Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Break up — английский фразовый глагол

Великие полководцы великой отечественной войны

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

Речевое дыхание детей с нарушением речи. Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями методическая разработка по развитию речи на тему

Разделы: Логопедия

Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в следующих показателях:

  • недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
  • укороченный речевой выдох;
  • несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Нарушение речевого дыхания порождает прерывистость, судорожность речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание становится аритмичным. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает "утечка воздуха" - речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится "задавленной", так как используется только остаточный воздух.

Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Плохая осанка также играет серьезную роль в затруднении дыхания. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  • расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
  • формирование длительного фонационного выдоха,
  • формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления .

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы.

При этом должны быть учтены следующие методические указания :

Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Все упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения "в стороны" движутся "к переду" с обхватом грудной клетки, или из положения "вверху" движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Следует соблюдать основные требования для эффективного проведения занятий.

Во-первых, воздух в помещении должен быть чистым, средней влажности.

Во-вторых, одежда не должна стеснять движений.

В-четвертых, лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Работа над дыханием строится по принципу перехода от беззвучной тренировки к усложнению ее за счет введения звуков, слогов, слов, фраз.

Постановка диафрагмального дыхания - одна из важных задач в режиме ограничения речи. Необходимо научить ребенка делать глубокий ровный вдох и длительный выдох, не заостряя внимания на моментах вдоха и выдоха.

Движение должно стать произвольным. Вдыхать нужно бесшумно. Целесообразно приучать детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если положить ее на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (1:10, 1:15).

И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская обращают внимание на то, что очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать "утечки воздуха". Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели выделяют следующие принципы гигиены занятий по формированию речевого дыхания:

  • осознанность выполнения упражнений;
  • постепенность, систематичность (основа принципа - переход от простого к сложному, от легкого к трудному);
  • повторность (упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм);
  • индивидуальный подход (в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка, состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья);

В качестве более дифференцированной методики, рассчитанной на подростков и взрослых, можно также использовать элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал А.Н. Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса".

Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика - детище двух поколений семьи Стрельниковых - матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны.

В последнее время положение дел решительно изменилось, и в современную терапевтическую практику уверенно входит все больше и больше дыхательных гимнастик - от индийской хатха-йоги и китайского цигуна до реабилитационных дыхательных комплексов западных медицинских школ, волевой ликвидации глубокого дыхания по Бутейко и методике дыхания через аппарат Фролова. Каждый из перечисленных методов - а это далеко не полный перечень дыхательных упражнений - по-своему хорош, правда, бытует мнение, что избыток дыхательных методик и реабилитационных программ свидетельствует... об отсутствии надежного и эффективного метода диагностики нарушений функции дыхания.

Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными показаниями пациента, сколько интуицией и клиническим опытом. Например, та же дыхательная гимнастика йогов дает потрясающие результаты, однако этот комплекс упражнений в свое время был разработан в расчете на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога - это не физкультура, а образ жизни и мысли.

Дыхательная гимнастика, созданная Александрой Северовной и Александрой Николаевной Стрельниковыми, выделяется на фоне упомянутых выше методик, во-первых, простотой; во-вторых, доступностью; в-третьих, эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковых дает максимальный результат при минимальных вложениях и за рекордно короткий срок! И сторонники, и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Само слово происходит от греческого paradoxos и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: "Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!"

Мы часто употребляем в речи фразеологические выражения, общее значение которого не определяется суммой значений входящих в него слов. Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение "затаить дыхание" и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуты душевного волнения, напряжения и даже испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет "4" и (или) "8". Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет "5" и "10". Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет "8", "16", "32"...

Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие - то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, "внюхивавшимся" в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой - это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, "взволнованным" вдохом!

Как дышать? Ртом или носом? Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, однако есть и свои особенности. Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Сама Александра Николаевна считала, что "...вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом:"

Занимайтесь дыхательной гимнастикой систематически и соблюдайте простые рекомендации разработчиков методики.

  1. Никогда не занимайтесь гимнастикой мимоходом!
  2. Идеально, если вы выполняете упражнения за час до сна!
  3. Делая упражнения, думайте только о вдохе и не стесняйтесь шумных звуков!
  4. Проявляйте максимальную заинтересованность и эмоциональность!
  5. Движение, движение и еще раз - движение!
  6. Соблюдайте одновременность вдохов и движений!
  7. Главный принцип дыхательной гимнастики: " Активный вдох - пассивный выдох!"
  8. Следите за тем, чтобы вдох всегда был несколько громче выдоха!
  9. Норма движений-вдохов определяется индивидуально, однако их общее число должно быть кратным 2, 4, 8, 16, 32!
  10. Делайте именно столько вдохов, сколько даются вам без труда, то есть свободно, комфортно и легко!

