Процесс исторического развития общества. Начало процесса и возникновение общества

Контрольный срез для 10-11 классов

    В процессе развития общество: А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

В) осталось частью природы;

Г) перестало оказывать влияние на природу.

2. Деятельность законодательных органов власти относится к:

А) духовной сфере жизни общества;

Б) экономической сфере жизни общества;

В) политической сфере жизни общества;

Г) социальной сфере жизни общества.

3

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Положение человека в обществе – это:

А) социальный статус; Б) социальная роль;

В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.

5. Одним из основных признаков правового государства является:

А) публичная власть;

Б) система государственных законов;

В) система правоохранительных органов;

Г) разделение властей.

6. Отличительной особенностью элитарной культуры является:

А) сложность содержания;

Б) ограниченность национальными рамками.

В) способность приносить прибыль;

Г) ориентация на широкую публику.

7. К отраслям частного права относится:

А) гражданское; Б) уголовное;

В) административное; Г) конституционное.

8. Высшим представительным органом РФ является:

А) Федеральное Собрание; Б) правительство;

В) Верховный Суд; Г) Президент.

9 . Отклоняющееся поведение – это:

А) любые изменения в жизни человека;

Б) перемещение человека в пределах своей группы;

В) несоблюдение принятых в обществе норм;

Г) изменение социального статуса человека.

10. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения;

Б) централизованное установление цен;

В) директивное планирование производства товаров;

Г) снабжение населения товарами

11. Верны ли следующие суждения?

А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

12. Верны ли следующие суждения?

Политическая партия как институт политической системы:

А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ : Характеристики общественного развития :

    традиционное А) промышленный переворот;

2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;

3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.

14 . Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

Д) гражданка вступила в повторный брак;

Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

15 .Как называется разделение общества на различные социальные группы?

16. Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

б) коммерческая направленность;

в) сложность и противоречивость;

г) общедоступность;

д) расчет на узкий круг знатоков;

е) анонимность.

17. Вставьте пропущенное слово:

Процесс_________________ представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм, начинающееся в младенчестве и кончающееся в старости

18. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется ______________________.

19. Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических

формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы».

20. Выполните схему формы государственного правления.

21 . Какое слово пропущено в схеме?

22. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, особенно ярко проявились во второй полови­не XX в. в условиях научно-технической революции и воз­растания угрозы ядерной катастрофы».

23. Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца под­берите соответствующую позицию из второго.

Признаки Область

культуры

    исполнение обрядов А) мораль

    убежденность в существовании Б) религия высшей силы

    нацеленность на идеальные отно­шения между людьми

    отсутствие специальных учрежде­ний, утверждающих нормы и контро­лирующих их исполнение

    представления, основывающиеся на вере

24 . Найдите в приведенном ниже списке факты экономи­ческой жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.

    проведение научной конференции

    изучение экономической теории в вузе

    разработка статей государственного бюджета

    участие в антивоенном митинге

    использование новой технологии в производстве

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Тесные (1) с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных (2). Превра­щение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременное условие отношения к окружаю­щим и есть нравственный _________________ (3). Семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Общество в лице ___________ (4) берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует исполнения их обязанно­стей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гаранти­рованное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству не­безразлично, в каких условиях формируются его граждане,
оно, предоставляя (5), одновре­менно определяет их долг - заботиться о своих детях, созда­вать необходимые условия для их полноценного развития.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

нравственные требования

гражданские права

государство

семейные связи

Федеральное собрание

родительские права

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

26 . Назовите пять признаков демократического государ­ства.

27 .Приведите три примера правоотношений, регулируе­мых нормами гражданского права.

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.

О всевластии большинства в Соединенных Штатах Америки и о его последствиях

Основой демократических форм правления является безраздельная власть большинства, так как, кроме нее, в демократических государствах нет ничего постоянного. <...> Из всех видов политической власти законодательная власть лучше всего подчиняется воле большинства. По во­ле американцев ее представители избираются непосредст­венно народом и на очень короткий срок. Это принуждает их выражать не только основополагающие взгляды своих избирателей, но также их преходящие страсти. Членами обеих палат могут стать представители одних и тех же классов, процедура их избрания одинакова. В связи с этим законодательный корпус подвержен таким же быст­рым и неотвратимым изменениям, как и одна отдельно взятая ассамблея. Придав законодательной власти такую структуру, американцы отдали в ее руки почти все функ­ции управления. <...> Представителям исполнительной власти закон не обеспечивал ни стабильности, ни незави­симости, он полностью подчинял их капризам законодате­лей. Во многих штатах формирование судебной власти также отдавалось на волю большинства, поскольку она из­биралась, и во всех штатах судебная власть зависела от законодательной: народные представители имели право ежегодно назначать зарплату судьям. <...> В Соеди­ненных Штатах все больше и больше распространяется обыкновение, которое в конце концов может свести на нет возможности представительной формы правления. Очень

