Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Break up — английский фразовый глагол

Самые знаменитые русские в мире

Примерное расписание логопедических занятий

Сообщение «Литосфера и человек. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека Сообщение как человек восстанавливает литосферу

Здоровье и жизнь любого человека напрямую зависят от процессов, происходящих в литосфере. От этих процессов также зависит хозяйственная активность людей. Большая часть данных процессов проистекает под непосредственным влиянием природных сил, носят стихийный характер.

Стихийные и природные явления можно разделить на 2 группы:

  • Обвалы, осыпи, оползни, сели, происходящие из-за действия сил земного притяжения.
  • Вулканизм и землетрясения, происходящие из-за внутренней энергии Земли.

Вулканизм является очень масштабным проявлением. На Курильских островах и Камчатке сосредоточено большинство вулканов страны. Из 160 существующих на территории России вулканов, 40 находится на территории Курильских островов. Из действующих вулканов можно отметить вулкан Сарычева, Берга, Безымянный, Кизимен, Шивелуч, Ключевская сопка, Карымская сопка и Мутновский вулкан. Столбы вулканической пыли и газов, которые выбрасывают в атмосферу вулканы, поднимаются на высоту 10-20 км., после чего они начинают оседать на землю.

Землетрясения - это самые опасные стихийные явления, предсказать которые практически невозможно. На территории РФ частые и сильные землетрясения чаще всего происходят в районе острова Сахалин, на Курильских островах и на Камчатке. Одно из самых последних разрушительных землетрясений случилось в 1995 году. Из-за него погибло около 2000 человек и полностью было разрушено поселение Нефтегорск. Среди российских горных регионов к опасным, относительно возникновения землетрясений, можно отнести: Забайкальские и Прибайкальские горы, Саяны, Алтай и Кавказ. Около 40% территории РФ считается сейсмоопасной.

В районах, где распространены вулканы, находятся также гейзеры и горячие вулканы. Подземную горячую воду можно применять для выработки электроэнергии и отопления жилых помещений. К примеру, на Камчатке успешно функционирует опытная геотермальная электростанция.

Обвалы и осыпи чаще всего происходят в горных районах с сильным пересечением рельефа. Горные породы, которые разрушились, при действии силы тяжести обваливаются и тянут за собой новые части обломков. Преимущественно, причиной их возникновения являются подземные толчки или активность вод. Не редкость в горных районах и сели. Они представляют из себя смесь камней, глины и грязи, которая образовывается при затяжных дождях и стремительно сходит вниз. Движение сели происходит с высокой скоростью и, если на ее пути окажется какое-то поселение, мост, дорога, плотина или любое другое сооружение, она может разрушить их. Алтай и Кавказ гораздо чаще, чем другие горные районы сталкиваются с данным природным явлением.

Существует также такой вид природных явлений как оползень. Чаще всего, его формирование происходит в условиях чередования водоупорных и водоносных пород. В таких условиях верхние слои начинают сползать по более скользкому водоупору и образуется оползень. Чаще всего оползни можно встретить на Волге, а также на крутых берегах, которые подмывает вода.

Воздействие человеческой деятельности на рельеф

Рельеф местности формируется ни лишь из-за внутренних и внешних факторов, но и из-за хозяйственной деятельности человека. Больше всего на рельеф влияют такие виды работ как прокладывание дорог, добыча ископаемых, строительство подземных коммуникаций и сооружений, развитие лесного и сельского хозяйства. Из-за этих причин очень часто нарушается целостность горной породы, а поверхность земли начинает проседать. В некоторых регионах могут появляться антропогенные землетрясения, спровоцированные извлечением из земли огромного количества каких-то ископаемых. Подобные землетрясения часто случаются в Западной Сибири и Предуралье. Из-за добычи ископаемых появляется много терриконов, шахт и карьеров.

Большинство отработанных промышленных отвалов представляют собой опасность для человеческого здоровья. Очень много таких отвалов находится на территории Кузнецкого угольного бассейна и в некоторых районах Сибири и Дальнего Востока. Именно в этих районах ископаемые добывают открытым способом. Также рельеф изменяется во время забора артезианской воды и во время подземных работ. Из-за этого в рельефе могут появляться достаточно глубокие воронки. Несколько таких воронок обнаружено в Москве, глубиной они достигают 4, а диаметром 45 метров. Аналогичные воронки на Кузбассе в глубину достигают 70 метров. Почвенная эрозия и овражная деятельность представляют из себя пример того, как нельзя вести сельское хозяйство - при интенсивной распашке земли и выведении естественной растительности.