Идеальная продолжительность дыхательной гимнастики 35-37 минут! Сокращать время занятий не рекомендуется, однако при его хронической нехватке можно дышать по Стрельниковой хотя бы полчаса в день (даже четверть часа ежедневных занятий благотворно скажется на вашем здоровье)!

Учитесь в игре и приобщайте к упражнениям малышей! Дети с превеликим удовольствием играют в дикарей, танцующих вокруг костра, особенно если упражнения идут в музыкальном сопровождении. Не торопите малышей, следите за темпом выполнения упражнений, который должен быть гораздо более медленным, чем для взрослых. Изобразите им котенка, показывающего коготки и пытающегося поймать воробышка!

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой активно используется в лечении заикания, будучи адаптирована для различных возрастов. Для детей она рекомендует несколько замедлить темп выполнения упражнений и по возможности выполнять их под музыку. Лучше всего использовать эту методику в групповых занятиях. Важное значение приобретают приемы внушения, эмоционально-образного воздействия на ребенка. Ребенок должен живо вообразить предлагаемые логопедом ситуации. Продемонстрируйте сами каждое упражнение. Введение игрового начала облегчает проведение занятий, усиливает заинтересованность детей.

Реальная помощь больному ребенку будет заключаться в приобщении его к гимнастике Стрельниковой, которая дает феноменальные результаты именно в сочетании с логопедическими самоупражнениями. Полезны все 6ез исключения упражнения дыхательного комплекса, но уделите особое внимание "Насосу" и "Полуприседу". О необыкновенной эффективности упражнения "Насос" не раз говорила Александра Николаевна. Она считала, что в некоторых случаях достаточно недели (и меньше!) занятий в режиме 1500-2000 движений-вдохов, разумеется, не подряд, а с перерывами для отдыха, - и сразу же станет легче говорить. Вторым по значимости упражнением будет "Полуприсед-2", когда вес тела переносится на переднюю ногу, а задняя нога только касается пола. Не нужно пугаться, если после урока начнется сухой кашель. Со временем это пройдет. И ни в коем случае не старайтесь откашляться или высморкаться с усилием. Дышите до тех вер, пока не пойдет мокрота.

Таким образом, дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает положительное воздействие на весь организм человека.

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это активный подход к здоровью.
  2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - первый шаг к здоровому образу жизни.
  3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - ваш собственный путь к здоровью и ваша индивидуальная оздоровительная программа.
  4. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - качественно новое отношение к дыханию и группе крови.
  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - прекрасная тренировка практически всех групп мышц.
  6. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это простота, доступность и необязательность дорогостоящей экипировки.
  8. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это высокая эффективность, не требующая месяцев, а тем более лет занятий.
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - идеальная тренировка мышечной системы детей и взрослых.

Список литературы:

  1. Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев. - 1998.
  2. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - М.: Просвещение. - 1993.
  3. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург. - 1992.
  4. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. - Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2003.
  5. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- Эксмо-пресс. - 2002.
  6. Одинцова Т.С. Заикание у детей. - Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2000.
  7. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - С-Пб.: Союз. - 2001.
  8. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - М.: Владос.- 1994.
  9. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - М.: Метафора. - 2003.

Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова , А.Г. Ипполитова , 3.А. Репина , В.И. Селиверстов , М.Е. Хватцев и др.).

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - грудобрюшной.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными, поэтому в моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. Дыхание в речи имеет условно рефлекторный характер.

Моменты речевых вдохов и выдохов согласуются с лингвистической конструкцией текста и совладают с лингвистическими (синтагматическими) паузами. Эти паузы являются универсальным средством членения речи на интонационно смысловые единицы. Они возникают как в ходе спонтанного высказывания, так и в процессе чтения текста.

