 1567 - 1576 гг. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. В конце XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. к 1989 г. население 3595 человек из них 79% коми.

Поселившись между ненцами и русскими, ижемцы стали связующим звеном двух народов: на юг они продавали оленью замшу и рыбу, на север – железо, чай и алкоголь. За предприимчивость их называли "евреями Севера", и в их сёлах были не редкостью деревянные дворцы крестьян-миллионеров. Ныне ижемцев всего 16 тысяч человек (а коми вообще – более 300 тысяч), но в Республике они занимают значительно большее место: с Ижмы – цвет коми культуры, лучшие спортсмены (например, легендарная лыжница Раиса Сметанина), многие политики. В центре Сыктывкара во дворе одного из немногих "уездных" домиков стоит "Изьвас-керка" (Ижемская изба) – культурный центр, где с талантом ижемских художников и музыкантов можно познакомиться воочию.

В Ижме дома покрашены в яркие цвета, в центре – новая кирпичная , а вот столь характерной для нашего Севера разрухи тут нет. Скорее – маленький зажиточный городок, чем село. Ижма – столица, и с четырьмя "пригородами" за рекой (Гам, Мохча, Бакур, Сизябск) в ней живёт половина всех ижемцев. Центр посёлка – , в его дворе до сих пор не восстановленная (1806-28). На главной улице – несколько "миллионерских" изб, одну занимает краеведческий музей. Работают там молодые, но потому заинтересованные люди, которые любят свой край и рады гостю, а увидеть можно как предметы быта ижемских крестьян, оленеводов и купцов, так и творчество местных художников: так, картины Татьяны Поповой не нарисованы, а склеены из перьев. Здесь же – деревянный "правительственный квартал" Ижемского края, а в нескольких километрах от села, у переправы, тот самый аэродром , откуда самолёт улетел 7 сентября 2010 года. Сотников же за свой труд был награждён "Бураном" – на Севере эта машинка ценнее любого внедорожника.

В Ижме есть две гостиницы, но лучше идите в Сизябск – если глядеть с ижемской набережной (а это именно набережная!), это село крайнее справа. Села за рекой такие же ухоженные и просторные, в каждом сохранилась закрытая церковь. На угоре у входа в Сизябск виден чум во дворе избы – там живёт Зинаида Павловна Вокуева, своими силами создавшая в Сизябске этнографический музей "Войвыв сикт" ("Северное село"), одновременно являющийся гостевым домом, где можно хорошо отдохнуть и отведать тундровой еды – строганины, оленины, ижемских шанег из двух видов муки. С недавних пор ещё один чум Вокуевой стоит в Сыктывкаре, на стадионе имени Сметаниной в посёлке Выльгорт.

Лучшее время на Ижме – март и апрель, когда солнечно, тепло и очень снежно. Зимой многие ижемцы пересаживаются с машин на сани, в которых запряжены лошади. А вот олени к весне уходят на летние пастбища у Чёрной реки, зимой же их можно видеть в окрестностях Ижмы – но оленеводы очень замкнуты и осторожны, фотографирование оленей для них - сглаз. Летом тут заедает гнус, но стоит побывать на народном празднике "Луд". А вот мягкий и красивый коми язык, ижемский диалект, здесь можно услышать постоянно – на нём говорит 4/5 ижемцев, а в сёлах не каждый поймёт по-русски.

Wiki: ru:Ижма (Коми)

село Ижма в Республике Коми (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 96,1 км на север от Ухты. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Всего 6 редакций, последнее 4 года назад сделано Kashey из Подольска

Ижма

Ижма (Изьва) - село на правом берегу Ижмы (левый приток Печоры), центр сельской администрации и Ижемского района, в 544 км от Сыктывкара , древнейшее коми селение на р.Ижме. Неподалёку от с.Ижмы археологами обнаружены два древних поселения, одно из них относится к VIII-III вв.до н.э. Село Ижма возникло в 1567-1576 . Побывавший здесь в к.XIX в. архангельский губернатор Энгельгардт А.П. упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви ; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 (эта летопись не сохранилась). По др.публикации XIX в. селение было основано в 1572 переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платёжной книге 1575, в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населённом пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка - сегодняшнее село Ижма.

