Черты романтизма в море. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Образ моря в русской поэзии всегда занимал и продолжает занимать одно из самых важных мест. И неудивительно, ведь это могучая, загадочная и в то же время романтичная стихия, навевающая тысячи волшебных образов. Особенно значимую роль «морская» тематика играет в поэзии романтизма. Эстетика этого во многом зиждется на противопоставлении реального, земного и В противовес скучной действительности поэты-романтики описывали область мечты, сказки, фантазии, причем доступ в нее мог получить только подлинный Творец.

Образ моря в русской поэзии в таком контексте обретает новые смыслы: оно, если не некий портал, страна, населенная волшебными существами. Водная стихия двойственна по своей натуре. Зеркальная гладь в любой момент может обернуться огромными волнами, несущими гибель и разрушение.

Персоналии

Образ моря в русской поэзии, если говорить более конкретно, широко использовался в творчестве таких великих представителей литературы, как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Даже после того, как влияние романтизма стало угасать, мотивы водной стихии то и дело возникают в стихотворениях Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой.

В.А. Жуковский

Характеризуя образ моря в русской поэзии, невозможно не упомянуть творчество Жуковского. Некоторые литературоведы отмечают, что по-настоящему пристальный интерес к подобным темам начинается у элегиста со стихотворения «Море», написанного в 1882 году. Поэт персонифицирует она становится бескрайним пространством, не подчиняющимся никаким человеческим законам, свободным от всех запретов.

С морской стихией отождествляет себя лирический герой - в его душе тоже таится бездна, пучина. Мотив двоемирия, характерный для поэзии романтизма, раскрывается в стихотворении. Море, по Жуковскому, безнадежно стремится достичь неба, прикоснуться к нему. «Небесная твердь» в данном случае становится именно тем недостижимым идеалом, в погоне за которым проходит земная жизнь. Исследователи сопоставляют отношения Моря и Неба с отношениями человеческой души и Бога. Важное место занимает образ бури как воплощение неестественного, неправильного состояния.

А.С. Пушкин

Библиотека русской поэзиибыла бы неполной без творчестваА.С. Пушкина. Поэт называл Жуковского своим учителем, однако его романтизм был несколько другого толка: мятежный, дерзкий, непримиримый. Его стихотворение «К морю» было написано во время одесской ссылки. Молодой поэт тогда мечтал о побеге за границу, страстно хотел вырваться из душной неволи. «К морю» стало своеобразным поэтическим манифестом, отразившим все эти стремления.

Написанное на смерть Байрона, одного из основоположников литературного романтизма, произведение это отличается яркой образностью: море для Пушкина становится символом свободы, безудержности.

Ф.И. Тютчев

Со словами «тема природы в русской поэзии» в первую очередь ассоциируется, конечно же, поэзия Тютчева. Образы морской стихии нашли отражение в его творчестве. Море знаменитый поэт изображает преимущественно в ночную пору.

Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия?

Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что для В. А. Жуковского ключевой элегический мотив произведения связан с системой “двоемирия”. Покажите, что этот мотив наиболее устойчиво реализуется в системе субъективного пейзажа, поэтому в стихотворении создается романтическая антитеза “здесь” и “там”.

Объясните, что с понятием “здесь” у В. А. Жуковского связаны представления о тревогах, горестях и бедах, а

С понятием “там” – представления о покое, блаженстве, счастье. Поэтому отношение между земным и небесным приобретает в стихотворении форму последовательного дуализма (двоемирия). Наделяя природу тайнами, раскрывая через картину природы беспредельную глубину человеческой души, поэт передает неудовлетворенность существующим и страстное стремление к идеалу, без которого невозможна человеческая жизнь.

Укажите, что водная стихия в эстетике романтизма ассоциировалась с мятежными порывами личности, которая страстно жаждала свободы. В то же время она располагала к философским размышлениям, что предполагало обращение к жанру элегии. Морской пейзаж изображается родственным романтическому герою В. А. Жуковского.

Перед нами живая материя со своими красками и звуками, изменчивая, мятежная, чей союз с небом может быть охарактеризован как взаимопроникновение двух природных явлений, их зеркальность. Поэт восклицает:

Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью

Тревожною думой наполнено ты.

Поэт постигает тайну водной стихии: “Ты, небом любуясь, дрожишь за него”. Описывая состояние моря, лирический герой В. А. Жуковского одновременно характеризует состояние человеческой души. Установка на созерцательность придает произведению философское звучание.

