Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Break up — английский фразовый глагол

Великие полководцы великой отечественной войны

Примерное расписание логопедических занятий

Презентация на тему: «Всё о Лондоне»

В каком году родился хамбо лама итигэлов. Почему тело хамбо-ламы итигэлова больше не нетленное

Русские надписи на теле Итигэлова

Чудинов В.А .
В течение последних двух лет я с изумлением узнал о том, что на телах египетских мумий были нанесены русские надписи, в частности, слово ХАРАОН. Более того, аналогичные русские надписи, правда, без этого слова, оказались и на мощах христианских святых. Наконец, на теле мага Яромира удалось обнаружить надпись МАСКА РОДА, которая предположительно, означала, что человек ни жив, ни мертв, но находится в состоянии анабиоза. Теперь, кажется, имеется тело второго человека в аналогичном состоянии. Имеются ли на нём русские надписи?

Об Итигэлове . «Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов (бур . Этигэлэй Дашадоржо ; 1852(?)-1927) - бурятский религиозный деятель, один из выдающихся буддийских подвижников XX века; в 1911-1917 годах- глава буддистов Восточной Сибири. Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы. По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» - специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушел в нирвану.

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигэлова и убедились в сохранности тела. 7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо-ламе Д. Аюшееву местонахождение Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить учёным .

Рис. 1. Даши Доржо Итигэлов (1852-1927)

Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз. При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже - высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Дамбы Аюшева. Янжима Васильева, чей дед был племянником старшей сестры ламы, в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а в 2004-м - Институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил президент России В. Путин, который, по сообщению СМИ, «дважды в духовном уединении общался с Нетленным » (Википедия).

Комментарий Олега . «Через 75 лет, по его завещанию, его подняли на поверхность из-под земли и медицинские эксперты были вынуждены констатировать, что его тело обладает всеми характеристиками ЖИВОГО. Кожа и суставы не потеряли эластичности, температура тела составляет около 30 градусов и оно способно покрываться потом! » .

Рис. 2. Итигэлов после извлечения тела из гроба

Мой комментарий . Естественно, меня заинтересовало наличие надписей. К сожалению, фотография на рис. 2 показывает лицо весьма мелким, пришлось увеличить изображение, хотя одновременно упала разрешающая способность. Я также усилил контраст. Теперь стало возможным прочитать некоторые надписи. Меня заинтересовала кожа черепа выше глаз. На рис. 2 я обвел соответствующий фрагмент черной рамочкой.

Первое же прочитанное мною слово меня несказанно удивило - это было слово ХАРАОН ! - Замечу, что если среди египетских жрецов, которые в течение 70 дней готовили тело фараона к погребению, могли находиться знатоки русского языка, которые бы наносили соответствующие надписи, то среди христианских монастырей на территории разных стран таких знатоков находилось гораздо меньше, а в то, что по-русски пишут буддистские ламы в дацанах верилось с трудом. Сам Итигэлов писал по-тибетски, на старотибетском и на хинди.

Я продолжил чтение, рассматривая бровь и веко. Там я нашел надпись МИМ ЯРА , который в данном случае совершенно не соответствовали ведическому храму. Да и зачем бурятам выщипывать бровь умершему, чтобы изобразить русское слово МИМ, которое практически ни один современный русский человек в значении ЖРЕЦ абсолютно не знает? Тем более, писать на веке слово ЯРА? И у меня начало закрадываться смутное представление, что ни буряты, ни лица какого- либо другого этноса никаких надписей на теле покойного не делали.

Рис. 3. Моё чтение надписей на голове тела Итигэлова

Продолжу чтение надписей. На правой стороне выделенного фрагмента я читаю словосочетание ХРАМ МАРЫ , что соответствовало статусу покойника. Но наиболее важным для меня было выяснение статуса его тела: если он МАСКА МАРЫ из ХРАМА МАРЫ, то он - мертвец. Но если он МАСКА РОДА из ХРАМА МАРЫ, то его тело находится в состоянии анабиоза. То, что он является обитателем ХРАМА МАРЫ, я уже прочитал. Теперь я с интересом искал новые надписи.

Последнюю надпись я нашел на нижней челюсти. Если на верхней строке читалось слово ЯРА ХРАМ , которое я теперь понимаю как храм любого вероисповедания, то на нижней строке частично черными, частично коричневыми буквами можно прочитать слова МАСКА РОДА . Искомая надпись найдена! Правда, слово РОДА написано не очень четко. Замечу, что надпись выявляется только при усилении контраста, обычным взглядом ее заметить невозможно.

Это наводит на мысль, что вряд ли такую посмертную раскраску производили в буддистском дацане. Похоже, что здесь мы имеем дело с проявлениями тонкого мира. Но один данный пример не показателен. - И я начал искать другие примеры на том же сайте в рубрике «Удивительные люди». И нашел.

Нетленный монах Шарбель . «Порой чудо, совершенное человеком при жизни так и остается незамеченным, а вот когда он умрет, начинают приписывать невероятные возможности и даже могут причислить к лику святых. Именно так произошло с монахом, жизненные достижения которого уже давно никто не вспомнит, зато он известен миру тем, что вот уже многие десятилетия его тело не разлагается и не мумифицируется. Это нетленный монах Шарбель.

Новогодним утром 1898 года в горах Ливана, на высоте 1300 м над уровнем моря, монахи-отшельники монастыря Святых Петра и Павла направлялись к монастырю в местечке Анная. По узкой, занесённой снегом горной тропинке они несли туда хоронить 70-летнего монаха Шарбеля. Последние 25 лет своей жизни он провёл в отшельнице. Все чудеса начались после его смерти, хотя при жизни тоже отмечались необъяснимые явления, происходившие вокруг монаха. На второй новогодний день жители Анная увидели над монастырём Святого Маруна (туда положили тело Шарбеля) свечение, похожее на люминесценцию. В то время в горах не было электричества, поэтому явление, продолжавшееся многие месяцы, особенно привлекло внимание многих людей.

15 апреля 1899 года полицейские искали в горах преступника-убийцу. Увидев свечение около монастыря, поспешили туда. Они потребовали открыть склеп, думая, что там скрывается преступник. Оказалось, что за четыре месяца вешние воды заполнили склеп, разрушив все трупы монахов, похороненных в том же году вместе с Шарбелем. Только тело монаха Шарбеля не было тронуто разложением.

Его лицо и руки обволакивала грибковая паутина, как тонкая вата. Расчистив её, присутствующие (семь человек) увидели лицо не умершего, а спящего человека с испариной на лице в виде сукровицы (жидкость розового цвета). Все члены тела были гибки и эластичны, не чувствовалось трупного запаха. Тело Шарбеля переодели в сухую одежду и положили в маленькую комнатку. Осмотр нескольких врачей констатировал смерть монаха.