Речевое дыхание следует за темпом мышления в процессе устной речи, то есть оно тесно связано с внутренне речевым планированием, являясь физиологической основой реализации устной речи, а, следовательно, внешним проявлением внутренне речевого планирования.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи (Л.С. Волкова , М.Е. Хватцев ). То есть, уже на ранней стадии онтогенеза речи идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе экспрессивной речевой функции.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. В процессе выдоха наблюдается произнесение лишь отдельных одно-двуслоговых слов. Фразовая речь детей этого возраста характеризуется неплавностью, задержкой дыхания, как в фазе вдоха, так и выдоха, дополнительными вдохами в процессе произнесения. Это свидетельствует о незрелости координаторных взаимоотношений между артикуляцией и дыханием в процессе устной речи, отсутствии развитого речевого дыхания.

У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех, пяти и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Большое число исследователей указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией. Как отмечает Л.И. Белякова , физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе (А.Г. Ипполитова , А.И. Максакова , М.Е. Хватцев , В.И. Филимонова ).

Как отмечает А.Г. Ипполитова , нарушение дыхания почти всегда имеет место у детей с дизартрией. Она связывант это с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерна большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

У детей с ринолалией глубоко страдает фонационное дыхание в связи с анатомическими дефектами строения твердого неба, что проявляется в отсутствии дифференциации носового и ротового дыхания. У таких детей дыхание учащенное, поверхностное, резко укорачивается время фонационного выдоха.

Как указывает ряд авторов, фонационное дыхание нарушается также и при патологии голоса, причем независимо от природы дефекта, речевой выдох отличается непродолжительностью, нарушается синхронность функционирования всей системы - дыхания, голоса, артикуляции.

При наблюдении за спонтанной речью дошкольников с общим недоразвитием речи, ею отмечалось, что эти дети способны произнести в фазе выдоха лишь одно - двуслоговые слова. Произнесение фразы, как правило, прерывалась частыми дополнительными вдохами. Эти данные указывали на то, что речевое дыхание у детей с общим недоразвитием речи находилось на низкой ступени своего развития.

Речевое дыхание у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризовалось более высоким уровнем развития, по сравнению с общим недоразвитием речи, но, тем не менее, оно отставало в сроках своего развития от нормы.

При наблюдении за речью детей с заиканием, во время общения со сверстниками и взрослыми, В.Т. Филимоновой отмечались частые дополнительные вдохи, которые прерывали речь. Все это свидетельствует о нарушении регуляторных механизмов координации речевого дыхания и голосообразования.

Таким образом, при речевой патологии у детей наряду с нарушением усвоения вербальной единицы, их грамматического структурирования, интонационного оформления, речевое дыхание развивается патологически. Поэтому дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Выводы по 1 главе

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы по рассматриваемой проблеме.

1. Развитие детской речи -- это сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие -- значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие -- лишь частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка.

2. Приведенные в литературе классификации нарушения развития речи (психолого-педагогическая и педагогическая) отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий -- они дополняют друг друга и разработаны преимущественно по отношению к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения наблюдаются при сохранном слухе и интеллекте. Однако эта категория детей не однородна по своему составу, так как к ней относятся и дети с задержкой психического развития, с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.

Наиболее приемлемой является клинико-педагогическая классификация, поскольку она строится на признаках, максимально-дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществить логопедическое воздействие с опорой на принцип индивидуального подхода.

3. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, которое представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе.

Чем больше сил вы вкладываете, тем заметнее отдача и эффект от совершенной работы. Голос является нашим инструментом, и он требует не только определенных умений и навыков, но и определенного количества времени, регулярно посвящаемого тренировкам. Подчеркиваю: регулярно! Потому что, например, любой музыкальный инструмент без работы теряет настройку. Главные условия хорошего дыхания - это подвижность грудной клетки, эластичность легких и диафрагмы.

Речевое дыхание

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным (не дрожал, не качался и не затухал бесконтрольно). Речевое дыхание должно быть незаметным (по возможности не стоит пыхтеть, сопеть и тяжело вздыхать без надобности).

Особенности речевого дыхания:
- Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»).
- Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим).
- Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим.
- Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1: 10.
- Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа).
.

1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань - в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафраг-менное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дышите свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхайте и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при произнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произнесении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достигаем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем никакого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флейтиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

Выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.

Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую цитату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой передышки, не допускающей полного дыхания.

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле.

Самые основные, первые требования к телу исполнителя:
1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. “Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества”. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.
5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

речевое дыхание нарушение звукопроизношение

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции - осуществления газообмена (поглощения, из атмосферы кислорода и выделения в нее углекислоты), дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.