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о том, что романтическая антитеза “здесь” и “там” позволяет автору стихотворения укрупнить масштаб изображаемого и показать внутренний мир человека во всем величии и красоте.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Картина двоемирия в стихотворении Жуковского “Море”. Тема стихотворения: изображение двух миров – моря и неба. Идея стихотворения: романтическое противопоставление моря и неба. Какова главная мысль автора, изобразившего две природные стихии? Жуковский в духе поэтов-романтиков противопоставляет два пространства, две среды, которые могут быть условно обо­значены словами: здесь и там. Море олицетворяет собою поня­тие здесь, оно воплощает […]...
  2. Элегию “Море” (1822) невозможно понять без знания основных образов-символов романтизма и взглядов на творчество самого В. Жуковского. Свои видения и представления о жизни романтики нередко передавали через изображение морской стихии. Изменчивость человеческой жизни символизировал образ бушующего моря. Судьба человека ассоциировалась с кораблем, который как судьба человеческая, вынужден подчиняться воле волн и ветру “жизненного моря”. Море […]...
  3. Стихотворение В. А. Жуковского “Море” выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра – элегии. Элегия в переводе с греческого – жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, […]...
  4. Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия “Вечер” еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей “священный круг”, “песни пламенны и музам и свободе”. В ночи поэт чувствует свое одиночество: “Лишенный спутников, влача […]...
  5. Стихотворение “Море” Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах “певцом романтики и свободы”. Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка. В “Море” автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок. Тема стихотворения […]...
  6. Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […]...
  7. Василия Андреевича Жуковского по праву считают “литературным Колумбом Руси”, открывшим ей “Америку романтизма в поэзии”. В начале ХIХ века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое – романтическое – […]...
  8. В. А. Жуковский. Стихотворения. Баллады Стихотворение “Море” “Море” – одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр – элегия. “Море” написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний […]...
  9. Без В. А. Жуковского нельзя представит себе русскую романтическую поэзию. Именно Жуковский заставил слово естественно передавать самые тонкие переживания человека. Кроме того, он преобразовал некоторые поэтические жанры: в первую очередь, послание и элегию. Единственная тема и основное содержание лирики Жуковского – душа человека, размышлениям о ней посвящена его поэзия. В своей лирике он создает обобщающий […]...
  10. Факты биографии. В. А. Жуковский – сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки; фамилию получил от своего крестного отца, бедного дворянина, проживающего в доме Бунина. Двусмысленное положение в семье. Трагическая любовь к Марии Протасовой, редактирование журнала “Вестник Европы”, служба в ополчении, участие в работе литературного общества “Арзамас”. Педагогическая деятельность. Дружба с Пушкиным: роль Жуковского […]...
  11. “Невыразимое” (1819). Пафос элегии – утверждение роман­тических идеалов, исследование внутреннего мира человека. По­эт видит, что не все можно выразить словесно, “присутствие Создателя в созданье” невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою – Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном […]...
  12. А. С. Пушкин написал стихотворение “К портрету Жуковского” в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Автор в этом стихотворении пишет не о портрете, а о самом Жуковском. По строкам ” Его стихов пленительная сладость”, […]...
  13. Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во […]...
  14. “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям ро­мантизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
  15. Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической лирики […]...
  16. Я думаю, что среди всех стихотворений Жуковского очень трудно выбрать самое “жуковское”. Каждое стихотворение – это особый мир. Поэт вкладывает в свое творение часть души, эмоциональные переживания и чувства: все, что у него накопилось. Я считаю, что стихотворение “Море” – самое “жуковское”. Мне кажется, что Жуковский в какой-то степени похож на море; он такой же […]...
  17. “Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения – меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
  18. Тема искренних товарищеских отношений – предмет пристального анализа Жуковского как просветителя и воспитателя. Дружба провозглашается “живым небесным чувством”, которое важнее всех слов, в переводном эссе “О дружбе и друзьях”, опубликованном в 1810 г. Молодые люди, способные к честным товарищеским отношениям, становятся приверженцами гуманистических идеалов, поэтому развитие потребности и умения дружить является одной из важнейших педагогических […]...
  19. История создания. Начиная с первой элегии Жуковского “Сельское кладбище” (1802) поэт обращается к совершенно новому для русской литературы направлению – романтизму. В его последующих произведениях постепенно складываются основные черты лирики этого направления, в которых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она связана с идеей двоемирия, состоящей […]...
  20. Нам с детства известен В. А. Жуковский – автор знаменитых баллад “Лесной царь”, “Перчатка”, “Кубок”, “Светлана” и многих других. Позже мы узнали о том, что почти все они были переведены, чаще всего с немецкого языка, но от этого творения поэта не утратили своей оригинальности и самобытности. Гоголь верно заметил, что на переводах Жуковского так отпечаталась […]...