Рис. 4. Монах Шарбель

Шарбель продолжал «потеть» сукровицей, и надо было каждый день менять его одежду. Один монах, уставший от этой работы, решил «посушить» тело на солнышке. Четыре месяца сушки не дали результата. Врачи предложили вынуть внутренние органы. Шарбелю сделали операцию, удалив все органы из полости живота. Это тоже не помогло: тело его не разлагалось, продолжало «потеть» и было гибким и эластичным. Многие специалисты, изучающие этот феномен, выдвигали версию о специальном питании монаха, но Шарбель всегда разделял трапезу со своими братьями-отшельниками.

В 1909 году его положили в гроб со стеклянной крышкой и оставили для общего обозрения до 1927 года. Ко гробу святого Шарбеля (так окрестил его народ) началось паломничество. Ватикан ещё не признал монаха как святого, поскольку для этого требовалось больше доказательств. И монах Шарбель начинает каждый день творить чудеса: исцеляет психически больных людей, поднимает на ноги парализованных, возвращает зрение слепым, слух - глухим.

А жидкость из его тела продолжала вытекать. За 17 лет так и не появилось признаков разложения: обычный запах тела, светлая кожа, эластичны все члены тела. В 1927 году святого Шарбеля положили в цинковый гроб, а тот поместили в деревянный. Склеп сделали сдвойными стенами, чтобы туда не попала вода В 1950 году было замечено, что стены склепа промокают и с них стекает студенистая жидкость розового цвета. Опять вскрыли гробы - всё по-старому: не разлагается, «потеет». Математики посчитали: если монах Шарбель в день теряет хотя бы три грамма жидкости, то за 66 лет он должен был потерять 75 килограммов, то есть превратиться в мумию, чего с ним не случилось. В 1977 году Рим официально признал монаха Шарбеля святым.

Рис. 5. Та же фотография с усиленным контрастом и моё чтение надписей

Ирина Сакр - врач и жена Президента Российско-Ливанского общества Святой земли доктора Симона Сакра, присутствовавшая на канонизации св. Шарбеля в 1977 году в составе ливанской делегации христиан-маронитов, привезла с собой в 1991 году в монастырь к св. Шарбелю группу добровольцев для постановки эксперимента по воздействию биополя святого на их биополя. Контроль производился аппаратом «Бион-1». У всей группы после контакта со св. Шарбелем, как пишет Ирина Сакр, отмечалось хорошее, радостное настроение, «разлитое» спокойствие.

«В этом году моему прадеду исполнилось 160 лет. И он жив». Янжима Васильева, родственница хамбо-ламы Итигэлова. Пандито хамбо-лама Итигэлов ежедневно общается с десятками людей, в праздники – с тысячами паломников.

Температура тела у нетленного ламы – 22–24 градуса. Во время больших праздников, когда Итигэлов участвует в службах, температура поднимается до 32–34 градусов.

Иволгинский дацан в Бурятии прославился на весь мир, когда в 2002 году туда привезли нетленное тело Пандито хамбо-ламы Итигэлова.
– Согласно сохранившейся родословной, Итигэлов появился на свет в 1852 году, – рассказывает его родственница Янжима Васильева. – Он был главой российских буддистов, ученым, политиком и врачом. В этом году моему двоюродному прадеду исполняется 160 лет.
И последние десять лет он снова с нами – участвует в службах и встречается с людьми со всего мира.

В возрасте 75 лет хамбо-лама Итигэлов собрал своих учеников и попросил прочесть молитву, которой провожают усопших. Ученики отказались. Тогда Итигэлов начал читать сам. После совершения обряда, согласно завещанию Итигэлова, его в позе лотоса поместили в кедровый короб и закопали недалеко от родового села.
– О своем двоюродном прадедушке я слышала от родственников, но, как советская школьница, представляла его таким, как Ленин в мавзолее: забальзамированным и без внутренних органов, – вспоминает Янжима. – Только позже я узнала, что саркофаг с телом Итигэлова поднимали дважды – в 1955 и 1973 годах. Ламы проводили необходимые обряды, меняли одежду и вновь прятали его под землю – на глубину почти три метра. А десять лет назад хамбо-ламу подняли окончательно, выполнили его завещание.
Эксгумация проходила в присутствии экспертов-криминалистов. Патологоанатомы были уверены, что через пару дней тело превратится в тлен. Обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым ничего не происходило.
– Спустя два года после эксгумации Российский государственный гуманитарный университет провел биохимическое исследование образцов волос, кожных покровов и ногтей хамбо-ламы Итигэлова, – рассказывает Янжима Васильева. – Анализ не выявил в органических тканях ничего, что отличало бы их от тканей живого человека! Я потом поинтересовалась лично у знаменитого патологоанатома Звягина, что у Итигэлова с глазами и внутренними органами. И профессор меня заверил, что все в порядке. Тогда у ученых появился новый термин: феномен хамбо-ламы Итигэлова.

А мы, буддисты, считаем, что он жив. Просто находится в состоянии глубокой медитации.

Награда для ламы. Монгольские власти наградили Итигэлова орденом.

Сейчас хамбо-лама Итигэлов находится во дворце, который ему построили на территории Иволгинского дацана.
Восемь раз в год во время больших праздников Итигэлов участвует в службах. Все остальное время он находится во дворце на втором этаже. В специальном помещении установлен климат-контроль 16 градусов: ученые установили, что именно такая температура воздуха оптимальна для хамбо-ламы. Он сидит на специальном троне в позе лотоса, глаза прикрыты.
– К нему нет свободного доступа, – рассказывает хранитель Жалсан-лама. – Вход только для официальных делегаций. Также иногда мы пускаем обычных людей, когда понимаем, что человеку эта встреча действительно необходима. И в жизни почти каждого, кто встречается с Итигэловым, после этого свидания происходит что-то важное.

Ученые из Дубнова установили, что ментальное тело Итигэлова составляет 24 тысячи километров, то есть полностью огибает Землю.
– Получается, что не имеет значения, где ты находишься: рядом с хамбо-ламой или в пределах этого расстояния, – считает Янжима Васильева. – Воздействие одинаковое. Потому что энергетика у Итигэлова необычайная. Он жив. В прошлом этот факт официально признали монголы, наградив его орденом. Глава правительства лично прикрепил награду к одежде хамбо-ламы.

Рассказ очевидца.
Рядом с Итигэловым никто не болеет.

Деревня Верхняя Иволга расположена в ста метрах от дворца, где находится нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова.
– Десять лет он с нами, – рассказывает местная жительница, преподаватель ОБЖ Дарима Жамбалова. – Это для приезжих экзотика, а мы его много раз видели. Многим кажется, что глаза у него закрыты, как будто он спит. Но это не всегда так. Когда на бабушек смотрит – плачет. Детям улыбается и подмигивает. У него для каждого свой взгляд. Он защищает нас. За десять лет в нашем и соседних селах не было ни одного случая онкологии или внезапной смерти. Если кто-то умирает, то исключительно от старости.

Научная работа.
Он спас мою подругу от смерти.