часто избиратели, выбирая депутата, намечают ему план действий и дают некоторые конкретные поручения, кото­рые он обязан выполнить.

Алексис де Токвиль

Г. Сформулируйте любые три принципа политической власти, которая охарактеризована в тексте.

1. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А) скачкообразность перемен;

Б) революционный характер изменений;

В) постепенность процессов;

Г) необратимость процессов.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3 . К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

9 . Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

10. Направлением политики государства является политика:

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения? Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

14 . Запишите слова пропущенные в следующей фразе: «Человек - существо не только _________________, но и _________________. Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом».

15 . Распределите перечисленные ниже позиции в две группы следующим образом: 1 гр. – должны характеризовать мажоритарную (одномандатную) систему выборов, 2 гр. – пропорциональную избирательную систему. Буквы в каждой группе запишите в алфавитном порядке следования.

Б) победителем считается тот кандитат, который набрал большее по сравнению с соперниками число голосов;

В) распределение мест между партиями в парламене осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов;

I гр. - ……………; II гр. - ………….

16. Запишите слово пропущенное в схеме:

« Система образования в Российской Федерации».

Дошкольные образовательные

учреждения

Общеобразователь-ные учреждения

Средние специальные

учебные учреждения

(училища, техникумы,

колледжи)

………………

заведения

17. Вставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях капитализма.

18. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

19. Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

20. Выполните схему «Сферы жизни общества».

21. Заполните пробел в схеме.

22. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Цель - получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество».

23 . Установите соответствие между факторами производ­ства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

    подъемный кран А) земля

    лес Б) капитал

    пашня В) труд

  1. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

  • «Прикладная Юридическая Психология»

    Документ

    Направленности личности и проективные тесты ("чернильныепятна" Г. Роршаха - ... государства и общества , гарантированного обеспечения правграждан и развития общества как гуманного... вооруженных преступников осуществляется впроцессе переговоров, тактикой...

  • Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В.

    Рабочая программа

    Прогнозировать содержание текста впроцессе чтения. Определять жанр. ... при чтении. (Р.) – Ориентироваться в тесте .(П-1.) – Анализировать текст для выявления... о роли трудовой деятельности людей в развитии общества , но и позволяет сформировать у...

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка

    Основная образовательная программа

    Признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения); ... Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную... Тест Люшера. Использование теста Семаго по выявлению уровня интеллектуального развития первоклассника. Тест ...

  • Программа дисциплины Теоретическая педагогика

    Программа дисциплины

    И развития в формировании личности. Роль воспитателя и воспитанника впроцессе воспитания. ... примерные вопросы: Пример вариана теста : 1. Что называется процессом... представлений, понятий, законов о развитии природы, общества , мышления. B. Систему научных...

  • Типы общества. Традиционное (аграрное) – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

    Экономика.

    · Натуральное сельское хозяйство

    · Примитивные ремёсла

    · Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика.

    · Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен.

    · Экстенсивная экономика

    · Ручные орудия труда

    · Зависимость от природно-климатических условий

    · Медленное внедрение в экономику инноваций.

    · Уровень жизни основной массы населения невысокий.

    Политическая сфера.

    · Господство церкви и армии

    · Власть наследственная, источник власти - воля Божья.

    · Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государство.

    · Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует.

    Социальная сфера.

    · Зависимость положения от социального статуса.

    · Основные ячейки общества - семья, община

    · Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии.

    · Сословность.

    Духовная сфера.

    · Нормы, обычаи, верования.

    · Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии.

    · Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным.

    · Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное.

    · Преобладание устной информации над письменной.

    Цель общества: приспособление к природе.

    Индустриальное – тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания.

    Экономика.

    · В основе - промышленность, в сельском хозяйстве - повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости.

    · Машинная техника

    · Основа экономики - государственная и частная собственность, рыночная экономика.