Таким образом, человеческая хозяйственная деятельность активно участвует в кардинальных изменениях рельефа земли. Вместе с естественными рельефными формами сегодня существует много искусственных: разные сооружения, тоннели, мосты, плотины, здания. За много тысяч лет были сформированы гигантские зоны сплошного заселения. Искусственные формы, которые были созданы человеком полностью изменили поверхность земли, оказывая при этом влияние на поверхностные водные стоки и климат.

Косвенное влияние на рельеф человека

Оказывать воздействие на изменения в рельефе земли человек может и косвенно. Человек не запланировано или ненамеренно может изменить условия морфогенеза, замедлить или усилить естественные процессы аккумуляции или денудации. В результате этого значительно усиливается антропогенное оврагообразование и эрозия почв. Из-за осушения болот изменяется рельеф их поверхности. Неограниченный выпас скота, а также дорожная дигрессия являются причиной оживления динамики золовых песчаных аккумулятивных форм рельефа. В местах, где проводятся активные военные действия могут возникать особые формы мезорельефа и микрорельефа - это бомбовые воронки, оборонительные валы, окопы и траншеи.

Действия, совершающиеся людьми осознанно или неосознанно принимаются в условиях возможной неопределенности, а любая конкретная ситуация может привести к угрозе в какой-то определенной форме. Любые человеческие действия, которые осуществляются на границах природно-антропогенной или природной системы, могут стать причиной геоморфологического риска. Риск появляется от ощущения или наличия опасности, исходящей от определенного геоморфологического объекта и повязан с активной деятельностью субъекта опасности - человеком. Именно для этого, экологическая геоморфология разрабатывает определенные методы и принципы, которые дают возможность определить опасные геоморфологические объекты и процессы и спрогнозировать их развитие для того, чтобы минимизировать стоимость и степень риска.

Естественные природные стихийные процессы в большинстве случаев являются техногенно предопределенными. К примеру, масштабная вырубка леса в регионах имеющих горный рельеф становится причиной активизации процессов образования селей и оползней. В последнее время участились гравитационные и флювиально-гляциальные процессы, образующиеся из-за освоения лугов высоко в горах. Частота схождения лавин с гор увеличивается, и наносит сельскому хозяйству существенный ущерб. Разрушаются здания, мосты, горные дороги. Обычно, явления, которые представляют собой какую-то угрозу с экологической стороны, возникают внезапно. Специалисты, занимаясь исследованием их появления и развития, обозначили несколько важнейших факторов, которые дают возможность спрогнозировать ход их развития в будущем. Их действия связаны не так с антропогенными или природными факторами, как с одновременной деятельностью и влиянием людей в местах, подверженных данным явлениям.

Чтобы спрогнозировать развитие каких-либо экзогенных процессов, самыми эффективными являются методы зондирования в дистанционном режиме. Они способны повысить объективность географического прогноза, а также значительно улучшить качество полученного материала. При таких условиях есть возможность прогнозировать характер, а также силу экзогенных процессов.


Литосфера - верхняя твердая оболочка Земли (кора) является кладовой минеральных веществ, топливно-энергетических ресурсов, драгоценных и редких металлов. Для нужд хозяйственно-бытовых, промышленных, сельскохозяйственных все это добывается, извлекается из литосферы, перерабатывается и используется на 30-50%, все остальное складируется в отвалы на поверхности - пустые породы. Под действием осадков, ветра они вымываются, выветриваются и становятся загрязнителями, контаминантами почвы, воздуха, воды, жилищ.

Человек и рельеф земной поверхности оказывают всестороненнее врздействие друг на друга. Еще с древних времен рельеф определял различные виды деятельности человека, от него зависел характер поселений, миграций. В настоящее время, несмотря на технический прогресс, рельеф продолжает оказывать различное возлдействие на человека и его деятельность. От рельефа и геологического строения территории зависят особенности прокладки и строительства различных инженерных сооружеий, добыча полезных ископаемых. Велика экологическая роль современного рельефа и рельефообразующих процессов. Так, например, с рельефом связано распределение и миграция загрязняющих веществ. Большое значение имеют опасные и неблагоприятные геомрфологические процессы. Некоторые из котрых причиняю существенный вред человеку и объектам его хозяйственной деятельности.

В земных недрах размещаются разнообразные полезные ископаемые. Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве.

Полезные ископаемые размещаются в земной коре неравномерно, но в их распределении есть определенные закономерности. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые. В фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. Таким образом, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а большие по площади скопления - бассейны.

Виды полезных ископаемых

Поверхность земной коры - это место для населения человека и плацдарм для его деятельности. Прежде всего на размещение и жизнь людей влияют абсолютные высоты

Жизнь и хозяйствование на равнинах. Исторически население всегда тяготело к равнинам. Это вполне объяснимо. Здесь проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги.

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам.

Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы.

Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.

Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Например, трасса одной из крупнейших железных дорог России - Байкало-Амурской магистрали пересекает 7 высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для их преодоления хребты были «пронизаны» туннелями.

Из-за сложных природных условий с экономической точки зрения горы не могут конкурировать с равнинами. Поэтому в горных регионах число видов хозяйственной деятельности ограничено. Преимущественно в них используются особые ресурсы, связанные с горным положением: минеральные, рекреационные, гидроэнергетические, иногда редкие горные растения.

В Кавказских горах построен Тырныаузский металлургический комбинат. Здесь ведется добыча молибдена и вольфрама. Руда добывается с помощью подземных взрывов. Затем она спускается по пробитым в скалах туннелям на специальную площадку. Здесь ее измельчают в порошок и по трубам подают на обогатительную фабрику. Пустую породу из-за ограниченности площадей размещают на склонах гор. Это создает опасность обвалов, осыпей, камнепадов, а при сильных дождях - и селевых потоков.

Но горы постепенно приобретают все новые функции: производственные, спортивные, оздоровительные. Даже большие абсолютные высоты привлекательны для любителей альпинизма, горно- лыжного спорта, приключенческого туризма.

Хозяйственная деятельность в горах связана высотной поясностью и разнообразием ландшафтов. Например, из-за суровых природных условий в горных районах азиатской части России сельское хозяйство ограничено сезонными миграциями животных.

Кроме того, горы - это многонациональные регионы. Из-за относительной недоступности горы служили убежищем для населения, вынужденного в силу различных обстоятельств (политических, экономических и др.)менять место жительства.

В крупных горных районах с высокими хребтами население селилось в глубоких и узких межгорных долинах. Контакты между соседями были затруднены. Поэтому горы, как правило, отличаются большим этническим разнообразием. В них проживают малочисленные народы со специфической культурой, бытом и особенностями хозяйства. Па Северном Кавказе проживает более 40 национальностей. Например, в Республике Дагестан только официальных языков - 12, а число языковых диалектов исчисляется десятками.

Важная социальная проблема развития горных районов заключается в том, что основные потребители их ресурсов находятся на равнинах, т, е. значительном расстоянии от гор. Осваивая горы, нужно помнить и о негативных сторонах этого процесса - деградации природы, разрушении культурно-этнических традиций и др.

Экологические функции литосферы

Обычно выделяют четыре экологические функции литосферы: ресурсную, геодинамическую, физическую и химическую.

Ресурсная функция литосферы определяет роль ресурсов, содержащихся в литосфере, а также факторов пространственного характера для жизни биоты и человека. Известно, что литосфера содержит различные материальные ресурсы, большинство из которых активно используются человеком. Именно в этой связи наблюдается значительная ресурсная напряженность, которая не убывает, а нарастает год от года.

Весьма тревожная ситуация сложилась с энергетическими ресурсами. Согласно популярным оценкам, газ и нефть перспективны не более чем на 50 лет, уголь приблизительно на 150 лет. До настоящего времени нет четких представлений о тех энергетических ресурсах, которые человечество намерено использовать, допустим, через 50 лет. Атомная энергетика опасна, трудноразрешимой представляется проблема реактивации отходов ядерной промышленности: во всей литосфере пока не обнаружено такого укромного местечка, где можно было бы спрятать радиоактивные вещества в безопасном для биоты состоянии. Не разработаны пути использования в удовлетворяющем человечество количестве солнечной и ветряной энергии (для размещения солнечных батарей и ветряных электростанций требуется много места, а коэффициент полезного действия их все ещё недостаточно высок).

Крайнюю озабоченность вызывает ситуация с запасами полиметаллических руд, содержащих никель, кобальт, вольфрам, молибден, медь, свинец, цинк, олово. Считается, что они будут исчерпаны в ближайшие 60 лет; лишь несколько лучше обстоят дела с железными, марганцевыми и хромовыми рудами.

Человечество пока намного более успешно разрушает, чем восстанавливает литосферу. С большим трудом осознается, что объектом экологической заботы является такой грандиозный экологический объект, как литосфера.

Человечество стало мощной литосферной силой и рельефообразующим фактором. К увеличению сейсмичности приводит интенсивная добыча газа и нефти, закачка воды глубоко под землю, рытье карьеров и котлованов, заполнение водой котловин; оседают плотины электростанций, крупные города типа Токио и Москвы. Глубина депрессий поверхности Земли достигает сотен километров. Человечеству становится тесно на поверхности планеты, а потому оно обращается к подземному геологическому пространству. В этой связи требуется очень точная геоэкологическая оценка.