Туяна Бардуева готовится защищать диссертацию по Итигэлову.
– Я узнала о нем, когда училась в школе, – рассказывает Туяна. – Сначала он был для меня просто святым, а потом я стала изучать его биографию, переписку с Николаем II в начале ХХ века. Он ведь продал все свое имущество, чтобы помочь солдатам Первой мировой войны, строил на свои деньги дацаны. И сейчас он многим помогает. А мою подругу он спас от смерти. Машина, в которой она ехала, попала в аварию. И за несколько секунд до столкновения она подумала о хамбо-ламе. Все погибли, а подруга выжила…

Лама Итигэлов помогает смелым

Каждый, кому удается встретиться с Пандито Хамбо Ламой Итигэловым в Иволгинском дацане, видит своего Итигэлова.
– У него всегда разное настроение, – считает хранитель дворца Итигэлова Жалсан-лама. – Я постоянно рядом с ним. Если он сердится, значит, у меня грехов накопилось и надо что-то делать, исправляться. Если с улыбкой – значит, все в порядке. Я заметил, что Итигэлов помогает смелым и решительным. А тем, кто постоянно сомневается, не помогает. Наверное, дает время, чтобы люди поняли, чего именно хотят. Итигэлов сам был очень решительным и целеустремленным. Для человека, за которым следуют буддисты всей страны, это необходимое качество.

К Хамбо Ламе Итигэлову приезжают со всего мира.

Восемь раз в год во время больших буддистских праздников любой может встретиться с нетленным ламой – Итигэлов участвует в службах.
– В обычные дни принимаем делегации, – рассказывает Жалсан-лама. – Группе из Министерства образования России, например, показалось, что Хамбо Лама им подмигнул и пошевелил коленом. Когда президент Дмитрий Медведев приезжал, он минут 15 оставался наедине с Итигэловым. Встреча прошла в полном молчании, и вышел президент в задумчивости. Наверное, что-то открылось ему во время этой аудиенции. Ксения Собчак приезжала, тоже была в шоке после встречи. Певец Газманов прямо во дворце стихи написал, а Каспаров потом сказал, что, когда увидел Итигэлова, время для него остановилось.
ВИП-гости – главы государств, конфессий – как правило, прилетают в Иволгинский дацан на вертолете, рядом с комплексом есть площадка. Обычные люди добираются на машинах и общественном транспорте.

– К Хамбо Ламе Итигэлову приезжают не только буддисты, – рассказывает Жалсан-лама. – Христиане, иудеи, мусульмане тоже едут. Тут ведь главное – мотивация. Если люди приезжают из простого любопытства, мы, смотрители, чувствуем и не пускаем их к Итигэлову. А если у человека действительно какая-то серьезная проблема или потребность встретиться, то тогда сопровождаем во дворец. Как-то женщина приехала из Казахстана, сказала, что Итигэлов ей две недели снился. Она поняла, что ей надо обязательно его увидеть…

По мнению буддистов, Итигэлов находится в состоянии глубокой медитации.
– Глаза у него закрыты, но многие после встречи рассказывают, что Хамбо Лама сероглаз, а кто-то его вообще видит в очках, – говорит родственница Итигэлова Янжима Васильева.
Считается, что если коснуться Итигэлова, то исполнится все, о чем попросишь.

– Я несколько раз прикасалась, – делится своими ощущениями местная жительница Людмила Баторова. – У меня близкие тогда болели, требовалась дорогостоящая операция. После встречи они поправились. У Хамбо Ламы рука прохладная, кожа тонкая – как будто прикасаешься к кисти старого человека.
Кому-то после такой встречи кажется, будто прикоснулся к теплому дереву, кому-то – что к гладкой молодой коже. Но все как один говорят о мощной энергетике, которая исходит от Итигэлова.

Журналиста Metro пустили во дворец на несколько минут. Итигэлов сидел на втором этаже дворца в позе лотоса. Неожиданно Хамбо Лама приоткрыл правый глаз. Глаза у него действительно оказались серыми.

Распорядок дня. Ламы ухаживают за телом и следят за мыслями

В Иволгинском дацане Хамбо Лама Итигэлов практически не бывает один. Во дворце несут вахту три ламы-хранителя.
– В восемь утра я захожу к нему, – рассказывает хранитель Жалсан-лама. – Здесь проводится утренний молебен. В десять он заканчивается, и я допускаю людей – тех, кто приехал издалека. Под вечер убираю подношения, которые были сделаны за день.
В обязанности хранителей входит уход за телом Хамбо Ламы Итигэлова.

– Мы обтираем его кедровым маслом, – говорит хранитель. – Итигэлов 75 лет находился в кедровом коробе, значит, это масло ему подходит. Во время больших праздников Хамбо Лама сильно потеет – потому что много работает, отдает свою целительную энергию людям. Температуру измеряем ежедневно – градусник нам из США доставили. Прикладываешь к коже, и он сразу показывает результат. В обычные дни температура 22–24 градуса, а во время службы поднимается до 35!

– Натуральные шелк и хлопок, из которых шьется одежда, нам привозят из Узбекистана, – говорит правнучка Хамбо Ламы Янжима Васильева. – От синтетики у Итигэлова появляется раздражение.
Хранители взвешивают Хамбо Ламу Итигэлова и переодевают.
– Иногда Хамбо Лама передает нам послания – через медитацию, – говорит Жалсан-лама. – Пытаемся их расшифровывать и сопоставить с событиями, которые происходят в стране и мире. Иногда у нас получается, иногда – нет.

Мнение ученых. Четвертое состояние

Исследования тела Итигэлова ученые проводили в 2004-м и 2006-м годах.
– По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили образцы волос, частицы кожи и срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики – для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников, – такое заявление после окончания исследовательских работ сделал заведующий отделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Виктор Звягин.

Все эксперты сошлись на том, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех состояний после смерти: тело не мумифицировалось, не подверглось торфяному давлению и не превратилось в жировоск. Тогда ученые назвали состояние Итигэлова «четвертым состоянием».

– А доктор медицинских наук Большаков предположил, что один день Итигэлова равен нашим 20 годам. Получается, что Хамбо Лама Итигэлов победил смерть и время, – предполагает Янжима Васильева.

Институт Хамбо Ламы Итигэлова проводит анкетирование тех, кто встречается с нетленным ламой.
– Сознание людей сильно изменилось. Если раньше Итигэлова просили, чтобы он помог купить машину, то теперь просят помолиться за всех живых. Отношение к феномену Хамбо Ламы тоже меняется. Многие уже привыкли к его состоянию и теперь удивляются, почему он не говорит. Но в любом случае, Итигэлов – это самая захватывающая история нынешнего тысячелетия.
Факты

Согласно сохранившейся родословной, Даша Дорджо Итигэлов родился в 1852 году в Иволгинском районе.

Учился в Анинском дацане. В 1898 году зачислен в штатные ламы. В 1911 году избирается и присягает на пост в сане 12-го Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет Пандито Хамбо Лама Итигэлов попросил лам дацана прочесть для него молитву «Благопожелание уходящему». После окончания обряда, согласно завещанию, Хамбо Ламу в позе лотоса поместили в кедровый короб и опустили под землю.