Речевое дыхание - система произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать пазы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Речевое дыхание следует за темпом мышления в процессе устной речи, т.е. оно тесно связанно с внутренне речевым планированием, являясь физиологической основой реализации устной речи, а, следовательно, внешним проявлением внутренне речевого планирования.

Развитие речевого дыхания ребенка начинается одновременно с развитием речевой функции. Ее становление в норме завершается к 10 годам.

Большое количество исследователей (Л.И. Белякова, И.И. Ермакова, М. И. Ипполитова, Е.В. Лаврова, А.И. Максакова, Е.И. Мастюкова, Л.П. Успенская и др.) указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания. Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией

Перед началом речи в норме делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. "Речевой " вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления. Большое значения для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания.

В ходе речевого развития вырабатывается специфический "речевой" механизм дыхания и, следовательно, специфические "речевые" движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные движения вдоха и выдоха, причем колебательные движения идут на фоне общего непрекращающегося выдоха. В этом состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И. Жинкиным. По

представлению Н.И. Жинкина эти колебательные движения диафрагмы, на каждом звуке речи наслаивающееся на экспирацию, являются собственно речевыми, "артикуляционными" движениями диафрагмы. Эти изменения тонуса мышц, носящие волновой характер, в процессе устной речи выполняют две функции: во-первых, этим регулируется энергия для генерации каждого произносимого звука и, во-вторых, "отпуск энергии" для слогового квантования речи.

Таким образом, на каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов (губ, языка, глотки, гортани). Центральные механизмы четко регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого выдоха и других органов.

Исследованиями Р.Л. Шейкина, Э.А. Арутюняна, Л.А. Чистович и В.А. Кожевникова и др. была выявлена

зависимость организации речевого дыхания от содержания высказывания и интонационного характера речи. По данным Р.Л.Шейкина, вдохи во время речи производятся или после окончания фразы, или между смысловыми группами слов. Э.А., Арутюнян в своей работе пишет, что человек способен производить речь с сильно различающимися громкостями, с разными темпами, нормальным голосом или шепотом, способен четко выделять позиции ударений и т.п. Из этого следует наличие у человека механизмов тонкой регуляции работы легких, как показано разными исследователями. В организации управления речевым дыханием ведущее значение имеют слоговая и просодическая структуры речевого потока.

В работе Н.Д. Светозаровой хорошо сформулировано то, что "...речевое дыхание подчинено смыслу, и в хорошо организованной речи вдох осуществляется только в местах разрешенных смыслом и строем высказывания"" .

Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными, поэтому моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. Дыхание в речи имеет условно рефлекторный характер .

Моменты речевых вдохов и выдохов согласуются с лингвистической конструкцией текста и совпадают с лингвистическими (синтагматическими) паузами. Эти паузы являются универсальным средством членения речи на интонационно смысловые единицы. Они возникают на границе между предложениями и между синтагмами, как в ходе устного спонтанного высказывания, так и в процессе чтения текста . , Можно думать, что внутреннеречевое планирования не ограничивается декодированием на уровне артикуляции, сюда подключается синхронный голосовой механизм реализации устного высказывания, а следовательно и речевое дыхание.

Таким образом, речевое дыхание следует за темпом мышления в процессе устной речи, то есть оно тесно связано с внутренне речевым планированием, являясь физиологической основой реализации устной речи, а, следовательно, внешним проявлением внутренне речевого планирования.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. То есть, уже на ранней стадии онтогенеза речи идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе экспрессивной речевой функции .

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связанная речь и речевое дыхание. Так, исследования Л.И. Беляковой показали, что к третьему году жизни у детей в процессе выдоха наблюдается произнесение лишь отдельных одно-двуслоговых слов. Фразовая речь детей этого возраста характеризуется неплавностью, задержкой дыхания, как в фазе вдоха, так и выдоха, дополнительными вдохами в процессе произнесения. Это свидетельствует о незрелости координаторных взаимоотношений между артикуляцией и дыханием в процессе устной речи, отсутствии развитого речевого дыхания.

К шести годам дети произносят на речевом выдохе простые трех - четырехсловные фразы, состоящие из знакомых слов., Усложнение содержания высказывания, как в семантическом, лексическом, так и в грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, то есть высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонации завершенности .

Произношение фразы детьми 10 лет и взрослыми в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, то есть речевой выдох растянут во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование циклов речевого дыхания, которые начинают соответствовать синтагматическому делению тестов, становление речевого дыхания завершается .