Геодинамическая функция литосферы связана с масштабными природными и антропогенными процессами, влияющими на жизнь биоты и человека. Речь идет об аномалиях и напряженных состояниях горных массивов, участках повышенной трещиноватости и проницаемости, регионах, опасных в сейсмическом отношении или охваченных деятельностью вулканов. Важнейшее значение приобретает в этой связи прогноз развития катастрофических геологических процессов, эколого-геологическое обоснование возможной инженерной защиты территорий и осуществление этой защиты.

Геохимическая функция литосферы касается в основном тех геохимических неоднородностей, которые представляют опасность для биоты, в том числе человека. Речь идет прежде всего о химическом загрязнении, привнесении в литосферу различных токсикатов (тяжелых металлов, пестицидов, пластмасс, детергентов). Многие химические вещества обладают канцерогенными и мутагенными свойствами. Опасные для жизни человека химические вещества в земной коре находятся в связанном состоянии. Будучи извлеченными из недр Земли, они возвращаются сначала на поверхность планеты, а затем и в глубь нее уже в виде, представляющем большую опасность для человека. Таковы, например, тяжелые металлы - свинец, цинк, ртуть, медь, никель, железо, кадмий и др. Основными же источниками тяжелых металлов являются промышленные предприятия и атомные и тепловые электростанции. Сначала тяжелые металлы попадают в атмосферу, но затем с осадками выпадают на поверхность Земли.

Геофизическая функция литосферы реализуется посредством физических факторов, радиации, шумовых и тепловых эффектов. На поверхности Земли постоянно наблюдается естественный радиационный фон, который с медицинской точки зрения, как правило, не является вредным. Однако есть такие регионы, например, в Индии и Бразилии, где этот фон превышает нормальный в 100 и даже 1000 раз.

Биота – это исторически сложившаяся совокупность живых организмов, обитающая на какой-либо крупной территории.



Литосфера — это каменная оболочка Земли. От греческого «литос» — камень и «сфера» — шар

Литосфера - внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору с частью верхней мантии Земли и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород. Нижняя граница литосферы нечеткая и определяется резким уменьшением вязкости пород, изменением скорости распространение сейсмических волн и увеличением электропроводности пород. Толщина литосферы на континентах и под океанами различается и составляет в среднем соответственно 25 - 200 и 5 - 100 км.

Рассмотрим в общем виде геологическое строение Земли. Третья за отдаленностью от Солнца планета - Земля имеет радиус 6370 км, среднюю плотность - 5,5 г/см3 и состоит из трех оболочек - коры , мантии и и. Мантия и ядро делятся на внутренние и внешние части.

Земная кора — тонкая верхняя оболочка Земли, которая имеет толщину на континентах 40-80 км, под океанами - 5-10 км и составляет всего около 1 % массы Земли. Восемь элементов - кислород, кремний, водород, алюминий, железо, магний, кальций, натрий - образовывают 99,5 % земной коры.

Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из:

  • Кислорода – 49%;
  • Кремния – 26%;
  • Алюминия – 7%;
  • Железа – 5%;
  • Кальция – 4%
  • В состав литосферы входит немало минералов, самые распространённые – шпат и кварц.

На континентах кора трехслойная: осадочные породы укрывают гранитные, а гранитные залегают на базальтовых. Под океанами кора «океанического» , двухслойного типа; осадочные породы залегают просто на базальтах, гранитного пласта нет. Различают также переходный тип земной коры (островно-дуговые зоны на окраинах океанов и некоторые участки на материках, например Черное море) .

Наибольшую толщину земная кора имеет в горных районах (под Гималаями — свыше 75 км) , среднюю - в районах платформ (под Западно-Сибирской низиной - 35-40, в границах Русской платформы - 30-35), а наименьшую - в центральных районах океанов (5-7 км) . Преобладающая часть земной поверхности - это равнины континентов и океанического дна.

Континенты окружены шельфом- мелководной полосой глубиной до 200 г и средней шириной близко 80 км, которая после резкого обрывчастого изгиба дна переходит в континентальный склон (уклон изменяется от 15-17 до 20-30°). Склоны постепенно выравниваются и переходят в абиссальные равнины (глубины 3,7-6,0 км) . Наибольшие глубины (9-11 км) имеют океанические желоба, подавляющее большинство которых расположенная на северной и западной окраинах Тихого океана.

Основная часть литосферы состоит из изверженных магматических пород (95 %), среди которых на континентах преобладают граниты и гранитоиды, а в океанах-базальты.

Блоки литосферы - литосферные плиты - двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящен раздел геологии о тектонике плит.

Для обозначения внешней оболочки литосферы применялся ныне устаревший термин сиаль, происходящий от названия основных элементов горных пород Si (лат. Silicium - кремний) и Al (лат. Aluminium - алюминий).