Итигэлов в своем завещании написал потомкам, чтобы короб с его телом подняли через 75 лет. 10 сентября 2002 года ламы Иволгинского дацана в присутствии экспертов-криминалистов вскрыли короб и перенесли Пандито Хамбо Ламу Итигэлова в Иволгинский дацан.

В 2002 году в мировом сообществе вызвало необычайный интерес феноменальное явление, связанное с именем Хамбо Ламы Итигэлова. 10 сентября того года на поверхность земли было поднято нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось. Имеются многие признаки, говорящие, что клетки тела живые, но находящиеся в особом состоянии анабиоза (состояние сомати!? ). Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии на протяжении 75 лет в закопанном в землю ящике – остается загадкой. А также, как он при жизни сумел сделать такое. Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много информации о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного понимания этого феномена пока нет. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого явления. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.

Это еще один пример того, как много имеется непознанного и недоступного современной науке и как на самом деле глубоки и загадочны жизнь, смерть и сознание. И современное понимание мироустройства требует переосмысления. А вот с позиций духовного знания и практики этот феномен может быть объяснен. Это тот случай, когда сознание сильнее материи и способно творить "чудеса" даже в этом материальном мире, в противовес известным нам физическим законам .

Материал о нетленном Ламе еще более выигрышный, чем об , так как здесь уже не спишешь на "не было" или "шарлатанство". Интересно, что сейчас скажут против этого материала мои оппоненты-скептики на форуме этого ЖЖ? Неужели опять "не верю"? :) Ведь уникальный феномен налицо!

P.S. Важные моменты в тексте выделены жирным текстом.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: [email protected])

Нетленный Хамбо Лама Итигэлов

Даши Доржо Итигэлов - Пандита Хамбо Лама XII (то есть глава буддистов Бурятии, Пандито Хамбо Лама - это титул главы буддистов, который переводится примерно как "самый учёный лама", "пандит" на санскрите "учёный"). Имя этого незаурядного человека, крупного буддийского философа и священнослужителя широкой публике стало известно около десяти лет назад.

Примечаниe: В исторических и современных источниках и архивных документах существует различное написание фамилии XII Пандито Хамбо Ламы: Этигэлэй, Этигэлов, Итэгилов и др. Традиционной Буддийской Сангхой России принято написание фамилии в соответствии с сохранившейся его собственноручной подписью на русском языке.

Детство и юность

Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия).

Рано лишившись родителей, оказался в местности Ошор Булак, где около пяти лет пас овец. С детства Итигэлов отличался целеустремленным и независимым характером. В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана (буддийский монастырь) (Хоринский район Бурятии) и там учился 23 года: изучал санскрит, тибетский язык, логику, буддийские тексты. Чтобы не прерывать свое образование, местные жители на протяжении более полутора десятков лет по просьбе Хойто-ламахай вносили за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение его от военной службы.

Духовный путь

Постигая учение Будды, Итигэлов успешно защитил звание гэбши, затем габжи (ученые степени лам-философов) и прославился учёностью. В последующие годы он совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Согшон-дугана.

В 1904 году Даши Доржо Итигэлов был назначен ширетуем (настоятелем) Янгажинского дацана. Находясь на этой должности, он стал инициатором постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны. Итигэлов пожертвовал на строительство все свое состояние - около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Резиденции Хамбо Ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов он был избран XII Пандита Хамбо Ламой буддийского духовенства Восточной Сибири .

После начала Первой мировой войны занимался сбором средств для помощи фронту. В 1915 году был награждён высшей государственной наградой Монголии - Орденом Драгоценного жезла, а в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени.

К тому времени Забайкалье превратилось в один из крупнейших буддийских центров в мире - с десятками храмов, типографий, богатейшими библиотеками, в которых хранились как новейшие, так и древние раритетные книги, с центрами тибетской медицины.

До 1917 года Даши Доржо Итигэлов был главой буддистов в России. Затем он сложил с себя полномочия , по официальной версии, из-за болезни. Но некоторые современные исследователи его жизни и деятельности считают, что причина была в другом: он предвидел трагическую судьбу российского буддизма в ХХ веке при И.Сталине и его дальнейшее возрождение, поэтому последние десять лет жизни готовился к этому будущему. О чём и говорил в своём завещании ученикам.

XII Пандита Хамбо Лама Даши Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня . На основе сочинения Богдо Зонхавы "Дэмбэрэл Додба" он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии "Жор". С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.

Добровольный уход из жизни

15 июня 1927 года XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: "Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет". Затем попросил их читать ради него "Нуга Намши" - специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов ушел в нирвану , казалось бы, навсегда.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Вскоре после ухода Итигэлова началось массовое разграбление и разрушение дацанов и мест поклонения, прокатилась волна арестов буддистов. Священнослужители и верующие прятали священные реликвии, но большая часть их была безжалостно уничтожена большевиками. В Анинском дацане был взорван центральный храм; в дальнейшем в его развалинах устроили скотобойню.

Обретение нетленного тела

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандита Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандита Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан (ящик). В 1973 году XIX Пандита Хамбо Лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами процедуру повторили и убедились в сохранности тела .

К концу прошлого века все ученики Итигэлова умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи. 7 сентября 2002 года восьмидесятивосьмилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо Ламе Д. Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября 2002 года XXIV Пандита Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам в присутствии представителей властей и экспертов-криминалистов подняли саркофаг с Итигэловым. Лама Итигэлов все еще сидел в той же самой "позе лотос", которую он принял 75 лет назад , прежде чем войти в свою последнюю медитацию. Выполнив необходимые ритуальные действия, его тело перенесли в Иволгинский дацан и поместили в стеклянный саркофаг, в котором не регулируются ни температура, ни влажность. Тело остается в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек.

Практически, постоянно около Учителя находится его главный смотритель Бимбо Лама. Через определенное время, по сезону, он меняет ему одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо Лама отметил, что при переодевании "от тела Ламы исходит благоухание".

Даша Доржо Итигэлов, кстати, считается перерожденцем Первого Пандито Хамбо Ламы Заяева. Тот тоже умер в возрасте 75 лет и, уходя, сказал ученикам: "Я вернусь через 75 лет". И через три четверти века родился в 1852 году Итигэлов. Он тоже сказал, что вернётся через 75 лет, и в 2002 году подняли его саркофаг.

Научное изучение тела ламы

Тело Итигэлова оказалось нетленным , оно сейчас находится в Иволгинском дацане.

С естественнонаучной точки зрения феномен объяснению не поддается . Такой биологический объект, как тело Итигэлова, с которым никто ничего не делал - не мумифицировал, не бальзамировал, - существовать не может. Но оно существует.