  21. Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей позиции мир человеческой души. “Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее достойной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина”, – признавал В. Г. Белинский, искренне считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия “вышла […]...
  22. Стихотворная миниатюра – жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного рисунка. Стихотворение Жуковского, появившееся в феврале 1827 г., являет собой пример миниатюры, в которой глубокое идейное содержание сконцентрировано в рамках узкого пространства одного четверостишия. Тема […]...
  23. Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. “Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль…” – писал о нем А. С. Пушкин. “…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина”, […]...
  24. Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. Одухотворенному возвышенному настроению вторит фон: море, силуэты деревьев, фрагменты старинной крепости. Герой Пушкина моделирует будущее: наследию адресата предстоит долгая жизнь, которая сможет преодолеть “завистливую даль” […]...
  25. Само стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей (“Выбранные места из переписки с друзьями” Гоголя и “Мысли и замечания” Жуковского). Поэтому перевод “Одиссеи” был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с гомеровским эпосом или опытом воссоздания мира далекой древности. В истории Одиссея Жуковский выразил […]...
  26. В. А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии “душу и сердце”. Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. “Душа и сердце” поэта неизменно присутствуют в тех […]...
  27. У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным “литературным Колумбом Руси”, открывшим “Америку романтизма”, как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта “русское эхо” для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил […]...
  28. В. А. Жуковский – первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе. В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Лирический герой стихотворения Жуковского “Майское утро” (1797) заключает, что жизнь есть “бездна слез и страданий”, а счастье […]...
  29. Детство Василия Андреевича Жуковского, родившегося в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии, прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими самыми сокровенными мыслями. Поэт как бы сливался мыслями с полями, лугами, лесами, реками, ручьями, озерами. Вое его мысли и чувства переплетаются с временами года, со […]...
  30. Василия Андреевича Жуковского по праву считают “литературным Колумбом Руси”, открывшим ей “Америку романтизма в поэзии”. В начале XIX века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое – романтическое – […]...
  31. Романтизм – это литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью и порывом к иной, лучшей жизни. Стремление к свободе, неукротимость духа, вечное несогласие с окружающим – вот некоторые наиболее яркие качества романтических героев. В поэмах К. Рылеева, в балладах В. А. […]...
  32. Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” План I. Баллада В. Жуковского “Светлана” – произведение романтизма. II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и традиции в балладе. 2. Сон Светланы. 3. Реальность фантастического и призрачность реальности. III. Человек – житель двух миров. И бездна нам обнажена С своими страхами […]...
  33. Василий Андреевич Жуковский – русский поэт, академик, переводчик. Ранние годы Родился Василий Жуковский 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крестным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Образование и творчество Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье […]...
  34. В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечивших плавный и закономерный переход к романтизму. Ранние стихотворения поэта проникнуты сентиментальными настроениями, в поздних же можно найти характерные для романтизма темы и образы. Вместе с тематикой, проблематикой и общим настроением стихов Жуковского эволюционировал […]...
  35. Его стихов пленительная сладостьПройдет веков завистливую даль, – писал о поэзии Жуковского Пушкин. В чем же состоит эта “пленительная сладость”? Ключевым для лирики Жуковского-романтика является понятие “задушевность”. О чем бы поэт ни писал, все в его стихах приобретало мягкое лирическое звучание. Таковы его любовные стихи, в которых образ возлюбленной или размышления над любовными отношениями неотделимы […]...
  36. Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта – романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы. “Очарованное Там”, которое в “Желании” именуется “волшебным краем чудес”, составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются “дол туманный” и “мрак густой”. Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, […]...
  37. Лермонтов, Листок. Можно ли выделить в стихотворении “Листок” сюжет? Можно ли выделить в стихотворении “Лис­ток” сюжет? Если он есть, то кратко перескажите. Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было дол­гим. Жестокая буря донесла его до Черно­го моря. Листок прижался к корню моло­дой чинары и просил у нее приюта, но гор­дая красавица не захотела […]...
  38. В данном произведении Жуковский сравнивает море с человеком, мысленно обращается к нему, как к живому и способному мыслить. Противопоставление разных состояний моря: безмолвное, лазурное, спокойное и бьющееся, воющее, рвущееся – характеризует состояние души человека, борющейся со злом и тянущейся к добру. Отсюда выявляется проблема произведения: борьба между добром и злом. Когда человеком движет добро, он […]...
Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия?

