Использование икт в работе воспитателя детского сада. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В своей работе я использую ИКТ в своей работе, в следующем:

    подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;

    знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

    обмен опытом;

    знакомство с периодикой,

    использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

    использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

    создание электронной почты, ведение сайта;

    создание презентаций в программе Power Point.

В своей работе я использую мультимедийную технологию. Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Целью моей работы при использовании ИКТ в ДОУ, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами стали:

систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения коли чества иллюстративного материала;

позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧТРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСРИТЕТ» Доклад по теме: Использование ИКТ в работе с родителями. Выполнила студентка 2614з группы Чернышова Мария Викторовна Преподаватель _____________________ 2016 «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель Актуальность проблемы Как музыка держится на трех китах (песня, танец, марш), так и работа по воспитанию и образованию детей держится на трех основных составляющих – педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно­образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровления своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах ­ Как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? Конечно же, если школьное учреждение полностью принимает на себя все решение выше перечисленных вопросов, то такой способ не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Важно взаимодействовать всем участникам процесса и вникать в проблемы достаточно ответственно и серьезно, а не поверхностно. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия для обеспечения детей всем необходимым. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя в наше время современных технологий, инноваций. Современные родители ­ грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Перед собой я поставила следующие задачи: Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения. Разработать личностно­ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с МБОУ СОШ №102. Цель: Повышение качества образования через использование информационно­ коммуникационных технологий. Использование ИКТ в воспитательно­образовательном процессе - это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно­ коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями учеников, а также популяризировать деятельность учителя в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями школьников очевидны и заключаются в следующем: минимизация времени доступа родителей к информации возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями; рост объема информации; оперативное получение информации родителями; обеспечение диалога воспитателя и родителей группы; оптимизация взаимодействия педагога с семьей. К информационно коммуникационным технологиям относятся: компьютер, муз. центр, фотоаппарат, ксерокс, видеокамера, мультимедийная аппаратура, принтер. Мы используем ИКТ у нас в школе так: Информационные стенды для родителей, которые содержат полезную информацию. Выпускаем информационные листовки, папки­передвижки, ширмы с целью просвещения родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Используем ИКТ в оформлении родительских уголков. Благодаря этим технологиям родительские уголки оформляются эстетично, современно, способствует привлечению внимания. Так же большую роль при организации работы с родителями в современном образовании играют Интернет ресурсы. Для привлечения родителей мы в своей работе используем сайт школы. На котором располагаются материалы для родителей (консультации, памятки, рекомендации) и новости школы. На личных страничках педагогов нашего ОУ размещены различные игры, которые подобраны учителем с учётом возрастных особенностей детей. Благодаря использованию интернета мы проводим анкетирование родителей. Родители могут отвечать на вопросы в любое удобное для них время, в удобном месте. Очень удобно использовать современные технологии, при проведении родительских собраний. В условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями школьной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб ­ страницы). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы. Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители. Создание единого информационного образовательного пространства детского сада полностью соответствует интересам развития детей. В современных условиях использование информационно­компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно­компьютерными технологиями помогает человеку чувствовать себя комфортно в новых социально­экономических условиях . Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада и заинтересованного социального окружения, в первую очередь с семьями воспитанников. Сотрудничество с родителями в контексте объединения совместных усилий в интересах развития дошкольника предполагает формирование партнерской позиции родителей в общении с ребенком, с детским садом, с социумом . С этой целью нами применяются различные индивидуальные и групповые формы работы. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным психолого­педагогическим проблемам. Однако остается проблема привлечения родителей к активному взаимодействию. В связи с этим сотрудничество выстраивается так, чтобы родители были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь в создании единого образовательного пространства. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере . На практике мы используем разнообразные информационно­ коммуникационные технологии в процессе продуктивного взаимодействия с семьёй: ­ мультимедийные презентационные технологии (презентации, слайд­шоу, виртуальные экскурсии, буклеты, информационные бюллетени, листовки, брошюры и др.) в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает больше родителей к участию в образовательно­ воспитательном процессе; ­ технологии сетевых интернет – коммуникаций (обратная связь посредством форумов, гостевых книг на официальном сайте ДОУ, персональном сайте, электронной почты, Skype­коммуникации, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет и др.); ­ технологии телефонной связи (консультирование по телефону, sms­рассылка и др.); ­ технологии совместного с детьми участия в интернет – проектах, конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях. Таким образом, успешность взаимодействия педагогов учреждения и семьи во многом зависит от того, насколько эффективно педагог использует в своей работе новые информационно­коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал. Он должен заинтересовать родителей, создать условия для их активного участия в образовательно­воспитательном процессе современного образовательного учреждения. Список литературы 1. Комарова Т.С. Информационно­коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова. – М.: Мозаика­синтез, 2011. 2. Корецкая С.В. Проект «Использование информационно­ коммуникативных технологий в ДОУдля создания единой информационной среды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.Festival.1september.ru/articles/559339/ 3. Картавенко Л.Д. Использование информационно­коммуникативных технологий в доу для создания единой информационной среды / Л.Д. Картавенко [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.//lib.convdocs.org/docs/index­166584.html?page=3

Лекторий содержит материалы о повышении квалификации и самообразовании педагогов в условиях развития информационной среды школы. Обсуждаются различные вариативные модели обучения и самообразования учителей в области ИКТ, предлагаются методики выявления имеющихся дефицитов и рекомендации по наиболее полному удовлетворению ИКТ потребностей педагогов. Лекторий знакомит с новой серией методических материалов издательства по вопросам использования ИКТ в работе учителя.

Сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс»

Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ, на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ, на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования, на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования, дистанционное обучение и многое другое.

Адрес:
http://www.openclass.ru

Новые профессиональные компетенции педагогов
в условиях информатизации образования

Цветкова М.С.

Непрерывное информационное образование как составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование ИКТ в школьных предметах, использование ИКТ в жизни, непрерывное обучение педагогов в сфере ИКТ и развитие информационной среды школы как ресурсной составляющей.

Вам также будет интересно:

Восстания Жакерия: причины, события и последствия
ервоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над...
Механическое движение: равномерное и неравномерное
Раздел 1 МЕХАНИКА Глава 1: О с н о в ы к и н е м а т и к и Механическое движение....
Система мышления эдварда де боно
), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в...
Бедная лиза
В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты,...
Краткое содержание повести гроза островского
Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только...