Буддистские власти Бурятии позволили изучить светским учёным феномен нетленного тела Пандита Хамбо Ламы XII. Экспертиза Академии наук несколько раз свидетельствовала, что структура белка тела Итигэлова соответствует структуре белка живого человека . Оно потеет, набирает в весе, у него мягкая, упругая кожа, сохранена подвижность пальцев рук и локтевых суставов, присутствуют глазные яблоки, внутренние органы целы и т.д. Оно выглядит, как тело человека, умершего не более двенадцати часов назад. Во время последней конференции "Феномен Хамбо Ламы Итигэлова" в Буддийском университете в 2009 году три высших буддистских иерарха России, Монголии и Северной Индии измерили температуру тела Итигэлова. Она достигла 34 градусов, а в обычном состоянии колеблется от 18 до 23 градусов. Это не мумия и не мощи. Это – неординарное событие, которое наука пока не может объяснить.

По словам Виктора Звягина, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы, были взяты образцы волос, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения брались аналогичные образцы у живых людей. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая "местами нанесла вред его коже - высушила" (по словам Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни. Затем избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года все биомедицинские исследования тела Итигэлова были закрыты указом главы Буддийской традиционной сангхи России.

Во время главных буддистских празднований, семь раз в году, религиозные паломники имеют возможность увидеть тело Хамбо Ламы Итигэлова. Во время торжественных служб его лицо покрывается каплями пота, которые вытирают хранители. Это подтвердила и Янжима Васильева, директор института Итигэлова: "Изменения происходят постоянно. Меняется цвет лица Ламы, а в 2005 году глава буддистов Монголии Хамбо Лама Чойжамц отметил, что у Хамбо Ламы Итигэлова подросли и почернели волосы".

На 1-й международной конференции "Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия" в 2006 году профессор, академик РАЕН, доктор технических наук университета "Дубна" Борис Большаков сообщил о результатах последних научных исследований, проведенных с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. Ученые вновь засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было еще раз официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела оставались активными, а ядра клеток - живыми и неповрежденными.

Б.Большаков также отметил, что хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в этом "примитивном саркофаге" нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. "Все посетители свидетельствуют, что они испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть идет потеря энергии. Но вес сохраняется," - констатировал ученый.

Согласно сообщению академика РАН Сергея Курсакина, учеными была зафиксирована деятельность гипоталамуса Итигэлова, а также частоты электромагнитных колебаний, исходящих из тела Ламы. Курсакин добавил, что "в теле Хамбо Ламы также сохранилась кровь! Правда, она из жидкой стала желеобразной".

Профессор Б.Большаков признался, что он не знает "ни одного подобного, официально зарегистрированного судебно-медицинской экспертизой в государственном документе факта о жизни человека после его физической смерти. Не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще".

В 2009 году, на II международной конференции "Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова" И.В. Тихонов из Санкт-Петербурга в докладе "Философский аспект феномена Хамбо Ламы Итигэлова " отметил: " С точки зрения общепринятого представления об окружающем мире, такой биологический объект, как нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, существовать не может. Тем не менее, этот объект существует и постоянно присутствует в нашем мире. Этот факт означает только одно: наши представления о мире – несовершенны и требуют корректировки ".

Некоторые ученые называют такое состояние человеческого тела анабиозом. Однако, независимо от названия, современная наука бессильна объяснить этот феномен. "Общечеловеческая важность феномена Хамбо Ламы Итигэлова, "- сказал Тихонов, - состоит именно... в разрушении сложившихся представлений о мире и в осознании необходимости построения новой картины окружающего мира, учитывающей факт существования нетленного тела Хамбо Ламы Итигэлова. Оглядываясь в прошлое, следует отметить, что изменения представлений об окружающем мире в сознании людей происходили постоянно в связи с накоплением новых неизвестных ранее сведений о мире (великие географические открытия, выход человека в космическое пространство и т.д.). В противном случае, мы до сих пор считали бы, что Земля – плоская и покоится на трёх китах".

Александр Хачатуров, доктор экономических наук, профессор, на III-й Международной конференции "Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова" в июне 2011 г. сказал: "Впервые мы наблюдаем такой серьезный эксперимент, который поставил Итигэлов: он прожил 75 лет среди людей, 75 под землей и уже как 9 лет вернулся в наш мир и продолжает жить. Более того, все кто видит и наблюдает его тело, говорят, что тело ни только не меняется к худшему, оно становится лучше, и это тело фактически живого человека". А Геше Лхарамба Лобсанг Хайдуп, преподаватель Буддийского университета "Гоман дацана" (Индия) в приветственной речи на открытии конференции высказал предположение, что Хамбо Лама Итигэлов может встать (ожить), когда придет Будда Грядущего Майтрея и озарит его своим лучом.

http://zen.jofo.ru/356713.html

Эта поездка в Иволгинский дацан назревала уже давно и вот наконец все звёзды сошлись, вечером мы сели в поезд в Улан-Удэ. В поезде мы пили чай с плюшками и беседовали о духовных практиках и удивительной жизни и не менее удивительной жизни после смерти Ламы Итигэлова.


Утром мы были в Улан-Удэ. Дорога в Иволгинский дацан была скрашена интересным и познавательным рассказом экскурсовода о истории быта и жизни Бурятского народа.

Факты биографии двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова Рано оставшись сиротой, Даши-Доржо Итигэлов воспитывался у зажиточного по тем временам Надмита Батуева в местности Оронгой - ныне Иволгинский район. Достигнув 16 лет, он отправился на учебу в Анинский дацан Хоринской степной Думы. В те годы этот дацан являлся одним из самых известных по уровню образованности своих лам-священнослужителей. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои знания буддийских наук Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи-ламы, что соответствует званию кандидата философских наук. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении.

В 1904 году Итигэлов назначается ширээтэ-ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов.По преданию, в момент интронизации Хамбо лама Д.-Д. Итигэлов, прежде чем воссесть на хамбинский трон, вынул седьмую из подушечек-олбоков и, положив ее поверх всех остальных, сел на трон. Это был олбок Пандито Хамбо ламы Ешижамсуева Данзат-Гэвана. До его правления среди буддистов Восточной Сибири шел давний спор о главенстве между Хилгантуйским и Тамчинским дацанами. Поступок Итигэлова расценили как знак того, что он пришел положить конец давним распрям.

Впоследствии Хамбо лама Д.-Д. Итигэлов занимался поисками места захоронения первого Пандито Хамбо ламы Дамба-Доржи Заяева и даже, по некоторым данным, был признан его перерожденцем верующими Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Находясь на посту Хамбо ламы, Д.-Д. Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян. За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.

В 1913 году Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи г.Санкт-Петербурге. Инициатор постройки этого храма - известный буддийский деятель Агван Доржиев был ближайшим сподвижником и соратником Хамбо ламы Д-Д. Итигэлова. В Санкт-Петербургском дацане был совершен торжественный молебен о здравии и благополучии Дома Романовых. После Д.-Д.Итигэлов и А.Доржиев сфотографировались на память.

На фото они стоят рядом, вместе с ними - известный востоковед П.К.Козлов и его жена, знаменитые впоследствии бурятские ученые Ц.Жамцарано, Э.-Д.Ринчино, монгольский князь Ханда-Доржи, калмыцкий князь Тундупов. Известно также, что Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. По предложению Итигэлова съезд рассматривал новое "Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири".