Литосферные плиты

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Движение тектонических плит в литосфере

Литосферные плиты, соединяясь и разъединяясь, всё время изменяют свои очертания. Это даёт возможность учёным выдвигать теорию о том, что около 200 млн. лет назад литосфера имела лишь Пангею - один-единственный континент, впоследствии расколовшийся на части, которые начали постепенно отодвигаться друг от друга на очень маленькой скорости (в среднем около семи сантиметров в год).

Это интересно! Существует предположение, что благодаря движению литосферы, через 250 млн. лет на нашей планете сформируется новый континент за счёт объединения движущихся материков.

Когда происходит столкновение океанической и континентальной плит, край океанической коры погружается под материковую, при этом с другой стороны океанической плиты её граница расходится с соседствующей с ней плитой. Граница, вдоль которой происходит движение литосфер, называется зоной субдукции, где выделяют верхние и погружающиеся края плиты. Интересно, что плита, погружаясь в мантию, начинает плавиться при сдавливании верхней части земной коры, в результате чего образуются горы, а если к тому же прорывается магма – то и вулканы.

В местах, где тектонические плиты соприкасаются друг с другом, расположены зоны максимальной вулканической и сейсмической активности: во время движения и столкновения литосферы, земная кора разрушается, а когда они расходятся, образуются разломы и впадины (литосфера и рельеф Земли связаны друг с другом). Это является причиной того, что вдоль краёв тектонических плит расположены наиболее крупные формы рельефа Земли – горные хребты с активными вулканами и глубоководные желоба.

Проблемы литосферы

Интенсивное развитие промышленности привело к тому, что человек и литосфера в последнее время стали чрезвычайно плохо уживаться друг с другом: загрязнение литосферы приобретает катастрофические масштабы. Произошло это вследствие возрастания промышленных отходов в совокупности с бытовым мусором и используемыми в сельском хозяйстве удобрениями и ядохимикатами, что негативно влияет на химический состав грунта и на живые организмы. Учёные подсчитали, что за год на одного человека припадает около одной тонны мусора, среди которых – 50 кг трудноразлагаемых отходов.

Сегодня загрязнение литосферы стало актуальной проблемой, поскольку природа не в состоянии справиться с ней самостоятельно: самоочищение земной коры происходит очень медленно, а потому вредные вещества постепенно накапливаются и со временем негативно воздействуют и на основного виновника возникшей проблемы – человека.

Данный урок является завершающим при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» части II «ПРИРОДА РОССИИ» в курсе 8 класса «География России» перед проведением практической работы. Урок комбинированный с применением информационных технологий.

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата.

Задачи урока: образовательные: сформировать представление о полезных ископаемых и их использовании, определить условия жизни человека на равнинах и в горах; развивающие: вызвать познавательный интерес к географическим знаниям и проблемам; учить школьников решать доступные для них географические задачи, вырабатывать у них комплексный подход к фактам, явлениям, процессам, умение мыслить пространственно, «привязывая» свои суждения к карте; работать над усвоением приёмов мышления, находить причинно-следственные связи; способствовать развитию у обучающихся таких способностей, как наблюдательность, память, воображение, внимание; воспитывающие: воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, стремление к самообразованию, толерантность, патриотизм. На уроке была обеспечена комплексность при выполнении поставленных задач.

Презентация к уроку "Человек и литосфера" (в действии) доступна по ссылке http://октябрьскоготнянская-школа.рф/images/presentation/chelovek_i_litosfera/человек_и_литосфера.swf

модифицированная версия игры "Литосфкра" доступна по ссылке http://октябрьскоготнянская-школа.рф/images/presentation/chelovek_i_litosfera/igra_litosfera.swf

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьскоготнянская средняя общеобразовательная школа»

Борисовского района Белгородской области

« ЧЕЛОВЕК И ЛИТОСФЕРА »

(открытый урок географии в 8 классе)

ПОДГОТОВИЛА:

учитель географии

МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» Ряполова Т.Н.

Кулиновка,

2014 г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

Учитель Ряполова Т.Н.

Тема урока: Человек и литосфера

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: проводить изучение полезных ископаемых своей местности, изучать и использовать способы запоминания географических объектов, выявлять и объяснять различные полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные, значение их для человека), приводить примеры различных полезных ископаемых в том числе для Белгородской области. Приводить примеры различных ископаемых гор и равнин.

Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

География 8 класс, Дронов В.П., Лобжанидзе А. А., атлас 8 класс «Дрофа», карта строения земной коры, учебник «Природоведение» (картинки минералов, образцы горных пород и минералов)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Орг. момент.

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания.

Слайд 1,2

  1. Тест по теме «Рельеф и геология России»

Проверка знаний по теме

Слайд 2,3

Отвечают на вопросы теста, работают в парах: взаимо-проверка тестов. Слайд 5

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России» и познакомимся с влиянием человека на литосферу.

Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера?

Все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом.

Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество.

Слайды 5-7

Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, состоящее из кристаллических и осадочных пород

А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

Да, конечно влияет.

Как влияет?

В земной коре находятся различные полезные ископаемые.

О полезных ископаемых расскажет Медведев Максим

Опережающее творческое домашнее задание

Демонстрация презентации

Слайды 9-19

Что такое полезные ископаемые?

Это минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве.

Посмотрите внимательно таблицу. Посмотрите деление по вертикальному столбику и горизонтальному.

Металлические полезные ископаемые, иногда и неметаллические, например асбест, сера, графит – это рудные породы (руды черных и цветных металлов, благородные металлы)

Анализируют таблицу:

по физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые, жидкие и газообразные, по составу и особенностям использования различают тоже 3 вида:

горючие

неметаллические

металлические

Какие полезные ископаемые относятся к нерудным?

Это неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой.

Откройте стр. 10-11 атласа и посмотрите полезные ископаемые какого происхождения и какие наиболее распространены на платформах, плитах, щитах. А теперь посмотрите, какие полезные ископаемые распространены в горно-складчатых областях.

Это стройматериалы (песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты и др.

Обучающиеся вспоминают строение платформ:

2 яруса, 1 ярус – это кристаллический фундамент, 2 ярус- осадочный чехол. Определяют, что на платформах в основном расположены такие полезные ископаемые как каменный и бурый уголь, нефть, газ – это горючие полезные ископаемые. На щитах – различные руды: железные, медные, никелевые и др. – рудные.

Горючие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, а рудные – магматическое и метаморфическое.

Обучающиеся зарисовывают рисунок.

В предгорных прогибах и межгорных впадинах распространены осадочные породы, в горах – рудные.

Обучающиеся рисуют схему в тетрадь .

В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые, в фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые.

Сделаем вывод по заданию: Попробуйте сказать, что такое месторождение?

Обучающиеся отвечают на вопрос

А большие по площади скопления образуют бассейны.

Расскажите о воздействии человека на литосферу при добыче полезных ископаемых.

Обучающиеся отвечают на вопрос

Воздействие равнинности территории России на деятельность человека?

Загадки

Обучающиеся отгадывают загадки

Практическая работа по контурным картам

Слайд 20

Обучающиеся заполняют контурные карты

  1. Физкульт-минутка

Слайд 22

Обучающиеся делают упражнения

  1. Творческая работа

Творческие задания

Слайды 23-26

Обучающиеся делают сообщения

Характер поверхности (рельеф) имеет боль-шое значение для жиз-ни и хозяйственной деятельности людей. И поселения во многом определяются формой рельефа.

Посмотрите таблицу на слайде 20

До какой высоты на-блюдаются благопри-ятные условия для ве-дения промышленного и гражданского строительства, ведения с/х и отдыха населения?

Добывая полезные ископа-емые, человек сильно изменя-ет облик Земли, нарушает при-родные ландшафты. Наибольшее изменение облика Земли происходит при откры-той разработке недр – появля-ются отвалы, заброшенные после отработки карьеры, безжизненные «индустриаль-ные пустыни», лишенные рас-тительности. При подземной добыче часто происходит про-седание земной поверхности над выработанными пластами, появляются терриконы, куда складываются пустые породы, поднятые наверх.

Выделяют жизнь людей на равнинах и в горах. Зарисовываем в тетрадь таблицу и по учебнику выписываем «+» и «-» жизни в горах и на равнинах.

Жизнь человека в горах (отвечает Мезенцева Мария)

Влияние человека на литосферу (отвечает Присада Марина)

Обучающийся отвечает на оценку.

Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:

  1. Изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород – добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей.
  2. Изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.).
  3. Создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.
  1. Домашнее задание
  1. изучить § 16,
  2. составить кроссворд или викторину по теме «Литосфера»
  3. повторить §§ 12-15

Слайд 27-28 https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка пройденного материала

Проверь себя

Проверь себя № Вариант 1 № Вариант 2 1 В 1 Г 2 Б 2 Б 3 Б 3 А 4 А 4 Б 5 В 5 А, В, Е, З 6 А, В 6 А 7 А 7 Г, А, Б, В 8 В, Б, Г, А 8 Б «5» «4» «3» 8 6-7 4-5

Человек и литосфера

Значение литосферы Литосфера во многом определяет условия жизни и особенности хозяйственной деятельности человека. На ее поверхности люди живут, строят города и заводы, прокладывают дороги, возделывают поля; из недр добывают полезные ископаемые. Значительные территории подвержены стихийным бедствиям, связанным с литосферой.

Презентация на тему: «Полезные ископаемые» Выполнил: ученик 8 класса Медведев М.