Большое число исследователей указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Л.А. Данилова , Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова отмечают, что нарушение дыхания почти всегда имеет место у детей с дизартрией. Они связывают это с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерна большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

И.И. Ермакова отмечает, что у детей с ринолалией глубоко страдает фонационное дыхание в связи с анатомическими дефектами строения твердого неба, что проявляется в отсутствии дифференциации носового и ротового дыхания. У таких детей, дыхание учащенное, поверхностное, резко укорачивается время фонационного выдоха.

Е.В. Лаврова отмечает, что фонационное дыхание нарушается при всякой патологии голоса независимо от природы дефекта, речевой выдох отличается непродолжительностью, нарушается синхронность функционирования всей системы - дыхания, голоса, артикуляции.

Ю.С. Василенко, О.С. Орлова указывают, что у детей с нарушениями голоса дыхание слабое, поверхностное, вдох и выдох не координированные, нередко отличается речь на вдохе.

При наблюдении за спонтанной речью дошкольников с общим недоразвитием речи, ею отмечалось, что эти дети способны произнести в фазе выдоха лишь одно - двуслоговые слова. Произнесение фразы, как правило, прерывалась частыми дополнительными вдохами. Эти данные указывали на то, что речевое дыхание у детей с общим недоразвитием речи находилось на низкой ступени своего развития .

Речевое дыхание у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризовалось более высоким уровнем развития, по сравнению с общим недоразвитием речи, но, тем не, менее, оно отставало в сроках своего развития от нормы .

При наблюдении за речью детей с заиканием, во время общения со сверстниками и взрослыми, В.Т. Филимоновой отмечались частые дополнительные вдохи, которые прерывали речь даже в процессе короткого высказывания. У некоторых детей отмечалась речь на вдохе. Все это свидетельствовало о нарушении регуляторных механизмов координации речевого дыхания и голосообразования .

Таким образом, при речевой патологии у детей наряду с нарушением усвоения вербальных единиц, их грамматического структурирования, интонационного оформления, речевое дыхание развивается патологически. Особенно ярко нарушение речевого дыхания выражено при заикании.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи -- это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР -- это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в одноко-ренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени -- звукового анализа. Звуковой анализ -- это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков,слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л"], "], вместо звонких -- глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т"], [д], [д"]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признакусоздает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуля-ционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа -- до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с"], [з]-[з"], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т"] и [д"]; звуки [л], [р], [р"]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный "]; гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] -- мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] -- нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называютфонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой -- искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместовелосипед - «сипед».

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с ФФНР зачисляют с 5 лет в старшую логопедическую группу сроком на 1 год обучения и в подготовительную группу на 1 год обучения, если ребенку 6 лет.

Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование произносительной стороны речи в норме. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи, состояние восприятия у детей. Задачи логопеда при работе над звукопроизношением. Исследование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Система тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию. Характеристика процесса дыхания, его взаимосвязь с артикуляцией при речевом высказывании. Особенности вдоха и выдоха у детей с патологией речи, упражнения для формирования речевого дыхания.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Роль дыхания в обеспечении речи. Особенности физиологического и речевого дыхания у детей с дизартрией. Обследование фонационного выдоха. Методика обследования физиологического, фонационного и речевого дыхания для детей дошкольного возраста с дизартрией.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Роль речевого дыхания в развитии речи. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого дыхания (направление работы, упражнения, организация занятий).

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка. Организация работы в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя. Использование речевого и дидактического материала для развития восприятия.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2011

    Проблемы изучения фонетико-фонологической системы у детей. Онтогенез общения в норме и патологии. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Проблема развития фонематического слуха у детей в психолого-педагогической и специальной литературе. Особенности восприятия речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. Пути развития фонематического слуха. Результаты исследования.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Формирование фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2009

    Исследование физиологии дыхательной функции и ее регуляции у детей. Особенности развития речевого дыхания у детей с дизартрией. Анализ результатов изучения дыхательной функции, речевого дыхания, объема воздуха в легких у дошкольников с дизартрией.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2017

    Понятия "фонематическое восприятие", "фонематический слух". Особенности развития фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста. Методика работы по формированию фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников.

Мария Колмогорова
Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Развитие дыхания – один из самых важных этапов коррекционного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи независимо от вида их речевого дефекта .