Его основателями были коми , переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла её по числу жителей. В 1638 в Ижме было 37 крестьянских дворов , а в 1646 - уже 65. Более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679. Тогда в Ижемской слободке было 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др. Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов . Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Сёмгу и сёмужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, гл.образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдалённых районах - на Печоре и в Зауралье.


Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее ижемцы стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург , Новгород и др.города. Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов . Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей ("роч" - "русский"). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в с.XVII в. С Пинеги в Ижму пришёл крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозёрска - Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев ("новокрещённые самоядины"). 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655 , 1661-1662 и 1678-1679 , вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 ижемцы жаловались, что у них "хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся... травою". В 1678 очевидец сообщал: "Жители... гладом тают и умирают... и такая нужда в сей стране повсюду на... Ижме, Усть-Цильме и на Пустозёрском остроге".


Участница праздника "Луд"

Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавление от нищеты и голода: Филиппов А.А. "сшол от голоду в Пермь Великую", Кузьминых С.Ф. "умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозёрском остроге", Бабиков К.И... "от голода сшел в Кевролу (на Пинегу) з женою и з детьми...". Первая деревянная ижемская церковь "во имя Преображения господня, с приделом Ильи пророка" была построена, по данным Тентюковой Ф.А., в 1678 . Она не раз сгорала при пожарах. Один из них, "истребивший большую часть домов и церковь", случился в 1700 . В 1728 была построена новая деревянная одноэтажная церковь, впоследствии также сгоревшая. Лепёхин И.И., побывавший здесь в 1772 , отметил, что при церкви была "колокольня деревянная... высокая и искусно построенная". В петровскую эпоху велись активные поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян . Было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе , Кузбассе, районе Воркуты , нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли де Геннин Г.В., Татищев В.Н. , Брюс Я.В . Предпринимались спорадические попытки наладить промышленную добычу нефти при впадении р.Ухты в Ижму.


С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, привнеся в него немало рациональных приёмов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865 говорится, что в Ижме "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей". Завезя из Устюга молочный скот, ижемцы вывели на его основе новую породу, причём столь удачную, что в с.XIX в. даже писали: "Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме... где можно делать сыры не хуже голландских". Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До первой пол.XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. - село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селений Архангельской губернии . В с.XIX в., как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей - Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стояли 2 церкви (на четырёхугольной площадке) "между домами - по обе стороны от церквей - тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки.


Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей - небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору". В 1801 было получено разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви с двумя престолами. Каменная Преображенская церковь была построена в 1807-1828 . 29 НЯ 1821 освятили первый престол, 22 НЯ 1828 - второй. В 1829 разобрали деревянную церковь (построенную в 1773 ). В 1833 и 1848 каменную церковь перестраивали, в 1884-1888 построили третий престол. В 1860 была разобрана ещё одна деревянная церковь, существовавшая с 1794). В 1862 построили новую деревянную церковь. В 1820 в Ижме открылась церковно-приходская школа, в 1850 преобразованная в приходское училище, а в 1869 - в двухклассное сельское училище Министерства просвещёния для мальчиков, при котором в 1871 был открыт ремесленный класс (обучали здесь портняжному и сапожному ремеслам). 28 МР 1873 открылось женское училище, 7 ЯН 1891 - церковно-приходская школа. В 1833-1838 происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжёлой дорогостроительной повинности. В 1862 построили также новую деревянную церковь.