    · Стандартизация -это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг.

    · Интенсивная экономика

    · Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство

    · Независимость от природно-климатических условий Научно-технический прогресс.

    · Рост доходов населения.

    · Меркантилизм сознания.

    Политическая сфера.

    · Возрастает роль государства.

    · Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права.

    · Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики. Демократические преобразования

    Социальная сфера.

    · Появление новых классов - буржуазии и промышленного пролетариата.

    · Урбанизация.

    · Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.

    Духовная сфера.

    · Секуляризация сознания. Появление атеистов.

    · Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания.

    · Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование.

    · Господство массовой культуры.

    Цель общества: освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе. Появление экологических проблем.

    Постиндустриальное – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

    Экономика.

    · Основа производства- информация.

    · На первый план выступает сфера услуг.

    · Компьютерные технологии

    · Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.

    · Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.

    · Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.

    · Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.

    · Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.

    · Модернизация экономики.

    · Высокий уровень и качества жизни людей.

    Политическая сфера.

    · Политический плюрализм

    · Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.

    · Закон, право - не на бумаге, а на деле.

    · Демократия. Демократия «консенсуса».

    · Политический плюрализм.

    Социальная сфера.

    · Рост удельного веса среднего класса.

    · Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности

    · Ликвидация социальной поляризации.

    · Стирание классовых различий.

    Духовная сфера.

    · Непрерывное образование.

    · Свобода совести и вероисповедания.

    · Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.

    · Велика роль науки, образования, век информации. Высшее образование.

    · Формируется глобальная сеть телекоммуникаций - Интернет.

    · Наличие разных видов культуры

    Цель общества : антропогенная цивилизация, т.е. в центре - человек, его индивидуальность, интересы, решение экологических проблем.

    ТИПЫ ОБЩЕСТВА

    1.По степени открытости:

    - закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией;

    - открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

    По наличию письменности:

    - дописьменные,

    -письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

    3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):

    - простые - догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых);

    - сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

    Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.

    Общество: понятие, признаки

    Общество - это совокупность лиц, связанных едиными интересами, целями, потребностями, которые заставляют их взаимодействовать друг с другом по определенным правилам. Взаимодействие может проходить в экономической, политической, религиозной, культурной среде.

    Основными элементами общества являются:

    1. Большие и малые группы людей, объединенные по месту проживания, общей деятельностью, интересами;
    2. Общественные нормы (правила поведения) и ценности;
    3. Множество социальных ролей, которые отведены в социуме для каждого человека;
    4. Общественные организации, в которых осуществляется та или иная деятельность людей: предприятия, школы, министерства, больницы, банки, университеты.

    Ученые называют общество динамической системой из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:

    • Способность к самовоспроизводству. Общество обновляется за счет рождения и воспитания в нем новых членов социума;
    • Возможность самостоятельно создавать все необходимые для людей условия жизни;
    • Умение подстраиваться под изменения природных условий;
    • Постоянное изменение социума и его структуры.

    За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации . Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.

    Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.

    Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:

    • Сложная структура социума;
    • Люди проживают в городах (в первобытном обществе проживали поселениями);
    • Выделение в отдельные сферы социальной жизни экономики, науки, религии, культуры и политики;
    • Наличие в обществе управляющих;
    • Наличие законов;
    • Создание специальных организаций для передачи знаний новым поколениям: школ, университетов, училищ.

    Общественные отношения

    В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:

    • Политические - строго подчинены законам государства. Политические отношения строятся в процессе управления обществом, распределения власти и борьбы за власть;
    • Экономические - обеспечивают удовлетворение потребностей социума;
    • Духовные - представляют культурную, научную и религиозную деятельность человека;
    • Социальные - строятся между группами людей, занимающими разное положение в обществе (классами, представителями разных профессий, бедными и богатыми).

    Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:

    • Национальные;
    • Профессиональные;
    • Гражданские;
    • Семейные;
    • Правовые.


    ()

    В процессе взаимодействия больших групп людей между их отдельными участниками могут складываться межличностные отношения. Межличностные отношения - это личные взаимоотношения в небольшой социальной группе. В этом случае все участники отношений знают друг друга в лицо, объединены общими интересами.

    Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.

