Земля наш общий дом нужны. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим

Цель данного раздела - воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Что такое Земля

Ночью на небе можно увидеть много звезд. Они нам кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. Космонавты видели издалека нашу Землю, и она им казалась голубой звездой, хотя и не очень маленькой. Наша Земля круглая, и она все время вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Поэтому и бывают день и ночь, зима и лето, весна и осень. Поэтому есть на Земле холодные и жаркие страны.

Посмотри на глобус. Это макет нашей Земли. Какими красками он разукрашен? Больше всего синего цвета - это вода: моря, океаны, озера, реки. Зеленым цветом обозначены леса, желтым - пустыни. Разноцветна наша Земля.

Вначале на Земле не было людей. В морях и реках жили рыбы и другие морские животные, а по суше ходили динозавры, мамонты.

Потом появился человек. Как он появился, никто точно не знает, потому что это было очень давно. Но одни люди думают, что человек произошел от других животных, может быть, от обезьяны. А другие считают, что человека сотворил Бог. Когда ты станешь взрослым, то, может быть, ответишь на этот трудный вопрос.

Какие люди живут на Земле

На Земле живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга. Ты всегда можешь отличить человека от животного, потому что у всех людей похожее строение тела, все умеют говорить, ходят на двух ногах. Но люди и отличаются друг от друга. Ты не перепутаешь ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Но еще люди отличаются цветом кожи. Есть чернокожие - в основном они живут в жаркой Африке, есть желтокожие - они живут в Китае, Японии, Корее и некоторых других азиатских странах, есть белокожие, как мы с тобой. Такие люди живут в Европе и у нас в России. Различаются люди и цветом волос, разрезом глаз.

Все люди умеют говорить, но у каждого человека свой голос. По голосу можно узнать знакомого человека.

Люди по-разному поют и танцуют, даже питаются неодинаково и, уж конечно, носят разную одежду. Это хорошо, что люди такие разные - так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.

Для того чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - «Декларации прав человека». Есть даже «Декларация прав ребенка», в которой говорится о правах и обязанностях детей. Права детей не должны нарушаться, хотя в жизни порой бывает иначе.

Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, в гостях, на улице, в транспорте, как быть вежливым. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным для других людей. Много правил поведения было придумано еще в старину, и до сих пор люди им следуют.

Как люди заселили Землю

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что на Земле есть 6 огромных участков суши - Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Еще их называют материками. Почти на каждом материке много стран. Каждая страна имеет свое название. Наша страна называется Россия, и расположена она на материке Евразия. На этом материке есть и другие страны: Франция, Германия, Испания... А страна Америка (США) расположена на материке Северная Америка. Много стран и в Африке. Нет их только в Антарктиде - там вечный холод, снега, льды и постоянно живут пингвины, а люди поселяются лишь на непродолжительное время, чтобы изучить этот загадочный материк.

В каждой стране есть свой главный город и много других городов и сел. Например, главный город России - Москва, главный город Франции - Париж, Италии - Рим.

В каждой стране есть свой флаг и гимн. Страна, город, село, где родился человек, называются его родиной. Каждый человек любит свою Родину, свой народ, старается больше узнать о нем.

В разных странах люди разговаривают на разных языках. В Америке, Англии и некоторых других странах люди говорят на английском языке, во Франции - на французском, в Испании - на испанском, в Германии - на немецком. Чтобы общаться с людьми других стран, нужно выучить их язык.

В каждой стране, у каждого народа есть свои песни, танцы, свои праздники, свои правила и традиции, свои любимые блюда.

В каждой стране есть свои деньги. У нас - рубли, у американцев - доллары, у испанцев - песеты, у немцев - марки.

Люди стараются жить в мире, но не всегда это получается, поэтому для защиты своего народа в каждой стране есть армия. В армии служат смелые и сильные люди... И в нашей стране есть защитники Родины.

С давних пор русские богатыри и воины побеждали врагов Русской земли. Солдаты воевали под руководством великих полководцев. Так, все знают имена русских полководцев Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. Люди благодарны своей армии за храбрость и готовность защитить от врагов детей, женщин, всю страну. Мы очень хотим, чтобы во всем мире не было войн.

Многим отличаются друг от друга страны и народы. Но есть у нас и общее - общий дом - наша Земля, наша планета. Не очень понятно? А вот подумай.

Семья живет в квартире - это ее дом. А если дом многоэтажный, то в нем много квартир и много разных семей, но для них всех их многоэтажный дом - общий. И каждый, кто живет в этом доме, должен его беречь, не портить лифт, не пачкать стены и пол, потому что это его дом. Бережное отношение к дому делает его приятным для всех: и для жильцов, и для гостей.