Что такое полезные ископаемые Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые платформ Рудные (приурочены к щитам и фундаменту платформ) Балтийский щит медные, никелевые руды Осадочные (приурочены к осадочному чехлу платформ) Крупные угольные бассейны Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий

Полезные ископаемые складчатых областей Магматические герцинская складчатость Урал, Алтай Метаморфические Кайнозойская складчатость Кавказ, Срединный хребет

Месторождения – это крупные скопления руд. Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Месторождения

Бассейны Бассейны – это группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Россия – одна из самых богатых ресурсами страна мира В России имеются: крупные месторождения нефти, газа, угля, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, вольфрама, золота, платины, асбеста, графита, слюды.

Практическая работа 73 72

Физкультминутка (наклоны вперед и назад) Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (вращение головой) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (возвращение на место) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Творческие задания Жизнь и хозяйствование на равнинах Жизнь и хозяйствование в горах Воздействие человека на литосферу

Виды хозяйственной деятельности Виды хозяйственной деятельности Условия для их осуществления (максимально допустимая абсолютная высота) Благоприятные Ограниченно- благоприятные Неблагоприятные Промышленность и гражданское строительство до 1500 м 1500-2000 м более 2000 м Сельское хозяйство до 2500 м 2500-3000 м более 3000 м Отдых населения до 2000 м 2000-2500 м более 2500 м 71

Домашнее задание изучить § 16, составить кроссворд или викторину по теме «Литосфера» повторить §§ 12-15

Закрепление изученного материала ИГРА

Сегодня на уроке … … я узнал(а)… … я научился(ась)… … мне понравилось…

МБОУ « Октябрьскоготнянская СОШ» Борисовского района Белгородской области Открытый урок по географии на тему: «Человек и литосфера» Учитель: Ряполова Татьяна Николаевна


Тема: «Человек и литосфера» (обобщающий урок).

Цели урока:

  • Развить кругозор учащихся.
  • Закрепить полученные знаний и необходимые навыки.
  • Привить интерес к предмету через новые информационные технологии.

Техническое обеспечение: мультимедийный диск «География 8 класс», Характеристика природы (Рельеф и геологическое строение, Человек и литосфера, Стихийные бедствия, практика № 1, № 2 по теме «Рельеф», тест № 1 по теме «Рельеф»), раздаточный материал – схема «Взаимодействие человека и литосферы», проекты по защите окружающей среды были приготовлены на уроках географии, экологии и информационных технологий.

Эпиграфы урока:

«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не воздушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»

Ф.И. Тютчев , русский поэт

«Человек – величайшая геологическая сила»

В.И. Вернадский , русский учёный

«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу нам она мстит»

Ф. Энгельс , экономист, философ

ХОД УРОКА

Сформулировать цель урока ученику, используя эпиграфы (влияние человека на литосферу, а также влияние литосферы на человека)

План урока

  1. Природные ландшафты России
  2. Антропогенные ландшафты.
  3. Минеральные ресурсы.
  4. Рельеф и хозяйство.
  5. Воздействие на верхнюю часть литосферы.
  6. Искусственные грунты.
  7. Стихийные бедствия.

В конце урока ученики должны сделать вывод и заполнить схему «Взаимодействие человека и литосферы» (см. Приложение 1 )

Выполнение практики задания № 1 (на карту рельефа перенести крупные формы рельефа) задание № 2 (на карту строения земной коры перенести элементы). Первый ученик, который выполнил задание, разбирает географическую почту по терминам на тему «Рельеф».

По фрагментам описания, определить о каких территориях идёт речь.

Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на побережье Днепра в его среднем течении.

(Русская (Восточно-Европейская) равнина)

Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибрскую.

(Уральские горы)

Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы.

(Северный Кавказ)

Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем на молодой плите. Много озёр и болот.

(Западно-Сибирская низменность)

Домашнее задание

Загадки о рельефе:

Что сперва в воде родится
А потом воды боится. (Соль)

Черён как ворон,
А греет, как солнце. (Уголь)

Белый как сахар но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)

Без неё не поедет
На такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год. (Овраг)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Росли по болоте растения.
Теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали. (Уголь)

Выполнение теста № 1 (см. Приложение 1 ) по теме «Рельеф» на оценку (первый освободившийся учащийся переписывает оценки с мониторов детей)

«Минеральные ресурсы»

Рассмотреть по карте размещение месторождений. Назовите, где они находятся. Как они располагаются?

Телетайпное сообщение учащегося: «Полезные ископаемые и добыча минерального сырья».