Уйдя в 1917 году по болезни с поста Хамбо ламы, Д.-Д. Итигэлов приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов в переломные годы истории нашей страны. Умер Хамбо лама в 1927 году. Как настоящий буддийский практик, перед смертью он дал последние наставления своим ученикам и попросил их начать читать ради него "hуга Намши", специальную молитву - благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо лама начал сам читать эту молитву, которую постепенно подхватили его ученики. Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации на Ясный Свет Ума, он ушел из этой жизни. Перед этим он завещал своим ученикам: "Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет".

В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и похоронили в бумхане - мавзолее в местности Хухэ-Зурхэн, где хоронили знаменитых лам. Один из них, сидевший во время ареста в 1938 году в одной камере с Агваном Доржиевым, вспоминал, что еще в 1921 году Итигэлов предупредил Доржиева, который в этот момент вернулся из Монголии: "Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадете к ним в руки - живым они Вас не оставят". Агван Доржиев в ответ спросил: "А ты почему не уезжаешь за границу?". На что Итигэлов ответил: "Меня они не успеют взять"

11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с прахом Даши-Доржо Итигэлова
(1852-1927 гг.).

Тело было изъято из бумхана - места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, уходил из жизни.

Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленнего тела - редчайший случай, считают представители Буддийской традиционной Сангхи России. Только великие Учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации-самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется.

Это происходит потому, что процесс смерти - угасание жизненных функций тела - находится под сознательным контролем. Но не всякое тело может сохраниться нетленным, утверждает старейший бурятский Гэлэк-Балбар лама. Можно только предположить, что Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений.

"С раннего детства я слышал от стариков и родственников о Хамбо ламе Итигэлове, - рассказывает унзад-лама, ведущий молитвенных чтений, Бимба Доржиев, который служит в Иволгинском дацане с 1988 года (родом он из Хурамши - села, располагающегося недалеко от бывшего Янгажинского дацана, где служил Итигэлов, - Авт.). - Запомнилась история о том, как прихожане Цонгольского дацана обратились к Хамбо ламе Итигэлову с просьбой определить новое место для постройки дацана, так как прежнее заливало водой во время наводнений.

Итигэлов указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо ламы Дамбы Доржи Заяева. И там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигэлова за перерожденца Хамбо ламы Заяева". удостоверились в сохранности его тела согласно завещанию. В самом деле, в 1955 году группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым вскрыла саркофаг с телом, привела его в порядок и вернула в бумхан.

Скорее всего, это было сделано втайне от властей, и, конечно же, в те годы не могло быть и речи о возвращении тела в дацан. "В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо ламы и проверить состояние его тела, - продолжает лама Бимба Доржиев. - Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова объектом почитания верующих, то это станет самым большим благом".

Доржиев нашел человека, который знал о месте захоронения Учителя, - дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. Он видел Итигэлова при жизни, а его тесть участвовал в 1955 году во вскрытии саркофага. Бимба лама и группа верующих обратились к Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву с просьбой организовать раскопки. И 10 сентября с группой лам и родственниками Хамбо лама Аюшеев выехал на место захоронения. С помощью дедушки Амгалана было определено точное место захоронения. "Наш рациональный ум говорит, что сохранение в более или менее хорошем состоянии умершего тела невозможно.

Все-таки прошло 75 лет после ухода Хамбо ламы, - говорит Дамба Аюшеев. - Я попросил всех в самый ответственный момент отойти от саркофага. К нему подошел медицинский эксперт Э. Мандарханов и, когда спустя некоторое время он подтвердил, что тело находится в сохранности, я испытал огромное облегчение и радость. Но одновременно почувствовал груз ответственности за дальнейшую
судьбу этого драгоценного для нас тела".

Вечером 10 сентября при большом скоплении верующих саркофаг был встречен в дацане с почестями высшего буддийского иерарха. Под чтение молитв и звуки ритуальных инструментов его поместили в Диважин-дугане, где находится макет рая - чистой земли Будды Амитабхи, а также мандалы высших божеств. Волнение, сомнения, чувство сопричастности к историческому событию - эти эмоции испытывал каждый из присутствовавших при вскрытии саркофага. Эксперты И.А. Вологдин и Д.А. Горин сличают прижизненную фотографию Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова с эксгумированным телом, одетым в желтый тэрлиг, и с уверенностью говорят: "Это он".

С рассвета до ночи в Диважин-дугане ламы и хувараки ежедневно читают специальную молитву - "Дэмбрэл додбо" - "Хвала взаимозависимому происхождению" - коренной текст по пустотности всех явлений. Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета, создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии.Ответственным за "Собрание драгоценного тела Учителя" назначен один из главных инициаторов вскрытия места захоронения Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова унзад лама Иволгинского дацана Бимба Доржиев.

Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает уважаемый Гэлэк-Балбар лама. Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды.

МОСКВА, 01 декабря 2003 года - Сенсационные результаты исследований нетленного тела буддийского ламы были обнародованы в среду в Москве.

"Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого", - рассказала доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова.

Речь идет о теле известного религиозного деятеля по имени Даша-Доржо Итигелов, который был главой российских буддистов с 1911 по 1927 год. Перед кончиной он завещал достать свое тело из-под земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась дважды: в 1955 и 1973 годах, и оба раза оказывалось, что тело хамбо-ламы не подверглось тлению. То же самое обнаружилось и на третий раз, в 2002 году, после чего тело Итигелова решили изучить медики. "Его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого человека, а после вскрытия короба, в котором 75 лет покоился лама, оттуда стало исходить благоухание", - сказала Ершова.

По ее словам, "это полностью противоречит представлениям о том, что должно быть с человеком после 75 лет погребения". Ершова также отметила, что ни одного подобного факта до сих пор не было не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще. Тело покойного ламы вот уже два года является объектом поклонения буддистов Бурятии. Оно находится в Иволгинском храме Улан-Удэ - главном буддийском храме России.

Был также показан фрагмент интервью нынешнего главы буддийской традиционной сангхи (общины) россии Дамбы Аюшеева, который отметил, что верующим буддистам этот феномен "дал еще больше веры, у сомневающихся снял сомнения, а атеистов заставил задуматься". Об этом сообщает "Интерфакс".

ВЕРНУЛСЯ, КАК И ОБЕШАЛ
(«Комсомольская правда»)

О чудесах вокруг бурятского святого впервые рассказывает его внучатая племянница Янжима Васильева

Уже два с половиной года прошло с тех пор, как на кладбище под Улан-Удэ откопали тело бывшего главы буддистов России Хамбо ламы Итигэлова, умершего 78 лет назад («КП» писала об этом 19 октября 2002 года, 2 и 4 декабря 2004 года). Тогда, в сентябре 2002 года, медэксперты, присутствовавшие при эксгумации, были потрясены. У Итигэлова были все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза (глазные яблоки на месте, не вытекли), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Тело благоухало. Неприятного запаха нет и по сей день. Лама не лежал, как мумия, а сидел в кедровом ящике в позе лотоса.

Умер Итигэлов необыкновенно, - рассказывает о своем уникальном предке Янжима Дабаевна. - После того как в 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России, он десять лет совершенствовал свой дух. И 15 июня 1927 года собрал своих учеников, сел в позу лотоса и попросил читать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему», которую обычно адресуют покойному. Ученики удивились: «Почему мы должны читать эту молитву вам - живому?» Тогда он прочел ее сам и перестал дышать.

Это поразило даже монахов, посвященных в тайны медитации.«Перед уходом Итигэлов сказал: Придите ко мне через 30 лет. Посмотрите мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь».Монахи откопали ламу в 1957 году. И, увидев, что тело не разложилось, захоронили вновь. Если бы оно разложилось, то по буддийским законам тело бы обязательно сожгли.

В сентябре 2002 года лама и в самом деле вернулся. Сейчас он восседает под стеклянным колпаком в Иволгинском дацане (монастыре). И до сих пор не подвергся гниению - при обычной комнатной температуре.

Янжима Дабаевна не только родственница великого святого, но и директор созданного в 2002 году Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова, цель которого - сохранить наследие «воскресшего бога». И как руководитель она посчитала правильным научно зафиксировать феномен, но не вскрывая тело. Собрали волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состригли четыре миллиграмма ногтя с ноги. Эти образцы позволили исследовать заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктору Звягину и профессору Российского гуманитарного государственного университета Галине Ершовой. Полученные результаты ошеломили самих экспертов: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека!

Он такой же, как мы с вами, только глаза у него закрыты, - убеждает меня внучатая племянница Итигэлова.

Профессор Ершова, например, прикоснувшись к его рукам, почувствовала их теплоту. А монах, сопровождавший Ершову, при ней снял шапку с головы Итигэлова, вытер с его лба пот (!) и обтер о руку Ершовой со словами: «Вспотел Учитель...» Женщина была потрясена. Есть даже свидетели, которые уверяют, что лама открывал глаза.

Похоже, что и внутренние органы целы, отмечают эксперты. Вот только кровь из жидкой стала желеобразной. Но она есть, чего не должно быть у человека, умершего 78 лет назад. А очень известный мануальный терапевт Алексей Ажеев, который наблюдает тело с 2002 года, даже нащупал своим особым способом пульсацию мозга. По его мнению, у живых мозговые полушария выдают 3 - 4 «всплеска» в минуту, а у неподвижного Итигэлова - 1 в минуту.

Уникальное явление, которое не имеет аналогов в мире, конечно, не дает ученым покоя, - сокрушается Янжима Дабаевна. - И они после того, как уже установили, что клетки у него живые, решили исследовать тело еще глубже: просветить рентгеном и сделать томографию. Итигэлов же, уходя, в своем завещании распоряжения об исследовании своего тела не отдавал. А мы, буддисты, подчиняемся слову Учителя. Поэтому 3 января 2005 года официально все эксперименты по «делу Итигэлова» закрыты.
- Но почему вы не разрешаете провести исследования, которые, возможно, только бы подтвердили чудо?

Итигэлов - не экспонат для опытов. И нам ничего доказывать не надо: мы знаем, что он жив.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину, основателю Советского государства, открыт 5 ноября 1971 году на Площади Советов. Авторами проекта являются скульпторы Г.В.Нерода и Ю.Г.Нерода. Архитектурную часть разрабатывали и осуществляли в натуре архитекторы А.Н.Душкин и П.Г.Зильберман. Проект экспонировался в Париже и Монреале. На выставке в Москве, посвященной претворению образа В.И.Ленина в живописных, графических и скульптурных работах, авторам присуждена Государственная премия. Памятник расположен в восточной части площади Советов перед Домом Правительства Республики Бурятия. Скульптурное изображение головы В.И.Ленина, отлитое из бронзы, установлено на полированном гранитном постаменте. Скульптура опирается на постамент в передней части как бы в одной точке, так как ограничена снизу косым срезом. Высота скульптуры - 7, 7 метра, вес - 42 тонны, высота постамента - 6,3 м. Скульптура отлита на Мытищинском камнерезном заводе.

Одигитриевский собор — православный храм, кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.

Если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора побывать в Бурятии: там, в Иволгинском дацане в 40 минутах езды от Улан-Удэ, под стеклянным колпаком сидит человек, который скончался ещё в 1927 году. Он сидит в позе лотоса с прямой спиной, никем и ничем не поддерживаемый. Ученым невдомек, почему тело не только не разлагается, но и почему-то источает благоухание. А главное, почему любой, даже самый последний скептик, находясь подле испытывает трепет и вместе с тем чувствует огромный прилив душевных сил. Буддисты знают, что Даши-Доржо Итигэлов - их любимый Хамбо-лама, как и обещал когда-то, вернулся в мир живых и вновь принялся творить чудеса.

Одна из главных святынь Иволгинского дацана - дерево «бодхи», или баньяновое дерево, которое почитается всеми буддистами – по легенде, именно под ним Будда достиг полного просвещения. Для этого дерева в монастыре даже построена специальная оранжерея. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое - монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, проводят обрядовые ритуалы.

Бытуют слухи, что дацан может подарить и исцеление – говорят, что таким чудодейственным даром обладает нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане. Оно хранится в храме Чистой земли, который притягивает к себе буддистов со всего света. Как гласит легенда, Лама Даша Доржо Итигэлов, будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул свое тело в начале прошлого века, повелев своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы, когда минет 70 лет. Ученики выполнили его наставления и сегодня, спустя более восьмидесяти лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.

Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 90 лет назад – это один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа. Исследования экспертов демонстрируют потрясающие результаты: Итигэлова все признаки живого человека – мягкая кожа, подвижные суставы, отмечается и слабая активность мозга. Раз в полгода Лама даже прибавляет или теряет до полу-килограмма веса.

В строго определенные дни к ламе, «восседающему» под стеклянным колпаком, выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне, по слухам, здесь не редкость исцеления и исполнения желаний.

Кто такой Лама Итигэлов? В 1911-1917 гг. этот человек был главой всех буддистов Бурятии. Но на прием к нему шли люди самых разных конфессий, в том числе - сам Николай II с семейством: слава о целительских способностях Даши-Доржо Итигэлова достигла Санкт-Петербурга. Но рассказывать государю о том, какой страшный конец уготован ему самому и всей его семье Хамбо-лама не стал. Зачем? От судьбы не уйдешь… Он знал наперед, какие времена грядут, к чему готовиться. Увещевал других лам покидать Россию - спасаться. При этом сам никуда уезжать не торопился, пребывая в абсолютном спокойствии: «Меня они взять не успеют». Он вообще очень многое знал и умел, этот необычный лама. Написал великое множество трудов по буддизму. Досконально изучил тибетскую медицину и оставил огромный трактат по фармакологии. За его благословением охотилась вся Бурятия. Оно и понятно - как могло быть иначе, когда все солдаты, что получили благословение Итигэлова перед уходом на русско-японскую войну, вернулись домой целыми и невредимыми? А еще он мог ходить по воде, перемещаться в пространстве и предсказывать грядущие события. Но самое главное, он сумел подчинить себе время!

В 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России и на протяжении 10 лет совершенствовал свой дух. 15 июня 1927 года он созвал всех своих учеников и сказал им: «Приходите ко мне через 30 лет - посмотрите на мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь». Растерянные стояли ученики круг учителя. Еще больше удивились они, когда тот сел в позу лотоса и попросил их прочитать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Те отказались - ведь эту молитву читают лишь покойникам. Тогда Итигэлов сам произнес ее и в ту же секунду перестал дышать. Тело ламы поместили в кедровый гроб и предали земле. А откопали через 30 лет - в тайне от властей. Монахи убедились, что тело осталось нетленным, произвели необходимые обряды, сменили одежды и вновь погребли. Второй раз монахи убедились в сохранности тела в 1973 году, но извлекли Итигэлова из-под земли лишь 10 сентября 2002 года - ровно через 75 лет после смерти - в соответствии с волей учителя. Тут-то и началось самое интересное - для людей, далеких от буддизма, разумеется. Судмедэксперт, присутствовавший на эксгумации, осмотрел тело и попросил созвать комиссию: раньше он такого никогда не видел! Ведь лама был не просто узнаваем внешне - он сохранил все признаки живого существа: оставался теплым и у него по-прежнему была мягкая, эластичная кожа. У человека, 75 лет пробывшего в гробу, на месте были уши, глаза, пальцы, зубы, ресницы с бровями! У него гнулись все без исключения суставы! Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан, специально построенный для него, переодели в новые одежды и посадили под стеклянный колпак, который если от чего и защищает, то только от пыли. Никаких других ухищрений для сохранения ламы буддисты не предпринимали. Но с тех самых пор тело не претерпело практически никаких изменений - разве кожа стала чуть грубее. Лама не экспонат, буддисты относятся к нему как к живому, а потому на «растерзание» ученых попали лишь опавшие волосы Итигэлова, чешуйки кожи и крошечный фрагмент ногтя. Исследователям из Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ хватило и этого, чтобы признать невероятное: «Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамба-ламы производит впечатление тела живого человека…»

Надо ли говорить, что Иволгинский дацан стал вожделенной мечтой всякого паломника. Правда, попасть к ламе можно лишь несколько раз в году - по большим праздникам. В 2013 он будет принимать 12 июля, 9 сентября, 26 октября и 28 ноября. Не стремитесь попасть в дацан к открытию - будет толпа народа. Лучше всего приходить сюда к четырем часам вечера, когда поток паломников несколько рассеется. И все же будьте готовы к долгому ожиданию - благословения ламы жаждут многие, в том числе сильные мира сего. Сам Владимир Путин дважды посещал Итигэлова - не потому ли он дважды стал президентом России? Какой бы ни была дорога, что приведет вас к ламе, запомните несколько простых правил посещения дацана. Заранее запаситесь хадаком - дарственным шарфом: вы прикоснетесь им к шарфу Учителя и получите определенное благословение. В принципе, можно этого и не делать, как не обязательно во что бы то ни стало стараться дотянуться до рук Хамбо-ламы: он и без того заметит просящего и воздаст ему по вере и заслугам его.

Сам монастырь расположен посреди степи. С четырех сторон от людских глаз его окружает горная гряда. Несмотря на то что республиканский центр, расположен совсем близко, да и трасса в Улан-Удэ, проходит невдалеке, городские жители объезжают стороной это место, так как бытует мнение что здесь обитают шаманы. Это неудивительно, ведь уже при подъезде к дацану, на кустарниках висят разноцветные платочки, которые как считается хранят души умерших монахов. Во внутреннем дворе монастыря, который окружен обычным деревянным забором, стоит несколько пагод, отчего создается впечатление что это не Россия, а в лучшем случае Китай. В одном из таких храмов и покоится тело нетленного Ламы.«Уже сам факт появления Даша-Доржо на земле является загадкой» – говорит руководитель проекта по изучению феномена Итигэлова доктор исторических наук, профессор РГГУ, Галина Ершова «Девятилетним мальчиком, будущий монах явился наниматься на работу к одному из местных фермеров, держа в одной руке посох, а в другой череп. У буддистов это считается сакральным символом. До 15 лет Итигелов пас овец, а повзрослев сам добрался до Анинского дацана, что в Бурятии, где 20 лет постигал буддизм».

Став просвещенным монахом, Дашо-Доржи, занимался медициной и философией, обретя славу известного на всю Россию целителя. Легенды гласят что монах мог, как и Христос спокойно ходить по воде. В 1911 году Итигэлов был избран Пандито Хамба Ламой буддистского духовенства России. При жизни схимник пользовался очень большим уважением, и был близким знакомым Императора Николая II. Самодержец даже разрешил ламе отрыть в Петербурге буддистский храм.

После Октябрьской революции, Итигэлов предвидя репрессии сложил с себя полномочия духовного лидера, и удалился в родной дацан. Не задолго до своего ухода, предвидя уничтожение духовенства, лама призвал своих сторонников покидать страну Советов. А на вопрос почему он сам не уезжает отвечал «Меня они не успеют взять».

Летом 1927 года, монах собрал своих последователей, объявил что уходит, и начал готовится к смерти. Перед этим Итегэлов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня откопайте» – сказал на прощание схимник. Затем лама начал медитировать. На седьмой день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану.

Монахи вскрыли могилу как велел учитель в 1955 году. Тело Итигэлова оставалось без изменений. Сменив одежду схимнику, его закопали обратно. Вновь Хамба Лама был извлечен в 1973 году. Убедившись в сохранности тела, и проведя необходимые обряды, его опять закопали. Окончательно монаха подняли в 2002 году. При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. Мощи буддистского святого не были тронуты временем.

«Мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его» – говорит заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин «Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи – все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад. Всякая фальсификация исключена. не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация. Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили.

Из Акта наружного осмотра эксгумированного тела Дашо-Доржи Итигелова, проведенного в помещении Иволгинского дацана:
«Кожные покровы тела светло-серого цвета, сухие, податливые при на нажатии на них пальцами. Мягие ткани трупа эластичны, подвижность в суставах сохранена. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, не обнаружено».

После проведения исследования частиц кожи, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз.

«В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» – утверждает Звягин «Конечно известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например в Петербурге это было модным в конце XIX века. Николай Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружения тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой».

Вам также будет интересно:

Урок географии
Урок географии по теме «Географическое положение и история открытия Австралии» Цели...
Практическое руководство по магии
Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15...
Этнический состав южной америки
1. Сан-Паулу Это крупнейший по населению город Южного полушария и финансовый центр...
Равноускоренное движение: формулы, примеры
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин...
Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ - герой сказки А. Гайдара (А.П.Голикова), входящей в...