В 1873 в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 человека . В к.XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский п-ов, где потомки переселенцев живут до с.п. В 1897 в селе было 2166 человек. В 1905 в Ижме было 277 дворов, 2746 человек: в 1918 - 365 дворов, 2406 человек, в 1926 - 458 дворов, 2192 человека. В 1921 коми составляли 97,4% человек, русские - 1,4%, ненцы - 1,2%. 19 ОК 1927 здесь открыли профтехшколу для подготовки кадров речного флота (в 1930 переведена в Щельяюр). В 1930 в селе имелись районные учреждения, зубоврачебный кабинет, консультация для женщин и детей, фельдшерско-акушерский пункт, пароходная стоянка, школа, изба -читальня, райдом крестьянина, детский сад, районная центральная библиотека, народный дом, агропункт, зоопункт, камера нарсуда , бактериологический институт, заготпункт госторга , крестьянский комитет общественной взаимопомощи, райагроном. При советской власти Ижма - так же ходовое название лагерей , выделенных в самостоятельное управление из Ухтпечлага в 1933 . В 1932-лето 1933 в селе работал Ухта-Печорский горно-нефтяной техникум, переведённый в Чибью . В 1950-х разрушили старинную деревянную Преображенскую церковь. К 1959 численность населения увеличилась до 2495 человек, к 1970 - до 3090 человек, к 1989 - до 3595 человек, из них 79% коми; к 1992 - до 3914 человека. В 2000 в Ижме жили 3838 человек.


Сыктывкар Археология Бюджет Власть государственная Воркута Государство Губерния ГУЛАГ Двор Действие социальное Донбасс Зыряне Изба


Ижемский этнос начал складываться во второй половине 16 века. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, северные великорусы и лесные ненцы. К концу феодального периода ижемские коми выработали в основном ту языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми.

Ижемская слобода, согласно некоторым данным, была основана в 1567 году.

Согласно ижемским преданиям село Ижма несколько раз меняло место своего расположения: первые поселенцы вначале осели на высоком берегу на месте современной Мохчи, затем перебрались на правый берег, на шесть верст выше по течению (ныне урочище «Олемин») и, наконец, прочно обосновались на месте современной Ижмы.

Смешанный состав раннего населения Ижемской слободы не должен вызывать удивления, так как конец 16-го - начало 17-го веков были отмечены значительными движениями по Печоре и ее притокам различного промышленного и торгового люда. Одним их важных путей, ведших на Печору и в Зауралье, стала Вымско-Ижемская водная система. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство. Продажа продукции оленеводства, в первую очередь, замши, шкур, мяса, стала основой ижемской экономики.

Расположение Ижемской слободы на оживленном торгово-промышленном пути способствовало относительно быстрому росту ее народонаселения.

Торговые связи Ижемской слободы с ярмарочными центрами Вычегодского края - Турьей, Усть-Вымью, Яренском, Туглимом и Сольвычегодском - были значительными. Таможенные книги третьей четверти 17 века изобилуют описанием продуктов, доставляемых из села Ижмы и Печоры на Сольвычегодскую ярмарку - главным образом рыбы, оленьих шкур и изделий из них. В Ижемской слободе происходил пушной торг приезжих московских скупщиков.

Ижемцы - прекрасные знатоки природы, они наблюдательны и ловки, обладают богатым творческим потенциалом, сохранили традиционное мировоззрение, высокую нравственность, заветы предков. Скудность почв и суровость климата заставляли их много трудиться. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного труда, ижемцы отогревалис

ь в праздничные дни, ходили друг к другу в гости, придумывали различные игры, пели, плясали. Нет такого ижемца, который бы не любил петь. Песня сопровождала его от рождения до самой смерти. Послушав пение ижемцев, в душе невольно остается настроение песни: радость, веселье или грусть.
Большая часть коми-ижемцев проживает на территории Республики Коми в бассейне средней Печоры, по берегам притоков Печоры - Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде, в Тюменской области, в Ненецком автономном округе и Ловозерском районе Мурманской области.

Историческая Справка


В истории развития и жизни этнографической группы коми-ижемцев много любопытных событий и фактов, заставляющих современных историков, этнографов, ученых еще и еще раз обратить свое внимание на живущее более 450 лет берегах р. Ижмы и средней Печоры население.

На нынешней территории Ижемского района проживает более 80 % коренного населения. Этот факт способствовал сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей. Осваивая этот суровый край, предки коми-ижемцев добывали себе пропитание охотой, рыбалкой, постепенно осваивая земледелие и животноводство.