Дыхательный цикл состоит из трёх фаз : вдоха, выдоха и паузы. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. «Речевое дыхание » – это дыхание при речи , отличающееся от физиологического, оно характеризуется более коротким и глубоким вдохом через рот. Объем вдыхаемого воздуха по сравнению с дыханием в покое увеличивается примерно втрое. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.

От речевого дыхания зависит плавность звучания речи . При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.

Важный момент в овладении правильным речевым дыханием - это вопрос о том , каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания . В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе , можно говорить о четырех типах дыхания : верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-реберное. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание , при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях. При таком дыхании во время вдоха плечи не приподнимаются, брюшной пресс несколько выдвигается вперед, ребра раздвигаются, воздух заполняет все лёгкие. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи , четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

У детей с ринолалией дыхание характеризуется неправильным направлением голосовыдыхательной струи вследствие органических дефектов. Физиологическое дыхание осуществляется через рот, а не через нос. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка. Открытая ринолалия тяжело отражается на функциональных свойствах дыхательной системы . У детей вследствие велофарингальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха . Именно нарушение функции дыхания приводит к гиперназализации, к ограничению произнесения всех звуков речи и кпроявлению в речи детей атипичных компенсаторных артикуляций (фарингальных и глоточных реализаций) . Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с ринолалией выступает развитие речевого дыхания .

Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой , прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания . Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры . Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи , в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе.

При заикании наблюдаются разнообразные изменения со стороны дыхания , касающиеся расходования речевого дыхания и дыхательных движений . Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным и брюшным. Клонические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания . Речевое дыхание нарушается различно : начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание , часто заикающиеся говорят на вдохе.

Всей работы с ребенком. имеющим ринолалию. А. Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи . В основе предлагаемой А. Г. Ипполитовой системы работы лежит использование физиологического дыхания речевых движений . Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание . Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком, имеющим ринолалию. Так А. Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи . В основе которой лежит использование физиологического дыхания , образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений (Г. В. Чиркина, Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий, А. Г. Ипполитова).

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания , которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов : учиетеля-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников.

Логопедическая работа над звукопроизношением с детьми ринолаликами начинается в дооперационный период, одной из основных задачей которого является формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания . Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения , направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Итак, взаимообусловленность процессов дыхания , артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности. Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания , проводимые на занятиях, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи , чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.

Литература :

1. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей : Методы обследования и коррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия / Под ред. О. Н. Усановой. – М., 1983.

3. Коррекционная педагогика и специальная. Словарь / под ред. Н. В. Новоторцевой – СПб.: КАРО, 2006.

Публикации по теме:

Тропинка к истине сложна. И потому в мышленье чистом Отвага дерзкая нужна Не менее, чем альпинистам… 8 февраля 1724 года Указом правительствующего.

Бинарное занятие в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «В гости к Радуге» Цель: Цель: Создание условий для проявления творческой активности индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Создание условий для проявления творческой активности и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи Задачи: I. Образовательная область «Познание» Закрепить представления о среде обитания «Болото». Уточнить и расширить словарь по теме.

«Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего возраста с ОНР». Консультация для родителей Речевое дыхание в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми.

Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании накапливались.

«Зимняя прогулка». Логоритмическое занятие в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи ТЕМА: «Зимняя прогулка» ЦЕЛЬ: преодоление нарушений произношения, дыхания, моторных функций. ЗАДАЧИ: Формирование общей моторики, координации.

Конспект по математике в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Знакомство с прямоугольником» Тема: «Прямоугольник». Цель: Формирование представлений о прямоугольнике. Задачи: 1. Познакомить детей с новой геометрической фигурой.

Конспект занятия по логоритмике Тема «Прогулка» для детей подготовительной группы 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Цель занятия: развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей. Формировать пространственные представления, развивать внимание,.

Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна» ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для.

Занятие - КВН в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Тема: Дифференциация звуков З – Ж Цели: - дифференциация звуков З – Ж в слогах, словах, в свободной речи; - упражнение детей в звукобуквенном.

Библиотека изображений:

Вам также будет интересно:

Урок географии
Урок географии по теме «Географическое положение и история открытия Австралии» Цели...
Практическое руководство по магии
Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15...
Этнический состав южной америки
1. Сан-Паулу Это крупнейший по населению город Южного полушария и финансовый центр...
Равноускоренное движение: формулы, примеры
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин...
Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ - герой сказки А. Гайдара (А.П.Голикова), входящей в...