Василий Андреевич Жуковский стал первым писателем-романтистом в русской литературе. Можно ли назвать элегию «Море» одним из романтических произведений писателя?

По сюжету элегии лирический герой приходит к морю и задается вопросом о тайнах и переживаниях, которые оно скрывает. В произведении описывается, как море восхищается небом, стремиться к нему, как оно борется с препятствиями (бурей), стоящими между ними и как ещё долго после этого море, пусть даже внешне спокойное и безмятежное, ещё долго не может успокоиться и забыть свои переживания.

Герой элегии будто бы одушевляет море и перекладывает свои переживания на него. Это стремление моря к небу, как будто напоминает стремление человека к чему-то идеальному. Это стремление и является глубоким смыслом жизни моря и человека.

Таким образом элегию Жуковского можно считать классическим произведением романтизма, так как в нём проявляются характерные для этого направления черты, а именно идея о высоком стремлении к идеалу и несоответствие окружающей действительности этому идеалу, поставленная в этой элегии, часто встречающаяся и в других произведениях романтизма. Так же отображение чувств человека именно в образе моря, как явления природы, подчеркивает отчуждение человека от цивилизации и его единение с самим собой в лоне природы тоже является одной из черт романтизма.

Обновлено: 2014-10-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Во второй половине 1810-х - начале 1820-х гг. в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта отразились в стихотворении “Невыразимое ” (1819, напечатано в 1827 г.).

“Невыразимое” - своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика. В нем намечаются как объяснение его взгляда на природу романтического вдохновения, так и философия искусства слова: только поэзия на мгновение запечатлевает идеальную красоту запредельного, а поскольку в ней заключена изначальная тайна, то слово никогда не в состоянии найти адекватное выражение красоте. Поэт в неизбывной тоске стремится за ускользающей от его взора красотой. Поэтическое познание, согласно романтической трактовке Жуковского, совершается путем открытия “бесконечного” в “конечном”, путем обнаружения небесно-прекрасного в любом чувственно-осязаемом предмете, будь то вещь, человек, растение, животное или пейзаж. Природа изначально одушевлена “присутствием Создателя в созданье”. Задаваясь вопросом: подвластно ли выражению земным языком “невыразимое” (“святые таинства”, которые “лишь сердце знает”), поэт стремится слиться с природой, уподобиться ей, чтобы претворить в душе своей “природы дивные созданья”, но вынужден признать свое бессилие:

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство...

Прекрасное на миг появляется перед взором художника, чтобы осветить его душу божественным светом и “подтвердить” существование иного, безусловно прекрасного мира; прекрасное не имеет словесных заменителей, оно может быть прочувствовано лишь в форме мимолетного видения. Подлинным свидетелем иосторга перед минутным явлением прекрасного остается язык молчания:

Какой для них язык? Горе душа летит.

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

В этом стихотворении Жуковский ставит и вопрос о предмете поэзии - и им является не изображение видимых, зримых предметов, а выражение неуловимых душевных движений. Логика обыденности не в состоянии раскрыть тайну и поэзии и природы, внутренняя сущность прекрасного раскрывается в мимолетном поэтическом ощущении и в молчаливом созерцании природы.

Еще одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является стихотворение “Море ” (1822).

Поначалу элегия кажется лишь пейзажной зарисовкой. Поэт с берега очарованно взирает на южное летнее море. Но пейзаж оказывается странным, в нем нет конкретности: безмолвное море и светлое небо соседствуют с темными тучами и беспокойными волнами, в чреде которых попеременно возникает то утренний, то вечерний свет. Источником очарования лирического “я” становятся изменения в “поведении” природных стихий. Обладая исключительной отзывчивостью на эти изменения, поэт в своих ощущениях становится как бы зеркальным отражением природы. “Я” и природа существуют в процессе этих изменений как одно целое.

За пейзажным полотном явственно скрывается иносказание. Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического “я”. Аналогично тому, как море отражает в своих волнах лазурь неба и блещет светом его звезд, как оно тянется к небу из “земной неволи”, человек не может существовать без того, что выше его и что дает ему право на жизнь. “Смятенная любовь” и “тревожная дума”, таящиеся в глубине моря, обращены к “далекому светлому небу” и вне этой устремленности лишены сколько-нибудь возвышенного начала. Жизнь моря предстает у Жуковского в свете ирреальной устремленности “мировой души” ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить. Море “чисто” чистотою неба, лазурно его “светозарной лазурью”. Когда небо “ласкают” золотые облака, оно “радостно блещет” звездами неба, когда же налетает буря, то “бьется” и “воет”, потому что “темные тучи” хотят отнять у него “ясное небо”.