С развитием торговых отношений произошло расслоение общества. К началу ХIХ века беднейшая часть крестьянства находилась в очень тяжелом положении. Крестьяне кроме денежных податей и налогов несли еще натуральные повинности. Тогда произошло событие, которое заставляет пересмотреть взгляд о неприглядной забитости провинциальных крестьян. Это событие - восстание ижемских крестьян против повинности - строительства Тинско-мезенской дороги, почти за 1000 верст от Ижмы. С 1833 по 1838 год ижемские крестьяне под руководством правозащитника Балина боролись за свои права и добились успеха.

Почти через 200 лет в конце ХХ века на Ижемской земле произошли подобные события. Местное население выступило за защиту своих прав на чистую окружающую среду и против незаконных нефтепереработок в местах традиционного природопользования населения. Дело дошло до суда с Главой Республики Коми и опять коми-ижемцы выиграли. Этот беспрецедентный случай вошел в учебники по юриспруденции.

Но, как отмечают исследователи и путешественники конца ХIХ начала ХХ веков (Лепехин, Мартынов), население отличается мирным нравом, терпением и добропорядочностью. Судя по большому количеству православных храмов (почти в каждом селе), христианская вера была в чести у ижемцев. Много было священнослужителей из местного населения. Школы в конце 19 века были, в основном, церковно-приходскими. Строительством храмов как деревянных, так и кирпичных занимались мастера из местного населения. Кирпич производили тут же. Ижемский край отличался двухэтажными деревянными жилыми постройками. Вся центральная улица с. Ижмы в начале ХХ века была застроена такими домами. Многие из них стоят и используются и поныне.

Интересен факт вступления коми-ижемцев в северное оленеводство. Становление оленеводства, производительной отрасли для ижемцев складывается к середине ХVIII века. К этому времени ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что ижемцы, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д. Но самое главное, ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом.

Заслуживает внимания факт стремления населения к образованию. Первая школа в сельской местности в Коми крае открылась именно в Ижме и открыл ее на свои средства крестьянин Прокопий Ануфриев. Было это в 1828 году. Конечно, в Петербурге в это время уже действовал университет, но развитием окраин России царское правительство не было заинтересовано. И вот буквально по истечении одного века в этой самой окраине, т.е. в Ижемском крае, действовали три средних учебных заведения. Это педтехникум, где готовили учителей для начальных классов, речной техникум готовил специалистов для всего Печорского пароходства и зооветтехникум, где готовили специалистов для оленеводства и сельского хозяйства.

Организаторами всех этих учебных заведений были представители местного населения. В 30-40 годы 19 века Ижма поистине была кузницей национальных кадров.

Интересны факты экономического развития края в 20 веке.

В течение 70 лет в п. Щельяюр Ижемского района строили и ремонтировали суда. За это время судостроителями были построены баржи грузоподъемностью 100, 150, 200 и 600 тонн, грузопассажирские суда, брандвахты, дебаркадеры, буксиры-толкачи и т.д. Высок был уровень развития сельского хозяйства в районе. Было развито молочно-мясное животноводство, овцеводство, выращивали кур, в большом количестве выращивали овощи: картофель, капусту, турнепс.

Добыча и переработка древесины являлась важнейшей составляющей экономики с 30-х по 80-е годы ХХ века.

Славной страницей в истории края является история развития спорта. Особенно почитаем всегда был лыжный спорт.

Феномен, что население района численностью 23560 имеет трех олимпийских чемпионов. И какого уровня!

Лыжница планеты, четырехкратная олимпийская чемпионка Раиса Сметанина родом из с. Мохча Ижемского района. Семья лыжников Рочевых является национальной гордостью Республики Коми. Василий Рочев старший родился и вырос в с. Бакур. Часто потом на каникулах жил у бабушки и Василий Рочев младший, нынешний чемпион мира по лыжным гонкам.

В 1952 году Россия впервые участвовала в Олимпийских играх. Среди бронзовых призеров был и ижемец Александр Ануфриев.

Много славных страниц вписано ижемцами в экономику, культуру, образование Республики Коми.

Вам также будет интересно:

Основные виды многогранников и их свойства
Хотя стереометрию изучают только в старших классах школы, но с кубом, правильными...
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока...
Как написать диктант по географии
Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это...
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию
Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы...
Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что...