    • 50 лет назад в Индии существовал многовековой обычай, по которому гостю, пришедшему издалека, хозяева дома обязательно должны были омыть ноги. Если хозяева отказывались это делать, они наносили гостю оскорбление, и он уходил, не переступая порога дома. Сегодня такая традиция не обязательна, хотя некоторые семьи до сих пор ее придерживаются;
    • В Японии до сих пор следуют традиционным правилам обращения к человеку не только по имени, но и общественному положению. При разговоре с уважаемыми людьми (политиками, учителями, врачами и прочими) принято добавлять к имени человека суффикс «сэнсей». Чтобы выразить максимальную степень уважения используют суффикс «сама». При обращении к младшему по возрасту или статусу к имени добавляют «кохай».
    • Сегодня в Британии при использовании обращения к женщине слова Missus обязательно называют фамилию ее супруга. Без фамилии мужа такое обращение к замужней женщине считается оскорбительным.

    Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.

    Развитие общества

    Существует три пути развития общества - эволюционный, революционный, реформистский. Социум может развиваться медленно, постепенно, от простых форм к более сложным, либо стремительно, благодаря революционным преобразованиям. Поэтапный, плавный прогресс - это эволюционный путь развития общества.


    ()

    Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.

    Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.

    В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:

    1. Доиндустриальное общество (Аграрное). Занимает значительный промежуток времени в мировой истории. В этот период преобладало сельскохозяйственное производство, ориентированное на собственное потребление, а не на продажу. Простые технологии, применение ручного труда позволяли удовлетворять потребности лишь на минимальном уровне;
    2. Индустриальное общество - сформировалось в процессе перехода от ручного труда к машинному, научно-техническому прогрессу. На этом этапе товары производятся большими сериями не для личного пользования, а для продажи;
    3. Постиндустриальное (современное) общество. Решающую роль в развитии общества сыграла информация. Наука, информационные технологии значительно улучшили качество жизни людей.

    В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.

    Революционное развитие общества

    Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием . В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.


    ()

    Революционное развитие общества может происходить

    • в технической сфере - появляются новые виды орудий труда, производственного оборудования, оружия;
    • в социальной сфере - революция приводит к смене власти;
    • в науке - возникают новые научные знания, отрасли науки (химия, физика, генетика, биология);
    • культуре - происходит, благодаря коренным изменениям в духовной жизни социума.

    Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.

    Информационная революция

    Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция - это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.


    ()

    Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.

    Реформы как источник общественного преображения

    Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа - это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.

    Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.

    1. Экономические реформы - это преобразования в хозяйственной деятельности человека, направленные на повышение производительности труда, увеличение благосостояния народа и государства.

    Экономические реформы Петра I:

    1. Политические реформы - перемены в структурах органов государственного управления, политической сферы социума. Политические реформы Петра I:
    • Реформа местного управления - разделила страну на отдельные территориальные области - губернии;
    • Указ о единонаследии - запрещал отцу делить свою землю между сыновьями, теперь он должен был завещать участок земли целиком одному из наследников. Эта реформа помогла предотвратить измельчение имений, которые было принято делить между множеством сыновей.
    1. Социальные реформы - переустройство, затрагивающее социальную сферу жизни общества. Социальные реформы Петра I:
    • Реформы образования - создание специализированных школ, введение обязательного начального образования для дворян;
    • Основание Московского госпиталя;
    • Учреждение Академии Наук и художеств.

    Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.

    Словарь

    1. Динамическая система - это система, которая меняется под влиянием внутренних или внешних факторов.

    2. Цивилизация - определенный этап, ступень развития социума.

    3. Казна - все денежные накопления государства.

    В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

    Особый тип изменения - развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода-пар -вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

    Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

    Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

    Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

    Можно выделить четыре вида социальных изменений:

    1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

    2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

    3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

    4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

    Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

    Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.

    Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

    Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

    В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

    Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

    Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например, болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.

    Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

    Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

    Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

    Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

    Однако процесс развития нельзя понимать, как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

    Эволюция - это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

    Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

    В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII-XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

    В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно- технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

    Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

    Вопросы и задания

    1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

    2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

    3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

    4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

    5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

    6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

    7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

    8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

    9. Прочитайте высказывание Н.А. Бердяева:

    «История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...». В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

    10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»

    Вам также будет интересно:

    Какое значение имеет Антарктида?
    Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
    Особенности строения генов у про- и эукариот
    Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
    Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
    Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
    Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
    Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...
    Психология и педагогика Вид стресса связанный с реальными коммуникативными проблемами
    Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при...