Для Жуковского, в отличие от Пушкина и Байрона, море не является символом свободы, а олицетворяет неволю, плен, печаль и тоску.

Для понимания своеобразия романтизма Жуковского целесообразно сопоставить “Море” Жуковского и “К морю” Пушкина. Первый внешне остается в рамках “пейзажной” лирики, Пушкин же выходит за ее пределы и отдается гражданским и общефилософским размышлениям. Общность исходной ситуации - лирический субъект созерцает морскую стихию и олицетворяет ее, обращаясь к ней как к одухотворенному существу, - снимается различным осмыслением сущности стихии: “пушкинское” море - принципиально “свободная стихия”, блещущая “гордой” и “торжественной” красотой. Пушкин проводит отчетливую параллель между “морем” и “умчавшимся” гением Байрона, равновеликими в своей непокорной стихийности. Подобное сопоставление открываем возможную перспективу дальнейшего поведения лирического субъекта стихотворения: море как свободная стихия может стать путеводной нитью для того, чтобы “навсегда оставить... скучный неподвижный брег” и восторженно совершить “поэтический побег” “по хребтам” морских волн. При сходстве поэтической тематики проблематика двух романтиков оказывается различной - Жуковский лелеет “таинственную сладость жизни”, а Пушкин протестует против гражданской неволи в свете романтически понимаемой стихии свободы Пушкинское понимание моря носит более конкретный характер, поскольку не отождествляется с лирическим героем, а служит ему лишь путеводным началом. У Жуковского море - безмолвная бездна, у Пушкина - стихия, взывающая к действенному обнаружению душевных волнений, красота у Жуковского “встревожена”, у Пушкина пребывает в торжественном покое.

Жуковский открыл новое понимание принципа поэтической субъективности. Выражение процессуального характера душевной жизни поэтического “я” составляет лирический феномен Жуковского. Жуковскому обязана русская лирика открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости, в прихотливой динамике. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте, психологическая утонченность в лирической песне - вот главные достижения Жуковского-романтика. Он предельно отчетливо выразил сущностные основы элегического романтизма: тоска в разлуке, томление по встрече с возлюбленной, растворение сознания в воображении и мечте. Он достиг в рамках лирического рода последовательной эстетизации жизненных явлений. Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности (для последующих этапов русской поэзии) отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности.

Как в лирике В.А. Жуковского проявляются черты романтизма?

Показать текст целиком

Русская публика XVIII столетия ждала что-то новое, не похожее на строгий классицизм. С появлением романтизма читатель понял, что литература может быть близка и понятна всему народу. Блестящий переводчик, тонкий лирик и основатель русского романтизма – Василий Андреевич Жуковский познакомил читателя с такими жанрами, как баллада и элегия.

Начнем с того, что жанр элегии предполагает авторское размышление над такими «вечными» темами, как жизнь и смерть, любовь и несчастье, война и мир. Философские размышления о недолговечности гармонии можно найти в элегии «Море» (1822).

«Море» - романтический манифест Жуковского. Здесь мы можем найти мотивы грусти, одиночества. Стихотворение начинается эпитетом «безмолвное», и этот эпитет звучит рефреном и в пятой строке. В слове «безмолвное» таится ключ к пониманию образа моря. Море предстает перед читателем тихим, спокойным, неподвижным. Лирический герой пытается открыть тайну, понять, что движет «необъятным лоном» водной стихии, какой тревожной думой она наполнена. Лирического героя волнует взаимоотношения двух стихий: морской и небесной. Морская бездна отражает небо, тянется к нему, боится утратить с ним связь:» Иль тянет к нему из земные неволи/ Далекое светлое небо к себе?». Точно также душа человека тянется к высокому и прекрасному, стремится к свободе, как море, которое томится в земных оковах. Тут возникает идея романтического двоемирия: море, как и человеческая душа, ищет гармонии, тянется к небу в идеальный мир. Так автор выражает основную тему элегии – вечное стре

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

Вам также будет интересно:

Механическое движение: равномерное и неравномерное
Раздел 1 МЕХАНИКА Глава 1: О с н о в ы к и н е м а т и к и Механическое движение....
Система мышления эдварда де боно
), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в...
Бедная лиза
В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты,...
Краткое содержание повести гроза островского
Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только...
Из истории Московских больниц – аптекарский приказ
При Иване IV, в 1581 г., была образована аптекарская палата (придворная государева аптека)....