Мы живем в городе, здесь много людей, но для каждого _ это его город. Мы живем в России. В России много городов и сел, но для всех нас Россия одна, наша. Кроме России есть и другие страны, в них живут разные люди, но все мы живем на одной планете Земля. И это наш общий дом. Мы должны беречь его, охранять от войн и других бед, украшать, трудиться, строить себе жилища, высаживать парки и леса. Люди Земли все вместе могут сделать свой общий дом красивым, удобным, таким, чтобы каждому человеку жилось в нем хорошо и спокойно.

Твоя страна, твой народ

Наша страна, страна, где мы живем, называется Россией. Давай найдем ее на глобусе. Она большая. Есть в нашей стране моря, реки, леса. Главный город нашей страны, ее столица - Москва. В Москве живут москвичи. Москва - древний город. Ей уже 850 лет. Все люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Москвичи - хозяева города - должны хорошо его знать, чтобы всем рассказывать о Москве. Нужно знать главные улицы, площади, знать, что в Москве много театров, музеев, парков, есть зоопарк, Москва-река и река Яуза. В Москве жило раньше и теперь живет много знаменитых, известных людей.

Есть в России и другие города и села. Их много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем родном городе (селе): почему так назван, чем знаменит, какая природа в городе (селе) или его окружении, какие интересные люди здесь живут, каким был город раньше и каким будет.

В России, как и в любой другой стране, есть своя культура (музыка, танцы, архитектура, литература), свои традиции и обычаи, свои народные промыслы, а у детей - свои игры.

В России кроме русского народа живет много разных народов: татары, евреи, башкиры и др. У каждого народа есть своя культура, свой язык. Но все, кто живет в России, - россияне. Все знают русский язык.

Никогда нельзя забывать свою Родину. И даже когда человек уезжает жить в другую страну, он помнит о своей России.

Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она становилась еще лучше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.

3. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. - М., 1992.

4. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М., 1988.

5. Вацпавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990.

6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мид вокруг. - М., 1993.

7. Владимиров Н. П. Личность в двух измерениях//Социально-политический журнал. - 1994. - № 11-12.

8. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.

9. Гриценко 3. А. Пришли мне чтения доброго... - М., 1997.

11. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка//Пер с англ. - М., 1995.

12. Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет песенка. - М., 1997.

13. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? - М., 1994.

14. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1997.

15. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М., 1990.

16. Задорожная М. Я. Народные и православно-христианские праздники. - М., 1991.

17. Запорожец А, В. Современная наука о детях: Материалы научно-практической конференции. - М., 1995.

18. Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

19. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М, 1991.

20. Ельников М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.

21. Как помочь ребенку войти в современный мир?/Под ред. Т.В.Антоновой. - М., 1995.

22. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988.

23. Козлова С. А. «Я - Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996.

24. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное воспитание. - 1993.-№ 10.

25. Кравцова Е. Е., Кравцов Г. Н. Золотой ключик. - М., 1990.

26. Кравцова Е. Е. Развитие воображения//Дошкольное воспитание.-1989.-№ 12.

27. Курочкина И. И., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. - М., 1994.

28. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. - М., 1992.

29. Леей В. Нестандартный ребенок. - СПб., 1993.

30. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер с англ. - М., 1993.

31. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.

32. Лихачев Б. Т. Экология детства: прежде и теперь//Развитие личности. - 1997. - № 1.

33. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.

34. Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. - Самара, 1995.

35. Мудрик А. В. Социализация и Смутное время. - М., 1991.

36. Мухина В. С. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность// Развитие личности. - 1997. - № 1.

37. Нравственное воспитание дошкольников. - М., 1972.

38. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.

39. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.

40. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дош-кольников//Вопросы психологии. - 1990. - № 1.

41. Программа и внутренний распорядок детского сада. - М.; Л. 1932.

42. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1962.

43. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1985.

44. Радуга: (Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет).-М., 1989.

45. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.

46. Руководство для воспитателя детского сада. - М., 1938.

47. Руководство для воспитателя детского сада. - М., 1953.

48. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Собр. М.Забылиным. - М., 1882.

49. Сафро Л. Глобус и Эйфелева башня//Обруч. - 1997. - № 4.

50. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

51. ьуоОотский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М., 1976

52. Суслова Э. К., Ботнарь В. Д. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов//Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 11 - 12.

53. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1973.

54. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981.

55. Типовая программа воспитания и обучения в детском cadv - М 1984.

56. Этинген Л. Постижение своего тела//Обруч. - 1995. - № 4.

Тема I.

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ……………..…………………………………………………….……..……………….3

Тема II.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ…………………….……………………………………….………10

Тема III.

РОЛЬ ЗНАНИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………….……………………..19

Тема IV.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ДЕТЬМИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………..………………………….……………..23

Тема V.

СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ…... 30

Тема VI.

МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ…..…. 35

МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.…………………………………………..…………………41

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………..………...44

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ……………………………………………………………………………………………………………………………46

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ВЗРОСЛЫМ ………………………………………48

Тема VII.

ПОЗНАНИЕ СЕБЯ САМОГО КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ……....……………..63

Тема VIII. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА…………………………………………………………………………………………………72

Тема IX. Воспитание любви к отечеству И ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………………………………………………………....86

Тема X. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИСТА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСГИ………………………………………………………..96

Приложение. Я – ЧЕЛОВЕК. ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ…………………………………………………………………………………………….102

Светлана Акчева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Земля - наш общий дом».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

«Земля – наш общий дом » .

Подготовила : воспитатель

Акчева С. А.

город Уфа

Цели :

1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар , большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша , где живут люди.

2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля , с условными обозначениями суши , воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.

3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь .

4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю .

5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

6. Развивать воображение , ассоциативное и творческое мышление.

7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование :

Ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация Power Point со слайдами

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье» ).

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство! (слайд № 2)

Дети. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи (слайды №3-9)

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой , богатыми недрами. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом . Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля .

Дети. А в народе ещё так говорят : «Никого не родила, а все матушкой зовут» .

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля ?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг (слайд № 10)

Дети. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца , словно, самолетик вокруг башенки . Да ещё и сама вращается вокруг своей оси , крутится, как волчок, только медленно (слайд № 11)

А теперь давайте поиграем.

Игра называется «День – ночь» , правила игры вы знаете.

(Дети встают в круг. Педагог выбирает ребенка – «солнце»

Остальные дети изображают планету Земля .

Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу.

По сигналу педагога дети останавливаются. Педагог спрашивает :

«У кого сейчас день?» , «У кого сейчас ночь?» .

Дети садятся на стулья.

Дети. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет (слайд № 12)

Педагог. А как вы узнали, что это Земля ?

Дети. Наша планета голубого цвета (слайд № 13) .

Педагог. Почему она голубая?

Дети. На Земле много воды .

Дети. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь ?

Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю , на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация слайдов.

Педагог. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская , как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли (слайд № 14) .

Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане… (слайд № 15-16) .

Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли , и можно ли с него упасть.

Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

И добирались они до края Земли ? Как вы думаете?

Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено : вот он край Земли . Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то , что Земля не плоская , как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан (слайд № 17) .

Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля , и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей (слайд № 18) .

Педагог. Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли » , чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка.

Звучит «космическая» музыка. (слайд № 19) .

Есть одна планета – сад - руки вперед, ладони вверх

В этом космосе холодном - руками показываем большой круг.

Только здесь леса шумят – покачали руками.

Птиц скликая перелетных – машем руками.

Лишь на ней одной цветут – показали руками вниз.

Ландыши в траве зеленой – присели.

Береги свою планету, - руками показываем большой круг.

Ведь другой, похожей нету! - руки вперед, ладони вверх.

Игра в кругу с мячом.

Какая наша планета? (большая, круглая, огромная, голубая, зеленая, солнечная, светлая, добрая ) - Какой воздух (чистый, свежий) - Какое солнце (яркое, теплое, ласковое)

Что нужно делать, чтобы наша планета оставалась такой же красивой? (охранять, беречь, защищать, не сорить, любить природу)

Дети садятся на стулья.

Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк (слайд № 20) . В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски (слайд № 21) . Какие материки вы знаете?

Дети. Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Почти на каждом материке есть много стран. Нет их только в Антарктиде - там вечный холод, снега и льды.

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

Д/Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

На 5 материках живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга.

(Похожи - одинаковое строение тела : есть руки и ноги и т. д. Отличаются - цветом кожи, цветом волос, разрезом глаз) (слайд № 22-27) .

Д/Игра «Кто где живет»

Франция-… …--- японец

Англия-…. …-- китаец

Америка-…. … -- россиянин

Кроссворд. А теперь, ребята, чтобы закрепить все знания, которые вы получили, мы с вами разгадаем кроссворд. Кто прочитает, какое в кроссворде главное слово?

Земля – наш общий дом для всех , кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле . Сможет ли человек жить один на Земле ? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т. д.? Конечно же, нет! (слайд № 28-33) .

Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом » .

Ребенок слайд № 34

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце,

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота , на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т . д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы : загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т. д. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Карточки с правилами поведения в природе. - Нужно назвать правило и объяснить, почему нельзя так делать.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля .

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Первый ребенок. (слайд № 35-40) .

Наша планета Земля очень щедра и богата :

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами , цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

На этом наше путешествие по нашей планете заканчивается. И я думаю, что вы не забудете то, о чем мы с вами сегодня говорили, и будете беречь птиц, насекомых, зверей. От того, как вы будете себя вести, будет зависеть будущее нашей планеты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной

деятельности для детей подготовительной группы.

(Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».)

Тема: «Земля- наш общий дом»

Подготовила:

Воспитатель 1-ой категории

Климова.И.К.

Москва 2014г.

Предварительная работа.

Аппликация «Дадим шар Земной детям»

Посадка рассады цветов. Украсим наш участок.

«Планета Земля-наш общий дом»

Изготовление макета Земли

Цель:

1. Дать детям представление о планете Земля.

2. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.

3. Подвести к пониманию того, что планета Земля сейчас в опасности, чтобы спасти её, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

4.Развивать экологическую грамотность.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

6.Развивать творчество, внимание, мышление.

Материалы. Игрушка «Почемучка», глобус, карта мира, слайды, мяч, карточки с изображениями флагов разных стран, карточки с изображениями гербов разных стран, значки SOS, клей, вырезанные на предыдущем занятии цветы.

Предварительная работа : Занятие – беседа «Планета Земля в опасности». Занятие «Земля – космическое чудо». Изготовление цветов для украшения планеты Земля. Разучивание стихов о России, Москве, пословиц и поговорок.

Ход непосредственной деятельности.

Сюрпризный момент.

Дети входят в зал, рассматривают как он украшен. Появляется игрушка Почемучка.

Почемучка . Ребята, добрый день! Я большой путешественник, решил полетать на воздушном шаре и залететь к вам в гости. (читает стихотворение)

«А вы знаете, дети,

Был случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали- вот чудеса-

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где наша улица? Где наш дом?»

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Все перепуталось, всё заблудилось,

К счастью, такое лишь в сказке случилось».

Я рассказал вам про это нарочно, чтобы проверить, знаете ли вы точно, где живете? Где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы?

Дети по очереди называют свой домашний адрес.

Почемучка. Я пришел к вам в гости с подарком- но для того чтобы его получить отгадайте загадку.

«Моря есть- плавать нельзя,

Дороги есть- ехать нельзя,

Земля есть- пахать нельзя.

Что это? (Глобус.)

- Да, загадка трудная. Но я вам могу помочь. Посмотрите, какой интересный предмет я вам принес. (Показывает глобус) Кто знает что это? (Ответы). Правильно, глобус- это уменьшенная модель Земли. Давайте мы его повнимательней рассмотрим и загадка покажется простой.

Синим цветом обозначены моря, реки и океаны, коричневым и желтым – горы и пустыни, зеленым- леса и долины, белым – ледники.

Кто первым увидел Землю из космоса? Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Показалась она ему такой маленькой, беззащитной, на космическом корабле ее можно облететь всего за полтора часа. Так что мы с вами, земляне, должны беречь и любить нашу Землю, нашу Родину.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему глобус изображен на картине таким как дом? Крыша над глобусом для того, чтобы показать, что Земля- наш общий большой дом.

Проводится игра: «Покажи ответ движением». (подсказки на слайдах)

А какая у земного шара крыша? (Небо. ) (Руки вверх)

А как называется то, на чем мы стоим? (Земная поверхность .) ( Топают ногами.)

А какая у нас одна на всех огромная лампа, она же печка? (Солнце.) (Развести руки перед собой).

У нас общий и водопровод. (Дождевые и снежные тучи .) ( Имитируют руками капли дождя)

И вентилятор тоже один. (Ветер.)(Качаются из стороны в сторону).

Почемучка. Вы хорошо рассказали про наш общий дом –Землю, что я вам предлагаю поставить ее модель- глобус на самое почетное и видное место (ставит на стол .)

Воспитатель. Ребята, я хочу вам сообщить что у нашей планеты тоже есть свой праздник, он называется «День Земли». Люди всего земного шара отмечают его 22 апреля.

Планета Земля- это «дом» для всех людей. Но «дом» этот начинается с того места, где живет человек.

А мы с вами где живем? Как называется наш «дом»?

(Ответы.) Наша страна называется Россия. А где же на земном шаре находится наша страна? Где наш материк? Где на нем место, которое занимает наш город? (Ответы.)

Сейчас я покажу вам, где находиться Россия. (Показывает на карте и обводит границу.) Наше государство- Россия- расположено вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на глобусе. А вот здесь находится наш с вами город –Москва. Столица нашего государства. И здесь мы с вами поставим красную звездочку.

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

( Исполняется песня «У моей России»).

Затем дети поочередно говорят пословицы о родине.

    Всякому мила родная сторона.

    Своя сторона не бывает холодна.

    Родная землица и во сне снится.

    Возвращая земле долг- будет толк.

    Велика русская земля, а везде солнышко.

    Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Воспитатель предлагает детям встать. Звучит гимн России.

Ребята, что за музыку вы сейчас слышали? (Ответы)

А что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня). Гимн прославляет нашу страну, любовь к ней всех россиян.

Как слушают гимн? (Его слушают стоя ) .Этим проявляют уважение к гимну. Мы тоже слушали его стоя.

А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы. Готовы? Тогда начинаем.

Игра с мячом.

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

Как называются люди, живущие в России? (Россияне.)

Назовите столицу России.(Москва.)

А как называются люди, живущие в Москве? (Москвичи.)

Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (Ул. Свободы.)

Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Москва.)

Какие города расположены рядом с нашим городом? (Ответы).

Как называется модель Земли?

Какова форма Земли?

Как называются люди живущие на нашей планете?

Какой ты хочешь видеть нашу планету?

Воспитатель.

Давайте ребята прочтем стихи о нашей родине и родном городе.

Стихи о России, Москве.

Воспитатель . А сейчас я вам скажу самое главное- наша планета Земля в опасности! На ней много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух- его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета Земля требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (Ответы). Я вам скажу- SOS (показывает знак). Это призыв о помощи. Давайте на Северном полюсе глобуса установим флажок с сигналом SOS. Мы с вами будем знать, что планете требуется помощь, ее надо спасать общими усилиями. (укрепляется флажок.)

Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (ответы).

Чтобы ей помочь, надо научиться любить природу, понимать ее. Ведь наша Земля это наш дом, наш двор и сад, наши парки и леса. В это весеннее время, готовясь к празднику, все наводят порядок в своем Большом Доме-месте где живут.

Кто видел, что делают люди весной для того, чтобы наши улицы стали чище и красивее? (ответы.) Люди убирают мусор с газонов, окапывают деревья, подстригают кустарники и красят ограждения, скамейки, детские площадки, открывают фонтаны, высаживают цветы в клумбы.

Дети читают стихи.

Наша планета Земля очень щедра и богата

Горы, леса и поля- дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

А мы с вами сейчас тоже украсим цветами глобус- уменьшенную копию нашей планеты.

Дети приклеивают цветы на глобус.

Звучит « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.


Воспитатель. Ну вот и окончилось наше путешествие по планете Земля. Пора нам возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашим другом Почемучкой. Я думаю, что вы уже никогда не забудете, что наша планета нуждается в вашей помощи и охране.

Заключительный этап. Проводится хоровод «Шире круг».

Казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатерининский детский дом»

Методическая разработка открытое занятие инсценировка «ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
(для детей от 7 до 10 лет)

Разработала:
Мартынова О. П.
(воспитатель 2 квалификационной категории)

1. Пояснительная записка.
2. Методические рекомендации.
3. Сценарий.
4. Сценарный план.
5. План подготовки.
6. Методические советы.
7. Литература.
8. Приложение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее, так как уже сейчас в полной мере ясно, что производимые человеком блага выступают как губительный эффект в огромном масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры.

Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать интерес ребенка к экологии. Воспитатель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к проблемам экологии.

Вызвать у детей стимул, интерес и внимание к окружающей среде, можно различными средствами и способами:

  • чтение сказок, мифов, легенд;
  • принятие участия в играх, наблюдениях, экскурсиях, викторинах, сценариях;
  • при помощи музыки и рисования.

Так постепенно у ребенка будет формироваться чувство красоты природы, радости и удивления.
Данное мероприятие проводится в форме открытого занятия - инсценировки, рассчитано на детей в возрасте 7 - 10 лет.

Цель: формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.

Задачи:

  1. формирование первоначальных экологических знаний и представлений о природе.
  2. воспитание гуманного отношения к природе и понимание важности охраны окружающей среды.
  3. создание экологической и развивающей среды в детском доме.

Данное мероприятие необходимо проводить в просторном зале, чтобы обеспечить реализацию методического замысла (исполнение стихов, песен, танцев, постановки с использованием фонограммы).

Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а так же учитывать ранее накопленные знания и опыт. При распределении поручений необходимо учитывать желания и интересы детей. Для успешного проведения данного мероприятия необходима большая организационная и четко спланированная работа. С детьми необходимо не только разучить стихи, но и отработать выразительность речи и эмоциональное исполнение. Не только выучить песню, сценарий, но и отработать такие умения как: уверенно держать себя во время выступления, умение взаимодействовать друг с другом, сопереживать, формировать артистические умения, культуру поведения.

Воспитанники должны оказывать посильную помощь при изготовлении наглядности, оборудования, декорации и костюмов.

Педагог принимает участие в сценарии вместе с детьми, тем самым, придавая уверенность детям, создает комфортные условия и эмоционально настраивает детей на восприятие данного материала.

Каким будет мероприятие ярким, радостным, эмоциональным, запоминающимся - зависит от тех, кто представляет его зрителям, реализует его, и, наконец, от самих зрителей.

Оборудование:

1. надпись на сцене «Земля - наш общий дом»
2. изображения птиц, цветов украшают сцену.
3. костюмы «Красная книга», «Природа», «Заяц», «Лиса», «Волк», «Тюльпан», «Ландыш», «Лев».
4. магнитофон.
5. живые цветы.

Сценарий

Участники: Педагоги и воспитанники детского дома от 7 до 10 лет.

Место проведения: Актовый зал.

Оформление: На сцене надпись «Земля - наш общий дом», зал празднично украшен, расставляются декорации, стулья для зрителей, герои в костюмах.

Театрализованное представление

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

(Звучит тревожная музыка).

Красная книга:
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Природа:
Есть просто храм
Есть храм науки
А есть еще природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй ее!
1-й чтец: Я сорвал цветок - и он завял.

2-й чтец: Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

1-й чтец: И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

2-й чтец: О, человек! Природа - мать ни рек и не морей.
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени это доверие природы, не обмани ее! О, человек!

Природа:
Я - природа. Прошел уже 1 миллион лет, как на Земле появился человек. И лишь в ХХ веке он окончательно возомнил себя господином. Мои ресурсы общество считало безграничными, поэтому не было заботы об экономном использовании и воспроизводстве. Все отходы беззаботно выбрасывались в окружающую среду, бессердечно уничтожались многие виды животных.

Природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа щедра и бескорыстна, она дает нам все для жизни.

Природа: Как великолепны творения природы. Ими можно только восхищаться, поражаясь, сколько богата она на выдумки.
Красная книга: Однако порой взрослые, и дети безумно ведут себя по отношению к ней, истощаются недра, загрязняются реки и озера.

Чтец: (Стихотворение «Океан седой». Звучит тревожная музыка).

Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как Боги -
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют черные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Черные сотрешь ли человек?

(Песня «Прости Земля»).

Природа: Слышите дети! Земля просит о помощи!

(Стихотворение читает Ландыш. Звучит спокойная музыка.)

Ландыш:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны, здесь уцелевшей ненайти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет, я
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют
Не услыхав, что за спиной, деревья слезы льют.

Заяц: Лес является величайшим источником вдохновения и здоровья, он учит нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.

Лиса: Лес - это самый верный ваш помощник в борьбе за урожай. Он смягчает климат, останавливает сухие ветра, пыльные бури, преграждает своими зелеными полотнами путь сыпучим пескам.

Волк: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б вы знали о них, то у вас, должно быть не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.

Синица: Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.

Заяц: Лес дал вам первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил ваших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца и ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей.

Лиса: Из дерева делались дома и лодки, копье и соха, колыбель. Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых давал лес.

Волк: Ваши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять.

Синица: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.

(Песня «Тонкая рябина» или «Не рубите мужики»).

Красная книга: А список уничтоженных видов животных и растений пополняется на протяжении всей истории человечества.

Чтец: Палим, во что попало - жаден глаз!
И рубим и взрываем, и коряжим.
Природа - мать ждет милости от нас
А взять ее у нас, увы, не может.
Природа: Ведь вдумайтесь, каждую минуту на земле исчезает один вид живых организмов.

Красная книга: И не столь уж важно - солидное это четвероногое или крошечный жучок с какого-нибудь островка в Тихом океане, на весах жизни все они равны.

(Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» или танец бабочек с цветами и птицами).

Чтец:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты
Если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Бабочка: Только за последние три столетия с лица Земли навсегда исчезли 36 видов млекопитающих.

Синица: 94 вида птиц и насколько сот видов беспозвоночных, среди них сумчатый волк, странствующий голубь.

Тюльпан: Все больше и больше исчезнувших и оказавшихся на грани исчезновения животных и растений, попадают на тревожные страницы «Красной книги».

Природа:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Красная книга:
Красная книга - это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли. Первая Красная книга - международная, она появилась в 1966 году. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать, тот ущерб, который нанесли люди природе.
Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.
Черная страница в книге содержит названия исчезнувших видов, красная - виды на грани исчезновения, желтая - восстанавливающихся, зеленая - малоизученных, белая - не изученных видов животных и растений.

Бабочка: Огромное число бабочек внесено в список самых горячих точек на карте жизни.

Тюльпан: Несколько сот видов растений. Среди наших близких знакомых это ландыш майский, большинство орхидей, подснежник белоснежный, колокольчик.

(Лесная поляна. В центре на троне сидит лев. Вокруг него лесные жители).

Лев: Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил вечевой колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты.

Синица: Мы птицы взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов, ежегодно мы теряем крылатых братьев. И это все по вине человека.
Лев: Разве человек может так поступить с вами? Я не могу поверить, этого не может быть, ведь все мы часть природы.
У всех у нас есть одна мать, по имени природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев на веки
В душе ее прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.

Волк: Человек имеет прямое воздействие на флору и фауну. Это привело к тому, что вымирание видов животных и растений составляет в наше время от одного до десяти в год. Сегодня на грани исчезновения находится 1000 видов животных и 2000 видов растений.

Лев: Неужели это так? Неужели человек не понимает, что истребляя вас всех, он готовит такую же участь и себе. Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему осталось только одно - научиться достойно, жить на Земле.

Волк: Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты, что-нибудь кроме смерти?

Лев:
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по царски.
Я - последний из львов,
Но пускай за меня говорят.
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинов семья,
За которой неделю подряд.
С вертолета охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф.
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и не можем,
Но без нас ты представь
Разве будет Землею Земля?
Но без нас - ты пойми
Разве море останется морем?
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут
Мы - пушистые глыбы тепла
Мы живое зверье.
Все твое на планете,
А нашего нет ничего.
Может правда, что день ото дня,
Мир становится злее.

Бабочка: Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа.

: Однако, то что сделано, нельзя исправить никаким раскаянием.

Тюльпан: Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но происшедшее - непоправимо!

Волк: Мало не делать зла - нужно делать добро.. только тогда ты будешь, счастлив и спокоен.

Лев: В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы маленькому существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем иное.

Природа: Проблемы экологии, охраны природы все больше волнуют человечество. И это понятно - Земля наш общий дом, и единственная в мире обитель. Мы плотью и кровью принадлежим природе, находимся внутри нее и зависим от нее. Достаточно вспомнить, тебе человек, что без пищи, ты проживешь 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха 5 минут. И вот над всем этим нависла угроза гибельного экологического кризиса.

(Звучит щебет птиц, звук моря).

Чтец: Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над ночным покоем.

(Дети держат в руках листики березы, клена, на них написаны правила поведения в лесу. Зачитывают эти правила и бросают листочки в зал, словно деревья сбрасывают листву).
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН №
п/п Мероприятия Ответственные
1 Звучит тревожная музыка, на сцену выходит Красная книга и природа. Музыкальный работник, воспитатель в роли «Красной книги» и ребенок в роли «Природы»
2 Выходят чтецы, читают стихи, ведут диалог с Красной книгой и Природой. воспитатель
3 Песня «Прости Земля». Музыкальный работник
4 На сцене появляются Заяц, Волк, Лиса, Синица ведут рассказ о лесе, беседуют с Красной книгой и Природой. Воспитатель, помощники
5 Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» Музыкальный работник
6 На сцену выходят, Тюльпан и Бабочка рассказывают о проблемах экологии. Воспитатель и помощники
7 Все звери, птицы и растения приходят с жалобой к царю зверей Льву. Воспитатель, помощники, музыкальный работник

ПЛАН ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Изучение методической литературы по данной теме.
  2. Составление сценария.
  3. За неделю до праздника провести экологическую викторину.
  4. Разучивание стихов, песен, танцев.
  5. Отработка интонационной выразительности.
  6. Репетиция сценария.
  7. Подготовка декораций, наглядностей, костюмов и оборудования.
  8. Оформление зала.
  9. Выставка детского творчества.
  10. Расстановка мебели.
  11. Подведение итогов экологической викторины.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ВИКТОРИНА

  1. В древней Руси этого зверька называли «Векша», он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив, любит шишки и орешки. (Белка).
  2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету, он сливается с травой. (Кузнечик).
  3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Весной поедают большое количество гусениц и жуков. (Скворец).
  4. в России этого жука издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький очень добродушный и безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жуку. (Божья коровка).
  5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко - красные и сидят прямо на ветках и стволе. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. Ядовита для людей. (Волчья ягода).
  6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых, этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей, В этом их вред. (Муравьи).
  7. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).
  8. Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).
  9. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа).
  10. Кто кукует у кукушки? (Самец).
  11. Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень).
  12. Какая домашняя птица бегает быстрее скаковой лошади? (Индюк).
  13. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).
  14. Любимое лакомство у аиста? (Лягушки).
  15. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки).
  16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке).
  17. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (В гору, потому что у него передние лапы короче задних).
  18. Растет ли дерево зимой? (Нет).
  19. Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Надпись на плакатах

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Помните! Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину.

3. Лес - наше богатство.

4. Не засоряйте природу!

5. Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе - большая семья -
Цветы и деревья, птицы и я!

6. Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек. Г. Х. Андерсен.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Правили поведения в лесу

ПРАВИЛО 1-е.

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е.

Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе - это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е.

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е.

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е.

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М., 1992
2. Богданец Г.П., Смирнова Л.Я. «Формирование экологических представлений у шестилетних первоклашек» // Начальная школа, 1989г. № 5.
3. Велик И. «Что должен знать и уметь юный защитник природы», М., 1983г.
4. Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких», М., 1982.
5. Козлова С.А. Мой мир. - М., 2000
6. Малашенкова В.А. Программа «Природа и человек».
7. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2002г. №3. с. 69.
8. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2005г. №4. с 72.
9. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2007г. №5. с.67.
10. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №2.
11. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №4.
12. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2005г. №4.
13. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2007г. №5.
14. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой //Дошкольное воспитание 1990. № 8.
15. «Экологическое воспитание дошкольников 3 %». Омск. Всероссийское общество охраны природы 2001.
16. Элиот Д. Детская энциклопедия. - Росмэн, 1994

Человеку пока не суждено понять, что Земля – это уникальное творение Вселенной, что это планета, летящая с огромной скоростью в пространстве, летящая по своей заданной траектории, планета, живущая и работающая по законам мироздания и есть – наш общий Дом. Человек, обычный человек, сидящий в своей квартире, в своей тихой уютной квартире, вряд ли может, а вернее сказать, никогда не сможет понять, представить и оценить этого Чуда! Он просто-напросто отгородился от Земли искусственно созданным миром, спрятался от всех проблем за стеной благополучия.
Почувствовать и понять, что Земля огромна и могущественна, что её силы как планеты величественны, человек, а вернее, человечек, такой маленький и ничтожный по своим размерам и силам, может только в одном месте – в горах – в огромных возвышающихся до небес Горах, низвергающих вниз миллионы литров воды в своих водопадах. Только в природе – девственной и нетронутой, непроходимой в своих лесах, горах и топях, он может осознать хрупкость человеческой жизни и свою полную зависимость от глобальных планетных событий.
Сейчас очень много говорят об экологии и экологических проблемах, но очень мало, что делается на самом деле. Призывать человека сохранить Землю – свой дом от разрушения, иногда кажется настолько невозможным, насколько невозможно представить себе варвара благоговейно застывшего перед мраморной статуей великого римского скульптора и не разбившего её.
И думается, что прежде, чем призывать человека к этому – к сохранению своего Дома, необходимо, чтобы он осознал и принял мысль о том, насколько сильно Человек зависит от состояния планеты – своего Дома. Надо, чтобы он почувствовал, ощутил на своей шкуре, что «Дисгармония в доме, и жизни спокойной Человеку – не видать!»
Я обращаюсь к Земле со словами, которые могли бы стать для каждого человека своеобразным кредо, словами, показывающими его отношение к ней: «Живи Планета! Живи мой Дом! Живи планета и процветай, живи и дай мне силы жить вместе с тобой!
Ведь планета наша – живая система – это космическое тело. Не хочу произносить слово «организм» это принижает суть планеты, не даёт нам понять глубину, мощь и глобальность её существования. Планета – наш Дом – поглощает и отдаёт (энергию космоса), рождает и разрушает (живые организмы и все тела), она бесконечно огромна для нас и бесконечно мала в пространстве Вселенной. Она являет нам свою сумасшедшую мощь и ничтожность перед мириадами звёзд Млечного пути. Она – сурова для одиноких путников и так беззащитна перед астероидами.
Я призываю - уважать её как свою Мать и не предавать!
Её надо Восхвалять и Любить!
Надо следовать принципам и заповедям:
– Сначала возлюби, потом познай!
– Сначала признай величие и мощь, и никогда не смей уничтожать её доспехи, части и структуры.
– Пользуйся в меру богатствами её и распределяй всё поровну меж нами – людьми.
Земля – наша мать – по сути своей: и химической, и физической и биологической. Наше прибежище во Вселенной, наш Дом - сражающийся с нами и за нас, спасающий и дающий, принимающий наши бренные тела на исходе жизни. Это – наш Дом!!!
Благословите Землю – родину, мать и дом! Сохраните её на века и миллионы лет!
Земля…Она молчаливая и незаметная для человека, спрятавшегося в маленьких коробочках своих городов, но в полный голос кричащая в торнадо и цунами, разрывающая свою поверхность толчками землетрясений и извергающимися вулканами, предупреждающая о боли, страдающая от взрывов бомб и испытаний, от глумления над её недрами, униженная презрением ничтожных соискателей её богатств.
Я обращаюсь к вам, Люди!
Верните себе свой Дом и перестаньте уже его уничтожать!
Обретите себя в своём доме!
Ведь, Сначала была Земля! и только потом… пришёл Человек!

Вам также будет интересно:

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность Наука как социальный институт государства
Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и...
Какое значение имеет Антарктида?
Потребность мировой экономики в минеральных ресурсах будет только расти. На этом фоне,...
Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...