Минеральными ресурсами называют совокупность разнообразных полезных ископаемых в недрах в недрах определённой территории, пригодных для промышленного использования на современном этапе развития науки и техники.
Жизнь человека немыслима без широкого использования полезных ископаемых, т.к. это – и источники энергии (нефть, газ, уголь), и строительные материалы (песок, глина, известняк и др.), и агрономические руды (фосфорит, апатит, известковый туф и др.), и руды чёрных цветных металлов, и ещё очень многие, столь необходимые нам минеральные соединения.
Добыча минерального сырья ведётся различными способами. В одном случае – это открытый способ, когда месторождение как бы раскапывается и экскаваторы выбирают породу или руду, погружая их в мощные самосвалы. Так, например, ведётся разработка руды Курской магнитной аномалии, многочисленных песчаных и гравийных карьеров. Широко используется шахтный способ добычи полезных ископаемых (каменный уголь, многие руды цветных металлов). В этом случае на поверхность земли извлекается огромная масса породы, вокруг шахт появляются высокие сопки – терриконы, под которыми на долгие десятилетия оказываются погребёнными значительные площади плодородной земли. Под действием ветра и воды эти терриконы загрязняют окружающую территорию и воздух. Сильно загрязняется природная среда и при разведке нефтяных месторождений.
Дать определение «Рациональное использование полезных ископаемых и земельных ресурсов»
Привести примеры рекультивации Ярославских земель.
Итак, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий.

«Рельеф и хозяйство»

Проанализируйте график и сделайте вывод, как рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека.

«Воздействие на верхнюю часть литосферы»

Хозяйственная деятельность человека изменяется строение верхней части литосферы до глубин нескольких км.
Проанализируйте схему, обратите внимание, сколько поступает в море рыхлого материала.
Телетайпное сообщение
Хозяйственная деятельность человека изменяет строение верхней части литосферы до глубины нескольких км. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве шахт и т.д. Количество извлекаемых горных пород составляет около 100 млрд. тонн в год. На месте извлечённых горных пород образуются крупные пустоты, только часть их засыпается, и поэтому общий объём подобных пустот растёт. Их наличие нарушает нормальное движение подземных вод. Откачка нефти, газа, взрывные работы в шахтах приводят к увеличению подвижности земных слоёв, а это приводит к искусственным землетрясениям.
Смыв почвы на полях Курской и Орловских областях при сильных ливнях может достигнуть 350 тонн с гектара. При этом поверхность почвы снижается на 2,5 см. При уборке картофеля и корнеплодов с полей выносится почва, масса которой составляет 5-10%. По данной причине поверхность пашни за 10 лет снижается на 1,5-3 см. в среднем.

«Искусственные грунты»

Проанализируйте карту и условные обозначения и сделайте вывод о том, какая территория России наиболее изменена и почему? Соотнесите свои знания с информацией. О чём не было сказано, дополните.
Хозяйственная деятельность изменяет облик поверхности литосферы т.е. её рельефа. Рельеф создаваемый в процессе хозяйственной деятельности, называется антропогенным. Извлечение из земной коры и перемещённые или переработанные горные породы слагают искусственные грунты. Они уже покрывают более 55% площади суши. Распространение искусственных грунтов неравномерно. В густонаселённых районов с большим количеством городов они покрывают почти всю территорию, а их мощность достигает нескольких десятков метров. Особенно интенсивно образование искусственных грунтов идёт в европейской части России, на Урале и на юге Сибири. Многие грунты образованы из различных отходов, экологически опасных.
Перечислите виды антропогенных ландшафтов.
Вспомним эпиграф урока, слова Ф. Энгельса «За каждую такую победу нам она мстит» Воздействие литосферы на человека может быть очень сильным, например, стихийные бедствия.
(Просмотр слайдов и видео роликов на экране)
Это последняя информация, которую учащиеся могут занести в схему. Делают вывод.
22 апреля – день Земли, день объединения жителей планеты в деле защиты окружающей среды.

Стихотворение Р.И. Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах.
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!

Список литературы:

  1. Атлас мира
  2. География России. Природа. И.И. Баринова М. «Дрофа» 2007 г.
  3. География: природа России Э.М. Раковская М. «Просвещение» 2007 г.
  4. География в школе № 3 2002 г
  5. Универсальная энциклопедия для юношества «Страны и народы»
    «Педагогика-пресс» М. 2006 г.
  6. «Экология. Ярославской области» учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство 2006 г.
  7. Энциклопедия для детей т. 3 География «Аванта+» М. 2008 г.

Вам также будет интересно:

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»
London Hello! Today I’m your guide. I want to tell you about London. London is the capital...
Урок географии
Урок географии по теме «Географическое положение и история открытия Австралии» Цели...
Практическое руководство по магии
Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15...
Этнический состав южной америки
1. Сан-Паулу Это крупнейший по населению город Южного полушария и финансовый центр...
Равноускоренное движение: формулы, примеры
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин...