Основные направления и школы западной социологии. Основные школы и направления социологии политики

Среди современных социологических школ наибольшую популярность имела Чикагская школа социологии

Это была одна из первых школ в социальных науках, она занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 - 35 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом. Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются прежде всего органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.

Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Немаловажную роль в формировании "классической" концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении "школы" в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие локалистских и реформистских ориентаций этой школы связано с решением специфических городских проблем. Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач. Городские исследования были подчинены (в духе реформизма) основной задаче - установлению "социального контроля" и "согласия". Социологической теории Чикагской школы свойственно противоречие между "реализмом" на макроуровне ("развитие общества как целостного организма") и "номинализмом" на микроуровне ("общество как взаимодействие"). В целом методологическая ориентация не противопоставляет "мягкие", этнографические методы и "жесткие", количественные: эти методы, как правило, комбинируются и взаимодополняются. В дальнейшем значение социологии Чикагской школы сохранилось для социологии города, и в настоящее время ее идеи особенно актуальны для так называемой "энвайронментальной социологии".

Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы - представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и в конечном счете определяет социальную организацию общества. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей подсоциальный и в значительной степени бессознательный характер. Подобно тому как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Чикагской школы обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией - процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых конфликты отсутствуют.

Отличительная особенность подхода исследователей Чикагской школы к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т.д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности капиталистического города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др.

Стремление объяснить социальные проблемы средой, а также рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию обусловили реформистскую направленность социально-экологических воззрений социологов этой школы. В 20_е гг. Чикагская школа сыграла важную роль в утверждении эмпирических тенденций в американской социологии. Здесь начали разрабатываться и широко использоваться различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный и интервью). Под влиянием Чикагской школы в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования. Такие проблемные области, как социальная экология и социальная патология, привлекают внимание социологов.

Так же немалую роль в истории сыграла франкфуртская школа социологии.

Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и "Журнала социальных исследований". И тем и другим руководил в то время М. Хоркхаймер (1895-1973), стоявший у истоков школы (сам Институт социальных исследований был основан раньше, в 1922 г., политологом Ф. Вайлем).

В 1934-1939 гг., с приходом к власти фашизма, Институт и центр школы с ее руководством перебрались в Женеву, затем в Париж. С началом Второй мировой войны в 1939 г. социологи переехали в США, где в течение 10 лет работали при Колумбийском университете в Нью-Йорке. По мере переездов в другие страны и города создавались филиалы Института в Швейцарии, Франции, США. В 1949 г. Институт вернулся во Франкфурт-на-Майне. Расформирован он был в 1969 г., что означало, по существу, организационный распад школы. Наиболее видные ее представители, кроме М. Хоркхаймера, - Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. Последний - ныне единственный из всех крупных представителей этой школы - продолжает активно работать, считаясь одним из выдающихся современных немецких мыслителей (хотя много лет уже находится не в Германии, занимаясь научным творчеством и ведя педагогическую деятельность в Великобритании).

Наиболее значительные, "классические" работы представителей. Франкфуртской школы, или, как их часто называют, франкфуртцев, были созданы в 1930-1960-х гг. К их числу относятся: коллективные труды "Штудии об авторитете и семье" (1936 г., руководитель Хоркхаймер), "Авторитарная личность" (1950); работы Хоркхаймера "Критическая и традиционная теория" (1937), "Диалектика просвещения" (совместно с Адорно, 1947), "Помрачение разума" (1947); исследования Адорно "Философия, новой музыки" (1949), "Введение в социологию музыки" (1962), "Негативная диалектика" (1966); сочинения Маркузе "Разум и революция" (1941), "Эрос и цивилизация" (1955), "Одномерный человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969), "Контрреволюция и бунт" (1972) и др. Что касается работ Фромма, то они были названы в предшествующей главе. Особое место в перечне трудов, созданных франкфуртцами, занимают работы Хабермаса, представителя второй волны Франкфуртской школы. Это "Знание и человеческие интересы" (1968), "К рациональному обществу" (1970), "Кризис легитимности" (1973), "Теория и практика" (1974), "Коммуникация и эволюция общества" (1979), "Теория коммуникативного действия" (1981).

Франкфуртская школа известна тем, что утвердилась как леворадикальная (критическая) социология. Ее влияние сильно росло с 1940-х до конца 1960-х - начала 1970-х гг. Эта школа обосновала в социологическом плане движение "новых левых" (в конце 1960-х гг.), особенно идеи его экстремистского крыла. Как известно, направленность этого движения состояла в его противопоставлении и даже противостоянии официальной идеологии буржуазного консерватизма, с одной стороны, и социализма в СССР - с другой. Однако в начале 1970-х гг. движение "новых левых" потерпело поражение, что выразилось в разгроме, как ее называли, "молодежной (студенческой) революции". Революционные идеи, тесно связанные и, по существу, даже взращенные Франкфуртской школой, после смерти Адорно, Хоркхаймера, а затем и Маркузе постепенно потеряли свое влияние.

Особое место в жизни Франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и замены сто социализмом, представители Франкфуртской школы сыграли значительную роль в появлении неомарксизма. Он означал не просто обновленный марксизм, как могло бы следовать из этимологии этого термина, а новое направление социальной мысли, в котором философские, политэкономические, социологические понятия, использовавшиеся в марксизме, оказываются соединенными с помощью центральной категории - отчуждения, трактуемого исключительно в социально-экономическом смысле. В свете такого подхода понятно, почему капитализм рассматривается франкфуртцами как общество всеобщего отчуждения и подвергается резкой и беспощадной критике (отсюда одно из названий теории Франкфуртской школы - "критическая теория" или "критическая социология").

Предмет и объект социологии политики

Предмет - изучает те аспекты власти, которые не изучаются другими общественными дисциплинами, а именно, анализ политического процесса с точки зрения восприятия в сознании людей. Соц.политики изучает политическую сферу общества, социально-политические установки, место партий в системе власти. Она изучает также дисфункции, срывы, политические риски.

Объектом социологии политики является политическая жизнь гражданского общества.

Гражданское общество состоит в том, что интересы личности и интересы государства равнозначны или равно порядочны. Гражданское общество возникает как оппонент государству, в связи с этим возникают многочисленные образования партии, общественные организации, добровольные объединения, гражданские инициативы. Социология политики призвана ответить на вопрос, как осознаются отдельными личностями, группами властные отношения, политические права и свободы.

Волков рассматривает в качестве предмета соц. политики содержание политики, политической деятельности, политических институтов, политических движений.

Желтова отмечает, что предметом социологии политики являются политические интересы групп, личностей, отраслей организаций.

Тощенко указывает, что предметом является политическое сознание и поведение личности.

Подход к политике через человека, через сознание и поведение придаёт социологии политики качественную определённость.

Социология политики как учебная дисциплина, её соотношение с другими общими и специальными социологическими дисциплинами.

Цель курса – ознакомление студентов с теорией и практикой социологического анализа политических событий и процессов, и в первую очередь – происходящих в настоящее время.



Для достижения поставленной цели в процессе изучения дисциплины требуется решить несколько задач:

1. определить специфику социологического анализа политических событий и процессов;

2. выделить основные категории политической социологии;

3. описать социологические методы и порядок исследования политической сферы жизни общества;

4. дать общую картину политических процессов, происходящих в современном обществе;

5. на основании анализа общественного мнения и реальных фактов выявить основные проблемы политической жизни современного общества.

Отметим следующие основные функции политической социологии как учебной дисциплины: мировоззренческую, познавательную, воспитательную, практически-политическую.

1. Мировоззренческая функция политической социологии – внедрение нового политического мышления в сознание каждого человека, в особенности – политического руководителя. Необходимо глубокое осознание каждым таких принципов, как приоритет общечеловеческих ценностей, интересов над групповыми (классовыми, национальными, религиозными и т. п.), отрицание насилия как формы социально-политического прогресса, признание за каждым народом свободы социального и политического выбора.

2. Познавательная функция. Политическая социология даёт набор знаний, описывая и объясняя политический процесс, прогнозируя тенденции его развития.

3. Воспитательная функция. Политическая наука оказывает огромное влияние на процесс распространения политических идей и идеалов,политических норм и обычаев, политической информации и знаний.

4. Практически-политическая функция. В системе обществознания политическая социология наиболее приближена к разносторонней реальной практике, к преобразующей или консервативной деятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Политическая социология как отраслевая социологическая наука исследует социальное действие людей в сфере государственной власти (политическое действие). Она тесно связана с политологией. Многие ученые считали и считают до сих пор, что на уровне понятий и теорий эти науки малоразличимы

Американский социолог С. Липсет: обе науки изучают сферу взаимодействия государства и общества, но каждая из них рассматривает ее с разных сторон: политическая социология начинает с общества и исследует его влияние на государство (формальные институты распределения и осуществления власти), а политология начинает с государства и исследует его влияние на общество

политологию в большей степени интересуют политические институты как самостоятельная часть политической реальности, регулирующая поведение людей. Политическую социологию, наоборот, больше интересуют действия людей (интеллектуальные и практические), осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения политических институтов (политической жизни).

Становление политической социологии неразрывно связано с раз­витием общей социологии, ее основных парадигм, теорий, понятий.

политическая социология является отраслью социологического знания, она представляет собой определённый вид специальных социологических теорий. Помимо фундаментальной взаимосвязи с общесоциологическими теориями, она взаимодействует со "сквозными" теориями среднего уровня (т.е. пронизывающими все отрасли социологического знания), другими науками, изучающими политику (политология, политическая история, политическая география, политическая психология и т.д.), и служит основой для получения эмпирического знания об интересующих её объектах.

Основные школы и направления социологии политики.

Одним из первых мыслителей считается Конфуций, который считал, что главные позиции в государстве должны занимать лица, которые обладают специальными качествами, знаниями и подготовкой. В средние века считалось, что власть нельзя критиковать, так как власть монархов поддерживается богом. Однако элементы социологического подхода к явлениям и процессам политической жизни выявляются уже в научной мысли Древнего Востока, античной Греции и Рима, особенно в трудах Платона и Аристотеля, затем у мыслителей позднейших эпох - Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса, Ш. Л. Монтескьё, А. Токвиля и др.

По мнению многих западных ученых (Р. Бендикс, С. Липсет и др.), основателями политической социологии как науки были К. Маркс и М. Вебер. В ее формировании значительную роль сыграли В. Парето, Г. Моска, П. Сорокин, Р. Михельс, Т. Парсонс, Г. Лассуэлл, С. Липсет, М. Дюверже, а в марксистском направлении научной мысли - Г. Плеханов, В. Ленин, А. Грамши, К. Каутский и др. Как специализированная отрасль науки политическая социология утвердилась на Западе в 30 - 50-е годы XX в.

В XX в. развитие политической социологии характеризуется использованием различных подходов к изучению политических процессов: институциональный (Дж. Брайс, А. Бентли), бихевиористский (Ч. Мерриам, Д. Вальдо, К. Боулдинг), постбихевиористский (Р. Ч. Миллс, С. Додд), моделирования (Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд), ценностный (Г. Лассуэлл, Л. Хоффман, Ф. Бро).

Маркс уточнил понятие гражданское общество и политическое общество. Он внёс существенный вклад в теорию развития общества, вязанную с ведущим экономическим фактором.

Спенсер показывал эволюцию соц систем в том числе в политической.

Токвиль показал, что необходим общественный договор, т.е конценсус верхов и низов, ассоциации граждан строят нацию и государство снизу.

К началу 20 в перелом в развитии знаний общества. Разработаны следующие вопросы: формы реализации власти(Вебер), политические элиты (Парето), интегративные связи, политические интересы соц классов(Михельс).

Эволюция парадигм западной социологии. Для социологии политики все проблемы рассматриваются с точки зрения:

1)детерминизм (марксизм, бихевиоризм,необихевиоризм, функционализм) - исходит из принципа причинной обусловленности одних явлений другими.

2)конструктивизм –соц действие создаёт и изменяет соц институты и отношение

3)символический интеракционализм (марксизм) –для Маркса основным детерминирующим фактором развития общества, эволюция развития общества прошла от гражданского общества государства к идеологии.

Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом - система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.

Гумплович разделил социальные группы на простые человеческие сообщества с их антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Извечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают у него в качестве формы социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, обусловливая постоянное их состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, закон борьбы за существование Гумплович рассматривает как естественный закон общества. Не желая того, Гумплович фактически признавал право на агрессию, тиранию, эксплуатацию.

Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов.

Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

§ общую социологию, которая изучает все формы существования людей;

§ специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

Георг Зиммель (1858-1918) Он считал, что предметом социологии выступают «психологический индивид» и различные формы социального взаимодействия людей. Рассматривая историю общества как историю психических явлений, Зиммель сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, например, таких, как господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий.

Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать социальную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий, он ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности.


Вернер Зомбарт (1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития капитализма такова:

§ ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;

§ полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;

§ поздний - монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни.

Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Социологию он трактовал как эмпирико-аналитическую дисциплину, которая весьма отдалена от

экономических и исторических наук и взаимодействует в основном с науками психобиологическими. Визе выделял такие типы социальных отношений, как ассоциации -объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации - разъединяющие, т.е. нарушающие, соревновательные.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества.

социология ковалевский марксистский мечников

Основные социологические направления, школы и этапы развития социологии в России

В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, отечественные социологи создают свои оригинальные концепции, отражающие своеобразие российского общества. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить 5 этапов:

  • - с начала 1860-х гг. до 1890 г.;
  • - с 1890-х гг. до начала XX в.:
  • - с начала XX в. до 1917 г;
  • - возрождение 1950-60-хгг;
  • - с 1980-1990 - х гг .
  • 1 Первый этап развития социологии (1860-е гг. -- 1890 г.) связан прежде всего с творчеством видных идеологов народничества П.Л. Лаврова и Н.K. Михайловского. Развиваемое ими направление получило название «этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости.

По его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности.

Он выделяет три вида солидарности:

  • - основанную на привычке;
  • - основанную на сходстве аффектов и интересов;
  • - сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений людей.

Отсюда он делает вывод о том, что только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность.

Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности.

Субъективным методом он называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда социолог-наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. По его мысли, личность и общество взаимно дополняют друг друга, поскольку всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного -- вред личности.

Таким образом, в качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность», которая, по их мнению, выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственно идеала. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности .

Наряду с субъективной социологией заметную роль в социологической мысли России того периода играет позитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского -- известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис народов разных стран и эпох. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл «генетической социологией», и с этих позиций рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности, государства.

Исходя из установок «социологического плюрализма», он разработан теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Основное содержание общественного прогресса Ковалевский видел в «расширении сферы человеческой солидарности».

В русле позитивизма развивалась «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относится концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым. Он объяснил неравномерность общественного развития влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. При этом решающая роль в развитии общества отводилась воздействию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Теория Л.И. Мечникова содержала ценные идеи, объясняющие механизмы взаимодействия природы и общества.

Наиболее яркими представителями психологического направления в российской социологии были Е.В. Де Роберти и Н.И. Кареев.

Е.В. Де Роберти, понимает социологию как теоретическую обобщающую науку, главная задача которой заключается в «открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии.

По мнению Де Роберти, существует четыре группы социальных фактов, которые в конечном счете определяют поведение индивидов в обществе и специфику их психологического взаимодействия: знание, религиозная вера, эстетические чувства и практические, технические действия людей .

Большой вклад в обоснование роли психических факторов в развитие общества внес Н.И. Кареев. Предметом изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. Кареев отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит, во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного бытия. По его мнению, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и определяется ею. Подобно Де Роберти, Кареев придавал большое значение «коллективной психологии», лежащей в основе развития духовной культуры.

Одновременно с так называемой академической социологией в России большое развитие получили идеологическая и политическая социология.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX -- начале XX в. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, а также ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Владимир Соловьев и Николаи Бердяев глубоко сознавали, что истинной социологией может быть лишь та, которая но сущности своей является идеологией национального духа. Они считали, что социология должна вырабатывать такие важные интегральные, сплачивающие общество понятия, как «национальная идея», «общественный идеал», «коренной интерес» и другие понятия, относящиеся к категории так называемой ценностной ориентации, как мирового, так и национального масштаба .

Социология марксизма в России была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и так называемый «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).

Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма. Наиболее яркими представителями этого течения были П.Б. Струве и М. Туган-Барановский.

По мнению П. Струве, экономическое процветание России в перспективе станет возможным на основе капиталистического пути развития. Необходимым условием этого он считал успешное проведение социальных реформ и создание возможностей для свободного развития индивидов. Важную роль Струве отводил деятельности буржуазного государства -- «организации порядка», способного наладить экономическую и политическую жизнь общества и предотвратить социальные конфликты.

М. Туган-Барановский, так же как П.Б. Струве, предпочитал социализму цивилизованный капитализм. Будучи крупным экономистом и социологом, он высказывал идеи:

  • - частичного и кооперативного предпринимательства;
  • - соединения крупного и мелкого производства;
  • - общественного самоуправления в общественных организациях, общинах;
  • - распределения по труду: «от каждого по способностям, каждой способности по ее труду».

Туган-Барановский большое значение придавал свободной сельскохозяйственной кооперации, через которую крестьяне могут прийти к крупному и эффективному производству.

Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии закономерностей и сущности перехода от частной собственности к общественной .

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) -- это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими представителями анархизма в России были русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

Анархизм XIX в. подразделялся на два течения:

  • 1 анархизм-индивидуализм, представителем которого был Бакунин,
  • 2 анархизм-коллективизм. Кропоткин представлял второе течение, развив его в анархизм-коммунизм.

Суть анархизма, как считал Бакунин, может быть выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из центральных идей анархизма -- идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Государство, по мнению Бакунина, -- это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила .

Подобно Бакунину, Кропоткин резко выступал против «государственного социализма», считая, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе». Этот свободный «анархический коммунизм», по его мнению, должен представлять собой общество равных между собой людей, основанное на самоуправлении и состоящее из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т.п.

Видным представителем исторической школы (направления) русской социологии был Н.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде «Европа и Россия» он выделил и проанализировал основные «культурно-исторические типы», или цивилизации. Согласно его теории, каждое общество, каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии -- рождение, молодость, дряхление и гибель. Цивилизационный подход у Данилевского служил методологической основой поиска особого исторического пути России, обоснованием ее самобытности и возможности для нее не повторять этапов развития западных стран.

Идеи Данилевского оказали сильное влияние на П.А. Сорокина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Их отголоски слышны в идеях Л.H. Гумилева и многих других авторов.

2 На втором этапе (1890-е гг. -- начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы -- известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев и др. -- выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге .

3 Третий этап (начало XX в. -- 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев и П.А. Сорокин.

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин .

Питирим Сорокин -- крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной.

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

  • - социальная аналитика, изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы;
  • - социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов);
  • - социальная генетика, которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Первичной единицей социологического анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развивая идею понимания общества как особого социшмного пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т.д., П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции .

Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную. Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности -- перемещении людей по позициям социального пространства.

П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.

Взяв за критерий классификации общефилософские представления о двойственной природе человека, в которой сосуществуют понятия «материального» и «идеального», «возвышенного» и «земного», П. Сорокин выделил три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный).

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

4 Четвертый этап. Возрождение российской социологии началось только в конце 1950-х -- начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1960-х гг. социология восстанавливает свой социальный статус. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. -- Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ныне -- Институт социологии). Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. стал издаваться специализированный журнал «Социологические исследования».

В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление плана социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований.

Итак, в послевоенное время произошла частичная институционализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами .

5 Пятый этап. Современный этап бурного развития российской социологии наступил в середине 1980-х гг. На этап этапе социологии выходит из под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 годов.

Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины.

В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшие необходимость высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 г. можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков.

Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты вузов. В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам .

Развитие социологической науки в России во второй половине 20 века обусловлено рядом особенностей:

  • - медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы-верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;
  • - интегрирующим началом выступало православие;
  • - заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности - консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и заканчивая большевизмом) .

На протяжении XX столетия социологическая наука претерпела значительные изменения, в результате чего она представляет собой сегодня чрезвычайно сложную систему теорий, концепций, идей, гипотез, методов и способов исследования социальных явлений. Важно отметить, что эволюция главных направлений и школ современной западной социологии осуществлялась одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом. Эмпирические исследования проводились и ранее, но они не носили систематического характера, не имели разработанных методологии и методики.

Эмпирическое направление, возникшее в XX веке, можно рассматривать как противопоставление теоретическим построениям классической социологии XIX века. Его становление связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования социальной философии, с одной стороны, и необходимостью решения практических задач по управлению социальными процессами, с другой стороны.

Наиболее активное развитие в эти годы социология получила в США, что диктовалось, с одной стороны, потребностью дальнейшего развития социологической науки, ее выхода за рамки европейской традиции, с другой – потребностями быстро развивающегося американского индустриального общества и практического решения возникающих при этом новых социальных проблем.

Американская социология представлена различными школами, и Чикагская школа – одна из них. Когда в 1892 г. был образован университет Чикаго, в нем создается первая в США кафедра социологии, которая к 1920-м гг. приобретает статус самой известной в стране благодаря тому, что первой стала заниматься исследованиями города, семьи, бедности, эмигрантов, этнических и расовых проблем, а также разработала ряд важнейших методов исследования.

Основные представители школы: Флориан Знанецкий, Уильям Томас, Эрнст Берджесс, Луи Вирт, Роберт Парк и др. В частности, выход работы американских социологов Уильяма Томаса (1863-1947) и Флориана Знанецкого (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1920) стал заметным явлением. На основе анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий, воспоминаний) авторы исследовали проблемы адаптации мигрантов в новой социокультурной обстановке.

Роль другого представителя этой школы – Р. Парка – трудно переоценить, т.к. именно под его руководством кафедра социологии приобрела известность как Чикагская школа социологии. Парк вместе с коллегами создали теоретическую основу для системного изучения общества. Благодаря их исследованиям социология из социальной философии превратилась в науку о человеческом поведении.

Парк работал в различных областях социологического знания: он изучал личность, социальную экологию, этнические и расовые отношения, массовое поведение, поэтому его часто называют социологом «коллективного поведения». Социальная экология Парка послужила теоретической основой для изучения локальных сообществ в Чикаго. Ее прикладной вариант для социологии города был разработан Берджессом, который описал механизм формирования социально неоднородных районов города в процессе его роста. В рамках Чикагской школы были созданы предпосылки для возникновения урбанистической концепции Вирта. С 1920-х по 1930-ые гг. урбанистическая концепция была практически синонимом деятельности Чикагской школы. В настоящее время идеи Чигагской школы актуальны для так называемой инвайроментальной социологии.

Однако в 40-50-е годы лидерство в развитии эмпирической социологии перешло к Колумбийскому и Гарвардскому университетам. В Гарварде Элтон Мейо (1880-1949) и его коллеги в течение 1924-1932 гг. занимаются проведением исследования на ряде промышленных предприятий г. Хоторна (близ Чикаго), который становится известным как Хоторнский эксперимент. Его целью было исследование влияния оплаты и условий труда, других социальных факторов на производительность рабочих. Основными научными итогами Хоторнского эксперимента стали:

    пересмотр роли человеческого фактора в производстве и отход от прежней концепции рабочего как «экономического» человека, для которого определяющими являются сугубо прагматические цели;

    открытие в трудовых коллективах явления неформальной организации, свидетельствующего о сложных механизмах социальной жизни производственного коллектива.

Благодаря этим итогам Хоторнский эксперимент заложил основу для разработки новых подходов к решению проблем морально-психологического стимулирования труда. Он инициировал развитие индустриальной социологии , в частности, теории человеческих отношений, социологии управления, стал базой для разработки новых подходов к решению проблем морально-психологического стимулирования труда. Индустриальная социология получила развитие в книге Э. Мэйо «Социальные проблемы промышленной цивилизации» (1945). Основными объектами анализа Мэйо в современном ему капиталистическом обществе выступали:

1. Факт разрушения индустриализирующимся обществом «первичных» или «неформальных» организаций. Например, технический прогресс ХХ в. разрушил прежнюю систему цехового ученичества (социализации), которая была одновременно средством адаптации рабочего к производственным условиям, предпосылкой для получения образования, найма на работу и т. д.

2. Растущая индустриализация общества и ее неизбежный спутник – бюрократизация превращают человека в «изолированный атом», порождают враждебность, игнорируют мир человеческих эмоций.

Э. Мэйо подчеркивал увеличение разрыва между техническим и экономическим развитием современного ему общества и его нравственно-социальным уровнем. Вместе с тем он признавал неизбежность последствий общественного прогресса и отводил основную роль в создании социальной гармонии слою «просвещенных менеджеров», так как именно они, по Мэйо, способны к научно-объективному руководству.

Новый этап в осмыслении эмпирической реальности связан также с работами П.Сорокина. Русско-американский социологПитирим Сорокин (1889-1968) считается одной из самых ярких и противоречивых личностей в американской социологии. Через несколько лет после Октябрьской революции Сорокин вынужден покинуть Россию. Он уезжает в США и начинает работать в университете Миннесоты, где к нему пришла известность, после того как он за 6 лет написал 6 фундаментальных работ, определивших различные направления исследований в социологии. В 1930 году Сорокина приглашают в Гарвард возглавить новую для университета кафедру – кафедру социологии. Однако в Гарварде карьера ученого не сложилась: его профессиональные отношения с известным социологом-функционалистом Т. Парсонсом превратились в постоянный конфликт, и Парсонс вынудил Сорокина оставить работу в университете. Сорокин также оказался в прямой оппозиции к представителям Чикагской школы социологии и социального дарвинизма, считая их философами, которые не занимаются проблемами реальной жизни. Война между Сорокиным и Чикагской школой продолжалась десятилетиями.

П. Сорокин – автор многочисленных фундаментальных работ, основными из которых являются «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) и др.

Заслуга П. Сорокина в том, что он сформулировал научные принципысистемы социологии :

    социология как наука строится по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);

    социология должна изучать мир таким, как он есть (субъективное вмешательство в науку должно быть исключено);

    социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

    социология должна быть точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений;

    разрыв с идеей монизма (сведение любого явления к одному началу); вместо монизма – социологический плюрализм.

В качестве объектов своей неопозитивистской социологии Сорокин выделял социальную деятельность и поведение людей; социальные группы и структуру общества в целом; происходящие в обществе социальные процессы.

Исследователь подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает следующие разделы:

    социальная аналитика, изучающая структуру социального явления и его основные формы (социальная анатомия и морфология);

    социальная механика (социальная физиология), изучающая процессы вза­имодействия людей (их поведение);

    социальная генетика, изучающая развитие социальной жизни, ее отдель­ных сторон и институтов (теория эволюции общественной жизни).

Практическая социология это прикладная дисциплина, которая опирается на за­коны, формулируемые теоретической социологией.

Другой заслугой П. Сорокина является разработка теории социальной стратификации и социальной мобильности , которая гласит, что общество делится настраты (слои), различающиеся между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. На этом основании выводятся такие основные формы социальной стратификации (расслоения общества), как экономическая, политическая и профессиональная.

Сущность мобильности как социального явления состоит в том, меняя свое экономическое положение, профессиюили политические взгляды, человек переходит в другую страту. Выделяются два вида мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью понимается переход в группу, находящуюся на том же уровне социальной стратификации (например, сельский житель ста­новится городским, профессия и уровень доходов не меняются), под вертикальной мобильностью переход в иерархическом порядке (из низ­шей страты в высшую или наоборот).

Проблемусоциального равенства П. Сорокин решал следующим образом: он считал необхо­димым предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по степени его личного социально полезного труда» (по заслугам).

Эгалитарная система общества (социальное равенство) по Сорокину предполагает:

    равенство всех перед законом;

    равное право занятия публичных должностей;

    равные политические права (свободы слова, совести, союзов и т.д.);

    равные права на образование.

Несмотря на огромный вклад, который П.А. Сорокин внес в развитие социологического знания, значимость его фигуры до сих пор не получила адекватной оценки ни в американской, ни российской социологии. Американцы, хотя и считают его одним из основателей американской социологии, оставляют за ним лишь роль «заокеанского наставника».

Ведущим направлением в социологии того периода становится структурный функционализм . Он оказался настолько всеобъемлющим, что к концу 1950-х гг. социология и функционализм стали практически тождественны, а его основатель – профессор Гарвардского университета Толкот Парсонс (1902-1979) на долгие годы становится самым известным социологом США и мира.

Функционализм базируется на двух постулатах: применения научного метода для изучения объективного социального мира и аналогии между индивидуальным организмом и обществом. Согласно первому постулату, социальный мир можно изучать также как мир физический. Это означает, что функционалисты рассматривали социальный мир как объективную реальность, наблюдаемую с помощью таких методов как опрос и интервью. В этом плане они не ушли далеко от идей Дюркгейма, который одним из первых применил научный и статистический методы в социологическом исследовании.

Согласно второму постулату об органическом единстве общества, каждое общество представляет собой систему, обеспечивающего свое единство и жизнедеятельность за счет функционального взаимодействия составных элементов этой системы. Составными элементами являются социальные структуры (экономические, образовательные, политические и т.п.), имеющие определенные потребности, которые удовлетворяются социальными институтами благодаря своим функциям. Товары и услуги нужно произвести и распределить между людьми, людьми надо управлять, семья должна воспроизводить население и осуществлять его социализацию и т.д.

По мнению Парсонса, взаимодействующие структуры системы должны решать 4 функциональные задачи. Такими задачами являются:

    адаптация приспособление к окружающей среде;

    целеполагание формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;

    интеграция поддержание внутреннего единства и упорядоченности пресечение возможных отклонений;

    латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабиль­ности, самотождественности системы.

На уровне общества функции адаптации осуществляет экономика, целеполагания – политика, интеграции – право и культура, латентность – семья, школа, церковь и т. д.

Одной из центральных категорий теории Парсонсаявляется категория социального действия . Его составляющими являются актор, ситуация и ориентация актора на ситуацию. Актор – это индивид (группа), который активен и способен к постановке цели, анализу ситуации, он определяет способ и методы достижения цели. Ситуация – это факторы (физические, культурные и социальные), актуальные для актора в данный мо­мент, от которых зависят его действия. Следовательно, актор действует в ситуации, где он не может контролировать условия, но может контролировать средства в соответствии с определенными общественными нормами. Нормы усвоены актором так, что они стимулируют его поступать определенным образом. Парсонс утверждал, что действие основывается на нормах и связано ценностями (не грубить старшим). Именно поэтому функциональный анализ часто фокусировал внимание на индивиде, чтобы показать, как социальная среда формирует человеческое поведение.

По Парсонсу развитие общества носит эволюционный характер и может быть описано с помо­щью следующих категорий:

    дифференциации как неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы;

    интеграции как роста целостности системы благодаря появлению и упро­чению новых связей, координации между частями.

    примитивные общества - дифференциация выражена незначительно;

    промежуточные появление письменности, стратификации, выделе­ние культуры в самостоятельную область;

    современные отделение правовой системы от религии, административная бюрократия, рыночная экономика, демократическая избира­тельная система.

Парсонс считал западную цивилизацию вершиной современных обществ, а США как наиболее динамически развитое общество, что дало основание подвергнуть его критике как этноцентриста. Для теории Парсонса характерны абстракция и формализм, что сам исследователь связывал с развитием современных обществ, особенно с тенденциями развития американского общества и считал, что его теория может предложить альтернативную интерпретацию этих явлений. В частности, он признает интегративную функцию за масс-медиа, но негативно оценивает массовую культуру; объясняет изменение в отношении к религиозным организациям в США в его время не как секуляризацию и падение религиозности, а как дифференциацию. Однако практика показывает, что в трансформационных обществах стран СНГ происходит повышение интереса к религии, распространение массовой культуры как адаптация в условиях глобализации.

Другим выдающимся функционалистом был профессор Колумбийского университета Роберт Мертон (1910-2003). Его деятельность во многом способствовала росту авторитета эмпирической социологии в рамках американской социологии, олицетворяя собой единство теории и метода. Кроме того, он разработал ряд важнейших положений функционального анализа для того, чтобы избежать его потенциальных недостатков. В частности, он выделил явные и латентные функции, исследовал действие функций и дисфункций для общества, предложил новую структуру социологического знания, в которой теории среднего уровня стали служить связующим звеном между общесоциологическими теориями и эмпирическими исследованиями.

Теория социального конфликта . Теория конфликта занимается изучением различных проблем, приводящих к социальному конфликту. Существует ряд теорий конфликта, авторами которых многие известные исследователи, однако все они разрабатывали свои теории под влиянием идей Парето, Маркса и Гумпловича.

Социальный конфликт – это столкновение (разногласие, антагонизм) социальных сил. Это означает, что теория конфликта привязана к обществу и организации, где каждый индивид вместе со своей группой борется за получение максимальных благ, которые позволили бы внести изменения в общество. Это могут быть изменения политического, социального характера или революции, что дает основание некоторым теоретикам утверждать, что теория конфликта является лучшим способом объяснить причины классовых и идеологических столкновений в таких обществах как социализм. Данная теория пытается опровергнуть функционализм, который утверждает гармоничное развитие общества без социальных потрясений и революций.

Подобных взглядов придерживался американский социолог Чарльз Миллс (1916-1962) из Колумбийского университета, считая конфликт естественной составляющей социума. Он рассматривал социальный конфликт как борьбу за ценности и статусные привилегии, за власть, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладе­нии ими, но и в нейтрализации или устранении соперника. Основные функции социального конфликта проявляются в интеграции социальной структуры, сохранении солидарности внутри групп, укреплении межчеловеческих отношений и управлении социальными изменениями. Иными словами, Миллс считал конфликт естественной составляющей социального организма.

В свою очередь, другой исследователь социального конфликта Льюис Козер задался целью усовершенствовать структурный функционализм. В отличие от функционалистов, анализировавших гармонию, а не конфликт, он доказал, что конфликт является результатом жизнедеятельности общества. Если функционалисты считали конфликт проявлением патологии, Козер выявил его интеграционную и стабилизирующую роль в обществе.

Разработкой теории социального конфликта занимался также Р. Даррендорф (1929). Суть его концепции раскрывается через следующие постулаты:

    основу взаимодействия в системе «индивид – общество» составляют нор­мы, которые задают ролевое поведение;

    роль – это воплощение властных отношений на поведенческом уровне;

    отдельному индивиду роль задается, т.е. носит нормативно-принудительный характер;

    иерархия ролей существует и на уровне индивида, и на уровне общества;

    социальное неравенство есть неравенство ролей, которое ведет к конфликту.

Даррендорф утверждал, что конфликт можно регулировать при помощи переговоров, посредниче­ства, арбитража и т.д. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени его открытости. Наиболее адекватной для регулирования конфликтов формой обще­ства является демократическое открытое, высокомобильное общество, так как в таком обществе протекание конфликтов предельно формализовано.

Социальная психология как ответвление социологического знания занимается изучением взаимодействий индивида и общества. Она включает ряд направлений, наиболее значимыми из которых являются символический интеракционизм и теория социального обмена.

Символический интеракционизм . Данное направление основали американские философы Ч. Кули и Дж. Мид, которые основе идей Ч. Дарвина создалитеорию человеческой эволюции. Позже его разрабатывал Герберт Блумер, который дал направлению современное название, а также сформулировал основные его положения. Символический интеракционизм объясняет, каким образом происходит социализация индивида в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Так как у человека, в отличие от животного, отсутствуют ин­стинкты как регуляторы поведения, его поведение строится на использовании символов, которые выполняют координирующую функцию, если являются дос­тоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.

Выделяют две ступени социального действия: общение при помощи жестов, прообраз языка, и символически опосредованное общение с помощью языка. Возникновение символически опосредованного общения исследователи объясняют как функционально, т.е. необходимостью координирования действий, так и антропологически, т.е. способностью к созданию и использованию символов. Общение с помощью языка характеризуется тем, что оно порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом, позволяет поставить себя на место другого индивида и позволяет видеть себя глазами другого индивида.

Теория действия, или теория социального обмена Джорджа Хоманса (1910-1989) и Питера. Блау (род. в 1918) сталапопыткой возрождения индивидуализма в социологии. Она изучает виды обмена, с помощью которых индивиды объединяются друг с другом и с группами. Хотя ее разрабатывали в основном Хоманс и Питер Блау, они представляли данную проблему с разных позиций.

Так, Хоманс не любил название «теория социального обмена». Он предпочитал ему «социальный бихевиоризм», желая усилить поведенческий аспект своего исследования, т.е. его действие на микроуровне. Хоманс пытался выяснить, имеют ли наблюдаемые в процессе обмена взаимодействия индивидов тенденцию к повторению в зависимости от вознаграждения и затраченных усилий. Задачу эмпирической социологии он видит в описании связи между явлениями и объяснении этой связи. Описание связи между явлениями возможно благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, предполагаемые закономерности получили название гипотез. Объяснение эмпирических закономерностей возможно только одного типа – психологического.

Центральной категорией теории обмена является категория социального действия. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Иными словами, внимание привлекается к «элементарному социальному поведению», выступающему в виде обменных отношений.

Для объяснения социального действия Хоманс выдвинулпять основных гипотез:

Гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения «гасится»).

Гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами . Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

Гипотеза ценности . Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятное повторения действия.

Гипотеза голодания-насыщения . Чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение).

Гипотеза фрустрации-агрессии . Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.

Из этого следует, что каждый индивид рационально рассчитывает свои усилия и выгоду от собственных действий. Речь при этом идет не только о материальных, но и о широком круге социальных издержек и выгод. Если итоговое вознаграждение достаточно по сравнению с усилиями, то данное действие закрепляется, постепенно становится нормой. Если же вознаграждение с точки зрения индивида недостаточно, то он начинает избегать соответствующих форм поведения.

С помощью этих гипотез Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня. В ряде своих подходов Дж. Хоманс стремился приблизить социологию к экономической науке, что подтверждается исходной позицией исследователя о вполне рациональном характере поведения индивида и его стремлением оценить поступки вида в контексте ряда экономических категорий, например, издержки, выгода, и т.д.

Стремление построить стратегию социологической теории позволило ему классифицировать уровни понятийного аппарата, ключевые понятия которого, такие как «деятельность», «взаимодействие», «ценность», «нормы», «вознаграждение» и др., по-прежнему широко используются последователями данной теории.

В то же время Хоманс понимал, что постулаты бихевиоризма способны объяснить поведение людей только тогда, когда их взаимодей­ствие оказывается взаимовыгодным и симметричным, т.е. сколько затратил, столько и получил (симметричный обмен ). Однако этими постулатами трудно объяснить феномены социального неравенства и власти, поэтому для объяснения несиммет­ричных отношений Хоманс предложил принцип наименьше­го интереса. Его сущность в том, что лицо, имеющее наимень­шую заинтересованность в обмене, обладает большей способностью диктовать ус­ловия другим участникам. Результатом этого становится появление власти; например, так формировался любой господствующий класс. Поэтому любые властные отношения, даже насильственные, являются случаями несимметричного обмена.

Питер Блау развил этот постулат, объясняя социальные взаимодействия на макроуровне. Он показал, что власт­ные отношения возникают как частные случаи социального обмена, когда один из участников облада­ет монополией на некое вознаграждение, которое остальные участники стремятся получить. В этом случае он пытается как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду, на­вязывая свою волю другим участникам (несимметричный обмен ). Появляются властные отношения. В отличие от постулатов Хоманса, Блау показал, что для того чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участни­ками обмена, юридически закреплена на основе норм и ценностей определенной системы культуры, причем эта система культуры не связана с процессами обмена.

В то же время Блау, как и Хоманс, считает, что при обмене деятельностью между двумя лицами используется элементарная экономическая модель. Иными словами, Блау трактует социальную жизнь в качестве своеобразного «базара», где акторы торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды.

Соображения рационального обмена между противоположно направленными интересами вполне применимы к сложным социальным структурам, базирующимся на институализированных ценностях, например управлению. В данном аспекте управление выступает как умение извлекать выгоду, образующуюся между полезностью (вознаграждением) и издержками (потерями, наказанием). Ряд исследователей, в том числе российские социологи (Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. и др.) полагают, что социальный обмен открывает возможность моделировать ситуации, вызывающие желаемое поведение и желаемые реакции с учетом ожиданий участников и возможностей их удовлетворения. Однако эффективность анализа социального обмена на институциональном и организационном уровнях для управления процессами социальной жизни еще не осознана в полном объеме.

В рассматриваемый период времени появились и другие парадигмы социологического знания: социометрия Дж. Морено, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория структурации Э. Гидденса, концепции технократизма и др.

Социометрия (микросоциология) как теоретиче­ское и прикладное направление социологической науки, изучающее социо- и психологические взаимоотношения личностей в малых группах, возникла в 30-е годы XX столетия. Ее возникновение связывают с деятельностью ученика 3. Фрейда Джекоба Морено (1892-1974), эмигрировавшего из Румынии в США, который использовал специфические психологические приемы изучения группового поведе­ния людей. В качестве базисных понятий новой отрасли Морено определял «социус» – товарищ; «метрум» – измерение; «драма» – действие.

Хотя теоретические посылки социометрии со свойст­венной ей фетишизацией психической жизни людей и необоснованным распространением теории малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику, распространенность данного направления объясняется оригинальными исследовательскими методиками, которые используются как общенаучный инструментарий социальных исследованиях в различного рода.

Морено видел значимость социометрии в том, что через раскрытие социально-психических механизмов и психиче­ских структур сообществ она получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.

Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью пользуются социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социограммы, на которых базируется социометрический метод. Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и т.п., позволяющие дать количественную харак­теристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.

Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исхо­дит из того положения, что восприятие действительности зависит от того, как человек ее интерпретирует. Задача социологии заключается в том, чтобы понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта инди­видов.

Согласно данной концепции, при создании теоретической модели мира социолог должен придержи­ваться следующих правил (постулатов):

    релевантности (представительности), т.е. модель должна учиты­вать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения исследуемого предмета;

    адекватности, т.е. модель, содержащиеся в ней знания, мотивы, планы должны быть разумными и понятны­ми с точки зрения здравого смысла;

    логической последовательности – понятия должны быть согласованы, основанные на них высказывания не должны противо­речить друг другу;

    согласования – социолог должен строить объяснительную модель так, чтобы ее можно было эмпирически проверить.

Оригинальная социологическая концепция была представлена в книге Г. Гарфинкеля «Исследования по этнометодологии» (1967), в которой была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу обществен­ных дисциплин. Главной темой американский исследователь считал проблему рационального описания практических повседневных социальных взаимодействий. По Гарфинкелю, социоло­гия призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстра­ординарные явления, одновременно являясь важной сферой повседневной деятельности людей. Поэтому все люди в обществе со­циологи, так как, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

Современная социология характерна тем, что это не столько целостная мононаука, сколько широкое научное движение, направленное на изучение социальных проблем самого различного характера, стоящих перед развитыми странами. Среди теоретических течений современной социологии выделяют: феминизм, постиндустриализм, модернизм и пост-модернизм, коммуникативную теорию и др. Здесь также следует упомянуть теории современного общества, характер которых определяется глобализацией. Теоретикиглобализации современного общества , в частности И. Валлерштайн, связывают социальное развитие стран-лидеров с их экспансией (экономической, политической, культурной). Основные моменты этойтеории: с 1750 по 1950 годы шел процесс становления единой мировой капита­листической системы, поляризации мира. Ядро глобального общества (мировые лидеры производства) закрепля­ло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда эксплуатации колоний и национальных окраин. Индустриальное развитие Европы невозможно при использовании только собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Лишь привлечение сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы менее развитых обществ позволяют метрополиям быстро обогатиться. Сильнейшие из них становятся империями. Менее развитые общества попадают в экономическую, политическую и социокультурную зависимость.

Детищем техногенной цивилизации явилась социологическая концепция технократизма . Основными постулатами данного подхода является признание особой роли технократического стиля мышления; приоритетность роли технических и научно-технических факторов в целом; рассмотрение научно-технической элиты как группы, от которой зависит не только научно-технический, но социальный прогресс. Для данной парадигмы характерен рационалистический подход к миру, стремление найти законы, управляющие той или иной сферой, ее активное преобразование в соответствии с определенными требованиями. Технократизм в социологии ориентирован на рациональный способ решения социальных проблем, возникающих в индустриальном обществе. Проблемы, представляющие широкий общественный интерес, рассматривались как технические вопросы, находящиеся в компетенции экспертов.

Эволюция технократической концепции связано с «информационными» концепциями Масуды, Тоффлера и др. Теории индустриального общества опирались на крупномасштабные сдвиги, происходившие в современном обществе. Такие изменения характеризовались как начало новых ступеней в развитии цивилизаций – становлении «информационной эры». Главная отличительная черта нового общества – баланс между материальными и духовными ценностями, между техническим и гуманитарным знанием, приоритет экологической этики. В информационных концепциях наука и техника уже не рассматривается как непосредственный источник всей изменений, хотя они по прежнему обладают огромной преобразующей силой.

В последние годы центр тяжести общей теоретической мысли сместился из США в Европу, и это смещение обусловлено трудами таких ученых, как Пьер Бурдье, Юрген Хабермас, Никлас Луман и Энтони Гидденс. Однако это не означает отказа от исследования реальных социальных проблем и конкретных социальных фактов, отказа от эмпирического исследования. Взлет теории вызван тем, что она проложила себе путь во все области эмпирической социологии. Отделять теорию от исследования стало бессмысленным. Теоретики перестали гоняться за абстракциями и повернулись к таким реальным проблемам, как риск, идентичность, доверие, гражданское общество, демократия, новые формы труда, культурные травмы и т.п. А эмпирики больше не ограничиваются поиском фактов и сбором сведений, а предлагают модели и механизмы, построенные на основе обобщения эмпирических данных: теории социальных движений, этничности, СМИ, социального капитала, пост-материалистических ценностей и т.п. Теория такого рода объясняет насущные социальные проблемы, генерируя гипотезы, давая тем самым широким массам «карты» их социальной реальности как руководство к мышлению.

Вам также будет интересно:

Особенности строения генов у про- и эукариот
Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие...
Взаимодействие тел — Гипермаркет знаний
Взаимодействие тел «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» Оноре де...
Что означают Советские имена: толкование и история происхождения Имена после революции 1917
Имена советского происхождения - личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР,...
Психология и педагогика Вид стресса связанный с реальными коммуникативными проблемами
Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при...
Восстания Жакерия: причины, события и последствия
ервоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над...